Игра расскажи о себе вопросы. Работа психолога

Цель: сформировать представление об отряде и о себе в отряде.

  • познакомить детей друг с другом в отряде;
  • создать условия для раскрепощения детей;
  • создать доверительных отношений в отряде;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой в отряде;
  • проанализировать себя, детей, себя относительно детей;
  • прививать субкультуру лагеря.

Форма проведения – дружеская беседа с элементами игры.

Подготовительный этап:

  • Выбор места (замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору) и времени суток (вечер, сумерки);
  • Пакет откровений – красочный, очень приятный конверт, внутри которого на разных фигурных листочках написать вопросы, которые были бы интересны детям данного возраста. Формулировка вопроса должна предполагать развернутый ответ. Для педагога характер ответа ребенка на вопрос пакета откровений позволяет диагностировать его ценностные ориентиры, установки, стереотипы поведения;
  • Настрой детей . На огоньке знакомств происходит серьезный разговор, предполагающий рассказ детей и вожатого о себе. В связи с этим, деятельность, предшествующая огоньку знакомств, должна быть спокойной (разучивание песен, оформительское дело, экскурсия по лагерю и т.д.).
  • Талисман - это маленькая игрушка, которая будет передаваться из рук в руки. И только тот человек, у которого она в руках рассказывает о себе. Вожатый, рассказывая о талисмане, должен объяснить детям насколько и почему он важен для него. Это помогает создать ситуацию доверия.
  • Свеча или костер , если огонек проводится на природе.

Начинается огонек с настроя:

Поются 2-3 песни, которые все знают; рассказываются легенды об огоньке знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше.

На огоньке знакомств закладываются отрядные традиции (ритуал вручения подарков, награды "героям дня" и т.д.), а также традиции лагеря:

1. Традиция доброго отношения к людям:

Доброе отношение к людям – это:

  • готовность что-то сделать для радости другого:
  • готовность подарить улыбку, доброе слово, не пройти равнодушно мимо человека;
  • готовность порадоваться радости, успеху, достижению товарища;
  • готовность понять другого человека, прийти вовремя на помощь.
  • готовность поступиться личным в интересах коллектива, если интересы коллектива направлены на общее благо;

Формула токай традиции кратка: «нести радость людям», а реализовать ее можно множеством добрых дел и поступков.

2. Традиция доброго отношения к песне:

Традиция заключается в бережном, трепетном отношении к песне. Это означает:

  • знание песни, уважение к людям ее написавшим;
  • умение дослушать, допеть до конца не прерывая песню;
  • умение сохранить в своем репертуаре лучшие песни предыдущих поколений, умение передать эти песни тем, кому передаем эстафету;
  • тактичнее относиться к содержанию и характеру песни, т. е. знать место и время для исполнения каждой песни;
  • учиться не кричать песни, а петь;
  • не начинай песню, если не знаешь.

3. Традиция вечернего огонька:

Это традиция доброго товарищеского разговора, обсуждение жизни своего коллектива, это воспитание в себе умение сказать правду в глаза и без обид выслушивать эту правду от товарищей, отряда в целом, в желании сделать свой коллектив еще лучше, дружнее.

4. Традиция орлятского круга и речевки:

Как важно видеть глаза товарища, чувствовать рядом его плечо. И главное – именно круг дает возможность не исключать из внимания ни одного человека из отряда. В орлятских кругах поют песни, садятся кругом на сборах, но огонек укрепляет традицию орлятского круга, придает ему высокое нравственное значение.

А вечернюю речевку предложил ребятам вожатый. И эти слова стали сейчас необходимым заключением каждого прожитого дня в лагере.

«День отшумел, и ночью объятый Лагерь зовет уснуть. Доброй вам ночи, девчата! Доброй вам ночи ребята! Завтра нам снова в путь!».

Итак еще раз...

КАК ПРОВОДИТЬ ОГОНЕК ЗНАКОМСТВ?

Огонек знакомств - эффективная форма создания доверительных отношений в группе и знакомства в отряде. Значение его в организационный период чрезвычайно велико: он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда. Цель "огонька знакомств" - сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, а также более глубокое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать такую атмосферу, когда хочется рассказать о себе и узнать немного о других, - немного таинственную, романтическую, обязательно очень доброжелательную и доверительную.

Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.

Подготовительный этап:

  • Выбор места (замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору) и времени суток (вечер, сумерки);
  • Пакет откровений – красочный, очень приятный конверт, внутри которого на разных фигурных листочках написать вопросы, которые были бы интересны детям данного возраста. Формулировка вопроса должна предполагать развернутый ответ. Для педагога характер ответа ребенка на вопрос пакета откровений позволяет диагностировать его ценностные ориентиры, установки, стереотипы поведения;
  • Настрой детей. На огоньке знакомств происходит серьезный разговор, предполагающий рассказ детей и вожатого о себе. В связи с этим, деятельность, предшествующая огоньку знакомств, должна быть спокойной (разучивание песен, оформительское дело, экскурсия по лагерю и т.д.).
  • Талисман - это маленький предмет, который будет передаваться из рук в руки. И только тот человек, у которого он в руках рассказывает о себе. Вожатый, рассказывая о талисмане, должен объяснить детям насколько и почему он важен для него. Это помогает создать ситуацию доверия.
  • Свеча или костер, если огонек проводится на природе.

При проведении огонька знакомств необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемешку», чтобы места были удобны для каждого, и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые - друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Начинается огонек с настроя:

  • поются 2-3 песни, которые все знают (исполнение какой-нибудь орлятской песни или индентичной по настрою)
  • небольшое вступительное слово вожатого, которое он в непринужденной форме говорит о начале смены, о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе»
  • рассказываются легенды об огоньке знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше
  • по традиции каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие ему люди нравятся, чего он ждет от этой смены
  • поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый;
  • очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - свечки, пера, шишки и т.п. Хорошо, когда по кругу передается такой «символ ­откровения». Еще лучше, если в отряде есть свой талисман
  • разговор о себе начинает второй вожатый, рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми и т.д.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу
  • примерно через каждые 15-20 минут вожатый делает паузу, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен
  • чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать и ввести в середине огонька какой-либо сюжет с движениями, но такими которые не нарушали бы общего настроя
  • завершается огонек словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершить огонек можно так: попросить всех ребят встать в круг («вперемешку» мальчик, девочка), рассказать легенды об орлятском круге, о том, почему именно так нужно стоять, и почему правая рука на плече у правого соседа, а левая на талии у правого.

Первым рассказывает о себе всегда вожатый, чтобы раскрепостить остальных, дать краткую модель рассказа и в завершении отвечает на вопросы пакета откровений. В ходе огонька дети рассказывают о себе и отвечают на вопросы (пакет откровений передается по кругу из рук в руки вместе с талисманом).

Огонек знакомств должен проходить в темпе. Нельзя забывать про паузы, в которых могут звучать песни, рассказываться легенды, читаться стихи. Паузы лучше всего делать через каждые 5-6 человек. К середине разговора необходимо «снять» двигательную активность детей. Одним из приемов может быть рассказ легенды об "Орлятском круге" и предложение спеть песни, встав в "Орлятский круг".

На огоньке знакомств закладываются отрядные традиции (прощание с днем, ритуал вручения подарков, награды "героям дня" и т.д.).

Заканчивают огонек всегда вожатые, говорят заключительное слово и дарят всем небольшие подарочки на счастье (эмблемки, отрядные талисманчики). Атмосфера, стиль взаимоотношений, которые создаются во время огонька знакомств, являются эталоном общения в отряде на протяжении всей смены.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ К ОГОНЬКУ ЗНАКОМСТВ:

  • Какие 3 желания вы бы загадали золотой рыбке?
  • С кем из известных актеров вы бы хотели сыграть в паре?
  • Какой мягкой игрушкой вы хотели бы стать и почему?
  • Если бы ты стал ангелом-хранителем кого-либо, то от чего и от кого ты бы оберегал этого человека?
  • Куда бы ты отвез своих друзей, если бы стал волшебным автобусом?

Простые вопросы для ребенка

«Простые вопросы» - те вопросы, задавая которые, надо не выяснить то о ребенке, а просто, разговорить ее для знакомства с ней, выяснения ее манеры общения, темперамент, его личности. Можно сказать, что нужно просто увидеть малыша, понять его и составить о нем первое впечатление (должен выйти простая легкая беседа).

Привет, меня зовут..., а тебя? Я, и... будем твоими вожатыми. Я сейчас поставлю тебе несколько вопросов для знакомства с тобой, хорошо? «Максим, Оля» сколько тебе лет? Или ездил (а) ты в какой-нибудь лагерь к этому? Тебе интересно, что будет в этом лагере, в этом изменении? То есть тебе хочется поехать, да? В какой школе ты учишься? А какой класс ты закончил? Много друзей у тебя в школе и во дворе? Часто ли ты гуляешь? Где вы обычно гуляете со своими друзьями? Едут с тобой твои знакомые или друзья? Скажи, какое у тебя хобби: ты любишь рисовать, или играешь ты в футбол или в настольные игры? Ходишь ты в любой кружок или спортивную секцию? Какая музыка тебе нравится (быстрая, медленная, заводная)? Твоя любимая группа? Смотришь какие-либо передачи по телевизору? Которые тебе больше всего нравятся? Какой у тебя любимый фильм, мультфильм? Как ты планируешь провести лето? Расскажи, а что ты сам ожидаешь от лагеря, и чем ты больше всего хочешь заниматься там?

"Горящая свеча".

Зажигается свечка и пускается по кругу,из рук в руки.Приэтом обязательно,чтобы дети сидели кругом,видели друг друга.Свеча начинает двигаться от вожатого. Как только свеча попадает в руки,человек должен рассказать о себе.Как зовут,откуда приехал.Чем увлекается,какую музыку слушает,фильмы и т.п.А остальные могут задавать вопросы. Самый первый рассказывает о себе вожатый.Желательно конечно рассказать о себе побольше,пошутить,рассказать каку-то историю из жизни интересную,чтобы остальным детям было проще раскрепоститься и не стесняться рассказывать о себе. Но такой тип знакомства отряда всё-таки лучше проводиь с ребятами постарше.

Огонек знакомств - показательный и очень важный момент в жизни отряда. От того, как вы его проведете, будет зависеть отношение ребят друг к другу, к вам, к лагерю. Начинается он с того, что вожатый собирает ребят, которые уже давно знают о намечающемся огоньке, и настраивает их на романтический, спокойный лад: говорит о том, что сейчас состоится их первая встреча. И не страшно, если идти придется долго и далеко. Все присутствующие могут встать вкруг, взяться за руки и загадать желание. Затем вожатый всех рассаживает. Начать огонек можно либо с песни, либо с легенды, рассказа, притчи... Вожатый объясняет ребятам законы огонька, а затем проводит знакомство, используя талисман - игрушку, значок, часы... - “свободный микрофон”. Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте “микрофон” следующему ребенку.

Важно, чтобы на этом огоньке высказались все; если ребенку очень трудно - задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.

Вы можете заранее приготовить и разложить вокруг свечи, “звезды” с различными вопросами, и каждый будет, помимо рассказа о себе, отвечать на них.

Формы огонька могут быть различными, например:

  1. Просто рассказ о себе.
  2. Рассказ о себе, как о планете на небосклоне, с которой в ее жизни случались... и которая теперь..., она ждет от всех, кто здесь присутствует... и готова дарить всем...
  3. Вы можете раздать листы и краски. Пусть каждый нарисует свой личный герб, а потом расскажет о своем изображении. Затем можно создать выставку из предложенных рисунков.

Если дети маленькие, то времени у вас мало - 20-30 минут. В этих случаях подходит следующая схема рассказа - меня зовут, моя любимая игрушка, я жду от отряда, я могу...

Не забывайте, что очень многое зависит и от места проведения. Природа и большие залы рассеивают внимание ребят. Первый и последний огонек лучше проводить в закрытом помещении. Если у вас есть возможность использовать магнитофон или гитару, не упускайте ее.

Во время огонька никто не должен вас отвлекать, заранее позаботьтесь об этом. Менее свободно ребята чувствуют себя, если на огоньке присутствует кто-то посторонний. Не забывайте, что всем должно быть удобно; вы можете сидеть, лежать. В зависимости от восприятия ребятами вечера, вы можете варьировать его продолжительность. По окончании вечера знакомств вы подводите итог, поздравляете всех; можно подарить прощальную песню и легенду.

Настраиваете на целую смену и, взявшись за руки, отправляетесь готовиться ко сну.

Вариант огонька знакомств «Для чего горит моя свеча»

Цель: знакомство детей друг с другом, традициями, выявление интересов детей, целей пребывания в лагере. Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком.

Реквизит:

  • стулья по количеству участников или костровое место, оборудованное для огонька;
  • свечи по количеству участников и одна общая (при отсутствии костра);
  • оформление (по усмотрению вожатых): Сюрпризки, коряга, муз.оформление;
  • гитара.

Возраст: средний и старший школьный возраст.

На огоньке знакомств должно быть:

  • Рассказ о традициях огонька, откуда он появился,
  • Рассказ об орлятском круге,
  • Рассказ об огне,
  • Весь огонек будет идти, столько часов, сколько задаст ведущий (первый говорит не более 5 минут). Огонек не должен быть затянутым.

Условия, необходимые для проведения огонька знакомств:

  • все должны быть удобно устроены, чтобы видеть каждого человека,
  • наличие живого огня,
  • создание эмоционального настроя,
  • разговор в полголоса.
  • Звучит песня под гитару («Изгиб гитары желтой»), вожатый вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.
  • Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька, историей его появления (легенда об огоньке). Звучат слова об огне, о свече, о стихии.
  • По ходу рассказа вожатый плавно переводит разговор от свечи к «огню, горящему в наших сердцах». Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе (акцент разговора – интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере). По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ребенок рассказывает о том, для чего горит его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи. Последняя свеча – свеча второго вожатого, он плавно подводит разговор к общей свече(рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются. Иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу… А наши дороги встретились сегодня в лагере и 24 дня нашей смены мы будем идти одной общей дорогой… Зажигается отрядная свечка.
  • Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок.
  • Вожатые уводят ребят.

{Задумка: чтобы на последнем огоньке ребята задули свечи, зажженные на первом огоньке и увезли их с собой. В трудные минуты жизни ребята смогут зажигать эти свечи и находить в них поддержку друзей}

  • Паутинка . Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает катушку следующему ребенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.
  • Фенечки . Отряд садится в круг,вожатый берет клубок ниток и пока обматывает нитку себе вокруг руки, рассказывает о себе, потом бросает другому. Тот так же. Ну и в итоге,все связаны этой ниткой. Ее разрывают аккуратно и то что на руках было,завязывают и носят до конца смены).
  • Карта знакомства . Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.
  • Письмо самому себе (основной прием - метод неоконченных предложений). Дети заполняют бланк, составленный в виде письма, адресованного самому себе. Текст такого письма составляет сам вожатый, подбирая такие предложения, которые будут работать на решение определенной задачи развития данной группы детей. Заполненные бланки запечатываются в конверты, которые собирает вожатый. Детям объявляется время получения письма (в конце смены, на прощальном огоньке). В назначенное время ребята получают письма. Обсуждение изменений, произошедших с детьми за данный период, может стать основой психологического занятия.
  • "Я - вещь" . Каждый рассказывает, с какой вещью себя ассоциирует, а вожатые задают наводящие вопросы. Например, если кто-то ассоциирует себя с иголкой, нужно узнать, колен ли эта игла кого-то или зашивает прорехи. Этот огонёк - потрясающая диагностика. Дети рассказывают о себе то, что не рассказали бы напрямую и в конце смены. А тут через ассоциации откровенничают на второй день.

Анастасия Кудлова

Игра развивает творческую фантазию, воображение, произвольное внимание, зрительную память, наблюдательность, смекалку речь, образное мышление. Занятия с нашим дидактическим материалом способствует расширению словарного запаса, развивает вербальное и невербальное воображение, учит составлять рассказ по картинке , конструировать сложные предложения, и как следствие, связно и правильно высказываться. Игра формирует способность рассуждать , принимать точку зрения другого человека (персонажа, легко адаптироваться к неожиданностям, находить выход из проблемной ситуации, формирует у детей эмпатийные способности (умение выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим).

«ЧЬЯ КАРТИНКА?»

Для игры понадобятся сюжеты и маленькие фрагменты картинок, которые необходимо заранее подготовить. Каждой большой сюжетной картинке соответствует 4 карточки-фрагмента.

1. Ведущий показывает карточку с фрагментом

Участникам раздаются по одной большой картинке. Ведущий показывает карточку с фрагментом, игроки определяют, какому сюжету она соответствует. Ребёнку будет удобнее, нагляднее, если маленькую карточку он положит сверху на аналогичный фрагмент большой картинки. Выигрывает тот, кто первым собрал все четыре фрагмента.

2. Ведущий описывает карточку с фрагментом

Перед игроками раскладываются 2-4 сюжетные картинки. Ведущий берёт маленькую карточку с фрагментом и, не показывая игрокам, описывает то, что изображено на ней. Участники игры должны определить, какой сюжетной карточке принадлежит описанный ведущим фрагмент. За правильный ответ игрок получает фрагмент, который оценивается в одно очко. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.


3. Карточку с фрагментом описывают участники игры

Перед участниками раскладываются несколько сюжетных картин. Фрагменты к ним располагаются в центре стола, картинками вниз. Каждый игрок по очереди берёт карточку-фрагмент и описывает картинку с позиции героя, от первого лица (что «Я» делаю, что «Я» вижу справа, вокруг и т. д.). Игрок, угадавший, о каком фрагменте идёт речь, получает право хода, а карточка остаётся у игрока, понятно описавшего фрагмент. Если фрагмент по описанию не найден, он возвращается обратно, а право хода получает следующий игрок. По количеству заработанных карточек определяется победитель.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Задача психолога поработать с поведением ребёнка в выявленных проблемных ситуациях (капризы, манипулирование поведением взрослых, а так же проработать внутренние чувства и эмоции (страхи, обиду, повышенную тревожность, агрессию, одиночество, неуверенность в себе, завышенную или заниженную самооценку).


Самостоятельное придумывание сказки и её рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не характерны, но всё же проявляются в нём. Ребёнок идентифицирует себя с персонажем сказки, объединяет свои мысли, переживания и рассказывает о них . Ответы ребёнка на вопросы специалиста и их дальнейшая грамотная интерпретация позволяют сделать заключение об эмоциональном состоянии ребёнка и о предположениях дальнейшего развитии ситуации, а так же даёт психологу информацию о том , как проводить терапию далее в каждом конкретным случае. Сказка показывает возможные и желательные формы поведения, случаи в которых эффективна хитрость или наоборот, использовать прямую агрессию (показать свою силу и состоятельность) .


авершить занятие надо обсуждением. Поговорить и сделать акцент на то, что чувствовал герой (чувства, эмоции) . Если необходимо, ещё раз поиграть фигурками на сюжетной карточке и тем самым закрепить психотерапевтический эффект .

Проживание сказки помогает разрешить проблемы детей в интеллектуальной сфере, т. к. слушая или сочиняя самостоятельно, развивается воображение и образное мышление. Дети, как правило, рассказывают их специальным таинственным голосом (т. е. развивается и совершенствуется речь, слушая сказку или сочиняя собственный сюжет, ребёнок учится мыслить логически, таким образом, происходит колоссальное развитие, - такие дети потом хорошо учатся, умеют нестандартно мыслить и обладают более высоким интеллектом.


Публикации по теме:

Конспект занятия «Расскажи сказку по картинкам» Презентация ЭОР "Расскажи сказку" создана самостоятельно с использованием иллюстраций из наглядно - дидактического пособия "Репка" Москва.

Добрый день, уважаемые гости моей странички! На первом родительском собрании, обсуждая план совместной работы с родителями, решили показать.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "РАССКАЖИ СКАЗКУ" Цель: 1)формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал; 2)закрепить счет в пределах.

Цель: обобщение знаний детей по теме «Животные» Задачи: -развивать познавательную активность; -совершенствовать грамматический строй речи;.

Конспект логопедического занятия «Расскажи о маме» Цель: Развивать у детей речевое общение через дидактические игры. Коррекционно-образовательные задачи: Пополнение и активизация словаря.

ОГОНЕК ЗНАКОМСТВ

Цель: сформировать представление об отряде и о себе в отряде.

Задачи:

    познакомить детей друг с другом в отряде;

    создать условия для раскрепощения детей;

    создать доверительных отношений в отряде;

    создать благоприятный эмоциональный настрой в отряде;

    проанализировать себя, детей, себя относительно детей;

    прививать субкультуру лагеря.

Форма проведения – дружеская беседа с элементами игры.

Подготовительный этап:

Выбор места (замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору) и времени суток (вечер, сумерки);

Пакет откровений – красочный, очень приятный конверт, внутри которого на разных фигурных листочках написать вопросы, которые были бы интересны детям данного возраста. Формулировка вопроса должна предполагать развернутый ответ. Для педагога характер ответа ребенка на вопрос пакета откровений позволяет диагностировать его ценностные ориентиры, установки, стереотипы поведения;

Настрой детей. На огоньке знакомств происходит серьезный разговор, предполагающий рассказ детей и вожатого о себе. В связи с этим, деятельность, предшествующая огоньку знакомств, должна быть спокойной (разучивание песен, оформительское дело, экскурсия по лагерю и т.д.).

Талисман - это маленькая игрушка, которая будет передаваться из рук в руки. И только тот человек, у которого она в руках рассказывает о себе. Вожатый, рассказывая о талисмане, должен объяснить детям насколько и почему он важен для него. Это помогает создать ситуацию доверия.

Свеча или костер , если огонек проводится на природе.

Начинается огонек с настроя:

Поются 2-3 песни, которые все знают; рассказываются легенды об огоньке знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше.

На огоньке знакомств закладываются отрядные традиции (ритуал вручения подарков, награды "героям дня" и т.д.), а также традиции лагеря:

1. Традиция доброго отношения к людям:

Доброе отношение к людям – это:

готовность что-то сделать для радости другого:

готовность подарить улыбку, доброе слово, не пройти равнодушно мимо человека;

готовность порадоваться радости, успеху, достижению товарища;

готовность понять другого человека, прийти вовремя на помощь.

готовность поступиться личным в интересах коллектива, если интересы коллектива направлены на общее благо;

Формула токай традиции кратка: «нести радость людям», а реализовать ее можно множеством добрых дел и поступков.

2. Традиция доброго отношения к песне:

Традиция заключается в бережном, трепетном отношении к песне. Это означает:

знание песни, уважение к людям ее написавшим;

умение дослушать, допеть до конца не прерывая песню;

тактичнее относиться к содержанию и характеру песни, т. е. знать место и время для исполнения каждой песни;

учиться не кричать песни, а петь;

не начинай песню, если не знаешь.

3. Традиция вечернего огонька:

Это традиция доброго товарищеского разговора, обсуждение жизни своего коллектива, это воспитание в себе умение сказать правду в глаза и без обид выслушивать эту правду от товарищей, отряда в целом, в желании сделать свой коллектив еще лучше, дружнее.

4. Традиция орлятского круга и речевки:

Как важно видеть глаза товарища, чувствовать рядом его плечо. И главное – именно круг дает возможность не исключать из внимания ни одного человека из отряда. В орлятских кругах поют песни, садятся кругом на сборах, но огонек укрепляет традицию орлятского круга, придает ему высокое нравственное значение.

А вечернюю речевку предложил ребятам вожатый. И эти слова стали сейчас необходимым заключением каждого прожитого дня в лагере.

«День отшумел, и ночью объятый

Лагерь зовет уснуть.

Доброй вам ночи, девчата!

Доброй вам ночи ребята!

Завтра нам снова в путь!».

Итак еще раз...

КАК ПРОВОДИТЬ ОГОНЕК ЗНАКОМСТВ?

При проведении огонька знакомств необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемешку», чтобы места были удобны для каждого, и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые - друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Начинается огонек с настроя: поются 2-3 песни, которые все знают (исполнение какой-нибудь орлятской песни или идентичной по настрою); небольшое вступительное слово вожатого, которое он в непринужденной форме говорит о начале смены, о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе»; рассказываются легенды об огоньке знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше по традиции каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие ему люди нравятся, чего он ждет от этой смены поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - свечки, пера, шишки и т.п. Хорошо, когда по кругу передается такой «символ откровения». Еще лучше, если в отряде есть свой талисман разговор о себе начинает второй вожатый, рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми и т.д.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу примерно через каждые 15-20 минут вожатый делает паузу, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать и ввести в середине огонька какой-либо сюжет с движениями, но такими которые не нарушали бы общего настроя завершается огонек словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершить огонек можно так: попросить всех ребят встать в круг («вперемешку» мальчик, девочка), рассказать легенды об орлятском круге, о том, почему именно так нужно стоять, и почему правая рука на плече у правого соседа, а левая на талии у правого.

Первым рассказывает о себе всегда вожатый, чтобы раскрепостить остальных, дать краткую модель рассказа и в завершении отвечает на вопросы пакета откровений. В ходе огонька дети рассказывают о себе и отвечают на вопросы (пакет откровений передается по кругу из рук в руки вместе с талисманом).

Огонек знакомств должен проходить в темпе. Нельзя забывать про паузы, в которых могут звучать песни, рассказываться легенды, читаться стихи. Паузы лучше всего делать через каждые 5-6 человек. К середине разговора необходимо «снять» двигательную активность детей. Одним из приемов может быть рассказ легенды об "Орлятском круге" и предложение спеть песни, встав в "Орлятский круг".

На огоньке знакомств закладываются отрядные традиции (прощание с днем, ритуал вручения подарков, награды "героям дня" и т.д.).

Заканчивают огонек всегда вожатые, говорят заключительное слово и дарят всем небольшие подарочки на счастье (эмблемки, отрядные талисманчики). Атмосфера, стиль взаимоотношений, которые создаются во время огонька знакомств, являются эталоном общения в отряде на протяжении всей смены.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ К ОГОНЬКУ ЗНАКОМСТВ:

Какие 3 желания вы бы загадали золотой рыбке?

С кем из известных актеров вы бы хотели сыграть в паре?

Какой мягкой игрушкой вы хотели бы стать и почему?

Если бы ты стал ангелом-хранителем кого-либо, то от чего и от кого ты бы оберегал этого человека?

Куда бы ты отвез своих друзей, если бы стал волшебным автобусом?

"Горящая свеча".

Зажигается свечка и пускается по кругу, из рук в руки. При этом обязательно, чтобы дети сидели кругом, видели друг друга. Свеча начинает двигаться от вожатого. Как только свеча попадает в руки, человек должен рассказать о себе. Как зовут, откуда приехал. Чем увлекается, какую музыку слушает, фильмы и т.п.А остальные могут задавать вопросы. Самый первый рассказывает о себе вожатый. Желательно конечно рассказать о себе побольше, пошутить, рассказать какую-то историю из жизни интересную, чтобы остальным детям было проще раскрепоститься и не стесняться рассказывать о себе. Но такой тип знакомства отряда всё-таки лучше проводить с ребятами постарше.

Огонек знакомств - показательный и очень важный момент в жизни отряда. От того, как вы его проведете, будет зависеть отношение ребят друг к другу, к вам, к лагерю. Начинается он с того, что вожатый собирает ребят, которые уже давно знают о намечающемся огоньке, и настраивает их на романтический, спокойный лад: говорит о том, что сейчас состоится их первая встреча. И не страшно, если идти придется долго и далеко. Все присутствующие могут встать вкруг, взяться за руки и загадать желание. Затем вожатый всех рассаживает. Начать огонек можно либо с песни, либо с легенды, рассказа, притчи... Вожатый объясняет ребятам законы огонька, а затем проводит знакомство, используя талисман - игрушку, значок, часы... - “свободный микрофон”. Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте “микрофон” следующему ребенку.

Важно, чтобы на этом огоньке высказались все; если ребенку очень трудно - задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.

Вы можете заранее приготовить и разложить вокруг свечи, “звезды” с различными вопросами, и каждый будет, помимо рассказа о себе, отвечать на них.

Формы огонька могут быть различными, например:

Просто рассказ о себе.

Рассказ о себе, как о планете на небосклоне, с которой в ее жизни случались... и которая теперь..., она ждет от всех, кто здесь присутствует... и готова дарить всем...

Вы можете раздать листы и краски. Пусть каждый нарисует свой личный герб, а потом расскажет о своем изображении. Затем можно создать выставку из предложенных рисунков.

Если дети маленькие, то времени у вас мало - 20-30 минут. В этих случаях подходит следующая схема рассказа - меня зовут, моя любимая игрушка, я жду от отряда, я могу...

Не забывайте, что очень многое зависит и от места проведения. Природа и большие залы рассеивают внимание ребят. Первый и последний огонек лучше проводить в закрытом помещении. Если у вас есть возможность использовать магнитофон или гитару, не упускайте ее.

Во время огонька никто не должен вас отвлекать, заранее позаботьтесь об этом. Менее свободно ребята чувствуют себя, если на огоньке присутствует кто-то посторонний. Не забывайте, что всем должно быть удобно; вы можете сидеть, лежать. В зависимости от восприятия ребятами вечера, вы можете варьировать его продолжительность. По окончании вечера знакомств вы подводите итог, поздравляете всех; можно подарить прощальную песню и легенду.

Настраиваете на целую смену и, взявшись за руки, отправляетесь готовиться ко сну.

Вариант огонька знакомств «Для чего горит моя свеча»

Цель: знакомство детей друг с другом, традициями, выявление интересов детей, целей пребывания в лагере. Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком.

Реквизит:

стулья по количеству участников или костровое место, оборудованное для огонька;

свечи по количеству участников и одна общая (при отсутствии костра);

оформление (по усмотрению вожатых): Сюрпризки, коряга, муз.оформление;

Возраст: средний и старший школьный возраст.

На огоньке знакомств должно быть:

Рассказ о традициях огонька, откуда он появился,

Рассказ об орлятском круге,

Рассказ об огне,

Весь огонек будет идти, столько часов, сколько задаст ведущий (первый говорит не более 5 минут). Огонек не должен быть затянутым.

Условия, необходимые для проведения огонька знакомств: все должны быть удобно устроены, чтобы видеть каждого человека, наличие живого огня, создание эмоционального настроя, разговор в полголоса.

Звучит песня под гитару («Изгиб гитары желтой»), вожатый вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.

Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька, историей его появления (легенда об огоньке). Звучат слова об огне, о свече, о стихии.

По ходу рассказа вожатый плавно переводит разговор от свечи к «огню, горящему в наших сердцах». Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе (акцент разговора – интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере). По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ребенок рассказывает о том, для чего горит его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи. Последняя свеча – свеча второго вожатого, он плавно подводит разговор к общей свече(рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются. Иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу… А наши дороги встретились сегодня в лагере и 24 дня нашей смены мы будем идти одной общей дорогой… Зажигается отрядная свечка.

Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок.

Вожатые уводят ребят.

Задумка: чтобы на последнем огоньке ребята задули свечи, зажженные на первом огоньке и увезли их с собой. В трудные минуты жизни ребята смогут зажигать эти свечи и находить в них поддержку друзей

Паутинка. Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает катушку следующему ребенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.

Фенечки. Отряд садится в круг, вожатый берет клубок ниток и пока обматывает нитку себе вокруг руки, рассказывает о себе, потом бросает другому. Тот так же. Ну и в итоге, все связаны этой ниткой. Ее разрывают аккуратно и то что на руках было, завязывают и носят до конца смены).

Карта знакомства. Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.

Письмо самому себе (основной прием - метод неоконченных предложений). Дети заполняют бланк, составленный в виде письма, адресованного самому себе. Текст такого письма составляет сам вожатый, подбирая такие предложения, которые будут работать на решение определенной задачи развития данной группы детей. Заполненные бланки запечатываются в конверты, которые собирает вожатый. Детям объявляется время получения письма (в конце смены, на прощальном огоньке). В назначенное время ребята получают письма. Обсуждение изменений, произошедших с детьми за данный период, может стать основой психологического занятия.

Этот шуточный тест рассчитан на семейные пары. Первыми пишут на листочке бумаги - столбиком, под номерами - десять наименований животных (насекомых, птиц, пресмыкающихся), присутствующие в гостях женатые мужчины - разумеется, в тайне от своих жен. Затем то же самое делают жены.Ведущий просит семейную пару посмотреть на ту сторону листа, где столбиком значатся представители фауны, выбранные мужем. И так, он, муж,
- Ласковый, как...,
Сильный, как...,
Общительный, как...,
Авторитетный, как...,
Независимый, как...,
Улыбчивый, как...,
Аккуратный, как...,
Влюбчивый, как...,
Смелый, как...,
Красивый, как...
Затем называются представители фауны, выбранные женой.
Итак, "Ваша Жена":,
В транспорте как...,
С родственниками как...,
С коллегами по работе как...,
В магазине как...,
У себя дома как...
В кафе или ресторане как...,
С начальником как...,
В дружеской компании как...,
В постели как...
В кабинете у врача как...

Игра-конкурс на День медицинского работника

Добрый день, уважаемые служители прекрасной науки – медицины!

Предлагаем вам поднять себе настроение и принять участие в веселом конкурсе для мед. работников. Участники первой команды – представители медицинских профессий, участники второй команды – их потенциальные пациенты.

Задание конкурса

Игра-конкурс «Угадай подарок»

Данный конкурс является достаточно забавным. Участие в нем принимают ведущий и несколько пар. Мужчина говорит на ухо ведущему то, что он собирается подарить своей половине. В свою же очередь дама, рассказывает, что будет делать с подаренным, нисколько не зная, что ее мужчина ей приготовил. В случае проявления отгадки – ей вручают соответствующий приз. Таким образом представляется достаточно забавным, что дама осуществляет «одевание кастрюли на работу», или же «варит книгу».

Гарем

С помощью резинок для волос можно провести конкурс "Гарем". В нем главные роли принадлежат мужчинам. Каждый из мужчин получает резинки определенного цвета (одному – красные, другому – зеленые и так далее). За несколько минут каждый из участников должен «окольцевать» как можно большее количество женщин. Кольцо – резинку надевают дамам на запястье. Потом количество резинок подсчитывается и определяется самый проворный участник.

Хохолки

Перед началом игры сказать участникам, что мужчины, как и птицы имеют наибольшую привлекательность именно в брачный период. Пусть каждая из участниц выберет себе для игры партнера и сделает из него самого нахохлившегося. Для этого раздать дамам разноцветные резинки для волос. Задача участниц – на голове у мужчин при помощи резинок сделать наибольшее количество хохолков. Партнерше самого нахохлившегося вручается приз.

Ураган

На стол поставить бутылку, на которую сверху положить колоду карт. Задача участников по очереди сдувать с колоды карты. Кто сдует оставшуюся колоду (последние карты), тот проиграл и выбыл. Игра проводится до тех пор, пока не определится один победитель.

Прищепки

Гости должны разбиться по парам. В каждой из пар – женщина и мужчина. На заднюю часть одежды партнерши прикрепляются прищепки. Задача партнера – зубами с завязанными глазами переместить прищепки с задней части одежды на одежду на груди партнерши. Побеждает та пара, которая выполнила задание первой.

Нос

Для этой игры нужен пустой спичечный коробок, который надевается на нос участнику игры. Коробок нужно надеть как можно плотнее. Участник должен при помощи мимики снять коробок с носа.

Огонек знакомств «Расскажи мне о себе».

Цель: формирование кружков, связей, адаптации детей в коллективе, первичное познание всех и каждого.

Проведение огонька.

  1. Рассадить детей по правилам психологии контакта («подкова»). Зажечь небольшой костер, огонек.
  2. Рассказ вожатого о себе.
    • Моя родословная (истоки моей родословной), где я живу, чем интересно это место, мои родители, мои друзья, моя работа;
    • Мои мечты, мои увлечения, чего я хочу добиться в жизни. Мои любимые книги, песни, герои, фильмы;
    • Что я больше всего ценю в людях. Люди поразившие мое воображение;
    • Что я не принимаю в жизни, что презираю в людях;
    • Каким я хочу видеть отряд;
    • Ответы на вопросы ребят;
    Вожатый коротко называет несколько заповедей разговора «Расскажи мне о себе». - говорить откровенно, кратко; - не забыть сказать о школе;
  3. Рассказы ребят могут идти по кругу, по желанию, можно передавать друг другу эстафетную палочку (игрушку, свечку);
  4. Если ребенок не знает, что сказать о себе, или не хочет – не настаивай, приготовь для таких ребят вопросы (нейтральные, но интересные):
    • самое интересное дело, в котором ты принимал участие с друзьями, родителями, самостоятельно?
    • с кем из героев прошлого и настоящего ты бы хотел увидеться?
    • в какое время хотел бы жить и почему?
    • интересно тебе жить в твоем классном коллективе?
    • что возьмешь с собой на необитаемый остров?
    • что тебе не хватает в жизни?
    Вопросы могут быть заранее написаны на звездочках из фольги или цветной бумаги и разложены вокруг костра, можно сделать ромашку (вопросы на лепестках).
  5. Вожатый благодарит ребят, говорит о перспективе жить в интересном коллективе.
  6. В финале огонька можно:
    • спеть несколько песен (лирических),
    • провести игры-тесты: «Колобок», «Рассказ-эстафета», «Музыкальная шкатулка»
  7. Рекомендуется закончить огонек Орлятским кругом и речевкой.

Игра 1. «Паутина». Нам потребуется клубок ниток.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Каждый из вас назовет свое имя и расскажет что-нибудь о себе (что вы любите, чем занимаетесь в свободное время и т.д. и т.п.). Например, меня зовут Саша, я люблю петь. Зажимаете свободный конец нити в руке и кидаете клубок любому человеку. Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем клубок распутывается в обратном порядке. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени.

Игра 2. «Расскажи мне о себе». Каждый ребенок вытягивает из шапки (шкатулки) заранее написанный вопрос и отвечает на него. Например, назови твое любимое мороженое; твой любимый мультфильм и т.д.

Игра 3. «Компот». Участники сидят в кругу. Ведущий стоит, т.к. у него нет стула. Ведущий обращается к участникам с просьбой: «Пусть сейчас встанут и поменяются местами те, кто любит мороженое». Когда участники встали – ведущий быстро занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится ведущим. Условия: при обмене местами игрокам нельзя занимать стулья соседей справа и слева; важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали формулировку просьбы.

Игра 4. «Театр экспромтов». Раздаются карточки, в которых указано, какую роль должен исполнить каждый. Затем вслух читается текст, артисты изображают услышанное Лукоморье. Стоит дуб. У него развесистая крона. Около дуба собираются пушкинские герои. Первым прибывает Руслан. Он встает около дуба, опирается на него рукой, а другую руку приставляют к глазам и грустно смотрит вдаль, поджидая Людмилу. Но Людмила не торопится. Руслан видит, как приближается, еле волоча ноги, царь Дадон под руку с Шамаханской Царицей. Она весело хохочет и строит глазки Руслану. С другой стороны подлетает Золотой петушок. Он машет крыльями пытается клюнуть Дадона в темя. Дадон отмахивается от него. Медленно плетется Старик. Он подходит к морю и кличет Золотую рыбку. В волнах появляется Золотая рыбка. Она лениво подплывает к Старику и говорит: « Чего тебе надобно, старче?», потом машет хвостом и уплывает. В это время появляется Кот ученый. Он обводит всех взглядом, смотрит на часы, которые висят на дубе, часы бьют 3 удара. Кот взмахивает лапами, идет направо и «песнь заводит». Все подхватывают.

Игра 5. «Антарктида». Нужно несколько больших листов бумаги. Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги. Инструкция: Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» - должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка», т.е. ведущий осталась голодной. В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали! Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

Игра 6. «Пчелы и змеи». Понадобится губка и карандаш. Дети делятся на 2 команды: «пчелы» и «змеи». Каждая группа должна выбрать своего короля. Оба короля выходят из комнаты и ждут, пока их не позовут. Затем ведущий прячет 2 предмета, которые короли должны разыскать в комнате. Король пчел должен найти мед – губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Пчелы должны жужжать: жжжжжжжжж. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшш. Чем ближе змеиный король подходит к ящерице, тем громче должно быть шипение. Ведущий. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Итак, кто же из королей окажется первым.

Игра 7. «Космическая разминка»

Ведущий говорит - Дети отвечают

Взлет - Ура! Полет - У-У-У Посадка - Хлопают Остановка - Молчат, сидят тихо-тихо