Почему человек не идет в Церковь.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 20.04.2016 16:59:35

Светлана, г. Воронеж

Хочу ходить в церковь, но как-будто что-то не пускает меня туда, может ещё не время?

отвечает иерей Евгений Ступицкий

Здравствуйте! Мне 32 года и за всё это время я была в церкви раза два, и то уже не помню, когда. В Бога верю, знаю (и хочу), что нужно ходить в церковь, но не могу туда пойти по той причине, что я не знаю что там нужно делать, не знаю, как и куда ставить свечки, как исповедоваться, как обращаться к Богу, какими словами, как молиться и поэтому мне очень стыдно и как-будто что-то не пускает меня туда. Может ещё не время, может я не готова, и стоит подождать какого-нибудь толчка?

Здравствуйте, Светлана. То, что Вы описали, говорит о том, что Сам Бог зовёт Вас, приглашает к общению, и Ваше сердце это чувствует, и душа просится, стремится к святости и чистоте. А вот то, что Вас не пускает в храм, говорит о том, что Вы должны поторопиться. Бесовская сила не хочет Вашего соединения с Богом, и будет пытаться сделать всё, чтобы не допустить этого. Вплоть до болезней, главное не допустить Вас к Церкви. Поэтому мысли о том, что ещё рано, или Вы не созрели, это не Ваши мысли, а бесовские. Не слушайте их, а следуйте зову Бога, и Он Вас защитит от той нечисти, которая пытается взять под свой контроль Вашу драгоценную душу. Не отвергайте приглашение Бога. Он ждёт Вас!

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Мы — христиане, поклоняемся иконам, как великой святыне! Мы кланяемся не дереву, или краскам, а изображению того, кто на них изображен. Еще при жизни, Пресвятая Богородица освящала Свои иконы, которые писал апостол и Евангелист Лука.

Икона является великой святыней, к которой мы должны прикладываться с великим благоговением.

В наших домах (квартирах) должно быть святое место, наподобие Красного угла. Это место, как небольшой кусочек храма, где мы можем останавливать время, сводить суету жизни на нет, и кормить свою душу молитвой к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Христовым.

Святые иконы также являются прекрасным духовным украшением жилища! Но, к сожалению, не все это понимают…

В книге протоиерея Валентина Бирюкова «На земле мы только учимся жить», есть поучительный рассказ, повествующий о молодом человеке, пренебрегшем святые иконы, за что было послано ему Божие наказание…

С колько я повидал за годы моей службы различных паломников и исповедников - со всей России! С разными грехами приходят к священнику люди, но особенно горько бывает слышать о тяжких последствиях, какие бывают у тех, кто кощунствует или глумится над иконами.

Один такой случай произошел в Самарканде. Субботняя всенощная уже закончилась, народ расходился.

В это время в дверях храма появился молодой мужчина, очень больной даже с виду.

Лето, жара - а он в шапке, и все за голову держится. Прихожанка, которая прибиралась в храме, подошла к нему:

Дяденька, освободите церковь, закрывать надо.

А он словно не слышит, к дверям прислонился. Усадил я его на лавочку, стал расспрашивать:

Что с тобой? Ты болен?

Голова болит, - ответил.

Давно ли с тобой такое?

Он и рассказал свою печальную историю.

«Учился я в институте и очень стеснялся, что дома у нас были иконы - мама перед ними молилась каждый день. Я же не верил в Бога. Глупостью казалась «отсталость»матери. Сколько раз просил я ее:

Мама, убери иконы!

- Да ты что, сынок, как можно говорить такое! Долго я спорил с ней, но мать - ни в какую! Наконец, я решил больше не упрашивать ее, а просто убрать иконы. Так их спрятал, что никто не найдет.

Мама пришла с работы, глядь - икон нету.

Володя, где иконы?

Не спрашивай, мама, нету их.

Куда ты их дел, Володя? Отдай, не бери греха на душу!

Нету икон.

Как ни просила мать, не мог я ей сказать, что сделал с иконами. Она заплакала. Долго плакала. Умоляла:

Отдай иконы!

Я молчал. Наконец, мать сказала сгоряча:

Дурак ты, дураком и будешь!

Вот и все. Мне не по себе стало немного от этих слов. Но я храбрился, лег как ни в чем не бывало. Но в полвторого ночи проснулся от страшной боли в голове - так мне тяжко сделалось, что я схватился за голову и кричал во весь голос.

Мать вызвала «скорую помощь», увезли меня в «психушку». Шесть месяцев пролежал, как ни кололи - головные боли не проходят, и сам я вроде как умом повредился. Мать давай плакать, корить себя:

Да зачем я так сказала на своего сынка?!

То в одну церковь бежит, то в другую - кается, просит прощения. А чего просить, если икон нет…

Наконец решилась, пошла в больницу, написала расписку, чтобы отпустили меня домой. А я дома больше половины месяца не спал. Не могу спать - и все тут. Никакие таблетки не помогают. Мне кто-то подсказал:

Володя, ты в церковь пойди.

Вот я и пришел в церковь. Мне здесь легче - так спокойно стало. Можно у вас ночевать остаться?..»

Снял этот несчастный Володя шапку и стоит, упершись головой в дверной косяк. Все уже вышли из церкви, а он все стоит - будто уснул. Ему снова напоминают:

Храм закрывается уже…

Он отошел на несколько шагов. А потом снова просит:

Можно я у вас ночевать буду?

Ну, покормили его ужином, оставили на ночь. Потом еще на одну. И так он месяц жил при церкви - домой даже не думал появляться. В гараже ему постель устроили, поставили шифоньер, стол. Читал он много - ему книг надарили… А мать его потеряла совсем: и в «анатомичку», и в милицию, и в больницу обращалась - нигде нету. Опять плачет:

Куда Володя девался?

В соседней церкви ей сказали, что сын в Георгиевском храме. Прибежала она к нам, залилась слезами:

Володя, ты живой! Слава Богу! Я уж думала, что совсем тебя потеряла… Сыночек, прости меня!

Мам, за все - слава Богу.

Пойдем домой, сыночек.

Нет, мама, не пойду. Мне тут хорошо. Поплакали они вместе, а потом мать снова спрашивает:

А все-таки, Володя, куда ты иконы девал?

Ох, мама, их нету - не спрашивай больше об этом! - снова помрачнел сын.

Так три года он и жил при нашем храме. Но в сам храм не заходил - не смел. Однажды я попросил его:

Володя, пойдем, поможешь мне помянники читать. Он только через порог храма ступил - вздрогнул, будто его ударили, как за голову схватится:

Ой!!! Батюшка, я не могу в церковь зайти!

И выбежал из храма. Только в церковной ограде мог ходить спокойно. Вот что значит - икона! Страшно не то что кощунствовать - без благоговения прикоснуться к ней.»

Д анный рассказ призван быть для нас неким напоминанием о том, какие святыни хранятся в нашем доме, и с каким благоговением мы должны к ним относиться!

Церковь, виднеющаяся где-то вдали, предвещает разочарование в событиях, ожидаемых на протяжении длительного времени.

Если во сне вы вошли в церковь, погруженную во мрак, впереди у вас туманные перспективы. Видимо, вам достаточно долго придется ожидать лучших времен.

По Нострадамусу, церковь – символ культурного процветания, духовности, чистоты. Он трактовал сны о церкви следующим образом.

Сон, в котором вы увидели разрушенную церковь, означает болезнь и нравственные страдания.

Если во сне вы присутствуете на церковной службе, то в реальной жизни будете испытывать угрызения совести.

Строили во сне церковь – ваше стремление к познанию будет вознаграждено сторицей.

Церковь, обвитая змеей, – дурной знак.

Если во сне вы увидели на церкви замок, будьте осторожны! Ваши замкнутость и склонность к одиночеству могут оттолкнуть от вас близкого и дорогого вам человека.

Сон, в котором вы увидели церковь в огне, предвещает вражду между родственниками.

А болгарская прорицательница Ванга трактовала такие сны о церкви по-своему.

Если вы видите во сне церковь, то это свидетельствует об отчаянии, духовном очищении, покаянии.

Увидели себя входящим в церковь – в реальной жизни ваши поступки продиктованы личным эгоизмом и нежеланием считаться с окружающими людьми. Этот сон является предупреждением о том, что вам пора изменить свою жизнь и покаяться в совершенных грехах.

Присутствовали во сне в церкви на богослужении – наяву вы можете рассчитывать на любовь и уважение окружающих вас людей.

Сон, в котором вы увидели пустую церковь с заколоченными дверями, предвещает жизненные перемены к худшему, тоску и безысходность.

Во сне вы стояли в разрушенной церкви и пытались поставить свечу в подсвечник – в реальной жизни вы будете способствовать духовному возрождению и обновлению.

Увидели во сне, как вы помогаете реставрировать старинную церковь, – наяву все старые обиды будут забыты и вы сможете восстановить прежние отношения с близким вам человеком.

Толкование снов из Психологического сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Почему один человек приходит в храм, а другой нет? Почему столько людей остается за церковной оградой? По сути, этот вопрос ответа не имеет. Каждый раз, когда кто-то открывает для себя Церковь, это тайна и чудо. Однако не имеющий окончательного земного ответа вопрос с неизбежностью встает перед каждым из нас. Мы попытаемся проанализировать причины, не пускающие наших ближних в православный храм. Хотя бы отчасти. Хотя бы некоторые. Ради себя, ради них и ради Церкви.

Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова в селе Рыбушка Саратовского района:

— Среди нашего населения крещеных — большинство, а регулярно в храме бывают из этого большинства… разве что несколько процентов. Перед тем как совершить Таинство Крещения, я каждый раз объясняю — как взрослым крещаемым, так и родителям, и крестным родителям младенцев,— что смысл Крещения как духовного Рождения заключается в последующей жизни в Церкви. И при этом знаю, что реально жить этой жизнью после Крещения будут — единицы. Каковы основные причины? Многие убеждены, что молитва в храме — это удел исключительно пожилых людей, то есть — что человек может быть этим озабочен только в старости, в преддверии смерти, среди болезней и т. д. А в молодости человек должен жить земными интересами. «Мы еще успеем!», «Состаримся — придем» — довольно распространенные ответы людей на вопрос, почему они не бывают в церкви. Люди не думают о том, что жизнь коротка и часто может оказаться короче, чем мы рассчитывали.

Еще одна причина — привычка к потребительскому отношению, распространяемая и на Церковь также. В отношении Церкви такой подход можно назвать магическим. Заболел ребенок — надо прийти и поставить свечку. Что-то не ладится в семье — надо освятить квартиру. Человек не думает, что ему надо освящать себя. Надежда на какое-то механическое действие заменяет людям живую веру, общение с Богом через молитву и участие в Таинствах. Поэтому люди если и заходят в церковь с этими своими нуждами, то по-настоящему в Церковь не приходят. И самое, может быть, страшное — отсутствие желания заполнить духовную пустоту, не заполняемую ни достатком, ни внешним благополучием, ни успехом. Если у человека есть желание эту пустоту в себе заполнить, он начнет это делать хотя бы теоретически, станет книги читать, ведь при любом, даже сельском, храме есть библиотека. И от этих книг перейдет к практическим действиям, к участию в жизни Церкви. Но у людей этого стремления нет, или они пытаются иначе эту пустоту заполнить. Кто-то просто водкой ее заливает. Очень трудно сказать, отчего это. Но вероятней всего — от бездуховности воспитания. От отсутствия духовной составляющей в воспитании человека с детства. Отсюда — духовная неразвитость и духовная глухота, которую потом, в зрелом возрасте, очень трудно преодолеть.

Инна Стромилова, клиросная храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» при областной клинической больнице г. Саратова:

— На мой взгляд, главная причина того, что люди не спешат в храм, лежит в непонимании реального значения Церкви для построения отношений человека с Богом. Если человек осознает и поверит всем сердцем, что самый удобоприемлемый, самый надежный, самый верный способ богообщения — это тот, который предложен Церковью через Ее богослужения и Таинства, то он попытается примириться со всеми своими обидами, вызванными недружелюбием, сухостью, порой грубостью тех, кто встретил его на пороге храма. Он попытается преодолеть в себе неловкость и стыд перед своими неверующими или невоцерковленными близкими. Он будет терпеливо бороться с собственной неграмотностью и неопытностью в духовной жизни. Он будет стараться не замечать многочисленных внутрицерковных проблем, лишь бы только не потерять главное — возможность живого богообщения. А уж когда человек и возможность эту перенесет из плоскости земной жизни в область вечности (то есть увидит смысл богообщения не в интересном препровождении земного бытия, а в обретении вечной жизни, жизни с Богом), то тогда он еще больше и еще скорее укоренится в желании прийти в Церковь и остаться там.

Ведь, оказавшись на необитаемом острове, где каждую минуту поджидает опасность, болезнь, даже смерть, и увидев причаливший к берегу корабль, я не погнушаюсь ни внешним видом, ни нравами его матросов — только бы меня вывезли из этого ужасного места. Вот и Церковь является для нас таким кораблем. И все, что мне непонятно и неприятно на этом корабле, не имеет значения, потому что он везет меня к спасительному пристанищу — ко Христу.

Руслан Измайлов, кандидат филологических наук, доцент Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Почему не идут люди в Церковь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, наверное, необходимо сначала задаться другим. Почему люди в нее идут? То есть зачем человеку нужна Церковь? Ответ здесь до банальности прост. Чтобы жить вечно.

Человек не может жить без воздуха, воды, еды. Но все эти необходимые вещи не дают главного — вечной жизни. И только Церковь обладает дарами вечности и преподает их человеку. Жажда вечности влечет к Источнику вечности. Из этого следует, что в Церковь не идет человек, у которого нет этой жажды. Он вполне доволен своим временным благополучием и совсем не желает возвращаться к Отцу. Он не думает о смерти — ему так комфортней. Он не берет на себя никакой ответственности — перед кем ему отвечать?

Но вот главный вопрос: как оторвать ближнего от этой, образно говоря, тарелки с едой, как вывести его из состояния ложного довольства? Как привести человека к Богу, ко Христу, в Церковь? Каждый христианин призван к апостольскому служению. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно он должен свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Христе. Словом, делом, а главное — любовью! Человек встретит и примет Христа, если он встретит и увидит подлинного Христа в православном человеке.

Михаил Сычев, студент Института филологии и журналистики Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— В суете повседневной жизни мы порой не задумываемся над тем, почему вдруг заныло в сердце, когда мы прошли мимо замерзающего нищего. Прошли мимо, заглушив в себе зов совести. «Жалко, голодный... Хотя… Да ну его! Сам виноват, что до такой жизни докатился».

То же и с Церковью. Ваша душа стремится быть с Богом. Проходя каждый день мимо того или иного храма, вы вдруг испытываете необъяснимое желание зайти туда и хотя бы поставить свечку. Но наперекор возникшему желанию тут же возникает мысль: «Нет, не пойду — времени мало» или — у девушек: «Не пойду — я в джинсах, да еще и без платка».

В современном нам обществе царит дух безразличия, самооправдания и самоутверждения. Мы не хотим слушать тот голос, который звучит у каждого из нас внутри и говорит нам, что так — нельзя, а надо как-то по-другому. Мы отвыкли слушать собственную душу и доверять ей. Современный мир отучил нас от этого. А когда мы перестанем дышать, когда нас понесут вперед ногами? Что будет после этого? Не знаем. И, что интересно, не стремимся узнать это.

Если мы не переборем себя, спросит нас Господь на Страшном Суде: «А что вы сделали для того, чтобы быть со Мной?». Мы ответим: «Верили». Но в ответ нам прозвучат слова святого апостола Иакова: «Вера без дел мертва».

Иван Дорошин, кандидат философских наук, преподаватель кафедры религиоведения факультета философии и психологии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Отвечая на вопрос, я буду говорить о молодежи: молодым людям я читаю лекции, они делятся со мной своими размышлениями об окружающем мире.

Во-первых, большая часть молодых людей не идет в Церковь потому, что сейчас люди очень мало читают или не читают вовсе. А христианство — это религия, которая плохо воспринимается без книг и вдумчивого чтения.

Во-вторых, многие придумывают себе такие отговорки: «продажа» в храмах, в храме «некомфортно». Воцерковленные христиане понимают, знают, что продажи в церкви нет — есть пожертвования: деньги можно и не платить, священник окрестит, обвенчает и малоимущих людей. Но чтобы это понять, нужно прийти в храм. А если говорить о «некомфорте»… На пути к Богу требуется некое усилие, конечно же, а часто молодому человеку напрягаться не хочется совсем. И все же — если в храме душно, может, поставить кондиционер?

В-третьих, многие жалуются на священников, на «ревность не по разуму». О случаях немилостивого отношения к себе мои студенты могут рассказывать и рассказывать. Например, молодой батюшка перед Таинством Крещения увидел у девушки неправильный, по его мнению, нательный крестик и сразу объявил, что это — грех. Может быть, крест был действительно неканоническим, но для этой девочки грех — что-то ужасное, гнусное, вроде кражи и разврата, а тут во всеуслышание объявляют, что она — грешница. В общем, церковные кадры решают все — и не только священники, но и простые прихожане. В храме людей должны ждать, тогда они и придут.

Протоиерей Александр Писларь, благочинный Южного округа Саратовской епархии:

— Почему человек не ходит в Церковь? Одно из двух: или он еще не начал борьбу с грехом, поэтому еще не испытывает потребности в благодатной силе Святого Духа, которая подается в Святой Церкви; или же он, уже поняв смысл христианской жизни, осознав, как нужно жить, не решается совершить в своей жизни коренной перелом и вступить в эту тяжелую борьбу со грехом, в борьбу, из которой он без помощи Церкви никогда не выйдет победителем.

Жизнь современного человека отличается крайне опасной духовной расслабленностью, а жизнь христианина требует мужества, самоотречения, борьбы с грехом, борьбы со страстями. Как только эта борьба прекращается, прекращается и богообщение, и человек становится бесплодной высохшей ветвью, которая, по словам Святого Евангелия, годится только в огонь. Церковь предъявляет к человеку самые серьезные требования! Но современный человек не хочет их принять и находит для себя такого рода оправдания: Церковь устарела, закоснела, обряды бессмысленны, посты и молитвы не нужны, все это надо реформировать… Хотя реформировать человеку надо прежде всего себя.

Протодиакон Михаил Беликов, клирик Духосошественского кафедрального собора г. Саратова:

— Причин того, почему люди не хотят идти в Церковь, я вижу несколько. Причем все они взаимосвязаны друг с другом.

Уже давно мы наблюдаем процесс расцерковления общества. Начался он не в прошлом столетии даже, а гораздо раньше — в эпоху Ренессанса, когда Церковь отодвинули на периферию жизни человека. Сегодня в западном обществе процесс этот достиг своего апогея — там даже слово «Бог» нельзя употреблять в официальном общении. В России же сила православных традиций и устоев была такова, что вырвать их с корнем не удалось и за 80 лет безбожия. Однако этот потенциал уже заканчивается.

Что остается в мире взамен христианства? Идеология потребления с культом индивидуализма. Люди разъединяются, обособляются друг от друга, запираются в своих квартирах. Принцип «Мой дом — моя крепость» приобретает смысл: «Моя хата с краю». Человек, отгороженный от других, удобен обществу потребления.

Индивидуализм порождает неприятие главного принципа жизни в христианской общине, где люди общаются друг с другом в духе братской любви. Собственно, только через это общение людей и становится ясна их любовь к Небесному Отцу. А образ жизни современного человека прямо противоречит тому, чему Христос учит в Евангелии.

Комфорт — это тот кит, на котором зиждется общество потребления. Желание получить результат без усилий распространяется, к сожалению, и на сферу духовной жизни. Отсюда — всплеск интереса к оккультизму, суевериям. Даже церковные люди заражены подобным отношением.

Еще одна причина заключается и в нас самих, в христианах. Порой мы не подаем того примера христианского отношения к жизни, к людям, к Богу, который должны, тем самым отталкивая людей от храма. А мы должны показывать этот образ, быть истинными христианами. И сделать так, чтобы в Церкви людям было лучше, чем где бы то ни было.

Юрий Кудинов, актер Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова:

— Наше поколение слишком долго находилось за бортом Церкви; осознание того, что себя и этот мир надлежит воспринимать несколько иначе, не так, как нас учили, пришло поздно. Немалая часть жизни была посвящена другим целям, другим идеалам. Этих лет уже не вернешь. Признать, что шел по ложному пути, круто развернуться — для этого нужно определенное мужество. Оно есть не у всех. Но то, что я сейчас говорю,— относится все же к людям, умеющим в какой-то степени думать. А многие думать не привыкли вовсе. Они живут тем, чем их в какой-то момент загрузили,— и не задумываются. Беда в том, что вся современная жизнь, сегодняшняя цивилизация убивает в человеке эту способность мыслить, искать смысл существования. Люди ведь не только в церковь не ходят, они и книг серьезных не читают, и музыки настоящей не слушают. Жизнь в Церкви — это нелегкий труд, труд духовный, интеллектуальный, нравственный, а современный человек отучен от этого, он хочет расслабиться и получить удовольствие. И еще одна причина — то, что человек не умеет полагаться на Бога. Если он все же еще не старик, если у него есть еще нормальные человеческие амбиции, он надеется чего-то в жизни достигнуть — он умеет, как правило, полагаться только на себя. Жизнь учила его именно этому. Фильмы учили быть героем, суперменом. В результате он не умеет просить у Бога помощи. А преодолеть себя и научиться этому совсем не просто.

Зимним морозным утром Ольга шла в церковь. Давно уже хотелось зайти, да все не хватало времени. А тут выходные, красивая уютная церковь на краю деревеньки ее отца. В приподнятом настроении Ольга быстро шла по хрустящему снегу и улыбалась этой зимней свежести, своей молодости и долгожданной возможности.

Переступив порог церкви, девушка тихонько прошла и встала среди многочисленных прихожан. Шла служба. По выходным там всегда людно. В позолоте убранства храма отражались гирлянды отблесков множества свечей.

Одень платочек, доченька - услышала она чей-то голос. - Доченька, доченька-а-а. - Слова застучали в голове тысячами молоточков и стали уплывать куда-то вверх, лица людей, через дым коптящих свечей, закружили перед ней дьявольском в хороводе, ноги стали ватными, и Ольга почувствовала, что еще секунда и она упадет. Выбежав на улицу, девушка села в сугроб, и, обтираясь снегом, стала медленно приходить в себя.

К вечеру вся деревня говорила о том, что, видимо, нагрешила девка или бесы в нее вселились, поэтому и не принимает ее церковь. Сама Ольга никаких бесов в себе не чувствовала, да и нагрешить за свою недолгую жизнь еще не успела, но в церковь заходить стала бояться панически.
Гатауллина Эльвира Ильгизовна, врач-невролог МЦ "НейроМед"

Однажды напуганные родители привезли к нам свою 14-летнюю дочь прямо со службы в церкви, где ей стало плохо, и она потеряла сознание. Оказалось, девочка наблюдалась у невролога по поводу вегетативной дисфункции, поэтому неудивительно, что большое скопление народа, запахи, духотаи жаркая погода спровоцировали ухудшение самочувствия и привели к обмороку.

Подобные состояния могут возникать в церкви и у тех, кто не переносит замкнутые пространства, страдает мигренью, пониженным артериальным давлением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Протоиерей Михаил, Настоятель храма Святой Великомученицы Параскевы Пятницы г.Казани

Неудивительно, что некоторые люди падают в обморок в церкви, испытывают дискомфорт, плохо себя чувствуют, едва заходят в храм. Причиной этому может послужитьто, что человек живет в противоречии с самим собой. Можно быть крещенным, но на самом деле неверующим. Стресс и угрызения совести вызывают определенный дискомфорт. Поэтому человек, прежде всего, должен покаяться внутри самого себя, попросить у Господа прощения и обязательно ходить в церковь, беседовать со священнослужителем.

Мнение психологов

Зачастую обмороки в церкви обусловлены неправильным восприятием бога как некоего наказания. Человек, приходящий в церковь, начинает испытывать страх, что естественно для человека, ждущего наказания. Этот страх в совокупности с необычной обстановкой и возбужденным состоянием заставляет нервную систему испытвать стресс, который, бывает, и приводит к тому, что человек чувствует себя плохо.