Какое воздействие на общественное развитие оказывается. Роль социальной революции в общественном развитии

1)Общество-это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Конкретный этап общества в историческом развитии какого-либо народа или страны (феодальное, капиталистическое, российское).

2)Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

3)Общество-это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.

Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности.

Ученые выделяют четыре сферы общественной жизни.

1)Экономическая сфера: материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)), распределения.

2)Социальная сфера: слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.

3)Политическая сфера: она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование.

4)Духовная сфера: формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.)

5)Правовое.

Деление на сферы условно!!! Все четыре сферы тесно между собой взаимосвязаны и дают нам целостную картину о том или ином обществе.

Общество бывает:

1)До письменные, письменные.

2)Простые и сложные общества: (в простых - нет руководителей и подчинённых; нет бедных и богатых).

Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:

1)Общество первобытных охотников и собирателей.

2)Обычное (аграрное) – традиционное общество.

3)Индустриальное общество.

4)Постиндустриальное общество.

Ученые выделили в классификации общества следующие этапы или виды обществ:

1)Первобытное общество. 2)Рабовладельческое общество.

3)Феодальное общество. 4)Капиталистическое общество.

5)Социалистическое общество - переходное.

6)Коммунистическое.

Любое общество формируется и развивается с помощью социальных институтов общества:

1)Институт семьи и брака.

2)Экономические (работа) институты.

3)Политические институты (законы, правила, флаги государства).

4)Религиозные институты (вера, церковь, святая книга (библия)).

5) Духовные, социальные институты (наука, образование, культура).

Рассмотренные четыре главные сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, и как следствие растет преступность. Иными словами, успехи в одной (экономической) сфере влияют на благополучие в другой (социальной).

Экономика может сильно влиять и на политику. Когда в начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом - очень бедных, активизировались политические партии, ориентированные на коммунистическую идеологию. Они имели поддержку у значительной части населения. Из опыта европейских стран известно, что, когда экономика идет на подъем, преобладающая часть населения начинает отходить от коммунистических взглядов в сторону так называемых либерально-демократических и выступать за частную собственность и свободу предпринимательства.

Точно так же можно доказать и то, что на экономическую, социальную и духовную сферы решающее влияние оказывает политика. Социальная сфера прямо связана с переустройством политической жизни и сменой политического строя. Общеизвестно, что изменение политического строя меняет условия жизни народа. Не менее значимо и обратное направление связи. Изначальным стимулом к массовым политическим движениям служит неудовлетворенность больших групп населения своим положением в Острота социальных проблем является источником и движущей силой политических событий, тогда как политические интересы в свою очередь определяют направленность социальных процессов в обществе.

Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе.

Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной характер носит и духовная сфера общества, затрагивающая все <этажи> общества.

Очевидно, ни одна из четырех сфер не выступает в качестве основной, детерминирующей все другие сферы. Различные области жизни современного общества оказывают друг на друга одинаково значимое влияние.

Подробное решение Параграф § 4 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. Что такое социальные нормы? Чем социальные революции отличаются от реформ? Чем характеризуется постиндустриальное общество?

Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.

Революция - коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Революция - радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

Реформа - изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы - укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот - увеличение доходов.

Постиндустриальное общество - общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения занятого в сфере услуг нежели в промышленном производстве.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал - профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

Вопрос 2. Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции «локомотивами истории»? В чём состоят глобальные проблемы человечества?

Биологическая эволюция - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Эволюция – Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-н., подготавливающий качественные изменения.

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Но во всех случаях революция – это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.

Список глобальных проблем:

Нерешённость проблемы отмены старения у людей;

Проблема «Север-Юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

Угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

Катастрофическое загрязнение окружающей среды;

Снижение биоразнообразия;

Обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

Глобальное потепление;

Озоновые дыры;

Проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

Демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;

Терроризм;

Астероидная опасность;

Недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;

Социальное неравенство - разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;

Парниковый эффект;

Кислотные дожди;

Загрязнение морей и океанов;

Загрязнение атмосферы.

Вопрос 3. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе?

Эволюционный путь – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

Эволюционное развитие общества в отличии от природы – целенаправленный процесс, которым управляет человек.

Сторонники эволюционизма подчёркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.

Вопрос 4. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?

Социальная революция - это скачок, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, переход общества из одного качественного состояния в новое качественное состояние, движение общества к качественно новому, более высокому этапу развития.

Согласно марксизму решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл «локомотивами истории». Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.

Вопрос 5. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?

Группы людей, входящих во властные органы или призванных властью, осознавшей необходимость перемен, определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований. На этой основе власть принимает нужные решения (царские манифесты, президентские указы), дающие толчок преобразованиям.

Нередко в словарях реформу определяют как изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя. Однако известно, что в истории различных стран бывали реформы, менявшие устои сложившейся общественной жизни.

Часто на первом этапе реформы приводят не к улучшению, а к ухудшению условий жизни значительной части населения. Сказывается элемент дезорганизации (прежние связи нарушены, новые ещё не налажены), непоследовательность действий реформаторов, необходимость «затягивания поясов» для того, чтобы высвободить необходимые для преобразований средства. Кроме того, приспосабливаться к новым условиям жизни очень непросто, особенно для людей старшего поколения.

Вопрос 6. Каковы основные отличия реформ от революций?

Революция - это попытка внесения изменений в ход общественного развития. Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Вместе с тем реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, большей продуманностью и организованностью со стороны властей.

Вопрос 7. Что способствовало глобализации в различных сферах общества?

Одной из особенностей современного общественного развития является заметное ускорение его темпов. Другой важнейшей чертой развития современного общества является его глобализация. Сам этот термин в значении усиления связей и взаимозависимостей людей, народов, государств стал использоваться в науке сравнительно недавно.

Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику. Национальные компании объединяются в международные транснациональные корпорации. Эти компании организуют производство своей продукции в тех регионах планеты, где это является наиболее выгодным.

В ещё большей степени глобализация охватила финансовые. рынки. Сегодня на глобальных валютных рынках обращаются суммьь намного превышающие триллион долларов США. Такой размах и глобальность финансовых операций оказались возможны во многом благодаря появлению так называемых электронных денег, существующих только в виде цифр на экране компьютера.

Вопрос 8. К каким последствиям ведёт процесс глобализации?

Глобализация подводит нас к ещё одной особенности развития современного мира - информационной революции. Научно-технические открытия и изобретения последних десятилетий существенно изменили нашу жизнь. Её уже трудно представить без телевизора, компьютера, мобильного телефона. Большинство из нас являются постоянными телезрителями, многие отдают немало времени «прогулкам» по Интернету, следовательно, мы активно включаемся в мировое информационное пространство. Собственно экономическая или культурная глобализация была бы невозможна без этих новых средств связи и коммуникации.

Вопрос 9. Какие проблемы относят к глобальным?

О глобальных проблемах человечество узнало раньше, чем о глобализирующемся обществе. Само понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков - Варшавского договора и НАТО. В конце 1960-х гг. человечество осознало ещё одну опасность - загрязнение и разрушение природной среды обитания человека. Группа учёных выступила с докладом, в котором, во-первых, показала мировой уровень проблемы ухудшения природной среды, во-вторых, обосновала необходимость серьёзно и безотлагательно взяться за её решение. С того времени список глобальных проблем пополнился такими вызовами и угрозами, как разрыв между «богатым Севером» (наиболее развитые страны мира) и «бедным Югом» (экономически отсталые страны), увеличение числа техногенных катастроф, угроза мирового терроризма, проблема народонаселения.

Одной из наиболее острых по-прежнему остаётся экологическая проблема. Приостановить неблагоприятные процессы, вызванные экологическим кризисом (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, и др.), человечеству пока не удаётся. Происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов - нефти, угля, газа. Продолжают мелеть крупные реки и озёра.

Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.

Вопрос 10. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.

Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов. Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила её. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели ещё большую остроту.

Вопрос 11. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.

Французская революция 1846 года и Социалистическая революция 1917 года, обе эти революции бедных против богатых, революции против Монархии и правительства, знати.

Вопрос 12. Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажи на любом примере.

Образованное на 2-м Всероссийском съезде Советов Советское правительство под руководством Ленина возглавило ликвидацию старого государственного аппарата и строительство, опираясь на Советы, органов Советского государства.

Декрет от 15(28) января 1918 года положил начало созданию Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а декрет от 29 января (11 февраля) 1918 года - Рабоче-крестьянского Красного флота.

Были введены бесплатное образование и медицинское обслуживание, 8-часовой рабочий день, издан декрет о страховании рабочих и служащих; ликвидированы сословия, чины и звания, установлено общее наименование - «граждане Российской Республики». Провозглашена свобода совести; церковь отделена от государства, школа - от церкви. Женщины получили равные права с мужчинами во всех областях общественной жизни.

В январе 1918 года были созваны 3-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и 3-й Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. 13(26) января произошло слияние съездов, что способствовало повсеместному объединению Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих депутатов. Объединённый съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая провозглашала Россию Республикой Советов и законодательно закрепляла Советы как государственную форму диктатуры пролетариата. Съезд принял постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» и оформил создание Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). РСФСР учреждалась на основе свободного союза народов как федерация советских национальных республик. Весной 1918 года начался процесс оформления государственности народов, населявших РСФСР.

Вопрос 13. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать Интернет менее чем через 5 лет после его появления. Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?

Люди стали чаще применять в своей жизни новые изобретения и технические открытия. Это связано с процессом ускоряющегося развития и глобализацией.

Вопрос 14. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. - в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис

Нет. Они, конечно, открывали новые земли, т.е. делали прорыв в истории, но процесс глобализации подразумевает открытия технического назначения, усовершенствование технологий, научно-технический прогресс.

Вопрос 15. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.

Справедлива. Корпорации уничтожают любых конкурентов. крупные монополии обворовывают более бедные страны при этом зарабатывая деньги.

  • 8.Философские взгляды Аристотеля.
  • 9.Религиозно-схоластический характер средневековой философии. Борьба номинализма и реализма.
  • 10.Общая характеристика философии Нового времени.
  • 11 .Френсис Бэкон - основатель английского эмпиризма. Обоснование им экспериментальной науки. "Новый Органон".
  • 12.Рационалистическая направленность научной и философской деятельности р.Декарта.
  • 13.Монистический характер философской онтологии т.Гоббса и б.Спинозы. Господство идеи механистического детерминизма в решении социальных и этических проблем.
  • 14.Традиция эмпиризма в учении о познании д.Локка. Социально-политические взгляды д.Локка.
  • 15.Особенность философской онтологии и гносеологии в воззрениях г.Лейбница.
  • 16. Субъективно-идеалистическая философия д.Беркли. Логическое завершение эмпиризма в учении д.Юма.
  • 17.Французский материализм 18 века. Критика идеализма и религии.
  • 18.Вопросы теории познания в учении и.Канта. Теория чувственного познания и его априорных форм. "Критика чистого разума".
  • 19. Этика и.Канта. Моральный закон как категорический императив. "Критика практического разума".
  • 20.Философия абсолютной идеи Гегеля. Основные черты гегелевской диалектики.
  • 21.Антропологический материализм л.Фейербаха. Сущность его критики идеализма и религии. Этика "человеколюбия".
  • 23.Русская философия конца XIX - начала XX в.В. Философия всеединства: в.Соловьев и его последователи.
  • 24.Развитие представлений о сущности материи в работе в.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"
  • 25. Позитивизм и его разновидности.
  • 3 Этапа в эволюции позитивизма:
  • 26.Экзистенциализм - философия существования. С.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, к. Ясперс.
  • 27.Философия и её основные разделы: онтология, гносеология и аксиология.
  • 28. Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания.
  • 29. Понятия «бытие» и «субстанция» в философии. Материалистический и идеалистический подходы в решении основного вопроса философии ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
  • 30. Движение как атрибут материального мира. Движение и развитие. Проблема самодвижения и саморазвития.
  • 31. Пространство и время как основные формы бытия. Субстанциональная и релятивистская концепции. Философское значение достижений современной науки в исследовании пространства и времени.
  • 32. Теория отражения в философии. Отражение и информационные воздействия.
  • 33. Проблема сознания в философии. Сущность, структура и основные функции сознания. Сознательное и бессознательное.
  • 34. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблемы искусственного интеллекта.
  • 35. Диалектика как учение о развитии. Основные принципы, законы, категории диалектики, их взаимосвязь.
  • Соотношение законов и категорий философии
  • 36. Детерминизм как принцип причинности и закономерности. Индетерминизм.
  • 38. Категории диалектики, выражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, явление и сущность.
  • 39. Категории диалектики, выражающие связи детерминации: причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.
  • 40. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система.
  • 41. Чувственное, рациональное и интуитивное в познании.
  • 42. Понятие истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине. Истина и заблуждение. Критерий истины. Проблема истинности и достоверности знания.
  • 43. Проблема метода в философии. Метафизика, диалектика, эклектика, софистика.
  • 44. Философия как методология научного познания. Структура научного знания: науки естественные и гуманитарные, фундаментальные и прикладные.
  • 45. Исторический и логический методы познания, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 46. Системный подход в научном познании. Структурный, функциональный и генетический аспекты системного подхода.
  • 47. Моделирование как метод познания. Виды моделей и их познавательная роль.
  • 48. Сущность научной проблемы. Гипотеза как форма развития науки. Структура научной теории и ее сущность.
  • 49. Общество как особая система. Основные сферы жизнедеятельности общества, их общие закономерности развития и функционирования общества. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение.
  • 50. Объективные условия и субъективный фактор в истории. Фатализм, субъективизм и волюнтаризм.
  • 51. Движущие силы и субъекты исторического развития.
  • 52. Общество и природа. Природная среда как постоянное и необходимое условие существования общества. Экологическое равновесие и экологический кризис.
  • 53. Социальная эволюция и революция, их сущность. Объективные и субъективные предпосылки социальной эволюции и революции
  • 55. Экономический базис и надстройка, их функции и структура. Экономический и технико-технологический базисы формации.
  • 56. Общественные отношения, их структура. Понятие общественного прогресса и его критерии.
  • 57. Труд как основа развития общества и материального производства. Способы производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.
  • 58.Социальная структура и ее основные элементы: классы, социальные группы, слои и страты.
  • 59. Классы и социальные группы, их возникновение, сущность и развитие. Социально-классовые отношения в различных общественно-экономических формациях.
  • 60.Исторические формы социальной общности людей. Родоплеменные общности, народности, нации. Проблемы межнациональных отношений.
  • 61.Социальная сущность семьи. Исторические формы и перспективы развития семьи.
  • 62. Политическая система общества и её основные элементы. Федерализм и суверенность.
  • 63.Происхождение, сущность, признаки и функции государства. Типы и формы государства.
  • 65. Культура и её индивидуальные, классовые, общечеловеческие, национальные и интернациональные компоненты. Культура и цивилизация.
  • 66.Наука и ее роль и место в современной культуре и практика.
  • 67.Политика и политическое сознание, их роль в общественной жизни.
  • 68.Право и правосознание, их сущность и особенности. Правовые отношения и нормы.
  • 69.Понятие морали, её происхождение и сущность. Нравственное сознание и его функции.
  • 70.Искусство и эстетическое сознание, их сущность и функции. Эстетическое начало в человеческой деятельности.
  • 71.Происхождение религии, сущность, корни и роль в жизни общества. Религиозное и атеистическое сознание.
  • 72.Понятия "человек", "индивид", "личность". Биосоциальная сущность человека. Личность как продукт общественно-исторического развития.
  • 53. Социальная эволюция и революция, их сущность. Объективные и субъективные предпосылки социальной эволюции и революции

    Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция .

    Слово "революция" означает коренное преобразование, переход от одного качественного состояния в другое. В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. В отличие от них социальная революция - это качественные изменения в общественных и прежде всего - в производственных отношениях. Согласно материалистическому пониманию истории, социальные революции - закономерное явление, форма перехода от одной ОЭФ к другой.

    Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, с необходимостью должна уступить место новой.

    Экономической основой социальной революции является конфликт между ПС и не соответствующими им ПО. Революция направлена на ликвидацию этих старых ПО и на этой основе всей системы общественных отношений, всей надстройки.

    Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений.

    Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т. е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. Происходящие в настоящее время реформы в России носят характер революции, так как речь идет о замене не оправдавших себя ПО другими соответствующими прогрессу производства и обществу. Революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития.

    В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.

    Общественные преобразования в ряде стран проходили и проходят не путем скачков, переворотов, а более или менее спокойным эволюционным путем, то есть путем постепенных количественных изменений в производственных отношениях, не влекущих за собой резких переходов, скачков, катаклизмов при минимуме социальной напряженности, в обстановке принятия большинством населения предлагаемого политического курса.

    54. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений. Понятие исторической эпохи и цивилизации.

    Имеется 2 подхода к периодизации истории человечества: формационный и цивилизационный.

    Цивилизационный подход к истории: вся история человечества разбивается на различные цивилизации. Считается, что существует 3 цивилизации: 1) аграрная; 2) индустриальная; 3) информационно-компьютерная. Но был и доцивилизационный период – «период дикости и варварства». Цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся географические, религиозные и др.признаки. Под цивилизациями понимают автономные, уникальные культуры, проходящие известные циклы развития . Эпоха (от греч. epoche, буквально - остановка), продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т. д.; качественно новый период развития.

    Деление на цивилизации определяется главной формой человеческой деятельности.

    1-я цив-ция– надо было обеспечить себя; 2-я цив-ция – промышленное производство; 3-я цив-ция – компьютерные технологии.

    Формационный подход (разработан Марксом), основным понятием явл-ся ОЭФ. Согласно ему, человечество проходит 5 этапов (формаций), которые нельзя перескочить (первобытно – общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). ОЭФ - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером"(Маркс, Энгельс).

    ОЭФ - общество, основывающееся на определенной ступени своего развития с присущим ему способом производства, ПО, а также возвышающимися над ними другими общественными отношениями, общественным сознанием, хозяйственным, бытовым и семейным укладом. Для классовой ОЭФ хар-на и своя социальная структура, ядром которой являются классы.

    ОЭФ впервые выработана марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет: 1) отличить один период истории от др. 2) вскрыть общие и существенные черты развития разных стран 3) позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации.

    В обществе действуют исторические закономерности – необходимость перехода одних ОЭФ в др, связь и преемственность м\у ними. Отличной от других ОЭФ ее делают качественные ПО – это эк.скелет (структура), а все др. отношения (общественное сознание и его формы) - плоть и кровь.

    Главными элементами в структуре ОЭФ являются базис и надстройка. Ленин: базис - экономический скелет общественной формации, надстройка - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него. Надстройка состоит из 1) идеологические отношения, 2) идеи, теории, взгляды, чувства, эмоции, их отражающие, 3) соответствующие им общ.учрежденя и организации . Революционный переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного базиса другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей надстройки.

    Материалистическая философия: ПО - главные и определяющие, объективный критерий для различения определенных ступеней развития в общественной жизни. Это базис, от характера которого зависит и образ жизни людей, и все другие общественные явления. Однако при этом нельзя упускать из виду, что сами ПО определяются уровнем развития ПС, что существует закон соответствия , согласно которому данному уровню развития ПС соответствуют не любые, а определенные, необходимые и от воли людей не зависящие ПО. Надстройка формируется с четко определенной целью укреплять и развивать породивший ее базис. В условиях современного развития ПС и многообразия собственности усиливается роль политической надстройки (особенно государства) в консолидации сил нации для решения задач прогрессивного развития страны.

    Надстройка оказывает сильное обратное воздействие на базис. Она может способствовать развитию базиса, а может тормозить его развитие. Активность надстройки вытекает из того, что это сфера практической деятельности людей, которые реализуют свои интересы, стремятся либо изменить, а иногда и самым радикальным образом преобразовать (вплоть до военных способов решения проблем) сложившуюся систему производственных отношений. На это их толкают прежде всего материальные интересы.

    Политические потрясения и экономические преобразования пятнадцати последних лет изменили Россию до неузнаваемости. Фактически мы живем в новой стране, без «предварительной подготовки» вступившей на путь капиталистического развития, стране с не вполне ясным политическим строем, не устоявшимся покуда экономическим укладом, массой социальных проблем практически во всех сферах общественной жизни. Формирование нового гражданского общества происходит в мучительных противоречиях и сопровождается беспрецедентными проблемами, возникающими то в отдельных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, то в науке и образовании, то в социальном обеспечении, то в здравоохранении.

    Пертурбации периода «дикого капитализма» не обошли стороной и социально-культурную сферу. Культура и искусство, средства массовой информации и туризм, физическая культура и спорт, кинообслуживание и шоу-бизнес развиваются в наше время в условиях рынка, диктующего свои жесткие законы и основанные на конкуренции правила игры. Работающие в данной сфере люди - одни раньше, другие позже - поняли: жить, руководствуясь вчерашними стандартами и представлениями, дальше нельзя. Нужны новые парадигмы и концепции развития, оригинальные управленческие проекты и решения, инновационные технологии и методы работы, социальное партнерство и интеграция усилий по всем направлениям социально-культурной деятельности.

    Современные культурологи вполне обоснованно считают понятие социально-культурной деятельности непреложным атрибутом здорового общества и социальной практики. Наиболее значимыми составляющими этой деятельности являются: создание, освоение, сохранение и распространение ценностей культуры. Она может осуществляться как на общественно-самодеятельной основе, и тогда в её орбиту втягивается все население страны, так и на профессиональной основе, в этом случае её субъектами являются специалисты: писатель и композитор, библиотекарь и реставратор, педагог досуга и тележурналист. Чем шире круг заинтересованных субъектов, тем богаче содержание социально-культурной деятельности, тем разнообразнее ее организационно-методические формы или, говоря современным языком, технологии. На общественно-самодеятельном уровне досуговая деятельность может носить спонтанный, стихийный характер. В своих негативных проявлениях (бытовое пьянство, азартные игры, весьма сомнительные предпочтения в области кино, музыки и т.п.) такая деятельность способна нанести ощутимый вред обществу, в особенности подрастающим поколениям. На институционально - профессиональном уровне социально-культурная деятельность может носить вполне упорядоченный характер, поскольку в этом случае она строится на основе научных рекомендаций, носит адресный и планомерный характер, учитывает интересы и потребности различных социальных слоев и групп населения, осуществляется на адекватном организационном уровне, поддаётся социальному контролю и,что важнее всего подчеркнуть, способствует развитию общественной инициативы, расширению волонтёрского движения, привлечение к реализации различных социально-культурных проектов все большего числа социальных партнеров (инвесторов, спонсоров, меценатов и др.). Будем помнить, что страна вошла в рынок, и, надо думать, всерьёз и надолго (32; с.95-96).