О жизни святая божья матерь. Иконы Пресвятой Богородицы

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Для верующих православных людей личность Пресвятой Богородицы вызывает особо трепетное отношение и любовь. Это не случайно, ведь по православному мировоззрению Божия Матерь является главной заступницей и ходатаицей за людей перед своим Сыном и Богом Иисусом Христом.


Само рождение Пресвятой Девы явило собой удивительное чудо. Родители Богородицы Иоаким и Анна были безплодны. Всю свою жизнь они молили Бога о даровании им дитя. Однако просимое благочестивая чита получила только лишь в старости, когда сложно было представить рождение ребенка по естественным физиологическим законам (родителям Богородицы было более семидесяти лет на момент рождения Девы Марии). Такое удивительное событие стало лишь предзнаменованием того, кем суждено было стать рожденному ребенку.


Пресвятая Богородица стала Матерью второго Лица Святой Троицы - Иисуса Христа. При этом, для православных людей не остается сомнений в том, что Матерь Божия является девой до рождества, в рождестве и . Это очередное великое чудо, которое имеет место .


Пресвятая Богородица была той, кто воспитывала младенца Христа. Она понимала, что рожденное от нее дитя является обещанным Мессией и Спасителем мира (именно так возвестил архангел Гавриил Деве Марии в день перед зачатием Христа). Божия Матерь знала о чудесах, совершаемых Христом. Евангельское повествование передает рассказ о первом чуде Господа. Христос на браке в Кане Галилейской превратил вино в воду. Это удивительное событие имело место после просьбы Богородицы ко Христу. Божия Матерь заметила, что на браке кончилось вино. Это повествование дает явное указание на то, какое дерзновение имеет Божия Матерь к своему Сыну и Богу. Православные люди верят, что нет ничего невозможного для Божией Матери. Именно она готова исполнить праведные просьбы молящихся и испросить у Бога великие милости роду человеческому.


Пресвятая Богородица всем своим сердцем прочувствовала материнскую скорбь, видя своего умирающего на кресте Сына. Божия Матерь понимала, что только таким жестоким образом человечество могло заслужить спасение и обрести возможность примирения с Богом.


Пресвятая Богородица именуется Царицей неба и земли. В отличие от архангелов, ангелов и святых, к которым верующие обращаются с просьбой о мольбах перед Богом, у Богородицы христиане вымаливают спасение. Обращение «Пресвятая Богородице, спаси нас» уже плотно вошло в богослужебную христианскую жизнь.


Божия Матерь является главной покровительницей каждого человека. Она как любящая мать болезнует о каждом своем чаде. Все это и стало поводом к тому, что для православных христиан Богородица так любима и близка. Свою любовь к Деве Марии народ проявляет не только в возношении молитв, но и в построении величественных архитектурных сооружений. Существует множество храмов и монастырей, освященных в честь Божией Матери. Установлены различные церковные праздники, посвященные Деве Марии. Сама же Богородица на протяжении постхристианской истории не оставляла своих чад, являя многочисленные свои чудотворные иконы, которые до настоящего времени почитаются как христианские святыни и приносят великое облегчение в различных невзгодах многим людям.

Святой Апостол и Евангелист Лука, знавший близко святую Деву Марию, записал с Ее слов несколько важных событий, относящихся к ранним годам Ее жизни. Будучи врачом и художником, он написал и Ее портрет-икону, с которой позднейшие иконописцы делали копии.

Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Дави-да Иоаким со своею женою Анною. Будучи людьми бл-агочестивыми, они и были известны своим смирением и милосердием. Святые Иоаким и Анна дожили до глубо-кой старости, а детей не имели. Это их очень огорчало, потому что в то время не иметь детей считалось нака-занием Божиим за грехи. Особенно тяжело переживал бездетность Иоаким, так как по пророчествам в его ро-де должен был родиться Мессия-Христос. Но, несмотря на свою старость, супруги не пере-ставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание): если у них ро-дится младенец, посвятить его на служение Богу.

За терпение и веру Господь послал Иоакиму и Анне вели кую радость: наконец, у них роди-лась дочь. Ей дано было имя Мария, что значит по-еврейски “Госпожа, Надежда.”


Введение во храм

Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители приготовились испол-нить свой обет: они по-вели Ее в Иерусалим-ский храм для посвяще-ния Богу.


Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание.

При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, Она дала обещание не выходить замуж и навсегда остаться Девою.

Престарелые Иоаким и Анна умерли, и Дева Мария осталась сиротой. Когда Ей исполни-лось четырнадцать лет, по закону Она не могла больше оставаться при храме, но должна была выйти замуж. Первосвященник, зная ее обещание, но чтобы не нарушать закон о су-пружестве, формально обручил Ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесяти-летним старцем Иосифом, обязавшимся заботиться о Ней и охранять Ее девство.


Иосиф жил в городе Назарете, и хотя также происходил из царского рода Давидова, был небогатым и работал плотником. От первого брака у Иосифа были дети Иуда, Иосий, Симон и Иаков, ко-торые в Евангелиях именуются “братьями” Иисуса. Пресвятая Дева Мария вела в доме Ио-сифа такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Прошло 6 месяцев после явления Захарии Архангела Гавриила с вестью о рождении сына – будущего Пророка и Крестителя Господня Иоанна. И вот Архангел Гавриил вновь был по-слан Богом, но уже в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Гос-подь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: “Радуйся, Бла-годатная! (то-есть исполненная благодати) Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами.” Мария смутилась от слов Ангела и подумала: «Что значит это приветствие?» Ангел же продолжал говорить Ей: “Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца.”

Мария в недоумении спросила Ангела: “Как это будет, когда Я мужа не знаю?” Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.” Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему.” И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Заха-рии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услы-шав это приветствие, Елизавета исполнилась Свя-того Духа и поняла, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и ска-зала: “Благословенна Ты между женами, и благосло-вен плод чрева Твоего! И откуда это мне (такая ра-дость), что пришла Матерь Господа моего ко мне?” Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: “Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; от-ныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.” Около трех меся-цев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

Бог возвестил и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Де-вы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по дейст-вию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез Пророка Исаию (7:14) и повелел дать Ему имя «Иисус», что значит Спаситель (по-еврейски), «потому что Он спасет людей от грехов их».

Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресвятой Деве Марии в связи с со-бытиями в жизни Ее Сына - Господа нашего Иисуса Христа. Так, они говорят о Ней в связи с Рождеством Христовым в Вифлееме,


потом - Обрезанием, поклонением волхвов, принесением жертвы во храм на 40-й день,

бегством в Египет, поселением в Назарете, путешествием в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему исполнилось 12-ть лет.


Первое чудо, совершенное Иисусом Христом на браке (свадьбе) в Кане Галилейской, дает нам яркий образ Девы Марии, как Заступницы перед Своим Сыном за всех людей, находя-щихся в трудных обстоятельствах. Заметив недостаток в вине на свадебном угощении, Дева Мария обратила на это внимание Своего Сына, и хотя Господь ответил Ей уклончиво: “Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой,” — Она не смутилась этим полуотказом, будучи уверена, что Сын не оставит Ее просьбы без внимания, и сказала служителям: “Что скажет Он вам, то сделайте».

Как видна в этом предупреждении слуг сострадательная заботливость Божией Матери о том, чтобы начатое Ею дело было доведено до благоприятного конца! Действительно, Ее за-ступничество не осталось без плода, и Господь Иисус Христос совершил здесь Свое первое чудо, выведя из затруднительного положения небогатых людей, после чего “уверовали в Него ученики Его” (Иоан. 2:11.).

Божия Матерь, следовавшая за Своим Сыном в Его странствиях, находилась в постоянной тревоге за Него. Она старалась помочь Ему в разных трудных случаях, заботилась об уст-ройстве Его домашнего отдыха и покоя, на что Он никогда не соглашался.

Наконец, мы видим Ее, стоящую в неописуемой скорби у креста Своего Распятого Сына, слышащую Его последние слова и заветы, поручившего Ее заботам Своего любимого учени-ка. Ни одного слова укора или отчаяния не слетает с Ее уст. Она все предает воле Божией.

Спустя 50 дней после Светлого Христова Воскресения на Нее и на Апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков в день Пятидесятницы.

После этого, по преданию, Она жила еще 10-20 лет. Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью, как родной сын, забо-тился о Ней до самой Ее кончины. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее. С тех пор Пресвятая Дева Мария стала для всех учеников Христовых общею Матерью и высоким примером для подражания.

Успение Пресвятой Богородицы

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе (около Иерусалима), Ей явился Архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и сказал Ей, что через три дня окончится Ее земная жизнь, и Господь возьмет Ее к Себе. Господь так устроил, что к этому времени Апостолы из разных стран собрались в Иерусалиме.

В час кончины необыкновенный свет осветил комнату, где лежала Дева Мария. Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, у подножия Елеон-ской горы в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Мате-ри слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и опоздавший на по-гребение Апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Когда же открыли пещеру, где была похоронена Дева Мария, то не нашли в ней Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные Апостолы возвратились в дом. Вечером во время молитвы они услышали ан-гельское пение, а посмотрев наверх, увидели в воздухе Деву Марию, окруженную Ангела-ми, в сиянии небесной славы. Она сказала Апостолам: “Радуйтесь! Я с вами во все дни!”

За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью.

Пресвятая Дева Мария яв-ляет собой и великий при-мер для подражания. Начи-ная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в мо-литве, посте и богомыслии. Так возникло и утверди-лось монашество. К сожале-нию, современный инослав-ный мир совершенно не це-нит и даже высмеивает по-двиг девства.
Пресвятая Дева Мария об-наружила всю силу и кра-соту Своих добродетелей, проявив полное самообла-дание, как в момент Своей величайшей славы, избран-ная стать Матерью Спаси-теля мира, так и в часы Своего величайшего горя у подножья Креста. Поэтому мы, православные, так высоко чтим Ее и ста-раемся Ей подражать.

Крестный путь Богоматери


За внешними событиями жизни Богоматери мы часто упуска-ем внутреннее содержание Ее жизни. Всю себя Она предала в волю Божию. Жизнь Ее состояла из молчаливого, великого, переходящего в мученичество страдания, которое не могло найти утешения в сочувствии и сострадании людей.

Святая Дева избрала для Себя на всю жизнь молча страдать. И вся Ее жизнь — это несконча-емое углубление сердца в непреходящую муку, вечное исхождение невидимою мученичес-кою кровью. Она молча страдала от подозрений Праведного Иосифа, Ее «бракоокрадован-ную помышляющего.»

Она молчала, полагая Царя Вселенной в скотских яслях и Сама не имеющая, где главу пре-клонить. Молча страдала Дева-Мать, когда «искали души» Ее Младенца и когда страх за жизнь Его обратил святое семейство в бегство из родной страны в Египет.

Она молча и терпеливо несла убогую трудовую долю Своей жизни.

В минуты радостей ма теринства, когда каждая мать, взирая на свое чадо, парит мечтой о его светлом будущем в жизни, обещающем и ей, матери, утешение, отраду и опору, Пресвя-тая Дева-Мать видела в Сыне Агнца Божия, пришедшего в мир, чтобы взять на Себя грехи мира. Воспитанная в Храме Божием, Она знала Писания и понимала, для чего явился в этот мир Сын Божий и Сын Девы.

И с каким трепетом видела Она Его взросление, а с ним — приближение того великого и по-человечески страшного часа. И каждая минута радости о Сыне неминуемо отражалась в сердце Ее непрестающим страданием.

И Ее Сын, во всем подобный людям, кроме греха, ничем и никогда не огорчил и не опечалил Свою Мать человеческой греховной немощью, но Он уходил от Нее, отдалялся с взрослени-ем, начиная служить человечеству.

И уже в двенадцать лет Отрок Христос со всей решительностью произносит первое откры-тое признание Себя Сыном Божиим, а с ним и первое прямое указание Своей Матери, что Он уже не принадлежит Ей. Пресвятая Дева-Мать, найдя отставшего от родных Отрока Иису-са в Иерусалимском храме, на нежный укор Ее слышит: “Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” (Лк.2:49).


Болью вонзились эти слова в сердце Матери, ясно открыв Ей будущее Сына. И опять Пре-святая Дева безмолвно склонилась пред волею Всевышнего.

Она отходит в безвестность, чтобы вернуться к Нему с правами Матери только в Его страш-ный Голгофский час, когда все оставят Его. Отойдет даже Бог Отец, давая место полноте подвига Христа, полноте Его Божественного истощания.

А Дева-Мать, и в этот момент безмолв-ная, во всей глубине прискорбная, но мужественная, верная и бесстрашная, стояла у Креста, Своей любовью поддерживая Сына в великом Его подвиге. Молча стояла Она в оцепенении, сострадая Своему Сыну. А что делалось в сердце Ее, зрел лишь Бог и Сын Ее. Как хотела Она тут же, в этот же момент, умереть вместе с Сы-ном, чтобы прекратились эти невероятные страдания. “Зде же умру и спогребуся Ему,” - звучит плач души Богоматери.

С Креста же Божественного Страдальца Христа к растерзанному сердцу Матери звучит ободрение, и завещание, и возведение на Престол Царицы-Матери неба и земли: “Жено! се, сын Твой” (Ин.19:26). И вот уже не одного Сына, но сынов и дщерей всего рода человечес-кого должно вместить Ее любовью исстрадавшееся сердце. Оно должно принять в себя тех, кто отнял у Нее отраду - единственного Сына. И опять, как во все трудные минуты жизни, звучит Ее ответ Богу Отцу и Богу Сыну: “Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему.”

Пятнадцать лет жизни в неведомых для мира трудах по созиданию Церкви - Невесты Христовой на земле, в молитвах к Сыну за род человеческий, в любовном, терпеливом пред-стоянии за тех, кто еще не знал Бога. Нет, Она не вышла на проповедь вместе с Апостолами, хотя о Сыне Своем именно Она могла бы рассказать больше кого-либо другого, ведь Ее чут-кое сердце зрело в Нем Бога от самого Его рождения. Она же опять в молчании несет подвиг материнства и подвиг веры, и только Апостолы притекают к Ней, поклоняясь и питаясь от сокровенных глубин Ее духа, обожествленного подвигом жизни. Пресвятая Богородица бы-ла первой Христианкой на земле.

Пресвятая Дева Богородица подошла к концу Своей земной жизни. Желая разрешиться от житейских уз, Она опять смиренно молила Своего Сына и Бога о предстоящем страшном смертном часе, когда темная область имеет силу и власть устрашать отходящих от земли. И опять явился Архангел Гавриил и возвестил об исполнении Ее молитвы, подал Ей блистаю-щую райскую ветвь как знак победы над злыми духами и узами плоти и сказал, что через три дня последует Ее Успение.

В момент Ее Успения Христос принял на Свои Божественные руки душу Матери Своей, чтобы отнести к Отцу Своему.

И через три дня после погребения Апос-толы, отвалив камень от погребальной пещеры, нашли лишь Ее погребальные пелены. Владычица Богородица совос-кресла Своему Сыну и Богу. А воскрес-нув, Богоматерь стала Матерью христи-анского мира, незаходимой Надеждой не-надежных, погибших Взыскательницей, грешных Спасительницей.

Из веры, страданий и любви соткалась Божественная сила и могущество Пресвя-той Владычицы нашей Богородицы. И ими же Она получила власть и право по-нимать, сострадать и любить всех немощ-ных, обремененных тяготами жизни и узами греха. Сама искушена была ими, может и искушаемым помогать теперь.

Внешний облик Богоматери

«У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей.

Многие женщины у нас желают посетить Пречистую Деву. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов ее, и Сама исполнена смирения. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи.

Люди, достойные всякого доверия, рассказывали нам, что по Ее святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим. И более всего желаю увидеть это небесное чудо и столь изумительную святость, вызывающую у всех удивление, почтение и любовь». Святой Игнатий Богоносец

«Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидо-вать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель.

У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмот-рительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телес-ный вид Ее был выражением души, оли-цетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных». Святитель Амвросий Медиоланский

«Матерь Божия была роста несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные слад-ких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в бе-седе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она ни-мало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением.» Историк Никифор Каллис



Святитель Николай Сербский

Богородица на смертном одре

Прочитана последняя страница святой книги, содержание которой от корки до корки источает из себя святую невинность и благочестие. Это та книга, при виде которой даже самые жестокие критики, несущие в себе бремя предубеждений и предрассудков, молча останавливались и, прочитав ее с начала до конца, уходили со смягченным сердцем и омо-ложенным духом. Закрыта та книга, первые слова которой - «В еврейском городке Наза-рете жили бездетные благочестивый старец Иоаким и его жена Анна…».

Как светлы первые страницы этой истории - точно озарены тем вечерним, мягким и тихим румянцем заката, провожающего солнце, чтобы после ночи воссияло оно светом с востока. Кого не обрадует счастье этих пожилых людей, посетившее их лишь при проща-нии с миром, чтобы добавить каплю меда в их отравленную скорбью жизнь!

Непередаваемым райским весельем были наполнены старческие души Иоакима и Ан-ны при виде своей маленькой дочери, в сопровождении подруг входящей в Божий храм и встречающей там скромный, но торжественный прием. Радость этих старых благочести-вых душ была тем чище и совершеннее, что родители не могли даже подозревать [о том], что это - первое и последнее радостное событие для их выплаканного плода. Юная Мария рано осталась сиротой, без отца и матери. Бог пощадил Иоакима и Анну за их благочестие, чтобы не дожили они и не увидели ту непрерывную вереницу бед и страданий, через кото-рые подобало пройти их чаду ради стяжания награды - правда, великой и для других не-досягаемой, а именно, что их дочь наречется Матерью Сына Божия.

Иоаким и Анна преставились, утешаясь тем, что свое чадо оставили под кровом храма, под Божией защитой. Кто бы мог тогда проречь столь неспокойную жизнь этой Отроко-вице, Которая всю Свою юность провела в церкви - в мире, посте и молитве? И тем не ме-нее бури житейского моря беспощадно терзали эту сироту, увлекали ее в неведомые земли, стремительно повергали из воодушевления в страх и наоборот. Для нежной девической ду-ши довольно было и одного потрясения от внезапного ангельского благовестия о великой Божией милости, определившей этой Деве родить Спасителя мира.

Но для Марии были уготованы и гораздо более тяжкие испытания, способные сломить сильнейших духом и подавить величайшее мужество. После Своей первой материнской улыбки Своему Божественному Чаду, возвеселившей Ее душу, [утомленную] тревогой и трудным переходом в ночной тьме и под дождем, Она должна была немедленно бежать без оглядки [из Палестины в Египет], чтобы спасти это Свое дорогое и высочайшее Чадо. Именно так, ведь царь Ирод боялся Ее Младенца, лежащего на соломе, и людская зависть лишала Сына Божия всякого покоя даже в пещере, в этом скромном пристанище.

Объятая страхом и трепетом, Она бежала по палестинским равнинам, прижимая к гру-ди Свое Дитя, без устали спешила день и ночь по лесам и пустыням, не ведая ни дорог, ни троп, только чтобы спасти Его от меча царских палачей. Впрочем, не дрогнула Она и не ослабела духом в пути, не изнемогла от тревог и усталости, ободряя Себя мыслью о том, что Господь Бог - великий Царь над всеми богами и что в Его руке и горные вершины, и долы земные (ср. Пс. 49:1, 45:3–4), ибо еще с ранней юности вложила в Свою душу поучение пре-мудрого Проповедника: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»» (Еккл. 12:1).

Претерпевала Она все это с верой в Бога, никогда даже не подозревая, что имя Божией Матери принесет Ей больше горечи, чем радости. Да и могла ли Она иначе мыслить после столь великолепных предвестий Архангела Гавриила? Да и могло ли вообще прийти кому-то в голову, что люди так враждебно встретят Небесного Посланника и своего Спасителя?

Ведь даже тогда, когда слава Ее Сына начала проноситься по всему миру, из Ее мате-ринской души не уходили тяжелые предчувствия и заботы. Она постоянно сопровождала Иисуса, следуя за Ним издали, в массе любопытствующего народа, с опаской на него взи-рала и впитывала Его слова, но не решалась подойти к Нему поближе, боясь Ему докучать. Знала Она о Его безграничной любви ко всем людям, слышала Его слова: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:21).

Он перестал принадлежать только ей, сделавшись живым Источником для всего мира, так что всякий желающий приходил из Него напиться. Но опять-таки никому Он не был так любезен, как сердцу Матери. В той необозримой массе людей, следовавшей за Иисусом по пятам по всей Палестине и восторженно Его приветствовавшей, одни сияющие очи всегда смотрели на Него пристально, одни уста непрестанно повторяли Его святые слова и тихо возносили о Нем молитвы. То была Его Мать.

Иисус же уверенно шествовал вперед, не оглядываясь на глухую ярость грешников, воз-дымающуюся на Него. Ничто Его не смущало и не пугало. Он всегда был одинаково вели-чественным и решительным - как на Елеонской горе, при входе в Иерусалим и в другие торжественные минуты, так и на последней вечери при прощании с учениками перед шес-твием на Голгофу. И лишь одно внимательное ухо слышало скрежет зубов на Иисуса и одна душа провидела намерения безбожников, которые «уловят на душу праведничу и кровь неповинную осудят» (Пс. 93:21), и каждый день Ее сердце наполнялось страхом от того, что услышала Она и прочувствовала. Это была Его Мать.

Хотелось Ей хоть ночью побыть с Иисусом наедине и рассказать Ему обо всем, что до-неслось до Ее ушей, что говорили о Нем люди и что они Ему готовят, - все это порывалась Она Ему поведать, дабы был Он еще более внимательным и осторожным, хотя и знала, что Ему все известно гораздо лучше. Но и по ночам не имел Он отдохновения, наставляя Своих учеников и готовя их к дальнейшим подвигам. А Она горела желанием хотя бы в часы ноч-ного покоя вдали от мирской суеты перемолвиться с Ним словом, прижав к Себе Его устав-шую голову. Однако этому Ее желанию не суждено было сбыться, так что и ночи проводила Она без Своего Сына, слезными очами взирая на звездное небо и обращая к нему утеши-тельные слова царя Давида: «По множеству болезней моих в сердце моем утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93:19).

Но все эти душевные переживания, все заботы и скорби, вся злоба и ненависть людей, которую Марии пришлось претерпеть за Сына Своего, - все это было ничто по сравнению с тем страшным ударом, который готовился как против Иисуса, так и против Ее души. [Ведь] собственными глазами видела Она Своего Сына связанным, оплеванным и окровав-ленным под терновым венцом и слышала те адские крики: «Распни Его! Распни!» Следо-вала Она за ним и до Голгофы, видела, как изнемогает Он и падает под крестом, наклоня-лась к земле и собирала в пыли капли Его крови. Донеслись до Ее слуха и звуки гвоздей, забиваемых в Его руки, некогда Ее обнимавшие, видела Она Его на кресте, нагого и изуро-дованного, претерпевающего ужасные мучения, обливающегося потом и расстающегося с последними силами.

О, если бы могла Она хоть припасть к Его кровоточащим ногам, обнять их и облобы-зать! Но и это было невозможно для бедной Матери. О матери, сетующие о своих больных сыновьях, вспомните Марию, страдавшую под крестом, на котором в [жутких] мучениях терзался Ее Сын! Вспомните и укрепите свои сердца тем, чем и Она Себя ободряла: надеж-дой на Божию милость!

Христос испускал дух. Но в величайших муках, перед тем как предать дух Своему Отцу, Он о ком-то вспомнил и посмотрел вниз на землю. Отыскав глазами Свою Мать, Он увидел Ее сокрушенной и изнемогшей. Ясно осознавая еще одну Свою обязанность по отношению к Ней, Он, взглянув на Своего самого любимого ученика, Иоанна, сказал Своей Матери: «Жено! се, сын Твой» (Ин.19:26).

Христовы ученики разошлись по всему миру учить и спасать человеческий род. Остави-ли они родные дома и семьи и все свои силы посвятили проповеди учения Спасителя. Не были они уже такими боязливыми, как в ту ночь, когда был схвачен Иисус, но стали бес-страшными и могучими исполинами, пренебрегавшими всякой опасностью.

Пока были они в Палестине, с ними общалась и святая Мария, помогая им в утвержде-нии заповедей Спасителя, поощряя их на всякое благо и ободряя. Но когда ученики уда-лились из Палестины в края далекие, чужие и неведомые, Она осталась в доме Иоанна.

Не тратила Она времени попусту, но каждую минуту употребляла на пользу рода чело-веческого, того самого рода людского, который распял Ее невинного Сына! Свои труды и попечения посвящала Она больницам и темницам, утешала, учила и наставляла всякого, кому требовалась поддержка или совет. Жила строго по заповедям Своего Сына и потому могла утолять людские печали и была источником целительной прохлады, почерпая из которого всякий чувствовал свежесть и облегчение и укреплялся небесной любовью. Доб-рые дела, которым Она Себя вверила, наполняли Ее душу великим блаженством и утеше-нием, что и было воздаянием на все Ее прежде перенесенные беды и горести. [Ведь] лишь после того, как Ее Сын воскрес, у Нее открылись глаза на происходящее и появилась на-дежда.

Но вот пришло время и Марии смежить очи и предать Свой дух Богу. Происходило это в мире и тишине. Ее смерть не вызвала никакой суматохи и беспокойства. Палестина, быв-шая свидетельницей столь удивительных и бурных событий и вся взбудораженная от вне-запности и неожиданности происшедшего, утихомирилась и безмятежно проводила по-вседневную жизнь, лишь изредка взирая на свое покрытое славой и мраком лицо в зеркале недавнего прошлого. Мир спешит по своим будним, привычным делам.

Богородица почивает на одре. A мир и не чувствует никакой перемены, не ощущает то-го, что из его среды ушла самая богоугодная Жена. Мир всегда один и тот же: пустой мол-вой и мелочными заботами о телесных нуждах он похищает святость у самых торжест-венных моментов в истории человечества. Когда величайшие борцы за его счастье умирали в муках, он спокойно, с несмолкаемым гомоном от множества голосов торопился за хле-бом. Вот и теперь, когда великая Благодетельница человеков лежит на смертном одре, уличный шум и многоголосье не смолкают ни на минуту.

Но когда понесут Ее на место упокоения, когда Апостолы запоют погребальные песно-пения, в душе мира сего воскреснут яркие воспоминания о Великом Учителе любви и о Его кроткой и величественной Матери. И найдутся, обязательно найдутся те, кто присоеди-нится к Апостолам и теплой слезой оросит могилу примерной Назаретянки, а свою жизнь и дела управит по Евангелию Ее Сына. Вдруг, во мгновение ока, мир забудет о своих заботах и восстановит в памяти всю жизнь сей Жены, имевшей сильную веру, - и сам убедится в том, что имя Господне - крепкая башня: «убегает в нее праведник - и безопасен» (Притч. 18:11).

В доме апостола Иоанна царит тишина и покой. Ничто не нарушает этой благоговейной атмосферы. Небольшая скромная комната освещена двумя рядами светильников, стоящих вокруг смертного одра. Можно бы было подумать, что в комнате никого нет, хотя на самом деле в ней в эту минуту собрано почти все Христово воинство. Здесь Его Апостолы, только-только примчавшиеся со всех концов света, чтобы проводить Мать Учителя в ее вечную обитель.

Со склоненными головами стоят они вокруг одра Богородицы. А Она покоится. На Ее лице сияет отпечаток благости и какого-то таинственного счастья, свидетельствующего об отсутствии всякой скорби, а также последнее «Прощайте!», полное милосердия и сни-схождения к сему миру, оказавшему так мало сочувствия, гостеприимства и любви и Ей, и Ее Сыну.

Составители канонических Евангелий не оставили почти никаких подробностей из жизни Девы Марии. В Новом Завете есть рассказ о Благовещении, о встрече Богородицы и Елизаветы — матери Иоанна Предтечи, краткое повествование о Рождестве Христовом и Сретении, одна реплика Богородицы на браке в Кане Галилейской. В Евангелии от Иоанна сообщается, что Матерь Божья стояла перед крестом Христовым. И все. Но праздников, связанных с событиями земной жизни Богородицы, гораздо больше. Откуда мы знаем об этих событиях?

Встреча Марии и Елизаветы праведной. Церковь Св. Георгия, Курбиново, Македония. 1191 г.

Жизнь Богородицы подробно описана в текстах церковного предания. Самым важным из них можно считать «Протоевангелие Иакова» - апокрифический текст, написанный не позднее 150 года.

Слово апокриф не должно смущать читателя - в данном случае оно означает, что текст просто не вошел в состав Нового Завета, но с древности почитался в Церкви как авторитетный источник.

Автор повествования о Богородице начинает свой рассказ, описывая страдания Иоакима и Анны, у которых долгое время не было детей. Пожилым супругам явился ангел и предрек им рождение ребенка. Рассказ о детских годах Богоматери очень подробен. Читатель даже может узнать о том, когда и как она сделала свои первые шаги: «Изо дня в день крепло дитя, и, когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Мать взяла ее на руки и сказала: Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господний. И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (Анна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею».

В три года девочку посвящают Богу, отдав ее на воспитание в иудейский храм, причем Иоаким и Анна опасаются возвращения дочери домой, а потому придумывают хитрость: «позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень».

Ласкание Марии. Фрагмент-клеймо иконы Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери, XVII век (1642 г.?)

До 12 лет Богородица остается при храме. В 12 лет ей выбирают опекуна, который должен охранять целомудрие девочки. Выбор падает на Иосифа, в руках которого расцветает посох.

Проходит еще четыре года, и Богородица встречает архангела Гавриила, который предрекает ей скорое рождение Христа. Апокриф, в отличие от канонических Евангелий, описывает период ожидания Богородицы очень драматично. На шестом месяце беременности в дом с плотницких работ возвращается Иосиф (в тексте не объясняются причины столь долгого отсутствия праведника) и подозревает свою воспитанницу в потере целомудрия. Дева Мария успокаивает Иосифа, и перед праведником встает серьезная проблема: «Если я утаю грех ее, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нем сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть». Иосиф хочет тайно отпустить ее, чтобы не подвергать позору и суду иудеев, но является ангел и убеждает не делать этого.

Далее в тексте описывается жестокосердная реакция иудеев, поверивших Иосифу и Марии лишь после того, как они выпили воды, смешанной с грязью, и не заболели («Суд Божий» в том или ином виде был распространен до эпохи позднего Средневековья. Чаще всего испытуемому предлагалось войти в костер или взять из огня какую-то вещь).

Апокриф завершается рассказом о Рождестве Христове. Текст в основном следует каноническим Евангелиям, добавляя лишь одно чудо. Повивальная бабка, принимавшая роды, рассказала о чуде приснодевства своей подруге, и та захотела лично убедиться в этом. После такой проверки у женщины стала отниматься рука, и она исцелилась лишь после того, как взяла на руки Богомладенца.

Последние несколько строк повествуют о бегстве Святого Семейства в Египет и убийстве Захарии - отца Иоанна Крестителя.

Еще один текст, из которого читатель может узнать о жизни Богородицы, а точнее об ее Успении относится примерно к V веку. Довольно долго христиане не праздновали Успение, оно вошло в церковный календарь не раньше V века. Сказание об Успении Пресвятой Богородицы - апокриф с обилием чудес и фактов, которые просто невозможно проверить, а потому Церковь, благоговейно почитая Богоматерь, не настаивает на достоверности всего, изложенного в этих текстах. Разные апокрифы могут не совпадать друг с другом в деталях, а отсутствие достоверных свидетельств заменяется в них четкой житийной схемой.

Последние годы своей земной жизни Богородица провела в Иерусалиме. Она часто ходила на Голгофу для молитвы. В один из таких дней ей явился архангел Гавриил и предсказал, что через три дня она отойдет ко Христу.

Житие Богоматери (створки киота), 13 век, Египет. Монастырь св.Екатерины на Синае (Это единственная икона на Синае, которая почитается монахами как чудотворная, хотя и не имеет специальной службы или отдельного дня празднования. Сейчас она располагается в алтаре главной базилики, на ступенях древнего сопрестолия слева от Горнего места. Размещение этого образа в алтаре является давней традицией, давшей иконе ее особое монастырское имя "Бематарисса" (Алтарница)).

Апокриф рассказывает о том, что перед своим Успением Богоматерь захотела проститься с апостолами, и они чудесным образом были перенесены в ее дом. Автор текста, приписываемого Иоанну Богослову и получившего в науке название: «Сказание об Успении Богородицы», красочно описывает кратковременное воскрешение уже умерших учеников Христа: «А те, которые уже умерли, - Андрей, брат Петра, и Филипп, Лука, и Симон Кананит, и Фаддей, - возбуждены были Духом Святым из гробов. Им сказал Святой Дух: вы не думайте, что теперь наступает воскресение, но для того вы восстали из гробов ваших, чтобы отправиться на приветствие в честь и прославление Матери Господа и Спасителя вашего Иисуса Христа, потому что приблизился день исхода, взятия ее на небеса».

Поскольку в этом тексте говорится об апостолах Петре и Павле как о живых, можно предположить, что Успение Богородицы произошло не позднее 68 года (самая поздняя дата распятия этих апостолов).

В тексте рассказывается о многочисленных чудесах, произошедших в момент Успения. Латинская версия содержит рассказ об апостоле Фоме, который на несколько дней опоздал на погребение Богородицы и затем не обнаружил ее тела в гробнице. Фома пытается обратить внимание учеников на это чудо, но ему долго не верят: «Тогда сказал ему блаженный Петр: в прежний если раз ты не хотел нам верить в том, что воскрес наш Учитель и Господь, то как же ты поверишь нам, что было здесь святое тело? Но Фома еще более утверждал, говоря: нет его здесь. Тогда, как бы разгневанные, они приступили ко гробу, который иссечен был новый в скале (т. е. к гробнице), и отвалили камень, но тела там не нашли и не знали, что сказать, побежденные речами Фомы. Потом блаженный Фома рассказал им, как он совершал песнопение в Индии; потом, неизвестно как перенесен был к горе Елеонской, увидел, что святейшее тело блаженной Марии возносится на небо, и просил ее дать ему благословение. Она услышала его молитву и сбросила ему свой пояс, которым была опоясана».

Вот собственно и все сведения о земной жизни Богородицы, которые можно найти в античных и средневековых источниках. С одной стороны, их очень мало, с другой - это не мешает нам ее почитать и любить.

Женское начало, образ женщины-матери, дарительницы жизни почитается во всех мировых религиях. Так, в Древней Греции таким образом стала , в Азии молились богине Кибеле, в Египте верховное женское начало олицетворяла . Христианская религия не стала исключением. В образе Пресвятой Девы Марии заключены и божественное чудо зарождения жизни, и земной путь обыкновенной женщины, судьба которой оказалась далеко не безоблачной.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.


Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста - трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.


Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей - столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Рождение Иисуса Христа

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.


Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь она оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет она от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения - в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.


Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы она не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.


Дева Мария с младенцем Иисусом

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет вифлеемской звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сын Девы Марии был наречен . Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии же он иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Евангельские события

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем была в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие Ироду о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.


Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано скупо. Известно, что Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино.


Очевидно, что Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко Иисусу и сопровождавшим его приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами , Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что Иисусу суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.


В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.


Вознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.


На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.


После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря - день непорочного зачатия Девы Марии - в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.


Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Память (в православной традиции)

  • 25 марта - Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 2 июля - Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • 15 августа - Успение Пресвятой Богородицы
  • 31 августа - Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии
  • 8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
  • 9 сентября - Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы
  • 1 октября - Покров Пресвятой Богородицы
  • 21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 9 декабря - Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • 26 декабря - Собор Пресвятой Богородицы