Аятолла Хаменеи - иранский государственный деятель: биография, семья, карьера. Исламская революция аятоллы хомейни


Введение

Исламская революция

Исламская республика

Результаты революции

Заключение

Список литературы


Введение


Историю возникновения Ирана относят к середине I тысячелетия до н.э., Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до н.э. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В VI столетии до н. э Персия возвращает независимость и Персидское царство существует уже до VII века н.э. Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом.

Ряд самостоятельных эмиратов, лишь номинально зависящих от халифата, образуется в X в.

Иран в XI веке захватывают турки, а позже монголы Чингисхана, армия Тамерлана и туркмены, которые удерживались в Иране до 1502 года. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов, только в В 1502 году, правившей страной по 1722 год.

Одним из величайших правителей этой династии был Шах Аббас I, который правил во второй четверти XVII века. Со смертью правителя начался постепенный упадок страны, который привел к завоеванию страны в 1772 году афганской армией. Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона.

В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой. В ноябре 1979 года в Тегеране американские дипломаты были захвачены в заложники. При правлении Хомейни в политическом поведении страны присутствует жестокость и международные скандалы, когда в ноябре. Увидев в книге "Сатанинские стихи" британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди, оскорбление ислама, в стране выносят ему фатуа.

История Ирана часто делится на два периода: домусульманский и мусульманский. Принятие ислама привело к фундаментальным изменениям культуры, социальной и политической структур. При этом прежние духовные ценности не исчезли, а оказали сильное влияние на зарождавшуюся в стране новую культуру, которую ученые называют иранским исламом.

В современном Иране сохранились многие домусульманские традиции и обряды. Память о величии империи и цивилизации сохраняет привлекательность для всех поколений иранцев до сегодняшнего дня. Более 16 веков после арабо-исламского завоевания предпринимаются попытки возродить древние традиции.

Исламская революция


Революция 1357 года (по иранскому календарю) - это череда событий в январе 1978 - феврале 1979 г. г., вследствие которых произошла эмиграция главенствующего на тот период времени шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Произошло упразднение монархии, организация новой администрации под предводительством аятоллы Хомейни.

Датой начала иранской революции считают 8 января 1978 года. В этот день первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью.

Последний иранский шах (император), Мохаммед Реза Пехлеви, был у власти в 1941 году, со времени ввода в страну британских войск.

Его правление Ираном оказалось прервано в 1953 году. В ходе мирной демократической революции Национальный фронт Ирана приходит к власти, что вынуждает шаха покинуть страну. Тем более, что в новом иранском государстве, которое построили на основе демократии ему не стало места.

Демократические и левые силы поддержали деятельность Национального фронта Ирана во главе Премьер-министром Мохаммадом Моссадыком, национализируются находящиеся в частном владении западных стран нефтедобывающие компании. В ответ на это США и Великобритания объявляют бойкот иранской нефти. Западные страны спонсируют переворот в августе 1953 для того, чтобы к власти смогла прийти коалиция прозападных сил, Мосаддык силой отстраняется от власти и его арестовывают. В результате шах возвращается в Иран и снова отдает нефтяную промышленность прежним хозяевам.

Во внутренней политике происходит радикальная вестернизация Ирана. Во внешней политике идет безусловное ориентирование на США.

Иран при шахе Иран был единственным исламским государством, который поддерживал дружеские отношения с Израилем. Шах поддерживал проамериканские режимы в Чаде, Сомали и Омане. В случае, если встречались несогласные оппозиционеры монархическому строю происходило жестокое подавление. Для этого существовала спецслужба САВАК. Политическим заключенными оказались сотни тысяч несогласных иранцев. Фактически все сторонники Национального фронта Ирана были или уничтожены физически, или бежали из страны. Единственная сила, которая могла противостоять являлось духовенство. Одним из ярких представителей духовенства была священник из Кума Рухолла Хомейни. Самая бедная часть населения религиозных исламских общин являлась главной поддержкой духовенства, т.к. в ней авторитет шаха был минимален.

Духовенство, в том числе и Хомейни осуждали прозападную внешнюю и внутреннюю политику шаха. В результате "антишахской" деятельности Хомейни помещают под домашний арест. В июне 1963 года проходит серия демонстраций и акций протеста. Правительство реагирует силовым разгоном, гибнут около сотни человек (по официальным данным), по данным демонстрантов цифры доходят до 15 тысячью. В результате оппозиционного поведения в ноябре 1964 года Хомейни арестовывают и высылают из страны.

В эмиграции Хомейни пишет свой главный труд "Исламское государство", где излагает основные принципы государственного устройства. Продолжая активную борьбу с шахским режимом даже в эмиграции он содействует распространению своих книг и аудиокассет с выступлениями. Материалы контрабандой перебрасывали в Иран и распространяли среди населения, читали в мечетях.

В 70-х г. г. происходит ряд событий, усугубивших положение монархии.

Правительство, отмечая с размахом 2500-летие персидской монархии в археологическом комплексе Персеполис приглашает на прием исключительно зарубежных гостей. В то время как в Систане, Белуджистане, и Фарсе (месте проведения торжеств) была сильная засуха и угроза голода власти заготовили более тонны осетровой икры, что вызвало особое раздражение среди населения.

В результате нефтяного бума в стране происходит инфляция, при этом правительство приглашает в десятки тысяч иностранных специалистов, которые работали над внедрением американского оборудования нефтедобычи.

Пик коррумпированности госаппарата приходится на 70-е г. г. Одним из крайних событий, приведших к началу активных действий оппозиции оказалась противоречивая смерть сына Хомейни - Мустафы. Официальной версией смерти оказался сердечный приступ, но версия об убийстве была более распространённой.

В течение 1978 года в различных городах Ирана представители духовенства ислама начали организовывать демонстрации, которые с жестокостью разгонялись гвардией шаха. Тогда к концу года революционеры переходят к тактике экономических стачек и забастовок, что полностью парализует экономику. Чувствую невозможность контроля власти, шах передает власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежит из страны.

В феврале 1979 года в Иран возвращается опальный аятолла Хомейни, который берет власть в свои руки.1 апреля 1979 года, после референдума о новом политическом устройстве переходным правительством, Иран объявляют первой Исламской республикой.


Исламская республика


В феврале 1979 Хомейни приветствовали как политического и духовного наставника иранского народа. Для управления страной формируют Исламский революционный совет из 15 членов. Первого апреля 1979 года страна была провозглашена Исламской Республикой Иран. В декабре вступает в силу новая конституция, объявившая Хомейни пожизненным факихом (Руководителем). В ноябре 1979 радикально настроенные иранские студенты, называвшие себя "последователями политики имама", захватили посольство США в Тегеране и объявили его сотрудников заложниками. Экстремисты ставили перед собой цель добиться возвращения шаха в Иран, чтобы предать его суду. Ответным действием президента США Джимми Картера стало приостановление импорта нефти из Ирана и заморозка иранских вкладов в американских банках. Временное правительство уходит в отставку.

Основной задачей правительства была исламизация общества и очищение культуры от влияния Запада, что и влияло наибольшим образом на внешнюю политику, на контакты со странами Запада и на агрессию со стороны Ирана.

Тысячи иранцев, получивших светское воспитание, эмигрировали в Турцию, Европу и Северную Америку. Широко распространен, стал термин "антиисламский" трактовался он не только как образ жизни, противоречащий официальным догматам ислама, но также как критика и высмеивание религиозных взглядов и духовенства. В результате выражение оппозиционных взглядов стало опасным: те, кто открыто выступали против политики и действий правивших страной шиитских лидеров, могли быть посажены в тюрьму или даже казнены.

Некоторые руководители Ирана увлеклись идеями экспорта революции. Вскоре возникает конфликт с соседней страной - Ираком, где у власти находился светский военный режим, а большинство населения составляли шииты.

В 1980 Ирак вторгся в юго-западный Иран для того, чтобы предупредить попытки организовать выступления иракских шиитов против собственного правительства.

Война продолжалась в течение 8 лет, не принеся ни одной из сторон победы. В результате войны - более чем 160 тыс. погибших в войне (по неофициальным данным около 300 тыс.)

Общие потери от разрушений превысили 300 млрд. долл.; наиболее сильным ударам подверглись объекты нефтяной промышленности, на юге страны.

Во время войны Иран вынужден был разместить 1,5 млн. беженцев, покинувших районы боевых действий. Кроме того, в эти же годы в стране скрылись от опустошительной войны на своей родине 2,3 млн. афганцев, а также ок.500 тыс. иракских граждан курдской и иранской национальностей. После того как Иран все же согласился в 1988 на прекращение огня под эгидой ООН, были предприняты усилия по восстановлению контактов с арабскими странами зоны Персидского залива.

Иран активно пропагандировал экспорт революции, вместе с вооруженным конфликтом с Ираком произошли ухудшения отношений с большинством стран региона, особенно с Кувейтом и Саудовской Аравией, финансовая помощь которой во время войны имела решающее значение.

После окончания боевых действий произошло ухудшение внутреннего положения в Иране. Реформаторы желали восстановить отношения с Западом, а консерваторы выступали категорически против такой политики, в результате которого среди правления происходит трещина. В итоге правительство стало быстро терять свою эффективность как орудие политической борьбы и в 1987 г. была распущена. На выборах в меджлис, проведенных в апреле и мае 1988 г., реформаторы получают солидное большинство.

Правительство начинает отходить от исламского радикализма внутри страны и уменьшает агрессивность политики в международных делах.

При этом, не полностью искоренив агрессию, в феврале 1989 Хомейни приговаривает к смерти британского подданного индийского происхождения Салмана Рушди, книга которого Сатанинские стихи была объявляется богохульной.

Хомейни умер 3 июня 1989. После внесения поправок в Конституцию его преемником на посту факиха был избран Хаменеи. В связи со смертью Хомейни в июле проводятся новые президентские выборы.

Одновременно с ними проходит референдум по поправкам к конституции. Одной из важных поправок оказалась отмена поста премьер-министра. Формируется Совет министров, который представляет собой сбалансированную коалицию реформаторов, консерваторов и технократов.


Результаты революции


Внутриполитические последствия.

Государственная, кооперативная и частная собственность - три сектора экономики новой республики. Ликвидировано вмешательство и влияние западных стран.

Иран принципиально отверг капитализм и коммунизм, противопоставив им собственный, "исламский" путь развития.

Развитие страны по тому пути, который был избран для неё шахом, приостановилось. Капиталистический свободный рынок продолжил существование. Развитие капиталистических связей происходило в основном только в тех сферах, которые были жизненно необходимы для страны, - в реализации иранской нефти и в закупках оружия, которое требовалось для войны.

Внешнеполитические последствия.

После свержения шаха общество находилось в состоянии некоторой эйфории. Казалось, что с устранением абсолютизма решились все проблемы, и обязательно исчезнет коррупция, наступит свобода, люди станут жить большой семьёй, с соблюдением законов шариата; доходов от нефти хватит на то, чтобы в условиях грамотного и справедливого распределения гарантировать населению высокий уровень жизни, обеспечить хорошую инфраструктуру, сделать бесплатными основные социальные услуги. Иран организовывал активную пропаганду исламской революции, идей аятоллы Хомейни по поводу исламского образа жизни, и критика капитализма и коммунизма за рубежом.

Такая пропаганда принесла обратный результат - многие страны стали относиться к Ирану с подозрением, а позднее, во время ирано-иракской войны, были склонны поддерживать Ирак.


Исламская культурная революция


Задача формирования исламского режима и обеспечения его живучести поставила шиитских богословов перед необходимостью подчинить своей воле сознание народа. Время борьбы за свержение монархии показало, что народные массы стали послушным орудием в руках шиитских лидеров в условиях политического подъема. Для достижения послушания со стороны общества, шиитские богословы избрали исламизацию всех сфер духовной жизни и быта общества на всех его уровнях путем проведения так называемой культурной революции.

Для реализации задачи потребовалось создание новых исламских институтов, формирование системы общественных организаций и государственных органов, которые своей деятельностью должны были обеспечить воспроизводство послушания.

В программе "культурной революции" присутствовало не только созидание, но и разрушение. Важным объектом, который надлежало, разрушить, чтобы затем воссоздать заново, оказалась система высшего образования. Началом "исламской культурной революции" считается 5 июня 1980 г. произошло закрытие на неопределенный срок всех высших учебных заведений страны. Для проведения "культурной революции" шиитские богословы использовали как традиционные исламские институты: мечети, медресе, шиитские центры паломничества, так и вновь созданные "революционные" органы.

Штаб "культурной революции" располагал боевыми (около 200 тыс. человек), которые были готовы в нужный момент подавить беспорядки. Был организован "Созидательный джихад", выполнявший одновременно боевые, пропагандистские и экономические функции по всей стране.

В число "революционных" органов были включены многочисленные "революционные комитеты", "революционные трибуналы" и "координационные комитеты", осуществлявшие проведение "культурной революции".

"Культурная революция" предусматривала реорганизацию государственного аппарата "во имя очищения страны от развращающего западного и атеистического влияния". Хомейнисты призывали покончить с "врагами бога", под которыми имели в виду буржуазных либералов и левые силы.

"Культурная революция" распространяется и на средства массовой информации: прессу, радио, телевидение и кино.

Хомейни требовал изменить содержание деятельности средства массовой информации. По его приказу велась борьба с теми, кто преклонялся перед Западом. Фактически все сотрудники газет "Эттелаат" и "Кейхан" были уволены. Для работников радио и телевидения он разработал молодежную программу, которая пропагандировала исламский образ правления, беседы об "империалистической" политике "сверхдержав", проведение диспутов в области политики, экономики и культуры для укрепления мусульманского единства и выработки практического пути решения злободневных вопросов.

Под запретом оказались демонстрирование иностранных фильмов, хранение и продажа видеокассет и иностранных кинолент с развлекательными программами. Образовано Бюро по борьбе с непристойностями для контроля над средствами массовой информации, которое возглавлял аятолла Гиляни, снискавший сомнительную славу своими передачами по телевидению о предписаниях шариата, которые потешали всю иранская интеллигенция.

Была разрешено продавать записи только религиозного характера.

Начальные и средние школы также были под контролем "культурной революции". Главными предметами в них стали учение ислама (главным образом в его шиитском варианте), Коран и шариат, а в старших классах - фикх (теория мусульманского права). Пристальное внимание в начальных и средних школах начали уделять военному делу. По гуманитарным предметам школьные учебники были переизданы. Европейская история в учебниках была заменена историей стран мусульманского региона, в первую очередь Ирана, в том числе в новейшее время. В учебнике по истории Ирана, о национально-освободительном движении, а именно о духовенстве рассказывалось как о главной силе движения в борьбе с европейским "империализмом" и русским царизмом в новое время и с американским "империализмом" - в новейшее время.

Культ Хомейни стал господствовать в учебниках по гуманитарным предметам. Первые страницы учебников по литературе были посвящены революционной тематике и песням, с обязательным с прославлением личности Хомейни: "О Хомейни! Ты - отражение света бога!".

В одной песнях говорилось о Хомейни как о спасителе угнетенных народов. Полностью предали забвению классическую иранскую поэзию средневековья игнорировали имена современных иранских поэтов и прозаиков. Имя поэта Фирдоуси, который писал о доисламском Иране, запрещено было даже произносить. Мешхедский университет, названный его именем при шахе, был переименован.

Сложнее всего проведение "культурной революции" отразилось на положении женщин. Усилился контроль над выполнением женщинами всех предписаний шариата: обязательное ношение чадры или платка-хиджаба, ограничение профессий, раздельное обучения, запрет разводов по инициативе женщиной, введения снова многоженства и временного брака "сиге". Разрешение телесных наказания по шариату за воровство, употребление спиртного и смертная казнь за измену родине, шпионаж, супружескую неверность и наркоманию были распространены на женщин. В мае 1980 г. в тюрьме Эвин была расстреляна 62-летняя Фаррохру Парса только за то, что при шахе она была министром просвещения.

"Хезболла" контролировала соблюдение норм. Нередко женщин, осмелившихся выйти на улицу без чадры или хиджаба, могли забить камнями насмерть. По личному указанию аятоллы Монтазери пасдарам было разрешено принуждать к сожительству женщин, обвиненных в борьбе против режима, поскольку по мусульманским законам они считаются военнопленными и рассматриваются как добыча "правоверных" мусульман.

Положение, в которое была поставлена женщина в ходе "культурной революции", вопиющее само по себе, оказалось в глубоком противоречии с тем, что зафиксировано в конституции: отмечая, что государство обязано гарантировать права женщин во всех областях, соблюдая при этом положения ислама, конституция возлагает на государство, прежде всего обеспечение благоприятных условий для развития личности женщины и возрождения её материальных и моральных прав.

Произошло усиление роли мечетей как главных политических и пропагандистских центров. Введен обязательный публичный намаз по пятницам, что сделало мечети местом регулярных встреч населения с предстоятелями пятничных молитв и муллами, которые информировали народ о предписаниях Хомейни, внутренней обстановке и событиях, происходивших в других мусульманских странах.

Произошло увеличение административного значения мечетей: муллы мечетей координировали проведение демонстраций, которые были направлены против США, Израиля и внутренней оппозиции; демонстрации носили организованный характер. Демонстранты скандировали лозунги вслед за муллами. Хомейни призвал население, в первую очередь молодежь, сохранять мечети как опору и "источник революции", указав, что между мечетью и образованной молодежью (то есть студентами) противоречий нет.

В конце июня 1980 г. закрывают ряд газет, журналов, театров, кинотеатров, ресторанов западного типа, а также женских парикмахерских, в которых работали мужчины.

Заключение


На сегодняшний день Иран является членом ООН, МВФ, ВОЗ, ОПЕК.

Страна поддерживает отношения с Россией, являясь ее торговым партнером. Более 5 % иранского экспорта пришлось именно на Россию.

Из-за напряженности в коммуникации с Западом, особенно с США <#"justify">иран хомейни исламская революция

Хомейни сумел твердо держать руку на пульсе политического становления нового режима. Оказавшись грамотным политическим лидером, он продолжительное время удерживал власть в своих руках.

Список литературы


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Краткое описание персоны

Рухолла Мусави Хомейни (родился 17 мая 1900, по другим данным, родился в 1898 или 1902 году — умер 3 июня 1989) — иранский политический деятель, аятолла, рахбар (вождь), лидер исламской революции 1979 года в Иране. Высший руководитель Ирана с 1979 по 1989.

Преподавал в Куме, в 50-е годы получил титул «аятолла». С 1963 года находился в оппозиции к шахскому режиму Ирана. Его арест повлек самые крупные волнения за десятилетие, свыше 1000 убитых. Был выслан властями в Турцию, затем переехал в Ирак, в 1978 году — в Париж.

В январе 1979 года возглавил исламскую революцию в Иране. Через две недели после бегства шаха, 1 февраля 1979 года, вернулся в Иран. 11 февраля назначил временное правительство во главе с Мехди Базарганом.

В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.

Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом и Э. А. Шеварднадзе. На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал. В 1989 году направил личное послание Михаилу Горбачёву, в котором призвал его отказаться от идеологии коммунизма и заявил, что ислам «может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества» (более подробно см. ниже). 14 февраля 1989 года издал религиозный эдикт — фетву, в которой назвал убийство писателя Салмана Рушди богоугодным делом. За голову писателя различные радикальные исламские организации назначали награды, их величина доходила до 3,3 миллиона долларов.

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком, то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом».

В 2008 году в России знаменитое «Завещание» аятоллы Хомейни было официально признано экстремистской литературой (решением Городищенского районного суда Пензенской области от 21.02.2008 г.) и 2.06.2008 г. включено в обобщённый список экстремистской литературы Федеральной регистрационной службы РФ. Данное решение суда вызвало протесты в некоторых исламских кругах России.

Биография

Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни, родился в семье священнослужителя-шиита, ещё в младенчестве потерял отца, убитого наемником правившей в то время в стране шахской династии, а его мать умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Эраке, а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать.

Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви, за что к середине 1930-х лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла» — высший духовный титул в шиитском исламе.

Первые победы и изгнание

В 1962 Хомейни возглавил забастовку духовенства, вынудившую правительство Асадоллы Алама отказаться от законопроекта о региональных и местных обществах, а в январе 1963 призвал бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения реформ (так называемая «белая революция»), утверждая, что он не соответствует исламским нормам и Конституции страны.

Начавшиеся в стране широкомасштабные выступления в поддержку имама были подавлены полицией, референдум был проведен 26 января 1963, а имам Хомейни арестован и препровожден в Тегеран, где провел в заключении 2 месяца. После референдума и провозглашения курса на реформы Хомейни назвал «белую революцию» черной и в открытом манифесте заявил:

Я вижу решение - в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама… О, Господи, я доведу [дело] до конца! И если я останусь в живых, с Божьей помощью непременно исполню свой долг.

Я готов к тому, что мое сердце будет пронзено штыками ваших агентов, но я никогда не подчинюсь вашим несправедливым требованиям и не склонюсь перед вашей жестокостью
Новые массовые выступления в крупнейших городах Ирана заставили правительство выпустить имама из-под стражи, но уже в октябре 1964 Хомейни вновь арестовали и выслали в Турцию после того, как он осудил закон об особом статусе американских граждан в Иране. Из Турции Хомейни перебрался сперва в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 — в Париж, где продолжил свою борьбу против шахского режима.

В середине марта, накануне иранского Нового года, Хомейни призвал иранцев отказаться от любых празднований и выйти на улицу с политическими лозунгами. Шах приказал разогнать демонстрантов. 22 марта был осуществлен вооруженный налет агентов тайной полиции САВАК на медресе Февзийе в Куме, руководителем которого был Хомейни; один учащийся погиб. Аятоллу арестовали, но вскоре отпустили после «разъяснительной работы».

В своих обращениях Хомейни пропагандировал идею свержения власти шаха и создания теократического государства во главе с духовенством. Все его заявления практически не содержали каких-либо конкретных предложений для совместного решения назревших проблем. Он питал патологическую ненависть к шаху и его правительству, к Израилю, к Америке, ко всему зарубежному и неисламскому. На одном из собраний духовенства в Куме он обобщил свои взгляды следующим образом:

Америка хуже Англии, Англия хуже Советского Союза, а Советы хуже обеих! Но сейчас Америка является воплощением всей мерзости. Пусть президент США знает, что наш народ ненавидит его больше всех… Все наши беды исходят от Америки и от Израиля. Исламские народы ненавидят иностранцев вообще

Исламская революция в Иране. Возвращение в Иран

Таинственная гибель сына имама Мостафы Хомейни, оскорбительная статья в адрес аятоллы, вызвали столь широкий резонанс в Иране, что все население страны вышло на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 шах с семьей покинул страну навсегда, 31 января 1979 Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а большинство участников референдума 31 мая поддержало создание Исламской Республики Иран.

Политика Хомейни в 1979—1989

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции», разработана и принята новая Конституция республики, предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране был создан мощный репрессивный аппарат и введены суровые исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества — политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.

4 ноября 1979 сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви, нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооруженным путем, 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, в январе 1981, спустя несколько минут после инаугурации нового президента США Рональда Рейгана, сменившего на этом посту Джеймса Картера.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980—1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совет безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

Письмо Михаилу Горбачёву в 1989 году

1 января 1989 года направил личное послание Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Горбачёву, в котором призвал его отказаться от идеологии коммунизма и пересмотреть политику предшественников Горбачёва, «заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии». Он предостерёг от распутывания клубка экономических проблем социализма и коммунизма возвращением с этой целью к капитализму и заявил, что «Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества», отмечая также, что «Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведет и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего».

Послание было вручено Михаилу Горбачёву 4 января специальным представителем имама аятоллой Джавади-Амоли (англ. Abdollah Javadi-Amoli). Михаил Горбачёв дал письменный ответ, в котором рассматривались вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества. Его вручил лично 25 февраля 1989 года Эдуард Шеварднадзе в доме Хомейни, несмотря на то, что Хомейни по причине неважного самочувствия и по рекомендации врачей никого не принимал. Шеварднадзе был единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после исламской революции. По свидетельству Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал его изложение ответа Горбачёва:

«Я разочарован. Я слышал, что Горбачёв — мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире. Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире, и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».
Для СМИ иранской и советской стороной была согласована следующая формулировка: «имам, выслушав содержание письма Горбачёва, одобрил его». Через пять месяцев после написания этого письма Хомейни умер.

Деятельность в 1989 году

14 февраля 1989 аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди, книгу которого — «Сатанинские стихи» — мусульмане сочли оскорбительной для ислама. (Теймураз Степанов, присутствовавший в ходе одной из встреч Шеварнадзе с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в начале 1989 года, отмечал в своём дневнике, что Тарик Азиз высказывался, что «Вынеся приговор писателю, Хомейни объявил войну своим противникам в Иране. Так он пытается решить внутренние проблемы. Режим Хомейни находится в состоянии постоянной войны с самим собой и с остальным миром. Эту историю с книгой сравнивают с захватом американского посольства»).

После обширного инфаркта в 1980 Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее, расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от военного кладбища Бехеште-Захра.

Имя аятоллы носят города Хомейни-Шехр в провинции Исфахан и Бендер-Хомейни в Хузестане.Похоронен на кладбище Бехеште-Захра. На его похороны собралось около 10 млн человек.

Введение

Исламская революция

Исламская республика

Результаты революции

Заключение

Список литературы

Введение

Историю возникновения Ирана относят к середине I тысячелетия до н.э., Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до н.э. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В VI столетии до н. э Персия возвращает независимость и Персидское царство существует уже до VII века н.э. Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом.

Ряд самостоятельных эмиратов, лишь номинально зависящих от халифата, образуется в X в.

Иран в XI веке захватывают турки, а позже монголы Чингисхана, армия Тамерлана и туркмены, которые удерживались в Иране до 1502 года. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов, только в В 1502 году, правившей страной по 1722 год.

Одним из величайших правителей этой династии был Шах Аббас I, который правил во второй четверти XVII века. Со смертью правителя начался постепенный упадок страны, который привел к завоеванию страны в 1772 году афганской армией. Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона.

В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой. В ноябре 1979 года в Тегеране американские дипломаты были захвачены в заложники. При правлении Хомейни в политическом поведении страны присутствует жестокость и международные скандалы, когда в ноябре. Увидев в книге "Сатанинские стихи" британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди, оскорбление ислама, в стране выносят ему фатуа.

История Ирана часто делится на два периода: домусульманский и мусульманский. Принятие ислама привело к фундаментальным изменениям культуры, социальной и политической структур. При этом прежние духовные ценности не исчезли, а оказали сильное влияние на зарождавшуюся в стране новую культуру, которую ученые называют иранским исламом.

В современном Иране сохранились многие домусульманские традиции и обряды. Память о величии империи и цивилизации сохраняет привлекательность для всех поколений иранцев до сегодняшнего дня. Более 16 веков после арабо-исламского завоевания предпринимаются попытки возродить древние традиции.

Исламская революция

Революция 1357 года (по иранскому календарю) - это череда событий в январе 1978 - феврале 1979 г. г., вследствие которых произошла эмиграция главенствующего на тот период времени шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Произошло упразднение монархии, организация новой администрации под предводительством аятоллы Хомейни.

Датой начала иранской революции считают 8 января 1978 года. В этот день первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью.

Последний иранский шах (император), Мохаммед Реза Пехлеви, был у власти в 1941 году, со времени ввода в страну британских войск.

Демократические и левые силы поддержали деятельность Национального фронта Ирана во главе Премьер-министром Мохаммадом Моссадыком, национализируются находящиеся в частном владении западных стран нефтедобывающие компании. В ответ на это США и Великобритания объявляют бойкот иранской нефти. Западные страны спонсируют переворот в августе 1953 для того, чтобы к власти смогла прийти коалиция прозападных сил, Мосаддык силой отстраняется от власти и его арестовывают. В результате шах возвращается в Иран и снова отдает нефтяную промышленность прежним хозяевам.

Во внутренней политике происходит радикальная вестернизация Ирана. Во внешней политике идет безусловное ориентирование на США.

Иран при шахе Иран был единственным исламским государством, который поддерживал дружеские отношения с Израилем. Шах поддерживал проамериканские режимы в Чаде, Сомали и Омане. В случае, если встречались несогласные оппозиционеры монархическому строю происходило жестокое подавление. Для этого существовала спецслужба САВАК. Политическим заключенными оказались сотни тысяч несогласных иранцев. Фактически все сторонники Национального фронта Ирана были или уничтожены физически, или бежали из страны. Единственная сила, которая могла противостоять являлось духовенство. Одним из ярких представителей духовенства была священник из Кума Рухолла Хомейни. Самая бедная часть населения религиозных исламских общин являлась главной поддержкой духовенства, т.к. в ней авторитет шаха был минимален.

Духовенство, в том числе и Хомейни осуждали прозападную внешнюю и внутреннюю политику шаха. В результате "антишахской" деятельности Хомейни помещают под домашний арест. В июне 1963 года проходит серия демонстраций и акций протеста. Правительство реагирует силовым разгоном, гибнут около сотни человек (по официальным данным), по данным демонстрантов цифры доходят до 15 тысячью. В результате оппозиционного поведения в ноябре 1964 года Хомейни арестовывают и высылают из страны.

В эмиграции Хомейни пишет свой главный труд "Исламское государство", где излагает основные принципы государственного устройства. Продолжая активную борьбу с шахским режимом даже в эмиграции он содействует распространению своих книг и аудиокассет с выступлениями. Материалы контрабандой перебрасывали в Иран и распространяли среди населения, читали в мечетях.

В 70-х г. г. происходит ряд событий, усугубивших положение монархии.

Правительство, отмечая с размахом 2500-летие персидской монархии в археологическом комплексе Персеполис приглашает на прием исключительно зарубежных гостей. В то время как в Систане, Белуджистане, и Фарсе (месте проведения торжеств) была сильная засуха и угроза голода власти заготовили более тонны осетровой икры, что вызвало особое раздражение среди населения.

В результате нефтяного бума в стране происходит инфляция, при этом правительство приглашает в десятки тысяч иностранных специалистов, которые работали над внедрением американского оборудования нефтедобычи.

Пик коррумпированности госаппарата приходится на 70-е г. г. Одним из крайних событий, приведших к началу активных действий оппозиции оказалась противоречивая смерть сына Хомейни - Мустафы. Официальной версией смерти оказался сердечный приступ, но версия об убийстве была более распространённой.

В течение 1978 года в различных городах Ирана представители духовенства ислама начали организовывать демонстрации, которые с жестокостью разгонялись гвардией шаха. Тогда к концу года революционеры переходят к тактике экономических стачек и забастовок, что полностью парализует экономику. Чувствую невозможность контроля власти, шах передает власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежит из страны.

В феврале 1979 года в Иран возвращается опальный аятолла Хомейни, который берет власть в свои руки.1 апреля 1979 года, после референдума о новом политическом устройстве переходным правительством, Иран объявляют первой Исламской республикой.

Исламская республика

В феврале 1979 Хомейни приветствовали как политического и духовного наставника иранского народа. Для управления страной формируют Исламский революционный совет из 15 членов. Первого апреля 1979 года страна была провозглашена Исламской Республикой Иран. В декабре вступает в силу новая конституция, объявившая Хомейни пожизненным факихом (Руководителем). В ноябре 1979 радикально настроенные иранские студенты, называвшие себя "последователями политики имама", захватили посольство США в Тегеране и объявили его сотрудников заложниками. Экстремисты ставили перед собой цель добиться возвращения шаха в Иран, чтобы предать его суду. Ответным действием президента США Джимми Картера стало приостановление импорта нефти из Ирана и заморозка иранских вкладов в американских банках. Временное правительство уходит в отставку.

Основной задачей правительства была исламизация общества и очищение культуры от влияния Запада, что и влияло наибольшим образом на внешнюю политику, на контакты со странами Запада и на агрессию со стороны Ирана.

Тысячи иранцев, получивших светское воспитание, эмигрировали в Турцию, Европу и Северную Америку. Широко распространен, стал термин "антиисламский" трактовался он не только как образ жизни, противоречащий официальным догматам ислама, но также как критика и высмеивание религиозных взглядов и духовенства. В результате выражение оппозиционных взглядов стало опасным: те, кто открыто выступали против политики и действий правивших страной шиитских лидеров, могли быть посажены в тюрьму или даже казнены.

Некоторые руководители Ирана увлеклись идеями экспорта революции. Вскоре возникает конфликт с соседней страной - Ираком, где у власти находился светский военный режим, а большинство населения составляли шииты.

В 1980 Ирак вторгся в юго-западный Иран для того, чтобы предупредить попытки организовать выступления иракских шиитов против собственного правительства.

Война продолжалась в течение 8 лет, не принеся ни одной из сторон победы. В результате войны - более чем 160 тыс. погибших в войне (по неофициальным данным около 300 тыс.)

Общие потери от разрушений превысили 300 млрд. долл.; наиболее сильным ударам подверглись объекты нефтяной промышленности, на юге страны.

Во время войны Иран вынужден был разместить 1,5 млн. беженцев, покинувших районы боевых действий. Кроме того, в эти же годы в стране скрылись от опустошительной войны на своей родине 2,3 млн. афганцев, а также ок.500 тыс. иракских граждан курдской и иранской национальностей. После того как Иран все же согласился в 1988 на прекращение огня под эгидой ООН, были предприняты усилия по восстановлению контактов с арабскими странами зоны Персидского залива.

После окончания боевых действий произошло ухудшение внутреннего положения в Иране. Реформаторы желали восстановить отношения с Западом, а консерваторы выступали категорически против такой политики, в результате которого среди правления происходит трещина. В итоге правительство стало быстро терять свою эффективность как орудие политической борьбы и в 1987 г. была распущена. На выборах в меджлис, проведенных в апреле и мае 1988 г., реформаторы получают солидное большинство.

Правительство начинает отходить от исламского радикализма внутри страны и уменьшает агрессивность политики в международных делах.

При этом, не полностью искоренив агрессию, в феврале 1989 Хомейни приговаривает к смерти британского подданного индийского происхождения Салмана Рушди, книга которого Сатанинские стихи была объявляется богохульной.

Хомейни умер 3 июня 1989. После внесения поправок в Конституцию его преемником на посту факиха был избран Хаменеи. В связи со смертью Хомейни в июле проводятся новые президентские выборы.

Одновременно с ними проходит референдум по поправкам к конституции. Одной из важных поправок оказалась отмена поста премьер-министра. Формируется Совет министров, который представляет собой сбалансированную коалицию реформаторов, консерваторов и технократов.

Результаты революции

Внутриполитические последствия.

Государственная, кооперативная и частная собственность - три сектора экономики новой республики. Ликвидировано вмешательство и влияние западных стран.

Иран принципиально отверг капитализм и коммунизм, противопоставив им собственный, "исламский" путь развития.

Развитие страны по тому пути, который был избран для неё шахом, приостановилось. Капиталистический свободный рынок продолжил существование. Развитие капиталистических связей происходило в основном только в тех сферах, которые были жизненно необходимы для страны, - в реализации иранской нефти и в закупках оружия, которое требовалось для войны.

Внешнеполитические последствия.

После свержения шаха общество находилось в состоянии некоторой эйфории. Казалось, что с устранением абсолютизма решились все проблемы, и обязательно исчезнет коррупция, наступит свобода, люди станут жить большой семьёй, с соблюдением законов шариата; доходов от нефти хватит на то, чтобы в условиях грамотного и справедливого распределения гарантировать населению высокий уровень жизни, обеспечить хорошую инфраструктуру, сделать бесплатными основные социальные услуги. Иран организовывал активную пропаганду исламской революции, идей аятоллы Хомейни по поводу исламского образа жизни, и критика капитализма и коммунизма за рубежом.

Такая пропаганда принесла обратный результат - многие страны стали относиться к Ирану с подозрением, а позднее, во время ирано-иракской войны, были склонны поддерживать Ирак.

Исламская культурная революция

Задача формирования исламского режима и обеспечения его живучести поставила шиитских богословов перед необходимостью подчинить своей воле сознание народа. Время борьбы за свержение монархии показало, что народные массы стали послушным орудием в руках шиитских лидеров в условиях политического подъема. Для достижения послушания со стороны общества, шиитские богословы избрали исламизацию всех сфер духовной жизни и быта общества на всех его уровнях путем проведения так называемой культурной революции.

Для реализации задачи потребовалось создание новых исламских институтов, формирование системы общественных организаций и государственных органов, которые своей деятельностью должны были обеспечить воспроизводство послушания.

В программе "культурной революции" присутствовало не только созидание, но и разрушение. Важным объектом, который надлежало, разрушить, чтобы затем воссоздать заново, оказалась система высшего образования. Началом "исламской культурной революции" считается 5 июня 1980 г. произошло закрытие на неопределенный срок всех высших учебных заведений страны. Для проведения "культурной революции" шиитские богословы использовали как традиционные исламские институты: мечети, медресе, шиитские центры паломничества, так и вновь созданные "революционные" органы.

Штаб "культурной революции" располагал боевыми (около 200 тыс. человек), которые были готовы в нужный момент подавить беспорядки. Был организован "Созидательный джихад", выполнявший одновременно боевые, пропагандистские и экономические функции по всей стране.

В число "революционных" органов были включены многочисленные "революционные комитеты", "революционные трибуналы" и "координационные комитеты", осуществлявшие проведение "культурной революции".

"Культурная революция" предусматривала реорганизацию государственного аппарата "во имя очищения страны от развращающего западного и атеистического влияния". Хомейнисты призывали покончить с "врагами бога", под которыми имели в виду буржуазных либералов и левые силы.

Хомейни требовал изменить содержание деятельности средства массовой информации. По его приказу велась борьба с теми, кто преклонялся перед Западом. Фактически все сотрудники газет "Эттелаат" и "Кейхан" были уволены. Для работников радио и телевидения он разработал молодежную программу, которая пропагандировала исламский образ правления, беседы об "империалистической" политике "сверхдержав", проведение диспутов в области политики, экономики и культуры для укрепления мусульманского единства и выработки практического пути решения злободневных вопросов.

Под запретом оказались демонстрирование иностранных фильмов, хранение и продажа видеокассет и иностранных кинолент с развлекательными программами. Образовано Бюро по борьбе с непристойностями для контроля над средствами массовой информации, которое возглавлял аятолла Гиляни, снискавший сомнительную славу своими передачами по телевидению о предписаниях шариата, которые потешали всю иранская интеллигенция.

Была разрешено продавать записи только религиозного характера.

Начальные и средние школы также были под контролем "культурной революции". Главными предметами в них стали учение ислама (главным образом в его шиитском варианте), Коран и шариат, а в старших классах - фикх (теория мусульманского права). Пристальное внимание в начальных и средних школах начали уделять военному делу. По гуманитарным предметам школьные учебники были переизданы. Европейская история в учебниках была заменена историей стран мусульманского региона, в первую очередь Ирана, в том числе в новейшее время. В учебнике по истории Ирана, о национально-освободительном движении, а именно о духовенстве рассказывалось как о главной силе движения в борьбе с европейским "империализмом" и русским царизмом в новое время и с американским "империализмом" - в новейшее время.

Культ Хомейни стал господствовать в учебниках по гуманитарным предметам. Первые страницы учебников по литературе были посвящены революционной тематике и песням, с обязательным с прославлением личности Хомейни: "О Хомейни! Ты - отражение света бога!".

В одной песнях говорилось о Хомейни как о спасителе угнетенных народов. Полностью предали забвению классическую иранскую поэзию средневековья игнорировали имена современных иранских поэтов и прозаиков. Имя поэта Фирдоуси, который писал о доисламском Иране, запрещено было даже произносить. Мешхедский университет, названный его именем при шахе, был переименован.

Сложнее всего проведение "культурной революции" отразилось на положении женщин. Усилился контроль над выполнением женщинами всех предписаний шариата: обязательное ношение чадры или платка-хиджаба, ограничение профессий, раздельное обучения, запрет разводов по инициативе женщиной, введения снова многоженства и временного брака "сиге". Разрешение телесных наказания по шариату за воровство, употребление спиртного и смертная казнь за измену родине, шпионаж, супружескую неверность и наркоманию были распространены на женщин. В мае 1980 г. в тюрьме Эвин была расстреляна 62-летняя Фаррохру Парса только за то, что при шахе она была министром просвещения.

"Хезболла" контролировала соблюдение норм. Нередко женщин, осмелившихся выйти на улицу без чадры или хиджаба, могли забить камнями насмерть. По личному указанию аятоллы Монтазери пасдарам было разрешено принуждать к сожительству женщин, обвиненных в борьбе против режима, поскольку по мусульманским законам они считаются военнопленными и рассматриваются как добыча "правоверных" мусульман.

Положение, в которое была поставлена женщина в ходе "культурной революции", вопиющее само по себе, оказалось в глубоком противоречии с тем, что зафиксировано в конституции: отмечая, что государство обязано гарантировать права женщин во всех областях, соблюдая при этом положения ислама, конституция возлагает на государство, прежде всего обеспечение благоприятных условий для развития личности женщины и возрождения её материальных и моральных прав.

Произошло усиление роли мечетей как главных политических и пропагандистских центров. Введен обязательный публичный намаз по пятницам, что сделало мечети местом регулярных встреч населения с предстоятелями пятничных молитв и муллами, которые информировали народ о предписаниях Хомейни, внутренней обстановке и событиях, происходивших в других мусульманских странах.

Произошло увеличение административного значения мечетей: муллы мечетей координировали проведение демонстраций, которые были направлены против США, Израиля и внутренней оппозиции; демонстрации носили организованный характер. Демонстранты скандировали лозунги вслед за муллами. Хомейни призвал население, в первую очередь молодежь, сохранять мечети как опору и "источник революции", указав, что между мечетью и образованной молодежью (то есть студентами) противоречий нет.

В конце июня 1980 г. закрывают ряд газет, журналов, театров, кинотеатров, ресторанов западного типа, а также женских парикмахерских, в которых работали мужчины.

Заключение

На сегодняшний день Иран является членом ООН, МВФ, ВОЗ, ОПЕК.

Страна поддерживает отношения с Россией, являясь ее торговым партнером. Более 5 % иранского экспорта пришлось именно на Россию.

Из-за напряженности в коммуникации с Западом, особенно с США <#"justify">иран хомейни исламская революция

Хомейни сумел твердо держать руку на пульсе политического становления нового режима. Оказавшись грамотным политическим лидером, он продолжительное время удерживал власть в своих руках.

Список литературы

Минувший век можно назвать веком великих революций. Только в одной России их было три, последняя из которых повлияла на все мироустройство. Начавшаяся в России революционная волна прокатилась по всему миру. Особый оттенок она имела в странах Востока. Особняком в череде этих революций стоит Исламская революция в Иране, которая ассоциируется у большинства с именем такой неоднозначной фигуры, как аятолла Хомейни.

В течение десяти дней, прошедших с 1 февраля 1979 г., когда на родину из эмиграции вернулся имам Хомейни, встреченный миллионами иранцев, было покончено с шахским режимом и всей прежней системой. Началась новая эра в истории древней и такой молодой сегодня страны. В Иране теперь создается образец религиозного правления в современном мире - такова цель Исламской революции, начавшейся в 1979 г.

Имаму Хомейни было дано знание, как воплотить в жизнь идеи, поднявшие народ на эту революцию. Под влиянием имама Хомейни шиизм, в основном созерцательный и крепко державшийся за традиционность, превратился в боевую идеологию, которая ни в чем не отступает от веры и в то» же время признает рабочий праздник 1 Мая, родившийся на Западе.

Мировое общественное мнение признало Хомейни выдающейся фигурой XX в., ровесником которого он был.

Сейид Рухолла Мусави Хомейни (таково полное имя имама) родился в 1900 г. (по другим данным, в 1898 или 1903 г.) в городе Хомейна. Его отец Сайед Мустафа Хомейни, авторитетный законовед, духовный лидер в своей местности., погиб, когда сыну было 5 месяцев. Матери Хомейни лишился в 15 лет.

С 1921 по 1926 г. Хомейни прошел полный курс обучения в Куме, получил степень муджтахида (толкователь учения) и стал преподавателем богословия. В 1929 г. он женился на дочери аятоллы Техрани. У него родились три сына и две Дочери.

За 17 лет (1944—1961 гг.) им написано и издано более 30 томов исследований и комментариев к Священному Писанию. В 1962 г. он возглавляет борьбу против законопроекта, положившего начало устранению исламских символов из общественной жизни. Она завершилась победой духовенства. В следующем году он выступает с призывом бойкотировать референдум о реформах шаха, противоречащих исламу, и выпускает воззвание против шахского режима.

Год 1964-й становится годом протеста против предоставления особых прав американцам в Иране. После этого Хомейни высылают в Турцию, что положило начало его 15-летней ссылке в Ираке, а затем во Франции. В 1977 г. происходит трагическое событие - гибнет его сын, Сайед Мустафа. В 1978 г. в газете «Эттелаат» появляется оскорбительная (заказанная шахом) статья в адрес Хомейни. 1 февраля 1979 г. происходит возвращение на родину имама Хомейни. В 1980—1988 гг. шла война Ирана с Ираком. В 1989 г. аятолла Хомейни скончался.

Попытаемся разобраться в характере аятоллы Хомейни и в логике принимавшихся им решений.

Имам Хомейни говорил: «Человек - это чудо, которое может развиться в божественное или дьявольское существо!» Он надеялся на лучшее, раздувая огонь Исламской революции и считая необходимым создать условия, при которых из безгрешного ребенка вырастет человек достойный. Даже сам дух противления жесткому режиму он полагал воспитывающим. Говорят, что после подавления восстания 1963 г. друзья спросили его, с кем он собирается поднять страну и установить справедливое правление. Он молча указал на колыбель. Через 15 лет подростки были в первых рядах.

Вопреки распространенному мнению имам никогда не старался принизить положение женщины в мусульманском обществе. Он здраво оценивал ключевую роль ее в семье как матери и хозяйки и не считал ее игрушкой для покупных наслаждений, всячески поддерживая стремление тех женщин, кто хотел проявить себя в политической и хозяйственной сферах. С женщины и материнства для него начиналось все. «Первая школа ребенка - материнские колени», - говорил он.

В своем завещании имам Хомейни подчеркивал, что мусульманские народы и угнетенные всего мира должны сохранять достоинство и ощущать свое духовное превосходство над сатанинскими силами, не поддаваться воздействию пропагандистской машины Запада и следовать своим путем. Он настаивал на том, что это касается всех обездоленных, «какой бы национальной и религиозной принадлежности они ни были».

После 1955 г. почти не было такой области экономики и культуры, куда бы не вмешивались американцы. Особенно они старались направить усилия шаха на борьбу с левыми, не предполагая, что главный удар будет нанесен со стороны духовенства, которое пока молчало, накапливая недовольство начавшейся «вестернизацией».

Среди самых богатых в то время семей Ирана, прибиравших к рукам банки, промышленность, земли, разорявших миллионы ремесленников и крестьян, было немало людей с двойным гражданством.

Все началось с законопроекта о создании провинциальных и уездных советов, опубликованного в октябре 1962 г. и предусматривавшего, что кандидату необязательно быть мусульманином и что давать присягу можно на любой священной книге других религий, а не на Коране. Несмотря на распространенное настроение отделения религии от политики, это было воспринято как оскорбление ислама. После этого Хомейни собрал виднейших ученых Кума в доме покойного Хаери Язди. Результатом были телеграммы протеста шаху и правительству, послания духовенству всей страны. Все это публиковалось в газетах и обсуждалось на религиозных собраниях. 1 ноября в стране закрылись базары и многие предприятия. Вырабатывалась тактика постепенного нажима и подготовки революционной ситуации. Хомейни произносил речи, в одной из которых отпустил саркастическую реплику: «Он [шах] говорит: “Мне нет никакого дела до духовенства”. Ваше величество, до вас у духовенства дело есть».

9 января 1963 г. шах объявил «Шесть пунктов Белой революции», звучавших весьма привлекательно: уничтожение феодальной системы и земельная реформа, национализация лесов и пастбищ, приватизация государственных предприятий с выкупом рабочими акций, избирательные права для всех, борьба с неграмотностью. На первый взгляд прогрессивные цели были очевидны. Шах вынес их на всенародный референдум, намеченный на 26 января.

Аятолла Хомейни проницательно предвидел, что референдум носит показной характер («...он станет основой уничтожения законодательных принципов, связанных с религией»).

Крупная буржуазия души не чаяла в монархе. «Новые иранцы», если их так можно назвать, проводили время в расплодившихся казино и публичных домах. Кинотеатры и телевидение затопила низкопробная американская продукция. Громадный процент населения оказался ниже черты бедности, что влекло за собой рост преступности, проституцию, наркоманию.

Хомейни персонифицировал угрозу и сделал заявление: «Итак, мы лицом к лицу противостоим личности шаха, который, несмотря на попытку выжить, несмотря на притворное отступление, угрожает осуществить программу, враждебную нации. Он не только не отступит, но без колебаний употребит силу для борьбы с оппозицией. Поэтому нам следует не ждать отступления, а сражаться с его режимом...» Это уже был прямой вызов.

5 июня 1963 г. аятолла Хомейни был арестован. Весть об аресте аятоллы разнеслась по Куму и окрестностям. Люди шли к его дому и кричали: «Хомейни или смерть!» На центральной площади слышались автоматные очереди. В небе барражировали самолеты. На подступах к Тегерану танки расстреливали людей, шедших в столицу. Громадные толпы собрались у базара и в центре города. С южной стороны демонстрантов вели два человека по фамилии Резаи, которых в ноябре того же года приговорили к смертной казни. Друг шаха генерал Фардуст рассказывает в своих мемуарах, какая паника царила в окружении шаха и как американцы подбирали кадры для подавления восстания.

Вскоре был отдан приказ стрелять на поражение в самом Тегеране и других крупных городах. Было убито и тяжело ранено около 15 тысяч человек. Заработали военные трибуналы, и тюрьмы снова переполнились. Восстание было подавлено, но началась крупнейшая кампания по освобождению аятоллы Хомейни, которого на девятнадцатый день перевели в тюрьму военной базы в Эшратабаде. На допросах он наотрез отказывался отвечать, в одиночке читал историю Иранской конституции и книгу Джавахарлала Неру.

В день рождения монарха, 25 октября 1964 г., Хомейни произнес жесткую речь в его адрес, в которой назвал шахский закон об экстерриториальности (неподсудности местным законам) американцев оскорбительным для национальной и религиозной гордости иранцев, противоречащим исламу. Сила этой речи и ее воздействие на людей были необычайно велики, и шах принял решение о высылке аятоллы, чтобы лишить его возможности общения с народом. Через десять дней после этого Хомейни был арестован и отправлен в Турцию. (В 1965 г. ему было позволено переехать в иракский город Неджеф.)

Иранский посол в Багдаде сообщал в Тегеран: «Аятолла не сидит сложа руки в Ираке и активно работает против нашего правительства. Прошу инструкций для внесения ясности в нашу задачу». Шах ответил коротко и злобно: «Я уже несколько раз говорил - заткните ему глотку!»

23 октября 1977 г. имаму Хомейни был нанесен жесточайший удар. Отравили его старшего сына Мустафу, видного ученого, аятоллу, друга и правую руку имама, что было если не «затыканием глотки», то серьезной душевной травмой для отца и большой потерей для его неджефского «штаба». Однако Хомейни воспринял беду стоически. 1 ноября, выступая в мечети шейха Ансари, он увидел в смерти сына «скрытое благословение Божие», что было вполне в духе жертвенности шиитов. И действительно, во многих городах Ирана смерть уважаемого и самоотверженного ученого была отмечена траурными церемониями и демонстрациями, в которых участвовали все слои общества. Правительство не посмело отменять траурные церемонии на третий, седьмой и сороковой день гибели Мустафы, а имя его многострадального отца произносилось с великой надеждой.

После появления в газете «Эттелаат» статьи, очерняющей аятоллу Хомейни, взрыв гнева охватил страну. Громили винные магазины, полицейские участки, но на подступах к государственным учреждениям демонстрантов (а кое-где и восставших) встречали воинские части, обрушивавшиеся на них всей своей огневой мощью.

Шах старался делать вид, что ничего серьезного не происходит, и отправился с визитом в Америку, а его жена Фарах - по приглашению супруги Садата в Египет. Однако мировые информационные агентства своими сообщениями из Ирана не давали оснований для благодушия. Шахскому режиму оставалось жить всего один год.

Поминки по все новым жертвам на третий, седьмой, сороковой день выливались всякий раз в волнения и расстрелы, и этот процесс становился непрерывным. Прокламации имама и магнитофонные кассеты с записями его речей размножались и распространялись его сторонниками по всей стране, твердо определяя курс на свержение монархии и установление исламского правления.

Хомейни ни на шаг не отступал от положений Корана, говоря, что жизнь человека, душа, имущество всецело принадлежат Богу, который есть воплощение абсолютной власти, абсолютного совершенства, абсолютного знания. В природе человека заложено стремление к власти, совершенству, знанию, и чем больше он познает и совершенствуется, тем ближе он к недосягаемому Абсолюту. Кстати, у мусульманских богословов есть интересное сравнение соотношения познанного и непознанного - это капля в океане.

В этот период аятолла Хомейни задается вопросом: должно ли высшее шиитское духовенство в ожидании «сокрытого имама» заниматься лишь богословием и вести себя пассивно в современных условиях? Он предлагает вспомнить, как каждый из безгрешных имамов до самой своей мученической смерти за веру боролся против тиранов и несправедливости правления. Не пора ли выдающимся богословам современности последовать их примеру и заняться преобразованием исламского общества?

Используя сложную систему доказательств своих предшественников, ссылавшихся на Коран и сказания, Хомейни пока еще предположил, что до пришествия Махди («сокрытого имама», который, вернувшись на землю, установит справедливость) идеальным государственным устройством была бы исламская республика, а не монархия.

1 февраля 1979 г. Хомейни ступил на родную землю (перед этим он несколько месяцев провел во Франции, покинув Ирак по требованию правительства). Его встречало, по разным сведениям, от 4 до 6 миллионов человек. Имам произнес благодарственную речь и тотчас отправился на кладбище, где хоронили мучеников революции. Там он провозгласил назначение нового правительства.

9 февраля в Тегеране начался мятеж. Дивизия шахской гвардии напала на персонал военно-воздушной базы, ставшей на сторону революции. Народ бросился поддерживать его. Бои шли всю ночь, люди получали оружие из арсенала базы. На другой день радио по приказу генералов объявило, что с 16 часов никому не разрешается выходить на улицу. Имам Хомейни обратился к народу: «Дорогие братья и сестры, не пускайте страх в свои сердца, ибо по воле Всевышнего истина победит...»

Сейчас даже трудно представить себе, что происходило. Известно, что Бастилию взяли малой кровью. Февральская революция в России была почти бескровной, а во время октябрьского большевистского переворота погибли всего шесть человек. В Тегеране же казармы различных родов войск атаковали многотысячные толпы, скудно вооруженные, при незначительной поддержке откликнувшихся на призыв Хомейни военных. Танки и орудия били прямой наводкой, громоздя буквально горы трупов, но люди шли и шли под огонь, облепляли танки. По официальным сведениям, в этом противостоянии шахскому режиму погибло 60 тысяч человек - мучеников за веру.

11 февраля 1979 г. радио и телевидение объявили об окончательной победе Исламской революции и установлении в Иране исламского правления.

Происшедшие за следующие двадцать лет широкие и важные преобразования в политической, экономической и духовной сферах Ирана иначе как революцией не назовешь. Во многих своих чертах эта революция имеет сходство с другими, известными истории. Они свершаются не только вследствие социальной несправедливости и экономического неравенства.

Жизнь иранского общества в десятилетие, предшествовавшее революции, была чрезвычайно противоречива, в ней переплелись разнородные явления: падение и прогресс, интеллигентность и невежество; использование доисламской символики и движение за укрепление ислама; призывы к единению общества и ослабление мобилизующих сил; устоявшиеся традиции и несообразные с ними нововведения. В жизни Ирана царили хаос и беззаконие. Народ лишали его культурных и нравственных корней под видом развития культуры и цивилизованности. Образованная прозападная элита твердила о том, что приверженность традиционному образу мышления и шиитским ценностям - в числе их, кстати, общегрупповые (иначе: соборные) интересы, взаимопомощь, искреннее сотрудничество - мешает Ирану войти в цивилизованный мир. Но в Иране была и другая духовная элита - интеллигенция из среды шиитского духовенства. Она встала на защиту своей национальной культуры, требовала защитить права человека, отстаивала принципы шиитской идеологии. Примечательно, что в числе оппозиционных мероприятий были вечера поэзии - этой особой духовной ценности иранского народа, хранительницы его национального достоинства.

Несмотря на усилия режима, стремившегося приобщить страну к обычаям и ценностям Запада, основная масса народа оставалась верной своей культуре, своей религии. И революционные события обнаружили всю глубину его приверженности исламу шиитского толка. Именно шиизм придал Иранской революции особые черты, выделяющие ее из всех революций XIX и XX вв. Религиозный фактор был в ней решающим.

Революция была скреплена религией, одухотворена ею. Идея священной жертвы за правое дело, владеющая шиитами, рождала их отвагу и необычайную решимость, которая не страшится смерти. Вдохновляющим образом революции явилось то правление, которое установил пророк Мухаммед в мусульманской умме (общине) 1400 лет назад. Потому 98,8% иранцев проголосовали за упразднение наследственной монархии и установление Исламской республики, где, согласно Конституции, невозможно принятие каких-либо мер и законов, противоречащих исламскому вероучению.

Конечно, результаты иранской революции неоднозначны. Так, после февраля 1979 г. пришедшие к власти в Иране религиозные деятели направляли основные усилия на создание шиитского теократического режима и исламизацию всей общественной и семейной жизни граждан. При этом делалось все, чтобы убрать с политической арены и затем уничтожить те группы и организации, которые считали, что следует углублять социальное содержание народной революции. Вся мусульманская община Ирана должна была пройти «очищение кровью». В ходе этой кампании противники исламского режима объявлялись не политическими врагами, а вероотступниками, мешающими маршу Исламской революции. Число жертв борьбы с «безбожниками» и «идолопоклонниками» в десятки раз превзошло последствия политических эксцессов шахского режима, который в свое время был признан одним из самых злостных в мире нарушителей прав человека. По данным иранской оппозиции, к лету 1987 г. в Иране было казнено около 70 тысяч человек, заключено в тюрьмы не менее 140 тысяч. Возможно, эти данные и преувеличены, но сведения, которыми располагают международные правозащитные организации, близки к приведенным. Огромно и число жертв ирано-иракской войны (1980—1988 гг.), от 700 тысяч до полутора миллионов человек (по различным оценкам); большинство погибших - молодежь, цвет нации.

Рухолла Мусави Хомейни – иранский религиозно-политический деятель, организовавший так называемую Исламскую революцию. В ходе неё был свергнут диктаторский режим шаха Пехлеви и провозглашена теократическая республика.

В новом Иране Хомейни, имевший титул «аятолла» (высший ранг шиитского духовенства), стал первым руководителем страны.

Биография

Рухолла Мусави родился в Хомейне, от которого и образовалась его фамилия. Его отцом был шиитский священник, считавшийся потомком седьмого «святого» имама Мусы и, следовательно, потомком самого Мухаммеда.

Когда Рухолла был маленький, его отец умер. Точная причина не установлена, но считается, что его убил агент, подосланный шахом, или умертвили землевладельцы-партнёры, с которыми он поспорил из-за урожая. Мать Рухоллы умерла, когда ему было пятнадцать лет.

Точная дата рождения Хомейни не установлена: он родился в период между 1898 и 1902 годом. Учился Хомейни в нескольких исламских учебных заведениях – в Хомейне, Эраке, Куме.

В религиозной школе Кума он в 23 года получил звание мутджахида, это означало, что он наделялся правом преподавать. Однако уже тогда он начал выступать против светского шахского режима, из-за чего права на преподавание был лишён. Дальнейшая его «педагогическая» деятельность проходила в подпольных условиях. Именно в этот период он и забрался на самый верх шиитской духовной «лестницы», удостоившись титула аятоллы.

Когда ему было 27 лет, он взял в жёны Хадижу, дочь другого аятоллы. Вместе с ней он поселился в Куме, где открыл собственное медресе, ставшее пристанищем радикально настроенных студентов-исламистов.

Борьба с «белой революцией»

В 1963 году шах Мохаммед Реза Пехлеви инициировал масштабный комплекс реформ, получивший название «белой революции». Политика правителя и до этого шла вразрез с традициями ислама: шах ненавидел религию и пытался покончить с ней раз и навсегда. Реформы 1963 года явились закономерным итогом устремлений прогрессивного монарха.

В частности, реформы подразумевали следующие шаги:

  • Основание огромного количества производственных предприятий, включая машиностроительные, металлургические, самолётостроительные и автомобилестроительные;
  • Иран должен был превратиться в крупную индустриальную державу;
  • Выкуп обрабатываемой земли у помещиков и продажу крестьянам по доступной цене;
  • Национализацию лесов и пастбищ, которые становились общественным достоянием;
  • Открытие высших учебных заведений, готовивших национальные кадры в разных сферах науки и производства;
  • Либерализацию всей общественной и политической жизни страны.

Всё это вызвало поддержку у прогрессивной части иранского общества, однако значительная часть народа, необразованного и отсталого по своей сути, воспротивилась шахским реформам. Одним из признанных «борцов за справедливость» и стал аятолла Хомейни. Начал он с выступлений, критикующих действия шахского правительства, за что несколько раз попадал в тюрьмы.

Полиция также совершила нападение на медресе Хомейни в Куме, при этом погиб один учащийся. Аресты и погромы духовного лидера вызывали массовые протесты, поэтому властям приходилось выпускать Хомейни на свободу. В конце концов его выслали в Турцию. Однако светская Турция, построенная Мустафой Кемалем Ататюрком, также не приняла священника-экстремиста, поэтому тот перебрался вначале в священный для шиитов иракский город Неджеф, а затем уехал в Париж.

Победа «исламской революции»

После отъезда Хомейни из Ирана массовые протесты только усилились. Работники нефтяных предприятий, бывших основой экономического процветания страны, объявили всеобщую забастовку. В результате шаху, его семье и сторонникам пришлось покинуть Иран. Образовавшийся политический кризис держался недолго: в январе 1979 году опальный аятолла вернулся и при участии своих единомышленников сформировал новое правительство.

Отныне Иран становился религиозной республикой во главе с духовенством. Все реформы шаха Пехлеви были отменены, жизнь в стране была подчинена жёсткому исламскому режиму. Аятолла был абсолютным правителем нового Ирана, однако не проживал в столице. Вначале он жил в Куме, а затем перебрался в пригород Тегерана. Там он и скончался в 1989 году от серьёзной болезни.