Предопределение бога и свободная воля человека. Афоризмы Бенедикта Спинозы (Benedict Spinoza)

Только свободная личность может воспитать такую же личность.

Профессия: учитель-дефектолог, сурдопедагог

Профессиональные интересы: преодоление последствий глухоты, социальная адаптация глухого ребёнка в мире слышащих людей

Увлечения: музыка, романсы, отдых на даче

Регион: Москва

Место работы: ГБОУ СКОШИ №65 для глухих детей

Можно видеть лес, но до крови разбиваться об каждое отдельное дерево.

Л. Фейхтвангер, писатель 1884 - 1958 г. г.

" Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал. " Б. Спиноза, философ 1632 - 1677 г. г.

О себе

Я родилась и училась в городе Белгороде. Благодаря моим родителям и педагогам, там произошло моё становление, как личности. С глубоким уважением вспоминаю учителей средней школы №34, педагогов Белгородского педагогического училища №1 и коллег по работе из школы - интерната №26 для глухих детей, где я проработала 5 замечательных лет. Спасибо им за внимание и заботу, терпение и открытость! Это именно тот багаж, который придаёт уверенности в себе, стойкости перед жизненными трудностями, формирует гражданскую и человеческую позицию. С 1996 г. я работаю в Москве. Обучала глухих детей в школе - интернате №65, слабослышащих детей в школе - интернате №52. Сейчас продолжаю работать с глухими ребятами с ЗПР в школе - интернате №65. В 1998 г. закончила МГОПУ. Общий педагогический стаж работы - 21 год, в должности учителя - 18 лет. С 2002 г. имею высшую квалификационную категорию.

Мой взгляд на мир

А. Эйнштейн в ответ на вопрос, почему люди смогли создать атомное оружие, но не могут установить контроль над ним: " Это очень просто, мои дорогие: потому что политика гораздо сложнее, чем физика. "

Мои достижения

2007г. Благодарственное письмо от родителей класса.

2008г. Благодарственное письмо от Управы района Текстильщики г. Москвы «За многолетний плодотворный труд».

2010г. Благодарственное письмо от Института коррекционной педагогики «За участие в проведении курсов повышения квалификации для преподавателей».

2010г. Благодарственное письмо от Управы района Текстильщики «За личный вклад в воспитание подрастающего поколения, за профессионализм, трудолюбие и самоотдачу».

2010г. Грамота от Управления Образованием ЮВО «За многолетний плодотворный труд»

2010г. Грамота от муниципалитета «Текстильщики» в связи с годом учителя «За успехи в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха».

2011г. Благодарственное письмо от Кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета МПГУ «За многолетнее сотрудничество в подготовке сурдопедагогических кадров».

2011г. Благодарственное письмо от Департамента физической культуры и спорта г. Москвы ГБОУ ДОДСН СДЮСШ Олимпийского резерва №64 «За активное участие и содействие в нравственном и духовном воспитании здоровой и спортивной нации».

Моё портфолио

Мы - источник веселья - и скорби рудник,

Мы - вместилище скверны - и чистый родник.

Человек - словно в зеркале мир, - многолик,

Он ничтожен - и он же безмерно велик.


. Стрельцы (по знаку зодиака)

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Невежество не есть аргумент.

Понимание - начало согласия.

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

Бог, или субстанция, или природа (Deus sive substantia sive natura).

Природа и боги сумасбродствуют не менее людей.

В философии же мы ясно осознаем, что атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла.

То, что знает бог, так же мало походит на то, что знает человек, как созвездие Пса - на лающее животное, и, может быть, еще меньше.

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

Дух вечен, так как он воспринимает вещи в форме вечности.

Вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Люди не творятся из ничего, а только порождаются, и...тела их существовали уже раньше, хотя и в другой форме.

Чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать.

Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи.

Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.

Всякое определение есть ограничение.

Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.

Человеческие поступки и стремления я рассматриваю точно так, как если бы речь шла о линиях, поверхностях и телах.

Немало разницы между удовольствием, которым увлекается, например, пьяница, и удовольствием, которым обладает философ...

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Наказание нечестивцев так же предопределено божественным решением, как заложено богом в нас истребление ядовитых змей, которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе.

Мы деятельны, лишь поскольку мы познаем.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве.

Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их...

Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель.

Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!

Смотри на все с точки зрения вечности.

Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины.

Суждения мыслителей:

«Кто боится других, тот раб, хотя он этого и не замечает» (Антисфен).

«Нет рабства более позорного, чем рабство духа» (Сенека).

«Никому я рабски не подчинялся, никому не следую. Во многом я верю суждениям великих людей, кое в чем я полагаюсь и на свое суждение» (Сенека).

«Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и при­надлежит господину, дух же сам себе господин... Только судьба тела в руках господина: его он поку­пает, его продает; то, что внутри человека, он не может себе присвоить с помощью торговой сделки» (Сенека).

«Мне скажут: да ведь они рабы. Да, но вот этот раб обладает свободным духом. А покажите мне, кто не рабствует в том или другом смысле? Этот вот - раб похоти, тот - корыстной жадности, а этот чес­толюбия» (Сенека).

«Великая судьба - великое рабство» (Сенека),

«...Ничтожность как человека-животного не может умалить его достоинства как человека, наде­ленного разумом, и он не должен отрекаться от вы­сокой моральной оценки самого себя, имея в виду это достоинство, т. е. он должен добиваться своей цели, которая сама по себе есть долг, не раболепно, не холопски, как если бы он добивался милости, не отрекаться от своего достоинства...» (Иммануил Кант).

«Почти все люди - рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли прини­женность персов: они не в силах произнести слово «нет». Умение произносить его и умение жить уеди­ненно - вот способы, какими только можно и отсто­ять свою независимость и свою личность» (Никола Шамфор).

«Рабский поступок - не всегда поступок раба» (Георг Лихтенберг).

«Горе народу, если рабство не смогло его уни­зить, такой народ создан, чтобы быть рабом» (Петр Чаадаев),

«Признаем же следующую истину, как бы жесто­ко она ни звучала: рабство необходимо для развития культуры; это - истина, не оставляющая никакого сомнения в абсолютной ценности бытия. И если можно сказать, что Греция пала оттого, что носила в себе рабство, то гораздо справедливее будет другое мнение: мы погибаем, потому что у нас нет рабов» (Фридрих Ницше).

«Например, решение бороться с-рабством не за­висит от факта, что все люди рождаются равными и свободными и никто не рождается в цепях. Действи­тельно, ведь, если даже все мы рождаемся свободны­ми, скорее всего найдутся люди, пытающиеся зако­вать других в цепи и даже верящие в то, что они должны это сделать» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Подбери синонимы к слову «рабство» (прини­
женность, раболепие, холопство). Что еще?

2. Что ты думаешь о «рабстве духа»?

3. Есть ли страсть, рабом которой ты себя ощу­
щаешь?



4. Согласен ли ты с утверждением Ницше, что
рабство необходимо для развития культуры?

5. Кто из русских писателей выдавливал по ка­
пельке из себя раба?

РАВЕНСТВО - один из идеалов справедливого общественного устройства, который обеспечивает всестороннее развитие общества. В противополож­ность этому идеалу возникла идея вечного неравен­ства людей, поскольку они рождаются с разными способностями, в разных элитах. В современных ис­следованиях подчеркивается, что равенство противо­речит свободе, поскольку в условиях свободного раз­вития неизбежно возникает неравенство.

Суждения мыслителей:

«Социальное равенство - это и наиболее естест­венная и наиболее химерическая идея. На нашей несчастной планете люди, живущие в обществе, не могут не разделяться на два класса - на богатых, которые распоряжаются, и бедных, которые слу­жат» (Франсуа Мари Вольтер).

«Природное неравенство людей делает невозмож­ным и равенство их имуществ. Напрасны были бы все попытки сделать общей собственность существ, неравных по силе и уму, по предприимчивости и активности натуры» (Поль Анри Гольбах).

«Прирожденное равенство, т. е. независимость, состоящая в том, что другие не могут обязать кого-либо к большему, чем то, к чему он, со своей сторо­ны, может их обязать; стало быть, свойство человека быть своим собственным господином... равно, как и свойство безупречного человека...» (Иммануил Кант).

«Общее правило альтруизма: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою, - вовсе не предполагает материального или качествен­ного равенства всех субъектов. Такого равенства не существует в природе, и требовать его было бы бес­смысленно. Дело идет не о равенстве, а лишь о рав­ном праве на существование и развитие своих поло­жительных сил» (Владимир Соловьев).

«Если мы сравним, например, две цветные вещи по их окраске и скажем, что они одинаковы, то мы констатируем одинаковость окраски. Эта констата­ция сообщает нам некое знание о существующих вещах. В кругу повседневного осведомления о вещах и хлопот о них подобной констатации бывает доста­точно. Если мы, однако, выйдя за констатацию оди­наковости окраски, задумаемся о том, что сверх того может быть очевидным в этом знании, то обнару­жится нечто удивительное, к чему упорядоченными шагами впервые привел Платон. Мы говорим, что окраска - или, короче, эти окрашенные вещи оди­наковы. Над этими двумя равными вещами, поверх них мы при первом приближении - и даже большей частью даже постоянно - просматриваем равенст­во» (Мартин Хайдеггер).

«Однако все эти рассуждения о неравенстве людей не имеют никакого отношения к вопросу о том, должны ли мы, особенно в политических делах, считать людей, насколько это возможно, равными, то есть имеющими равные права и одинаковые при­тязания на то, чтобы их рассматривали как равных, Иначе говоря, эти рассуждения не имеют отношения к вопросу о том, на основании каких принципов мы должны строить наши политические институты» (Карл Поппер).

Вопросы и задания;

1. Проведем дискуссию сторонников равенства и
неравенства. Доводы «за» и «против».

2. Правда ли, что равенство - химерическая
одежда?

3. Почему равенство противостоит свободе?

4. Свобода, равенство и братство - чей это ло­
зунг?

5. Что такое равенство в политике?

РАЗУМ - ум; человеческий дар, позволяющий понимать и осмысливать. Человек может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры. Он спосо­бен с предельным погружением войти в сферу собст­венных мыслей и критически воспринять их. Чело­век может рассуждать, познавать, оценивать. Вы­страивать нерушимую логику в своих умозаключе­ниях. В своей жизни люди доверяются не только инстинкту. Они могут поступать сознательно. Это поразительная, победоносная сила человека.

Разум - это деятельность человеческого духа, направленная на познание. С помощью разума по­стигается универсальная связь вещей. Возможно, именно этот благословенный дар выделяет нас из остальной природы. Российский поэт Игорь Шкля-ревский написал такие строчки:

И над натурой нашей: зверодогкой Всепониманье возвышает нас...

Всепониманье... Оно нам кажется таким естест­венным, органичным. Однако поставим вопрос: всег­да ли существовал разум? Ответы на этот вопрос образуют широкий спектр. Теологи рассуждают: бо­жественный разум пронизывает весь универсум. Сознание человека - искра величественного костра, несущего пламень духа. В истории философии сло­жилось даже специфическое учение о том, что все есть разум. Оно было названо панлогизмом. Разум является абсолютной действительностью. Мир лишь осуществление разума. Натурфилософы утвержда­ют, что разум присущ не только человеку. В своеоб­разной форме он существует в косной и живой мате­рии. Теперь уже не только богословы или натурфи­лософы полагают, что Вселенная одушевлена разу­мом, о чем всегда рассуждали мистики. Физики и те склонны думать, что универсум демонстрирует некое величие одухотворенной мысли.

Но не менее распространена и другая точка зре­ния. Разум существовал не всегда. Многие миллио­ны лет ни одно земное существо - ни волк, ни дель­фин, ни обезьяна - не обладало таким свойством. Разум - это продукт эволюционного развития мате­рии, одно из последовательных приобретений вечно­го универсума. Разум, судя по всему, складывался постепенно, шаг за шагом, обнаруживая все новые и новые грани, обозначая свой неисчерпаемый потен­циал. В современной философии много внимания уделяется становлению разума, описаниям разных типов сознания и мышления.

Суждения мыслителей:

«Эзопа спросили, что в человеке сильней всего. - Разум».

«Повинующийся разуму повинуется богам» (Пи­фагор),

«Люби разумение» (Биант из Приены).

«Нет ничего превосходнее разума» (Цицерон).

«Что может быть глупее и непривычнее, чем дерзкое мнение, будто человек обладает душою и разумом, но помимо него во Вселенной нет ничего подобного, или будто те вещи, которые он едва может постигнуть при крайнем напряжении своего разума, движутся и управляются без какого-либо разума вообще?» (Цицерон).

«Доводы разума... на взгляд... невелики, но рас­тут по мере того, как делают свое дело. Тот же удел у наставлений, что и семян: короткие, они йногое могут, лишь бы только им попасть в подходящую душу, способную их принять. А она сама принесет плоды, возвратив полученное сторицей» (Сенека).

«Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное» (Августин Блаженный).

«Человек стал человеком благодаря разуму» (Аль-Фараби).

Венец, краса всего живого - разум. Признай, что бытия основа - разум.

Фирдоуси

Не видно разума у небосвода,

То милость от него, а то - невзгода.

Фирдоуси

От разума - печаль и наслажденье. От разума - величье и паденье.

Фирдоуси

Разум, самый подвижный и самый пытливый и строгий, Пристыжен и смущен вечной тайной безвестной дороги.

«Разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных» (Галилее Галилей).

«Разум без благоразумия - двойное безумие» (Бальтасар Грасиан).

«Все жалуются на свою память, но никто не жа­луется на свой разум» (Франсуа де Ларошфуко).

«Бог дал нам ограниченный разум и неограни­ченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал» (Бенедикт Спиноза).

«Мир разумных существ далеко еще не управля­ется с таким совершенством, как мир физический, так как, хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, они не следуют им с тем постоянством, с которым физический мир следует своим законам» (Шарль Монтескье).

«Разуму не дано исправить то, что по своей при­роде несовершенно* (Люк де Вовенарг).

«Разум не принимает также в расчет выгоду, которая может для нас возникнуть в результате этих поступков и указать которую может, конечно, толь­ко опыт» (Иммануил Кант).

«Разум без рассудка - это ничто, а рассудок и без разума - нечто» (Георг Гегель).

«Обязывающим может быть: человеческий разум и его закон (Просвещение) или устроенная и упоря­доченная по нормам такого разума фактическая дей­ствительность (позитивизм). Обязывающим может быть: гармонически упорядоченное во всех своих формированиях, воспитанное прекрасным идеалом человечество (гуманизм классицизма)», (Мартин Хайдеггер).

Вопросы и задания:

1. Что такое разум?

2. Когда он возник?

3. Что такое панлогизм?

4. «От разума величье и паденье». Обоснуй.

5. Правда ли, что Бог дал нам ограниченный разум?

РАССУДОК - психическая деятельность, пред шествующая разуму и дающая ему необходимый ма­териал. Рассудок и разум - две различные ступени познавательной деятельности. Рассудок - это, ско­рее всего, «мыслящая душа». Мыслить рассудоч­но - это означает подготавливать разумное заклю­чение. Кант рассматривал рассудок как способность образования понятий, суждений, правил. Однако рассудок может обходиться и без понятий, так же как понятия могут возникнуть вне рассудка.

Суждения мыслителей:

Долго лет будешь, мудрец, у рассудка в плену. Век ваш краток - не больше аршина в длину. Скоро станешь ты глиняным винным кувшином. Так что пей, привыкай постепенно к вину!

Омар Хайям

«Наиболее правильным разделением человечес­кого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточившей в себе знание. История соответствует памяти, поэ­зия - воображению, философия рассудку...» (Фрэнсис Бэкон).

«Рассудок вообще можно представить как способ­ность составлять суждения» (Иммануил Кант).

«Разум ограничивает рассудок применением в опыте» (Иммануил Кант).

«Однако часто, когда какой-либо вопрос слиш­ком сложен для человеческого рассудка, этот вопрос упрощается, получая любой смысл, который позво­ляет найти на него ответ, хотя это уже ответ на другой вопрос» (Фридрих Шеллинг).

«Поскольку идея предмета не зависит от частных и случайных ощущений наших чувств и от отвлека­ющего действия нашего рассудка, постольку собст­венная сущность, собственный характер предмета воображается в нашем уме, прямо отражается в нем или воспроизводит в нем некоторый образ...» (Вла­димир Соловьев).

«Совершенно различны рассудок и чувственное восприятие; первый требуется «для понятий», вто­рое - «для соответствующих объектов» (Мартин Хайдеггер).

Вопросы r задания:

1. «Рассудок мой изнемогает...» Чьи слова? Что
они означают?

2. «Рассудку вопреки, наперекор стихиям...»
Смысл этих слов? Кому они принадлежат?

3. Чем отличается рассудок от разума?

4. Что такое чувственное восприятие?

5. Как связаны философия и рассудок?

РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. reuolutio - поворот, пере­ворот) - радикальный сдвиг в области мировоззре­ния, науки, моды, скачкообразный быстрый переход от одного общественно-политического строя к друго­му. Революция, как правило, осуществляется на­сильственными методами в противоположность эво­люции, которая основана на медленном, постепен­ном изменении мирными средствами.

Суждения мыслителей:

«Революция и революционные потрясения, ко­нечно, являются для общества бедствиями, и потому оно может прибегать к ним только для достижения достаточно значительного, прочного и продолжи­тельного благополучия, возмещающего временное нарушение спокойствия» (ПольАнри Гольбах).

«Ибо, что касается революций, которые могут сократить это движение вперед, то они остаются предоставленными провидению и не могут совер­шаться по плану и без нарушения свободы» (Имма­нуил Кант).

«А когда испуг перед социальной революцией вызывает у плутократов неискреннее обращение к идеальным началам, то оно оказывается бесполез­ною игрой: наскоро надетые маски морали и религии не обманут народных масс, которые хорошо чувствуют, где настоящий культ их господ, и, усвоив этот культ от своих хозяев, рабочие, естественно, сами хотят быть в нем жрецами, а не жертвами» (Влади­мир Соловьев).

«В революции высвобождается и обнаруживается огромное, подавляющее количество зла и злобы. Но ошибочно думать, что сама революция создает это зло и злобу. Это - старое, давно накопившееся зло и злоба, в революции лишь сосредоточенные и осво­божденные от всех сдержек. В революции догнивает то, что было гнило в старом дореволюционном строе» (Николай Бердяев).

«Никто не может одним скачком выпрыгнуть из круга господствующих представлений, не может осо­бенно тогда, когда дело идет о давно проторенной предшествующей мыслью колее, теряющейся в не­приметном» (Мартин Хайдеггер).

Революции всегда совершались против богов, начиная с Прометея, родоначальника современных завоевателей. Это протест человека против своей судьбы: требования бедняков являются только пово­дом» (Альбер Камю).

«Одна из главных целей марксова анализа харак­тера политического развития состояла в определе­нии движущей силы любых исторических измене­ний.. . В итоге этих рассуждений он открывает закон, в соответствии с которым движущей силой всех политических революций является внутренняя разобщенность, классовая война, подпитываемая ан­тагонизмом классовых интересов» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Что такое революция и чем она отличается от
эволюции?

2. Люди в революции хотят быть жрецами, а не
жертвами. Прокомментируй эту мысль.

3. Можно ли обойтись без революций?

4. Кто пришел к убеждению, что в основе рево­
люции классовый антагонизм?

5. Возможна ли революция без зла и злобы?

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - благочестие, набож­ность, святыня) - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия - это также чувство связаннос­ти, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-цзы, Конфу­ций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расхо­дится с этим осмыслением религии и то, что предла­гают более современные мыслители.

Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сто­рон. Первый заботится о наиболее точном выраже­нии фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религи­озного сознания, сравнивает и классифицирует раз­личные религии. Философ стремится осмыслить фе­номен религиозности. Сравнительное изучение рели­гий началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.

Суждения мыслителей:

«Есть четыре основания, в силу которых в умах людей образуются понятия о богах:

1. Вера в предсказания будущего.

2. Страх перед грозными явлениями природы.

3. Изобилие предметов, которые служат для на­
шего существования.

4. Наблюдения неизменного порядка в движении
звездного неба» (Клеан из Ассоса).

«В древности люди искали причины реальных вещей с помощью богов или сами по себе, - вероят­но, лучше сказать, с помощью богов; найдя их, они облекали эти причины в непонятные по смыслу мифы, дабы через парадокс и неясность раскрыть внутренний смысл и побудить нас к поискам исти­ны» (Юлиан).

«Религия людей есть не что иное, как их собственное измышление, необходимое для поддержания человеческого общества» [Мишель Мантенъ).

«Совсем иначе обстоит дело с природой ангелов и духов, которую нельзя назвать непознаваемой и за­претной для человеческого ума, наоборот, доступ к ее познанию в значительной степени облегчен тем родством, которое существует между нею и челове­ческой душой» (Фрэнсис Бэкон).

«Естественная причина религии - беспокойство о будущем» (Томас Гоббс).

«Я думаю, что нельзя найти лучшего заклятия, чем различение правил религии, то есть правил, со­гласно которым следует чтить Бога и которые следу­ет искать в законах, и правил философии, то есть учений частных лиц. Учения (догматы) религии должно доставлять Священное писание, а философ-ские учения - естественный разум» (Томас Гоббс).

«Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, до­пущенных государством, называется религией, не допущенных - суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс).

«Сила религии покоится главным образом на вере в нее, а сила человеческих законов - на страхе перед ними. Древность существования благоприят­ствует религии; степень веры часто соизмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных поня­тий той отдаленной эпохи, которые могли бы проти­воречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье).

«Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без нее?» (Бенджамин Франклин).

«Религия - это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причи­няют им в этом мире власть имущие» (Поль Анри Гольбах).

«Поскольку всякая религия состоит в том, что мы смотрим на Бога как на достойного всеобщего почитания законодателя всех наших обязанностей, то при определении религии в плане соответствия ей нашего поведения вопрос стоит так: как угодно Богу быть почитаемым и какого Он ждет повиновения» (Иммануил Кант).

«Религия - вообще последняя и наивысшая сфера человеческого сознания, она есть та область, в которую человек вступает, как в область абсолютной истины» (Георг Гегель).

«Философия тождественна с религией» (Георг Ге­гель).

«Религия в течение 1900 лет держала разум в наморднике» (Артур Шопенгауэр).

«Но если рефлексия возвысится до абсолюта, ко­торый составляет общее основание гармонии между свободой и разумностью, то возникнет система про­видения, т. е, религии, в единственно истинном зна­чении этого слова» (Фридрих Шеллинг).

«Ведь и сама религия, поскольку она неудержи­мо становится учением, или системою, тем самым неизбежно впадает в различные умствования, не только допускающие, но и вызывающие контроль философского мышления...» (Владимир Соловьев).

«Несомненно, исторически каждое этическое учение коренилось в религии... Я утверждаю лишь, что мы, и только мы, несем ответственность за при­нятие или отрицание предложенных нам законов и что отличать пророков от лжепророков предстоит нам самим» (Карл Поппер).

Вопросы н задания:

1. Что такое религия?

2. Можно ли согласиться с тем, что «страх создал
богов»?

3. Как соотносятся религия и философия?

4. Возможно ли общество без религии?

5. Можем ли мы отличать пророков от лжепроро­ков?

РОК - судьба, предопределение.

Суждения мыслителей:

«Роком я называю порядок и последовательность причин, когда одна причина, связанная с другой причиной, порождает из себя явление» (Гераклит).

«Мудрецу подобает высмеивать необходимость, которую некоторые изображают владычицей Вселен­ной, так как лучше уж следовать мифу о богах, чем быть рабом физиков, ибо вера в мифы дает хоть в живых образах надежду на то, что, воздавая почита­ние богам, удастся вымолить их расположение, а предопределенность, почитаемая естествоиспытате­лями, заключает в себе неумолимую необходимость» (Эпикур).

Заране мы своей не знаем доли, Не мы, а рок распределяет доли.

Алъ-Маарри

«...Когда-нибудь, не очень скоро, человеческий род достигнет наконец того состояния, когда все его природные задатки смогут полностью развиться и его назначение на Земле будет исполнено. Такое оп­равдание природы или, вернее, провидения - не­маловажная побудительная причина для выбора осо­бой точки зрения на мир» (Иммануил Кант).

«Часто спрашивали, как разум греков мог выне­сти противоречия, заключенные в их трагедиях: смертный, предназначенный роком стать преступни­ком, борется против рока и все-таки страшно кара­ется за преступление, которое было велением судь­бы!» (Фридрих Шеллинг).

«Дохристианская трагедия есть несчастье и стра­дание безвинное и безысходное. Это трагедия рока. Она означает понимание мировой жизни как... зам­кнутого круга жизни» (Николай Бердяев).

«Метафизика есть рок в том строгом, здесь толь­ко и имеющемся в виду смысле, что она, будучи основной чертой западноевропейской истории, обре­кает массы человечества на сущее...» (Мартин Хай-деггер).

Вопросы и задания:

1. Что такое рок?

2. Подбери синонимы к слову «рок».

3. Веришь ли ты в силу рока?

4. Что такое тема рока в античной трагедии?

5. Как Гераклит определяет понятие «рок»?

СВОБОДА - это отсутствие принуждения, воз­можность поступать как хочется. Понятие свободы заключает в себе подчас самое неожиданное содер­жание. Не случайно немецкий философ XX в. Эрнст Кассирер в работе «Техника современных полити­ческих мифов» оценивал данное слово как одно из наиболее туманных и двусмысленных не только в философии, но и в политике. Свидетельством смы­словой «подвижности» и «неконкретности» понятия служит тот факт, что оно возникает, как правило, в разных сопоставлениях. В философии «свобода» обычно противостоит «необходимости», в полити­ке - «порядку». Да и сама содержательная интер­претация слова содержит в себе весьма различные оттенки. Свобода может отождествляться с полным своеволием, но она может оцениваться и как созна­тельное решение, тончайшее мотивирование челове­ческих поступков.

Артур Шопенгауэр считал, что для новейшей фи­лософии свобода - главнейшая проблема. Свои раз­мышления на данную тему он начинает с определе­ния понятия. Оно представляется ему отрицатель­ным. Другими словами, когда мы говорим о свободе, то фиксируем при этом те препятствия, которые нужно устранить ради свободы. Выясняется, что говорить о свободе можно только как о преодолении трудностей. Она всегда возникает как отрицание чего-то... Свобода казалась таким безупречным по­нятием, кристально ясным. И вдруг обнаруживает­ся, что определить свободу из самой себя крайне сложно, просто невозможно. Чтобы приблизиться к ней, нужно указать на совеем иные, посторонние факты. Они существенны, конкретны. Собственное же положительное содержание свободы, согласно Шопенгауэру, равно нулю.

Свобода - это философское понятие, которое ос­вещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует свое внутреннее богат­ство.

Суждения мыслителей:

«Величайший плод ограничения желаний - сво­бода» (Эпикур).

«Свобода - это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома» (Зенон).

«Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится» (Цемонакт).

«Свободным человеком бывает только тот, с ко­торым случается все, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько. Ведь грамота, напри­мер, научает нас писать буквами и словами все, что мы захотим; но для написания хоть своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вздумается: так я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать писать именно такие буквы, какие нужны, и в порядке, который нужен. И так во всем» (Эпик-тет).

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Фома Аквин-скиц).

«Свободу можно правильно определить следую­щим образом: свобода есть отсутствие всяких пре­пятствий к действию, поскольку они не содержатся в природе и во внутренних качествах действующего субъекта. Так, мы говорим, что вода свободно течет, или обладает свободой течь по руслу реки, ибо в этом направлении для ее течения нет никаких препятст­вий; но она не может свободно течь поперек русла реки, ибо берега препятствуют этому. И хотя вода не может подниматься вверх, никто никогда не гово­рит, что у нее нет свободы подниматься; можно го­ворить лишь о том, что она не обладает способностью или силой подниматься, потому что в данном случае препятствие заключается в самой природе воды и носит внутренний характер. Таким же образом мы говорим, что связанный человек не обладает свобо­дой ходить, потому что препятствие заключается не в нем, а в его узах; но мы не говорим так о больном или увечном, потому что препятствие заключается в них самих» (Фома Аквинский).

«Я ни за что свободу в рабство не продам» (Руми).

«Предвкушение смерти есть предвкушение свобо­ды. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить» (Мишель Монтенъ).

«Представьте себе, пожалуйста, что камень, про­должая свое движение, мыслит и сознает, что изо всех сил стремится не прекращать этого движения. Этот камень, так как он сознает только свое собст­венное стремление и так как он отнюдь не индиффе­рентен, будет думать, что он в высшей степени сво­боден и продолжает движение не по какой иной причине, кроме той, что он этого желает. Такова же та человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не знают причин, коими оно детерминируется» (Бенедикт Спиноза).

«Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве» (Бенедикт Спиноза).

«Политическая свобода состоит вовсе не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, то есть в обществе, где есть законы, свобода может заклю­чаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть» (Шарль Монтес­кье).

«Свобода личности и свобода гражданина не всег­да совпадают» (Шарль Монтескье).

«Если и существует свобода, то вследствие незна­ния. Когда перед нами две возможности и у нас нет причины для предпочтения одной из них, тогда лишь мы выбираем ту из них, которую хотим» (Цени Дидро).

«Человек не свободен ни одну минуту своей жизни» (ПольАнри Гольбах).

«Человеку присущи свои склонности, и благода­ря своей свободе он обладает природной волей, дабы следовать ей в своих поступках и направлять ее. Нет ничего ужаснее, когда действия одного человека должны подчиняться воле другого. Поэтому никакое отвращение не может быть более естественным, чем отвращение человека к рабству» (Иммануил Кант).

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каж­дый день идет за них на бой» (Иоганн Гёте).

«Свобода, которая не имела бы внутри себя ника­кой необходимости, и одна лишь необходимость без свободы - суть абстрактные и, следовательно, неис­тинные определения. Свобода существенно конкрет­на, вечным образом определена внутри себя и, сле­довательно, вместе с тем необходима» (Георг Гегель).

«Там, где есть абсолютная свобода, есть и абсо­лютное блаженство, и наоборот» (Фридрих Шел­линг).

Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА, БЛУДНОМ СЫНЕ И ПРОЧЕМ…

Истинно то, что Бог создал человека со свободой волей и свободой выбора. То, что это дарование совершенное, а не ограниченное нам доказывает возможность нами выбора небогоугодного, вредного себе и даже полностью противного Богу! Если бы этого выбора не было, то мы бы были своего рода положительными «программами», имеющими возможность выбирать лишь богоугодный спектр. Такая полу-свобода не есть свобода. Вот почему Господь Бог из любви к нам и для обезпечения нам дальнейшего обожения пошел на драматическое решение – даровать нам полную свободу нашей воле! Еще раньше, до создания человека, Он создал Ангельский мир и даровал каждому Ангелу свободную волю. К чему это привело мы знаем. Примерно одна треть Ангелов, воспользовавшись этой свободой, выступили против своего Создателя и Благодетеля Господа Бога. Это выступление было обречено на провал, ибо никто, как Бог наш. Однако Богу пришлось решать вопрос с Его разумно-вечными творениями, которые сделали злой выбор и ввели во вселенную зло и духовную смерть, которая заключается в удалении от Бога. Сущности сделавшие такой злой и самоубийственный выбор не могли быть оставлены во Вселенной в их свободном существовании, ибо их злое волеизъявление непременно бы сказывалось насилием с их стороны на тех разумно-вечных созданиях, которые еще не сделали своего выбора между «с Богом» или «против Бога», а также на тех, кто этот выбор сделал в пользу Бога. Если Сам Господь Бог не делает никакого насилия или принуждения в волезъявлении Его разумно-вечных творений, то как Он мог попустить это менее совершенным и уклонившимся ко злу творениям? Никак! Рассотворить разумно-вечные сущности означало бы признать Свою ошибку в их сотворении, чего Бог никак не мог! Он не ошибся в создании разумно-вечных творений, но создавал их с любовью и для любви, в надежде, что они с благодарностью Богу за их сотворение, свободу и совершенство ответят Ему любовью, являемую ПОСЛУШАНИЕМ Ему. Это послушание было бы добровольным выбором благодарных творений богоугодного спектра отношений. Другими словами, благоразумные творения использовали свою свободу так, что избранием только Божьего, а значит благого и доброго, они как бы вернули Богу свою способность делать и возможность выбирать небогоугодное и противное Ему, или иначе – злое! Теперь, после такого их благого выбора, они стали добрыми и благолюбивыми сущностями, но не программами, а свободными личностями, связавшими себя с сотворившим их Господом Богом любовью и благопослушанием, основанном на смирении!

Итак, благопослушание творений Богу и есть их благое волеизъявление! Такое послушание основано на смиренномудрии и смирении. Смиренномудрие – это благое восприятие нашим разумом истин в отношении нашего сотворения, наших отношений с нашим Творцом и Богом, происходящее от осознания того, кто мы, а Кто наш Творец Бог. От этого осознания и видения всего так, как оно есть на самом деле и принятия этой истины, как основы для своих решений и действий, мы и приходим к смирению пред Богом. Этим смирением мы сохраняем мир в себе, мир с Богом и себя в благом Божьем мире. От смирения наш дух мирствует и устремляется в любви к Богу, Который есть Дух!

Злые духи, избрав гордостную ложь, т.е. несогласие с той истиной, что Бог сильнее и совершеннее их, и что они зависят от Него, безумно восстали на Него. Проиграв в битве с верными Богу Ангелами, они не оставили своего зла, но утвердились в нем, решив отомстить Богу своей пакостью другим Его творениям – людям. После искушения людей и вовлечения их ложью в богопротивный выбор и непослушание Богу, они стали необратимыми от своего зла и окончательно утвердились в нем. Ради их изоляции Богу пришлось создавать для них особое место для их помещения – ад.

Появившееся в результате злоупотребления творениями своей свободной волей зло в его конкретных проявлениях стало именоваться грехом или грехами. Зло это лишение блага или добра, отсутствие добра, как тьма это лишение света. Оно противоборствует Богу и всему Божьему, стремится к разрушению, хаосу и, в конечном счете, к несуществованию его носителя. Грех это такое деяние, которое стремится ко злу, чаще всего в виде противления Богу и всему тому, что от Бога и для Бога, а также в мести Богу в лице Его творений, во вреде им и в погибели их, заключающейся в навязывании им своего злого выбора, выбора «не Бога»!

Итак, грех есть деятельное проявление зла или злодеяние (злое деяние), а также нарушение Божьего закона, который сохраняет Божий мир от носителей зла тщетно пытающихся его разрушить, а потому называется еще беззаконием. Так как часто грех заставляет человека переступать через Божью заповедь или запрет, то он еще называется преступлением. Соответсвенно этому и люди выбравшие богопротивление именуются грешниками, злодеями, беззаконниками и преступниками.

К сожалению, сотворенный Богом человек и его жена злоупотребили своей волей и выбрали, по причине лукавого обмана их сатаной, противное Богу непослушание, в ложной надежде обрести независимое от Бога «благо», причем посредством воровского вкушения Божьего творения (плодов дерева)! Это было их злое обольщение, несуразность, безумие, нерасчетливость и неопытность. Как можно было поверить в такую нелепую нелепость, что отказавшись от Источника всякого блага Бога, ослушавшись Его, можно вкушением Им же созданного творения (плодов дерева) стать независимыми от Него «Богами» равными Создателю? Оставив Источник своего подлинного блага, они безумно устремились к одному из Его творений (дереву) в ложной надежде стать Богами от этого несравненно меньшего чем Бог и зависимого от Бога творения (плода)! В этом была насмешка сатаны над неопытными и неискушенными первыми людьми.

После падения Денницы и его с ним Ангелов Господь Бог предусмотрительно облегчил выбор первых людей – Адама и Евы, установив им одну запрещающую заповедь и предупредив их о всех последствиях ее нарушения. Такой льготы Ангелы по их сотворении не имели. Люди же сразу были поставлены в их выборе в послушание Богу через веру и доверие к Своему Творцу и Благодетелю. Проявив недоверие и неверие Богу и доверие клевещущему на Бога змею (сатане), люди легко преступили заповедь Бога, но вместо ложно ожидаемого ими легкого обожения от вкушения твари (запрещенного Богом плода дерева) они сразу после вкушения плода духовно умерли и потеряли то блаженное состояние и положение, которое имели по сотворении. Вместо того, чтобы стать Богами, они стали падшими творениями и уподобились скотам безсмысленным. В результате вся их природа сильно исказилась и извратилась на худшее! После заботливой любви Бога они попали под злое владычество ненавидящих их тиранов – бесов. Они обрекли себя на изгнание из рая на землю, где должны были временно проживать в скорбных трудах, скорбях, болезнях и ожидании физической смерти, за которой их тело ждало разрушение, а душу заключение в адские узилища на мучения.

Итак, самым страшным в бытии разумно-вечных творений, в частности нас людей, является то, что мы выбираем для себя не Бога, а значит против Бога, и не благо, а значит зло, которое заканчивается для нас не прекращением нашего существования, а вечным пребыванием в выбранном нами ограниченном, мертвом, темном, безрадостном и изоляционном мире (аде), где «смыслом» избранного нами самими лжебытия становятся ощущаемые нами неперестающие и не изменяющиеся мучения.

Почему же человек очень часто избирает себе такую злую участь? До конца понять этот выбор человека невозможно. Можно было бы подумать, что человек делает свой злой выбор по неведению и неверию, ибо якобы он не знает или не верит, что его ждут вечные адские мучения. На самом деле это не так, ибо есть много случаев, когда человек знает об адских мучениях нераскаянным грешникам и даже видел их лично, но тем не менее избирает для себя грех и наследование этих нескончаемых мучений. И все ушедшие и уходящие из Церкви Христовой лица прекрасно знали, что есть ад и вечные мучения в нем, но тем не менее безстрашно покинули единственное на земле пристанище своего спасения и блага.

Если нам не дано понять глубинные причины этого их злого выбора, то посмотрим хоть на то, что лежит на поверхности. Чаще всего носители зла действуют обманом, своим примером и своим бесовским безстрашием. Обман состоит в том, что предлагаемое ими нам на выбор их злое и вредное преподностится нам, как благое и полезное, а главное – легко и быстро достижимое. По сути повторяется в различных вариантах первая ложь, на которую попались Адам и Ева в раю. В основе попадания людей в обольщения лежит их неверие Богу, их гордость, проявляемая в дерзости и безстрашии, и их нетерпеливость. Человек не хочет терпеть, а тем более долго, все скорбное и неприятное для получения в свое время (т.е. отложенное время) истинного блага и соглашается на получение мнимого «блага» (которое на самом деле есть зло) немедленно, здесь и сейчас.

По сути все сводится к нашей оценке предлагаемого нам блага и к нашему согласию потерпеть ради его получения нечто неприятное и скорбное. Желание получить благо легко и быстро, пагубно само по себе. Оно не дает человеку времени на рассмотрение, размышление и исследование предлагаемого нам “блага”, но движет человека сразу заглотить наживку вместе со скрытым в ней бесовским крючком. Например, церковный человек из-за своей лености, неумения и нежелания тяжело трудиться (напрягаться) в добыче для себя самого и своей семьи необходимых для жизни средств начинает искать легкого их приобретения. Бесы, заметив этот его интерес или уклонение, подсовывают ему лукавую мысль: «Съэкономь на десятине! Перестань ее давать – и сразу появятся недостающие деньги на твои проблемы и желания». Когда человек находится в здравом устроении он видит ложь бесов и ложь предлагаемого ими «блага» и отвергает ее. Но если он омрачен какой-то страстью или комплексом страстей, то он уже не видит обмана и принимает бесовскую логику за свою. Ему рисуется материальный успех в его жизни более ценным и важным, чем духовная составляющая его жизни. Он забывает о пережитой им благодати, о чудесной Божьей помощи явленной ему в Церкви, о всем том истинном благе, которое он получал от Бога. Он забывает то, сколько раз его хранил Господь за молитвы Его угодника от смерти, увечья, ранений, болезней, напастей, душевного разлада, вреда и различных потерь. Он забывает и не хочет знать, что - то, что он сегодня имеет – он имеет от Бога или благодаря Ему. Отказывая Богу в отдавании Ему десятой части, он теряет и остальные девять частей! Конечно, Бог дает в этой жизни жизнеобеспечивающее добро, и добрым, и злым. Так, что часто грешник и злодей имеют для этого все необходимое, а то и просто добытое грехом. Но, приобретенное злыми действиями материальное добро не утешает человека, не дает его душе мира и спокойствия. Вот почему часто оно и спускается грешником в угаре запоя, безудержных гуляний и азартных игр. Добытое злом и грехом не удовлетворяет и не может удовлетворить человека. Часто он, как Иуда Искариотский, разочаровывается в обладании неправедно приобретенным достатком или богатством и гонится бесом в губящее его отчаяние. Приобретая уходом из Церкви свою ворованную у Бога десятину, грешный отступник напрасно думает ею поправить свое положение. В лучшем случае он может лишь номинально приобрести на 10% больше своего обычного дохода, которые он или пропьет, или пустит на ненужные ему вещи. Однако взамен он потеряет Божье благоволение, Божью помощь и Божью защиту. Оставшись один на один со злобным и крайне жестоким миром, где каждый из прочих грешников и злодеев ищет и желает обобрать его, обмануть, а то и лишить жизни, отступник должен брать на себя все заботы по своему обезпечению и своей защите. И в том, и в другом случае его ждут огромные трудности и неудачи. В поле добычи полно конкурентов, которым отступнику надо все время давать отпор самыми злодейскими средствами. Насчет личной безопасности дело обстоит еще хуже. Ее нет от невидимых или не признаваемых отступником бесов. Среди людей же всегда находится тот, кто сильнее, подлее и хитрее отступника. Так что жизнь отступника проходит в непрерывных попытках договориться с демонами об относительном покое (понятно, что ценой греха и своей души) и в постоянной необходимости бороться порочными средствами с прочими грешниками за временное и тленное «благо». Понятно, что с точки зрения вечности все это есть жалкая, тщетная и безсмысленная возня, обреченная на ее пресечение в любой момент. Как понять, почему люди выбирают эту безсмысленную и безперспективную возню ради краткого сегодняшнего своего похотения, которое сегодня же может и оборваться? Итак, ради мнимого приобретения тщетного материального добра, чтобы человеку было сейчас и сегодня чуть сытнее, чуть пьянее и чуть комфортнее, он отказывается от реального, вечного и недомыслимого ему блага в Царстве Небесном, от защиты Бога и от Его помощи здесь! Он остается одиноким и беззащитным, а потому жалким посмешищем для обманувших его демонов. И потому советую вам прежде, чем потерять свет и разум, сядьте и разсудите, что вы теряете и что вы приобретаете своим уходом из Церкви, и своим непослушанием Богу. Послушание Богу и Церкви Его это благоразумное отдание себя в самое выгодное, самое удобное, самое комфортное, самое обезпеченное, самое сохранное, самое надежное, самое благое и самое защищенное положение!

Притча о блудном сыне показывает нам не только любовь к нам и заботу о нас нашего Отца Небесного, но и весь путь падения и восстания заблудившегося человека. Блудный сын тоже был уловлен бесовскими мечтами и ложными посулами о «благе», которое якобы ожидает его вдали от отцовского дома. Он купился на это обольщение, на ложную надежду, что можно не прилагая труда жить легко, безпечно и комфортно. Для начало у него на такую жизнь была причитавшаяся по закону человеческого общежития часть имущества. Он сначала воспользовался законом любви, чтобы получить свою часть, а затем переступил законы любви и ушел из дома любви, чтобы жить вдали по звериным законам. Пока у него были средства, были у него «друзья» и «покровители», которые помогали ему съесть и прогулять его деньги. Когда деньги у него закончились, все эти ложные «друзья» оставили его в нищете, ибо нищий им был не нужен! Ради скудного пропитания он пытался пристроиться к самой унизительной и низкооплачиваемой работе – пасении свиней и уходом за ними. Но ему издевательски запрещали брать для еды даже рожки подаваемые свиньям в корм. Настрадавшись таким положением и отношением, он пришел в себя, и только после этого своим горьким опытом он пришел к тому же размышлению, которое мог иметь еще тогда, когда только зародилась в нем вредная мысль об уходе из дома на «легкую» жизнь на чужбине. А размышление это состояло в том, что лучше: то, что ты имеешь в любящем тебя доме или то, что ты можешь иметь на чужбине с ограниченным твоим запасом. Мы знаем, что последовало дальше. В данном случае через скорбные обстоятельства сын этот покаялся, ожил и вернулся к Отцу, Который принял Его с радостью, устроив праздник. Но почему же Отец отдал сыну его часть? Разве Он не знал, как ее употребит Его сын, живя блудно? Знал! Это нужно было ради сохранения свободы воли и выбора этого сына, ради сохранения закона любви и ради надежды на обращение его посредством скорбных обстоятельств, что и сработало в данном случае. Однако в жизни нашей не всегда и далеко не все блудные сыновья возвращаются к своим отцам! Многие гибнут на стороне далече. Так, что не будем, ложно уповая на благой исход данной притчи, искушать Бога в надежде, что и с нами будет подобный благой финал! С нами может быть совсем иначе, и, если мы изначально лукавим, сознательно действуя по сценарию данной притчи, то мы непременно погибнем!

Помоги вам Господь Бог милосердный правильно понять, принять и усвоить изложенное мной ради вашего истинного и подлинного блага!

2) Как можно объяснить фразу: «видеть в чудесном чудесное»?

Стихи 2, 26, 32, 38, 66, 76

3) В чем смысл «недеяния» в философии Лао-Цзы?

4) Объясните смысл фраз: «знание без слов» и «…только то, кто не останавливается, ничего не теряет».

Стихи 3, 30, 39, 45, 75

5) Объясните фразу: «чтобы сделать чистыми сердца людей, нужно отвратить свой взор от того, что рождает желание».

Стихи 5, 31, 52

6) Почему повседневную жизнь Лао-Цзы уподобляет «соломенной собаке»? В чем смысл этой метафоры?

Стихи 7, 64

7) Объясните смысл фразы: «…мудрый не печется о своем теле, и тело само выбирает дорогу».

Стихи 8, 27, 36, 76

8) Почему «высшую добродетель» Лао-Цзы уподобляет воде? В чем смысл данной метафоры?

Стихи 11, 29, 44, 48

9) Объясните фразу: «наполнение – это то, что приносит доход, опустошение – это то, что приносит пользу».

Стихи 12, 47

10) Объясните фразу: «мудрый ощущает мир животом, а не глазами».

Стихи 15, 28, 38, 58, 79

11) Что означают фразы: «будь скрытым и непредсказуемым…», «будучи непредсказуемым, оставайся трезвым», «великий порядок свободен от распорядка».

Стихи 19, 63, 67

12) Объясните смысл основных (трех) правил, которыми нужно руководствоваться в повседневной жизни.

Стихи 23, 57, 81

13) Объясните фразу: «доказывающий не знает, знающий не доказывает».

Стихи 24, 46, 72, 80

14) Объясните, в чем источник неудовлетворенности человека жизнью. Как возможно счастье?

Стихи 25, 42, 55, 73

15) Объясните, как соотносятся между собой «четыре Великих вещи».

16) Объясните смысл главных онтологических категорий даосизма.

Стихи 50, 69, 74

17) Объясните метафору: «рождение – это выход, смерть – это вход». Как можно «освободиться от смерти»?

18) Почему «кто легко побеждает, не может противиться смерти»?

4.6. Философский форум – 2 ч.

Вопросы для философского форума по 4 разделу

1. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2. В чем заключается противоречивое единство биологического и социального в человеке?

3. В чем заключается экзистенциальная парадоксальность человеческой жизни? Какими примерами можно ее проиллюстрировать?

4. Почему тема смерти является одной из центральных в экзистенциализме? Какие черты человеческого существования вытекают из факта его смертности с точки зрения экзистенциализма?

5. Как вы понимаете тезис о том, что без свободы нет ни награды, ни наказания?

4.7. Философское эссе – 3 ч. (Самостоятельная работа. Вариативная часть).

Темы эссе по 4 разделу

1. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. Ницше).


2. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В. Соловьев).

3. «Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Д. Локк).

4. «Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал» (Б. Спиноза).

5. «Настолько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство» (Г. Гегель).

6. «Любовь одна, но подделок под нее тысячи» (Ф. де Ларошфуко).

7. «Любовь и есть не что иное, как утверждение бытия в его полноте и утверждение бытия на вечность» (Н. Бердяев).

8. «Ты хочешь расстаться со своей страстью? Расставайся с нею, но без ненависти к ней. Иначе у тебя будет другая страсть» (Ф. Ницше).

9. «Когда я смогу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер).

10. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Фома Аквинский).

11. «Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему» (Л. де Вовенарг).

12. «Стыд есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием» (Р. Декарт).

4.8. Контрольный тест – 2 ч. (Самостоятельная работа. Инвариантная часть).

Тестовые задания по 4 разделу

1. Проблема смысла жизни является одной из главных тем:

а) эмпириокритицизма;

б) экзистенциализма;

в) скептицизма;

г) антиномизма;

д) гелиоцентризма.

2. Экзистенция – это:

а) воздержание от догматических суждений;

б) резюме любого философского трактата;

в) материальное первоначало мира;

г) рождение чего-то из ничего;

д) индивидуальное существование;

е) божественный замысел.

3. Экзистенциализм – это:

а) гуманизм;

б) романтизм;

в) стоицизм без фанатизма;

г) прагматическая антропология;

д) антропология с элементами иррационализма.

4. Кто из философов-экзистенциалистов считал фундаментальной проблемой философии проблему самоубийства:

а) А. Камю;

б) Ж.П. Сартр;

в) К. Ясперс;

г) М. Хайдеггер;

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Эпикура;

д) Сенеку.

6. Какое направление современной западной философии уделяет наибольшее внимание проблеме человека:

а) аналитическая философия;

б) герменевтика;

в) феноменология;

г) экзистенциализм;

д) критический рационализм.

7. Ж.-П. Сартр в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривал:

б) свободу;

г) общение;

8. Кто из перечисленных философов утверждал, что «страдание положительно, счастье же чисто отрицательно»:

а) И. Кант;

б) Г. Гегель;

в) А. Шопенгауэр;

г) Л. Фейербах;

д) К. Маркс.

9. Что имел в виду Аристотель, определяя человека как «политическое животное»:

а) человек – существо общественное;

б) только человеку присуща политическая деятельность;

в) только политика определяет развитие общества и человека;

г) политика самое совершенное искусство человека;

д) вне политики нет общества и человека.

10. Какую проблему, ставшую особенно актуальной в XX веке, Н.А. Бердяев назвал основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования:

а) проблему смерти;

б) проблему любви;

в) проблему коммуникации;

г) проблему одиночества;

д) проблему материального благополучия.

11. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть:

б) индивид;

в) личность;

г) гражданин.

12. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:

а) божественном предопределении;

б) неразвитости науки и техники;

в) существовании частной собственности;

г) низком уровне развития культуры.

13. «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе:

а) архетипа;

б) первичных влечений с целью получения удовольствия;

в) импульсов, исходящих из области сознания;

г) интеллектуальной интуиции.

14. Характерной чертой русской идеалистической философии является:

а) строгость логических построений;

б) антропологичность;

в) системность;

г) детальная разработка гносеологии.

15. Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для:

а) марксизма;

б) экзистенциализма;

в) структурализма;

г) позитивизма.

16. Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке считается:

а) С. Кьеркегор;

б) Ф. Шеллинг;

в) А. Бергсон;

г) А. Шопенгауэр.

17. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законами функционирования, называется:

а) социологизаторской;

б) рационалистической;

в) гуманистической;

г) натурализаторской.

18. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о:

а) соотношении бытия и небытия;

б) познании мира;

в) свободе воли человека;

г) возможности построения идеального государства.

19. К числу людей, предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести:

а) О. Шпенглера;

б) Н.А. Бердяева;

в) М. Вебера;

г) В.И. Вернадского.

20. Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек:

а) смертен;

б) одинок;

г) бездуховен.

21. Буддизм считает человека существом:

а) творческим;

б) страдающим;

в) играющим;

г) познающим.

22. Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для:

а) позитивизма;

б) марксизма;

в) экзистенциализма;

г) структурализма.

23. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека:

а) К. Маркс;

б) З. Фрейд;

в) М. Хайдеггер;

г) А. Камю.

24. К биологизаторским концепциям сущности человека относится:

а) феноменология;

б) социал-дарвинизм;

в) марксизм;

г) экзистенциализм.

25. Понимание всякого действия человека как предопределенного заранее есть:

а) нигилизм;

б) волюнтаризм;

в) фатализм;

г) прагматизм.

26. Структура сознания, согласно З. Фрейду, состоит из…

а) Я и не-Я;

б) Эроса и Танатоса;

в) либидо, сублимации;

г) Сверх-Я, Я, Оно.

27. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет … функцию:

а) эвристическую;

б) критическую;

в) информационную;

г) практическую.

28. Согласно марксизму, свобода – это…

а) деятельность, опирающаяся на разум;

б) деятельность, не влекущая за собой ответственности;

в) осознанная и практически освоенная необходимость;

г) полная независимость от обстоятельств.

29. Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами…

а) античности;

б) средних веков;

в) XVII – XVIII вв.;

а) С. Кьеркегор;

б) Э. Гуссерль;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм;

д) П. Тейяр де Шарден.