Стратегия воз здоровье для всех 21 век. Зарубежный опыт

Консультации, проводимые в прошлом году, придали особое значение международной роли ВОЗ в укреплении систем здравоохранения в меняющемся мире. Работая над улучшением систем здравоохранения, которые пока еще не доставляют надлежащих справедливых медико-санитарных услуг всем людям, ВОЗ сталкивается со многими из тех проблем, которые стоят перед странами:

    как сделать так, чтобы программа этой работы была четкой и конкретной;

    как создать лучшие функциональные связи между программами, партнерами, донорами, организациями по оказанию помощи и странами; и

    как обеспечить потенциал для решения текущих вопросов и определения будущих задач.

В основе ответных действий ВОЗ на эту проблему лежат следующие четыре принципа:

    единая Программа действий с шестью структурными элементами;

    программы в области систем здравоохранения, направленные на получение результатов;

    более эффективная роль ВОЗ на страновом уровне;

    роль ВОЗ в международной программе по системам здравоохранения.

Основной целью Программы действий является содействие общему пониманию того, что такое система здравоохранения и что означает укрепление систем здравоохранения . Она также обеспечивает основу для поддержки стран в наращивании масштабов систем и служб здравоохранения с использованием "диагонального" подхода: совместные, скоординированные действия по преодолению препятствий с целью получения желаемых результатов в отношении здоровья и достижения устойчивых успехов в рамках всей системы. Для максимальной эффективности этот процесс должен быть ориентирован на страны и основан на приоритетах, установленных во всесторонних национальных планах здравоохранения.

Какого-либо одного комплекта наилучших практических методик, который можно было бы использовать для улучшения результатов деятельности, нет. Четыре основных принципа и Программа действий ВОЗ прокладывают курс, которому необходимо придать самое приоритетное международное значение. Сотрудничая со странами и международными партнерами в области здравоохранения ВОЗ будет использовать свои преимущества для незамедлительного укрепления систем и служб здравоохранения и спасения миллионов жизней.

"Здоровье для всех " - это глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья, принятая в 1980 году всеми 189 странами - членами ВОЗ.

В 1998 году была принята новая версия стратегии - "Здоровье для всех в 21 веке", главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира.

Одна постоянная цель заключается в достижении полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

Две основные цели:

    укрепление и охрана здоровья людей на протяжении всей их жизни;

    снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Три основополагающие ценности как этическая основа «Здоровья-21»:

    здоровья как одно из важнейших прав человека;

    справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран, групп и контингентов людей внутри стран и представителей обоих полов;

    участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней/подотчетность отдельных людей, групп, населения (общин) и учреждений, организаций и секторов.

Четыре основные стратегии деятельности подобраны для обеспечения научной, экономической, социальной и политической устойчивости как постоянной предпосылки и движущего фактора в реализации целей «Здоровье – 21»:

    многосекторальные стратегии в отношении определяющих факторов (детерминант) здоровья с учетом физических, экономических, социальных, культурных и обусловленных половой принадлежностью перспектив и для обеспечения использования оценок воздействия на здоровье:

    ориентированные на конечные результаты программ и инвестиции для развития здравоохранительной деятельности и клинической помощи;

    комплексная система первичной медико-санитарной помощи, ориентированная на обслуживание на семейном и коммунально-общинном уровнях и поддерживаемая гибкой и чуткой реагирующей больничной системой (стационар) и, наконец,

    совместная здравоохранительная деятельность при широком участии и привлечении соответствующих партнеров по здравоохранительной деятельности на всех уровнях – дома/семьи, школы и мест работы, местного населенного пункта/общины и страны – и содействуя совместным процессам принятия решений, обеспечения выполнения и отчетности.

    солидарность в интересах здравоохранения в Европейском регионе;

    равноправие в вопросах охраны здоровья;

    здоровое начало жизни;

    здоровье молодежи;

    сохранение здоровья в пожилом возрасте;

    улучшение психического здоровья;

    сокращение распространенности инфекционных заболеваний;

    сокращение распространенности неинфекционных болезней;

    сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев;

    здоровая и безопасная физическая среда;

    более здоровый образ жизни;

    уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком;

    условия здоровой среды;

    многосекторальные обязательства в отношении здоровья;

    интегрированный сектор здравоохранения;

    вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи;

    финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов;

    развитие кадровых ресурсов для здравоохранения;

    научные исследования и информация по вопросам здравоохранения;

    политика и стратегии по достижению здоровья для всех;

    мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.

Стратегия "Здоровье для всех" еще раз подтверждает неотъемлемое право человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.

Значительные изменения в ХХ столетии произошли в таких важных сферах как медицинская наука и здравоохранение, медицинское право и этические традиции.

В медицинской науке ХХ век связывается с углублением понимания сущности здоровья и болезни, успехами общей биологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, изучения нервной и эндокринной регуляции, наследственности и генетики; с распространением на биологию и медицину достижений научно-технической революции. НТР привела к перевооружению медицинской науки и практики принципиально новыми методами изучения, диагностики и лечения заболеваний. Прогресс был особенно ярким в методологии исследования всех медико-биологических проблем.

В медицинской практике появились принципиально новые методы профилактики, диагностики и лечения многих болезней, громадные достижения достигнуты в борьбе с эпидемиями и инфекционными заболеваниями, значительных успехов добились ученые и практики в хирургии, онкологии, кардиологии.

В организации здравоохранения главными итогами ХХ века стали:

Признание здоровья социальным правом человека;

Осознание социальной системности здравоохранения и его разномасштабных проблем;

Кардинальные реформы в управлении и самоуправлении этой системой;

Развитие международного сотрудничества в этой области.

В настоящее время мировое сообщество выдвигает новые задачи:

Устойчивого развития общества в гармонии с природой;

Формирования гуманистической парадигмы;

Защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире;

Достижения в ХХI веке "Здоровья для всех".

Политика достижения здоровья для всех в XXI столетии представляет собой перспективное видение этой проблемы. В этой политике изложены глобальные приоритеты на первые два десятилетия XXI века. В соответствии с ними сформулированы задачи, которые, с одной стороны, определяют конкретные цели, а с другой, - условия для достижения и поддержания как можно более высокого уровня здоровья. Таким образом, "Здоровье для всех" - это не отдельная разовая задача. Это идеология, научное обоснование тех практических действий, которые должны и могут привести к последовательному улучшению состояния здоровья людей.

Задача "Здоровье для всех" подтверждена 51-й Всемирной ассамблеей здравоохранения, которая положила соответствующий доклад (А51/5) в основу для разработки будущей политики ВОЗ и государств.

Всемирная Организация здравоохранения сформулировала в рамках программы "Здоровье для всех в ХХI столетии " 10 главных целей (глобальных задач):

Усиление справедливости в отношении здоровья;

Улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни;

Обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия, алкоголизма и наркоманий, табакокурения);

Полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.);

Улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью;

Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни;

Улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи;

Поддержка научных исследований в области здравоохранения;

Внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора;

Разработка, осуществление и мониторинг политики достижения "Здоровья для всех" в странах.

В конечном итоге, идея и стратегия "Здоровье для всех" еще раз подтверждает неотъемлемое право человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.

Глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие должна осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и национальной стратегий. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, - именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по "достижению здоровья для всех в Европейском Регионе" представляет наибольший интерес.

Со времени своего введения в 1980 г. политика достижения здоровья для всех обеспечивала всеобъемлющие рамки для деятельности по улучшению здоровья в Европейском регионе и оказала весьма существенное воздействие на здравоохранительную деятельность. Откликом на запросы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех - "Здоровье - 21". Пересматривая и совершенствуя прежние 38 региональных задач по достижению здоровья для всех в свете прошлого опыта и новых задач, в рамках "Здоровье - 21" ставятся и определяются 21 задача на 21 столетие. Они не являются жестким перечнем предписаний, но вместе определяют суть региональной стратегии. В этом документе нашли отражение вопросы, связанные с глобальными ценностями, задачами и стратегиями "Здоровья для всех", актуальные проблемы здравоохранения в Регионе, а также происходящие в нем политические и социально-экономические перемены и предоставляемые при этом возможности. "Здоровье - 21" предоставляет лицам, принимающим решения на всех уровнях, этические и научные основы для оценки воздействия на здоровье проводимой ими политики. Таким образом, формулируются здравоохранительные требования к любой социальной деятельности любых секторов и слоев общества.

Ключевая цель политики "Здоровье-21" в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их "потенциала здоровья".

Она может быть достигнута путем:

Обеспечения равенства в вопросах охраны здоровья за счет солидарности действий;

Укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;

Снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Конкретизация этих целей содержится в задачах, направленных на:

Достижение солидарности в интересах здравоохранения между европейскими странами (задача 1);

Достижения равенства в вопросах охраны здоровья внутри европейских стран (задача 2);

Обеспечение здорового начала жизни (задача 3);

Укрепления здоровья молодежи (задача 4);

Сохранения здоровья в пожилом возрасте (задача 5).

Это означает, что должна быть:

Улучшена ситуация с состоянием психического здоровья (задача 6);

Сокращена распространенность инфекционных заболеваний (задача 7);

Снижена распространенность неинфекционных заболеваний (задача 8);

Сокращен травматизм в результате актов насилия и несчастных случаев (задача 9).

Для реализации поставленных целей разработаны стратегии в следующих направлениях:

а) С учетом многофакторной обусловленности состояния здоровья стратегии, обеспечивающие позитивные сдвиги в этом отношении, должны способствовать формированию благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных "средовых" условий для населения, т. е. - являться многосекторальными.

Создания здоровой и безопасной физической среды (задача 10);

Обеспечения более здорового образа жизни (задача 11);

Уменьшения ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком (задача 12);

Обеспечения более здоровых средовых условий там, где люди живут, работают и отдыхают (задача 13);

Усиления ответственности и отчетности различных секторов за деятельность, оказывающую влияние на здоровье (задача 14).

б) С учетом роли здравоохранения в обеспечении здоровья и растущей стоимости служб здравоохранения во всем мире должна быть изменена ориентация сектора здравоохранения на достижение конечных результатов.

Эта стратегия может быть реализована путем:

Формирования интегрированного сектора здравоохранения, означающего усиление взаимодействия различных структур, с акцентом на роль комплексной системы первичной медико-санитарной помощи (задача 15)

Улучшение руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи (задача 16);

Финансирования служб здравоохранения и выделения ресурсов (задача 17);

Развития кадровых ресурсов здравоохранения (задача 18).

в) С учетом многосекторального участия и ответственности за достижение целей "Здоровья для всех" должно обеспечиваться управление преобразованиями и регулирование в интересах здоровья.

Стратегия может быть реализована путем:

Проведения исследований и обеспечения информационной поддержки по вопросам здравоохранения (задача 19);

Привлечение партнеров по деятельности в интересах здоровья на всех уровнях: семьи, школы, мест работы, местных населенных пунктов, региона и страны в целом (задача 20);

Принятие и проведение в жизнь политики и стратегии по достижению здоровья для всех (задача 21).

Задачи, стоящие перед Россией

Для того, чтобы определить направления возможной национальной стратегии "Здоровье для всех россиян", можно рассмотреть наши достижения в сравнении с тремя основными задачами, рекомендованными ВОЗ в качестве универсальных ориентиров достижения здоровья для всех. Указанные задачи можно подразделить на три категории:

1. К первой категории относятся две задачи, в которых рассматривается основополагающая ориентация политики достижения здоровья для всех, а именно: достижение справедливости и равенства в вопросах охраны здоровья и улучшение здоровья и качества жизни.

(На выбор этих групп, как требующих особого внимания, повлияло то, что в каждой из этих групп люди относительно уязвимы с точки зрения их здравоохранительного и социального статуса; поддержание здоровья в этих группах имеет собственные уникальные особенности и потребности, наконец, именно эти группы в максимальной степени выигрывают при налаживании эффективных межсекторальных связей).

3. К третьей категории относятся задачи, в которых рассматриваются конкретные проблемы здравоохранения: онкологические и сердечно-сосудистые болезни, другие хронические заболевания, инфекционные болезни, несчастные случаи, проблемы охраны психического здоровья и самоубийства.

Анализ ситуации в Российской Федерации целесообразно начать с третьей категории задач, поскольку задачи второй и тем более первой категории являются их своеобразным обобщением для конкретных групп населения (вторая категория) и для всего населения (первая категория).

Улучшение психического здоровья

В 2020 г. следует обеспечить улучшение психосоциального состояния людей и наличие комплексных служб, которые будут оказывать помощь людям, имеющим проблемы, связанные с охраной психического здоровья.

В России во второй половине 90-х годов услугами психиатров пользуются около 6 млн. человек (42 из каждой 1000 населения). В течение года психические расстройства впервые диагностируются в среднем у 7 человек, и 8 из каждой 1000 населения госпитализируется по поводу психического заболевания. Впервые признается инвалидами в связи с психическим заболеванием 1 человек из 1000 населения. Контингент лиц, пользующихся психиатрической помощью значительно расширился, но стал при этом существенно легче. Значительные изменения претерпел нозологический облик контингента. Число больных психозами возросло в 1.5 раза, непсихотическими расстройствами - в 3.1 раза, умственной отсталостью - в 3.8 раза, алкоголизмом - в 8.7 раза. Таким образом, если в 1965 г. нозологический портрет среднего психически больного определяли тяжелые расстройства психотического уровня, то через 30 лет - алкоголизм.

Сравнительный анализ зарегистрированных уровней обращения населения за психиатрической помощью свидетельствует о значительном недоучете (в 5 раз) психических расстройств у населения. Таким образом, учтенная распространенность психических расстройств в России дает представление лишь о верхушке айсберга, описывая лишь самые общие контуры проблемы психического здоровья населения. «Цена» неудовлетворительного состояния психического здоровья очень высока. Десятую часть ожидаемой продолжительности жизни населения составляют потери, связанные с психическими заболеваниями, в том числе - 2 года - за счет преждевременной смерти и около 5 лет - за счет ухудшения качества жизни.

В России выделяются две крупные группы территорий, принципиально отличающиеся с точки зрения состояния и тенденций психического здоровья, обусловленного им социально-демографического ущерба и характера его социальной детерминации, а, следовательно, - путей сокращения:

первая группа включает преимущественно области Европейской части России;

вторая - территории Поволжья, области и края Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири.

По состоянию психического здоровья населения ситуация более благоприятна в Европейской части России. Среди факторов, определяющих ситуацию с психическим здоровьем, на первое место выходит более благополучный социально-экономический фон, характеризующийся уровнем и дифференциацией доходов, уровнем безработицы и напряженностью на рынке труда. Суть этого относительного благополучия в том, что экономические мотивы не стали в территориях Европейской части России доминирующими факторами нетрудоспособности и инвалидности психически больных. Таким образом, психическое здоровье все более становится социально-экономическим феноменом, масштабы которого в решающей мере определяются экономическим неблагополучием, и сами, в свою очередь, порождают неблагополучие вследствие увеличения числа людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке.

Таким образом, продолжительность и качество жизни населения в связи с состоянием его психического здоровья непосредственно зависит от выбора стратегий реформирования служб здравоохранения, в более широком плане - от стратегий реформирования общества, которые определяют "цену человека, его жизни и здоровья".

Сокращение распространенности инфекционных заболеваний

К 2020 г. должно произойти значительное сокращение распространенности инфекционных заболеваний за счет систематических программ по частичной и полной ликвидации, а также борьбы с инфекционными заболеваниями, представляющими проблему для общественного здравоохранения

Проблема инфекционных заболеваний также остро стоит перед Россией. Известно, что в периоды острых социальных катаклизмов резко повышается уровень заболеваемости так называемыми социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.). Заболеваемость населения России инфекционными болезнями сильно варьирует в связи с активизацией или затуханием эпидемии гриппа. Особую проблему в России (как и во многих других странах) составляет СПИД. За последние годы возросло число вспышек острых кишечных инфекций и гепатита А водного характера. Наибольшую эпидемиологическую опасность представляют нарушения в системе централизованного водоснабжения, обусловливающие до 80% вспышек инфекционных заболеваний водного происхождения. Оправдался прогноз эпидемиологов об увеличении заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) на территориях его природных очагов. Для ряда регионов лесной зоны актуальна проблема клещевого весенне-летнего энцефалита. На протяжении последних лет ухудшается эпидемиологическая обстановка по заболеваемости малярией. Не меняется неблагополучная ситуация с пораженностью населения гельминтозами, особенно дифиллоботриозом и описторхозом.

Таким образом, за последние годы эпидемиологическая ситуация в России резко ухудшилась, сравнение России с другими странами по смертности от инфекционных болезней указывает на более сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку в нашей стране.

Сокращение распространенности неинфекционных болезней

К 2020 г. заболеваемость, инвалидность и преждевременная смертность, связанные с основными хроническими болезнями, должны быть снижены. Основными хроническими болезнями, которые определяют повышенную смертность Российского населения, являются болезни системы кровообращения. Уровень смертности от этого класса заболеваний в значительной степени определяется как факторами, воздействующими на население в целом (природно-климатические, экологические и социально-экономические), так и сложившимися привычками населения, культурно-этническими традициями и образом жизни.

Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев

К 2020 г. должно произойти значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия в Регионе

Травматизм является третьей по значимости причиной смерти и первой - среди причин, определяющих потери трудового потенциала населения страны. Растет число преступлений, террористических актов, посягательств на жизнь и здоровье граждан с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. Ежедневно регистрируется более 500 ДТП, в которых погибает более 100 и получают ранения более 600 чел. Число погибших в ДТП только за три дня превышает число погибших в результате происшествий в течение года на авиационном, морском и речном транспорте в целом. До 60% всех погибших составляют лица в возрасте от 16 до 40 лет. Число погибших детей ежегодно увеличивается на 15%. Более 80% пострадавших детей становятся инвалидами. Еще одна характерная черта, присущая этому классу причин смерти, - крайне высокая сверхсмертность мужчин. Данные по России свидетельствуют об актуальности этих наблюдений для нашей страны, ведь смертность мужчин здесь в 3-4 раза превышает таковую у женщин.

Каждая причина смерти имеет свою "сферу наибольшего влияния" на возрастной шкале. Для несчастных случаев, отравлений и травм - это люди трудоспособного возраста. Именно в этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых стран максимальна. Таким образом, специфика смертности от травм и отравлений заключается практически в полной обусловленности ее социальными факторами.

Здоровое начало жизни

К 2020 г. все новорожденные, дети младшего и школьного возраста в Регионе должны быть более здоровыми, что обеспечит им более здоровое начало жизни

Таким образом, врожденные аномалии у детей примерно на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. После первого месяца жизни основной причиной смерти становится синдром внезапной смерти, связанный с курением, наркоманией, подростковым возрастом родильниц, инфекциями во второй половине беременности, отягощенностью этой патологией анамнеза матери, возрастает потенциальная опасность ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости новорожденных.

Здоровье молодежи

К 2020 г. молодежь в регионе должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе

В структуре заболеваемости подростков и юношей (в возрасте 15-24 лет) в России преобладают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, пищеварения, которые составляют в сумме почти 62%. По данным эпидемиологических исследований здоровы не более 14% старшеклассников. До 60% выпускников школ страдают, по крайней мере, одним хроническим заболеванием. В старших классах до 15% увеличивается распространенность нарушений зрения, болезней органов пищеварения. Основные причины смерти в этой группе - несчастные случаи, убийства и самоубийства. Травмы в значительной мере обусловлены дорожно-транспортными происшествиями и нередко связаны с опьянением. Убийства также более чем в половине случаев совершаются в состоянии опьянения.

Другая группа проблем связана с формированием образа жизни, который скажется в более поздние годы. В эту группу относится алкоголизм, наркомания, раннее сексуальное общение. Одновременно растет число родов в 15-17 лет. До половины беременностей протекает с осложнениями. Молодые матери испытывают психоэмоциональные затруднения, часто не заканчивая обучение, чаще становятся безработными, чаще рождают недоношенных детей и не владеют родительскими навыками. Ухудшается здоровье молодых женщин. Расстройства менструальной функции отмечают 1206,2 девушек-подростков на 100 тыс. этой группы, 599,2 - воспалительные заболевания труб и яичников. До 23% молодых женщин (18-23 лет) страдают хроническими гинекологическими заболеваниями. Ранняя сексуальная активность способствует распространению болезней, передаваемых половым путем.

Таким образом, в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, гиподинамию, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность.

Сохранение здоровья в пожилом возрасте

К 2020 г. люди в возрасте старше 65 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Лица пожилого и старческого возраста (60 лет и старше) в России социально наиболее уязвимы и обездолены. Негативной тенденцией в России является рост числа пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности. Увеличение темпов роста инвалидности может быть обусловлено сочетанием различных факторов. Нельзя не отметить, что в последнее пятилетие, несмотря на глубокий социально-экономический кризис, был принят, тем не менее, ряд законодательных решений, направленных на социальную поддержку инвалидов. Увеличение пенсионного обеспечения и расширение льгот для различных категорий делает инвалидность более "привлекательной" для лиц со стойкими нарушениями в состоянии здоровья и значительными ограничениями жизнедеятельности. Таким образом, увеличение темпов роста инвалидности за последнее пятилетие может являться в значительной степени стимулированным процессом.

Половина всей первичной инвалидности взрослого населения обусловлена болезнями системы кровообращения, еще 10% - злокачественными новообразованиями, по 4-6% новых инвалидов ежегодно прибавляют болезни нервной системы, травмы, психические расстройства, болезни органов дыхания и болезни костно-мышечной системы Основной причиной инвалидности лиц пенсионного возраста являются болезни системы кровообращения, дающие около 75% случаев.

В России отмечается существенная региональная вариация продолжительности жизни в состоянии инвалидности: от 1.4 года в Сахалинской области до 6.4 лет в Белгородской области, т. е. различается в 4.5 раза. Существующий в настоящее время в России риск инвалидности сокращает гипотетическую продолжительность жизни населения на 7.5 года. Еще 3,7 года составляют потери за счет ухудшения качества жизни. Таким образом, риск инвалидности оказывается в два раза более значим как фактор сохранения самой жизни, чем как фактор сохранения активности в течение жизни.

Если рассматривать инвалидность, как показатель здоровья населения, то справедливо было бы ожидать, что уровень инвалидности, а, следовательно, продолжительность жизни в состоянии инвалидности выше на территориях, характеризующихся высокой смертностью и, соответственно, низкой продолжительностью жизни населения. Однако, ситуация в России не столь однозначна. Более того, достаточно четко прослеживается противоположная закономерность. Чем выше продолжительность жизни, тем большая доля ее будет прожита в состоянии инвалидности, и тем меньше - в здоровом состоянии. И, наоборот. Таким образом, для российских территорий справедливо соотношение - чем выше смертность, тем ниже инвалидность. В России люди умирают раньше, чем успевают стать инвалидами. В рамках логики цивилизованного сообщества эти соотношения являются однозначно негативными характеристиками состояния здоровья.

Таким образом, ключевой проблемой пожилых является их функциональная зависимость от посторонней помощи и тесно смыкающиеся с ней вопросы физической активности. "Привлекательность" инвалидности в России растет по мере того, как ухудшается уровень жизни населения и растет напряженность на рынке труда, вследствие чего пенсия по инвалидности и сопровождающие этот статус льготы становятся единственным источником средств существования для ранее социально адаптированных лиц со стойкими нарушениями в здоровье.

Солидарность в интересах здравоохранения в Европейском Регионе

К 2020 г. существующий в настоящее время разрыв в состоянии здоровья населения между государствами-членами Европейского Региона должен быть сокращен как минимум, на одну треть. Эта задача - ключевой ориентир стратегии "Здоровья для всех". К середине 60-х годов Россия достигла уровней продолжительности жизни населения, сопоставимых с основными развитыми странами. В отношении женщин этот тезис справедлив в полной мере, продолжительность жизни мужчин несколько отставала от среднеевропейского уровня (разрыв составлял 2-5 лет). На протяжении последующих двух десятилетий ситуация со смертностью в России может быть охарактеризована термином "застой" с нарастающей тенденцией к регрессу. Более быстрыми темпами ухудшалась ситуация для мужчин, у которых исходные позиции относительно "европейской смертности" и так были хуже. На фоне позитивной динамики продолжительности жизни в европейских странах отставание России по уровню продолжительности жизни населения заметно увеличивалось. В 70-е годы разрыв составлял 2,5-3,5 лет для женщин и 5-9 лет для мужчин. В 80-е годы он увеличился до 3-5 лет для женщин и до 9-11 лет для мужчин.

В середине 80-х годов эволюционная тенденция смертности в России была прервана. Отчасти в результате антиалкогольной кампании в России была достигнута максимальная величина показателя ожидаемой продолжительности жизни (64,9 года для мужчин в 1986 г. и 74,6 года для женщин - в 1988 г.). С этого времени вплоть до 1995 г. величина средней продолжительности жизни неуклонно уменьшалась. В 1993 г. спад этого показателя можно назвать катастрофическим: за один год средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 3,1 года, женщин - почти на 2 года. В целом со времени зафиксированного максимума этого показателя средняя продолжительность жизни снизилась на 7,3 лет для мужчин и на 5,5 года для женщин. Данные 1995 г. не зафиксировали дальнейшего падения продолжительности жизни. 1996 год был отмечен даже ее некоторым увеличением (на 1,6 лет для мужчин и 0,4 лет - для женщин). Это, безусловно, позитивные признаки, особенно на фоне предшествующей катастрофической динамики. Отчасти это произошло потому, что мы достигли "естественных пределов" продолжительности жизни, определяемых сложившейся возрастной структурой населения и, соответственно, - структурой причин смерти. Вместе с тем, по сравнению с предшествующим падением, принципиально ситуация остается прежней. В результате 8-летнего (1986- 1994 г.) снижения ожидаемой продолжительности жизни разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами увеличился у женщин до 7-10 лет и 14-17 лет для мужчин. За этими количественными оценками стоят глубокие качественные изменения. Можно предполагать, что мы имеем ту продолжительность жизни, которая адекватна нашему уровню жизни.

По результатам исследований Института социологии РАН в системе ценностей личности, после "работы" и "семьи" "здоровье" в представлении российских граждан занимает высокое третье по значимости место. Однако, при этом, здоровье имеет не самостоятельную ценность, а рассматривается как средство достижения других целей и потребностей личности, например - более высокого дохода, квартиры и т.д. Такое поведение говорит об отсутствии у людей выбора в средствах достижения необходимых жизненных благ, и здоровье в таких условиях становится некой разменной монетой, предметом достаточно жесткой эксплуатации, особенно в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности. Таким образом, проблема улучшения здоровья населения - это, прежде всего, проблема изменения ценности здоровья, как в системе ценностей всего общества, так и в системе ценностей личности.

Таким образом, разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами увеличился у женщин до 7-10 лет и 14-17 лет для мужчин, только превращение "здоровья" из средства в цель, т.е. обретение статуса фундаментальной ценности, создает необходимые предпосылки для разработки, принятия и практической реализации адекватной политики по охране здоровья населения.

Равенство в вопросах охраны здоровья

К 2020 г. разрыв в уровне здоровья между социально-экономическими группами внутри стран должен быть сокращен по крайней мере на одну четверть во всех государствах-членах за счет значительного улучшения уровня здоровья групп населения, не получающих достаточного обслуживания. Эта задача также является ключевым ориентиром стратегии "Здоровья для всех". Делать выводы о ситуации со смертностью в России на основе средних данных для Российской Федерации можно лишь в первом приближении, поскольку данные более 80 субъектов Российской Федерации демонстрируют крайнее разнообразие достигнутых уровней продолжительности жизни. Вариация средней продолжительности жизни мужчин в разных регионах составляют более 16 лет, женщин - 17 лет. Эти различия огромны. Они даже превышают те, что отделяют Россию от развитых стран мира. Таким образом, не только Россия в целом живет в ином, относительно Европы, историческом измерении (с точки зрения здоровья и смертности), но и в самой России параллельно существуют анклавы, принадлежащие к качественно разнородным типам медико-демографической ситуации.

Характерно, что даже территории с максимальными уровнями продолжительности жизни населения крайне далеки от реализации центральной задачи по достижению "здоровья для всех", в соответствии с которой продолжительность предстоящей жизни при рождении в странах региона должна составлять не менее 75 лет для обоих полов. Важно подчеркнуть, что уровень продолжительности жизни в 75 лет, сформулирован ВОЗ как достижимая цель для всего Европейского Региона, а не только для группы развитых стран. В России только в трех республиках Северного Кавказа, и только для женской популяции продолжительность жизни достигла этого уровня, причем если для женщин по продолжительности жизни отставание от Европейского ориентира составляет около 10 лет, то для мужчин оно приближается к 20-25 годам.

Можно выделить несколько ключевых черт, характеризующих качественно разнородные типы региональной смертности в России.

Первое - возрастная специфика смертности. Главный и практически единственный фактор неоднородности российских территорий по продолжительности жизни - это значительные различия по территориям смертности в трудоспособных, и, преимущественно молодых возрастах. Риск смерти мужчин в возрасте 15-44 года различается по российским территориям более чем в 4 раза, а риск смерти женщин - более, чем в 6 раз. Различия в величине этого риска в возрастах 45-64 года - уменьшаются более чем в 1,5 раза. Колебания риска смерти в интервале от 0 лет до 1 года составляют 24,3%, а вариация риска смерти в возрасте до 15 лет составляет 36,0%. В принципе это соответствует привычному представлению о том, что в отношении младенческой смертности российские территории относительно однородны, чего нельзя сказать о смертности в детских и трудоспособных возрастах.

Вторая характерная черта - соотношение продолжительности жизни мужчин и женщин. В настоящее время только в нескольких странах (Нигерия, Верхняя Вольта, Либерия и т.д.) мужчины в среднем живут дольше женщин, и некоторое превышение длительности жизни женщин над мужчинами присуще практически всем странам. Данные о величине и различиях в СПЖ по различным странам мира подтверждают утверждение о том, что существует прямая и положительная зависимость между уровнем продолжительности жизни и величиной разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин. Каждые 10 лет прироста продолжительности жизни женщин соответствуют 9 годам прироста продолжительности жизни мужчин, т.е. увеличивают упомянутый разрыв на 1 год. Интерпретируются эти различия в том смысле, что прогресс цивилизации, очевидно, дает женщинам большие преимуществ, чем мужчинам. Российские данные показывают совершенно иную закономерность: рост продолжительности жизни женщин происходит медленнее, чем у мужчин, (на каждые 10 лет прироста СПЖ для женщин приходится 16 лет прироста СПЖ у мужчин). Интерпретация полученной закономерности также будет совершенно иной: в случае снижения продолжительности жизни в России будет возрастать разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин - тенденция, не имеющая аналогов в мирное время ни в одной стране мира.

Заключение

Представленные данные свидетельствуют, что для России актуальны все задачи по достижению здоровья для всех, сформулированные в Европейской стратегии ВОЗ как некие универсальные ориентиры. Более того, по многим направлениям динамика показателей здоровья в России противоположна мировым тенденциям. Таким образом, ситуация объективно требует принятия и реализации обоснованных мер по улучшению здоровья населения.

Планируя столь масштабную работу, важно сформулировать основные принципы и условия, от соблюдения которых во многом будет зависеть ее эффективность. Одним из таких условий является соответствие идеологических принципов концепции "Здоровье для всех" методическим и организационным условиям ее разработки, реализации и мониторинга. Идея межсекторального подхода к проблемам здоровья населения требует создания адекватной организационной структуры - возможно в виде Национального института здоровья, основными задачами которого могут быть: разработка научно-обоснованной политики в сфере укрепления и охраны здоровья населения с учетом региональной специфики ситуации; разработка в соответствии с рекомендациями ВОЗ национальной программы "Здоровье для всех россиян", объединяющей усилия различных отраслей и ведомств по критерию здоровья; создание системы мониторинга здоровья населения; объективное информирование руководящих органов страны (Президент, Правительство, Парламент, Совет Безопасности, Главы администраций субъектов Российской Федерации) о состоянии, тенденциях и прогнозах здоровья населения, о необходимых мерах по улучшению ситуации. Сегодня крайне необходима общенациональная программа действий в области здравоохранения. В ее основу должна быть положена ясная концепция защиты здоровья народа и единая стратегия.

Публикация подготовлена по материалам аналитической справки о проблемах глобальной стратегии ВОЗ по достижению здоровья для всех в ХХI веке (Венедиктов Д.Д., Иванова А.Е., Максимов Б.П.).

Право на здоровье остается еще далеким от реальности , однако в реформах систем здравоохранения мира проявилась определенная историческая логика, и их важнейшими этапами стали 1918, 1948, 1971, 1978 и 2000 годы. ВОЗ и ЮНИСЕФ стали не только расширять техническую помощь развивающимся странам, но и играть в обеспечении медико-санитарного благополучия стран и народов все более заметную информационную и научно-координирующую роль.

Т.Тульчинский и соавт. разделяют мнение, что «санитарная революция», улучшение жилищных условий, питания и распространения образования внесли огромный вклад в победу над массовыми болезнями.

По свидетельству голландского ученого Б. Тобес , на международном уровне чаще всего используется термин “право на здоровье”. В доказательство правомерности использования термина “право на здоровье” она приводит три довода:

Этот термин является наилучшим с точки зрения соответствия международным документам и соглашениям;

Он вообще чаще других используется на международном уровне;

Он помогает осознать, что речь идет не только об охране здоровья, но и о праве на ряд условий, без которых невозможно здоровье, таких как доступ к чистой питьевой воде и здоровая экологическая обстановка

Фраза “право на здоровье” ближе всего к тому “праву на наивысший достижимый уровень здоровья”, о котором говорится в статье 12 Международного соглашения по экономическим, социальным и культурным правам (International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, ICESCR, далее МСЭСКП), самого известного договора из тех, где говорится о праве на здоровье. Право на защиту здоровья можно считать совпадающим с правом на здоровье.Как и последнее, оно может охватывать широкий спектр проблем. Тем не менее, и здесь возможна путаница при обращении к слову “защита”, которое легко истолковать слишком узко.

В течение всей своей истории ВОЗ была инициатором реформ политики здравоохранения. В 1970-е годы ВОЗ разработала две программы: “Здоровье для всех к 2000 году” и “Первичная охрана здоровья”.

В 1973 г. во Всемирной организации здравоохранения была высказана идея о «первичной медико-санитарной помощи (ПМСП)», которая понималась как «зона первого контакта между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения», как их «неотъемлемая часть», «главная функция» и «центральное звено».

В 1977 году стратегия программы “Здоровье для всех” была одобрена. Было заявлено, что основной социальной задачей для ВОЗ и ее членов на ближайшие десятилетия должно стать достижение всеми людьми в мире такого уровня здоровья, который позволил бы им вести социально и экономически продуктивный образ жизни ...”Год спустя, на международной конференции по первичной охране здоровья, в Алма-Ате (СССР), была принята декларация, в которой первичная охрана здоровья рассматривалась как “ключ к достижению всеобщего здоровья к 2000 году”.



Международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ по ПМСП, с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных организаций, была проведена в Алма-Ате (6-12 сентября 1978 г.). Она утвердила в своих итоговых документах положение о том, что ПМСП, в т. ч. профилактические программы, являются ключевым элементом достижения здоровья и здорового образа жизни.

В итоге были приняты Алма-атинская Декларация (см. приложение 1.) и 22 рекомендации. Они стали важнейшим поворотным пунктом в развитии и реформах всего здравоохранения в мире.

Была провозглашена важнейшая задача правительств, международных организаций и всей мировой общественности достижение к 2000г. всеми народами мира высокого уровня здоровья.

Декларация еще раз подтверждала ответственность государств за здоровье своих граждан. Первичная охрана здоровья рассматривалась как помощь “существенная, неотъемлемая, доступная в равной степени отдельным людям и целым семьям, доступная всем без исключения, в объеме, который определяется возможностями того или иного государства”. Такое здравоохранение должно существовать во всех странах, хотя она и может принимать различные формы в зависимости от политических, экономических, социальных и культурных обстоятельств.

Программа первичной охрана здоровья решает проблемам социального здравоохранения через пропагандистские, профилактические, лечебные и реабилитационные медицинские службы и, по этой причине, основой всех систем здравоохранения должна быть ПМСП:



1) здоровье является одним из основных прав человека и всемирной социальной задачей; 2) здоровье представляет собой неотъемлемую часть развития обществ; 3) существует огромное неравенство в состоянии здоровья людей, что составляет предмет общей заботы для всех стран; 4) люди имеют право и обязаны на индивидуальной и коллективной основах участвовать в планировании и осуществлении медико-социального обслуживания; 5) правительства несут ответственность за здоровье своих народов; 6) следует лучше использовать мировые ресурсы в целях укрепления здоровья.

Постановка этой задачи ознаменовала собой пересмотр основных принципов политики охраны здоровья в Европейском регионе ВОЗ.

Кульминацией этой деятельности было принятие в 1984 году региональной стратегии здоровья для всех и ее 38 задач, решаемых на национальном уровне. При этом основной упор был сделан на четырех , вызывающих особую озабоченность, областях:

Образ жизни и здоровье;

Факторы риска, влияющие на здоровье населения и окружающую среду;

Переориентация системы здравоохранения;

Мобилизация политической, управленческой и технологической поддержки с целью осуществления необходимых изменений.

Стратегия «здоровья для всех» основана на 6-ти принципах:

1. обеспечение равных возможностей для поддержания и улучшения здоровья

2. профилактика болезней;

3. широкое сотрудничество правительственных организаций и общественных объединений для решения вопросов здоровья и окружающей среды; ,

4. участие всего населения в решении задач достижения здоровья для всех;

5. ориентация системы здравоохранения на обеспечение адекватной и доступной первичной медицинской помощи;

6. налаживание международного сотрудничества для решения проблем здоровья, выходящих за национальные границы.

Наиболее правильные и дальновидные выводы из Алма-атинской конференции сделали страны Западной Европы, которые серьезно занялись как стратегией «Здоровье для всех к 2000 году», так и критериями в организации ПМСП, явно опередив не только развивающиеся страны, но и США, а также Россию и СНГ.

К сожалению, значение и актуальность Алма-атинской декларации и других решений не были поняты высшим руководством СССР:

1) достижение советского здравоохранения был воспринято как само собой разумеющееся свидетельство якобы уже разрешенной этой задачи;

2) из-за гонки вооружений и возрастающих трудностей в экономике руководство страны просто не могло найти дополнительные финансы на нужды социальной сферы.

После развала СССР ситуация стала кризисной и теперь для ее преодоления необходимо буквально общенародное осознание нависшей опасности для здоровья современного и будущих поколений, «политическая воля» и решимость выбраться из пропасти.

С учетом многофакторной обусловленности состояния здоровья стратегии, обеспечивающие позитивные сдвиги в этом отношении, должны способствовать формированию благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных «средовых» условий для населения, т. е. являться многосекторальными.

С учетом многосекторального участия и ответственности за достижение целей «Здоровья для всех» должно обеспечиваться управление преобразованиями и регулирование в интересах здоровья. В этой связи следует еще раз вернуться к сути понятия образ жизни человека (ОЖ). ОЖ зависит в основном от тех ценностей, приоритетов, практических возможностей и трудностей, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей и формируются в результате повторяющихся стереотипов действий, форм поведения, умений и навыков, взглядов на происходящие изменения в обществе и личной жизни. Потребовалось принять «Оттавскую хартию укрепления здоровья (Хартия)» для согласованности мнения о ОЖ.

Хартия, во-первых, расширила содержание понятия «укрепление здоровья», которое теперь определяется, как «создание возможности контролировать свое здоровье и улучшать его». Во-вторых, сыграла существенную роль в формировании методологии концепции «здоровья для всех».

Методологию Хартии отличали три основные особенности:

Ставится задача помочь людям полностью реализовать свой потенциал в плане здоровья;

Поощряется их деятельность в интересах охраны здоровья;

Сектор здравоохранения старается взять на себя посреднические функции, направленные на сглаживание противоречащих друг другу интересов в обществе в целях поддержания развития здравоохранения .

Представляет интерес методологии Хартии, которая основывается на пяти принципах:

1) пропаганда политики, ориентированной на здоровье населения;

2) формирование благоприятной среды обитания;

3) поддержка участия населения;

4) переориентация служб медицинской помощи;

5) повышение квалификации медицинского персонала.

Она также включала ряд аспектов здравоохранительной политики :

1) создание ориентированной на здоровье государственной политики;

2) создание благоприятной социальной среды;

3) усиление действий на местном уровне;

4) развитие личных навыков;

5) переориентация существующих медицинских услуг.

Если все перечисленные направления, принципы и стратегии деятельности по укреплению здоровья населения заработают вместе, то основной девиз здравоохранения - «Здоровье для всех» приобретет реальный смысл.

Таким образом, в основе политики «Здоровье для всех» лежат три основополагающие ценности, являющиеся ее этической основой:

1) признание здоровья важнейшим правом человека;

2) справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран и групп населения внутри стран в этих вопросах;

3) участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней всех слоев и секторов общества.

В настоящее время мировое сообщество выдвигает новые задачи: устойчивого развития общества в гармонии с природой, формирования гуманистической парадигмы, защиты и обеспечения прав человека, и народов во всем мире, достижения в ХХI веке «Здоровья для всех».

Джакартская декларация определила основные приоритеты укрепления здоровья в XXI веке. В принятой 16 мая 1998 г. «Всемирной декларации по здравоохранению» 51-я Всемирная ассамблея здравоохранения торжественно подтвердила приверженность гуманистическим принципам. Теперь «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья» рассматривается одним из основных прав каждого человека и в отношении здоровья все имеют равные права, равные обязанности и равную ответственность.

В соответствии с глобальными приоритетами, с одной стороны, были сформулированы цели, задачи на первые два десятилетия XXI в. А, с другой стороны, определены необходимые конкретные условия для достижения и поддержания более высокого уровня здоровья (см. Приложение 2).

Откликом на вызовы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех – «Здоровье – 21».

Ключевая цель политики «Здоровье-21» в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

Для России актуальны все задачи по достижению здоровья для всех, сформулированные в Европейской стратегии ВОЗ как некие универсальные ориентиры.

Политика «Здоровье–21» основывается на коллективном опыте государств-членов ВОЗ. Этот опыт наглядно свидетельствует: страны с совершенно различными социально–политическими, экономическими и культурными условиями могут разработать и претворить в жизнь политику достижения здоровья для всех.

Ю.Е. Абросимова и соавт. полагают, что ожидать устойчивого улучшения здоровья можно лишь в случае организации целенаправленных и согласованных межсекторальных действий (включая социально-экономические вопросы и безопасность, состояние окружающей среды и благоустройство мест обитания, развитие транспорта и качества медицинской помощи, культуры и образования). Такой подход соответствует социальной модели здоровья, реализация которой предполагает разработку и внедрение ориентированных на здоровье межведомственных планов. Несомненно, этот подход шире, чем возможности сектора здравоохранения, так как для серьезного вовлечения ведомств в такую работу требуются усилия на более высоком политическом уровне. В процессе реализации этих межведомственных программ используется подход постановки конкретных количественных целей.

Социальный подход в здравоохранении известен давно, еще с конца XIV века, но наиболее целостно в качестве научной теории общественного здоровья он проявляется в уже названной стратегии ВОЗ «Здоровье для всех», а также в проекте «Здоровые города», и в других программах ВОЗ (Школа укрепления здоровья, Здоровое рабочее место и других).

Здравоохранительная (социальная) стратегия ВОЗ, получила свое продолжение в документе «Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья». Общая цель этой стратегии в контексте «теории рисков», заключается в развитии устойчивых действий, направленных только на два фактора риска (ФР).

Стратегия предполагает, что охрана и укрепление здоровья может быть достигнута за счет обеспечения ориентиров на семейном, муниципальном, национальном и глобальном уровнях, связанных с нездоровым рационом питания и недостаточной физической активностью. Эти действия воедино, приведут к сокращению показателей заболеваемости и смертности. Она, в полной мере, соответствует принципам здравоохранения, заложенные в Алма-Ате, и развивает их.

Таким образом, «Здоровье для всех» - это не отдельная разовая задача. Это идеология, научное обоснование тех практических действий, которые должны и могут привести к последовательному улучшению состояния здоровья людей. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по «достижению здоровья для всех в Европейском Регионе» представляет наибольший интерес.

Контрольные вопросы

1. Какие научные теории могут быть отнесены к общим теориям общественного здоровья и здравоохранения?

2. Три стадии общего адаптационного синдрома?

3. Причины «дистресса»?

4. Назовите основные урбоэкологофакторы!

5. Рациональное зерно теории «болезней цивилизации»?

6. Три варианта вредоносного (медицинского) воздействия «цивилизации»?

7. Что такое факторы риска или медико-экологические факторы по Ю.П. Лисицыну?

8. Эпидемиологические аспекты ФР?

9. Медико-экологическая совокупность факторов, определяющих заболеваемость?

10. Связь потребностей человека с множественностью ФР городов?

11. В чем суть оптимистической концепции «образа жизни (ОЖ)» в здравоохранении?

12. Что объединяет концепцию «образа жизни (ОЖ)» и теорию «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации?

13. Понятие поведение человека и образа жизни?

15. Какую стратегию использует главным образом медицинская поведенческая модель?

16. Приведите аргументы, снижающие влияние на здоровье индивидуального стиля жизни!

17. Что утверждает стратегия личной ответственности за свое здоровье?

18. О чем свидетельствуют многочисленные формы так называемого «самодеструктивного» поведения?

19. Почему традиционно-медицинские, социально-нейтральные рекомендации представляют собой вчерашний день науки?

20. Понятие «здоровый образ жизни (ЗОЖ)» по Ю.П. Лисицыну?

21. Основные направления деятельности по оздоровлению «образа жизни (ОЖ)» (по Р. Г. Оганову)?

22. Основные постулаты классической теории Т.Мальтуса?

23. Доводы против «демографического алармизма» Ф. Хайека?

24. Основные выводы ученого-физика С.П.Капицы на демографический процесс в мире?

25. Роль «санитарной революции» в укреплении здоровья населения мира?

26. Тридцатая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 1977 г. и идея «здоровья для всех»?

27. Четыре области Европейской региональной стратегии «здоровье для всех», принятой в 1984 году?

28. Шесть принципов стратегии «здоровье для всех»?

29. Когда в контексте Оттавской Хартии ВОЗ 1986 г. основной девиз здравоохранения «Здоровье для всех» приобретет реальный смысл?

30. Ключевая цель политики «Здоровье-21» в Европейском Регионе?

Основы политики Здоровье-2020 включают четыре приоритетные области стратегических действий:

  • инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
  • решение наиболее актуальных проблем Региона, относящихся к неинфекционным и инфекционным болезням;
  • укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования;
  • повышение «прочности» местных сообществ и создание поддерживающей среды.

Социальные неравенства являются причиной значительной доли бремени болезней в Европейском регионе. Разница между странами Региона с самой низкой и самой высокой ожидаемой продолжительностью жизни при рождении составляет 16 лет, при этом имеются также различия между продолжительностью жизни мужчин и женщин. По показателю материнской смертности страны с наиболее низким и наиболее высоким уровнем различаются в 42 раза. Такое распределение здоровья и ожидаемой продолжительности жизни в странах Региона свидетельствует о наличии значительных, устойчивых и устранимых различий в возможностях быть здоровым и в риске заболевания и преждевременной смерти.

В основе многих из этих различий лежат социальные детерминанты. К сожалению, социальные неравенства в отношении здоровья в странах и между странами по-прежнему сохраняются, а в большинстве случаев и увеличиваются. Крайние проявления неравенства в отношении здоровья существуют также и внутри стран. Эти неравенства также обусловлены поведением людей в отношении собственного здоровья, в том числе табакокурением и употреблением алкоголя, рационом питания и уровнем физической активности, а также наличием нарушений психического здоровья. С принятием политики Здоровье-2020 страны принимают на себя твердые обязательства по устранению этого совершенно неприемлемого положения дел в секторе здравоохранения и в других сферах жизни. Многие из этих неравенств могут быть устранены с помощью мер воздействия на социальные детерминанты здоровья.

Предлагаемые региональные целевые ориентиры на 2020 г. (стр. 75)

Широкие целевые области политики Здоровье-2020

Целевые ориентиры

Связь со стратегическими задачами политики Здоровье-2020

Связь со стратегическими приоритетами политики Здоровье-2020

1. Бремя болезней и факторы риска

1. К 2020 г. сократить преждевременную смертность среди населения Европы

2. Решение наиболее актуальных проблем Региона, касающихся неинфекционных и инфекционных заболеваний

2. Здоровые люди, благополучие и детерминанты

2. Повысить среднюю продолжительность жизни в Европе

1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья

3. Сократить несправедливости в отношении здоровья в Европе (ориентир в сфере социальных детерминант)

1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья

1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан
4. Обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды

4. Повысить уровень благополучия населения Европы

1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья

1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан
4. Обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды

3. Процессы, стратегическое руководство и системы здравоохранения

5. Всеобщий охват и «право на здоровье»

6. Установление государствами-членами национальных целевых ориентиров

2. Совершенствование лидерства и коллективного стратегического руководства в интересах здоровья

3. Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, наращивание потенциала общественного здоровья и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям

В основах политики Здоровье-2020 вновь подтверждается приверженность ВОЗ и государств-членов делу обеспечения всеобщего охвата медицинской помощью, включая доступ к высококачественным и приемлемым по стоимости медицинским услугам и лекарствам. Огромное значение имеет поддержание долгосрочной устойчивости к негативным воздействиям финансовых циклов, сдерживание роста цен под влиянием предложения и борьба с непроизводительной тратой ресурсов. Оценка медицинских технологий и механизмы обеспечения качества имеют важнейшее значение для прозрачности и подотчетности системы здравоохранения и являются неотъемлемой частью культуры безопасности пациента.

В 2012 г. Европейский региональный комитет ВОЗ утвердил два варианта политики Здоровье-2020. Оба этих варианта приводятся в настоящей публикации. В сокращенном варианте рамочной основы, который ориентирован на европейских политических деятелей и лиц, вырабатывающих политику, рассказывается об основных ценностях и принципах политики Здоровье-2020, а также приводятся ключевые стратегические рекомендации в отношении действий в интересах здоровья и благополучия населения. Развернутая версия рамочной основы политики и стратегии содержит более подробную информацию в отношении фактических данных и практических действий.

Настоящая политика предусматривает две стратегические задачи, в основе которых лежат принципы соблюдения социальной справедливости, обеспечения гендерного равенства и прав человека и улучшения стратегического руководства в интересах здоровья. Политика призвана стать инструментом для укрепления здоровья и благополучия людей и повышения уровня справедливости в отношении здоровья с учетом конкретных условий каждой страны и сложившихся в них политических и организационных обстоятельств. Это гибкое, "живое" руководство по вопросам политики и стратегий.

Выполнение подобных задач в равной мере требует усилий как в политической, так и в научной сфере, и поэтому в политике Здоровье-2020 огромное значение придается и политической приверженности, и опыту экспертов, и участию гражданского общества. Будучи ориентированной на нахождение "решений", настоящая рамочная основа предлагает одновременно достижимые и практичные, и в то же время гибкие варианты политики, которые могут успешно осуществляться в изменяющихся условиях любой страны.

ВВЕДЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕ-2020: ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПОДДЕРЖКУ ДЕЙСТВИЙ ВСЕГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРЕСАХ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ

Предисловие
Здоровье - это важнейший общественный ресурс
Прочная ценностная основа: достижение возможно высшего уровня здоровья
Веские социальные и экономические аргументы в пользу необходимости улучшать здоровье людей
Стратегические задачи политики Здоровье-2020: более полное соблюдение принципов социальной справедливости и совершенствование стратегического руководства в интересах здоровья
Улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств по показателям здоровья
Совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья
Совместная работа по общим стратегическим приоритетам охраны здоровья
Приоритетная область 1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан
Приоритетная область 2. Решение наиболее актуальных проблем Европы в области здравоохранения: неинфекционные и инфекционные болезни
Приоритетная область 3. Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования
Приоритетная область 4. Повышение "прочности" местных сообществ и создание поддерживающей среды
Совместная работа: увеличение суммарного вклада благодаря партнерствам
Здоровье-2020 - общие цели и общая ответственность

ЗДОРОВЬЕ-2020: ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЯ

Предисловие
Здоровье-2020 - введение

Часть 1. Здоровье-2020: придание нового импульса мерам по обеспечению охраны здоровья и благополучия - общая ситуация и движущие силы

Обеспечение широкого охвата: почему охрана здоровья важна для всего общества и для всех органов государственной власти
Ценности, лежащие в основе политики Здоровье-2020
Возникающие движущие силы, демография и эпидемиология, а также социальные, технические и экономические аргументы в пользу необходимости действовать

Часть 2. Здоровье-2020: применение научно обоснованных стратегий, дающих положительные результаты, и ключевые заинтересованные стороны

Введение
Целевые ориентиры
Воздействие на взаимодействующие детерминанты здоровья
Улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств в отношении здоровья
Опора на факты - комплексный подход, предполагающий поиск новых знаний
Интегрирование нового мышления на основе достижений социальных и поведенческих наук и стратегического социального маркетинга
Стратегическое руководство в интересах здоровья в XXI веке
Совместная работа над решением общих приоритетных задач здравоохранения
Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан
Принятие мер по снижению бремени основных болезней в Европе
Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, развитие потенциала охраны общественного здоровья, а также повышение готовности и совершенствование эпиднадзора и реагирования при чрезвычайных ситуациях
Безопасность общественного здоровья, Международные медико-санитарные правила, готовность и реагирование при чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения
Обеспечение прочности местных сообществ и создание поддерживающей среды для здоровья

Часть 3. Здоровье-2020: повышение эффективности реализации - требования, подходы и непрерывное обучение

Введение
Реализация намеченного: сложные задачи, стоящие перед руководителями, отвечающими за проведение политики
Лидерство, включая укрепление роли министров здравоохранения и сектора здравоохранения
Разработка, реализация и оценка национальных и субнациональных программ, стратегий и планов с использованием вклада различных секторов
Увеличение суммарного вклада благодаря партнерствам в интересах здоровья
Формирование ответственности всего государства и общества за работу по охране здоровья
Мониторинг, оценка и приоритетные направления научных исследований в области общественного здравоохранения
Охрана здоровья - на перекрестке вызовов XXI века
Активная роль, которую призвана играть ВОЗ
Взгляд в будущее

Библиография

Приложение. Глоссарий основных понятий и терминов, использованных в Здоровье-2020: рабочие определения и пояснительные комментарии

В политике Здоровье - 2020 констатируется, что деятельность государства может успешно привести к реальному улучшению здоровья при условии совместной работы различных секторов, направленной на решение двух взаимосвязанных стратегических задач:

улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств по показателям здоровья;

совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья.

Улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств по показателям здоровья.

Страны, регионы и города, устанавливающие общие задачи и объединяющие вкладываемые ресурсы для здравоохранения и других секторов, могут значительно улучшить здоровье и благополучие своих жителей . Приоритетные области включают дошкольное образование и качество образования в целом, условия труда и найма, социальную защиту и сокращение бедности. При этом могут использоваться такие подходы, как повышение устойчивости сообществ к негативным внешним воздействиям, социальное приобщение и сплоченность; накопление ресурсов для обеспечения благополучия; всесторонний учет тендерных аспектов и развитие индивидуальных и общественных ресурсов для защиты и укрепления здоровья, таких как индивидуальные навыки и чувство сопричастности. Установление целевых ориентиров по сокращению неравенств в отношении здоровья может служить стимулом для активных действий и является одним из важных механизмов оценки развития здравоохранения на всех уровнях.

Сокращение социальных неравенств вносит значительный вклад в здоровье и благополучие. Причины социальных неравенств имеют комплексный характер и глубоко коренятся в различных периодах жизни человека, усугубляя неблагополучие и уязвимость людей. Здоровье - 2020 подчеркивает растущую озабоченность в связи с проблемами неудовлетворительного здоровья, как среди жителей отдельных стран, так и в масштабе Региона в целом. В Европейском регионе ВОЗ максимальный разброс в значениях показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении составляет 16 лет, с существенными различиями для мужчин и женщин, а уровни материнской смертности в некоторых странах Региона в 43 раза выше, по сравнению с другими. Такие глубокие неравенства в отношении здоровья также связаны с поведенческими факторами, включая употребление табака и алкоголя, характер питания и физической активности, а также с психическими расстройствами, что, в свою очередь, отражает состояние стресса и недостаточную социальную защищенность людей.

Воздействие на социальные и экологические детерминанты здоровья позволит успешно сократить многие неравенства. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что для эффективных вмешательств требуются такие условия проведения политики, которые позволяют преодолевать границы между секторами и осуществлять интегрированные программы. Так, например, фактические данные четко указывают на то, что комплексные подходы к обеспечению благополучия детей и их развития в раннем возрасте дают более благоприятные и социально справедливые результаты как в отношении здоровья, так и образования. Важнейшее значение имеет городское планирование и благоустройство, проводимое с учетом детерминант здоровья, при этом мэры городов и муниципальные органы власти играют все более важную роль в содействии укреплению здоровья и повышении уровня благополучия. Участие всех заинтересованных сторон, подотчетность и устойчивые механизмы финансирования повышают эффективность таких местных программ.

но также должна быть направлена на сокращение неравенств в отношении здоровья.

В странах имеются существенные неравенства по ключевым показателям образа жизни, включая распространенность курения, ожирение, уровень физической активности и хронические болезни, ограничивающие жизнедеятельность.

Кроме того, 20% населения с наименьшим доходом, по всей вероятности, откладывают обращение за медицинской помощью из-за страха перед финансовой катастрофой в связи с необходимостью оплаты услуг из собственного кармана.

Образование и здоровье идут рука об руку.

Убедительные фактические данные доказывают, что образование и здоровье взаимосвязаны. По результатам исследований, число оконченных классов школьного обучения - это один из наиболее важных факторов, коррелирующих с уровнем здоровья.

В Докладе о развитии человека за 2003 г. (Программа развития ООН) записано:

«Образование, охрана здоровья, питание, а также водоснабжение и санитария взаимно дополняют друг друга, вследствие чего инвестиции в одну из этих областей способствуют улучшению результатов на остальных направлениях».

Совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья.

Функция лидерства, выполняемая министерствами здравоохранения и учреждениями охраны общественного здоровья, сохраняет жизненную важность для сокращения бремени нездоровья в масштабах Европейского региона и нуждается в дальнейшем укреплении. Сектор здравоохранения отвечает за следующие направления деятельности: разработка и реализация национальных и субнациональных стратегий здравоохранения; постановка целей и задач по улучшению здоровья; оценка влияний на здоровье, обусловленных деятельностью других секторов; предоставление высококачественной и эффективной медицинской помощи; обеспечение основных функций общественного здравоохранения. Необходимо также учитывать влияние стратегических решений в сфере здравоохранения на другие секторы и заинтересованные стороны.

Министерства здравоохранения и органы охраны общественного здоровья все в большей мере выступают в качестве инициаторов межсекторальных взаимодействий в здравоохранении и действуют как представители и защитники интересов здоровья . При этом они выдвигают на первый план экономические, социальные и политические преимущества, которые дает хорошее здоровье, а также подчеркивают неблагоприятные последствия плохого здоровья и неравенств в отношении здоровья для деятельности любого сектора, всего государства и всего общества. Выполнение такой лидирующей роли требует навыков дипломатии, привлечения фактических данных, умения аргументировать и использовать средства убеждения. Сектор здравоохранения также выступает в качестве партнера других секторов, когда укрепление здоровья может внести вклад в достижение их целей. На Совещании высокого уровня ООН по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями и на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения все страны одобрили такие подходы к сотрудничеству, которые получили название общегосударственного подхода (whole-of-government approach) и принципа участия всего общества (whole-of-society approach).

Органы власти на всех уровнях рассматривают возможности для создания формальных структур и механизмов, обеспечивающих согласованность усилий и межсекторальное решение проблем. Это может укрепить координацию и компенсировать имеющиеся дисбалансы в распределении властных полномочий. Все в большей степени подтверждаются стратегические выгоды от принятия принципа учета интересов здоровья во всех стратегиях (health in all policies). Этот подход направлен на повышение приоритетности вопросов здоровья на повестке дня политики, развитие стратегического диалога по проблемам здоровья и его детерминант, а также обеспечение подотчетности по итоговым показателям здоровья. Ценными инструментами для определения потенциального влияния тех или иных стратегий на здоровье и социальную справедливость являются такие методики, как оценка воздействия на здоровье и экономический анализ. Для оценки воздействия на здоровье необходимы сбор и валидация качественных и количественных медико-санитарных данных. Полезный вклад могут также дать исследования по вопросам благополучия, в частности проводимые под эгидой таких организаций, как ОЭСР.

Общегосударственный подход.

Общегосударственные меры носят многоуровневый характер, от местного до глобального масштаба, и в них все в большей мере вовлекаются группы, не входящие в систему государственного управления. Непременными условиями реализации этого подхода являются развитие атмосферы доверия, общие этические принципы, культура согласованных действий и новые навыки. В нем подчеркивается необходимость улучшения координации и интеграции, ориентированной на поставленные государством всеобъемлющие социальные цели.

В странах с федеральными системами управления или где региональные и местные органы являются политически автономными, укрепление общегосударственного подхода можно обеспечивать путем широких консультаций между различными уровнями государственного управления. Общим требованием для всех уровней и всех систем является обеспечение подотчетности.

Учет интересов здоровья во всех стратегиях.

Принцип «Учет интересов здоровья во всех стратегиях» направлен на то, чтобы стратегическое руководство в интересах охраны здоровья и благополучия стало приоритетом не только для сектора здравоохранения, но и для других секторов. Данный принцип работает в обоих направлениях, обеспечивая, с одной стороны, чтобы все секторы осознавали свою роль в охране здоровья и действовали сообразно этой роли, а с другой - учет влияния здоровья людей на деятельность соответствующих секторов.

Органы государственного управления также стремятся создавать структуры и механизмы, дающие возможность активного вовлечения более широкого круга заинтересованных сторон.

Особенно важно участие граждан, общественных организаций и других групп населения (таких как мигранты), которые составляют гражданское общество. Активные и преданные делу социальные группы объединяют свои силы для решения проблем здравоохранения на всех уровнях стратегического руководства, от глобального до местного. Среди множества примеров их деятельности можно отметить следующие: встречи на высшем уровне под эгидой ООН, посвященные вопросам здоровья; Межпарламентский союз; движение ВОЗ «Здоровые города и сообщества»; глобальные движения по борьбе с бедностью; агитационно-разъяснительная деятельность по борьбе с конкретными болезнями, такими как ВИЧ; национальные инициативы по установлению целевых ориентиров в отношении здоровья; региональные стратегии здравоохранения конкретных организаций, таких как ЕС. Вся эта работа играет важную роль в содействии укреплению здоровья и повышению приоритетности вопросов здравоохранения.

Эффективное лидерство в масштабе всего общества помогает в достижении более высоких результатов в отношении здоровья. Научные исследования демонстрируют прочную взаимозависимость между ответственным руководством, новыми формами лидерства и широким участием всех заинтересованных сторон. В XXI веке в качестве лидеров в интересах здоровья могут выступать как множество отдельных граждан, так и секторы и организации. Лидерство реализуется в многочисленных формах и требует творческого подхода и новых навыков, особенно по устранению конфликта интересов и поиску новых путей решения труднопреодолимых комплексных проблем. ВОЗ, вместе с государствами-членами, несет особую ответственность за реализацию такого лидерства и оказание поддержки министерствам здравоохранения в достижении их целей.

Расширение прав и возможностей граждан, потребителей и пациентов имеет ключевое значение для улучшения здоровья, деятельности систем здравоохранения и повышения уровня удовлетворенности пациентов услугами здравоохранения. Голос гражданского общества, включая отдельных граждан, ассоциации пациентов, молодежные организации и пожилых людей, крайне важен для привлечения внимания к условиям среды, факторам образа жизни или продуктам, которые разрушительным образом действуют на здоровье, а также к пробелам в качестве и условиях оказания медицинской помощи. Он также имеет ключевое значение для генерирования новых идей.

Принцип участия всего общества.

Принцип участия всего общества не ограничивается конкретными учреждениями: он оказывает мобилизующее влияние на местную и глобальную культуру и средства массовой информации, сельские и городские общины и все стратегически важные для здоровья секторы политики, такие как образование, транспорт, охрана окружающей среды и даже градостроительное проектирование. Наглядный пример - подход к решению проблемы ожирения с участием глобальной системы продовольственного обеспечения.

Подходы на основе участия всего общества - это форма коллективного руководства, которая может дополнять государственную политику. При этом особое внимание уделяется координации деятельности путем использования общепринятых ценностей и укрепления взаимного доверия среди широкого круга различных действующих сил.

Такой подход, благодаря привлечению частного сектора, гражданского общества, местных общин и отдельных граждан, повышает способность сообществ преодолевать угрозы здоровью, безопасности и благополучию.

Вклад гражданского общества.

Гражданское общество является ключевым участником в процессе планирования, содействия и практического достижения позитивных изменений. Европейский регион ВОЗ находится в авангарде формирования инновационных партнерств с гражданским обществом, в том числе с группами населения, подверженными более высокому риску (например с людьми, живущими с ВИЧ), и с неправительственными организациями, отстаивающими интересы таких групп и предоставляющими им различную помощь. Создан ряд общеевропейских сетей и организаций, объединяющих растущее число людей, живущих с ВИЧ.

Совместная работа по общим стратегическим приоритетам охраны здоровья.

Основы политики Здоровье - 2020 включают четыре приоритетные области стратегических действий:

инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;

решение наиболее актуальных проблем Региона, относящихся к неинфекционным и инфекционным болезням;

укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования;

повышение «прочности» местных сообществ и создание поддерживающей среды.

В духе согласованности и последовательности эти четыре приоритетные области строятся на «категориях для установления приоритетов и программ ВОЗ». Эти категории были приняты государствами-членами на глобальном уровне и скорректированы с учетом специальных требований и опыта Европейского региона. Они также опираются на соответствующие стратегии и планы действий ВОЗ на региональном и глобальном уровне.

Четыре приоритетные области взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга. Так, например, действия на всех этапах жизни и расширение прав и возможностей людей помогут сдержать эпидемию неинфекционных заболеваний, и равным образом этому будет способствовать возросший потенциал общественного здравоохранения, что, в свою очередь, позволит более эффективно бороться со вспышками инфекционных болезней. Правительства достигают более существенного позитивного влияния на здоровье, когда они взаимоувязывают стратегии, инвестиции и услуги и сосредоточивают внимание на сокращении социальных неравенств. Европейское региональное бюро ВОЗ будет усиливать свою роль в качестве ресурса для разработки политики на основе фактических данных и примеров применения таких интегрированных подходов. Мониторинг регионального прогресса в осуществлении политики Здоровье - 2020 будет проводиться с использованием главных целевых ориентиров.

Реализация этих четырех приоритетов требует применения комплексных подходов стратегического руководства, способствующих повышению уровня здоровья, социальной справедливости и благополучия. Разумное руководство (smart governance) направлено на внедрение позитивных изменений, содействует инновациям и ориентировано на вложение ресурсов в укрепление здоровья и профилактику болезней. Новые подходы включают руководство путем сотрудничества, путем вовлечения граждан, с использованием сочетания нормативных мер и убеждения, а также с привлечением независимых агентств и экспертных органов. Растет необходимость применения объективных данных для обоснования политики и практики, соблюдения этических норм, расширения принципов транспарентности и укрепления подотчетности в таких областях, как защита конфиденциальности личной жизни, оценка рисков и оценка воздействия на здоровье.

Здоровье - 2020 признает, что страны имеют различные стартовые позиции, находятся в различных условиях и обладают различными потенциальными возможностями. Решения в области политики здравоохранения нередко приходится принимать в условиях неопределенности и несовершенства знаний. При этом для многих аспектов реформы здравоохранения невозможно полностью предсказать более широкие системные эффекты. С особыми трудностями сопряжено решение комплексных проблем, таких как ожирение, сочетанная патология и нейродегенеративные болезни. Растущую важность приобретает использование результатов социологических, поведенческих и политологических исследований, включая такие направления, как социальный маркетинг, поведенческая экономика и наука о нервной деятельности. Исследования демонстрируют ценность реализации небольших по масштабу, но всесторонних вмешательств на местном и общинном уровнях для накопления полезного опыта и последующей адаптации. Сотрудничество в масштабах Европейского региона может способствовать более интенсивной наработке экспертных знаний: каждая страна и сектор могут и учиться друг у друга, и вносить свой ценный вклад.

Главные целевые ориентиры политики здоровье-2020.

Всеобъемлющая задача политики Здоровье - 2020 - добиться ощутимого улучшения здоровья жителей Региона. В этой связи государства-члены совместно сформулировали следующие региональные цели:

1. К 2020 г. сократить преждевременную смертность среди населения Европейского региона.

2. Повысить показатели средней ожидаемой продолжительности жизни для населения Европейского региона.

3. Сократить масштабы неравенств в отношении здоровья в Европейском регионе.

4. Повысить уровень благополучия населения Европейского региона.

5. Обеспечить всеобщий охват услугами и право на наивысший достижимый уровень здоровья.

6. Установить национальные цели и ориентиры в отношении здоровья в государствах-членах.

Для мониторинга хода достижения национальных целевых ориентиров в области здравоохранения может использоваться набор добровольно применяемых индикаторов, одобренных государствами-членами.

Процесс здоровье-2020 осуществляется при поддержке со стороны систем медико-санитарной информации.

Во всех государствах-членах Европейского региона ВОЗ необходимо повысить уровень развития систем и услуг информационного обеспечения здравоохранения. Европейское региональное бюро ВОЗ оказывает содействие государствам-членам в проведении оценки и обеспечении технического совершенствования таких систем и предоставляет странам информацию по вопросам здравоохранения по следующим каналам:

Сотрудничество с международными партнерами для обеспечения стандартизации, повышения уровня международной сравнимости и качества данных по вопросам здравоохранения;

Сотрудничество с сетью учреждений и агентств, непосредственно занимающихся вопросами информации и фактических данных по вопросам здоровья;

Активный сбор, распространение и предоставление удобного доступа к медико-санитарным данным и результатам научных исследований.