Как выращивают прирученных лосей. Тидвик, лось с добрым сердцем - доктор сьюз Лосиное стадо

Олимпиада

по русскому языку. 8 класс.

I тур.

1. Озаглавить текст.

2. Определить стиль текста.

3. К какому типу речи относится данный текст.

ВСТРЕЧА С ЛОСЯМИ.

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лед. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Еще один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок слегка прикрывал лед, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лед. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(192 слова).

(По роману М. Бубеннова. «Орлиная степь»).

II тур.

1. Расставить ударение в следующих словах:

упрочение, поняла, договор, языковой(барьер), принял, обеспечение, досуг, дочиста, упрочение, щекотно .

2. Замените заимствованные слова русскими синонимами

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог, эгоизм.

3. Изменится ли состав предложения Глухой, дремучий лес . При изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

4. Как вам кажется, можно ли считать словосочетаниями такие двойные термины как: бабочка-капустница, гриб-боровик и т.п . Аргументируйте свой ответ.

5. В каком из предложений слово «пробежала» употреблено как метафора.

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестрёнку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

6. К каким частям речи относятся слова:

Пять, пятеро, пятый, пятёрочка, пятка, впятером, в-пятых.

7. Замените словосочетания фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово ВОДА:

Имеющий унылый вид, неразлучные друзья, делать бесполезную работу, скрыть следы неблагоприятного дела, бесследно пропасть, исчезнуть, ничем не проймешь, разоблачить, уличить кого-либо .

8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки, дно.

9. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны:

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

10. Какой из дедушек «мой»? Почему?

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

2) Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке

III тур.

Сочинение «Всему начало – слово»

Ключи.

Диктант - Оценка за диктант – 10 баллов. За орфографическую ошибку вычесть по 1 б., за пунктуационную – 0,5б. За каждое задание к диктанту по 0,5. Всего – 1,5б Итого: = 11,5балла .

Ответы к заданиям 2 тура .

1 . упроч е ние (уст.), упр о чение, поняла, догов о р, языков о й барьер, пр и нял, обесп е ч е ние, дос у г, д о чиста, упр о чение, щек о тно. (по 0,2 балла = 2 б)

2. Актуальный-важный, антракт-перерыв, ситуация-обстановка (или совокупность обстоятельств), лозунг-призыв, миссия-представительство, задание, финал-завершение, конец, эпилог-заключительная часть, имитация-подражание,подделка, пролог-вступительная часть, эгоизм-себялюбие . (по 0,2 балла = )

3. Изменится. Предложение Глухой, дремучий лес не требует сказуемого, является назывным. При изменении появится сказуемое. =

4. Это словосочетания, т.к. в них от родового понятия можно задать вопрос, зависимое слово изменяется вместе с главным по числам и падежам и совпадает с ними в роде. Тип связи в этих словосочетаниях – согласование. 2 балла

5. 2) и 3) по 1 балла = 2б.

6. кол. числительное, собират. числительное, пор. числительное, существительное, существительное, наречие, наречие. - по 0,2 балла = 1,4б

7 . (как в воду опущенный, водой не разольешь, воду в ступе толочь, спрятать концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, вывести на чистую воду) по 0,2 балла = 1,4б

8. граммов , дел, мандаринов, мест, носков, помидоров, рельсов, чулок, яблок, доньев. - по 0,2 балла =

9. утробный - внутренний, от слова нутро, внутрь

Утренний – завтрак от слова завтра

Утрата не является родственным ни одной паре. - по 1 баллу =

10. В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в 1 предложении «свой» дедушка. - 2 балла

Всего 16,8 балла

Критерии творческой работы.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы. 1б

2. Последовательность и логичность изложения. 1б.

3. Правильный литературный язык, стилистическое соответствие содержания. 2б.

4. Умение делать выводы и обобщения. 1б

5. Следование нормам речи:

Орфография – 1б

Грамматика – 1б

Пунктуация – 1б

Всего – 8б

Максимальное количество – 36,3 б

Доктор Сьюз

ТИДВИК, ЛОСЬ С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ

Так, с чего же начать? Раз на карте нашли мы
Винна-Банго – такое у озера имя.
Берег северный часто Лосиным зовут,
Потому что там дикие лоси живут.
День-деньской по округе бродить целым стадом
И жевать мягкий мох – это всё, что им надо!

Вот однажды искали они жарким летом
Сладкий мох – как всегда. Под деревьями где-то
Лось по имени Тидвик спокойно гулял.
Вдруг к нему Жук подполз и тихонько сказал:
«Я смотрю – ты тут ходишь, еду себе ищешь…
Знаешь, мне позарез нужна помощь, дружище.
Очень жарко, а мне отправляться в дорогу.
Разреши на тебе прокатиться немного!»

«Да о чём разговор! – отвечал ему Лось. –
Я так рад, что и мне, наконец, довелось
Хоть кому-то помочь. Поскорей залезай,
Поудобней местечко себе выбирай!»
И с Жуком на рогах дальше Лось зашагал,
И, как прежде, неспешно мох мягкий жевал.

Два часа пролетело, и вдруг голосок
Жук услышал – древесный пищал Паучок:
«Эй! Везёт же тебе! Тишина и покой!
Да и Лось, я смотрю, дружелюбный такой.
Мне хотелось бы тоже на нём прокатиться…»
«Так давай! – крикнул Жук. – Ничего не случится!
Он гостей обожает! Бросай свой сучок –
И вперёд!» «Вот спасибо!» – сказал Паучок.
И как только на рог перелез, тут же начал
Паутинку плести – ну а как же иначе?

Он ещё продолжал паутинку плести,
Но внезапно услышал, как кто-то свистит.
«Ух ты! – Дятел сказал, к Паучку подлетая. –
Вот такого ещё не видал никогда я!
Я всю жизнь по деревьям блуждаю, а тут
На лосиных рогах превосходно живут!
А нельзя ли устроиться мне с вами рядом?»
«Ну конечно же, – Жук отвечал, – будем рады.
Возражать Лось не будет. Здесь места полно.
Двое нас или трое – ему всё равно!»

Но заставил шум Тидвика насторожиться.
Поднял голову он и спросил: «Что творится?»

«Я гнездо себе вью». – Сообщив эту весть,
Дятел возле рогов стал выщипывать шерсть.
Рвал за волосом волос пятнадцать минут
И смеялся: «Не страшно! Опять отрастут!»

Свил из шерсти гнездо и улёгся поспать.
«Ну и ну! – Лось подумал. – Но разве прогнать
Может гостя хозяин, пусть даже такого?
И не ждал от Жука с Паучком я дурного…

Ну да ладно. Уж как-нибудь перетерплю я.
Пусть сегодня они у меня заночуют
И, надеюсь, отправятся утром обратно».
Только Лося сюрприз ожидал неприятный.

Утром, стоило солнцу взойти над горою,
Он увидел, что Дятлов уже стало двое!
И один говорит: «Просыпайся скорей.
А теперь познакомься с женою моей!
Да, мы только вчера поженились. И кстати:
Вскоре к нам прилетит дальний родственник-Дятел.
Знаю я, как ты любишь гостей принимать.
И конечно, не станешь ничуть возражать,
Чтоб и он у тебя на рогах поселился!»
И едва только новый жилец появился,
Как рога начал клювом долбить что есть сил,
И четыре огромных дупла продолбил!

И тогда всё лосиное стадо сказало:
«Слушай, Тидвик! Избавься от этих нахалов!»
«Я б и рад, – всхлипнул Лось, – но гостей гнать нельзя».
«Где ты видишь гостей? – возмутились друзья. –
Да таких наглецов гнать без жалости надо!
Ну, раз так – не хотим быть с тобою мы рядом!
Нету места тебе среди нас! Уходи!»
Опечаленный Тидвик остался один.

А на дереве Белка сидела с семьёй.
И, увидевши Лося, воскликнула: «Ой!
Что за дырки! Скажите, нельзя ли туда
Мне орехи и шишки запрятать?» «Ну да, –
Дятел ей отвечал. – Посмотри, как тут славно!
Места хватит для всех, а тебе – и подавно!
Приводи всю семью! Лось не скажет ни слова!»
Белки, долго не думая – раз, и готово! –
Перепрыгнули дружно за пару минут
И уютно устроились в дырках. И тут
Кто-то фыркнул. Наверх посмотрел Лось со страхом –
Рысь сидит на рогах, рядом с ней – Черепаха…

Как же Тидвику быть? Вот скажите на милость:
Если б с вами такая беда приключилась?
Ведь не скажешь им: «Вон!», хоть терпеть нету мочи –
Так неправильно, да и невежливо очень.
Не прогонит хозяин гостей никогда,
Даже если у тех не осталось стыда.
Улыбаться, молчать и жевать сладкий мох –
Ничего больше Тидвик поделать не мог.

Но зима за собою мороз притащила.
Мох замёрз. И лосиное стадо решило
Поскорее на берег отправиться южный,
Потому что спасаться от голода нужно,
А на юге – все знают – гораздо теплее,
И замёрзнуть поэтому мох не успеет.

Тидвик плыть вслед за стадом решил, понимая,
Что ему здесь голодная смерть угрожает.
Но едва лишь он в воду ступил, в тот же миг
Наверху разразился неслыханный крик!
«Стой! Куда ты собрался? Что в озере ищешь?
Ты забыл, что рога – это наше жилище!
Не имеешь ты права им распоряжаться!
Не хотим мы на юг! Здесь желаем остаться!»
Лось пытался их уговорить, но куда там!
Громче всех Жук кричал: «Голосуем, ребята!
Кто согласен на юг – «да» пусть скажет в ответ.
Тот, кто хочет остаться – конечно же, «нет»!»

«Да», – один только Тидвик пытался сказать.
Заглушил его шум: «Не хотим уезжать!
Нет!» И Жук ухмыльнулся: «Мы честно сейчас
Победили! Нас больше в одиннадцать раз!»
Бедный Лось, ковыляя, поплёлся назад…
А нахальные гости всех встречных подряд
Приглашали к себе, не смущаясь нимало.
Так Лиса на рога к Лосю влезла сначала,
Следом – Мышь с кучей блох, с нею – Пчёл диких рой,
А за ними – Медведь, преогромный и злой.

Как же Тидвику с этой напастью справляться?
Как коленям от тяжести не подгибаться?
Кое-как два-три шага он сделал, и вдруг
Замер в ужасе – пули свистели вокруг!

Всюду выстрелы, крики: «Скорее стреляйте!
Окружайте его! Улизнуть не давайте!
Мы рога с головой, как трофей, заберём
И на стенку повесим их в клубе своём!»

И испуганный Тидвик пустился бежать.
Он, конечно же, мог постояльцев прогнать,
Чтоб полтысячи фунтов ему не мешали.
Но хороший хозяин с гостями едва ли
Может так поступить! И, голодный, усталый,
Он бежал по ущельям, по тропам, по скалам…

Он бежал, и везде пули сыпались градом,
И всё время кричали охотники рядом.
Вверх на холм! Вниз в овраг!
Выбиваясь из сил,
Бессердечных гостей на себе Лось тащил.

Из-за этих гостей он и скрыться не смог.
Из-за этих гостей был застигнут врасплох
И охотникам всё же в ловушку попался!
Тидвик еле дышал, на ногах чуть держался…

Неужели ему здесь погибнуть придётся?
Ну уж нет! Этот Лось никогда не сдаётся!

Вспомнил он, что сегодня – особенный день,
О котором должны знать и Лось, и Олень:
НЫНЧЕ - ДЕНЬ ИЗБАВЛЕНЬЯ ОТ СТАРЫХ РОГОВ!
И немедленно Тидвик их сбросил. И вновь
Стал он быстрым и лёгким. И крикнул гостям:
«Вы хотели рога? Оставляю их вам!
Забирайте! А я отправляюсь к своим!»
Тидвик бросился прочь и исчез, словно дым.
Переплыл Винна-Банго без всяких препон
И добрался до южного берега он –
Там, где мирно паслось всё лосиное стадо.
Не сказать, как они были Тидвику рады!
А вокруг росло множество сладкого мха…
Вот и всё.

Да, вы спросите: как же рога?
Что ж, рога эти в клубе охотничьем честно
До сих пор занимают почётное место.
А незваные гости устроены рядом –
В виде чучел.
И знаете –
ТАК ИМ И НАДО!

Иллюстрированный вариант выложен на сайте Coollib.net

Урок 61

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверка знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

Берегите природу

Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона - всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов - всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затопленный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке - всё это удар по запасам природных богатств, которые - увы! - не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево - это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

(125 слов )

(В. Ткаченко )

Грамматическое задание

1.Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произвести морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Произвести разбор по составу слов микрорайона, лесопарков, безразмерный, безграничны (по вариантам).

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника - все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.

(192 слова )

(Из сборника диктантов В. Покровского )

Грамматическое задание

1. Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произведите разбор по составу слов:

подосиновиксыроежка

запестрелиотправляться

золотистуюгородские

3. Произведите морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

Урок 62

ТЕМА: «Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении».

ТИП УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

Дать понятие обособления; уточнить, какие члены предложения подлежат обособлению; особенности обособления в письменной и устной речи.

Закрепить умение грамотного письменного разбора предложений обособленными членами.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Ребята, вы узнали на предыдущих уроках, что предложение может быть осложнено однородными членами (с обобщенными членами и без них). Сегодня мы поговорим с вами ещё об одном виде осложненных предложений. Это предложения, осложненные обособленными членами.

Что такое обособление?

Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция?

3. Работа с учебником

. § 47 (чтение материала параграфа, правила).

Упр. 287.

Упр. 288.

4. Работа с записями на доске

Составьте предложения по схемам.

(Весь класс составляет вместе с учителем.)

5. Обобщение по теме

Спишите, определите, какие второстепенные члены являются обособленными:

1) В узеньких коридорчиках, тесных и неопрятных, у театральной залы зрителей встречали девушки, продававшие программки.

2) Перед первым рядом, у самой сцены, стояла пианино и четыре пульта.

3) Андрей, художник-пейзажист, вышел на лужайку, ровным венцом окаймлённую кустами и деревьями.

4) Город был далеко, где-то там, на краю света, с кривыми улицами, грязными бульварами и чадящими автомобилями.

5) Пронеслась ранняя пчела, вечно строгая, озабоченная.

. § 47 упр.289, 290.

Со словами в рамочке придумать предложения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

. «Обособить» - отделить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

«Обособление» - интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ (конструкции, оборота).

(Краткий справочник по современному русскому языку )

2. Найдите примеры предложений с обособлением:

а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык. (А. Пушкин )

б) Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то время в Царском Селе. (С. Комовский )

в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушнин )

г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел. (М. Волконская )

д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы. (А. Пушкин )

3. Укажите, как выделяются обособленные члены предложения:

а) с помощью восклицательного знака;

б) с помощью запятых;

в) с помощью тире;

г) с помощью интонаций;

д) с помощью скобок.

Урок 63

ТЕМА: «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить тему «Понятие об обособлении».

Познакомить учащихся с понятием «обособленные определения».

Развивать грамотную устную речь учащихся, учить интонационно выделять обособленные определения.

ТИП УРОКА: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

3. Мини-опрос

Что такое обособление второстепенных членов?

Как выражается обособление на письме? В устной речи?

Как обозначается слово, к которому относятся обособленные члены предложения?

Какие пунктуационные знаки служат для обозначения обособления на письме?

4. Объяснение темы урока

Запишите предложение:

И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой. (С. Аксаков )

Найдите грамматическую основу и второстепенные члены предложения, подчеркните их.

Что можно сказать об определении? Чем оно выражено? Согласованное оно или нет?

Обособленными определениями в предложении могут быть имена прилагательные, причастия, существительные в косвенном падеже (распространенные зависимыми словами и нераспространённые), находящиеся после определяемого слова.

([ х, | |, ...].)

Разберите пример из учебника (§ 49, стр. 137).

Упр. 291.

Стр. 140: чтение теоретического материала, ответы на вопросы. Обобщение по теме.

5. Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

§ 48, упр. 293.

Урок 64

ТЕМА: «Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения».

ЦЕЛИ УРОКА:

Отработать навык определения согласованных и несогласованных определений.

Практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть, чем выражены согласованные и несогласованные определения.

Научить различать условия обособления определений.

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая «пятиминутка»

Спишите, расставьте знаки препинания, сделайте правильный выбор буквы.

Дружба

Ск(а,о)тившись с горной высоты.

Л(е,и)жал во прахе ду(б,п) перунами ра(з,с)битый

А с ним и ги(б,п)кий плющ(ь,...) кругом е(в,г)о (о,а)бвитый...

О Дружба это ты!

В. Жуковский

4. Работа с учебником

Стр. 141 (анализ схемы, помеченной звездочкой).

Выполнение упр. 295 (устно).

Упр. 296 (по заданию).

Чтение Теоретического материала на стр. 142, анализ условий обособления определений.

5. Практикум по теме

Найдите и выделите обособленные определения и определяемые слова. Укажите, какими частями речи являются определяемые слова. Начертите схемы предложений, расставьте знаки препинания.

1) Довольный ею он принялся уже писать работа его завлекла.

2) Чистое непорочное прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника.

3) Обманувший доверенность вельможа был наказан примерно и отставлен от места.

4) Изнеможенный рассеянный он начал припоминать все какие только знал молитвы.

5) Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями.

6) Перед ним лежала красавица с растрепанною роскошною косою с длинными как стрелы ресницами.

7) Звезды мерцающие в ночи манят нас своим загадочным светом.

(Проверка с объяснением.)

Анализ примечания к правилу на стр. 143.

Задание после изучения примечания:

1) придумайте свой пример с согласованным определением с добавочным обстоятельственным значением.

(проверка вслух, запись удачных 1-2 вариантов с разбором).

2) Упр. 297 (1-5 предл.).

6. Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 48 упр. 297 (6-10 предл.), упр. 299.

Урок 65

ТЕМА: «Текст-рассуждение» (обучающее сочинение).

ЦЕЛЬ : формировать умения учащихся составлять текст-рассуждение.

ТИП УРОКА : урок развития речи.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Структура текста-рассуждения состоит из трех частей:

1) тезис (основная мысль, утверждение или отрицание какого-то суждения, понятия, явления).

2) доказательство этой мысли; убедительные аргументы и факты.

3) вывод, заключение.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

3. Подготовка к написанию сочинения

Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.

1) Работа с учебником § 49,упр. 301. (анализ текста).

2) упр. 302 (напишите о том, что вас волнует по этой теме в виде полемического диалога с писателем).

(Обсуждение возможного варианта концовки.)

4. Сообщение домашнего задания

Упр. 303, 304.

Урок 66

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Формировать умение учащихся обособлять приложения.

Отработать навыки постановки знаков препинания при выделении приложения (условия обособления приложения).

Повторить орфографию (правописание суффиксов глаголов).

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

1. Местные охотники , | звероловы |, вышли в тайгу.

х

Мне часто снятся те ребята - | друзья моих военных дней |.

х

2. Я старался вообразить себе капитана Миронова , | моего будущего начальника ... |.

3. х

| Ровесники годами, близкие родственники |, они почти никогда не разлучались.

4. Сосна, | как дерево смолистое |, с трудом поддается гниению. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу .

5. Смешанный пример:

В.И. Даль, ровесник и друг Пушкина и тоже писатель, по образованию врач, - автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию (запись под диктовку)

Пожало вать в гости, маме нездорови лось, померя лись силой, похлопы вать по плечу, внимательно рассматри вать, заведо вать хозяйством, рассчиты вали на помощь, допыты ваться о происшедшем, расклеи ли афиши, запомни ли навсегда, понрави лись детям, погляды вать искоса.

4. Беседа

Вспомните, ребята, что такое приложение? (Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.)

Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. Некоторые условия обособления определений и приложений совпадают.

5. Работа с учебником

§ 50

Анализ предложений (материал, помеченный звездочкой).

Чтение теоретического материала на стр. 147, составление схем к предложениям из правила.

Анализ предложений на стр. 148

Упр. 307 (по заданию).

6. Практикум

Прочитайте предложения, написанные на доске; найдите определяемое слово (чем оно выражено?); выделите его, подчеркните приложение.

Проанализируйте условия обособления приложений.

Выводы по проделанной работе.

Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению, если стоят после имени собственного, если стоят после нарицательного существительного, если присоединяются к определяемому слову союзом как.

Пояснение. Обособленное приложение с союзом как .

Такое приложение очень похоже на сравнительный оборот. Часто их трудно различить. Обособленное приложение присоединяется к определяемому слову (стоит после подлежащего или дополнения, выраженных существительными или местоимением) и имеет оттенок обстоятельственного (часто причинного) значения. Оно не содержит в себе функций сравнения. Обособленное приложение можно заменить деепричастным оборотом со словом будучи , например: Как истинный романтик, Гофман прожил необыкновенную жизнь. Будучи истинным романтиком, Гофман прожил необыкновенную жизнь.

7. Подведение итогов урока

Что называется приложением? В каких случаях обособляется приложение?

Расскажите об особенностях обособления приложения с союзом как .

В каком случае можно поставить тире при приложении?

§ 50 упр. 308, 309.

Урок 67

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить навыки обособления приложений, относящихся к разным видам определяемых слов.

Уточнить условия обособления приложений с союзом как .

Отработать постановку знаков препинания и выделение интонацией обособленных приложений.

ТИП УРОКА: обобщение материала, закрепление изученного.

НА ДОСКЕ:

1. Спишите, расставляя знаки препинания:

1) Андрей художник-пейзажист вышел на лужайку окаймленную кустами и деревьями.

2) Он как человек городской почти с ужасом вспоминал этот лес труб мансард.

3) Он сам властитель Синодала ведет богатый караван.

4) Пугачёв освободил от гнусных преследований Швабрина дочь этого погибшего капитана Машу Миронову.

5) В Петровском парке был дом пушкинского деда строптивого и мрачного Ганнибала.

6) Он Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

2. Составьте предложения по схемам:

,

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задании

3. Повторение изученного

(Выполнение задания на доске)

4. Объяснительный диктант

1) Каждый человек, хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности. (К. Паустовский)

2) Пушкин, величайший преобразователь лучших человеческих чувств, создал идеал возвышенной лицейской дружбы. (К. Паустовский )

3) Мысли его, Есенина, рождаются вместе с взрывом эмоций. (По Е. Винокурову )

4) Молодёжь и старики, рабочие и профессора, разные слои общества, любят Есенина. (По Е. Винокурову )

5) Александровская колонна воздвигнута как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. (Л. Казаков )

(Проверка проводится в виде схем на доске, сделанных вызванным учеником.)

5. Работа по теме урока

Обособленное приложение с союзом как

1) Слово учителя:

Обособленное приложение может присоединяться союзом как с дополнительным значением причинности.

Например: Гулливер, | как заядлый путешественник |, любил путешествовать. (запись в тетрадях)

НО: не являются приложениями обороты с союзом как в значении «в качестве».

Например: Суворов | как полководец | руководил штурмом врага по всем правилам.

2) Практикум.

Придумайте и запишите предложения по схемам:

6. Работа с учебником

Упр. 311, упр. 312.

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 313.

Урок 68

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота.

Отработать умения определять границы деепричастного оборота.

Закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию

Поклеив обои, бескорыстно поддерживая, отторгнув предложение, восстанавливая силы, расспрашивая о впечатлениях, ревностно охраняя, хрустнув под ногой, участливо заботясь, радостно улыбаясь, направляясь к морю, поблёскивая на солнце, немного помолчав, свистнув с ветки, исправляя ошибки.

4. Повторение

Что называется деепричастным оборотом?

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? А деепричастие?

Составьте по данным схемам предложения.

1) [ , | | ].

2) [ | |, ].

3) [ , | |, ].

5. Работа с учебником

§ 51

Работа с материалом, помеченным звездочкой.

Изучение теоретического материала.

Упр. 314,упр. 315 (по заданию).

6. Практикум

Составьте предложения с фразеологическими оборотами и запишите их.

Спустя рукава, сломя голову, не покладая рук, засучив рукава, сложа руки.

Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречию и непосредственно примыкающие к сказуемому, не обособляются. Ср.

Он читал лежа. - Он читал, лежа на диване.

Придумайте и запишите предложения со словами:

сидя, шутя, не торопясь,

молча, стоя, нехотя,

не глядя, лёжа, играя.

(проверка)

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 317, 320.

Урок 69

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверить качество усвоения нового материала на практике.

Выявить речевые недочеты в работе над составлением предложений с обособленными обстоятельствами.

Развивать логическое мышление и аналитические способности при работе с текстом.

ТИП УРОКА: закрепление и обобщение изученного.

ХОД УРОКА

1. Организацвонный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа с учебником

Стр. 155 (чтение теоретического материала).

Упр. 322 (по заданию).

Упр. 321.

Исправьте грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

Увидев человека в сером, ужас охватил Петера.

Замерев на месте, голова моя была непокрыта.

Опомнившись, мне пришлось уйти.

Делается проверка и вывод об употреблении деепричастных оборотов в речи.

4. Практикум

Запишите предложения. Составьте к ним схемы.

Мендель, взглянув на него и вернувшись к действительности, в первую минуту даже испугался.

Остановив солдата в этой, в высшей степени трудной позе, художник принялся с жаром работать, делая спешный набросок.

Но бедняга, не слушая живописца, спешил спуститься со своего эшафота по лестнице, ведущей с помоста на пол.

(проверка).

Распространите одиночные деепричастия, превратив их в деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.

Измученный Гулливер с трудом поднялся на ноги и шатаясь... вышел на воздух.

Гулливер взглянув... не мог удержаться от смеха.

Остановившись... Гулливер увидел что матросы оставили его на берегу.

Возвратившись... Гулливер рассказал о своих приключениях.

Разгневавшись... королева приказала строго наказать.

(Взаимопроверка)

Измените предложения превратив один из глаголов в деепричастие. Расставьте знаки препинания.

Филипп Филиппович сжал губы и ничего не сказал.

В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы пел про священные берега Нила.

Он выпрямился, глянул на собачью голову...

(М. Булгаков )

(проверка)

5. Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 318, 219.

Урок 70

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Проверить уровень усвоения изученного.

ТИП УРОКА: урок проверки оценки, коррекции знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

I

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая , куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лёд. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Ещё один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лёд, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лёд. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой, среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(187 слов )

(М. Бубеннов )

II

Мазайцы

Талая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины.

Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперёд, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи.

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребём, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы.

А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу незамеченная нами... лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой.

Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием пристаем к лесному обрывчику. Один за одним дают стрекача спасённые нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно, так и не сообразившая, какое с ней - случилось приключение.

(216 слов )

(По А. Сабирову )

Грамматическое задание

1. Разберите по членам выделенные предложения (по вариантам).

2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Составьте из слов диктанта словарный диктант на орфограмму «правописание проверяемых безударных гласных корня».

В древние времена люди поклонялись лосю. Рисунки с его изображением можно найти на саркофагах, гробницах, в пещерах.

Народы Сибири считали, что всем знакомое созвездие Большая Медведица и Млечный путь образовались, когда люди охотились на лося. У апачей, есть легенда о коварном лосе, а канадские индейцы наоборот восхваляют его благородность. На сегодня животное лось хорошо всем известно и относится к промысловым млекопитающим.

Среда обитания лося

Популяция лося насчитывает около полутора миллионов особей. Около половины общей численности живут в России. Но кроме пределов нашей страны эти животные обитают в (Польше, Чехии, Белоруссии, Венгрии, Прибалтике), занимают северную часть , Скандинавию.

В вышеназванных европейских странах лось был истреблен в XVIII — XIX вв. Позднее популяцию восстановили благодаря охранным мероприятиям, омоложению лесопосадок, истреблению естественных хищников лося – .

Занимает северную Монголию и северо-восток Китая до северных районов Сибири. так же стала домом лося, там он обжил Аляску, Канаду и северо-восточную часть США.

Лось занимает лесные массивы и кустарники — березовые и сосновые леса, осинники, ивняки по берегам рек и озер. В и степи лоси могут жить вдалеке от леса. Но любят смешанные леса, где хорошо развит подлесок.

Очень важным условием летнего обитания лося являются водоемы, которые необходимы для спасения от летней жары, а так же в качестве дополнительного пропитания. Зимой же они пасутся в смешанных и хвойных . Глубокий снег не любят, и оседлый образ жизни ведут только в тех районах, где его не выпадает более полуметра.

Если же снег глубокий, они кочуют другие места. Обычно это происходит в конце осени. Сначала уходят самочки с лосятами, затем их догоняют взрослые самцы. Возвращение обратно приходится на начало весны, в период таяния снега. За день способны пройти около 15 км.

Особенности лося

Лось – самый крупный представитель семейства оленевых. Взрослый самец весит около 600 кг., при длине тела 3 метра, высоте 2,4 метра. Самки намного меньше.

Взрослого лося легко отличить от самки по большим лопастям рогов. Их размер бывает до 1,8 метра в ширину, а вес до 30 килограмм. Правда, рога не такой уж постоянный показатель разницы полов – каждую осень лоси лишаются этого отличительного знака.

Они сбрасывают рога после прошедшего периода гона, чтобы весной снова начать их отращивать. Чем старше животное, тем больше ответвлений у него на голове. Так же у самца имеется «серьга» — кожистый вырост под горлом.

Внешность лося довольно незаурядная, это дикое животное сильно отличается от остальных оленевых. Можно судить об этом по множественным фото лосей .

Можно даже сказать, что лосиха немного неказиста – слишком длинные по отношению к телу ноги, горб на спине, большая горбоносая голова с мясистой верхней губой. Но все же, как и все представители животного мира, они пользуются успехом у представителей противоположного пола своего вида.

У лосей отличный слух и обоняние, но при этом слабое зрение. Если человек будет стоять неподвижно, то лось не заметит его и с расстояния 20-30 метров. Лоси хорошие пловцы, любят воду и как спасение от гнуса, и как источник пищи.

Если это крупное животное захочет защититься, то рога не использует, будет отбиваться от хищников передними ногами. Но они не конфликтны, если есть возможность убежать, то не станут вступать в драку.

Образ жизни лося

Лосей можно поделить на несколько подвидов , по разным данным их от 4 до 8. Аляскинский подвид самый крупный, может достигать веса 800 кг. Самый небольшой – уссурийский подвид, отличается своими оленеобразными рогами (без лопастей). В разное время года лоси ведут разную активность. Зависит это от температуры окружающей среды.

В сильную летнюю жару предпочитают прятаться от насекомых в густых зарослях, по шею в воде или на обдуваемых ветром полянах. На кормежку же выходят прохладными ночами. Зимой наоборот кормятся днем, а ночью отдыхают. В особо сильные заморозки ложатся в рыхлый снег, который как берлога греет животных.

Такие места, где лось проводит зиму, называются стойбищем, и зависит их расположение от мест, где больше пищи. Чаще всего это молодые заросли сосны в средней полосе , ивняки или заросли карликовых берез в , лиственный подлесок на Дальнем Востоке.

На одном стойбище могут собираться несколько животных. Было зафиксировано до ста лосей на 1000 гектаров приобского соснового бора. Лоси не стадные , чаще всего ходят по одному, либо собираются по 3-4 особи.

В летний период молодые животные иногда присоединяются к самкам с сеголетками, а зимой небольшое стадо включает в себя и молодых самок и полуторагодовалых особей. С приходом весны эта небольшая компания снова разойдется.

Питание

Рацион лося составляют всевозможные кустарники, мхи, лишайники, грибы, высокие травянистые растения (щипать траву не могут из-за высокого роста и короткой шеи), молодые побеги и листья деревьев (рябину, березу, осину, черемуху и другие виды кустарников).

Лоси большими губами удерживают ветку и съедают всю листву. Летом любят искать пищу в водоемах, могут около минуты стоять головой в воде и выбирать различные водные растения (калужницу, кувшинку, кубышку, хвощ).

С приходом осени переходят на ветки, обгладывают кору с деревьев. Когда пищи много, в летнее время, лось съедает около 30 кг., зимой же только 15 кг. Большая численность лосей вредит лесам, так как одно животное в год съедает около 7 тонн растительности. Лосям необходима соль, которую они слизывают с дорог, или посещают специально устроенные егерями для них солонцы.

Размножение и продолжительность жизни

С приходом осени, приблизительно в сентябре, у лосей начинается гон. Самцы издают громкие звуки, чешут рога о деревья, ломают ветви, как бы приглашая других самцов сразиться за самку.

Найдя самку, они преследуют ее, не давая другим животным к ней подойти. В этот период они очень агрессивны. Битва двух взрослых самцов иногда заканчивается смертью более слабого. В ожесточенных боях лось борется не за стадо, а всего за одну самку – они моногамные животные.

Исключая те случая, когда лося одомашнивают и в стаде присутствуют в основном самки. Тогда один самец должен покрыть нескольких самок, что не вполне правильно.

После двух месяцев ухаживаний происходит спаривание, и через 230-240 дней рождается малыш. В зависимости от количества пищи и благоприятности условий, а помете рождается 1-2 лосенка. Но один чаще всего гибнет в первые же дни или недели жизни.

Первую неделю жизни лосенок очень слаб и не может быстро передвигаться, поэтому тактика защиты у него одна – лечь в траву и переждать опасность. Правда, у него есть хороший защитник – его большая мать. Она будет изо всех сил защищать своего отпрыска, иногда успешно.

Даже медведи иногда погибают от ударов сильных ног разъяренной лосихи. Позже он сможет уверенно держаться на ножках и ходить за мамой. В это время он умеет только объедать листву, которая находится на уровне его роста.

Позже он научиться вставать на колени, чтобы пощипать траву, и пригибать тонкие деревца, чтобы достать свежие листочки. Молоком лосята питаются около 4 месяцев. На таком корме детеныш с 6-16 кг. новорожденного веса уже к осени достигнет 120-200 кг.

Лосям предназначено жить около 25 лет, но в жестоких условиях дикой природы они чаще всего проживают лишь половину жизни. Виной тому медведи, волки, которые охотятся на больных животных, а так же старых, или наоборот, совсем молодых. К тому же лось – промысловое животное, охота на него разрешена с октября по январь.

Попытки одомашнить лосей предпринимались давно. Но, как и многие другие начинания, серьёзный масштаб и воплощение эти инициативы обрели в Советском Союзе. Казалось, что из лося можно сделать "лесную корову" - животное легко приручается, обладает ценным мясом (лучше мяса любого оленя), а кормиться будущие стада лосей могут на отходах лесоповалов (мелкие ветки, стружка, кора), которые нецелесообразно вывозить из лесов. Кроме того, в конце 1930-х годов, когда советское военное начальство ещё носилось с романтической идеей о непобедимой кавалерии, делались попытки сделать из лосей боевых скакунов для войны на севере. По некоторым источникам, лосиный кавалерийский полк был практически сформирован к началу финской войны в конце 1939 года, но эта война, а за ней и Вторая Мировая поставили крест на эффективности кавалерии в современных условиях - даже если эта кавалерия передвигается на лосях.
Идеи мирного использования лосей оказались более живучими, и в 1946 году в девственных лесах Коми (современный Печоро-Илычский заповедник) была создана первая лосиная ферма с мясной специализацией. Однако, довольно быстро оказалось, что, несмотря на лёгкость приручения лося, его очень сложно и дорого содержать в неволе (недаром в очень немногих зоопарках есть лоси). Даже прирученные лоси не желают собираться в стадо и пастись - лесная растительность не выдерживает такой плотности копытных, а луговые травы лоси не любят. Если лося держать в загоне, то корм доставлять ему очень невыгодно (лось ест лишь малую часть древесины и древесной массы); кроме того, у лосей от тесноты нередко начинаются психические расстройства. Единственный способ разведения лосей - прирученные лосихи кормятся в лесу недалеко от фермы, приходят рожать на ферму, в период гона уходят в лес к самцам. Здесь основная сложность состоит в организации и охране огромного лесного пространства, необходимого для прокорма хотя пары десятков лосей.
При Хрущёве попытки одомашнивания лосей достигли наибольшего размаха, было открыто ещё 7 ферм, но почти все они к концу советского времени закрылись. Сейчас осталось 2 из них, рентабельной является лишь .


Дело в том, что на этой ферме впервые стали массово и успешно доить лосих, а лосиное молоко полезно и пользуется большим спросом. Неподалеку от лосефермы даже есть санаторий, специализирующийся на лечении язвенников лосиным молоком. Помимо молочного лосеводства, развита на Сумароковской ферме и научная деятельность - можно сказать, это центр российского практического лосеведения, ферма сотрудничает со многими научными учреждениями.
К сожалению, взрослых лосей мы так и не увидели - не сезон, нас познакомили только с молодыми лосями с только пробивающимися рогами, и с новорожденными, пока ещё постоянно живущими в вольерах.



Впрочем, это досадное упущение было компенсировано интересным рассказом - экскурсоводом у нас была одна из доярок фермы.


Собственно, сложность в том, что лосиха - не корова, лактация не круглый год, молоко есть только в период вскармливания лосят (до 4 месяцев, с апреля по июнь). И лосиха знает, кому предназначается молоко, она не подпустит, а вероятно и прибьёт всех, кто пытается подобраться к её вымени вместо лосёнка. Так что когда прикормленной и прирученной лосихе приходит время рожать, то она, как правило, делает это на ферме. Пока мать ещё не оправится от родов, лосёнка быстро уносят в специальный вольер-инкубатор, на его место приходит доярка. Доярка буквально обмазывается околоплодными водами и всем остальным, в чём обычно бывает новорождённый лосёнок. Лосиха приходит в себя, видит рядом что-то довольно странное, но вроде пахнет как лосёнок - ну что родила, то родила, надо кормить. После этого доярка воспринимается лосихой как её лосёнок, лосиха позволяет себя доить только этой женщине. Эта связь держится до осени, когда начинается гон. Особенно мне понравилось, что лосиха приходит кормить своего человекообразного лосёнка каждый день в одно и то же время, так что у одной доярки может быть несколько лосих, которые приходят в разное время и не подозревают о существовании друг друга. Если лосиха видит, что "лосёнку" что-то угрожает, то это в принципе добродушное животное готовится к атаке, и если угроза не отступает, то бьёт копытом, в некоторых случаях становится на задние ноги и делает так называемую "дробь" - бьёт двумя передними копытами одновременно. На ферме таким образом было убито несколько собак. В общем, если у вас есть своя лосиха, то преступников можно не опасаться.
Лосята же первое время содержатся в вольерах, потом разделяются по половому признаку. Самцов отпускают в лес, где они быстро дичают, самок оставляют ещё на какое-то время, и потом они большую часть жизни проводят вблизи лосефермы.
Лосиное молоко - продукт дорогой (600 рублей/литр), дефицитный, но продегустировать его мне удалось. Оказалось довольно вкусно, вроде сливок коровьего молока с грибами и почему-то мукой.