Миф о Ганимеде: нетрадиционная любовь в мифологии разных народов. Семья и окружение

Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса (по имени которого и была названа Троя) и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака;похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.

Есть и другие версии его происхождения от царей и героев (сын Ламедонта; или сын Дардана; или сын Аспарака; или сын Эрихтония; или сын Троила).

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богине зари Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.

Но основной миф состоит в том, что из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом и перенесён орлом Зевса на Олимп (по другой версии, Зевс сам превратился в орла),

Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороныизображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, -излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды онбыл похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего изсмертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и вримских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится нанебо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.

Греческая краснофигурная ваза. Зевс и Ганимед.

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозуработы самого Гефеста, а также пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Ганимеду была дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он сталвиночерпием на пирах богов , сменив на этом посту Гебу , и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление . По Цицерону, он подает богамнектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду ,Ганимед живет на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за похищения Ганимеда произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По еще одной версии, Ганимед был похищенМиносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей), о Ганимеде упоминал и Еврипид в трагедии «Колхидянки». Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Еще одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса. Иными словами. Этот сюжет был достатчно популярен и ни в коей мере не считался непристойным.


На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Толькоаллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символвосхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа.Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников оностается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенсстоль же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его вкогтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта ,Торвальдсена и др.).

Корреджо. Похищение Ганимеда.

Николас Мас. Похищение Ганимеда.

Рубенс. Похищение Ганимеда.

Рембрандт. Похищение Ганимеда.

b. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Тросу золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес .

с. Некоторые утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея .

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов - а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, - а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид ("Троянки" 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой

боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней - это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе "я", что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя - это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса - это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в "Мире" Аристофана (1 и cл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в "Мабиногион" фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: "...обновляется подобно орлу юность твоя".

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Цар. 23, 7) вплоть до Вавилонского пленения*. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21.m) , еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам ("Федр" 279 a-b); хотя в других своих произведениях ("Законы" I. 636 d) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, "получив на это разрешение от Зевса". С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

4. Имя "Ганимед" скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова "Ганимед" произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Bockh = 282 Snell. - Прим. ред.); замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2) , а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.


Ганимед , в греческой мифологии смертный юноша, обладавший прекрасным ликом. Ганимеда похитил Зевс , пожелавший сохранить его юность и красоту навечно.

Семья и окружение

Ганимед был сыном троянского царя Троса и нимфы Каллирои. По вопросу происхождения версии разнятся: по Лесхею он был сыном Лаомедонта, по Еврипиду Дардана, по Гигину Ассарака или Эрихтония, но Первый Ватиканский мифограф сообщает о том, что он был сыном Троила.

Миф

Миф о похищении Ганимеда - один из известнейших сюжетов, столь любимых художниками. Общий сюжет мифа сообщает о том, что Ганимед обладал настолько привлекательной и необычайно красивой внешностью, что Зевс решил похитить его.

Громовержец обратился в огромного орла и когда Ганимед остался пасти отцовские стада на склонах горы Ида, Зевс схватил его и унёс в небеса. На горе Олимп Ганимеду отошла должность "виночерпия" (вернее будет сказано, нектарочерпия, т.к. боги не пьют вина, Ганимед подавал богам нектар и амброзию), на этой должности он сменил Гебу.

Согласно поэту Фаноклу Ганимеда похитил не Зевс , а Тантал, который периодически похищал детей для Зевса , после этого началась война. По Афинею Ганимед был похищен Миносом, а согласно Платону этот миф вообще был выдуман критянами.

Гомер описывает похищение Ганимеда Зевсом точно такими же словами, что и похищение Клита Эос. Есть даже варианты мифа, где Эос похищает юношу и делает его своим возлюбленным, а после этого Зевс забирает его на Олимп для себя.

Нонн, описывая "Деяния Диониса" упоминает, что сюжет этого мифа был запечатлён на щите Диониса , а Вергилий в "Энеиде" о том, что на плаще Клоанфа.

В искусстве и культуре

Миф о Ганимеде содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орел как атрибут Царя Богов); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н.э., поздний мотив - метаморфоза Ганимеда.

В Олимпии стояли статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом.

Сюжет мифа о Ганимеде - частый сюжет в изобразительном искусстве. Ранее в роли похитителя изображался сам Зевс , позднее стали изображать орла.

Очень известны картины с названием "Похищение Ганимеда" Рембрандта 1635 г., Эсташ ле Сюёр 1650 г., К.В. Аллерса 1913 г., П.П. Рубенса 1611 г. и множества других авторов.

Миф нашёл своё воплощение в пластике - "Ганимед" Леохара, терракотовые статуэтки, рельефы и другие произведения мелкой пластики. Сюжет о похищении юноши изображался и на вазах, и на рельефах саркофагов. На дверях собора Св. Петра в Риме размещён бронзовый рельеф работы Филарете, стоит также обратить внимание на рисунок Микеланджело, на фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картину Корреджо, скульптуры Б. Челлини и фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи.

В искусстве и культуре

(1036) Ганимед - это крупнейший околоземный астероид из группы Амура, который принадлежит к тёмному спектральному классу S. Он был открыт 23 октября 1924 года немецким астрономом Вальтером Бааде в Гамбургской обсерватории.

Еще одно небесное тело, названное в честь прекрасного троянского юноши, спутник Юпитера - Ганимед. Это седьмой по расстоянию от Юпитера спутник и крупнейший спутник в Солнечной системе. Он был открыт Галилео Галилеем 7 января 1610 года.

Маленькая птичка, сопровождающая в странствиях робота Бастиона .

История персонажа

Ганимед жил в лесу недалеко от Айхенвальда . Однажды он решил свить гнездо на поросшем мхом холме. Как оказалось, это был совсем не холм, а впавший в спячку омник модели E54 или Бастион. От стука клюва Ганимеда робот пробудился и пошел исследовать окружавший его лес.

Ганимед последовал за странным механическим созданием. Спавший много лет Бастион открывал для себя удивительную красоту природы и однажды даже протянул маленькому Ганимеду веточку, чтобы помочь ему построить гнездо.

Но однажды Бастион услышал стук дятла. В глубинах памяти робота спала старая боевая команда и стоило роботу услышать звуки, напоминающие автоматную очередь, как она активировалась. Бастион перешел в защитный режим и расстрелял все окружавшие его деревья, испугав Ганимеда. Во время трансформации в режим осады омник случайно раздавил гнездо птички.

Не понимая, что с ним произошло Бастион вышел из леса. В поле, отделявшем айхенвальдский лес от Штутгарта он нашел множество погибших роботов E54 , своих бывших собратьев. Считав память одного из павших омников, Бастион увидел ужасающие картины Восстания машин . Боевая программа активировалась вновь и робот решительно двинулся в сторону города людей. Однако тут внезапно вернулся Ганимед. Он принес роботу веточку, показывая, что больше не боится своего механического друга и готов свить новое гнездо. Доброта маленькой птички победила программу уничтожения и Бастион вместе со своим пернатым товарищем вернулся в лес.

Факты и пасхалки

  • Ганимед - в греческой мифологии прекрасный юноша, который является виночерпием Зевса. Его именем также назван один из спутников Юпитера.
  • Некоторые полагают, что такое имя для птички Бастиона было выбрано в качестве отсылки к Архимеду, голубю, сопровождавшему медика в игре «Team Fortress 2»

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос .

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом - перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла ),

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа , либо на Иде . Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу гефестовой работы, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду , он живёт на Олимпе , делит ложе с Зевсом .

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей .

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою .

По истолкованию, был похищен царем Зевсом . Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война . По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны . По ещё одной версии, был похищен Миносом . Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде .

Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.345 Радт) . Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей ). Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии . Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом . Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа , а также на щите Диониса .

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта , Торвальдсена и др.). Клуб «Ганимед» - так назывался клуб для дворецких и камердинеров в известных комических произведениях П. Г. Вудхауза про Дживса и Вустера .

В честь Ганимеда названы спутник Юпитера Ганимед , открытый в 1610 году Галилео Галилеем и астероид (1036) Ганимед , открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде .

Галерея

Напишите отзыв о статье "Ганимед"

Ссылки

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ганимед

Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.