Жертва богу дух сокрушен. Как же описывает пророк Исаия отличие хороших сокрушённых духом людей от плохих сокрушённых духом

Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна

Иисус о заповедях блаженства и нищие духом. В Мф. 5: 1, Лк. 6: 20 Евангелие от Матфея, Луки. Новый завет. Библия

Толкование Евангелия, суть текста: К благополучию, святости пророка, умнее стартовать от нищеты, слез, кротости, жажды, бескорыстия, даже тратясь на милость, мир, страдая за правду. Бог наградит больше, чем радостных и богатых лжецов.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 5, стихи 1 - 12
Евангелие от Луки, текст: глава 6, стихи 20 - 26
Читать Евангелие, от Матфея святое благовествование - Мф.:

Мф. 5: 1

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

Мф. 5: 2

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Мф. 5: 3

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Мф. 5: 4

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Мф. 5: 5

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Мф. 5: 6

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Мф. 5: 7

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Мф. 5: 8

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Мф. 5: 9

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Мф. 5: 10

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Мф. 5: 11

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Мф. 5: 12

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.


Читать Евангелие, от Луки святое благовествование - Лк.:

Лк. 6: 20

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Лк. 6: 21

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Лк. 6: 22

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

Лк. 6: 23

Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Лк. 6: 24

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

Лк. 6: 25

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

Лк. 6: 26

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.


Толкование Евангелия в вопросах и ответах:

Что значит блаженны?

Блаженны - означает счастливы или удачливы.

Что значит нищие духом?

Скорее всего, нищие духом - это обычные нищие, т.е. неимущие или малоимущие люди. А, слово духом нужно относить не к самим нищим, а к словосочетанию Царствие Небесное или Царствие Божье, т.е. нищие ради Духа, ради Царствия Небесного, ради Царствия Божия, что является синонимами той духовной цели, ради которой праведные нищие не стремятся быть неправедными богатыми.

Но, но кроме такого, существуют целая палитра различных мнений и толкований про нищих духом. Например, одни считают, что нищие духом - это смиренные, другие, что это совестливые, т.е. люди с чистой совестью, третьи, что это стяжающие Дух Святой по крупицам всю жизнь как нищие подаяние, четвёртые, что это те, кто отказывается от славы и честолюбия.

И, такие благочестивые варианты муссируются до бесконечности в разной литературе на всякие лады, т.к. рассуждать о нищете духовной у многих вызывает эстетическое наслаждение.

Однако, в таких рассуждениях, сложно увидеть ответ на вопрос о том, почему Иисус прямо для всеобщей ясности так и не назвал: смиренные, совестливые, стяжатели Духа, а использовал не понятное словосочетание нищие духом , вызывающие столько вариантов понимания и разночтений. Кроме того, смиренные - это абсолютно то же самое, что сказать кроткие, а специально про кротких в той же Нагорной проповеди дана отдельная заповедь о том, что блаженны кроткие. Подробнее в данной статье.

Как тогда понимать стихи или .

Блаженны те нищие, которые таковыми являются по зову духовному, потому, что таким образом они достигают Царствия Небесного и приближаются к Богу.


Кто объясняет или переводит в Евангелии от Луки, в главе 6, стихе 20 блаженны нищие без добавления слова духом

Помимо традиционного перевода Синодального издания, стиха Лк. 6: 20 Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие , существуют и аналогичные варианты переводов, но без слова духом , т.е. речь идёт о нищих в экономическом смысле, т.е. о неимущих слоях населения, не имеющих высокого достатка.

Б.А. Тихомиров, К истории текста Нового Завета: блаженны нищие (Лк. 6: 20)

Тихомиров Б.А. писал, что свободное обращение с текстами на раннем этапе их существования, а также естественное возрастание ошибок по мере переписывания рукописей обусловило значительное число разночтений в рукописном новозаветном наследии. Их насчитывается более 150 тысяч! Конечно же, подавляющее большинство из них не влияют на изначальный смысл священного текста. Это разночтения, касающиеся употребляемых предлогов, падежных и глагольных форм, используемых артиклей... Тем не менее, есть и отличия, которые представляются существенными. Например, все древние рукописи первую заповедь блаженств в Евангелии от Луки передают как блаженны нищие без добавления духом (Лк. 6: 20).

Перевод епископа Кассиана: блаженные нищие (Лк. 6: 20)

В переводе еп. Кассиана (Безобразова): Лк. 6: 20 Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие .

Перевод священника Леонида Лутковского, Лк. 6:20: блаженные нищие

В переводе свящ. Леонида Лутковского: Лк. 6: 20 Блаженны нищие, ибо вам принадлежит Царство Божье .

Перевод В. Н. Кузнецовой: Как счастливы те, что бедны ради Господа! Царство Небес - для них

В примечании к переводу Евангелия от Матфея, изданному Российским Библейским обществом, В.Н. Кузнецова пишет, что как счастливы (евр. ашре) - это не пожелание чего-то еще не существующего. В глазах Бога счастливы не богачи, а бедняки - те, кто всецело полагается на Него.

Что бедны ради Господа - буквально: что бедны духом, или в Духе, или ради, по причине Духа . Понимание этих слов зависит от того, какой дух имеется в виду: дух человеческий или Дух Божий.

Если это человеческий дух, то речь идет о кротких, скромных, смиренных людях, сознающих свою греховность и беспомощность, свою незначительность и нужду в помощи Бога. Если это Дух Божий, то возможно значение: бедные, которых такими сделал Божий Дух или добровольно отказавшиеся от имущества ради Духа, ради Бога . Ведь Иисус обращается здесь прежде всего к Своим ученикам, которые ради Него все оставили и стали бедняками. Сравните, Лк 6: 20 Как счастливы бедные . Возможно, текст Луки первоначален, а Матфей добавляет слово Дух , чтобы подчеркнуть религиозное значение этих слов и указать не только на внешние условия жизни человека, но и на его внутренний настрой. Этим не исключается материальная бедность, но уточняется смысл слов и из экономической переводится в религиозную сферу.

Английский вариант The Holy Bible: King James Version, Евангелия от Луки 6: 20

В английском варианте The Holy Bible: King James Version. The Gospel according to St. Luke 6: 20, написано: Blessed be ye poor: for yours is the kingdom of God. , т.е. Блаженны, вы, нищие, ибо ваше есть Царствие Божие без слова духом .

А, Kingdom of God - это и Царство Бога, и Царство Христово, и Царство Небесное, и Царство Духа Христова, и Высшее Духовное Небесное Царство Христа, и Царство стяжавших Дух Христов и так до бесконечности в зависимости от пристрастий переводчика с английского на русский язык. А, нищие духом - это, соответственно, такие нищие, которых и Дух зовёт ко Царствию Христа, и Духа предпочитающие ради Царствия Небесного, и Духом влекомые ко Царю-Христу, и ради Христова Духа подвизавшиеся на пути к Царствию Небесному и т.п.

Если в Лк. 6: 20 отсутствует слово духом , то как объясняется его наличие в Евангелии от Матфея Мф. 5: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

У многих понимание значения нищих духом базируется на объяснении Иоанна Златоуста. А, сам Иоанн Златоуст при пояснениях ссылается на пророка Исаию. Значит, нужно вникнуть, что говорили свт. Иоанн Златоуст и пророк Исаия про нищих духом .

Объяснение Иоанна Златоуста про нищих духом

Иоанн Златоуст поясняет, что считает, что Иисус употребил словосочетание нищие духом для выразительности .

Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на святаго Матфея евангелиста говорит, что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66: 2) .

Действительно, стало выразительнее, но, одновременно, и появилось недоумение, кто такие нищие духом и нужно дополнительно пояснять, что это за категория лиц такая. Становится не совсем понятно, почему в угоду выразительности было пожертвовано смысловое содержание фразы, т.к. проще было бы их сразу назвать смиренными, для того, чтобы простым слушателям, окружавшим Иисуса, было ясно, о чём говорится.

Есть среди заповедей блаженств в Евангелии от Матфея Мф. 5: 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кроткие и смиренные - это люди близких качеств, настолько, что эти их качества можно считать полные синонимами. Тогда, нужно определиться, что же именно они всё-таки наследуют: Царствие Небесное или Землю. Потому, что это совершенно разные понятия, прямо противоположные.

Иисус в Евангелии стремился выражать свои мысли чётко, пояснять примерами и притчами, и, если видел непонимание среди учеников, то всегда старался уточнить и прояснить возникающие недоумения. А, про смирение Иисус конкретно говорил: Мф. 11: 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; . А, не сказал абстрактно, что ибо Я кроток и нищ духом , ведь, это было бы малопонятно, что значит - нищ духом.

Получается, читая Евангелия в любом переводе, нужно выбрать для себя один из двух вариантов перевода: либо нищие, либо нищие духом. Чтобы не пытаться совместить оба термина, попутно изобретая на ходу, что означат эти самые нищие духом, и, мол, у Матфея так, а у Луки похожими словами, но с другой мыслью и с другим намёком. Очевидно, что Иисус сказал вполне определённые слова в Нагорной проповеди всем окружающим, либо нищие, либо нищие духом, а не Матфею одно, а Луке другое. А, вот услышаны и поняты слова Иисуса, вполне, могли быть по-разному. И, разумно для себя будет - услышать тот вариант, который вам больше подходит для понимания. Тот, который вы сможете отстоять в дискуссии, который сможете пояснить другим при необходимости своими словами. Короче тот, который вам ближе и понятнее.

Свт. Иоанн Златоуст ссылается на пророка Исаию 66: 2, тогда, прочитаем, что говорил Исаия.

Книга пророка Исаии, глава 66 стих 2 и нищие духом

Про нищих духом в Книге пророка Исаии прямо не говорится, но свт. Иоанн Златоуст ссылается на похожие слова: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66: 2) . Чтобы понять, каковы отличительные черты смиренных и сокрушенных духом у пророка Исаии, что это за люди, какими качествами они обладают, необходимо прочитать достаточный фрагмент текст, включающего стих Ис. 66: 2, чтобы понять смысл слов Исаии из окружающего контекста. Возможно, люди, о которых говорит Исаия и есть те самые нищие духом о которых говорил Иисус в Евангелии от Матфея по мнению свт. Иоанна Златоуста.

Краткое содержание Книги пророка Исаии, 65: 2 - 66: 17 и сокрушённые духом

При внимательном прочтении Исаии 65: 2 - 66: 17 на стих 66: 2 которого ссылается Иоанн Златоуст, получается, что сокрушённые духом понимаются двояко. В одном случае, как завидующие, сожалеющие от того, что они оказались не с Богом в тот момент, когда пришёл их час расплаты. По сути - это противники Бога, потому, собственно, их дух и оказался сокрушён. А, в другом случае, как трепещущие перед Богом послушные рабы Бога, всегда пребывающие с Богом, на которых, как раз, и ссылается Златоуст. Эти две группы людей постоянно противопоставляются в тексте. Одни - как отрицательные персонажи, пример которых не достоин подражания, а другие - как положительные, т.е. как образец поведения и послушания для всех. И, эти две группы не нужно путать между собой, хотя в стихах прока Исаии они туго переплетены и названы одинаково сокрушёнными духом, но причины сокрушения у них разные.

Как же описывает пророк Исаия отличие хороших сокрушённых духом людей от плохих сокрушённых духом

Пророк Исаия считает, что хорошие люди отличаются тем, что они не едят свинину и мышей, не сидят в гробах и не ночуют в пещерах, не приносят жертвы в рощах, не жгут фимиам на черепках, не варят в горшках для божеств Гада и Мени. Похоже, что у Исаии речь идёт о том, что не следует заниматься идолопоклонством и суевериями тем, кто хочет угодить Богу. Нужно обратить внимание, что пророк Исаия в тексте не описывает то, что нужно делать хорошим сокрушённым духом людям, чтобы считаться угодными Богу, а, наоборот, перечисляет, что им делать не следует, поскольку это их приравняет к неугодным Богу людям.

Таким способом, избегая идолопоклонства и проявления суеверий, эти смиренные и сокрушенные духом люди проявляют на практике то, что они почитают Бога и трепещут от слова Божьего.

Краткое содержание Книги пророка Исаии, 65: 2 - 66: 17

Исаия 65: 2 - 66: 17 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сжигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево (трапеза для Гада и чаша для Мени - божеств) в сосудах у него; вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание…

Вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. (Здесь от сокрушения духа - это от зависти, от разочарования, а не от смирения, т.е. сокрушённые духом выступают в качестве отрицательных персонажей)…

А, вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (здесь на раба Бога, т.е. сокрушённые духом выступают в качестве положительных героев)… Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше . Но они будут постыжены… Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь.

Неужели слова Иисуса в Евангелии от Матфея о блаженстве нищих духом связаны со словами пророка Исаии о выгодах смиренных и сокрушенных духом рабов Божьих?

Если следуя примеру свт. Иоанна Златоуста посчитать, что нищие духом - это смиренные и сокрушенные духом рабы Божьи по описанию пророка Исаии, тогда выходит, что основная черта нищих духом будет отсутствие тяги к суеверным обрядам и идолопоклонству, отказ от употребления свиней и мышей.

А, если остановиться на понимании того, что и в Евангелии от Матфея, как и в Евангелии от Луки имеются ввиду просто нищие, а слово духом понимать как синоним упоминания Царствия Небесного, то в заповеди блаженства отпадает необходимость ссылаться на свт. Иоанна Златоуста и пророка Исаию, т.к. исчезает сам термин нищие духом , его не требуется толковать и пояснять. А, в заповеди остаются только нищие в смысле малоимущие, с малым доходом, стремящиеся к Царствию Небесному. Но, тогда заповедь Мф. 5: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное будет звучать, как масло масляное , т.к. духом, по сути, это уже и есть ради Царства Небесного. И, более корректным вариантом перевода заповеди будет такой, какой указан в Евангелии от Луки в приведённых выше переводах, где отсутствует слово духом .

Выберете для себя тот вариант, который вам ближе, ту точку зрения, которую вам будет легче отстоять в дискуссии по вопросу о том, кто такие нищие духом. Эта тема постоянно возникает и обсуждается в Интернете, что свидетельствует о том, что люди не удовлетворены имеющимися вариантами ответов, не запоминают их, и находятся в поиске более подходящего ответа, который вы сможете предложить для рассмотрения.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Плач есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно , которое Бог не уничижит , то есть не предаст во власть и поругание демонам, как предается им сердце гордое, исполненное самомнения, самонадеянности, тщеславия.

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.

Прп. Серафим Саровский

Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит .

В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словам Евангельским: Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы? Он же рече им: Враг человек сие сотвори (Мф. 13, 27 -28).

Поучения.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит

Сердце сокрушенно , говорится, Бог не уничижит . Почему? Потому что оно сокрушенно, [размягчено] и, значит, нечистота вся из него вытекла, как из разбитого, наполненного разною грязью сосуда. То и беда, если сердце наше, нечистое, скверное от природы, от своего нерадения и от своей испорченности остается таким: в таком случае прибывают постоянно в нем нечистоты к нечистотам, и горе тому человеку, который не сокрушает своего сердца самовхождением, самосозерцанием, саморазмышлением. Какой признак сокрушенного сердца? А какой знак того, что сосуд, наполненный жидкостию, разбился? Тот, когда течет из него, просачивается жидкость. Так и признак сокрушенного сердца тот, когда из глаз текут слезы. С этими слезами выходит нечистота сердечная. Вот почему слезы в деле нашего спасения ценятся очень дорого, как знак выздоровления души. Вот почему в молитвах своих к Богу Церковь просит чадам своим слез, скверну сердца очищающих.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит пророк, - смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи; ибо сказали: сердцем сокрушенным, и духом смиренным, да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных (Дан. 3, 39-40) . Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.

Евфимий Зигабен

Жертва Богу-дух сокрушен.

Душа, непринужденно сокрушающаяся по своему смирению и своей кротости,-вот благоугодная и благоприятная Богу жертва.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Часто Писание, как мы и заметили уже, сердцем называет душу, потому что сердце весьма тесно соединено с душею, а равно и душа преимущественно пребывает в сердце, почему, когда страдает какою либо болезнию сердце, душа тотчас вылетает или уходит из тела. Итак, сей то сокрушенной и смиренной души Бог не уничижает, то есть, не отвращается.

Слова великого Василия : Сокрушение сердца есть уничтожение человеческих помыслов; ибо кто презирает земное и предается слову Божию, покоряя величественный ум свой превосходящим человека и божественнейшим, тот может иметь сокрушенное сердце и принесть оную не уничиженную Господом жертву. А которым Бог благодетельствует, желая, чтоб они ходили в обновленной жизни своей, в тех сокрушает ветхого человека. Посему-то жертва Богу есть дух сокрушенный; ибо здесь сокрушается дух миpa, производивший грех, дабы дух правый обновился во внутренностях, и им надобно свое высокомудрое и надменное знанием сердце сокрушать, чтоб смирение их было жертвою Богу. Преподобного Марка : Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла; сокрушает сердце троякое воздержание, то есть, от сна, чрева и от телесного покоя, Феодорита : Божественный Давид, услышав Божественный глас: не пpииму из дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов,-жертва, говорит, Тебе наилучшая и благоприятная есть смирение духа; посему, весьма смирив мое сердце и как бы сокрушив его, я принесу Тебе наилучшую жертву. Cии слова произнесли и блаженные отроки в пещи: С сердцем, говорили, сокрушенным и духом смирения да будем приняты Тобою, как со всесожжениями овнов и тучных быков. Согласно с ним говорит и Исихий : Здесь дух означает, что жертва, благоприятная Богу, есть смиренномудрие: ибо блаженны нищие духом, потому что таковых есть царство небесное. Как же мы можем сокрушить дух смирением? Когда, делая добро, не будем возноситься, но непрестанно памятовать грехи. А в изъяснении: Помилуй мя, Боже, содержится и следующее, что хотя дух сокрушенный и сердце смиренное и отделены одно от другого, однакож в истинно кающемся они соединяются, как и в грешнике сходятся дух гордый и сердце жестокое; ибо кто согрешает по гордости своего духа, тот согрешает и по жестокости сердца своего. Заметь, что блаженный Августин называет слезы потом сердца и кровию души. Посему, кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души. Посему и один из святых, имея в виду сию жертву, сказал: Бог лучше принимает покаяние от того, кто со смирением и сокрушением кается, нежели безвиновность теплого и ослабевшего праведника.

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Пс. 50:19)

жертва Богу - дух сокрушенный - В древнем Израиле сокрушенного духом сравнивали с принесшим все жертвоприношения, вместе взятые (Сота 5б).

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.» (Пс. 33:19-21)

«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.» (Пс. 50:10)

«Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их;» (Пс. 146:3)

врачует скорби - досл.: перевязывает раны

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.» (Ис. 57:15)

«Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» (Ис. 66:1-2)

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.» (Лук. 4:18-19)

Исповедаться в грехах - это один из моментов тшувы (покаяния). Цель тшувы - сделать поворот (шув) к Богу. Это возможно при сокрушенном сердце, при страхе и трепете перед величием Творца. "Долго я не знал, почему надо сокрушаться, раз Господь простил грехи. А потом понял, что кто не имеет сокрушения, не может устоять в смирении, ибо злые духи горды, они и нам внушают гордость, а Господь учит кротости, смирению и любви, чрез это душа обретает покой." (Силуан Афонский)

"Бог допускает такие обстоятельства в жизни человека, когда человек плавится. Полностью сокрушается человеческая самодостаточность, самоуверенность, и только тогда Бог что-то делает через нас. Иеремии пришлось через многое пройти. И, поймите меня правильно, когда Бог проводит праведника через такие обстоятельства, то праведник всегда поднимется, и это сокрушение всегда приносит большой духовный плод.

И Самому Иисусу пришлось тоже много пострадать, Сын Божий чрезвычайно был сокрушен перед Своим Отцом. «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия…» (Ис. 53:2). Иногда христиане думают, что имидж духовного служителя, такой крепкой личности, даст команду Духу Святому, и все совершится, но на самом деле в этом нет ничего общего с Божьими путями. Люди, которые были глубоко в Божьем уделе, знают, что Бог действует совершенно по-другому. Один из важных элементов сокрушения - нет, это не депрессия, не самооплакиваение, не жалость, это нечто другое - это опустошение." (Валерий Решетинский. Сокрушенный дух)

Сокрушенное и смиренное сердце - это кающееся сердце, признающее свои грехи и стремящееся к Творцу! Йешуа (Иисус) дал нам живой пример!

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Йешуа (Иисуса) преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Йешуа Мессия (Иисус Христос) в славу Бога Отца.» (Фил. 2:6-11)

ПОДУМАЕМ, УРАЗУМЕЕМ СЕРДЦЕМ, К КОМУ МЫ ПРИСТУПИЛИ - К ГОРЕ СИОНУ И КО ГРАДУ БОГА ЖИВОГО, К НЕБЕСНОМУ ИЕРУСАЛИМУ И К ТЬМАМ АНГЕЛОВ, К ТОРЖЕСТВУЮЩЕМУ СОБОРУ И ЦЕРКВИ ПЕРВЕНЦЕВ, НАПИСАННЫХ НА НЕБЕСАХ, К СУДЬЕ ВСЕХ БОГУ, И К ДУХАМ ПРАВЕДНИКОВ, ДОСТИГШИХ СОВЕРШЕНСТВА, И К ХОДАТАЮ НОВОГО ЗАВЕТА ЙЕШУА, И К КРОВИ КРОПЛЕНИЯ? КАЖДЫЙ ДЕНЬ НУЖНО СОКРУШАТЬСЯ И СМИРЯТЬСЯ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ГРЕХИ, РАСКАИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМИ! НИЧТО НЕЧИСТОЕ ТУДА НЕ ВОЙДЕТ!

«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.» (Откр. 21:27)

«Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: "я в страхе и трепете". Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Йешуа, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.» (Евр. 12:18-24)

23 к церкви первенцев -

"В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, Однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ. 3,11-13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются "первородными", посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1,6.14; 2,11.12). См. статью "Церковь".

достигшим совершенства - Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2 Кор. 5,8; Откр. 14,13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11,2.4.5.39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе." (Новая Женевская Учебная Библия)

«Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.» (Евр. 12:25-27)

«Ибо так говорит Господь Цеваот (Саваоф): еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Цеваот.» (Агг. 2:6-7)

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.» (Мф. 24:29-31)

Одной из самых интересных личностей в Ветхом Завете для меня является Иаков. Это был обманщик, заговорщик, манипулятор, лукавый и потворствующий лукавству человек — прямо таки невероятный характер.

Однако, Бог сильно любил этого человека! Его жизнь воистину была насыщена дивными уроками, которые мы извлекаем в пример тому, как Бог обращается с людскими характерами.

Мне бы хотелось вступить в историю Иакова с того момента, когда он бежал от своего старшего брата Исава. Иакову уже дважды удалось перехитрить Исава — и теперь его брат был в страшной ярости!

Сначала Иаков обманом лишил Исава права первородства. Когда Исав вернулся с поля сильно проголодавшимся, Иаков, воспользовавшись удобным случаем, накормил его чечевичным кушаньем взамен на первородство.

В культуре их народа право первородства принадлежало первенцу мужского пола, которому предстояло быть главой семейства. Это также означало «двойное благословение» — т.е., завладение двойной долей отцовского имения.

Но более всего, иметь право первородства значило стать прародителем патриархального семени, через которое родится Христос: «…и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные» (Быт. 28:14).

Очевидно, именно это первородство имело весьма важное духовное значение. В свете этого значения раскрывается весь ужас того, что сделал Исав, когда за котелок чечевичной похлебки он так беспечно продал право своего первородства!

Дальше, Иаков путём обмана получает патриархальное благословение Исаака — благословение, которое по праву предназначалось Исаву. К этому времени Исаак состарился, его зрение притупилось, и он из-за слабости лежал в постели. И здесь Иаков снова обманывает — притворяется, что он Исав, чтобы получить благословение.

Когда Исав узнал, что Иаков забрал его благословение, то тотчас же решительно вознамерился убить своего брата. Он сказал: «…он запнул меня уже два раза: он взял первородство моё, и вот, теперь взял благословение моё… и сказал Исав в сердце своём… я убью Иакова, брата моего» (Быт. 27:36, 41).

Когда Ревекка узнала о такой злонамеренности Исава, она убедила Исаака отослать Иакова в Месопотамию, где жил её брат Лаван. Она рассудила, что Иаков выберет там себе жену и будет жить в мирной обстановке, пока утихомирится гнев Исава.

Итак, Иаков отправился в путь — и уже находясь в пути, он получил от Бога необыкновенное видение. Он увидел лестницу, верх которой достигал неба, и Ангелы восходили и нисходили от трона Божьего, исполняя Его службу: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12).

Это видение не было дано просто так, для назидания Иакова. Также оно не было специальным эффектом, которым Господь хотел произвести впечатление на Иакова. Нет — Господь в буквальном смысле отодвинул завесу и показал Иакову, какие непрерывно происходят действия в духовном мире! У престола Божьего Ангелам раздавались поручения — и они шли на выполнение заданий на земле: направлять и вести Божий народ, служить ему, ополчаться вокруг него, предостерегать от опасности, охранять, защищать и заботиться о его нуждах.

Возлюбленные, эта лестница находится всё там же, на том же месте! И те же самые Ангелы, которых видел Иаков, не состарились ни на один час. Они так же трудятся и служат для Божьих детей.

Иаков увидел, что во главе этих действий был Господь: «И вот Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (Быт. 28:13).

Посредством такого обетования Господь ввёл Иакова в благословение завета, который Он заключил с дедом его, Авраамом и отцом его, Исааком. Господь говорил: «Я принял тебя в число патриархов. Ты теперь первенец, и у тебя первородство. Поэтому Я изолью на тебя благословения завета твоих отцов!»

Бог клялся Иакову, говоря: «Я не оставлю тебя, Иаков -Я буду сопровождать тебя на каждом шагу. Во всех делах твоих Я поддержу тебя. Проведу тебя и совершу в тебе вечное назначение для твоей жизни. Я исполню через тебя всё, что сказал!»

До момента встречи Иакова с Богом, я не нахожу в этом человеке ни веры, ни доброты, ни милосердия. Каким образом он мог стать патриархом для исполнения вечных Божьих целей? Когда Библия говорит: «…Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:13), мне хочется спросить: «Господи, что Ты увидел в этом человеке? Я знаю, что Ты праведен и свят и не одобряешь дел, какие творил Иаков. Но почему ты не подправил его? Почему Ты благословил его, после всего, что он украл и завладел обманным путём?»

БОГ УВИДЕЛ В СЕРДЦЕ ИАКОВА НЕЧТО, ВЫЗВАВШЕЕ В НЁМ ВЕЛИКУЮ ЛЮБОВЬ И ЖЕЛАНИЕ БЛАГОСЛОВИТЬ ИАКОВА!

Библия показывает, что Бог предвидел судьбу Иакова — что ещё от утробы матери младшему брату суждено было обладать правом первородства. Первым при рождении вышел Исав, а за ним, держась рукою за пяту Исава, вышел Иаков, как бы заявляя: «Нет -первородство принадлежит мне!»

И Бог почтил это. Когда ещё Ревекка только почувствовала, что сыновья в утробе её стали биться, Бог объяснил ей, что это значит: «Ты имеешь во чреве два племени — и старший будет служить младшему!» Само имя Иаков значит, «вытесняющий кого-то» или «занимающий чьё-то место» -что значит, «тот, кто скрытно подставляет другому ногу; занимается интригами, чтобы ниспровергнуть кого-то и занять его должность».

Конечно, Богу было известно об этом перед тем, как Он благословил Иакова. Он видел, что поступками этого человека руководила плоть. Ведь Иаков уже достиг того возраста, когда ему следовало быть благоразумнее. На этом периоде жизни ему было не меньше сорока лет (некоторые учёные думают, что ему было за семьдесят). К этому времени некоторые черты его характера должны были измениться.

Так почему же тогда Господь заключил завет с этим человеком? Почему Он был так благосклонен к Иакову? Писание всегда должно дать ответ. В книге пророка Исаии мы читаем: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смирёнными духом, чтоб оживлять дух смирённых и оживлять сердца сокрушённых» (Иса. 57:15).

Эти слова в точности описывают состояние, в котором находился Иаков, — провинившийся, в упадке духа человек, который бежит от возмездия — и такого человека оживляет и благословляет Бог. Исаия дальше добавляет: «…а вот, на кого Я призрю: на смирённого и сокрушённого духом и на трепещущего пред Словом Моим» (Исаия 66:2).

Мы знаем, что люди судят по внешнему виду, но Бог всегда смотрит на сердце. Нам видны всего лишь его лукавство и желание любыми средствами заполучить благословение другого. Но Бог смотрит дальше плоти и видит в его сердце нечто — сокрушённый и смирённый дух. Бог знал, что сердце Иакова было готово перемениться.

И это как раз то, что Бог ищет в нас! Он ищет смирённое и сокрушённое сердце, над которым Он мог бы работать. Он не в состоянии работать над такими сердцами, как у Исава, который принимал дар Божий как что-то ему положенное и проливал ложные слезы покаяния. Сердце Исава было твёрдым и неприступным. Многие христиане сегодня поступают подобно Исаву — плывут по жизни без какой-либо духовной цели, желая наслаждаться только земными удовольствиями.

Иаков, между тем, почитал Божье слово. Как мне об этом известно? Только задумайтесь: Иаков, должно быть, слышал от своего отца много раз пересказываемую историю о том, как Бог заключил завет с дедом Иакова, Авраамом. Он слышал о том, как в детском возрасте Исаак был положен на жертвенник для всесожжения — но когда Авраам поднял над ним руку с ножом, Бог остановил его и указал ему на овна в кустах, готового для жертвоприношения. Наконец, Иаков слышал о святом семени, которое произойдёт из патриархального рода.

Ко всему этому, мать Иакова, по-видимому, не раз напоминала ему о данном ей Богом откровении — что Иакову надлежит быть продолжителем рода этого святого семени. Иакова приводило в восторг именно то, что в один день он может стать главой рода, — и тем самим закрепить своё звено родословной, по которой придёт Мессия.

Иакову также хорошо было известно о том, что первородство заключает в себе большое духовное значение. Но, смотря на своего старшего брата, он ничего, кроме притяжения к земным удовольствиям, в нём не находил. Исав был совершенно светский человек, бесчувственный к этой истине. Кроме того, он взял себе две хананейские жены. Иаков просто не мог позволить, чтобы первородство попало в такие нечестивые руки, где оно бы обесценилось и ни во что бы ни ставилось. Поэтому он решил завладеть правом Исава на первородство. Он провозгласил: «Я хочу иметь первородство!»

Нет никаких доказательств тому, что Иаков добивался этого привилегированного положения по каким-то своим, эгоистическим побуждениям. Ведь, даже если так подумать, то он, скрываясь в чужой земле, на протяжение последующих двадцати лет главой в своём роду всё равно не станет. К тому же, он никогда не пытался собрать войско, возвратиться обратно и завладеть своим двойным наследственным наделом. Нет, для меня становится ясным то, что глубоко в сердце Иаков испытывал жажду и стремление к святому Богу. И Господь видел, что действиями Иакова руководила высшая, духовная цель. Я не нахожу никакого другого объяснения тому, что Господь так терпеливо отнёсся к намерению Иакова путём обмана завладеть правом первородства.

Сегодня Бог также даёт нам чудесные новозаветние обетования. Они не отличаются от тех, которые Он дал Иакову, — всегда быть с нами, хранить нас от падения, дать нам абсолютно все небесные благословения, исполнить в нас свою предвечную цель.

Тем не менее, Бог не заключает завет со всяким, заявляющим, что он верующий. Его обещание хранить и спасать не распространяется на тех, кто, как Исав, имеет мало почтения к святыне Божьей. Бог любит и благословляет людей таких, как Иаков, сознающих свою непоследовательность и слабости. Такой человек желает измениться и преобразиться под сильной рукой Божьей. Что-то внутри такого человека сокрушается.

Слово «сокрушённый» значит «разбитый чувством вины; желающий искреннего покаяния, ненавидящий грех и жаждущий перемены». Даже в толковом словаре Вебстера для слова «сокрушённый» подано такое определение: «опечаленный своим грехом и кающийся в своём недостатке». Сокрушение — это отвращение ко греху и желание изменить свою жизнь.

С ЧУВСТВОМ БЕЗМЕРНОЙ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ К НЕМУ, ИАКОВ ОТПРАВИЛСЯ В МЕСОПОТАМИЮ, ЧТОБЫ ТАМ НАЙТИ СЕБЕ ЖЕНУ!

С момента вступления Иакова на новую землю, сразу становится видно, что на каждом шагу с ним, как было обещано, был Бог — потому что его первая остановка была божественным предопределением. Он встретил пастухов, сказавших ему, что они знают его дядю Лавана — и указали ему на красивую девушку, которая пришла с овцами, чтобы напоить их. «Это дочь Лавана, Рахиль», -сказали они. Когда Иаков увидел Рахиль, то подумал: «Господи, воистину Ты со мною. Ты дал мне встречу с самой красивой девушкой, которая станет моей женой!»

Иаков быстро приступил к действию. Устье колодезя, из которого овцы пили воду, было привалено камнем. Иаков отвалил камень и, ещё Рахиль не успела подойти к колодцу, как он уже напоил её овец. Когда же подошла Рахиль, то Иаков сказал ей: «Я сын Ревекки», — и поцеловал её! Это была любовь с первого взгляда.

Я могу только представить, какие восторженные чувства переживал Иаков в этот момент. Он, наверное, не мог дождаться той минуты, когда вступит в дом своего дяди Лавана. Когда произошла долгожданная встреча с его дядей, он был принят в дом Лавана и стал служить пастухом. Но Лаван сказал ему: «Хоть ты мне и племянник, но даром служить ты мне не будешь. Как ты хочешь, чтобы я заплатил тебе?»

Иаков указал на Рахиль и поспешно сказал: «Хочу, чтобы она была моей женой. Я буду служить тебе за неё семь лет». Так и было, что Иаков отработал за Рахиль 2555 дней. При своём пастушеском занятии он терпел стужу ночи и жару дня. Но Писание говорит, что он так сильно любил Рахиль, что эти семь лет показались ему как несколько дней.

Наконец, настал день брачного пира. Когда же закончилась торжественная церемония и празднование дня подошло к концу, Иаков удалился в свой шатёр, где стал с волнением ожидать свою невесту Рахиль. Но у Лавана были другие планы! Он задумал, чтобы старшая дочь Лия — которая, очевидно, ничем особым не отличалась и была непривлекательной по виду -одела брачное покрывало невесты и вместо своей сестры вошла в шатёр Иакова.

Когда же Лия вошла к Иакову, то она, должно быть, говорила с ним шёпотом из-за страха, что её голос выдаст её. Иаков, наверное, счёл это стыдливостью невесты. В потёмках, Иаков понятия не имел, что рядом была Лия -та, что «слаба глазами». Какой же была эта ночь! Сколько нежных и ласковых слов говорил Иаков Лие, думая, что она Рахиль. Он, наверное, целую ночь напролёт делился с нею своими мечтами: «Я хочу иметь десять детей — нет, двенадцать!» Его новая жена лишь кивком головы и шёпотом губ выражала своё одобрение.

Но, проснувшись утром, Иаков увидел лежащую рядом с ним Лию и вскричал: «Ты не Рахиль!» Разгневанный, он бежал к Лавану и кричал: «Ты обманул меня!» (странное обвинение из уст обманщика, не правда ли?).

Лаван предложил Иакову заключить новый договор. Он сказал: «У нас так не принято, чтобы младшую дочь выдать замуж прежде старшей. Вот что я хочу тебе предложить — окончи медовую неделю с Лией, а затем мы тебе дадим и Рахиль. Но за это ты должен прослужить у меня ещё семь лет».

«Иаков вошёл и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него ещё семь лет других» (Быт. 29:30). Писание также говорит, что Иаков не то что любил Рахиль больше Лии — он совсем не любил Лию: «Господь узрел, что Лия была не любима и отверз утробу её, а Рахиль была неплодна» (ст. 31).

Теперь между отношениями сёстёр возникли зависть и презрение. Они постоянно пререкались. Можно только представить, каково было Иакову от этого. Помимо этого, он обязался отслужить дополнительных семь лет тяжёлого труда, плату за который Лаван переменит ещё десять раз. Он был не в состоянии самому обеспечивать свою семью или осуществлять свои личные планы.

Однажды ночью, находясь у стад на поле, Иаков стал изливать пред Богом душу: «Господи, как я оказался в таком положении? Ты давал мне такие великие обетования. Ты говорил, что будешь управлять мною, вести меня, что через меня исполнишь Твой план. Как же так, что Ты не предотвратил обмана, совершённого надо мною? Может ли это быть твоим руководством? Теперь всё моё будущее стоит под вопросом. Я не могу даже и помышлять составлять свои планы на жизнь, потому что я связан обещанием служить этому человеку ещё долгих семь лет. Он потихоньку отбирает у своих дочерей всё их наследство. Скоро совершенно ничего не останется. У меня нет никакого будущего. Что же это за исполнение завета?»

Вы, возможно, рассудите иначе: «Может, Иаков не вопрошал Бога, кого ему взять в жёны. Может, руководствуясь ложными чувствами, он избрал Рахиль по влечению плоти. Может, ему предназначена была только Лия». Но всё это к делу не относится. Бог мог вмешаться во всё это брачное предприятие Иакова, однако Он не стал этого делать.

В самом деле, бывает, что мы имеем и смирение, и сокрушение, но вместе с тем и семейные проблемы. Может, вам знакома ситуация когда, Вы и ваша супруга переносите тяжёлые испытания. И вы много молитесь: «Господи, для меня это просто непонятно! Сердце моё право перед Тобою и я хожу в завете с Тобою, я ищу лица Твоего постоянно. Так для чего же Ты допускаешь это ужасное испытание?»

Подобно Иакову, многие из нас думают, что молитвенники и кроткие духом христиане не должны переносить тяжёлых страданий. Мы не должны встречаться с ужасными ситуациями, когда приходят трудные времена и всё наше будущее становится под угрозой. Но, в реальности, мы видим, что можно быть смирёнными, кающимися, пребывающими в молитве, отдавшими себя в подчинение Божьей воле, послушными во всём, ходить в завете с Ним, и в то же самое время иметь великие скорби и подвергаться опасности!

Нигде в Библии вы не найдёте того, что Бог обещал оберегать нас от семейных или супружеских проблем. Нигде для нас не обещана ровная, гладкая дорога в жизни. Нигде не сказано, что мы беспрепятственно сможем устроить свою служебную карьеру. Нигде не указано на то, что беды и страдания минуют нас стороной. Наоборот, написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33:20). Этот стих не говорит о том, что Бог не допустит к нам скорбей, но что Он избавит нас от них.

Павел говорит о познанной им высоте и глубине Божьей любви к нему. Однако, Господь не сохранил корабль, на котором плыл Павел, от кораблекрушения. Он даже допускал, чтобы в апостола бросали камни, избивали его и бесчестили. Павел говорит, что он был подвержен скорбям на суше и на море, как от рук чужеземных грабителей, так и от рук своих соотечественников.

Временами мы, может быть плачем, взывая: «Где Ты, Господи? Почему Ты не выведешь меня из этого положения?» Всё же, даже если Господь позволяет скорбям испытывать наши души, то так или иначе, Он нас от всех их освобождает, как было в случае с Иаковом, Иосифом и ап. Павлом.

Я верю, что лишь некоторым христианам приходилось переживать такие трагические семейные обстоятельства, какие переживал Иаков. Например, он не знал, что его возлюбленная Рахиль была тайной идолопоклонницей — в результате чего Бог заключил её чрево от деторождения. Долгие годы Рахиль не имела детей, потому что она украла идолов отца своего: «Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло, и села на них. И обыскал Лаван весь шатёр; но не нашёл» (Быт. 31:34).

Иаков об этом даже и не подозревал. Но когда Лаван обнаружил свою пропажу, то догнал Иакова и потребовал вернуть ему идолов. Иаков же сильно возмутился от такого обвинения. Откуда ему было знать, что его красавица жена была так привязана к тем идолам, что прятала их под собою, сидя на верблюжьем седле!

Какое только семейное неустройство! Лия, состояла в брачном союзе без взаимной любви, без никакого будущего. Она рождала сына за сыном, думая: «Вот теперь мой муж будет любить меня». Но не было никаких изменений.

Рахиль же, постоянно донимая Иакова просьбами дать ей детей, однако продолжала быть бездетной, так как Богу ненавистно было её идолопоклонничество.

Но, всё это время Иаков в послушании совершал своё хождение перед Богом. Когда же он наконец отслужил свой второй семилетний срок, Бог ему сказал: «Возвращайся в Вефиль — место, где ты впервые встретился со Мною. Построй там жертвенник и, как обещал, принеси жертву твою».

Иаков повиновался. Он собрал всё семейство и свои стада и отправился в путь к Вефилю, по направлению к отчему дому.

ИАКОВ ШЁЛ НАВСТРЕЧУ САМОМУ ВЕЛИКОМУ ИСПЫТАНИЮ В ЕГО ЖИЗНИ — ХОТЯ ОН ШЁЛ ПО ТРОПЕ ПОСЛУШАНИЯ!

Иаков ясно услышал слово от Господа и поступал в полном повиновении этому слову. Он знал, что он пребывает в завете с Богом — что Бог сохранит его и исполнит всё, что сказал ему. Однако, в это время перед ним предстояло такого рода испытание, которое едва не стало для него пагубным!

Он возвращался обратно к своему брату Исаву и к своему отцу Исааку, которых он обманул и с которыми ему теперь предстояло встретиться. Ещё когда он находился в пути, к нему пришли вестники и предупредили его: «Исав идёт навстречу тебе и с ним четыреста человек войска. Он, вероятно, не с добром идёт!»

Писание говорит, что: «Иаков очень испугался…» (Быт. 32:7). Я могу представить Иакова охваченного паникой. Он быстро разделил своё семейство на два стана, думая: «Если Исав перебьёт одних, то хоть другим удастся убежать». Но, даже в такой критический период его жизни, доказательством его сокрушённого сердца служат нижеследующие места Писания: «И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: «возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!» Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему; ибо я с посохом моим перешёл этот Иордан; а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава; ибо я боюсь его, чтобы он, пришедши, не убил меня и матери с детьми. Ты сказал: Я буду благотворить тебе, и сделаю потомство твоё, как песок морской, которого не исчислить от множества» (Быт. 32:9-12).

Иаков уповал только на завет с Богом и Его обетования. Он, в сущности, говорил: «Господь, Ты обещал! Я знаю, что я недостоин. Я знаю, что моё имя значит «вытесняющий другого». Но теперь, когда я стал Тебе послушным, то очутился на краю отчаяния.

Ты сказал, что будешь сопровождать меня. В данный момент мне грозит потеря семьи и всего, что я имею. Я не говорю, что я заслужил Твоей защиты. Но я знаю, что я люблю Тебя и что повинуюсь Тебе. Итак, Господи, где же исполнение обетований завета?»

Дальше мы видим Иакова в сильном борении. Целую ночь он боролся с Ангелом (это был Сам Господь). Библия говорит, что Ангел не «одолел» его. Но эта ночь борьбы изменила Иакова: «И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28).

Некоторые христиане подумают: «Предельные томления и скорби Иакова были по причине того, что у него не доставало веры. Теперь же, когда он получил превозмогающую веру и силу, для него не обязательны были новые испытания с новыми волнениями и скорбями. Он мог просто запретить дьяволу и продолжать свой путь с радостью!»

Но нет! Иисус говорит, что Его Отец посылает дождь «на праведных и неправедных» (Матф. 5:45). И до тех пор, пока мы на пути к вечной славе, мы будем встречать скорби и страдания. Скрыться некуда -нет такого места на земле, где сокрушённое сердце было бы свободно от печалей и тревог!

Бог уберёг Иакова от гнева его брата Исава. Но затем, вместо того, чтобы идти в Вефиль, как ему было повелено, он на полпути остановился. Хотя он пребывал в завете с Богом и в силе Его, тем не менее, он поселился близ города Сихем, что в земле Ханаанской.

В один день дочь Иакова Дина пошла в город и была изнасилована молодым сыном князя Еммора Сихемом. После Сихем сознался перед Иаковом и сказал, что хочет жениться на Дине. Но братья Дины разгневались на Сихема за бесчестие их сестры — и сделали заговор.

Для них запрещалось заключать брачные союзы с жителями чужих земель. Но сыновья Иакова сказали, что они дадут согласие мужчинам этой земли брать в жёны их сестёр, только при условии, что у них будет обрезан весь мужской пол. Те согласились и произвели обрезание, но, когда они лежали больными, сыны Иакова напали на город с мечами и умертвили всех мужчин, а их детей, и жён, и всё их богатство взяли в добычу.

Когда Иаков узнал о том, что сделали его сыновья с жителями города Сихема, то его печали не было предела. Этот муж молитвы посмотрел на своих сыновей, совершивших столь коварные убийства, и сказал: «Вы опозорили меня перед всем миром. Как вы могли это сделать?»

Возлюбленные, такая скорбь и печаль для Иакова настала после того, как он превозмог в молитве! Но ещё не настал конец его страданий. В своём пожилом возрасте Иаков имел сына Иосифа, который стал утешением его жизни. Иаков сильно любил его, многому его учил и дарил ему разноцветную одежду. Но настал день, когда красивую одежду Иосифа принесли к Иакову всю изорванную и в крови. Ему передали, что хищный зверь растерзал Иосифа.

Горькими слезами плакал Иаков о своём сыне. Это было самой острой болью, самым безутешным горем его жизни, а вместе с тем и самым великим испытанием его веры. Даже превозмогающая сила его молитвы не могла вернуть ему сына.

Позже, вдобавок ко всему пережитому, на их землю пришёл голод -весьма трудная пора в жизни Иакова. Он видел, как засыхала почва и не давала плода и опять его молитва не могла дать дождя. Членам его семейства угрожала голодная, неминуемая смерть.

Дальше события развивались ещё хуже. Когда Иаков послал своих сыновей в Египет за хлебом, то они, возвратившись, сказали ему, что его сын Симеон остался в Египте заложником до тех пор, пока не приведён будет младший сын Иакова — Вениамин. Это уже было просто слишком много для старого человека. Он едва выдержал крайнее напряжение сложившейся в ту пору обстановки.

На этом периоде истории Иакова хочется спросить: есть ли вообще какой-то предел испытаниям и когда они прекращаются? Так ли бывает, что испытания и скорби постигают того, кто ходит в завете с Богом — у кого смирённое и сокрушённое сердце? Исполняет ли Бог свои заветные обетования? Стоит ли верно служить Ему?

ТЕПЕРЬ ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ ПОКАЗАТЬ ВАМ ДРУГУЮ КАРТИНУ ИЗ ЖИЗНИ ИАКОВА!

В глубокой старости — ему было 130 лет — Иаков пребывает в Египет, где его встречает и со слезами радости обнимает сын Иосиф, которого Иаков считал умершим и не надеялся увидеть в живых. Вышло так, что Иосиф, по врученной ему фараоном власти, стал управляющим всей земли Египетской. По чину он был вторым после фараона. Иосиф взял Иакова в свою колесницу, и везде, где они проезжали — по улицам, во дворец фараона — люди преклонялись перед Иосифом с почтением и страхом.

Когда фараон спросил Иакова о летах его жизни, то Иаков отвечал: «…дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей…» (Быт. 47:9). На еврейском языке они звучат так: «Малы и скорбны дни жизни моей». Проще говоря: «Я знал много страданий и горя».

Стоило ли так страдать? Да -безусловно! Иаков и его семейство были спасены от голода. Все семьдесят членов его большой семьи находились вне опасности и поселились на плодородных участках земли египетской. У них теперь было обилие пищи. И сын Иакова был на престоле власти!

Теперь Иаков — муж с сокрушённым сердцем — способен был оглянуться на пройденный им путь и сказать: «Когда мне угрожал мой брат Исав, тогда мне казалось, что жизни моей пришёл конец. Но Бог сохранил меня! Он всегда был со мной. Когда Лаван пытался разорить меня — Бог благословил меня. Он освободил мою жену Рахиль и всю мою семью от идолослужения.

Я восторжествовал над всеми моими врагами. Никто из них никогда больше мне не угрожал. И сам я дожил до того дня, когда увидел моё семя размножившимся и процветающим — начало великой нации. Я дожил до того момента, что могу ходить посреди своих правнуков — даже праправнуков. И мои сыновья станут патриархами Израиля, лидерами своих колен.

Ни одно слово из тех, что сказал мне Господь вначале, не осталось неисполненным. Мой Господь всегда сдерживал каждое Его слово по отношению ко мне!»

И возлюбленные, Он исполнит все Свои слова по отношению и к нам!


New Life Ministries International, Seattle, Washington, USA
Copyright © 2001-2009 — Russian Edition

На протяжении всей жизни на долю человека выпадают сокрушающие его переживания. Эти переживания вызываются неожиданными и внезапными неприятностями, и они сокрушают нас изнутри. Аналогично тому, когда, например, мы ударяемся рукой, то ушибленное место становится очень чувствительным к любому прикосновению. Так же и люди с сокрушённым, надломленным духом становятся нетерпеливыми, недружелюбными и замкнутыми в себе.


Иисус сказал, что Он пришёл исцелить сокрушённых и раздавленных этой жизнью людей. Пророк Исайя говорит об Иисусе следующее:

Ис. 42:3

«Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;».

Таким образом, на основании этого стиха можно сказать, что есть люди, которые не способны подняться сами и идти дальше, после надломивших их переживаний. Их огонь погас. Они тлеющий фитиль – «надломленный тростник. Они ощущают собственную бесполезность, и это наталкивает их на мысль, что они не нужны Господу. И так, сокрушение бывает двух видов. Есть позитивное духовное сокрушение, как например это написано в Писании:

Пс. 50:19

«Жертва Богу дух сокрушённый; сердца сокрушённаго и смирённаго Ты не презришь, Боже».

Этот стих говорит о сердце, сокрушённом перед Богом, т.е., это человек с мягким сердцем, подчинённый воле Божьей. Для таких людей Божьи цели важнее их собственных. Они понимают, что раскаянное и сокрушённое сердце быстрее приближает человека к Богу. Однако, существует и другой вид сокрушения, который причиняет вред душе. Вот о нём я и хочу говорить. Это надлом духа мотивов человека. Люди с надломленным духом не видят причин для того, чтобы утром встать с постели. Они страдают от необъяснимой усталости и лёгкой депрессии. Они часто болеют, они подмечают ошибки других, видят в жизни только негативное. У них есть тысячи оправданий своего бездействия. Таким людям жизнь кажется безнадёжной. Вот что Библия говорит о подобном состоянии:

Пр. 15:13

«Весёлое сердце делает лицо весёлым, а при сердечной скорби дух унывает»

Пр. 17:22

«Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».

Пр. 18:14

«Дух человека переносит его немощи; а поражённый дух – кто может подкрепить его?».

Библия говорит о том, что когда дух человека здоров и силён, тогда он способен справиться с болезнью и двигаться дальше. Но когда человек болен духом, то даже незначительное физическое расстройство или болезнь - способны раздавить его.

Пр. 25:28

«Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим».

Потеряв контроль над своим духом, человек становится уязвимым перед атаками дьявола. Повреждённый дух становится нетерпеливым и озлобленным. О таком человеке мы говорим: «он не в духе». Каковы же причины, по которым происходит надлом человека:

1. Утрата доверия.

При утрате доверия дух надламывается. Мы доверяем кому-то свои тайны, однако узнаём, что их рассказали другим, перестаём доверять. Доверие, это так же и ожидание помощи в трудное время. А если кто-то подводит нас, не оказывает поддержки в нужное время или даже выступает против нас, доверие оказывается подорванным.

Распространённая форма подрыва доверия в сегодняшнем мире – это супружеская неверность. Взаимная клятва в верности зиждится на взаимном доверии друг другу. И когда доверие подорвано неверностью, духу наносятся серьёзные повреждёния. Шок от предательства настолько силён, что ломает человека изнутри. Люди с надломленным духом чаще всего заняты только сами собой, ухаживая за полученными ранами и опасаясь нового предательства. Пока человек находится в таком состоянии, его личный мир имеет для него гораздо дольше значение, чем всё остальное, окружающее его.

2. Неудача.

Другая причина, по которой человек переживает сокрушениё духа – неудача. Потерпев неоднократную неудачу в своей жизни, человек так же ломается. Пройдя через подобные переживания, он перестаёт верить в себя, в других или в Бога.

3. Ответственность больше, чем человек способен нести.

Это происходит, когда людей ставят на позицию, требующую от них больше, чем позволяют их способности или компетенция. Необходимо помнить, что чрезмерное давление на неукреплённый дух человека, сломает его, как сильно большая тяжесть может сломать спину.

4. Человек несёт ответственность за то, на что нет у него власти.

Сейчас объясню. Например, такой вариант: одного человека, который был заместителем пастора, назначают ответственным за церковь на время отсутствия пастора, но при этом он не имеет права принимать какие-то решения относительно церкви. То есть, дали ответственность, лишив власти. И, человек сталкиваясь с проблемой, должен отвечать за неё, не имея возможности исправить что-либо. Таким образом происходит надлом в духе человека.

Как мы узнаём, что в нашем духе произошёл надлом:

· Потеряли инициативу и мотивацию.

· Потеряли творческое побуждение.