Испытание одиночеством православие. Больше вопросов не будет

Одиночество - страшная проблема современного мира. Одиночество - как странно оно в нашем столь суетном и столь перенаселенном мире: одиночество вдвоем - в семьях; одиночество детей - при наличии, казалось бы, любящих родителей; одиночество стариков - даже при родственниках; одиночество молодых, не могущих найти себе пару для создания семьи. Одиночество - какое оно разнообразное, одиночество! Как оно болезненно, какие гадкие и разъедающие душу чувство будит оно порой, вне зависимости от нашего желания - зависть, уныние, ропот…

От чего же оно зависит, это одиночество? Порой ведь посмотришь, одинокий человек - а от него идет такое тепло, такой свет, который согревает всех вокруг вне зависимости от их личного участия! А порой видишь, и окружен родными человек, а в глазах - неизбывная тоска одиночества. И думаешь, думаешь, думаешь... Как принять в себя это одиночество, как к нему отнестись: как к Воле Божией? Или как к каре Небесной? И что делать? - Принять все, как есть, и найти в себе силы жить одному? Или пытаться найти себе пару, невзирая ни на что? Вопросы, вопросы, вопросы... И передо мной встали эти вопросы, причем еще давно: и до моего прихода в Церковь, и до ухода мужа из семьи. И сейчас они стоят передо мной. И каждый раз решаются они очень и очень болезненно.

Тема одиночества, мне кажется, очень огромна, и пытаться найти ответы на все вопросы в рамках одной статьи, конечно же, невозможно. Потому что одиночество молодых отличается от одиночества пожилых, от одиночества детей... Помните, как начинается роман «Анна Каренина»? - «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Так у людей и в своем одиночестве, в своем к нему отношении. И напрасно строить умные фразы и выдавать готовые советы, пока ты сам, на личном опыте не столкнешься с этой проблемой. А столкнувшись, опять-таки на мой взгляд, следует говорить только о своем ощущении этого, о своем пути преодоления (или непреодоления) одиночества.

Думается, верующему человеку немного легче переносить тяготы одиночества (если оно вызывает у человека тяготу). Ведь есть люди, которые по внешним признакам, вроде как, одиноки, но они самодостаточны, у них широкий круг интересов, они не замкнуты на себе, открыты миру, воспринимают его проблемы, боли и немощи, поэтому и не чувствуют себя одинокими. Верующий человек всегда может обратиться к Богу в своей тоске, в своей неуверенности, в своем желании. Другое дело, что не всегда он хочет это сделать - ведь откуда-то рождаются у верующих и ропот, и обида на Бога за отсутствие «долгопросимого» счастья общения.

Если говорить о себе, то одиночество для меня все-таки было проблемой. Вообще, я, наверное, до сих пор не поняла глубины этого понятия. В молодости понятие одиночества было одно: поверхностное, легкое, незадумчивое. Одиночество - это когда ты один, тебе не с кем поболтать, не с кем посмеяться, когда тебе скучно. И решение этой проблемы находилось столь же быстро: пойти в компанию, позвонить подружке... Со временем, к несчастью, я поняла, что можно быть одиноким и в семье. Когда ты вдруг начинаешь понимать, что человек, с которым ты живешь, совершенно не нуждается в общении ни с тобой, ни с сыном. Как сосед на вокзале. Страшное, скажу вам, ощущение. Но Господь посылает нам не выше сил. Он всего-то и хотел, чтобы я научилась думать, но в то время я не понимала этого. И нашла решение, опять-таки, надеясь на свои силы и пойдя по пути наименьшего сопротивления: ушла с головой в воспитание ребенка, попросту перестав обращать внимание на обособленность мужа. Конечно, к хорошему это привести не могло, семьи не стало.

Потом долгое время проблема одиночества передо мной не стояла: целиком уйдя в сестринское служение, я была буквально счастлива, что дома нет необходимости выкладывать свою душу для семейного служения.

Только иногда царапало по сердцу: то в журнале каком-то прочитаешь, что истинное место женщины в семье и что спасается она служением мужу и детям, то какой-нибудь очередной «круглый стол» придумают на тему «Сестринское и семейное служение - что выше?» - и вывод сделают не в пользу «одиноких». То доклад какой-нибудь прочитают на конференции, и сказано там будет, что одинокая женщина это «недочеловек», и если она еще и «у руля» Сестричества находится, то тут уж совсем беда - свои авторитарные комплексы тут реализует в полную силу на горе духовнику и сестрам. Ну, словом, как волка флажками обкладывают: или в монастырь, или замуж - складывалось впечатление, что женихи прямо толпами стоят у порога и ждут, когда ты снизойдешь до них с высоты своего величия.

Вот, кстати, пользуясь случаем, хочу сказать таким вот борцам за возвращение женщин в семью: не сыпьте соль на рану! Одинокие женщины в Церкви - это не всегда, а правильнее сказать, в подавляющем большинстве - не авторитарные комиссарши; они не от хорошей жизни одиноки. И они дарят тепло своих одиноких сердец сиротам, бомжам, одиноким старикам. Не надо обвинять их в недоженственности, не надо принижать их жертвенность и их путь ко спасению. Ну почему мы всегда сбиваемся со срединного, царского пути? Почему мы дерзаем решать за Бога, что ему угоднее, что ему приятнее и кто спасется? Какая-то протестантская предопределенность скользит в словах о том, что если православная женщина имеет семью, то она спасется, а вот такая «праздношатающаяся» - нет. Вы что, в каких-то других храмах бываете? Вы не видите, какое количество мужчин в храмах стоит? Где одинокой женщине найти того, единственного, через которого она призвана будет спастись? Или хватать первого встречного и нестись с ним в ЗАГС, а потом почивать на лаврах: теперь-то уж точно спасена?..

В Сестричестве, где я служу, не могут себе найти пару молодые девушки - очень даже симпатичные, умные, целомудренные. Те же православные юноши брезгливо кривят носики, когда узнают, чем эти девочки занимаются в Сестричестве: «Ах, бомжи!.. Ах, старики!.. Ах, памперсы!..» - не комильфо! Вот клирос - это другое дело!.. Очень бы мне хотелось, чтобы наши дорогие пастыри обращали побольше внимания на воспитание в православных юношах уважения к сестринскому служению, благоговению перед юными девушками, идущими на такой подвиг.

Но это так, отступление от темы получилось. Необходимое, ибо наболевшее.

Итак, со временем получилось, то ли в силу собственного взросления, то ли в силу Божиего вразумления, что я стала воспринимать одиночество уже не как скуку. Стало радостно иногда побыть внутри себя. Стало хотеться вырваться из огромной лавины сестринских дел, из круговорота звонков, СМСок, «ВКонтактов», общения, прений - и просто побыть наедине с собой, с Богом. Очевидно, в связи со все уменьшающейся возможностью осуществить все это, недостижимое стало желанным. Уже пришлось приспосабливаться и хранить одиночество внутри себя даже при работе на отделении, когда язык твой работает, помогая рукам, отвлекая больного, а сердце молится за этого больного, и там, внутри, начинает звучать молитва - вопль о помощи самой себе в служении и о милости к болящему.

Понятие «одиночество» расширилось, перестало пугать, лишилось своего сугубо негативного окраса. Понимаете, это как с холестерином: есть холестерин хороший, а есть плохой. И должен соблюдаться баланс в организме: не допускаться уменьшение хорошего и увеличение плохого. Так и с одиночеством: «хорошее одиночество» - это одиночество внутри себя, поиск внутри себя Бога, попытка внутри себя найти молитву. Вот его хорошо бы побольше! А «плохое одиночество» (по крайней мере, для меня на данный момент жизни) - это одиночество человеческое, женское. Женское начало никуда не денешь: как говорит мой кум, «гены пальцем не раздавишь». Хочется, чтобы был рядом человек, с которым можно было бы разделить «хорошее одиночество», с которым было бы интересно молчать, с которым хотелось бы смотреть в одну сторону. Не женское дело быть сильной, хочется поучиться, в конце концов, не решать все проблемы в быту, хочется побыть «совещательным голосом». Но на свое хотение должно быть еще и Божие произволение.

И главное, наверное, - не уступать помыслам «зациклиться» на решении этой проблемы любыми путями. Надо научиться и в этом вопросе, как и во многих других, доверять Богу: Он знает, когда, кому и что нужно. Ведь и семейная, и монашеская, и сестринская жизнь - не сахар; на мягкой перинке не получается спасаться. И скорби нас ждут на любом пути. Видимо, главный способ бороться с «плохим одиночеством» - по крайней мере мне он помогает - это в момент, когда оно подступает к самому горлу, резко перестать себя жалеть и в себя смотреть. Вместо этого - срочно оглянуться вокруг и увидеть, скольким людям нужна помощь, и, помолившись, поспешить сделать хотя бы что-то для них.

Помните, в фильме «Однажды, 20 лет спустя» многодетная героиня Натальи Гундаревой делится своим опытом преодоления трудностей перед иностранной делегацией? «Надо просто забыть про себя и постоянно думать о них» Так и тут, наверное: легче всего смотреть на счастливые семьи, на влюбленные пары, на тихую дружную старость - и давиться глухой завистью к ним и острой жалостью к себе. Но полезнее всего понимать, что ты - тоже человек, и если тебе Господь не дал их радости, то, с другой стороны, Он же и лишил тебя их скорбей. И твоя обязанность, как человека - быть человеком , а это значит - жить для других. В семье ведь если ты не живешь для других - ничего хорошего не получится. Значит, окинь взглядом свою большую семью - каждого встреченного тобой человека, прими его в свое сердце, раздели с ним его горести, пройди с ним два Евангельских поприща - и ты почувствуешь, как уходит твое «плохое одиночество», как расправляются плечи, как снова хочется и можется жить, терпеть и двигаться дальше к Богу!

Наталья Гусева,
старшая сестра православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Говорят, что некоторые люди рождаются под счастливой звездой. А мне кажется, что некоторые звезды светят над счастливыми людьми. Не звезда делает человека счастливым, а понимание своего предназначения в этом мире. Самое сложное в этой жизни — понять свою цель, понять, чего от тебя хочет Бог. И если человек одинок, важно правильное понимание и отношение к одиночеству.
Итак, для начала давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим определение слова «одиночество».
ОД И НОЧ ЕСТВО — состояние одинокого человека (Толковый словарь Ожегова).
ОДИНОЧКА — живущий один, одиноко, в одиночестве; неженатый, холостой, (Толковый словарь Даля).
Я думаю, и пусть сестры простят меня за дерзость, что имею право говорить об одиночестве. У меня нет ни отца, ни матери, я не замужем. По человеческим меркам, я одинокая. И, конечно, могу привести примеры из своей жизни, когда особенно ощущается одиночество. Когда наступает 8 марта и не хватает матери, когда наступает весна и пора влюбленных — не хватает близкого человека рядом или когда я находилась одна в пустой квартире — без телевизора, без радио, без магнитофона, без телефона, лежа на полу… Да, мне знакомо это чувство, это состояние -одиночества… Но есть большое «НО», есть один секрет, который я вам раскрою позже.
Мы с вами люди верующие, и Библия является основой для нашей жизни, поэтому посмотрим примеры, оставленные на страницах Священного Писания для нашего назидания.
Когда же чувствуется одиночество? Во-первых, когда нет никого рядом. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4:9,10).

Одиночество приносит с собой печаль, разочарование, грусть, слезы… Илия остался в одиночестве, и ему было плохо: «остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3 Цар.19:14). Давид восклицал: «Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен» (Пс. 24:16). Иона тоже был один: «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).
Одиночество порой кажется тяжким бременем, от которого хочется избавить- ся. Но оно бывает и полезным, приносит с собой душевный покой, мир, силы… Одиночество заставляет человека тянуться к Богу. В это время можно почитать, помолиться, поплакать перед Богом. Из Священного Писания мы узнаем, что и цари, и пророки, помазанники Божьи, и Сам Иисус Христос — любили одиночество, так как в нем человек начинает искать Божье присутствие, помощь, благость, милость Божью, которая необычным образом открывается в это время. Иосиф прошел через одиночество — отделение от родителей, предательство братьев, рабство, темница… но Бог был с ним. Поэтому, когда Бог дарит нам минуты, часы или дни одиночества, помните, что это золотое время!
К одиночеству стремились Моисей, Исаак. Мы читаем: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить…» (Быт. 24:63). Про Иисуса Христа говорится: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Map. 1:35).
Как я упоминала в начале, было время, когда я особо ощутила одиночество — в пустой квартире без телевизора, без радио, без магнитофона, без телефона, лежа на полу… И могу сказать, что это было лучшее время в моей жизни, потому что я особо ощутила и близость с Богом! Когда ничто и никто тебя не отвлекает, а есть только Библия и молитва, именно тогда ощутимо, что в одиночестве мы не одиноки!!!
Мы поговорили о ситуации, когда никого нет рядом. Но есть и другое одиночество — когда рядом много людей, но среди них нет родственной души. Такое одиночество бывает, когда человек не имеет семьи; или у супругов разные цели и приоритеты в жизни; или же, когда человек испытывает утрату близкого.
Итак, рассмотрим ситуацию, когда человек не состоит в браке. Быть не замужем считалось проклятием, но Бог объяснил через ап. Павла в Первом послании к Коринфянам, что это может быть большим благословением, особым даром.
«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:7,8). «Только каждый поступай так, как Бог ему определил…» (1 Кор. 7:17). «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения» (1 Кор. 7:32-35).
Ни для кого не секрет, что у незамужних больше свободного времени и больше возможностей послужить Господу. Замужние не могут свободно ездить в миссионерские поездки и христианские лагеря. И я это испытала, и имею возможность очень много ездить и трудиться во славу Божью.
Екклесиаст говорит: «Всему свое время» (Еккл. 3:1). Всему свое время, и важно правильно и мудро использовать наше время и положение. И если Богу угодно, чтобы вы были замужем, в свое время это произойдет, ну а пока пользуйтесь прекрасными возможностями своего одиночества во славу Божью!
Другая ситуация — у супругов разные цели и приоритеты в жизни и, находясь рядом друг с другом, они испытывают одиночество. Иов столкнулся с таким одиночеством (Иов 2:9), а также Авигея, будучи женой Навала (1 Цар. 25:3).

Прекрасные стихи об этом написала христианская поэтесса Марина Тихонова:
Как страшно одиночество вдвоём,
Когда объединяет только быт.
Есть, вроде, муж, и я – жена при нём,
Но одиночество во всех щелях сквозит.

И не с кем свое горе разделить,
И счастье твое тоже не поймут,
Не можешь по душам поговорить,
Боясь, что надоедливой сочтут.

А так хотелось разделить судьбу,
И мысли, и желанья, и мечты,
Но отчего тогда, я не пойму,
Давно уж с одиночеством на «ты».

И нету сил стучать в глухой забор,
И ранить сердце об осколки фраз,
Лишь изредка ловить, как будто вор,
Немного теплоты из жестких глаз.

И как так получилось, почему,
Быть может, мы когда-нибудь поймем.
Как трудно строить счастье одному,
Как страшно одиночество вдвоём.

К сожалению, в наших церквах такое одиночество преобладает, так как мужья у многих наших сестер — неверующие. И хочу лишь напомнить, что Бог вас не покидает и никогда не покинет, Он пройдет с вами это поприще и поможет нести ваш крест.
И последнее-вдовы. Наш Бог-Бог сирот и вдов. Мы читаем в 1 Тим. 5:5: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Каждый мечтает иметь рядом кого-то, с кем сможет жить, полностью доверяя ему, разделяя с ним самые сокровенные мысли и чувства. Опять совет от Господа -молиться, а значит, пребывать в общении с Богом, потому что только Он способен утешить так, как ни один человек не утешит. Только Он поймет всю боль души.

Человек одинок в мироздании,
Как потяренный грош — одинок.
Только Бога живое дыхание
Зажигает в душе огонек.

Только Божья любовь и прощение
Ради Крови, пролитой Христом,
Обещает тебе возвращение
В тот небесный, утраченный дом…

Юлия Бородулина

Все познают однажды одиночество. Потому что нельзя развить в себе веру, любовь и надежду, когда вы счастливы, довольны, любимы, окружены друзьями. Это возможно только тогда, когда вы внутренне одиноки и покинуты.
Мужчины и женщины встречаются в жизни со страданиями и волнениями, потому что не могут найти свой идеал. Но человеческую душу возможно заполнить только Богом! Тот, кто хочет победить одиночество, жить в радость себе и людям, должен слиться с Богом, опереться на Бога, верить в Него, любить Его. Даже тогда, когда все идет из рук вон плохо, и вы ощущаете себя кораблем, плывущим в океане без компаса, доверяйте Богу, опирайтесь на Него. Бог любит вас, Он заботится о вас, Он видит все и знает все. Он сделает все для вас. А от вас Он просит только одного — чтобы вы любили Его и опирались на Него.
Молись, жди, познавай волю Божью и исполняй ее, служи Господу и радуйся Его присутствию в твоей жизни. Вот он, секрет — в одиночестве мы не одиноки!!!

Елизавета ПУЗАНОВА
(миссионерка в с. Чок-Майдан, Молдова)
Ямало-Ненецкий АО


Знакомая страдает от одиночества. Я молюсь за нее, чтобы Господь послал ей венчанный брак. Есть ли специальное молитвенное правило об этом?

Тут надо иметь личную молитву. Если есть какая-то конкретная нужда, нельзя только утренними и вечерними молитвами "отделываться". Помимо ежедневного правила надо уметь говорить с Богом. Допустим, пришла к вам подруга; если Вы ей доверяете и она Вам близка, все проблемы расскажете. Даже сокровенным поделитесь: и про болезни, и про работу, и про родных. Самым близким должен быть для нас Господь. Господь постоянно ждет нашего обращения к Нему, готовый прийти на помощь и исцелить наши душевные болезни. С Ним мы должны делиться прежде, чем с подругой, своими скорбями, рассказать о своих нуждах, печалях, заботах. Надо приучить себя постоянно обращаться к Нему, говорить с Ним. Можно даже разговаривать с ближним, а сознанием стоять перед Богом, внимая, что Он нам пошлет через ближнего.

Святые люди многого Богу не говорят. Они так умеют жить, так стоять перед Богом, что это заменяет многие слезные, коленопреклоненные молитвы других. Они стоят перед Ним чистым сердцем, внимая, что Он им пошлет, и смиренно все принимают. За это смирение Господь заботится и ограждает их, как истинный Отец Небесный, дарует им благодать. Они стоят перед Ним в благодати и чувствуют себя в полной безопасности от напастей. Это состояние и есть безсловесная молитва святых людей. Оно даруется за чистоту сердца, отданного Богу. Помните: "Чадо, даждь Мне твое сердце". Эти люди так покорились Богу, что совсем забыли себя.

Всем нам надо учиться молиться и словами, и мыслями, всей душой. Потому что сердце - это престол, с которого душа должна возносить свои молитвы к Богу.

Когда мы молимся, душа посылает свои прошения Господу, и Господь дает ответ. Душа, настроенная на такой разговор, чувствует ответ. Обязательно чувствует, что Господь услышал и принял ее заботы на Себя. Мы должны заканчивать свои молитвы так: "...Господи, не как я, но как Ты, да будет воля Твоя", полностью предавая свое прошение в Его волю. Он лучше нас знает, будет ли просимое полезно для дела нашего спасения.

Например, нашли мужа. Пусть он и православный, а по духу может не подойти. Начнутся мучения, грехи. А если обратиться к Богу, Господь пошлет того, кто станет настоящим спутником и в этой жизни, и в потустороннем мире.

Апостол Павел говорит: "Хорошо человеку оставаться так (одному). Впрочем, если и женишься, не согрешишь. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор.7, 26-28).

В чем смысл жизни одинокой женщины? Как относиться к одиночеству - как к наказанию, предназначению, или испытанию?

Сейчас стало модно одиноким женщинам "заводить" детей. Цель жизни одинокой женщины не в том, чтобы иметь детей без мужа. Если так получилось, что она одна, то это время надо использовать для покаяния, для спасения. Пусть живет чистой, благочестивой жизнью, делает добрые дела, милосердствует, помогает ближним, молится. Молиться ведь это тоже труд, и труд великий. И будет невестой Христовой, угодной Богу.

В редакцию «Правмира» пришло письмо: Я не могу понять замысел Бога о cебе. Кому нужно мое несчастье? Мне скоро будет сорок лет, живу в небольшой квартире с мамой. У меня интересная работа, много друзей, пою на клиросе, преподаю в воскресной школе. Внешность у меня обычная, синим чулком в черном платке никогда не была – участвую в мероприятиях компании и т.д. Но я не замужем, даже жениха никогда не было, как и детей. И, наверное, уже не будет….

На , в котором она рассказывает о том, что страдает из-за отсутствия семьи, детей и спрашивает, как же принять это, как принять волю Божью о себе, отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре.

Протоиерей Александр Ильяшенко

– Здравствуйте, дорогая Елена!

Вы задаете вопрос очень и очень трудный. Думаю, это один из самых трудных вопросов, существующих на белом свете.

Есть трудные вопросы теоретического характера, требующие философско-богословского анализа. Но, как известно, «суха теория, мой друг». А ведь у вас – вопрос практический, и нужен ответ, который помог бы Вам принять то, с чем вы столкнулись на своем жизненном пути.

Сделать это непросто. Ведь желание иметь семью, ребенка – естественная, врожденная, сильная и благородная сторона женской природы. Спросите, например, у юноши: «Хочешь детей иметь?» Он на тебя посмотрит с некоторым удивлением. А девушка сразу ответит: «Конечно, хочу!» И когда девушка отвечает, мимолетная улыбка обязательно тронет ее губы, потому что это – глубокое, сокровенное и благороднейшее стремление нормальной, здоровой женской души.

И когда это нормальное, благородное стремление девушки, женщины никак не находит реализации, конечно, она страдает от этого. Но нельзя свое страдание делать чем-то абсолютным, полностью сосредотачиваясь лишь на нем. Там, где трудно – там трудно. Значит, нельзя расслабляться. Когда ты идешь по скользкой дороге, ты не можешь позволить себе смотреть по сторонам и любоваться красотами природы.

Если зазеваешься, расслабишься – поскользнешься, упадешь, можешь получить ушибы, а порой – и сломать руку, ногу, или получить сотрясение мозга. Ты должен, даже против воли, нести по жизни такое испытание, а расслабиться-то хочется. Но нельзя расслабляться там, где трудно.

А вот почему трудно – это снова вопрос, на который нет рационального ответа. Как и на многие другие. Почему существует зло? Почему любящий и всемогущий Бог попускает его существование? На этот вопрос рационального ответа нет. Все ответы, которые давали Святые Отцы, в конечном итоге, лежат в области веры. То есть при помощи только интеллектуального напряжения ответов ты не найдешь, лишь при помощи напряжения духовного. С верой в то, что если Господь так сотворил, значит, так тому и быть, хотя нам этого не понять. Ну, не понятно, почему мать должна хоронить своего ребенка. Разве можно ей сказать: «Ты хоронишь своего ребенка потому, ты такая грешная, а я не хороню потому, что я, значит, безгрешный»?! Это же будет абсолютно неправильно и прозвучит просто ужасно безжалостно.

Как можно принять подобную скорбь, совершенно несоизмеримую с нашими грехами? Только верой. Только сказав честно и искренне Богу: «Я не понимаю, это за пределами моего разума. Господи, дай мне силы принять». И, повторяю, здесь невозможно получить рациональный ответ. Человек – существо духовное. И вот своей духовной составляющей он может ответ от самого Бога услышать в своей душе и принять его.

Если, пытаясь разрешить проблему: «почему подруги воспитывают детишек, а у меня до сих пор нет ни мужа, ни детей», стоять на рациональных позициях, то можно просто дойти до умопомрачения, или прямого сумасшествия. Никто не может сказать, почему. Не потому, что они лучше Вас, не потому, что Вы хуже кого-то. Потому, что это – тайна.

Еще один момент: все мы друг с другом связаны, хотим мы этого, или не хотим. Мы живем в «постхристианском мире», когда многие понятия извращены и перевернуты. И это на фоне того, что природа человека подвержена греху. Причем мужская природа подвержена греховным наклонностям сильнее, чем женская. Например, если брать уголовную преступность, то соотношение находящихся в заключении мужчин и женщин – шесть-семь мужчин на одну женщину. Также как и алкоголизм. Женский алкоголизм есть, это ужасное явление, однако он встречается гораздо реже, чем мужской. То есть мужскую природу, как показывает практика, изменить, извратить легче, чем женскую.

Воспитать настоящего мужчину труднее, чем воспитать настоящую женщину. С этой трудной задачей наше общество (а составляем его мы) не справляется. Вместо того чтобы воспитывать настоящих мужчин, мы воспитываем развратников, бабников, преступников, трусов, кого угодно. Я не говорю, что все мужчины такие, не надо мои слова воспринимать как обобщающие, но я говорю о степени разложения мужского и женского начала в современном человечестве.

Однако можно вопрос задать по-другому: а кто воспитывает наших мужчин? Очень часто – матери-одиночки. А почему появляются матери-одиночки? В том числе и потому, что несчастные, бедные, хорошие, прекрасные наши женщины почему-то готовы вступать в определенные отношения с мужчинами, не заключая брака. Сколько у нас подобного разврата! Вот здесь как раз оба пола – равны и равно виноваты. Ведь каждой женщине дана прекрасная добродетель – целомудрие. Если бы все женщины хранили бы эту добродетель и были бы неприступными, мужчины из бабников превратились бы в рыцарей.

Многие женщины нарушают заповедь «не прелюбодействуй». Но, как я уже сказал, мы все связаны. Грешат одни, а страдают другие. Грех – это в какой-то мере космическая катастрофа. Грешишь ты, а отвечать и страдать будет кто-то другой. Живет, например, прекрасная, молодая женщина, но не попадается ей мужчина, которого она могла бы назвать мужем. В силу того, что мужская природа разлагается легче, а воспитывали его женщины, которые позволяли себе то, чего позволять недопустимо, другие женщины оказываются без мужа.

Получается, что очень многие страдают не потому, что они виноваты, а потому, что так безнравственно развивается наше общество. Но, не знаю, легче от этого или нет, тем, кто, подобно Лене, задавшей нам этот вопрос, остаются лишенными такой естественной радости, как создание семьи, рождение детей. Речь идет о том, что нужно просить у Господа смирения, чтобы принять жизнь так, как она складывается. Здесь нельзя впадать ни в крайности, ни в комплексы неполноценности, ни в уныние и тоску.

Да, вопрос, на который нет рационального ответа, сидит глубоко в сознании. Не надо искать на него ответа, а нужно молиться Господу, чтобы Он дал силы принять действительность, принять Его волю. Еще раз подчеркиваю – рационального ответа нет. Есть только ответ веры.

Да, это крест, и тяжелый крест. Но иметь семью подчас бывает еще тяжелее. Конечно, семья – это желанный крест, но когда дети болеют, заметьте, перед родителями встает тот же вопрос: «Почему? Что, я хуже других? Разве я не люблю своего ребенка?» И на него тоже нет рационального ответа. В семейной жизни могут быть тяжелейшие испытания: болезнь или смерть детей, супругов… Есть путь монашеский, и это тоже тяжелый крест. Некоторые, вставшие на этот путь, не выдерживают его, ломаются под его тяжестью. У них не хватает чего-то очень значительного: веры, молитвы, стойкости, постоянства. И это трагедия.

Каждому, несущему свой крест, нужно искать выход из, казалось бы, безвыходного положения. Можно сконцентрировать всю свою волю, чтобы верить и верить так, чтобы по вере произошло чудо. Не обязательно во внешней жизни – в твоей душе. И оно произойдет, если человек верит и всем своим существом взывает к Милосердному Господу: «Господи, помилуй». Возьмите примеры знаменитых стариц, например, Матронушка Московская – слепая, Матронушка Рязанская, – современницы, и какие страдания они испытывали. Если принимать с верой, то Господь творит невероятные чудеса. Многие святые вслед за царем Давидом имели силы искренне сказать: «Благо мне, яко смирил мя еси Господи!»

Вера же обретается подвигом духовным. Нужно приложить огромное духовное усилие. Все мы хотим жить нормально, особо не грешить и радоваться простой, обыкновенной человеческой радостью. А Господь зовет нас к другому: Господь призывает нас к подвигу. Почему, допустим, так высоко почитается воинский подвиг? Потому что он действительно требует беззаветной самоотдачи и жертвы до крови и до смерти. А подвиг преподобных, которые сами себя обрекают, причем добровольно, на невыносимые лишения!

Мы должны взирать на Господа нашего, Иисуса Христа, который, будучи невиновным, добровольно пострадал за виновных. И Он указывает нам путь самоотверженной любви.

Быть избранником Божьим очень тяжело. И несение этого креста избранничества требует колоссальных духовных усилий. А мы привыкли к расслабленной жизни. Но Господь желает, чтобы ты сосредоточился, чтобы ты напрягся, чтобы ты поднял на себя подвиг. Еще раз повторю, что мы таинственно связаны друг с другом. Так же как грех распространяется на многих, так и твой подвиг окажется спасительным для кого-то.

Несомненно, твой подвиг, который ты несешь со смирением и любовью ко Христу, будет спасительным для тех людей, которых ты, может быть, и не знаешь, но которых Господь, так же как и тебя, желает спасти. Кажется, это – несправедливо, ведь тебя не спрашивают, хочешь ли ты сам кого-то спасать.

Но наша земная жизнь – дар, который вручил тебе Господь, с тем, чтобы ты наследовал жизнь вечную. То благо, которое Господь уготовал любящим Его, столь велико, и радость общения с Ним столь светозарна, что забудутся все земные тяготы и лишения.

Чувство одиночества бывает разным, иногда оно может быть ложным. Я встречал людей, у которых было много знакомых, но они все равно чувствовали одиночество. Так что есть мнимое одиночество, связанное с тем, что человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на себе и гипертрофирует свои чувства, скорби, переживания…

Я думаю, что до пришествия в мир Христа все люди были несчастны, все люди страдали: были они женаты или не женаты, выходили замуж или не выходили, были они богаты или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, - всё равно страдание являлось неизбывным, страдание оставалось непреодолимым… Грех исказил мир. Господь дал Адаму жену - и человеку стало хорошо, но когда в мир вошел грех, то душа человека, даже такого, у которого есть жена и дети, - все равно не может найти успокоения, и поэтому здесь выходит вперед не проблема одиночества, а проблема греха. И если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом, - то одиночество можно преодолеть, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни, как может преодолеть трагедию нищеты, голода или смертельной болезни человек, если он знает Христа, ищет Христа, если он жаждет духовно, а не материально. Мы знаем, что среди святых многие были очень тяжело больны. Такие многоболезненные святые очень страдали, многое терпели, и тем не менее они все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Так и человек, если он верит во Христа, то ради Христа он даже готов ОТКАЗАТЬСЯ от земного счастья.

Как есть мученики вольные и невольные, так есть монахи и призванные к подвигу одинокой жизни, и свободно избравшие этот путь, и те, кто этот путь не избирал, невольно живущие в целомудрии. Например, святой праведный Алексий, человек Божий. Он добровольно отказался от того, чего сейчас ищут многие юноши и девушки, и был счастлив, обретя свое блаженство во Христе. Много было пострадавших за Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов, и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей, которых постигают страдания и болезни. Если человек самоотверженно, с упованием на Бога переносит все посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.

В действительности здесь, на земле, мы все в той или иной степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство которого для человека может быть очень трудным и тяжелым, но если он несет свой крест благодушно, без ропота, - это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто называет Себя нашим Другом, - Христос, - Тот, Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице Екатерине, Женихом, Небесным Женихом. И общение со Христом помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым близким человеком. И здесь естественное одиночество преодолевается сверхъестественным общением со Христом, и человек то, что недополучает по естеству, то, что недополучает по обычным законам этого мира, - восполняет общением со Христом. Преодолевается естественное одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, намного больше, чем жениха, намного больше, чем жену и детей, - обретает Самого Бога в своей душе.

Я считаю, что все проблемы человеческого общения преодолеваются, когда человек идет к Богу. Без возвышения этих проблем на другой, совершенно иной уровень их решить, мне кажется, невозможно. Все спорные проблемы нашей земной жизни, расположенные в ее плоскости, разрешаются только тогда, когда человек выходит за рамки этой плоскости, когда он обращается с молитвой к Богу, когда его жизнь начинает строиться на вере во Христа, - тогда все эти вопросы можно решить.

В Евангелии не пишется о том, что мы будем любимы другими людьми, хотя говорится, что если человек оставит отца, мать, родственников, то обретет гораздо больше, чем у него было./Ср.:Мф.19,29/ Нужно уметь совершить этот подвиг самоотречения, самопожертвования. Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, начинает жить для Бога, - он меняется и становится близок и интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди (одинокие в смысле отсутствия родственников), которых все очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна женщина. Очень часто, к сожалению, случается, что мы долго не можем найти человека для помощи по уходу за умирающими людьми. У всех свои дела и заботы, и если у больного нет близких родственников, то очень трудно организовать за ним уход, а иногда такой уход нужен круглосуточно. Так вот, когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек находится в тяжелом состоянии одиночества только потому, что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных. В этом случае нужно научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, - нужно найти человека, чьё одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему, - и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше: он видит, что есть люди, которые страдают гораздо больше, чем он, - и приходит в трезвое, правильное внутреннее состояние.

Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка… Она может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых очень часто есть проблемы, взять их в свое сердце, заботиться о них, любить их, служить им, помогать учиться… Такой подвиг, возможно, очень трудный, но и радостный, если есть любовь. Нужно научиться любить - тогда никакого одиночества не будет.

Человек, конечно же, нуждается в тепле и сочувствии других людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма трудно, даже немного искажается его душа. Например, дети, которые не получили любви и тепла в детстве, дети, которые находятся сейчас в домах ребенка, - в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток любви очень тяжело. Так, в период подросткового возраста детям нужны друзья, но еще не так сильно, как впоследствии, в этот период мать заменяет им друзей, а вот во время взросления, в молодые годы они очень нуждаются в друзьях. В зрелые годы наличие друзей уже не так для человека обязательно, хотя важно, чтобы кто-то был рядом. Но христианин должен перерасти эту естественную потребность. Жизнь ему для того и дана, чтобы научиться жить в радости с Богом. Естественные, дружеские отношения оказываются не так важны для человека в дальнейшем, эта проблема перестает быть такой острой, хотя все равно остается. Она остается, пока человек не достигнет совершенства. Я не думаю, что святой праведный Алексий Мечев чувствовал себя одиноким после смерти жены, хотя какое-то время это, конечно, было. И я не думаю, что отец Иоанн Крестьянкин перед своей кончиной чувствовал одиночество, так сильно его любили другие люди. Но его любили другие люди - потому что он любил! Так с чего начать?! «Одиночество - это плохо». «Полюбите меня - а я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить - и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.

У некоторых в действительности есть много друзей и знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни, одиночество, может быть, от усталости, и здесь мы сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества. Человек считает это одиночеством, а на самом деле это что-то другое. Я знал одну женщину, которая на исповеди все время жаловалась мне на свое одиночество, хотя у нее были замечательные сыновья, один из которых - священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые все ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли, мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного устроения души.

Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, трагедия или драма, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, - мы должны не просто просить и требовать чего-то у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», а нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне жениха?» В чем причина этого? Может быть, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу, более высокому? Возможно, я нужна другим людям, а не одному только человеку: не жениху, а тем же самым детям? Например, директор нашего детского дома - одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас бы, возможно, не было детского дома, потому что всё держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане! О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, - это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными - разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, - то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, - то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы, появляется другое умение в душе.

Научиться ходить - очень трудно. Ты падаешь, ползаешь все время по полу на четвереньках. Но если ползать на четвереньках - ходить никогда не научишься. И научиться говорить тоже иногда трудно, как и научиться писать. Вообще приобрести определенные навыки, а речь здесь идет не о каких-то навыках естественных, а о сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, - это всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает - эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и уже его не смущают.

В наше время часто встречаешься и с тем, что человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь, - и это, конечно, эгоизм. Многие современные люди сейчас даже НЕ ХОТЯТ жениться, НЕ ХОТЯТ выходить замуж, стремясь жить так, как им нравится. «Я, - говорят они, - еще не нагулялся, я не сделал того-то, я еще ничего в жизни не достиг. Вот когда я чего-то достигну, когда получу все удовольствия, - тогда буду искать себе супругу». Это другой, в совершенно другую сторону крен греховный.

Есть еще и явление стремления к «дружбе» с духовником, как к одному из способов преодоления одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает так, что иногда «старые» духовные чада становятся друзьями Батюшки, и Батюшка с ними куда-то ездит, проводит вместе с ними время, ходит в гости, - отношения действительно устанавливаются дружеские, то есть лучше сказать, что дружеский элемент входит в эти отношения, которые могут оставаться очень благоговейными. Эти друзья из духовных чад относятся к Батюшке снизу вверх, сохраняя правильную дистанцию, но в то же время оттенок этих отношений дружеский. Для молодых людей это очень опасная вещь, потому что некоторые девушки, которые еще не вышли замуж, пытаются иногда найти в духовнике тоже какого-то друга: начинают обижаться на духовника, ревновать, надоедать ему звонками и какими-то вопросами, не имеющими отношения к исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой девушки, которая хочет выйти замуж (сейчас у нас очень много таких православных девушек), но тем не менее она должна понимать, что духовник - не друг. Он для того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом, для того, чтобы помочь утвердиться в вере, а не затем чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди, не для того, чтобы отвечать на ее телефонные звонки и ходить к ней в гости. Если так складываются отношения, эти отношения - неправильные, и девушка не получает духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую духовную тайну: часто бывает так, что когда девушка выходит замуж, все ее духовные вопросы, проблемы и трудности почему-то исчезают, и на исповедь она перестает ходить часто, появляется достаточно редко. Мне кажется, это говорит о том, что раньше, до замужества, у нее была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество, которое, с одной стороны, - реальная проблема, но, с другой стороны, избавляться от него за счет низведения духовных отношений до дружеских - неправильно.

Понять, что это неправильные отношения, можно так: если они становятся душевными, а не духовными, то есть если появляется привязанность, обида, ревность, зависть к тем, кто отнимает у духовника больше времени, - значит, в этих отношениях что-то не так, значит, в них есть что-то неправильное и с этим нужно бороться.

По поводу стремления компенсировать недостаток общения с людьми общением с животными следует сказать, что человек - существо удивительно богатое, в его жизни есть разные элементы, включающие в себя в том числе и общение с животными. Я знаю одну девушку, которая замечательно общается с лошадьми, с собаками, однажды она спасла вороненка, перевязав ему крыло, - но все это вовсе не вместо общения с друзьями, так как одно другому не мешает. Сердце человека - достаточно широко и может вместить в себя очень многое, всё многообразие отношений с земными существами, с животными, населяющими этот мир.

Я думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не ощущает любви Божией и стремится ее получить от других людей, но люди никогда не дадут человеку того, что может дать Бог, поэтому в этом случае лучше всего помолиться Богу. А Евангелие прямо говорит нам: «Не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а делайте добро тем, кто ответить на это не сможет «. /Ср.:Мф. 5,44-47/ То есть Евангелие зовет нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей, который существует в этом мире. Но, с другой стороны, по человеческой немощи мы всё же нуждаемся в друзьях. И у самого Христа были друзья, Лазаря Он называл Своим другом /Ср.: Ин. 11,11/, так что дружеское общение является естественным и в какой-то мере необходимым.

Причем в Церкви мы стараемся все-таки говорить о факторе духовном, а не психологическом, и друзья прежде всего должны быть близки духовно. Психологический фактор оказывается на втором плане: часто случается, что люди совершенно разные становятся замечательными друзьями.

Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех бойся». Эти слова подразумевают и некоторую осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими людьми, потому что общение может быть не только любовью, не только дружбой, но и привязанностью и иметь какие-то перекосы.

Иногда одиночество - это хорошо. Я порой очень хотел бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает, потому что приходится общаться с разными людьми, заниматься многими делами, а побыть одному иногда бывает полезно и необходимо. В Евангелии сказано, что, чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу /Ср.: Мф. 6,6/. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах.

Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Это очень важно для мамы - находиться иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и следовать воле Божией.

Если говорить о настоящих друзьях - их можно найти и на работе, и во время учебы. Одна из выпускниц училища сестер милосердия рассказывала, как она нашла друзей, пока училась в училище. Так что для молодых людей есть такой способ поиска товарищей: найти место, где учатся единомышленники, где находятся люди, которые одинаково с тобой думают, одинаково с тобой мыслят, стремятся к подвигу, ищут служения ближним…

Если жить с Богом, молиться Богу - всё можно преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.

Марина ВАСИЛЬЕВА, координатор службы добровольцев «Милосердие»: Я обычно сталкиваюсь с чувством одиночества не в себе, а в других людях: наших подопечных или друзьях. Причем если друзьям еще можно дать прочитать эти слова (они как православные люди постараются хоть в какой-то мере применить к себе Ваши советы), то вот с подопечными ситуация гораздо более сложная.

Да, с одной стороны, мы (добровольцы) и нужны для того, чтобы своим присутствием, и общением, и помощью восполнять недостаток любви у наших подопечных насколько это в наших силах. С другой стороны, чувство одиночества у них часто настолько обострено, что отношения с добровольцами переходят в некий «террор», когда добровольцу начинают почти приказывать: «приходи ко мне каждый день», «почему ты мне не звонишь каждые два часа» и т.п.

Мы стараемся - опять же насколько это в наших силах - способствовать воцерковлению этих людей. Но даже когда удается более-менее наладить духовную сторону жизни подопечных: они читают Евангелие, молитвы, регулярно причащаются, имеют возможность побеседовать со священником - все равно одиночество их ОЧЕНЬ сильно преследует. Может быть это такой некий «голод по любви», который не утоляется даже несколькими годами неодинокой жизни?

Если же человек жил духовной жизнью до того, как постарел, заболел, остался один - у него обычно не бывает таких переживаний.

Хотя наверное, на самом деле, все проще - это мы не в состоянии им дать настоящей любви - вряд ли люди рядом со святыми чувствовали свое одиночество?

Прот. Аркадий ШАТОВ: Как-то один очень хороший батюшка, отец Александр Киселев, сказал своему собеседнику, который давал ему советы, как не скорбеть после смерти жены: «Да-а-а-а! Советы давать легко, все равно, что камушки вниз бросать с колокольни, а выполнять их - все равно, что тяжелые камни снизу наверх на колокольню таскать!».

Подавляющее большинство наших добровольцев молоды и здоровы, и прочувствовать горе одиноких, брошенных, больных, пожилых людей мы не можем. Мы можем в меру наших сил помочь, утешить этих людей, усердно о них помолиться, терпеть их капризы и придирки.

Их страдания не должны ввергать нас в уныние и отчаяние. Есть Тот, Кто любит их больше нас и больше нас может им помочь. Они совершают свой подвиг терпения болезни и одиночества, мы должны поддержать их в этом.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне, что задача сестры милосердия научить больного полюбить свою болезнь, понять ее смысл.

Не знаю, есть ли среди нас люди, которые могли бы это исполнить. Для этого нужно самому любить свой крест, испытать болезни и скорби, преодолеть уныние, научиться любви.

Будем делать то, что можем, будем стараться сами исполнять советы святых отцов и евангельские заповеди, а все наши и не-наши скорби и печали возлагать на Господа, у Которого нет недостатка в любви!