Снеговой человек. Кто такой снежный человек, откуда появился? Все известные факты о йети на данный момент

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Снежный человек. Доказываем существование

Субтитры

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным и мускулистым телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). «Очевидцы» [ ] описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]

Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Однако следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке [ ] .

На канале Discovery в сериале Best Evidence (эпизод «Bigfoot», 2007) дан более взвешенный и критичный, научный взгляд на проблему существования снежного человека. Воспроизведены в лабораторных условиях основные элементы походки «Патти» и эксперты склонились к мнению, что это человек в костюме.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложения, и сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
И. Д. Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминологии, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Генетические исследования

В 2013 году опубликован доклад профессора генетики Оксфордского университета Брайана Сайкса. Согласно анализам двух образцов волос - из западного района Гималаев и из Бутана - выяснилось, что образцы ДНК полностью идентичны ДНК древнего полярного медведя, который существовал более 40 тысяч лет назад и находился в тесном родстве с бурым медведем .

В 2014 году было опубликовано ещё одно исследование, в котором 36 образцов предполагаемых йети были секвенированы. 34 образца принадлежали хорошо известным животным (коровы, лошади, еноты, люди, олени, волки, малазийский тапир), два образца из Ладакха и Бутана оказались ближе всего к вымершему 40 тыс. л. н. подвиду белого медведя (Ursus maritimus ) .

В монастыре непальского селения Кумджунг хранится скальп, который приписывается йети. Украинский журналист Дмитрий Комаров украл волос из этого скальпа и передал его в 2016 году на экспертизу в израильскую лабораторию Galil Genetic Analysis. Анализ показал, что волос не является предметом биологического происхождения . Однако впоследствии было решено провести повторное исследование и образцы волоса были отданы украинской аналитической лаборатории компании «ОТАВА». Результаты подтвердили биологическое происхождение образца и показали что спектр образца совпадает со спектрами волос или шерсти и не является синтетическим материалом. Исследование установило, что морфологические признаки предоставленного волоса (формы и размера чешуек кутикулы и сердцевины волоса) полностью совпадают с опубликованными в открытых источниках морфологическими признаками шерсти Гималайского серау (Capricornis sumatraensis thar), то есть Гималайского горного козла .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Общество криптозоологов

Версии

Российский биолог Владимир Витальев в 2004 году выдвинул предположение, что йети являются одичавшими олигофренами .

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов [ ] , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

…на Памире самый опасный зверь - медведь, которого, как доказал Э. М. Мурзаев, центральноазиатские народы называли «снежным человеком» и, подобно народам Сибири, приписывали ему сознание даже выше, чем у человека. Впрочем, его человеком не считали … и во II в. до н. э. путаницы из-за буквального перевода метафоры не возникло .

Данная версия отчасти совпадает с приведёнными выше результатами генетической экспертизы, а небогатые тибетцы сами опровергать столь надёжный источник заработка не станут ни при каких обстоятельствах.

См. также

Примечания

  1. Мигдал А. Б. От догадки до истины // Химия и жизнь . - 1979. - № 12 .
  2. Еськов К. Ю. «Криптуха, сэр!» // Компьютерра . - 13.03.2007. - № 10 (678) . - С. 36-39 .
  3. Фильм Паттерсона
  4. Поршнев Б. Ф. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах . - М.:ВИНИТИ , 1963
  5. Jennifer Cockerell. Has the Yeti mystery been solved? New research finds «Bigfoot» DNA matches rare polar bear (неопр.) .

, «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

Очевидцы снежного человека

В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



«Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

Дети снежного человека

Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

Женщина йети

Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

Снежный человек в плену

В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

– Нельзя же так, все-таки люди…

По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

«Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

Снежный человек в Гималаях

Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

«На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

Снежный человек в России

Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

Снежного человека сняли на видео

Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

«После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

«Возможность подделки исключается ».

После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

Человекообразное существо, предположительно встречающееся в высокогорных или лесных районах Земли.

Существует мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времен предков человека. Шведский натуралист Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный).
Согласно гипотезам, "снежные люди" отличаются от человека более плотным сложением, заостренной формой черепа, более длинными руками, короткой шеей и массивной нижней челюстью, относительно короткими бедрами. Имеют волосяной покров по всему телу черного, рыжего или седого цвета. Лица темные, а на голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Передвигаются на ногах, хорошо лазают по деревьям.

Предполагается, что горные популяции "снежных людей" живут в пещерах, а лесные строят гнезда на ветвях деревьев.
Рост колеблется от 1 до 2,5 метров; в большинстве случаев 1,5-2 метров; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 метра.

Антрополог Черницкий, собрав многочисленные рисунки, фотоснимки и описания "снежного человека", составил его примерное описание: "Йети - крупное, прямоходящее животное, обросшее густой шерстью, ростом от 140 сантиметров до 2 метров, весом от 35-40 до 80-100 килограммов. У него длинные, до колен, руки, а ноги более короткие, чем у человека. Внешне походит на человеко-обезьяну гигантопитека, широко распространенного на Земле 500 тысяч лет тому назад".

Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам , как минимум к трем.

Впервые о "снежном человеке" заговорили в начале 1950-х годов . Тогда во многих журналах появлялись статьи о многочисленных встречах альпинистов с загадочным существом - йети в далеких Гималайских горах. Потом его стали встречать и в горах бывшего Советского Союза.
В 1954 году английская газета Daily Mail организована первую экспедицию по поиску "снежного человека". Поиски велись в Гималаях.

Экспедиция не достигла своей цели - участникам не удалось увидеть "снежного человека" . Но в результате работы были собраны материалы для решения вопроса о его существовании. В частности, в монастырях Пангбоче и Кхимджунг были обнаружены скальпы и мумифицированные кисти рук существа, напоминающего человека. Крупные ученые-анатомы - Теидзо Огава в Японии, Дж. Агоджино в США, Е. Данилова и Л. Астанин в СССР, исследовавшие фотоснимки останков, пришли к единодушному выводу: они принадлежат существу, больше всего напоминающему неандертальца, одного из предков современного человека.

В конце 1950-х годов при Академии наук СССР была создана Комиссия по изучению вопроса о "снежном человеке". В ее состав вошли известные ученые - геолог, член-корреспондент АН СССР Сергей Обручев, приматолог и антрополог Михаил Нестурх, ботаник Константин Станюкович, физик и альпинист, нобелевский лауреат академик Игорь Тамм. Наиболее активными членами комиссии были врач Жанна Кофман и профессор Борис Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия: "снежный человек" - это доживший до наших дней представитель исчезнувшей ветви неандертальцев.

Немало секретов хранят просторы нашей необъятной планеты. Загадочные существа, скрывающиеся от мира людей, всегда вызывали неподдельный интерес у ученых и исследователей-энтузиастов. Одной их таких тайн стал снежный человек.

Йети, бигфут, энжей, сасквоч – это все его имена. Считается, что он принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, роду человек.

Разумеется, его существование не доказано учеными, тем не менее, со слов очевидцев и многих исследователей на сегодняшний день мы имеем полное описание этого существа.

Как выглядит легендарный криптид

Наиболее популярный образ снежного человека

Его телосложение плотное и мускулистое с густым волосяным покровом по всей поверхности тела, за исключением ладоней и ступней, которые, по словам людей, встречавших йети, остаются абсолютно голыми.

Цвет шерсти может быть разным в зависимости от места обитания – белый, черный, седой, рыжий.

Лица всегда темные, а волосы на голове длиннее, чем на всем остальном теле. По некоторым сведениям, борода и усы отсутствуют совсем, либо они очень короткие и редкие.

Череп имеет заостренную форму и массивную нижнюю челюсть.

Рост этих существ варьируется от 1,5 до 3 метров. Иные свидетели утверждали, что встречали и более высоких особей.

Особенностями тела снежного человека также являются длинные руки и укороченные бедра.

Местообитание йети – вопрос неоднозначный, поскольку люди утверждают, что видели его в Америке, Азии и даже в России. Предположительно, их можно встретить на Урале, Кавказе и на Чукотке.

Эти загадочные существа живут вдали от цивилизации, старательно скрываясь от людского внимания. Гнезда могут располагаться на деревьях или в пещерах.

Но как бы тщательно снежные люди не пытались укрываться, находились местные жители, которые утверждали, что видели их.

Первые очевидцы

Первыми, кому довелось увидеть загадочное существо вживую, были китайские крестьяне. По имеющимся сведениям, встреча была не единичной, а насчитывала порядка сотни случаев.

После таких заявлений, несколько стран, в число которых входили Америка и Великобритания, отправили экспедицию на поиски следов.

Благодаря сотрудничеству двух выдающихся ученых, Ричарда Гринуэлла и Джина Пуарье, было найдено подтверждение существования йети.

Находкой были волосы, которые, как предполагалось, могли принадлежать только ему. Однако, позднее, в 1960 году Эдмунд Хиллари получил возможность исследовать скальп еще раз.

Его вывод был однозначным: «находка» изготовлена из шерсти антилопы.

Как и следовало ожидать, многие ученые не согласились с такой версией, находя все новые и новые подтверждения раннее выдвинутой теории.

Скальп снежного человека

Кроме найденного волосяного покрова, принадлежность которого до сих пор остается спорным вопросом, иных документально зафиксированных доказательств не существует.

За исключением бесчисленных фотографий, следов ног и рассказов очевидцев.

Фотографии зачастую очень плохого качества, поэтому они не позволяют достоверно определить настоящие это кадры или поддельные.

Следы ног, которые, конечно, похожи на человеческие, но шире и длиннее, ученые причисляют к следам известных зверей, обитающих в зоне находки.

И даже рассказы очевидцев, которые, по их словам, встретили снежного человека, не позволяют доподлинно установить факт их существования.

Снежный человек на видео

Однако в 1967 году двое мужчин смогли снять снежного человека на видео.

Ими были Р. Паттерсон и Б. Гимлин из Северной Калифорнии. Будучи пастухами, однажды осенью на берегу реки они заметили существо, которое, поняв, что его обнаружили, тут же пустилось в бега.

Схватив камеру, Роджер Паттерсон пустился догонять необычное создание, которое было принято за йети.

Фильм вызвал неподдельный интерес у ученых, которые долгие годы пытались доказать или опровергнуть существование мифического существа.

Bob Gimlin и Roger Patterson

Ряд особенностей доказывал, что фильм не был подделкой.

Размеры туловища и необычная походка указывали на то, что это был не человек.

На видео было отмечено четкое изображение корпуса и конечностей существа, что исключало создание специального костюма для съемок фильма.

Некоторые особенности строения тела позволили ученым сделать выводы о схожести особи с видеокадров с доисторическим предком человека — неандертальцем (прим. последние неандертальцы жили около 40 тыс. лет назад ), но весьма крупных размеров: рост достигал 2,5 метров, а вес – 200 кг.

После многочисленных исследований фильм был признан подлинным.

В 2002 году после смерти Рэя Уолесса, который инициировал эту съемку, его родственники и знакомые сообщили, что фильм полностью был инсценирован: человек в специально сшитом костюме изображал американского йети, а необычные следы были оставлены искусственными формами.

Но доказательств того, что фильм фальшивый, ими не было предоставлено. Позднее специалисты проводили эксперимент, в котором подготовленный человек пытался повторить снятые кадры в костюме.

Они пришли к выводу, что в то время, когда снимался фильм, невозможно было выполнить такую качественную постановку.

Были и другие встречи с необычным существом, в большинстве случаев в Америке. Например, в Северной Каролине, Техасе и около штата Миссури, но доказательств этих встреч, кроме устных рассказов людей, к сожалению, не существует.

Женщина по имени Зана из Абхазии

Интересным и необычным подтверждением существования этих особей стала женщина по имени Зана, проживавшая в Абхазии в 19 столетии.

Раиса Хвитовна, внучка Заны — дочка Хвита и русской женщины по имени Мария

Описание ее внешности схоже с имеющимися описаниями бигфута: рыжая шерсть, которая покрывала ее темную шкуру, а волосы на голове были длиннее, чем на всем теле.

Членораздельной речью она не владела, а издавала только выкрики и отдельные звуки.

Лицо было крупным, скулы выступали, а челюсть сильно выдавалась вперед, что придавало ей свирепый вид.

Зана смогла интегрироваться в человеческое общество и даже родила несколько детей от местных мужчин.

Позднее ученые провели исследования генетического материала потомков Заны.

По некоторым данным, их происхождение берет начало в Западной Африке.

Полученные результаты экспертизы свидетельствует о возможности существования популяции в Абхазии во времена жизни Заны, а значит, не исключается и в других регионах.

Макото Небука раскрывает тайну

Одним из энтузиастов, который хотел доказать существование йети, был японский альпинист Макото Небука.

Он охотился за снежным человеком 12 лет, исследуя Гималаи.

После стольких лет преследования, он пришел к неутешительному выводу: легендарным человекообразным существом оказался всего лишь бурый гималайский медведь.

Книга с его исследованиями описывает некоторые интересные факты. Оказывается, слово «йети» есть не что иное, как искаженное слово «мети», что означает «медведь» на местном диалекте.

Тибетские кланы считали медведя сверхъестественным созданием, которое обладало могуществом. Возможно, эти понятия совместились, а миф о снежном человеке распространился повсеместно.

Исследования разных стран

Многие ученые по всему миру проводили многочисленные исследования. СССР не стал исключением.

В комиссии по изучению снежного человека работали геологи, антропологи и ботаники. В результате их работы была выдвинута теория, которая гласит о том, что снежный человек – это деградировавшая ветвь неандертальцев.

Однако затем работа комиссии была прекращена, и только некоторые энтузиасты продолжали работу над исследованиями.

Генетические исследования имеющихся образцов отрицают существование йети. Профессор Оксфордского Университета, проведя анализ волос, доказал, что они принадлежали полярному медведю, который существовал несколько тысяч лет назад.

Кадр из фильма, снятого в Северной Калифорнии 20.10.1967

В настоящее время дискуссии не утихают.

Вопрос о существовании еще одной загадки природы остается открытым, и общество криптозолоогов до сих пор пытается найти доказательства.

Все имеющиеся факты на сегодняшний день не дают стопроцентной уверенности в реальности этого существа, хотя некоторым людям очень хочется в это верить.

Очевидно, что только фильм, снятый в Северной Калифорнии, может считаться доказательством существования изучаемого объекта.

Некоторые люди склоны верить, что снежный человек имеет инопланетное происхождение.

Поэтому его так трудно обнаружить, а все генетические и антропологические анализы приводят ученых к неверным результатам.

Кто-то уверен, что наука замалчивает факт их существования и обнародует ложные исследования, ведь имеется столько очевидцев.

Но вопросы с каждым днем только множатся, а ответы находятся крайне редко. И хотя многие верят в существование снежного человека, наука до сих пор отрицает этот факт.

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека: