Таблица по истории политические режимы. Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: Формы политического режима

Политический режим (от лат. regimen; франц. regime – управление)представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим обычно отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.

Мнение

Российский политолог А.Л. Громыко:

    целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим»

    «Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти , то второе … есть среда и условия политической жизни общества , иначе говоря, определенный политический климат , существующий в данном обществе в данный момент исторического развития» .

Характеристика трех основных типов политических режимов, выделяемых в современной политической науке, дается в таблицах 4 и 5.

Таблица 4. Политические режимы: сущность

и предпосылки формирования

Тип режима

Определение

Предпосылки

формирования

Тоталитарный

режим, стремящийся к установлению тотального (абсолютного) контроля над всеми сферами жизни общества и отдельной личности

-системный кризис общества (экономика, политика, культура)

-маргинализация социальных групп

-слабость гражданского общества

-формирование аппарата репрессий

-пропагандистско-манипулятивная деятельность власти и СМИ

режим, при котором происходит концентрация власти в одном центре (лидер, группа, орган власти), стремящемся к полному контролю над политической сферой, с сохранением автономии общества и личности за пределами политики

-необходимость сильной моноцентричной власти в условиях:

а) угрозы дезинтеграции общества

б) демократического транзита

в) на ранних стадиях формирования политической системы

-олигархизация элит

-военные перевороты и др.

Демократический

режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, важнейшего политического актора, на наделении его большим кругом прав и свобод

-экономический и политический плюрализм, рынок, высокий уровень благосостояния

-развитое гражданское общество

-многочисленный средний класс

-демократические традиции, активистско-гражданская политическая культура

Таблица 5. Политические режимы:

сравнительная характеристика

Критерии сравнения

Тоталитарный режим

Демократический режим

Принципы формирования и функционирования власти

Монополизация власти единственной массовой партией, срастающейся с государством. Идеократия

Концентрация власти в одном центре (лидер, группа лиц, орган власти). Нарушение принципа разделения властей

Разделение властей, выборность представительных органов власти (парламент, президент)

Способы отбора политической элиты

Номенклатурный (назначение сверху), безальтернативные «выборы»

Номенклатурный,

кооптация, «контролируемые» выборы

Демократические

выборы (альтернативные, равные, тайное голосование)

Средства

и методы

властвования

Сила (репрессии); тоталитарная индоктринация и социализация и др.

Сила, принуждение, манипуляция, побуждение

Легальные (определяемые законами)

Состояние гражданского общества

Ликвидировано

Сильное, контролирует власть

Иные

особенности

Закрытый характер,

милитаризация общественной жизни, вождизм

Часто: псевдодемократические процедуры: выборы, дебаты в парламенте

Приоритет прав граждан.

Толерантность, активистская политическая культура

Модель политического управления

Директивная

Директивная

Коммуникативная

Как видно из последней таблицы, тип политического режима и модель политического управления тесно взаимосвязаны и во многом взаимно обусловливают друг друга.

Категории политической науки, рассмотренные в данной лекции, активнейшим образом используются в политико-управленческой науке, создавая вместе с другими категориями (управленческими, теории менеджмента, психологическими и др.) понятийный «каркас» теории политического управления.

Вопросы и задания

    Почему возможно дать не одно, а несколько определений политики?

    Раскройте содержание четырех важнейших парадигм объяснения политики. Почему рационально-критическая парадигма представляет наибольший интерес для политических наук?

    Назовите важнейшие функции политики. Какую функцию, как основную, выделял Р. Дебре ? Согласны ли Вы с французским мыслителем? Обоснуйте свой ответ.

    Назовите основные элементы политической системы, согласно теории Д. Истона .

    Какой смысл вкладывается в понятие «политический институт»? Приведите примеры различных политических институтов.

    Существует ли связь между типом политического режима, с одной стороны, и моделью и стилем политического управления в стране, с другой стороны?

Литература

    Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб. пособие. М.: НОУ, 1998.

    Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс, 1996.

    Вебер М. Политика как признание и профессия // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997.

    Громыко А.Л. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М., 1999.

    Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008.

    Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010.

    Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер с англ. / Т. Кун. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2003.

    Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.

    Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. М.: ВЛАДОС, 1999.

    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.

    Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.

1В 546 году до н. э. высадился в районе Марафонаи вскоре занял Афины, без потерь устранив аристократическую оппозицию, и окончательно овладел тиранической властью в Афинах. Писистрат материально помогал крестьянам, обеспечивал заработок городской бедноте, проводил протекционистскую политику по отношению к торгово-ремесленным слоям и наладил хорошие отношения с аристократами. Опираясь на возросшее богатство Афин, приступил к проведению активной внешней политики, целью которой было распространение влияния афинского полиса во всей Греции. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств.

Российский Государственный Торгово – Экономический Университет

Саратовский Институт (Филиал)

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по политологии

Тема 11: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»

Выполнил:

Проверила:

Саратов 2003

План работы

1. Сущность и типы политических режимов 3

2. Демократические режимы 5

3. Либеральный политический режим 8

4. Недемократические режимы 10

Заключение 17

Список литературы 20

1. Сущность и типы политических режимов

Выбор данной темы обусловлен тем, что мне хотелось бы лучше разо­браться в процессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна пе­решла от одного политического режима к другому, а именно от “тоталита­ризма” к “демократии”.

В данной работе мне хотелось бы выяснить, что стоит за этими терми­нами.

Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. По определению Юридического Словаря политиче­ским режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозна­чающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политиче­ской власти. Не существует единой типологии политических режимов. Харак­тер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях го­сударств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании». 1

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, по­скольку на ту или иную разновидность политического режима оказы­вает влия­ние множество факторов. Таким образом, каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим и в современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незна­чительно отличаются друг от друга.

Политические режимы, а также их классификация представляют большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов также очень важен при характеристике государства и определения его формы.

Еще античный философ Аристотель давал два критерия, по которым можно провести классификацию:

    по тому, в чьих руках власть;

    по тому, как эта власть используется.

“Правильные “ формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих “лучших”), политика (власть большин­ства из средних в имущественном отношении людей).

“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “не­правильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигар­хия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (боль­шин­ства) над властью).

О характере политического режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы, но наиболее важны из них следующие:

    способы и порядок формирования органов государственной власти,

    порядок распределения между различными государственными орга­нами компетенции и характер их взаимоотношений,

    степень гарантированности прав и свобод граждан,

    роль права в жизни общества и решении государственных дел,

    место и роль в государственном механизме армии, полиции, контр­разведки, разведки и других аналогичных им структур, степень ре­ального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

    основные способы разрешения возникающих в обществе социаль­ных и политических конфликтов». 2

В настоящее время, одна из достаточно простых, широко распространен­ных, клас­сификаций политических режимов предполагает деление их на: тота­литарные, авторитарные и демократические. Таким образом, наиболее значи­тельные из политических режимов следующие четыре:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в от­дельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

2. Демократические режимы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) -на­родовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, ос­нованной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равен­ство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демокра­тия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае явля­ется властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политиче­ской свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Для демократического режима характерен ряд отличительных черт, а именно:

    Суверенитет народа : именно народ выбирает своих представите­лей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

    Периодическая выборность основных органов государства . Прави­тельство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

    Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства состав­ляют один из основных принципов демократического государства

    Ра­венство прав граждан на участие в управлении государством : сво­бода созда­ния политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурент­ной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непо­средственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, напри­мер, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является пле­бисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важней­ших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических ре­шений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, на­пример, референдумы.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть - гра­ждане избирают в органы власти своих представителей, которые при­званы вы­ражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры вы­боров могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выбор­ные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени на­рода и подот­четны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объе­диняющие черты:

    Народовластие – то есть, признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);

    Правительство основано на согласии управляемых;

    Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

    Гарантии основных прав человека;

    Свободные и честные выборы;

    Равенство перед законом;

    Справедливое судопроизводство;

    Конституционное ограничение правительства;

    Социальный, экономический, идеологический и политический плюра­лизм;

    Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются прези­дентская республика и парламентская республика .

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой прави­тельства (ярким примером является США). Главной отличительной чертой пар­ламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответствен­ность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к прави­тельству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, прини­маемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осу­ществляет контроль над правительством и в случае необходимости может вы­разить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сосло­вий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политиче­ской жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Разумеется, демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное со­циальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демокра­тии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических усло­виях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скаты­ванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования раз­рушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная цен­ность демократического режима намного выше его некоторых негативных кон­кретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется за­частую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством совре­менное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоре­чиями, возможными кризисами.

3. Либеральный политический режим

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение та­кого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собст­венно не режим осуществления власти, а условие существования самой ци­вилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, ко­торым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утвер­ждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция по­литических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократиче­ский режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление чело­века уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

В теории государства и права либеральными называются также полити­ческие методы и способы осуществления власти, которые основаны на сис­теме наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономиче­ски самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятель­ным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за лично­стью и т.п.

«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противо­поставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловли­вается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной органи­зации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равен­ство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и ста­новятся осуществимыми на практике». 3

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избира­тельных кампаний. Осуществление государственного управления произво­дится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и проти­вовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: цен­тральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некото­рых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эф­фективно становится возможным только в обществе, отличающимся высо­ким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравст­венным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырас­тает из собственно демократического режима.

4. Недемократические режимы

Недемократические режимы делятся на два типа:

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тотали­таризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руково­дства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господ­ствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой миро­вой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на ин­дустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возмож­ными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кри­зисов». 4

Само понятие «тоталитарного режима» было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

    есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претен­дующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концен­трирует в себе реальную власть в обществе;

    партия организована не демократическим способом - она строится во­круг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологиче­ский режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию

    тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и эко­номики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    при тоталитаризме существует террористический полицейский кон­троль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности, но большинство их не могло окончательно сформироваться в доин­дустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего ха­рактера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Некоторые ученные, такие как Хайденберг Карл Фридрих и Збигнев Бже­зинский, утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен: тоталитар­ные режимы способны меняться, эволюционировать.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социа­лизм.

Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть го­сударства, полное устранение частной собственности и, следова­тельно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи в том числе и гуманные политические цели. Так, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступ­ными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена со­циальная защищенность населения, развивалась экономика, косми­ческая и военная промышленность, резко сократился уровень пре­ступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, воз­ник­шее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этниче­ской почве. К концу 30-х годов фашистский режим утвердился не только в Италии, но и в Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих националь­ных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказы­вавших фашистским движениям финансовую и политическую под­держку, стремящихся использовать их для подавления революцион­ных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Гер­мании в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социаль­ное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществ­ляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патоло­гические амбиции тех или иных политических лидеров.

Одним из наиболее распространенных в истории типов полити­ческой системы является авторитаризм, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами ха­рактер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируе­мых государством общественных сфер, особенно экономики и част­ной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

    автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти: ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

    неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их при­нимает по своему усмотрению. «Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью». 5

    опора (реальная или потенциальная) на силу. Данный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популяр­ностью среди широких слоев населения, однако он обладает доста­точной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    монополизация власти и политики, недопущение политиче­ской оппозиции и конкуренции: возможно существование ограни­ченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

    отказ от тотального контроля над обществом, невмешатель­ство во вне политические сферы и, прежде всего, в эко­номику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внеш­ней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономиче­ского развития, проводить достаточно активную социальную поли­тику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

    рекрутирование политической элиты путем введения в со­став выборного органа новых членов без проведения дополнитель­ных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электо­ральной борьбы

Слабыми сторонами авторитаризма являются полная зависи­мость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политиче­ского выражения общественных интересов.

Однако данный режим имеет так же ряд достоинств, таких как: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на ре­шение определенных задач, преодолевать сопротивление политиче­ских противников и это делает её достаточно эффективным средством про­ведения радикальных общественных реформ.

Авторитарные режимы очень разнообразны: это монархии, дик­таторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов, и сегодня в Европе они в принципе являются парламентскими демо­кратиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитар­ных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иор­дания, Марокко, Саудовская Аравия). При военном правлении поли­тическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена: военные берут власть и правят страной.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты - выборы, плебис­циты и т.п. - для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использова­лись авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чер­той таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям), полная или частичная контролируе­мость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массо­вой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения канди­датов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Таким образом, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма ха­рактерно:

    Автократизм.

    Неограниченность власти.

    Опора на силу.

    Монополизация власти и политики.

    Отказ от тотального контроля.

    Рекрутирование политической элиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как мы видим, понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.

В литературе, касающейся данного вопроса, отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У раз­ных авторов на сей счёт существуют различные мнения.

При написании данной работы, была использована достаточно распро­страненная в теории государства и права классификация, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитар­ный и тоталитарный. Но хотелось бы отметить, что кроме четырех вышепе­речисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тотали­тарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые явля­ются разновидностями этих четырех режимов (например, с древности известны деспотические и тиранические режимы, существуют переходные и чрезвычай­ные режимы, которые, как правило, носят временный характер).

За последние 20 лет очень много недемократических: тотали­тарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе . Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, ха­рактер их взаимоотношений с гражданами зависит, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со сто­роны авторитарных правителей существенно сдерживалась тради­циями правления, относительно высокой образованностью и воспи­танностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угро­зой народных восстаний. В современную эпоху многие из этих фак­торов исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем на­родам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственно­сти, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможно­сти для индивидуального и общественного развития, реализации гу­манистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократиче­скому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой поли­тической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмо­нополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективист­ских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать аль­тернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократиза­ции привела к политической анархии, к подрыву мотивации произ­водительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни на­селения. Очевидно, что для России оптимальная модель политиче­ского и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

В заключении хотелось бы отметить, что, как мы смогли убе­диться, обстановка в мировом сообществе конца XX - начала XXI века свидетельствует, что антидемократические режимы историче­ски и политически изжили себя. Мир должен прейти к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов при­вели к войне.

Список литературы

    Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

    Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.

    Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология: Учеб. Пособие. – Сара­тов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997.

    Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. «История государства и права», М., 1999 г.

    Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. По­лит. иссл. 1993- №5.

    Корельский В.М. и Перевалова В.Д. «Теория государства и права», М., 1999 г.

    Матузов Н.И. и Малько А.В. «Теория государства и права», М., 2000 г.

    Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитар­ных факультетов. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997.

    Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

1Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

2«Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.

3«Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова, Москва 1999 г.

4Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.

Политология [Ответы на экзаменационные билеты] Фортунатов Владимир Валентинович

16. Политический режим

16. Политический режим

В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность средств и методов, которыми осуществляется власть в данной стране .

В западной и российской политологии принято выделять несколько политических режимов в соответствии с определенным набором признаков и главным действующим принципом.

При тоталитарном режиме действует принцип «Запрещено все, что не разрешено» .

Для либерального режима характерен подход «Позволено все, что не ведет к смене власти» .

В условиях демократического режима «Разрешено все, что не запрещено законом» .

Таблица 43. Характеристика типов политической власти

В политической науке при характеристике политических режимов используются три триады:

Либеральный - умеренный - репрессивный;

Охлократия - олигархия - тирания.

В России с Московского царства до 1917 г. преобладал диктаторский самодержавный режим с элементами представительной демократии в различные исторические периоды (Земские соборы, выборное местное самоуправление, парламентаризм, многопартийность). Монарх опирался не только на традиции, но и на суровое законодательство, прямое насилие с использованием войск против своего же народа (подавление народных бунтов, крестьянских войн, «кровавое воскресенье»).

Большевики словами о «диктатуре пролетариата» прикрывали реальную «диктатуру партии» , а точнее политический режим партийной номенклатуры . Советский режим также опирался на традиционную привычку населения подчиняться сильной власти, на репрессивное законодательство, на карательные органы и при необходимости (крестьянские восстания, осуществление массовых депортаций) на войска. «Перестройка» привела к замене политического режима.

В постсоветской России осенью 1993 г. была насильственно, с применением войск, упразднена система Советов, формально являвшихся юридической основой функционирования власти в стране.

Таблица 44. Варианты классификации советского политического режима

Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 152.

Политический режим Б. Н. Ельцина обычно определяют как демократический по форме и авторитарный по содержанию. Особенностями политического режима, существовавшего в 1992–1999 гг., считаются:

Гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, номинальность разделения властей;

Неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом; неспособность обеспечить консенсус в обществе и достойный уровень жизни большинству граждан;

Фактическая подконтрольность правительства только президенту и зависимость от политической конъюнктуры;

Концентрация власти в руках «окружения» президента, «семьи», фаворитизм, бесконтрольность правящей группы, широкие масштабы лоббистской деятельности;

Слабость политических партий, неразвитость гражданского общества, отсутствие объединяющей системы ценностей, норм и ориентиров;

Неразвитость системы местного самоуправления, зависимость его от региональных элит.

Политический режим В. В. Путина (2000–2008 гг.) в политологических кругах чаще называли бюрократически-авторитарным. Близкие к президентской администрации идеологи стали употреблять термин «управляемой демократии» или «суверенной демократии». Для данного политического режима стали характерными следующие черты:

Резкое ослабление политического влияния региональных элит, большого бизнеса, «укрощение» и смена некоторых былых фаворитов;

Установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны, фактическое возрождение цензуры в отношении средств массовой информации (исчезновение острых, дискуссионных, вообще неприятных для власти материалов из открытого обсуждения);

Активное использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;

Фактическая ликвидация системы разделения властей.

Вся власть оказалась фактически в одних руках. А это страна уже проходила.

Таблица 45. Признаки и «технологии» осуществления политического режима

(В данной таблице между элементами левой и правой частей нет жесткой связи. Разные «технологии» могут использоваться для достижения различных целей данного режима власти).

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Оккупационный режим Российский читатель очень плохо представляет себя, что вообще происходило за линией фронта. Сначала ему заливисто врала красная пропаганда: рогатые шлемы, засученные рукава, «курка, млеко, яйки, жрать», «зверства немецко-фашистских оккупантов»,

автора

16. Политический режим В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность

Из книги Политология [Ответы на экзаменационные билеты] автора Фортунатов Владимир Валентинович

18. Тоталитарный режим Понятие «тоталитаризм» стало активно применяться в политической науке во второй половине XX в. Но идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность. Необходимость полного подчинения части целому, индивида государству и тотальной

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Политический (государственный) режим: понятие и виды Политический (государственный) режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, затрагивающие сущность

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

Режим Однажды Алёшин наблюдал, как сподвижник Унгерна, хошунный князь Дугор-Мерен наказывает своих провинившихся подданных. «Дверь юрты, – пишет он, – открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугор-Мерен по-прежнему спокойно восседал

Из книги 1937. АнтиТеррор Сталина автора Шубин Александр Владленович

Антитеррористический режим На первый взгляд советское общество приобрело устойчивость. «Лимузины для активистов, хорошие духи для „наших женщин“, маргарин для рабочих, магазины „люкс“ для знати, вид деликатесов сквозь зеркальные витрины - для плебса, такой социализм

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Режим 1Однажды Алешин наблюдал, как сподвижник Унгерна, князь Мерен Дугарчжаб (Дугар-Мерен) наказывает своего провинившегося всадника: «Дверь юрты открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугар-Мерен по-прежнему спокойно восседал на

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Переходный режим Верно ли, что в СССР, как утверждают официальные авторитеты, уже осуществлен социализм? Если нет, то обеспечено ли, по крайней мере, достигнутыми успехами его осуществление в национальных границах, независимо от хода событий в остальном мире?

Из книги Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России автора Грэхэм Лорен Р.

Глава 12 Политический режим Политическая проблема, если сформулировать ее совсем кратко, заключается в авторитаризме. Цари, лидеры Коммунистической партии, а теперь и лидеры постсоветской «суверенной демократии» формировали и формируют политику, обуславливавшую

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Тоталитарный режим 5 декабря 1936 г. была принята «сталинская» Конституция СССР. По этой Конституции советская система формально носила демократический характер. В Советы всех уровней – от Верховного до местных – регулярно проводились выборы. Правда, слово «выборы» не

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.3. Оккупационный режим «Новый порядок» Основы оккупационной политики немецких властей на Востоке были изложены в Генеральном плане «Ост», подготовленном Главным управлением имперской безопасности, и в ряде документов, вышедших из недр имперского Восточного

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Оккупационный режим На захваченной территории Украины гитлеровцы, их союзники и коллаборационисты установили «новый порядок», который характеризовался:а) физическим и моральным террором против лиц, не покорившихся оккупантам;б) разрушением производительных сил,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Методическая разработка урока по обществознанию

Гребенщикова Вероника Васильевна

Учитель обществознания

ГБОУ СОШ № 302

Санкт-Петербург

Тема: Формы политического режима

Цели:

Образовательный аспект : уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.

Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.

Воспитательный аспект : формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.

Задачи урока:

  1. познакомить с формами политических режимов;
  2. развивать умения по обработке и структурированию информации;
  3. различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Технологии: ТРКМЧП.

Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.

Основная деятельность на занятии:

- изучение и переработка информации в табличном виде

Оборудование и основные источники информации:

дидактический материал (задания, листы-опоры).

ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация

Прогнозируемые результаты :

Метапредметные:

Готовность к разрешению проблем , то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;

Информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.

Коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.

Предметные:

Знать политические режимы и их отличительные черты;

Формировать навыки преобразования текстовой информации в таблицу;

Формировать навыки работы в микрогруппе.

Приложение 1

Компетентностно-ориентированное задание

Характеристика задания

Тема: Форма политического режима

Уровень: 1

Компетенции

Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная

Цель

Ознакомиться с формами политических режимов

Стимул

По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности

Задачная формулировка

Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление

Источник информации

опорный конспект

Инструмент проверки

Модельный ответ

Форма политического режима

Демократический режим . «Разрешено всё, что не запрещено законом».

Демократия (от греч. demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

Характерные черты режима:

  • Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
  • Народ – источник власти.
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  • Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
  • Политический плюрализм.
  • Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
  • СМИ свободны от цензуры.
  • Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
  • Отсутствие какой-либо официальной идеологии.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти

Характерные черты режима:

  • Отчуждение народа от власти.
  • Сильная неограниченная власть главы государства.
  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  • Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
  • Существует цензура над СМИ.
  • Существует официальная идеология.
  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.

Это интересно:

Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти

Тоталитарный режим. «Запрещено всё, что не приказано».

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) - политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Культ личности - это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля ) средствами пропаганды , в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Характерные черты режима:

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
  • Культ личности вождя.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.

Это интересно:

Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.

Приложение 2

Тема урока: _______________________________________________

Таблица ЗХУ

Характеристика политических режимов

Основные характеристики режима

Демократический

Тоталитарный

Взаимоотношение народа и власти

Роль лидера

Партийная система

Действия оппозиции

Идеология

Роль силовых структур

Приложение 3

  1. О чем идет речь в данном отрывке?
  2. В какой форме царь это делает?
  3. Какова функция царя в государстве?
  4. Может ли Федот ослушаться? Почему?
  5. Можно ли было по-другому попросить Федота?

Приложение 4

Политические анекдоты

Трое рабочих попали в тюрьму. Спрашивают друг друга, кто за что сел. Первый рассказывает:
- Я всегда опаздывал на десять минут на работу - обвинили в саботаже.
- Я всегда приходил на работу на десять минут раньше - обвинили в шпионаже, - говорит второй.
- А я всегда приходил вовремя - обвинили в том, что у меня импортные часы, - жалуется третий.

Покупатель заходит в булочную:
- У вас молока нет?
- Вы ошиблись. У нас булочная - у нас хлеба нет. А молока нет - в молочном, через дорогу.

Поспорили американец и русский. Американец: Я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» - и ничего страшного со мной не будет, не арестуют! Русский: И я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» - и тоже ничего страшного со мной не будет, тоже не арестуют!