Святой афанасий и кирилл александрийские. Несторийская ересь: сражение за умы христиан

Афанасию Великому и Кириллу Александрийским


Кондак 1

Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия:

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице:
Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.
Радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающии хранители.
Радуйтеся, Единаго Христа всем сердцем возлюбившии.
Радуйтеся, волю свою воли Божией покорившии.
Радуйтеся, образ истинныя веры в себе показавшии.
Радуйтеся, мужественно иго Христово на себе возложившии.
Радуйтеся, божественныя премудрости исполненнии.
Радуйтеся, Духа Пресвятаго сосуди избраннии.
Радуйтеся, вернии делатели винограда Христова.
Радуйтеся, Церкве Православныя украшение.
Радуйтеся, архипастыри святыя Александрийския Церкве.
Радуйтеся, вечныя радости наследницы.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 2

Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:
Радуйтеся, издетска Богом благословеннии.
Радуйтеся, в истинней простоте и безмолвии пожившии.
Радуйтеся, от юности себе Богу посвятившии.
Радуйтеся, еще во отрочестве любовию к слову Божию напоеннии.
Радуйтеся, житие иноческое возлюбившии.
Радуйтеся, Господеви верно послужившии.
Радуйтеся, благодать священства достойно восприявшии.
Радуйтеся, безкровную жертву о людех приносившии.
Радуйтеся, пастыри и учители Церкве премудрии.
Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.
Радуйтеся, неумолкающии глашатаи истиннаго благочестия.
Радуйтеся, града Александрии щите и ограждение.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 3

Силою разума своего, просвещеннаго благодатию, Троицу Единосущную: Отца Безначальнаго, Сына же воплощеннаго и Духа Всесвятаго проповедал еси, блаженне Кирилле, явив же ся Богородицы поборник и защитник от еретических учений. Мы же тя, яко божественнаго тайнописца Пребожественныя Троицы прославляем и твоим учением осиявшеся, воспеваем прославльшему тя Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще ревность велию по Бозе, оружием Креста Христова вооружившеся и меч слова Божия восприимше, яко добропобеднии воини Отца Небеснаго противустали есте врагу спасения диаволу, отцы всеблаженнии Афанасие и Кирилле, плевелы еретических учений скоро посекающе, душы заблуждших чад Божиих спасающе, верныя же во благочестии и вере православием укрепляюще. Темже и нас предстательством вашим просветите, любовию поющих тако:
Радуйтеся, в постничестве и воздержании великим пустынножителем поревновавшии.
Радуйтеся, примером вашея жизни обратившии многих ко Господу.
Радуйтеся, Евангельския истины благовестители.
Радуйтеся, наставницы наши во исповедании православныя веры.
Радуйтеся, Живоначальныя Троицы почитатели.
Радуйтеся, яко Серафими огнем любве ко Господу горящии.
Радуйтеся, искоренители еретическаго служения.
Радуйтеся, прославившии истиннаго Бога во Святей Троице покланяемаго.
Радуйтеся, безбожных и нечестивых обличители.
Радуйтеся, паствы вашея добрии хранители.
Радуйтеся, яко вами святая вера прославляется.
Радуйтеся, яко и мы грешнии имя ваше с верою призываем.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 4

Бурю злобы и ненависти воздвиже диавол, ища арианским зловерием погубити Церковь Христову чрез соблазненных им. Ты же, отче Афанасие, слово спасения в Никеи на Первем Вселенстем Соборе велегласно возгласил еси, Ариева мнения вся упразднил еси, и Святыя Троицы державу во всем мире проповедал еси. Темже во вся концы земли истинную веру благовествовал еси, верныя же научая Богу, Содетелю всех, с любовию воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, святители Афанасие и Кирилле, глас Христов, к подвигу стояния за веру даже до смерти призывающий, Пастыреначальнику Христу последовасте, покоя не имуще ради неусыпных трудов во спасение паствы от волков, расхищающих ю, и подвиг сей чрез все житие ваше понесше, ныне вечный покой в райских обителех обретосте. Мы же очи сердец наших возводяще ко Господу, по долгу любве прославляем память вашу, со умилением зовуще сице:
Радуйтеся, Троицы Святыя вернии служители.
Радуйтеся, истины Христовы пламеннии ревнители.
Радуйтеся, еретическая учения безумнаго Ария мужественно обличившии.
Радуйтеся, поборницы правыя веры непоколебимии.
Радуйтеся, богомудрыми словесы уста заблуждших заградившии.
Радуйтеся, Церковь Христову от лжеучений сохраняющии.
Радуйтеся, пастыри, волков от стада Христова отгоняющии.
Радуйтеся, душу свою за чад духовных положите готовии.
Радуйтеся, сокровищницы богословия преизобильнии.
Радуйтеся, насадители истиннаго благочестия.
Радуйтеся, богоблаженнии исповедницы православныя веры.
Радуйтеся, ко спасению верным путеводители.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 5

Боготечная звезда, возсиявшая во Александрии, явился еси, святителю Кирилле, просвещаемый от Солнца Правды Христа Бога, своим немерцающим светом озаряющий страны Востока и якоже звезда Вифлеемская, верный путь ко Христу показал еси, да просвещеннии тобою людие воспоют Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще чада Церкве Александрийския евангельское благовестие ваше и стояние до смерти за Церковь Христову и правду Божию, обращахуся от еретических заблуждений к истинней вере. Вы же, яко пастыри добрии, с любовию приимали есте ищущих спасения, Господа всем сердцем благодаряще за милость Его к кающымся. Сего ради радостными песнопеньми восхваляем вас, отцы святии, и глаголем:
Радуйтеся, молитвенницы, Духом Божиим озареннии.
Радуйтеся, светильницы, просвещающии души наша.
Радуйтеся, разум свой в послушание веры предавшии.
Радуйтеся, право славити Бога нам завещавшии.
Радуйтеся, благодатию Христовою еретическая мудрования побеждавшии.
Радуйтеся, верных от ересей оградившии.
Радуйтеся, диавола и слуг его обличившии.
Радуйтеся, преславнии верующих заступницы.
Радуйтеся, ревностию по вере пророку Божию Илии уподобившиися.
Радуйтеся, яко пророк Даниил и трие отроцы мужественно Бога прославившии.
Радуйтеся, чрез все житие на ниве Господней потрудившиися.
Радуйтеся, и по смерти от паствы своея любовию не отлучившиися.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 6

Проповедник истиннаго учения о Христе и Пречистей Его Матере миру явился еси, святителю отче Афанасие, силою благодатнаго слова твоего и богодухновенных писаний лесть богохульную Ария посрамил еси и многия беды от врагов Православия претерпел еси: изгнание неправедное от престола Александрийска, темничное заключение и гонения. Сего ради вси зряще тя, яко пастыря добраго, душу свою за овцы полагающаго, возопиим Богу прославляющему святыя Своя: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияли есте яко светила на небе церковнем, святители Афанасие и Кирилле, подвигом жития вашего показующе всем верным путь к незаходимому Свету Христу. Темже молим вас, помозите тму неверия и развращения в мире Божием разгнати, да вси любящии и чтущии Бога в духе и истине, взывают вам сице:
Радуйтеся, весь мир словесы вашими озарившии.
Радуйтеся, звезды светлыя, освещающия нас в нощи греховней.
Радуйтеся, Церкве Христовы незаходимое сияние.
Радуйтеся, истинныя веры ревнители.
Радуйтеся, яко во всех странах Востока изыде вещание учения вашего.
Радуйтеся, во изгнании и гонении от еретиков Бога благодарившии.
Радуйтеся, поношения многая от них мужественно претерпевшии.
Радуйтеся, поборницы веры во Христа неустрашимии.
Радуйтеся, всех, за истину гонимых, прибежище.
Радуйтеся, всем нам отцы духовнии и наставницы благочестия.
Радуйтеся, путеводители наши во Отечество Небесное.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 7

Хотяще изгнати тя с престола Церкве Александрийския, еретицы оклеветаша тя, святителю отче Кирилле, пред царем Феодосием. Егда же сей добрее твое житие уведе, абие посрами клеветавших и соборище их еретическое разгна, еретика же Нестория с патриаршаго престола Царьграда сверже, тя же постави главою Вселенскаго Собора во Ефесе. Ты же, отче святый, ересь Нестория на Соборе посрамив, Богородицу и Матерь Света возвеличил еси и Бога прославил еси, воспевая Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго винограда Христова вашими труды насажденнаго достойнии делатели и хранители явистеся, отцы святии, и яко вернии раби Христовы, в радость Господа Своего вшедшии, на Небесех ныне ликовствуете и молитвами своими утверждаете веру нашу, ко спасению ходатаиствующе пред Богом за нас грешных, да благодарне воспеваем сице:
Радуйтеся, ересей Ария и Нестория обличители.
Радуйтеся, защитницы наши от зловредных мудрований.
Радуйтеся, наставницы заблуждших от пути праваго.
Радуйтеся, яко светом боговедения просвещаете помраченныя умом.
Радуйтеся, струями благодати сердца многих напоившии.
Радуйтеся, неусыпнии стражи нашего спасения.
Радуйтеся, воини Христовы, еще в жизни от Него славою венчаннии.
Радуйтеся, яко подвиги и труды ваша вернии немолчно воспевают.
Радуйтеся, богатство духовное многим людем принесшии.
Радуйтеся, к пристанищу спасения их направившии.
Радуйтеся, научающии нас радоватися о Господе.
Радуйтеся, скорби наша в радость претворяющии.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 8

Странно и дивно воистинну есть видети, како новая буря прииде на Церковь Божию, егда царь Иулиан вся идольская капища отверзе, жертвы ложным богам творя. И паки на тя, святителю Афанасие, воста, яко врази веры Христовы рекоша царю: «Аще Афанасиа не погубиши, несть мощно христианство извести». Ты же, отче святый, прерочествовал еси, яко сей мятеж скоро разрушится и противоборствовал еси богоотступнику Иулиану, умоляюще Господа и Пречистую Его Матерь разрушити злое его на христиан умышление, да вси вернии благодарно поют Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Вси сынове российстии проповедуют благодатную помощь вашу, святители предивнии Афанасие и Кирилле, от лет бо древних отцы наша уведеша вас, яко заступников от нашествий иноплеменных и избавителей от моровых поветрий. Темже и мы, вернии чада Церкве Христовы в земли Российстей, приносим вам хваление сие наше:
Радуйтеся, в земли Российстей верными возлюбленнии.
Радуйтеся, Православия в стране нашей поборницы.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас предстатели.
Радуйтеся, податели света Христова народом православным.
Радуйтеся, многим двери в Царствие Небесное отверзшии.
Радуйтеся, о спасении рода христианскаго ходатаи.
Радуйтеся, праведным житием вашим вся окрестныя страны удивившии.
Радуйтеся, яко вси благочестивии людие о именах ваших веселятся.
Радуйтеся, любве Христовы истиннии хранители.
Радуйтеся, христианом всех времен в молитвах наставницы.
Радуйтеся, венцем терпения на земли венчаннии.
Радуйтеся, светом вечным на Небеси осияннии.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися славному житию твоему на земли, святителю отче Кирилле, ибо показа тя Господь твердаго заступника Православия. Ты бо повсюду Евангельския истины возвещал еси, верных утешая и тако сохранял еси их от еретических учений. Темже и ныне не оставляй нас, грешных, но всех чад Божиих в православии и единомыслии утверди, да в радости духовней воспоем Троице Святей благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя превзошли есте силою богодухновенных словес и писаний ваших, святители богомудрии Афанасие и Кирилле, вы бо воплощенное Слово богословили есте, просвещающе души многих, верно показующе им путь ко спасению, по немуже сами неуклонно шествовали есте до блаженныя кончины вашея. Мы же радующеся, яко таковы имамы учители жизни духовныя и молитвенники, прославляем вас, отцы святии, глаголюще:
Радуйтеся, пастыри добрии, о славе Господней ревновавшии.
Радуйтеся, дарованный вам талант приумножившии.
Радуйтеся, странницы земнии, во Отечество Небесное вшедшии.
Радуйтеся, с лики небесных сил ныне торжествующии.
Радуйтеся, светила, во тме заблуждения сущих озарившая.
Радуйтеся, сего ради велии во Царствии Божием нареченнии.
Радуйтеся, венцы исповедническими от Бога украшеннии.
Радуйтеся, в лице святителей великих славою многою превознесеннии.
Радуйтеся, богомудрии вселенныя учители.
Радуйтеся, со всеми угодники Божии о нас Господу молящиися.
Радуйтеся, яко вами прославляется вера христианская.
Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на Небесех.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 10

Спасти хотя стадо Христово от погибели, святителю Афанасие, не убоялся еси прещений царских, ни клевет от еретиков, ни заключения темничнаго, но вся сия, яко доблий воин Христов претерпев, не преставал еси просвещати паству твою, моля ученики твоя твердо стояти во истинней вере, ниже козней вражиих устрашатися, но и в скорбех и напастех за вся благодарити Бога, поюще Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есте несокрушимая всем православным людем, двоице всехвальная и досточудная, святители Афанасие и Кирилле, ибо Небесе и земли Творец избра вас быти на земли твердии защитницы и непоколебимии столпи веры истинныя, и к лику великих святителей и учителей Церкве Христовы сопричте. Темже умолите благодати Божия сподобитися и в истине устояти всем нам, любящым вас и вопиющым таковая:
Радуйтеся, истину Христову пред людьми небоязненно вещавшии.
Радуйтеся, догматов церковных хранители.
Радуйтеся, божественная словеса в сердцах своих носившии.
Радуйтеся, богомудрыми писаньми вашими сокровище духовное нам оставившии.
Радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы.
Радуйтеся, яко молитвами вашими побеждаем козни диавольския.
Радуйтеся, душевных и телесных недугов наших целители.
Радуйтеся, напастьми обуреваемых тихое пристанище.
Радуйтеся, всякаго добра временнаго и вечнаго податели.
Радуйтеся, ходатаи наши пред престолом Судии Небеснаго.
Радуйтеся, яко чистым сердцем Бога ныне зрите.
Радуйтеся, яко и по отшествии в Небесныя обители попечения о нас не оставляете.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 11

Пение молебное наше, во храме пред чудотворною иконою вашею приносимое днесь, милостиво услышите, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и требующым вашея благодатныя помощи будите предстатели и молитвенницы, вся благая им дарующе: недужным исцеление, скорбящым утешение, в напастех сущым избавление, да о вас радующеся и Бога славяще, воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарнии светильницы и чудотворцы явистеся, святители Божии Афанасие и Кирилле, от лет древних и до ныне Отечество наше не оставляющии: якоже бо глаголет о том древний летописец, во времена нашествия Батыева Велик Новград заступи Бог и вы, святители Христовы. Темже молим вас, отцы святии, прегрешений оставление даровати всем людем российским чтущым любовию святую память вашу и вопиющым тако:
Радуйтеся, яко во всех странах православных имена ваша прославляются.
Радуйтеся, яко и в земли Российстей церкви во имя ваше созидаются.
Радуйтеся, полчищам агарян путь на Великий Новград преградившии.
Радуйтеся, страны нашея великоименитии покровители.
Радуйтеся, град Москву храмом в вашу честь освятившии.
Радуйтеся, землю нашу и верных чад Церкве Русския возлюбившии.
Радуйтеся, яко сынове Российстии ходатайством вашим спасаются.
Радуйтеся, яко вси вернии молитвами вашими от бед и скорбей свобождаются.
Радуйтеся, в тяжких обстояниих и напастех надеждо наша и заступление.
Радуйтеся, всем нам в годину скорбей дивное утешение.
Радуйтеся, яко молитвами вашими Владыку всех умилостивляете.
Радуйтеся, яко вами красуется и укрепляется Церковь Христова.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 12

Благодать, данную вам от Бога ведуще, память вашу общую празднуем, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и усердно к вашему честному образу притекающе, предстательством вашим, яко необоримою стеною ограждаемся, явистеся бо нам целители недугов, наставницы заблуждших и скории помощницы всем призывающым вас и воспевающым Христу Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивное ваше житие на земли и славу яже на Небеси, смиренно молим вас, святители Афанасие и Кирилле, силу свыше православным христианом на враги видимыя и невидимыя даровати; будите нам, отцы всеблаженнии, во всем благии помощницы, благословите нас миром и любовию, подайте нам твердую веру, чистоту жизни и страх Божий, да вси, душевний покой обретше, в радости воспоем вам тако:
Радуйся, Афанасие, безсмертию тезоименитый.
Радуйся, великий учителю Церкве Христовы.
Радуйся, Кирилле, суемудрия Несториева разорителю.
Радуйся, Александрийскаго престола славо и утверждение.
Радуйся, Афанасие, из Отечества твоего правды ради изгнанный.
Радуйся, в тайне любовию паствы твоея хранимый.
Радуйся, Кирилле, добре и верно за честь Пресвятыя Богородицы потрудивыйся.
Радуйся, яко исходу твоему Сама Пречистая Матерь Господа предстояще.
Радуйся, Афанасие, яко великий Антоний завеща тебе ризу свою.
Радуйся, яко мощи твоя во храме Святыя Софии Цареградския положени быша.
Радуйся, Кирилле, премудрости Божия проповедниче.
Радуйся, архиерею Бога Вышняго.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 13

О пастыри наши всехвальнии, святители Афанасие и Кирилле, приимите малое сие моление наше, от умиленнаго сердца вам приносимое, испросите нам у Христа Бога утверждение в вере истинней, еже ходити нам в заповедех Господних безпорочно, и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, да сподобимся радостно воспевати вкупе с вами победную песнь: Аллилуиа.

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святителю Афанасию Александрийскому

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнанних и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно, сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков-ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовы. Воистину ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкве Христовой. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, идеже ты со всеми святыми пребываеши. Аминь.

Тропарь святителю Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
Тропарь, глас 3:

Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2:

Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому
Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенный светильниче, архиереов богодухновенное удобрение, Кирилле премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6:

Бездну нам учений богословия источил еси яве от источник Спасовых, ереси погружающую, блаженне Кирилле, и стадо невредимо от треволнений спасающую, странам бо всем наставник, преподобне, яко Божественная являя.

Тропарь святителям Афанасию Великому и Кириллу, архиепископам Александрийским
Тропарь, глас 3:

Делы возсияше православия, все погасивше злословие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующаго нам велию милость.

Кондак, глас 4:

Священноначальницы величайшии благочестия и доблии поборницы Церкве Христовы, вся соблюдите, поющия: спаси, Щедре, верою чтущия Тя.

Величание

Величаем вас, святителие велиции Афанасие и Кирилле, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Иконы и молитвы

Узнайте, кто ваш Ангел-Хранитель и икона-заступница

1:502 1:507

Оказывается, у каждого из нас есть свой Ангел-Хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения. Если вы еще не знаете, кто вас оберегает и хранит, то наша статья для вас!

1:837 1:842

Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января

защитит икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них - святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.

1:1137 1:1142

Икона Божьей Матери «Державная»

1:1213

2:1717

2:4

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

2:1045

С. Бехтеев

2:1066 2:1071

Икона Божьей Матери "Державная"

2:1140

3:1644

3:4

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

3:515 3:520

4:1024

Родившихся с 21 января по 20 февраля

охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина».

4:1292 4:1297

"Владимирская" икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

4:2238

4:4

Икона Божьей Матери «Владимирская»

4:81

5:585

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

5:1532 5:4

Икона "Неопалимая Купина"

5:64

6:568 6:573

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

6:836 6:841

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов.

6:1885

6:4

В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

6:334 6:339

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом -
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

6:862 6:867

7:1371

Для тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта

заступницей является икона Иверской Божьей Матери.

7:1549

Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.

7:115

История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни.

7:501

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды.

7:1027 7:1032

Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет».иПредание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

7:1532

7:4

Икона Божьей Матери "Иверская"

7:74

8:580 8:585

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам

8:1095 8:1100

9:1604

Родившимся с 21 марта по 20 апреля

надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник.

9:313 9:318

Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери.

9:683

Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.

9:1362 9:1367

Икона Божьей Матери «Казанская»

9:1438

10:1942

10:4

Казанская Богоматерь и её святая, чудотворная, спасительная икона (она возвращает слепым зрение, слабым даёт силу) считаются практически официальными заступницами, защитницами России от внешних и внутренних врагов.

10:403 10:408

Также в народе считается, что молитва пред православной иконой Божьей Матери защищает и освобождает молящегося человека от его видимых и невидимых врагов, т.е. от злых людей и от нечистой силы..

10:764

11:1268

Рожденных с 21 апреля по 20 мая

защитят иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери.

11:1442

Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их ангелами-хранителями.

11:1595

11:4

Свое название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». От чудотворного образа произошло много чудесных исцелений.

11:303 11:308

Споручница грешных означает Поручительница за грешных перед Господом Иисусом Христом. Перед чудотворным образом Божией Матери «Споручница грешных» молятся о даровании покаяния, в унынии, отчаянии и душевной скорби, об исцелении различных недугов, о спасении грешников.

11:809 11:814

Икона Божьей Матери «Споручница грешных»

11:902

12:1406 12:1411

Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия.

12:1654

12:4

Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой.

12:499 12:504

Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

12:1164

13:1668

Если день рождения с 21 мая по 21 июня

надо просить защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин.

13:345 13:350

По преданию, икона Божьей Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных.

13:846

Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане»(7 век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».

13:1184 13:1189

Икона «Взыскание погибших»

13:1251

14:1755

14:4

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблудших в Церковь.

14:756

15:1260

Для родившихся с 22 июня по 22 июля

заступницами являются иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери.

15:1477

Святой Кирилл - их ангел-хранитель.

15:1545

15:4

«Всех Скорбящих Радость»- одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов. Многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.

15:654 15:659

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»

15:754

16:1258 16:1263

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», - так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

16:1904

16:4

17:508 17:513

Царица неба и земли, скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли: в Тебе - надежда и спасенье.

17:689

Погрязли мы во зле страстей, блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней склони всевидящее око.

17:876

Святая Русь - твой светлый дом почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем: иной никто о нас не знает.

17:1064

О, не оставь Своих детей, скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей от наших скорби и страданья.

17:1241

18:1745

Рожденных с 23 июля по 23 августа

Охраняют Святой Николай Угодник и Илья-пророк, а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает.

18:244 18:249

В православной Руси под словом «покров» понимается и покрывало и покровительство. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные люди испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.

18:600 18:605

На Руси этот праздник был установлен в XII веке святым князем Андреем Боголюбским. Узнав о том, что святой Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой покров над православными, он воскликнул: «Не может такое великое событие остаться без празднования ему».

18:1110 18:1115

Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой покров над землей Русской. Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего».

18:1695

18:4

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

18:83

19:587 19:592

Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник в память о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 году во время осады Константинополя. Покров Пресвятой Богородицы – это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.

19:1086

На иконе изображено шествие на небеса по облакам, к Спасителю. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род.

19:1502

20:503

Тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября

Следует просить защиты у икон «Неопалимая Купина» и «Страстная» .

20:707

Их ангелы-хранители - святые Александр, Иоанн и Павел.

20:809 20:814

Икона Пресвятой Богородицы «Страстная» получила свое название оттого, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкой, копием. Святой образ был прославлен во времена царствования Михаила Федоровича.

20:1283 20:1288

Икона «Страстная»

20:1333

21:1837

21:4

«Когда помолишься пред тем образом с верою, то получишь исцеление и ты, и многие другие».

21:168

22:672

Те, кто родился с 24 сентября по 23 октября

должны искать защиты у икон Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня». Охраняет их святой Сергий Радонежский.

22:1024 22:1029

Честной и Животворящий Крест Господень был обретен в 326 году в Иерусалиме недалеко от места распятия Иисуса Христа. В память об этом событии 14/27 сентября Церковью установлен праздник. Предание об обретении Креста Христова тесно связано с жизнью святых равноапостольных Елены и Константина.

22:1564 22:4

Животворящую силу Своего Креста Спаситель показал через оживление умершего, к которому был приложен Крест. При обретении Креста, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, патриарх воздвигал (поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

22:504 22:509

Икона «Воздвижение Креста Господня»

22:588

23:1092 23:1097

Сейчас для нас крест - священный, самый главный и са­мый дорогой символ. Более двух миллиардов людей на земле (если точнее - 2 миллиарда 100 миллионов - столько на планете христиан) носят его на груди как знак своей причастности к истинному Богу.

23:1540

Две тысячи лет назад в Палестине, да и во многих других местах, крест был всего-навсего орудием казни - как сейчас электрический стул в Америке. А гора Голгофа вблизи городских стен Иерусалима была обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение.

23:472 23:477

Около трехсот лет прошло с крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Христианство, несмотря на жестокие преследования, все более и более распространялось по всей земле, привлекая к себе и бедных и богатых, и могущественных, и слабых. Римский император Константин Великий, его отец был язычником, мать, царица Елена, христианкой.

23:1100 23:1105

После смерти отца у Константина возникла война с правителем города Рима. Накануне решительной битвы, когда стало заходить солнце, Константин и все его войско увидели на небе крест, с надписью - "Сим победишь". Во сне, ночью, Константин тоже увидал Христа с крестом.

23:1587

23:4 24:508 24:513

Господь велел ему сделать на знаменах своих войск кресты и сказал, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие, а одержав победу и войдя в Рим, велел поставить на площади города статую с крестом в руке.

24:918 24:923

С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, потому что считал себя недостойным раньше принять это таинство.

24:1257

25:1761

У родившихся с 24 октября по 22 ноября

Святой Павел - ангел-хранитель . Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская» их защищают.

25:263 25:268

История иконы Божией Матери «Скоропослушница» насчитывает уже более тысячелетия. По преданию она является современницей основания афонского Дохиарского монастыря и написана в X веке по благословению основателя обители преподобного Неофита. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже - в XVII веке, когда от нее произошло чудо.

25:1125 25:1130

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием чудотворной Афонской иконы "Скоропослушница", ведь она прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования, являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

25:1624 25:4

Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»

25:87

26:591 26:596

Перед этой иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологических болезнях, о помощи в родах и о кормлении молоком, о детях. А прежде всего молятся Скоропослушнице, когда не знают, как лучше поступить, о чем просить, в растерянности и недоумении.

26:1083

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древн

26:1185

их чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы.

26:1568

Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуне (нынешний Херсон).

26:707 26:712

Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону БогоМатери новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Москву в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона Божией Матери была похищена и увезена во Францию, где находится и поныне.

26:1193 26:1198

Иконы Божьей Матери «Иерусалимская»

26:1277

27:1781

27:4

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

27:449

28:953

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря

должны просить заступничества у икон Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение».

28:1167

Святой Николай Угодник и святая Варвара - их ангелы-хранители.

28:1285 28:1290

Тихвинская икона Божией Матери считается покровительницей младенцев, ее называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

28:2114

28:4

Икона Божьей Матери «Тихвинская»

28:77

29:581 29:586

Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

29:1416 29:1421

Икона Божьей Матери «Знамение»

29:1490

30:1994 30:4

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи.

30:693

После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.

30:1194 30:1199

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об усмирении враждующих и избавлении от междоусобной брани..

30:1713

30:4

31:508 31:513

В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей.

31:758 31:763

Иверская икона Пресвятой Богородицы

31:842

32:1346 32:1351

– одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название)

32:1889

32:4

Икона Пресвятой Богородицы «Иверская-вратарница»

32:108

33:612 33:617

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.

33:1239 33:1244

О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

33:1522

33:4

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:

33:200

«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».

33:1581 33:4

34:508 34:513

Семейная икона

это икона с изображением тезоименных святых, всех членов семьи. Семейная икона это святыня, которая связывает всех членов семьи, обьединяет их дух. Семейная икона это часть родового наследия, которое передается из поколения в поколение.

34:985 34:990

Присутствие в доме семейной иконы сплочает семью, укрепляет их веру, помогает в различных семейных вопросах. Духовная сила такой иконы заключается в её соборности, вознося свои молитвы каждый член семьи молится не только за себя, но и за своих родителей, детей и близких.

34:1487 34:1492 34:1495 34:1500

В последнее время традиция семейной иконы повсеместно возрождается. На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе.

34:432

Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей - основателей рода. Для написания такого образа подбирают по именам каждого святого, при этом находят и редких святых.

34:784 34:789

35:1293 35:1298

Вера - на то и вера, что не нуждается в доказательствах. Тем не менее за последние две тысячи лет собрано столько доказательств каждого эпизода евангельской истории, что усомниться в том, что всё это происходило на самом деле, может только… не очень информированный человек.

35:1801

35:4

36:508 36:513

Совершение чуда, то есть исполнение молитвы, прежде всего, зависит от веры молящегося. Если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то даже перед самой чудотворной иконой молитва останется бесплодной...

36:972 36:977

Святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, установлено совместное празднование в знак глубокой благодарности Святой Церкви за многолетние неустанные труды в утверждении догматов Православной веры и ревностной защиты их от еретических учений .

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия , родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан.

Он получил хорошее светское образование, но ещё более глубокие познания приобрёл прилежным изучением Священного Писания.

С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру (память 29 мая (11 июня) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Всё это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершённое детьми в игре, было во всём согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием.

С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее.

На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария . Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

После смерти святого Патриарха Александра святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви .

Святитель Афанасий управлял Церковью 47 лет, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников . Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя.

Святитель Афанасий провёл в изгнаниях более 20 лет , то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь . На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашён лишённым епископского сана.

Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твёрдо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси .

Когда Юлиан Отступник (361 - 363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, Галилеянин» .

После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова» , направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви , о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси Македония.

Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию . Известны

Во все времена рождались особые праведники, которые посвящали всю свою жизнь служению Богу и прославляли Его вплоть до своего последнего дня. Кирилл Александрийский относится именно к таким святым людям, которые очень много сделали для Церкви и становления христианства в целом. Этот образованный и умнейший человек своего времени прошел довольно сложный путь, на котором его поддерживала только вера в Бога и стремление к праведности.

Начало деятельности Кирилла Александрийского

Святой Кирилл - один из самых ярких церковных деятелей Александрии. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно святой родился в четвертом веке до нашей эры. Родственники Кирилла Александрийского были довольно известными людьми в Египте. Их семья относилась к древнему роду патриархов, где кафедра переходила от дяди к племяннику. Большое влияние на Кирилла оказал его дядя Феофил. Он дал ребенку очень хорошее образование, а в семью были вхожи политическая элита и самые видные церковные деятели Александрии, с которыми мальчик имел удовольствие общаться.

Пять лет святой Кирилл провел в Нитрийской пустыне и изучал Священное Писание. Он с юных лет слыл набожным человеком, ведущим праведный образ жизни. Феофил быстро оценил способности племянника и приблизил его к себе. Юноша помогал патриарху во многих церковных делах, выказывая большую мудрость и духовную проницательность.

Новый патриарх: раскол Александрии

В 412 году святой Кирилл получает духовную власть в Александрии по праву преемственности. Но этот факт не помешал другим претендентам вступить в борьбу за патриаршество. Особенно отличился архидиакон Тимофей, который всячески пытался опорочить Кирилла. В городе начались волнения, участились вооруженные столкновения. Но все же на патриарший престол путем голосования был избран племянник благочестивого Феофила.

Сразу же после обретения духовной власти святой Кирилл стал очень жестко обличать светскую власть, которая допустила проявления многочисленной ереси среди народа и довела его до нищенского состояния. Все чаще в словах патриарха звучал гнев на правителей Александрии, которых абсолютно не интересовала жизнь своего народа. Они вели распутное существование, погрязнув в праздности и лености. Смелые речи, которыми святой Кирилл обличал светскую власть, воспринимались как угроза для знати. Это вызвало новые серьезные волнения в Александрии, целью которых было сместить патриарха и назначить нового преемника. Но Кирилл уже давно заручился поддержкой нитрийских монахов, готовых в любой момент выступить в поход за веру. Постепенно народ успокоился и принял нового патриарха.

Борьба с мракобесием

В житие святого Кирилла особо выделена его борьба с бесовщиной и темными силами. Своей первой задачей патриарх считал ограждение Церкви от всего того, что может поколебать ее. И в первую очередь для этого было необходимо очистить души паствы от заблуждений и темных сил. Нужно сказать, что в эти времена население Александрии довольно четко разделилось на христиан, иудеев и язычников. Последние постоянно вносили смуту в души верующих и соблазняли их колдовством. Популярна стала астрология и поклонение языческим божествам.

Самые древние языческие капища располагались в селении Мануфин, куда и направился патриарх Кирилл. Он за несколько дней разрушил все капища, но сама земля этих мест была пропитана бесовщиной. Как излечить ее, святой не знал. Он принялся молиться Богу и провел в таком состоянии несколько дней. Внезапно к нему явился Ангел и повелел перенести на эту землю мощи святых великомучеников Кира и Иоанна. Именно так Кирилл и сделал, на месте бывшего капища он приказал построить христианский храм. Мощи святых стали исцелять от болезней, что приводило в храм сотни паломников. А многие сомневающиеся благодаря этому чуду укрепились в вере.

Изгнание иудеев

В Александрии иудеи составляли довольно обширную общину. Они постоянно бесчинствовали и создавали беспорядки на улицах города. Префект Орест поддерживал иудеев, которые не гнушались убийствами, а чаще всего загоняли христиан в ростовщическую долговую яму и превращали их в рабов. Святой Кирилл не единожды выступал против данной практики, но всегда натыкался на яростную защиту иудеев Орестом.

Коварное убийство доверенного человека патриарха Александрийского Иеракса, которого подвергли жестоким мучениям, привело к самой кровавой распре в истории Александрии между иудеями и христианами. Задумав полностью истребить христиан, иудеи договорились в одну ночь перебить всех иноверцев, которые им встретятся. Отличительной чертой иудеев было пальмовое кольцо на пальце. В эту ночь погибли несколько тысяч ни в чем не повинных людей, что разгневало Кирилла Александрийского. Он приказал вывести из города всех иудеев без исключения. В древней истории это был самый крупный исход евреев из христианского города.

Несторийская ересь: сражение за умы христиан

В 428 году на Константинопольскую кафедру был избран Несторий. Он начал проповедовать свое толкование Священного Писания и личности Иисуса Христа. Кирилл Александрийский не единожды пытался вразумить его и растолковать ошибки в проповедях. Но Несторий продолжал свою деятельность, и патриарху Александрийскому пришлось обратиться с обличительными письмами в другие церкви и к разным патриархам. Начались гонения на православных христиан, которых святой Кирилл пытался защитить всеми возможными способами.

Собравшийся в 431 году Собор внимательно выслушал обе стороны и признал учение Нестория еретическим, но он не подчинился решению и продолжил свои проповеди. В результате его деятельности возникла смута, которая привела к снятию сана с еретика. Он был выслан из Александрии и скончался в Ливийской пустыне. По некоторым данным, Несторий умер в больших мучениях - в его языке завелись черви. Это должно было послужить назиданием всем еретикам, хулившим православие.

Итоги деятельности Кирилла Александрийского

Патриарх находился во главе христианской Церкви тридцать два года. За это время он многое сделал для того, чтобы укрепить в вере христиан и избавить православие от ошибочных течений и язычества. Святой Кирилл умел очень тактично подойти к людям, которые заблуждались в вере и каких-то трактовках православия. Он умело направлял их и возвращал на путь истинный.

За всю свою жизнь патриарх Александрийский оставил множество различных трудов о православии. Особое место в его деятельности занимало толкование значения Троицы, также несколько томов было посвящено обличению еретического учения Нестория. В 444 году мудрый старец покинул этот мир.

Наследие святого Кирилла

Канонизация Кирилла Александрийского сделала из египетского патриарха святого. Его жизнь и деятельность изучается всеми православными христианами, а труды не единожды перепечатывались и издавались.

Верующие, которые желают укрепиться во Христе и не поддаться искушению, утверждают, что в этом случае хорошо помогает молитва Кириллу Александрийскому. Этот тропарь можно читать каждое утро и вечер, а также в минуты особых душевных волнений и сомнений. Православные утверждают, что в случаях, когда в семью приходит беда и очень сложно увидеть в печальных событиях Божью руку, данная молитва не только успокаивает, но и придает сил, чтобы стойко выдержать все испытания и благодарить за них Бога. Текст:

Православия наставниче,
благочестия учителю и чистоты,
вселенныя светильниче,
архиереев Богодухновенное удобрение,
Кирилле премудре,
ученьми твоими вся просветил еси,
цевнице духовная,
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Дни памяти святого Кирилла

В православной церкви установлены специальные дни, в которые принято упоминать патриарха Александрийского. Память святого Кирилла празднуется дважды. Первая дата отмечается 31 января, а вторая тесно связана с еще одним святым.

Довольно часто святые Афанасий и Кирилл Александрийские упоминаются вместе. Им читают совместный акафист и поминают в один день - 22 июня. Дело в том, что Афанасий был родоначальником патриаршей семьи, и именно с него пошла традиция передавать духовную власть от дяди к племяннику. В свое время он тоже сделал многое для христианской Церкви и православия. Если вы хотите укрепиться в вере и избавиться от сомнений, то вам на помощь придут эти святые. Молиться им можно в любой церкви и даже дома. Как утверждают православные, сила молитвы перед иконой Святого Кирилла возрастает в несколько раз.

Тех, кто родился с 21 января по 20 февраля, ангелы-хранители святые Афанасий и Кирилл Александрийские уберегут от бед и несчастий. Считается, что в этот период времени рождаются особо духовные люди, которые в дальнейшем становятся борцами за справедливость.

Патриарх Кирилл: икона

Икона святого Кирилла писалась за многие столетия несколько раз. Самого патриарха на ней изображали по-разному. Чаще всего - в виде старца с суровыми и аскетичными чертами лицами, глаза которого полны мудрости и печали. Он облачен в парадные одежды, а в левой руке держит Священное Писание. Правая рука святого слегка приподнята.

В более раннем исполнении икона Святого Кирилла выглядит немного иначе. На ней патриарх благословляет свою паству правой рукой, а в левой держит свиток с текстом из Священного Писания.

Церковь Кирилла Александрийского: вехи истории

В Киеве находится одна из самых древних сохранившихся церквей, построенных в честь святых Кирилла и Афанасия. Ее строительство началось в начале двенадцатого века на пересечении нескольких дорог. Инициировал строительство храма князь Чернигова Всеволод Ольгович. Он планировал создать здесь свою семейную усыпальницу, в которой бы находили покой многочисленные потомки Ольговичей.

Изначально церковь святого Кирилла строилась по византийскому подобию. До наших дней в нескольких местах даже сохранился керамический пол. Толщина стен была не менее двух метров. С течением времени церковь несколько раз перестраивалась, а в начале восемнадцатого века после пожара была воссоздана в стиле украинского барокко. Чуть позже около храма появились монастырские сооружения и колокольня. День святого Кирилла всегда особо почитался монахами церкви, это был красивый праздник, во время которого всегда перечислялись все деяния патриарха.

В советские времена церковь была отдана под больницу, часть стен разрушилась, а бесценные фрески просто забелили.

Возрождение Кирилловской церкви

В тридцатые годы прошлого века бывший монастырский комплекс был признан историческим памятником, и его принялись изучать историки и реставраторы. В середине двадцатого столетия археологи сумели проникнуть в подземелье храма, которое до тех времен оставалось закрытым. Эта находка поразила ученых, ведь они смогли получить доступ к захоронениям, которые оставались долгие тысячелетия нетронутыми.

Десять лет археологи проводили работы, но неустойчивость церковных стен заставила их закончить свои изыскания. Все подземелья было приказано законсервировать, фактически их залили бетоном. В настоящее время доступ в эти помещения закрыт не только для ученых, но и для священнослужителей.

В конце прошлого века Кирилловский храм перешел в статус действующего и провел первую службу. Шесть лет назад приход реорганизовался в мужской монастырь, вернув себе прежнее состояние и значимость.

Сокровища Кирилловской церкви

К сожалению, революция и советские времена наложили свой отпечаток на многие древние храмы и церкви. В двенадцатом веке, после своего открытия, церковь была полностью покрыта изнутри фресками лучших киевских мастеров. Со временем роспись стен стала нуждаться в реставрации, и эти работы были проведены уже в семнадцатом веке согласно современным технологиям.

После того как церковь была объявлена историческим памятником, ее принялись активно изучать, и в первую очередь заинтересовались фресками храма. А они могли рассказать много интересного! Реставраторов поразили подлинники двенадцатого века, площадь которых сейчас составляет более восьмисот квадратных метров. В действительности это всего лишь пятая часть былой красоты. Удивительно, но подобным сокровищем не обладает ни одна православная церковь в мире. Это уже ставит данное строение в ряд уникальных памятников славянской культуры.

Еще в девятнадцатом веке в церкви работала группа талантливейших реставраторов, среди которых был еще никому не известный студент Врубель. Он написал для храма несколько икон и фресок.

Загадки церкви святого Кирилла

Ученые уже давно изучают Кирилловскую церковь, но до сих пор она преподносит множество загадок, разгадать которые пока еще не представляется возможным.

К примеру, доступ в замурованные подземелья сейчас не просто закрыт, а утерян. Никто из сегодняшних археологов и реставраторов не может сказать, где именно они находились. По отрывочным сведениям создается представление, что подземелья имели естественный характер образования. Они напоминали пещеры в скале, причем были настолько широки, что гробы в них могли стоять поперек помещения. Сегодня ученые владеют технологиями, которые могли бы сделать изучение данных захоронений безопасным для самого здания, но вот тщательно замаскированного входа они так и не нашли.

Ни в одном из исторических источников не осталось сведений о том, почему церковь была названа в честь святого Кирилла. Эта тайна так и остается нераскрытой, ведь на Руси имя Кирилла Александрийского было далеко не самым распространенным.

Реставраторы отмечают, что именно в данном храме мастера кисти впервые изобразили картину "Страшного Суда". До этого на церковных фресках данный сюжет не встречался. К тому же роспись на стенах храма была посвящена житию Кирилла и Афанасия Александрийских, данные иллюстрации никогда ранее не встречались в православных храмах Киевской Руси.

Еще одна тайна церкви заключается в ее первоначальном предназначении. Дело в том, что она задумывалась князем не только как сакральное строение, но и в качестве оборонительного сооружения. Удивительно, но крайне толстые стены должны были защищать жителей города от набегов соседей и любого иного вторжения. Конечно, на Руси всегда с особым трепетом относились к храмам и монастырям, но кроме Кирилловской церкви ни один из них не претендовал на звание крепости.

Святой Кирилл Александрийский сделал очень многое для православия и его укрепления на территории Египта. Он сумел очистить город от скверны и спасти множество христиан от смуты и сомнений. Именно за это он возведен в лик святых и почитается всеми, кто разделяет веру в единого Бога.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: "назначал" их священниками и диаконами, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312-326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием.

Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал его в 325 году на Никейский Собор, где выступил с опровержением ереси Ария [ 1]. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником — первосвятителем Александрийской Церкви. 8 июля [ 2] 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского.

Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Он продолжал обличать ариан, но приемник императора Константина император Констанций (337-361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий.

Святитель Афанасий Александрийский отправился в Рим к папе Юлию I (337-352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным догматам Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города.

Не смотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.

При императоре Юлиане Отступнике (361-363) святитель Афанасий оказался в изгнании в Фивадийской пустыне. После бесславной смерти императора первосвятитель управлял Александрийской Церковью еще 7 лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года.

Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели "История ариан для монахов", "Четыре слова против ариан", "Книга о Троице и о Духе Святом". Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января).

Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.

1. Арий (256-336) александрийский пресвитер и богослов, считавший, что Сын Божий не равен Богу Отцу и не вечен, так как сотворен Отцом. ^

2. Даты в тексте даны по старому стилю. ^

***

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, величайший богослов, родился в Александрии во второй половине IV века в знатной и благочестивой христианской семье. Он получил хорошее воспитание и блестящее образование, в совершенстве изучил светские греческие науки, в том числе философию, но более всего преуспел в познании истин христианской веры и в разумении Священного Писания. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах. Через 6 лет он был посвящен в сан диакона, а затем возведен в архидиакона. Патриарх Феофил (385-412), видя необычайные способности и зная целомудренный образ жизни молодого клирика, поручил ему произносить проповеди.

В 412 году, после смерти Патриарха Феофила, святой Кирилл был избран первосвятителем Александрийской церкви. Став Патриархом, он возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью новацианов [ 1]. Оберегая свою паству от этого противного духу евангельской любви учения, святитель Кирилл изгнал еретиков из Александрии. Однако еще более опасными для александрийских христиан были в то время иудеи, покровительствуемые правителем Александрии Орестом. После устроенного ими массового избиения христиан, святитель Кирилл с оставшимися в живых сподвижниками изгнал из города врагов веры Христовой. Через некоторое время он добился у императора Феодосия Младшего (408-450) отстранения от власти Ореста и наказания виновных.

Просвещенный и ревностный пастырь Александрийской Церкви неустанно проповедовал Слово Божие, изъяснял своей пастве Священное Писание. Тогда же им были написаны некоторые догматические сочинения, например, толкование на Евангелие от Иоанна, несколько книг о Святой Троице, сочинения о поклонении Богу в духе истины, "Глафира, или сокровенные мысли пятокнижия".

В 429 году в монастырях египетской пустыни распространилась ересь Нестория [ 2], и монахи стали приходить к архиепископу Кириллу, требуя от него защиты Православия. Тогда святитель обнародовал послание "К отшельникам", в котором, не называя имени Нестория, осуждал его мнение. Затем он отправил несколько увещевательных посланий самому Несторию, содержавших обширный трактат о догмате Боговоплощения. В то же время он написал письма к императору Феодосию, поддержавшему ересь, и к его сестрам. Для просвещения народа святитель написал "Пять книг против Нестория". В Александрии был созван Поместный Собор, обличавший несторианство. Однако Несторий не внял вразумлению и в свою очередь написал ряд посланий, защищавших свое учение и обвинявших в ереси самого святителя Кирилла. Споры и раздоры между ними приобрели настолько острый характер, что император Феодосий, по просьбе обеих сторон, объявил о созыве Вселенского Собора.

В 431 году в г. Ефесе собрался III Вселенский Собор, на который приехали около 200 архиереев от всех христианских Церквей. Ефесский Собор, на котором председательствовал первосвятитель Александрийской Церкви, осудил учение Нестория как ересь. Несторий не подчинился Собору и не раскаялся. Антиохский Патриарх Иоанн, сторонник Нестория, открыл самостоятельный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Враги Православия оклеветали святителя Кирилла, и он, по повелению императора, был заключен под стражу вместе с Ефесским епископом Мемноном. Но вскоре козни еретиков были разоблачены, и святитель получил свободу. Несторий же был лишен сана и сослан в ссылку, где и скончался.

32 года управлял святитель Кирилл Александрийской Церковью. В течение этого времени он очистил Церковь от всех бывших тогда ересей, написал много апологетических, догматитческих, изъяснительных и нравоучительных сочинений. Личное благочестие подвижника соединялось в нем с мудростью наставника и ревностного защитника Православия.

Святитель Кирилл скончался мирно в 444 году.

1. Новациане — последователи римского епископа Новациана (†238). Они учили, что падшие во время гонения и вообще подвергшиеся смертным грехам должны быть извергаемы из Церкви и принимаемы обратно в Церковь, не иначе как чрез повторение крещения. Секта новациан существовала в III-IV веках в Карфагене, Александрии, Малой Азии, Испании. ^

2. Несторий — Константинопольский Патриарх с 429 по 431 год. В 431 году на соборе в Ефесе был осужден за учение, по которому он резко разграничивал человеческую и божескую природу в Иисусе Христе. Он утверждал, что от Девы Марии родился человек Иисус, с которым, с момента зачатия Его, соединялся Бог Слово Своею благодатию и обитал в нем, как во храме. Поэтому Пресвятую Деву он называл Христородицею, а не Богородицей. Несторий умер в 440 году. ^