Литературные улицы Астрахани: гуляем поэтично! Астраханская областная писательская организация (краткая история).

Астраханская областная писательская организация была создана на
основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 26 октября 1963 года № 4605-р
Ведомство и подчиненность: Правление Союза писателей РСФСР.
Функции: Создание художественных произведений. Обсуждение и рецензирование рукописей членов Союза. Организация творческих командировок и отпусков, направление на учебу астраханских писателей, оказание им материальной помощи.
Работа с молодыми литераторами, рецензирование рукописей, организация и проведение занятий литературной студии, подготовка к вступлению в члены Союза, прием в члены Союза.
Пропаганда художественной литературы: проведение бесед, литературных вечеров, встреч с читателями на предприятиях, в учебных заведениях, учреждениях города и области.
За период существования писательской организации писателями города и Астраханской области создан ряд крупных художественных произведений, напечатанных в зональных и центральных издательствах и получивших широкую читательскую известность.
Среди них романы "Отава" В.Карпенко, "Настежь дверь" Б.Жилина, "Любовь
зовет" и "Облава" Ф.Субботина, "Запах смолы" А. Шадрина; повести "Крутая рамень" Ю.Селенского, "Незаконный" Б.Ярочкина; книги очерков А.Маркова "Были Астраханского края" и др.

Знаменитые земляки-астраханцы: Василий Тредиаковский, Иван Хемницер, Велимир Хлебников, Павел Бляхин («Красные дьяволята», «Неуловимые мстители»), Михаил Луконин.

Борис Шаховский

Не спеши,
Моё больное сердце,
И на отдых тоже не зови.
Мы с тобой бойцы-единоверцы
В ненависти,
в дружбе
и в любви.
Мне давно сказал знакомый медик,
Что нужны покой и тишина.
Знаю я и сам,
Что не из меди
В сердце человечьем клапана.
Но моё литое поколенье
Обучали Павка и Чапай:
-Сшиблен с ног -
Сражайся на коленях!
Встать не можешь -
Лёжа наступай!
Что ж, придётся -
будем биться лёжа.
Сердце, трудно?
Подтяни ремень!
Чтобы был не проведён,
а прожит,
Нет, не прожит -
Завоёван день!

* * *
Запомнилась строка
Из тысяч строф,
Из сотен перечитанных сонетов
О том, что трещины
Всех бед и катастроф
Проходят
Сквозь сердца поэтов.
Жестокий бой,
Мильоны хороня,
Рвал мир по швам -
По Волге, Шпрее,
Висле -
И шрамом лёг
На сердце у меня.
Не в переносном,
А в буквальном смысле.
По праву
Всё видавшего бойца
Могу сказать,
Что беды и печали
Солдатские
Вначале рвут сердца.
Вы слышите:
Солдатские – вначале!

Нинель Мордовина

* * *
Астраханочка - жгучая смесь:
Запад, юг и восток в этих жилах.
Не природа причуды вершила,
А дороги, что сходятся здесь:
В жёны брал россиянку - мурза,
Вёз казак персиянку с похода.
Ссыльный поляк, себе на невзгоду,
Кохал панны армянской глаза...
Брал калмычку с отарами - грек,
И татарочку - русский купчина.
Да проезжий индус - ах, мужчина! -
След оставил от нежных утех.
А века размешали не раз,
В этой белой над Волгою чаше,
То, что стало сегодняшней, нашей
Астраханочкой - радостью глаз.
И приезжий извертится весь,
Взглядом жадно красавиц лаская:
- Ох, какая!.. А эта - какая!
Астраханочка - жгучая смесь!
Одолеет мужчину тоска, -
Эта Астрахань... Сердца ожоги...
А во всём виноваты дороги
И вершащие чудо - века.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Уж так осока высока,
И так тропа не хожена –
Когда бы не твоя рука,
Была бы осторожна я.

Когда бы не твои слова
Да не заря у вечера -
Была бы я во всём права,
Да вспомнить было б нечего…

И ВЕРЯ, И ЛЮБЯ

Когда душа болит
Совсем не за себя
И слёзы до морщин
Лицо изморосили –
Не я тебе бандит,
Не я тебе судья,
Но до седых волос
Дитя твоё, Россия.

И свыше нам даны
Дорога и судьба,
Каких бы мы теперь
Поблажек ни просили –
Тернового венца
Не отодрать от лба:
Кровавые следы –
История России.

Но снова горизонт
Кровавит не закат,
И вдовы чёрный плат –
Увы – не износили.
И матери кричат,
Цепляясь за солдат,
В огонь идущих
За тебя, Россия…

Ах, как болит душа
Совсем не за себя:
Я жизни тяжкий крест
Пока могу осилить.
До смертного конца
И веря, и любя,
Молиться буду за тебя,
Россия!

Николай Ваганов

Лето в Астрахани

Лето астраханское – африканское.
На пляжах публика – что на поду…
Источник бодрости ищу я, странствуя
По пеклу города в седьмом поту.
Искрят кресты Кремля, как электроды,
В асфальт впечатываются следы.
Пылают вывески со словом «Воды»,
Как будто улицы кричат «Воды!»
И дарит Волга себя в каналах,
Арбузах, ягодах, садах, садках
И помидорах, от солнца алых,
Как раки-грешники от кипятка.
…Асфальт фонтанами листва взрывает.
Гуляет волжская во мне волна.
Я думал: в сказках вода живая,
А вышло: в Астрахани она.

ОСЕННИЙ КЛЁН

Осенний клён. Трепещут листья-свечи,
Сияет крона в тысячи свечей.
Её возжёг прощальным светом вечер.
И ей светить во мгле сырых ночей.
Нет, не светить. Уходит в землю солнце,
И гаснет клён, рассеивая свет.
К нему нисходит звёздное посольство,
Но в кроне ни огня, ни блеска нет.
И нет во мне сиянья – только слабость,
Когда уходишь ты,
грозя – навек.
Мне ничего тогда уже не в радость.
Я самый горький в мире человек.
Осенний возраст мой!
Всё горше, горше
Мне одному средь звёздной темноты.
Осенняя любовь! Всё больше, больше
Во мне огня, когда мне светишь ты.

Павел Морозов

МОИ ПОЭТЫ

Бенедиктов… Языков… Кольцов…
Всё за нас сочинили когда-то.
Я читаю забытых творцов:
Превосходно писали ребята!

Бенедиктов меня озарял.
Мне Языков не дал потеряться.
Я Кольцова порой повторял
Осторожно, чтоб не повторяться.

Вот на полке стоят в тишине
Те, что душу мне разворошили.
Как живётся им там, в вышине?
Как поётся им там, на вершине?

И завидую им под луной:
Ах, каких они женщин любили!
Если что-то случится со мной,
Дай-то Бог, чтоб меня так «забыли»!

Устаревшим не кажется стих,
На душе вызывая истому.
Как бы жил на земле я без них?
Я бы жил…. Но уже по-другому.

СЛУЧАЙ НА РЫНКЕ

На рынке, на прошлой неделе,
Подрался с таджиком одним.
И люди безмолвно глядели,
Как мы кувыркаемся с ним.

Я в драках – боец небездарный
И здесь не жалею волос.
В итоге коронным ударом
Я снял о победе вопрос.

Но тут получилось такое:
Захлопнулась вдруг западня,
И все азиаты, толпою,
Нечестно избили меня.

Какая-то барышня в шали
Меня завела в тихий дом,
Насколько могла - утешала,
А ночью жалела потом…

И думал я, лёжа в постели,
Про рядом стоящих друзей.
Не так ли когда-то глазели,
Как бьют непокорных князей?

Уверенный в собственной силе,
Надменен российский мужик.
Прилюдно меня отлупили.
При чём здесь какой-то таджик?

Не крестимся, если нет грома,
А после рыдаем навзрыд.
И надо бы жить по-другому.
Да, надо бы, кто говорит!

АСТРАХАНЬ

Возвращаюсь утром рано.
Кремль белеет из тумана.
У меня на белом свете
нет роднее стороны!
И встречают, как султана,
Два двоюродных братана.
Все дороженьки на карте
к этой точке сведены!
Дует в городе моряна.
Дурит голову Татьяна.
У меня на белом свете
нет роднее стороны.
Все дороженьки на карте
к этой точке сведены!

Клавдия Холодова

СВЕТОФОР

Все чаще я больнее, все пристальней
В себя гляжу, в других гляжу
И вслушиваюсь в говор пристаней,
И на вокзалы ухожу.

Ну, что больней тоски дорожной,
Желанней пыли на губах,
Когда дворнягой безнадежной
Привяжет горькая судьба.

Я поездов улыбки дерзкие
С забытым трепетом ловлю,
И вновь взахлеб, почти по детски,
Мечтаю, плачу и люблю.

И станет тесен занимательный
И умилительный покой
С твоей до мелочи внимательной,
Такой уверенной рукой.

Твоя рука на мне, как панцирь,
От всех невзгод, от всех обид.
А сердце по земным пространствам,
По недоступному болит.

Вслед поездам летит куда-то
Моя тревожная душа.
А может, ей дана крылатость,
А не умеренность ужа?

Но за бессилье есть расплата,
И вдруг наступит немота.
И может быть, страшней распятья
Пустыня белого листа.

Но запоздалое прозренье
Уж ничего не разрешит
И только горечью презренья
Глаз светофора задрожит.
1972

* * *
И я отправлюсь
В свой последний путь.
Есть время цвесть,
Есть время листопада.
И обо мне печалиться не надо,
И смерть меня
Не сможет зачеркнуть.

Я сквозь асфальт
Травою прорасту.
И просветлеют
Всех прохожих лица,
И обойдут
Отнюдь не за версту,
И станут мне,
Как празднику дивиться.

И яблоком
Под ноги упаду,
Льняной рубашкой
Обниму вам плечи,
Я сто путей
Вернуться к вам
Найду.
…До скорой встречи!
1975

Олег Куликов

Ударит сердце,
ребра сокруша,
Как хулиган разнузданный кастетом.
И вскрикнет удивленная душа,
И навсегда простится с белым светом,

И побредет по вечной тишине,
Над суетой,
в своем обличье новом,
В каком – не знаю,
но хотелось мне –
Не птицей,
не травой,
а только словом,

Тем самым, что будило по ночам
И рассыпалось, стоило проснуться,
Которое началом всех начал,
Венцом венцов
могло бы обернуться,

Которое вобрало солнца блик,
И шелест трав,
и птиц рассветных пенье,
И свой предсмертный удивленный крик,
И собственную смерть,
и воскресенье.

А уж тогда придет она, пора,
Когда, являя смелость и отвагу,
Душа с чьего-то легкого пера
Заветным словом капнет на бумагу...

Юрий Щербаков

* * *
Лихие времена –
Что водка без закуски.
Расхристанной душе
Ядрёный хмель – во зло.
Прости меня, земля,
Что я остался русским,
Что нам с тобой вдвоём
Вот так не повезло.
Что горький жребий наш –
Нерусская удача,
Что пропили свою,
Которой – грош цена,
Что незачем мостить
Нам, грешным, Стену Плача –
Готова ею стать
Не каждая ль стена!
Прости меня, земля,
Что я не стал героем,
Что память занесёт
Забвения песком…
А только день пришёл –
И раскопали Трою.
О, дай мне стать твоим
Последним черепком!
Чтоб кто-нибудь ожёг
Его прищуром узким
И, отыскав ответ
На каверзный вопрос,
Над этим черепком
Одно лишь слово:
«Русский?» –
Когда-нибудь ещё
С надеждой произнёс.

Значит, просто Мария,
Просто нищая бабка Мария
Отстояла последнюю смену
В обезлюдевшем Братском саду.
«А чего? Для зимы-то
Прибытки совсем не худые –
На турецкий батон, на вино…
Так бы в новом сходилось году!
А стоять бы да мёрзнуть,
Когда бы тот ласковый дядя –
Новый русский, должно,
И за что только хают таких? –
Да не сунул бы в руку
«Пятишницу» бабке, не глядя.
Дай здоровья, Всевышний, ему!
А мороз нынче лих…»
И по улице Ленина,
Крытой свежею, хрусткой порошей,
Где портреты вождей,
Как хоругви, носила она,
Дважды в год,
Гулко хлопают древние
Бабки Марии галоши.
И за ней, нищебродкой,
Бредёт тощий пёс-нищеброд.
Умиляется бабка:
«Видать, благородной породы!
Я-то ладно, а кто же тебя-то, болезный,
Турнул за порог?
А бока-то запали…
Вот она те, милок, и свобода!
На, прими, Христа ради,
Ты хлебца кусок на зубок…
Не серчай на хозяев –
Им, грешным, поди-ка несладко.
Над чужою судьбой так-то тяжко
Бессовестный глум совершать!»
Шелудивую псину крестит
Бабка Мария украдкой:
«А Господь, он не взыщет –
Чай, живая у твари душа».
Ну, а кто же вздохнёт
Да над бабкиной жалкою долей?
Кто поплачет светло
Над её горемычной душой?
Бог прибрал мужика
На путях между «зоной» и «волей»,
И вослед за родителем
Сгинул в тундре далёкой старшой.
А меньшой… Что меньшой?
Лагеря и меньшого пометили –
Недобитым сычом
Зашипит, как всегда, из угла:
«Где вино? Вы, мамаша,
Моей дожидаетесь смерти ли?»
И закрестится бабка:
«Окстись!
Принесла, голубок, принесла!»
А когда голубок
Свой чахоточный профиль уронит
На скатёрку трофейного
Застиранного полотна,
Постучится Мария
К подруге соседке Матрёне,
Та всю жизнь – без детей и плетей –
Вековует одна.
Сядут просто Мария
И просто Матрёна у склянки,
И до капли допьют
Недопитое сыном вино.
И наплачутся вдосталь
Над горькой судьбой «Тропиканки».
«Ах, спасибо артистам –
Прямо жизнь, прямо жизнь –
Не кино!»

Борис Свердлов

***
Мои друзья, мы вспомним «брод»,
И Братский сад, и перекресток.
Я там бродил, как блудный кот, –
Большеисадинский подросток.

Стакан алжирского вина,
А на закуску – сигарета.
И говорил, как вся страна:
«Спасибо партии за это!»

И остывал под вечер зной,
Мы шли весёлою оравой,
И я кудрявой головой
Крутил налево и направо.

О, сколько милых, юных дев!
О, сколько нежности и страсти!
На миг от счастья обалдев,
Моя душа рвалась на части.

Любили мы, любили нас...
Над Братским садом ветер хлёсток.
Хочу спросить: «Который час?...»
Пуст перекрёсток...

На родине моей…

На родине моей,
На самой-самой малой,
Где тополя весной
Роняли тихий пух,
Давно, уже давно
Там детство миновало,
Лишь улицы хранят
Его веселья дух.
На родине моей
Цвели когда-то вишни,
И ветер разгонял
Вовсю легчайший цвет...
Те вишни отцвели.
Наверно, время вышло,
Их горестный закат
Необратим в рассвет.
На родине моей
Сегодня я прохожий.
Наверное, судьбой
Мы чем-то схожи с ней.
Года, как жернова,
Ее мололи тоже...
Я помню... Я пишу
О родине моей.

Дмитрий Казарин

ТРЕТИЙ ПОЕЗД

«Пошарь, хозяйка, под заплатою,
Да не жалей своих рублей, -
Гадалка в мае сорок пятого
Гадала бабушке моей, -
Ты заплети косу до пояса
И платье новое надень.
Твой муж вернётся третьим поездом.
А третий поезд – через день».

Под неказистой старой сливою,
Что очень кстати расцвела,
Стояла бабушка счастливая
И дети – меньше мал мала.
Они стояли, взявшись за руки,
Они таращили глаза.
А слива расточала запахи,
И с неба падала слеза…

Вот здесь в семейной нашей повести
Я резко открываю дверь:

Не верь ей, бабушка, не верь!
Нет у гадалки этой совести».
И я кричу через года:
«Он не вернётся третьим поездом!
Он не вернётся никогда!»

«Ну что ты расшумелся, лапушка?
Конечно, не вернётся он.
Но той гадалке ваша бабушка
Шлёт самый искренний поклон.
Что смотришь, как на сумасшедшую?
Поклон ей низкий от меня».
И с расстановкою, неспешно так:
«Мы были счастливы три дня»

* * *
«Мы не умеем подавать калекам.
Какой-то стыд отводит нам глаза…».
Так я писал пятнадцать лет назад.
Но всё проходит. Время – лучший лекарь.
Мои глаза не ведают стыда,
Хоть и не чёрств я сердцем, господа.

Зажав последний рублик деревянный,
Миную строй просящих подаянье
Спокойно, будто бы на мне – броня.
И только отмечает взгляд усталый,
Что в том строю есть промежуток малый.
Быть может, это место – для меня.

Дина Немировская

Я - преданная женщина...

Я – преданная женщина – тебе.
Я – преданная женщина – тобой.
О, многозначность!
как ты много значишь!
Ты не способна всё переиначить:
За флейтой тут же следует гобой.

Но А и Б сидели на трубе.
Сидели – и не думали свалиться,
Пускай внизу мелькали чьи-то лица,
Которые не чаяли напиться,
Но – А и Б – сидели на трубе!

Где эти трубы? Кто трубит отбой?
Дождь проливной? Осколки наслаждений?
Порыв необъяснимых дуновений?
Я – преданная женщина – тобой!
Но помни:
ты вовеки – только мой!
Я… преданная женщина…тобой?..
Отбой…

Мой город

Кому – Москва, кому-то Питер дорог,
А кто – в Париж мечтает хоть на час.
Но я, признаюсь, так люблю свой город,
Как, вероятно, и любой из вас.

Люблю ветров пылящие порывы
И новостроек типовой размах,
Весенних луж вселенские разливы –
Попробуй переплыть на каблуках!

Вскипает конденсат – огромный чайник,
В туманной дымке ёжатся дома.
Совсем недавно здесь гнездились чайки
И, кажется, здесь даже был Дюма.

Над Волгою подолгу плачут ивы.
Всех Несмеян давно побит рекорд!
И белый Кремль, как крем из взбитых сливок,
Венчает шоколадно-грязный торт.

Геннадий Ростовский

Эта песня – о летнем, о жарком и душном,
А зимою – дождливом, гриппозно-недужном
(Впрочем, ранее был он морозным и вьюжным),
Эта песня – тебе, о тебе, для тебя.
Нет, не сладкая ода и не похвальба,
Не елейная лесть, не хула, не мольба –
Просто здесь начинались и жизнь, и судьба.

В каждом жесте и взгляде, в молчании, в шёпоте,
В каждом вдохе и выдохе, в рокоте, в ропоте,
В юных клятвах, во взрослом нерадостном опыте –
Всюду – ты, всё – твоё, от тебя – от отца,
По наследству из детства – сквозь жизнь – до конца,
От бойца и ловца, от купца и творца.

Нет, не песня – застенчиво-сбивчивый говор
О тебе, златоглавый рыбацкий мой город,
Распахнувший навстречу моряне свой ворот,
Где дворцы и трущобы, божба и гульба.
Перекрёсток дорог на полынном просторе,
Испытавший пожары, холеры и моры,
И воскресший, цветущий, как лотос у моря.
Город Астрахань, песня моя и судьба.

Даль грядущих веков я прожекторно высвечу:
На лазури небес дивный образ твой высечен.
Как красив ты в пятьсот, как прекрасен ты в тысячу
Юбилейных своих, волжский лебедь, годов!
Силуэт в чистых водах парит, отражается.
О тебе задушевные песни слагаются,
И поэты вручают букеты стихов…


Стихи, посвящённые Астрахани

Тредиаковскому Василию Кирилловичу
Колокола в тот день звонили,
И к Волге устремлялся звон,
И в церкви Троицкой кадили,
И свет струился от икон...

Родился мальчик светлолицый,
Чтоб дверь к наукам отворить,
Чтоб удивить умом столицы,
Сорбонну слогом покорить.

Виват первопроходца силе,
Тернистых знаний Пантеон:
Стал академиком в России
Один средь чужеземцев он,

Пусть знают: русский есть в России!
Ай, астраханец! Ай, Василий!

Нарисую солнечное море

На карте древнегреческого картографа Анаксимандра
Милетского Каспий обозначен как "Пруд Солнца"
Нарисую солнечное море.
Золотое солнце в нем живет.
Ночью спит и с волнами не спорит,
Кораблем предутренним встает

И плывет по морю, расправляя
Огненные крылья-паруса.
В след ему - рокочущая стая
Белых чаек будит небеса.

Это море - лучезарный Каспий.
Одиссей таким его узнал
И, влюбившись в солнечную сказку,
Здесь корабль свой пришвартовал,

Подивился скифскою стихией
И золоторунным небесам,
Не узнав, что назовут Россией
Край, который, полюбил он сам...

Нарисую солнечное море.
Золотое солнце здесь живет.
Ночью спит и с волнами не спорит
И с мечтой рассветною встает...

Астрахань

Город древний, златоглавый,
Тень веков лежит на нем.
Будто лебедь, величавый,
С белокаменным кремлем.
Южным солнцем прокаленный
Под небесной бирюзой.
Весь зеленый, оплетенный
Виноградною лозой.
Аж от Грозного Ивана
С белым именем цветка -
Астра - Астрахань, как панна,
Белолоба, высока.
Стенька Разин, как столицу,
Град старинный почитал.
В дар персидскую девицу
Волге-матушке отдал.
Дар Степана - ненапрасный:
Потому-то, как княжны,
Все волжанки так прекрасны
И не каждому верны.
Петр десницей достославной
Флот каспийский величал.
Корабельной и державной
Видеть Астрахань мечтал.
Будто чайки, в море синем
Мачты белые видны:
Начинается Россия
С астраханской стороны!
Русская красавица
С лотосом в руках -
Астрахань, моя Астрахань, -
Радость на века!

Каспийский вальс

Я пройду к тебе по радуге,
Пусть подошвы опаля.
Только жди меня на палубе
Дождевого корабля.

Здесь билетов не попросит
Контролер на корабле.
Капитан учтиво спросит:
-Вас везти к какой земле?

А я просто хочу в море,
Затеряться в сизом просторе,
Здесь волны летят, сверкая,
Свободны, как птичья стая,
И Каспий с седой бородой
Хохочет, как молодой!

Опустилась в море радуга,
Справедлива и мудра,
Брызги сыплются на палубу,
Будто горсти серебра.

И в тельняшке твоей ласковой,
Как морской бывалый тигр,
Я солено-синей сказкою Творческих успехов вам, друзья, и обычного, но так необходимого всем человеческого счастья И звучит симфония доверья,

Дина Немировская 01.11.2013 20:15:06

РАСУЛ ГАМЗАТОВ

Мы языка родного с молоком
И с колыбельной впитываем суть.
На этом вечном языке потом
Нас мамы провожают в дальний путь.

Неужто, обойдя весь белый свет,
Мы принесём домой чужую речь?
Неужто, земляки, я - ваш поэт
Последний, кто сумел сберечь

Родное слово? А за мной Махмуд
Придёт, как средоточие невзгод.
Того Махмуда горы не поймут -
Не по-аварски краснобай поёт!

Я этот мир люблю не на показ
И нашу ненаглядную страну.
Сложу о них стихи ещё не раз
И песню посвящу им не одну.

Да только нету родины родней,
Чем этих гор аварских череда.
В земле моей, только в земле моей
Хотел бы я остаться навсегда.

Одну мечту с собою унесу,
Чтоб вспомнил путник о моей строке
И у плиты могильной: Наш Расул!
Сказал бы на аварском языке!

ПЕРЕВОД ЮРИЯ ЩЕРБАКОВА



, «где Волга прянула стрелою на хохот моря молодого», раскинулся наш край с белокаменным градом, сохранившим золотоордынское имя Астрахань.

  • Наша земля богата громкими именами, среди них имена писателей и поэтов. Литературовед Н. С. Травушкин писал, что «Волго-Каспий – место не бесплодное, здесь добрая почва для литературных свершений». Познакомимся с поэтами-астраханцами, послушаем их стихи.

  • Велимир Хлебников (1885 – 1922)

    • Он прожил 37 лет. Родился в

    • астраханских степях, в

    • дельте Волги, а умер в 1922 году в глухой валдайской деревушке Санталово – там, где Волга берёт своё начало.

    • «Стать звонким вестником добра» мечтал В. Хлебников, и стал, спустя десятилетия после своей смерти.

    Леонид Чашечников (1933 г.)

    • Родом Чашечников из далёких от Волги берегов – из Сибири, но полюбил всем сердцем Астрахань и связал с ней свою судьбу.

    • В его стихах «шумят Заволжья камыши» и «шелестят леса его Сибири».

    • Военное детство, судьба женщины, проводившей на войну мужа, сына, отца, брата – одна из основных тем его лирики.

    Борис Шаховский (1921 – 1967)

    • Поэт-фронтовик, первый лауреат премии Астраханского комсомола.

    • Жизненная позиция:

    • Сшиблен с ног – сражайся на коленях!

    • Встать не можешь – лёжа наступай!

    • Война, солдатское мужество, каспийские просторы , рыболовецкий промысел – вот основные темы его лирических раздумий.

    Ольга Маркова (1965 г.)

    • Закончила исторический факультет Астраханского педагогического института.

    • Её стихи связаны с жизнью родного города. Историк по профессии, поэтесса признаётся:

    • Мне хочется каждый замшелый кирпич

    • Погладить, как маленького котёнка.

    Юрий Щербаков

    • Лирика этого поэта насыщена

    • исторической тематикой. Его любовь к природе выражается в жажде спасти её. А детям поэт стремится правдиво рассказать о жизни и происходящих в ней переменах. Одна из его книг для детей – «У нас во дворе».

    Владимир Мухин (1944 г.)

      Мы с гордостью называем имя этого поэта, потому что он родился и учился в Камызяке, закончил институт связи, Литературный институт им. М. Горького, член Союза писателей, автор нескольких поэтических сборников. Главные темы его стихов – современный город, размышления о жизни, о природе… Родному Камызяку, друзьям детства посвятил он немало задушевных стихотворений.

    Мария Мухина (1929 г.)

    • Мария Мухина – местная

    • поэтесса, жительница села Каралата.

    • Мария Фёдоровна – увлечённый

    • человек: она любит петь , любит сочинять стихи, любит общаться с людьми, раскрывая им своё сердце и щедрую душу.

    • Неповторимая красота родного края звучит в её стихах, а какая глубокая мудрость заложена в каждом её стихотворении!

    • Иоган-Вольфганг Гёте сказал:

    • «Тот, кто хочет понять поэта,

    • должен побывать в стране поэта».

    • «где Волга прянула стрелою на хохот моря молодого».

    • Что вкладывают в понятие

    • родины наши поэты?

    Мария Мухина Её жизнь – её стихи.

    • Для Марии Мухиной Родина начинается с родного села и родного дома:

    • Куда б судьба ни занесла,

    • Опять вернусь домой.

    • Глазами окон на меня

    • Посмотрит дом родной.

    • Здесь каждый гвоздик в потолке

    • Знаком мне с детских лет.

    • Здесь прижималась я к руке,

    • Милей которой нет.

    «Я городом захвачен…»

    • «Я городом захвачен…»

    • Владимир Мухин живёт в Москве, но «канвой воспоминаний» проходят перед его глазами родные и близкие люди, места, где суждено ему было родиться, его малая родина:

    • Скажу волшебное - «Сезам!» -

    • И выплывут в тумане:

    • Канава, Косточка, Кизань

    • Канвой воспоминаний.

    • И я увижу у воды

    • Мостки, зелёные плоты,

    • Переулочка летний зной

    • С хаткой Аннушки Зиминой.

    • «Здравствуй, край моей первой любви!»

    • Борис Шаховский последние годы жизни жил в Москве, но всегда был рад встрече с родиной:

    • Здравствуй,

    • Город рыбацких причалов!

    • Здравствуй,

    • Рек голубое литьё!

    • Здесь давно в барабан отстучало

    • Пионерское детство моё.

    • Пароход, мой попутчик горластый ,

    • Не спеши и назад не зови.

    • Я соскучился.

    • Родина, здравствуй!

    • Здравствуй, край моей первой любви!

    «Я отсюда вышел родом»

    • «Я отсюда вышел родом»

    • Юрий Щербаков, уроженец города Астрахани,

    • признаётся:

    • Я отсюда вышел родом,

    • Здесь отцовское крыльцо…

    • Здесь видны уже с причала

    • Золотые купола.

    • Здесь меня волна качала,

    • Чайка что-то мне кричала,

    • За собой меня звала…

    • Здесь и жизнь вся проплыла.

    Его стихи поют

    • Его стихи поют

    • Для Владимира Ерофеева, поэта, на чьи стихи композиторы пишут песни, маленькое село Харабалинка сливается воедино с Астраханью, Белым городом:

    • Мой город над Волгой-рекой.

    • Взгляните, красавец какой.

    • Он лебедем крылья простёр,

    • Родной обнимая простор.

    • Астрахань, Астрахань,

    • Белый мой город,

    • Мы связаны вместе единой судьбой.

    • И в счастье, и в горе, в жару или холод

    • Всегда и повсюду всем сердцем с тобой.

    • «Люблю я родину мою раздольную и низко кланяюсь её красе»

    • Родина и всё, что с ней связано , вошло в жизнь каждого поэта с колыбели, а с годами это чувство окрепло и перешло в осознание долга перед своей землёй, своим народом. Вот как об этом говорят поэты.

    • Мария Мухина, дочь потомственного рыбака, работала и рыбаком, и мотористом, и кочегаром. Она с полным правом заявляет:

    • Труд любой нам по плечу.

    • Каспий, мы – твои солдаты ,

    • А иного не хочу!

    • С 14 лет Мария Мухина пишет стихи, работает и пишет. Стихи для неё – это зов души, с ними она обретает душевный покой:

    • Я не знаю ямб, не знаю и хорей,

    • А пишу я сердцем –

    • Так всего верней.

    • Владимир Мухин, размышляя о быстротечности жизни, её «несусветных скоростях», уверен, что «не проходит мода на людей хороших», он призывает не поддаваться власти «механизированного города», сохранять в душе своей великое чувство – Любовь к человеку и ко всему живому:

    • Отпущены мне время и пространство –

    • Четыре измерения пространных.

    • Но что они без гулкого в крови

    • Живого измерения - Любви.

    • Юрий Щербаков одну из своих писательских задач видит в воспитании подрастающего поколения.

    • Какие книги нужны детям? О чём с ними можно и нужно говорить? Обо всём: о природе, об истории, о «грохоте перемен», о дружбе , о верности и подлости, о чести и достоинстве. Поэт озабочен тем, что если вдруг опять загремит набат:

    • «Спасай Россию!»,

    • И будет некому

    • Спасать.

    • «Ольга Маркова не только восхищается родным городом, но и видит неказистые городские окраины, «тонко чувствует боль, голь и нищету». Она смело рассказывает об этом в своих стихах:

    • Армянское подворье – двадцать три

    • Квартирочки, квартирищи, квартирки,

    • Здесь частые попойки до зари ,

    • До вечера – разборки, варки, стирки.

    • А по ночам здесь ласточка поёт,

    • Да так поёт, что сердце замирает.

    • И, сидя на порожке, чёрный кот

    • Ко мне гостей весёлых намывает.

    • Леонид Чашечников в поэме-исповеди «Крик журавля» говорит о том, что он живёт не напрасно и что его душа тоже сгорает не напрасно:

    • В ней шумят Заволжья камыши,

    • Шелестят леса моей Сибири,

    • Ей слова мерещатся в тиши

    • О Любви,

    • О Родине,

    • О Мире.

    • Борис Шаховский создал такие стихи о родном крае, которые дороги и близки каждому астраханцу. Многие строки его стихотворений стали поистине крылатыми:

    • Каспийский край,

    • Рыбачьи земли…

    • Люблю тебя, ильменный рай!

    • Здравствуй,

    • Город рыбацких причалов!

    • Здравствуй,

    • Рек голубое литьё!

    • Велимир Хлебников - самый востребованный поэт и мыслитель современности , самый непознанный, и он – астраханец!

    • Что-то необычное и пророческое есть в том, что родился Хлебников там, «где Волга прянула стрелою на хохот моря молодого» , а умер, где Волга берёт своё начало. Он мечтал «стать звонким вестником добра», и Волга, давшая ему последний приют, донесла до нас спустя десятилетия его «стаю лёгких времирей» - стихов поэта.

    собранные воедино

    • Несмотря на разность авторов, их объединяет стремление постигнуть душу нашего города, нашего края, нашего многонационального народа. Стихи астраханских поэтов, собранные воедино , составляют грандиозные и бессмертные главы нашей астраханской истории. Наша любимая поэтесса Мария Мухина выразила основной мотив стихотворений астраханских поэтов:

    • Хасанов Андрей

      Цель работы: познакомиться с творчеством астраханских поэтов.

      Задачи: 1. Определить круг поэтов, подобрать биографические сведения, стихотворения;

      2. Найти объединяющее начало в произведениях - мотив малой родины;

      3. Подобрать иллюстративный материал.

      Скачать:

      Предварительный просмотр:

      Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


      Подписи к слайдам:

      Моё родное Понизовье в стихах астраханских поэтов

      Цель: познакомиться с творчеством астраханских поэтов Задачи: 1.Определить круг поэтов, подобрать биографические сведения, стихотворения. 2. Найти объединяющее начало в произведениях – мотив малой родины. 3. Подобрать иллюстративный материал. Работу выполнил: Хасанов Андрей, ученик 7 «б» класса Работу проверил: учитель русского языка и литературы Попрядухина С.Б.

      «Моё родное Понизовье в творчестве астраханских поэтов». В этом легендарном месте, «где Волга прянула стрелою на хохот моря молодого», раскинулся наш край с белокаменным градом, сохранившим золотоордынское имя Астрахань. Наша земля богата громкими именами, среди них имена писателей и поэтов. Литературовед Н. С. Травушкин писал, что «Волго-Каспий – место не бесплодное, здесь добрая почва для литературных свершений». Познакомимся с поэтами-астраханцами, послушаем их стихи.

      Велимир Хлебников (1885 – 1922) Он прожил 37 лет. Родился в астраханских степях, в дельте Волги, а умер в 1922 году в глухой валдайской деревушке Санталово – там, где Волга берёт своё начало. «Стать звонким вестником добра» мечтал В. Хлебников, и стал, спустя десятилетия после своей смерти.

      Леонид Чашечников (1933 г.) Родом Чашечников из далёких от Волги берегов – из Сибири, но полюбил всем сердцем Астрахань и связал с ней свою судьбу. В его стихах «шумят Заволжья камыши» и «шелестят леса его Сибири». Военное детство, судьба женщины, проводившей на войну мужа, сына, отца, брата – одна из основных тем его лирики.

      Борис Шаховский (1921 – 1967) Поэт-фронтовик, первый лауреат премии Астраханского комсомола. Жизненная позиция: Сшиблен с ног – сражайся на коленях! Встать не можешь – лёжа наступай! Война, солдатское мужество, каспийские просторы, рыболовецкий промысел – вот основные темы его лирических раздумий.

      Ольга Маркова (1965 г.) Закончила исторический факультет Астраханского педагогического института. Её стихи связаны с жизнью родного города. Историк по профессии, поэтесса признаётся: Мне хочется каждый замшелый кирпич Погладить, как маленького котёнка.

      Юрий Щербаков Лирика этого поэта насыщена исторической тематикой. Его любовь к природе выражается в жажде спасти её. А детям поэт стремится правдиво рассказать о жизни и происходящих в ней переменах. Одна из его книг для детей – «У нас во дворе».

      Владимир Мухин (1944 г.) Мы с гордостью называем имя этого поэта, потому что он родился и учился в Камызяке, закончил институт связи, Литературный институт им. М. Горького, член Союза писателей, автор нескольких поэтических сборников. Главные темы его стихов – современный город, размышления о жизни, о природе… Родному Камызяку, друзьям детства посвятил он немало задушевных стихотворений.

      Мария Мухина (1929 г.) Мария Мухина – местная поэтесса, жительница села Каралата. Мария Фёдоровна – увлечённый человек: она любит петь, любит сочинять стихи, любит общаться с людьми, раскрывая им своё сердце и щедрую душу. Неповторимая красота родного края звучит в её стихах, а какая глубокая мудрость заложена в каждом её стихотворении!

      Иоган-Вольфганг Гёте сказал: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта». Последуем его совету и войдём в заветную для поэтов Астрахани страну, «где Волга прянула стрелою на хохот моря молодого». Что вкладывают в понятие родины наши поэты?

      Мария Мухина Её жизнь – её стихи. Для Марии Мухиной Родина начинается с родного села и родного дома: Куда б судьба ни занесла, Опять вернусь домой. Глазами окон на меня Посмотрит дом родной. Здесь каждый гвоздик в потолке Знаком мне с детских лет. Здесь прижималась я к руке, Милей которой нет.

      «Я городом захвачен…» Владимир Мухин живёт в Москве, но «канвой воспоминаний» проходят перед его глазами родные и близкие люди, места, где суждено ему было родиться, его малая родина: Скажу волшебное - «Сезам!» - И выплывут в тумане: Канава, Косточка, Кизань Канвой воспоминаний. И я увижу у воды Мостки, зелёные плоты, Переулочка летний зной С хаткой Аннушки Зиминой.

      «Здравствуй, край моей первой любви!» Борис Шаховский последние годы жизни жил в Москве, но всегда был рад встрече с родиной: Здравствуй, Город рыбацких причалов! Здравствуй, Рек голубое литьё! Здесь давно в барабан отстучало Пионерское детство моё. Пароход, мой попутчик горластый, Не спеши и назад не зови. Я соскучился. Родина, здравствуй! Здравствуй, край моей первой любви!

      «Я отсюда вышел родом» Юрий Щербаков, уроженец города Астрахани, признаётся: Я отсюда вышел родом, Здесь отцовское крыльцо… Здесь видны уже с причала Золотые купола. Здесь меня волна качала, Чайка что-то мне кричала, За собой меня звала… Здесь и жизнь вся проплыла.

      Его стихи поют Для Владимира Ерофеева, поэта, на чьи стихи композиторы пишут песни, маленькое село Харабалинка сливается воедино с Астраханью, Белым городом: Мой город над Волгой-рекой. Взгляните, красавец какой. Он лебедем крылья простёр, Родной обнимая простор. Астрахань, Астрахань, Белый мой город, Мы связаны вместе единой судьбой. И в счастье, и в горе, в жару или холод Всегда и повсюду всем сердцем с тобой.

      «Люблю я родину мою раздольную и низко кланяюсь её красе» Родина и всё, что с ней связано, вошло в жизнь каждого поэта с колыбели, а с годами это чувство окрепло и перешло в осознание долга перед своей землёй, своим народом. Вот как об этом говорят поэты.

      Мария Мухина, дочь потомственного рыбака, работала и рыбаком, и мотористом, и кочегаром. Она с полным правом заявляет: Труд любой нам по плечу. Каспий, мы – твои солдаты, А иного не хочу! С 14 лет Мария Мухина пишет стихи, работает и пишет. Стихи для неё – это зов души, с ними она обретает душевный покой: Я не знаю ямб, не знаю и хорей, А пишу я сердцем – Так всего верней.

      Владимир Мухин, размышляя о быстротечности жизни, её «несусветных скоростях», уверен, что «не проходит мода на людей хороших», он призывает не поддаваться власти «механизированного города», сохранять в душе своей великое чувство – Любовь к человеку и ко всему живому: Отпущены мне время и пространство – Четыре измерения пространных. Но что они без гулкого в крови Живого измерения - Любви.

      Юрий Щербаков одну из своих писательских задач видит в воспитании подрастающего поколения. Какие книги нужны детям? О чём с ними можно и нужно говорить? Обо всём: о природе, об истории, о «грохоте перемен», о дружбе, о верности и подлости, о чести и достоинстве. Поэт озабочен тем, что если вдруг опять загремит набат: «Спасай Россию!», И будет некому Спасать.

      « Ольга Маркова не только восхищается родным городом, но и видит неказистые городские окраины, «тонко чувствует боль, голь и нищету». Она смело рассказывает об этом в своих стихах: Армянское подворье – двадцать три Квартирочки, квартирищи, квартирки, Здесь частые попойки до зари, До вечера – разборки, варки, стирки. А по ночам здесь ласточка поёт, Да так поёт, что сердце замирает. И, сидя на порожке, чёрный кот Ко мне гостей весёлых намывает.

      Леонид Чашечников в поэме-исповеди «Крик журавля» говорит о том, что он живёт не напрасно и что его душа тоже сгорает не напрасно: В ней шумят Заволжья камыши, Шелестят леса моей Сибири, Ей слова мерещатся в тиши О Любви, О Родине, О Мире.

      Борис Шаховский создал такие стихи о родном крае, которые дороги и близки каждому астраханцу. Многие строки его стихотворений стали поистине крылатыми: Каспийский край, Рыбачьи земли… Люблю тебя, ильменный рай! Здравствуй, Город рыбацких причалов! Здравствуй, Рек голубое литьё!

      Велимир Хлебников - самый востребованный поэт и мыслитель современности, самый непознанный, и он – астраханец! Что-то необычное и пророческое есть в том, что родился Хлебников там, «где Волга прянула стрелою на хохот моря молодого» , а умер, где Волга берёт своё начало. Он мечтал «стать звонким вестником добра», и Волга, давшая ему последний приют, донесла до нас спустя десятилетия его «стаю лёгких времирей» - стихов поэта.

      Несмотря на разность авторов, их объединяет стремление постигнуть душу нашего города, нашего края, нашего многонационального народа. Стихи астраханских поэтов, собранные воедино, составляют грандиозные и бессмертные главы нашей астраханской истории. Наша любимая поэтесса Мария Мухина выразила основной мотив стихотворений астраханских поэтов: Люблю я родину мою раздольную И низко кланяюсь её красе. Читайте стихи астраханских поэтов, учитесь у них любви к своей родине.

      Первые ростки искусства слова на Астраханской земле появились в XVII в. в результате деятельности лиц духовного звания. Андрей Горка (1671-1737) — епископ Астраханский — по распоряжению Петра I составил стихир в честь святой великомученицы Екатерины. Широкий резонанс имели его поучения и проповеди, получившие одобрительный отзыв Н. Новикова. Духовная словесность затем развивается благодаря усилиям архиепископов астраханских. Анастасий Братановский (1761-1806) опубликовал «Четыре книги поучительных слов», произнесенных в Астраханской епархии, а также свое жизнеописание. Архимандрит и ректор семинарии в Астрахани Сильвестр Лебединский (ум. в 1808 г.) сочинял книги на богословские темы («Притонник евангельский» и др.). Свои впечатления от путешествия по святым местам на Востоке описал о. Мелетий (ум. в 1805 г.). Архиепископ Астраханский Феогокий дополнил книгу своими материалами и опубликовал ее в 1798 г. в Москве.

      Возникновение светской литературы в Астрахани связано с деятельностью ряда видных писателей эпохи Просвещения.

      Это прежде всего Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) — поэт и теоретик литературы, один из основателей русского класси-цизма. Он родился в Астрахани, в семье священника, начальное образование получил в школе католических монахов капуцинского ордена, где все обучение велось на латинском языке. В двадцатилетнем возрасчч. будущий поэт бежал в Москву, где продолжил обучение в Славяно греко-латинской академии. Знание иностранных языков позволило ему затем перебраться в Голландию, а потом в Париж. В Сорбонне В.К. Тредиаковский изучал математику, философию и богословие, в 1730 г. вернулся в Россию.

      Литературным трудом В.К. Тредиаковский начинает заниматься еще будучи слушателем Славяно-греко-латинской академии: сочинял стихи, драмы («Язон», «О Тите, Веспасианове сыне»), которые до нас не дошли. Из ранних произведений поэта известна его «Элегия о смерти Петра Великого» (1725), в которой заметны черты литературы предыдущей эпохи и вместе с тем намечаются черты формирующегося классицизма. Отчетливо присутствующее лирическое начало «подпитывается» автобиографическими моментами. Известно, что Петр I во время Персидского похода посетил школу, где обучался В.К. Тредиаковский и похвалил его за трудолюбие. Поэтому один из важнейших эпизодов элегии — пребывание Петра I на Каспийском море.

      Се под Нептуном моря страшно закипели,
      Се купно с ветры волны, громко заревели!
      Стонет Океан, но уж другого не стало
      Любителя. Балтийска — что близко то стало
      Несчастье при берегах. Каспийска же ныне

      Больше всех — что однажды плавал на нем силъне. В.К. Тредиаковский положил начало основным разновидностям русской лирики: патриотической («Стихи похвальные России»), любовной («Песенка любовна», «Стихи о силе любви», «Плач одного любовника, разлучившегося со своей милой, которую он видел во сне» и др.), политической («Ода торжественная о сдаче города Гданьска»), религиозно-философской (псалмы), жанру басни (« Муха и муравей», «Самохвал», «Волк и журавль», «Лисица и виноградная кисть»), поэмы («Феоптия, или Доказательство о богозрении», «Тилемахида»).

      Большое место в творчестве В.К. Тредиаковского занимают переводы. Он познакомил русского читателя с книгой П.Тальмана «Езда в остров любви», «Поэтикой» Буало, «Посланием к Пизонам» Горация, «Аргенидой» Д. Баркли, тридцатитомной «Древней историей» Ш. Роллена.

      Как теоретик литературы В.К. Тредиаковский дал широко разра-ботанную теорию жанров классицизма, выступил реформатором старого силлабического стиха и насадителем тонико-силлабической сиетемы. Он считал фольклор источником «нового способа» стихосложения («Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний», «Речь к членам Российского собрания»).

      Творчество В.К. Тредиаковского многое значило для последующих поколений астраханских писателей.

      Современником В.К. Тредиаковского был Иван Иванович Хемницер (1745-1784). Он родился в Енотаевской крепости Астраханской губернии в семье выходцев из Германии. В детстве вместе с отцом -штаб-лекарем — много ездил по югу России. Последующая жизнь И.И. Хемницера связана со службой в армии. Знакомство с Н.А. Львовым позволило ему войти в круг столичных литераторов. При жизни выпустил двумя изданиями книгу басен «Басни и сказки, в стихах» (1779, 2 изд. 1782).

      Творчество И.И. Хемницера развивалось в русле господствовавшего тогда классицизма, однако поэт стремился к простоте и естественности языка. В своих баснях он осуждал захватнические войны («Два льва соседи», «Народ и идолы», «Дом»), осмеивал лихоимство чиновников, кичливость господ, другие общественные пороки (« Земля хромоногих и картавых», «Писатель», «Боярин Афанасий» и др.). «В историю отечественной литературы И.И. Хемницер вошел как один из основоположников русской басни. Им написано более ста басен. В них с позиции представителей низкого сословия И.И. Хемницер бичевал недостатки самодержавно-крепостнического строя. В баснях «Львиный указ», «Львиный дележ», «Лестница» и других поэт выступал с резкой критикой екатерининских «реформ» и бюрократических по-рядков в России. Он неустанно осуждал вельмож-чиновников и непра-ведных царских судей за взяточничество и казнокрадство. В басне «Паук и муха» И.И. Хемницер рассказывает, что крупные воры, в руках которых находится власть, закон и сила, часто остаются безнаказанными. В басне «Волчье рассужденье» поэт обличал бесчеловечное отношение помещиков к своим крепостным, а в басне «Земля хромоногих и картавых» он нападал на «русских парижанцев», слепо преклоняющихся перед всем иностранным. И.И. Хемницер не щадил своей сатирой и купцов-откупщиков (басня «Привидения»).

      Если в XVIII в. писатели, чтобы реализовать свой талант, чаще всего покидали Астрахань, то в XIX в. ситуация меняется. В Астрахани живут и творят многие писатели, наследие которых стало интереснейшей страницей русской литературы. В ней в этот период сначала доминирует романтизм, а затем реализм, что нашло отражение и в творчестве писателей Астраханского региона.

      Литературная история Астрахани XIX в. начинается с творчества баснописца Александра Дмитриевича Агафи (ок. 1792-1816), который прожил короткую, но насыщенную жизнь. Его биография зияет множеством «белых пятен», сведения о его семье очень скудны. Современный биографический словарь «Русские писатели. 1800-1917» скупо сообщает: «Отец Агафи, грек по происхождению, был директором Кавказских училищ, путешествовал по Ближнему Востоку. Образование Агафи получил в Рязанском университете (1809-1812), затем служил в канцелярии астраханского губернаторах, был членом Казанского общества любителей отечественной словесности». Единственная книга включала произведения как оригинальные, так и переработки сюжетов европейских авторов. На книгу отозвалась столичная критика, что приносит А.Д. Агафи известность.

      Басни А.Д. Агафи отличаются естественностью, чистотой языка, это язык уже пушкинской эпохи, в значительной мере очищенный от чрезмерных изысков классицистов. Видимо, неслучайно в басне «Гора в родах» поэт выступает против этого направления. В стилевом отношении они близки басням И.А. Крылова. А.Д. Агафи оригинален в разработке так называемых общечеловеческих тем: зависть («Ссора»), тщеславия («Бык и лягушка») и др. Немаловажно, что в некоторых баснях поэт не только бичует пороки, но и воспевает красоту родного края. Примечательна в этом отношении басня «Журавль»:

      …кристалл реки при ясности небес,
      Являл премножество чудес.
      Там с щукою сазан меж тростника играет,
      Тут линь из-подо мха со дна реки всплывает,
      Здесь окунь, берш, судак ~ отдельно от других
      Как рыбы чистоплодны, —
      Не возмущая токи водны,
      Гуляют плавно в них.

      Ясность, простота и остроумие басен А.Д. Агафи обеспечили ему заметное место в истории русской словесности.

      Романтические и преромантические традиции в литературе развивал Иван Сергеевич Георгиевский (1791-1817),находившийся на службе в г. Уральске Астраханской губернии. Его единственный роман «Евгения, или Письма к другу» варьировал идеи Ф. Шиллера и Ж-Ж. Руссо и был воспринят современниками как чувствительное произведение о счастливой любви и идеальном воспитании. После смерти писателя вокруг него стал складываться сентименталистско-романтический культ, на что весьма критично отреагировал А.С. Пушкин.

      В первой половине XIX в. заметное место в литературной истории Астрахани принадлежит Николаю Ильичу Зряхову (1782-конец 1840-х) — уроженцу Астрахани. Он прославился как автор сентиментальных авантюрно-приключенческих романов, адресованных читателям социальных низов («Амалия, или Хижина среди гор», «Михаил Новгородский, или Нарушенная клятва», « Дева закубанская, или Любовь до могилы», «Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего супруга», «Дагестан, или Неуловимый мститель» и др.). Особой популярностью среди астраханцев пользовался роман , имеющий в своей основе мелодраматическую историю любви двух молодых людей, в которой зловещую роль играет вождь народного восстания Степан Разин. «Сочетание традиционных (персонажи, близкие к героям лубочного рыцарского романа) и новых для этого рода литературных сочинений элементов (чувствительный стиль), перенесение действия в экзотическую среду, опора на народные представления о превосходстве православных «царя и отечества» над «иноземными» обеспечили романам Н.И. Зряхова огромный успех. В 1990-е годы в Астрахани было предпринято переиздание романа «Прекрасная астраханка, или Хижина на берегу Оки».

      С движением декабристов были связаны два астраханских писателя — братья Завалишины.

      Дмитрий Иринархович Завалишин (1804-1882) — сын генерал-майора, шефа Астраханского гарнизонного полка. Был офицером морского флота, увлекся идеями декабристов, писал стихи в духе декабристского романтизма. После разгрома декабристского восстания был приговорен к каторжным работам в Сибири. В истории литературы оставил след как мемуарист и публицист. Его мемуары содержат ценные сведения о декабристах, истории их обществ, информацию о жизни декабристов в Сибири. Интересны его мемуары тем, что в них автор дал отличную от принятой в декабристской среде концепцию этого движения, например, К. Рылеева, дегероизировал жен декабристов, акцентировал теневые стороны их взаимоотношений и т.д. («Пребы-вание декабристов в тюремном заключении в Чите и в Петровском заводе», «Декабристы», «Записки декабриста» и др.).

      Ипполит Иринархович Завалишин (1808-1883) — писатель-этнограф, поэт. В молодости переводил Д. Байрона, А. Ламартина, как поэт сформировался под воздействием романтической поэтики. Его ранняя поэма «Слепец» не была пропущена цензурой. Был увлечен личностью и поэзией К. Рылеева, но в ходе следствия по делу декабристов вел себя неподобающим образом (написал донос на брата). Тем не менее он был разжалован в рядовые и выслан в Оренбург. К литературе обратился в 1860-е годы, писал в основном рассказы на сибирском материале («Затуманская красавица», «Цепной настенщик», «Братья Горкины», «Олъховняна», «Ялутуровское дитя», «Поединок в тайге» и др.). Основное внимание в рассказах уделяется воссозданию быта жителей Сибири, весьма силен в них мелодраматический элемент. Научное значение имело его опубликованное в 1862-1867 гг. «Описание Западной Сибири»). В истории литературы осталась и его курьезная «Эпопея тысячелетия. Паломничество Ип. Завалишина».

      Во второй половине XIX в. заметной фигурой в русской литературе была Елизавета Николаевна Ахматова (1820-1904). Она родилась в дворянской семье в с. Началове Астраханской губернии, с детства проявляла способности к иностранным языкам, что в значительной степени предопределило ее судьбу Е.Н. Ахматова много переводила Ж. Санд, В. Гюго,У Коллинза, У Теккерея,Дж. Элиота, Ж. Верна, была редактором ежемесячного «Собрания иностранных романов, повестей II рассказов», издавала журнал для детей. Оригинальные произведения Е.Н. Ахматовой современниками критиковались за сентиментализм, идеализацию действительности, хотя некоторые ее повести были встречены одобрительно и получили широкую известность («Замосковская летопись о наших женских делах и о других», «Мачеха», «Кандидатки на звание старых дев», «Приключения моей приятельницы» и др.). Е.Н. Ахматова была в дружеских отношениях с О. Сенковским, Н. Лесковым, В. Стасовым, которые ценили ее талант. Ее воспоминания о литературном Петербурге содержат много неожиданных подробностей о жизни литераторов 1860-1870-х гг., рисуют широкую картину развития русской литературы в эти десятилетия.

      В 1860-1870-е гг. в Астрахани жили и работали также такие писатели, как Н.Г Вучетич (1845-1912), писавший в основном для детей (рассказы «Красный фонарь», «Митина нива» и др.), И.Г Воронин (1840-1883), работавший в традициях крестьянской поэзии и часто выступавший как публицист (очерк «Из Астрахани»).

      Оживлению литературной жизни Астрахани способствовали крупные русские писатели, бывавшие в городе по делам службы. Создавая произведения об Астрахани, они тем самым вводили ее в большую литературу (поэма «Бродяга» И.С. Аксакова, повесть «Очарованный странник» Н.С. Лескова, очерк «Мелочи путевых впечатлений» Г.И. Успенского, очерк «Холерный карантин на девятифутовом рейде» В.Г Короленко, книга очерков «У голубого моря (Люди и природа в низовьях Волги)» В.И. Немирвича-Данченко.).

      Интересная страница литературной истории Астрахани XIX в. -поэзия и проза политической ссылки. Стихи политических ссыльных — В.В. Берви-Флеровского, Ф.Е Данненберга, Б.Ф. Калиновского — носили в основном сатирический характер, они были для них средством борьбы с произволом местной и центральной администрации. В.В. Берви-Флеровский в своих воспоминаниях сообщает: «Во время навигации и улова рыбы в Астрахани скопляется множество рабочего народа, и так как администрация не принимает никаких мер для обеспечения голодающих, то погибающий от нужды народ прибегает к грабежам. Когда паника достигла максимума, администрация прибегла к приему, которым она пользовалась и в других русских городах в минуты народных бедствий: пожаров, отравления, фальсификаций, грабежей и т.п. Она стала обвинять в этом политических ссыльных. Слухи, распускаемые про нас администрацией, могли поставить нас в ужасное положение; пришлось защищаться. Полиция и администрация сваливали вину на нас, а мы на них. Мы распустили по городу в стихах и в прозе множество веселых листков, которые изображали деятельность полиции и администрации во время народного бедствия; между астраханскими чиновниками не оказалось юмористов, способных отвечать тем же». Особенно резка по тону поэзия Ф.Р Данненберга («Несчастная угодливость», «В тени гробовых казематов…» и др.). Среди прозаиков выделялся С.С. Рымаренко, рассказы которого о рыбаках и природе Нижней Волги печатались в газете «Восток».

      С 1883 по 1889 гг. ссылку в Астрахани отбывал Н.Г Чернышевский, несмотря на гонения остававшийся верным своим революционно-демократическим идеалам. В Астрахани он пишет повесть «Вечера у княгини Старобельской» и книгу «Материалы для биографии Н.А. Добролюбова».

      В XX в. развитие литературы в Астрахани характеризуется особым динамизмом и интенсивностью. Поэзия и проза непосредственным образом испытывают на себе воздействие общероссийских литературных тенденций, что проявляется в активизации в начале века сатиры, в период революции и гражданской войны — агитационной поэзии. В. Хлебников своим творчеством привносит в литературу Астрахани поэтику авангардизма, позднее весьма сильным влиянием среди писателей региона пользуется социалистический реализм, который, трансформируясь, станет основным методом астраханских писателей. В Астрахани создается отделение Союза писателей России, издается ряд альманахов, для писателей максимально расширяются возможности для публикации написанного.

      Начало XX в. для литературной истории Астрахани — период активизации всех культурных сил региона. В городе действует литературно-драматическое общество, многочисленные местные издания («Астраханский журнал», «Астраханская газета», «Прикаспийский край», «Астраханский вестник», «Поволжье») публикуют произведения поэтов и прозаиков, пропагандируют литературу. В городе выходит сатирический журнал «Чилим» (1906), широко распространена революционно-пропагандистская литература («Да здравствует Свобода». Сборник политических стихотворений. Астрахань, 1906). В астраханской прессе сотрудничает ряд ведущих русских писателей, среди которых — Е.Н. Чириков, создавший ряд ярких фельетонов на материале местной жизни.

      Во время гражданской войны в Астрахани в силу понятных причин доминирует литература революционного содержания. В городе функционирует кружок рабочих-поэтов (М.Г Непряхин, В.И. Ефремов, М.М. Гурьянов и др.), который выпустил две книги — «Литературно-художественный сборник» (1919) и «Зовы» (1920). Члены кружка публиковались и в газетах «Известия», «Коммунист», «Красный воин», в журнале «Художественные известия». Художественно несовершенные стихи участников кружка были пронизаны пафосом утверждения идеалов революции, веры в торжество Советской власти.

      Значительную роль в активизации литературной жизни города играл журнал «Военмор», на страницах которого печатались поэты С. Городецкий, В. Тополев, В. Салов, С. Заревой, Б. Серебряков и др. Значительное внимание журнал уделял развитию литературной критики и публицистики. Самые яркие страницы журнала связаны с публикацией художественных очерков о гражданской войне в Астраханском крае Л.М. Рейснер («И брань крылатая матросов», «Приходит бранный день», «Астрахань», «Лето 1919 г.» и др.). Очерки отличались поэтизацией подвигов красноармейцев, чувством ненависти к врагам революции, изображением «энтузиазма» астраханцев, романтической приподнятостью. В силу односторонности позиции объективный образ времени ни Л.М. Рейснер, ни другие авторы «Военмора» создать не могли.

      Развитие реалистических традиций в литературе Астрахани этих лет связано с творчеством Веры Владимировны Хлебниковой (1891-1941) — сестры поэта Велимира Хлебникова. Она жила в это время в Астрахани и стала свидетелем жестокости новой власти, смерти от голода сотен людей. Стремлением сказать правду о противоречиях времени пронизаны ее лаконичные, но очень глубокие по смыслу рассказы «В тюрьме», «Царь-тиф» и др. Ее литературное наследие включает также лирику, пьесы («Поэт и лесной Чертик», «Доктор заболел»), мемуары «О моем брате».

      Этапом в литературной истории Астрахани стало творчество Велимира Хлебникова (1885-1922). Он родился в Малодербетовском улусе Астраханской губернии и всегда считал себя астраханцем. Значение его творчества для литературы региона в том, что он, во-первых, выводи.! литературу Астрахани на широкие просторы общероссийских художественных исканий, преодолевая провинциальную замкнутость, приобщал ее к исканиям модернизма и авангардизма и, во-вторых, вводил тему Астрахани в мировую литературу. В. Хлебников оказал огромное воздействие на многих русских и зарубежных писателей.

      Для литературы региона имеют значение прежде всего произведения поэта, в которых он обращается к природе, истории края, жизни его народов. Это поэмы «Хаджи Тархан», «Уструг Разина», рассказы «Есир». Николай», «Охотник Уса-Тали», эссе и очерки «Лебедия буду-щего», «Открытие народного университета», «Астраханская Джоконда», «Союз изобретателей» и др.

      Один из исследователей заметил, что основная тема творчества В. Хлебникова — тема Азии, его миропонимание и мироощущение были предопределены генетической связью с Азией. Поэт называл себя «сыном Азии», а растущий в низовьях Волги лотос называл «залогом союза трех: Индии+России+Ниппона», Действительно, тема межэтнических контактов — ведущая у поэта, и решал он ее прежде всего на астраханском материале. Центральной в его художественной картине мира становится мифологема «человечество — семья народов». На различных этапах творческой эволюции В. Хлебников неизменно обращался к ее разработке, что-то в ней уточнял, менял, приближал к потребностям современности. Он считал, что преодоление межэтнической розни — необходимое условие гармонического сообщества наро-дов земли. В лирических стихах, поэмах, песнях, рассказах, теоретических декларациях В. Хлебникова нет противопоставления людей по национальному признаку, конфликтность его произведений имеет другую природу. В ее основе — контрастность цветущей естественной природы и мертвящей городской цивилизации, столкновение духовности и бездуховности, гуманизма и жестокости. Он показывает, что в Астрахани, когда-то завоеванной Россией, нет ни побежденных, ни победителей. Есть единая семья народов. Поэт при решении чрезвычайно деликатной проблемы избегает крайностей, характерных для его времени. Он не принимает, с одной стороны, знаменитой триады «Православие. Самодержавие. Народность», с другой — игнорирует концепцию леворадикальных партий «Россия — тюрьма народов». Мифологизируя историю, он демонстрирует свое понимание проблемы, исходя при этом из высших интересов народов Волго-Каспия.

      В 1930-1980-е гг. литература Астрахани, несмотря на трудности, порождаемые эпохой сталинизма и временами «застоя», переживает период поступательного движения. Это проявляется в формировании тематически многообразной прозы и богатой в стилевом отношении поэзии. Мировоззренческой базой постепенно становится местный патриотизм, который в известной мере ограничивает тематику и идейный кругозор писателей, но одновременно вооружает их такими критериями, которые позволяли достаточно сурово оценивать многие явления социальной действительности всей России.

      Среди прозаиков выделяются С. Б. Калашников (1925-1987), К.И. Ерымовский (1909-1967), Ф.Е. Субботин (1913-1987), Б.И. Жилин (1921-1994), В.В. Карпенко (род. в 1916 г), Ю.В. Селенский (1922-1983). Тематически они связаны с Астраханской областью, действие их произведений развивается либо в областном центре, либо в поселках и деревнях области. Героями сочинений обычно выступают люди скромного положения, часто чудаковатые и неудачливые, вступающие в конфликт с бюрократами, носителями консервативных привычек. На первом плане обычно производственный аспект конфликта, важную роль играет нравственная проблематика. Некоторые писатели поднимались до утверждения общечеловеческих нравственных ценностей («Шутиха», «Люди без колокольчиков» Б.И. Жилина, «Одна тревожная ночь», «Чумчара» Ю.В. Селенского и др.), до выражения чувства горести за свой город, за своих земляков. Однако принципы социалистического реализма, на которые ориентировались писатели, мешали им создать по-настоящему реалистическую картину жизни края и его людей.

      1930-1980-е гг. породили и ряд понастоящему оригинальных поэтов, среди которых В.Т. Филиппов (1911-1962), Б. М.Шаховский (1922-1967), Н.П Поливин (род. в 1925 г.), В. Филин (1929-1982). Ведущую роль играли поэты фронтового поколения, среди которых самым значительным был Б.М. Шаховский. Время все отчетливее высвечивает непреходящую ценность его поэтического наследия, включающего лирику поэмы, публицистику. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что его творчество имеет не только региональное, по и общероссийское значение. Место поэта в «большой литературе» еще в 1985 г. авторитетно определил С. Наровчатов: «Борис Шаховский -плоть о 1 плоти нашего фронтового поколения. В общей песне поколения у него есть свои слова, которые из этой песни, повторяя пословицу, не выкинешь».

      Иная судьба у другого значительного поэта — В. Филина. Он родился в Астрахани, учился в Ленинградском юридическом институте. Был арестован за участие в нелегальной антисталинской организации «Свободная мысль», много лет провел в лагерях. В 1959 г. окончил Астраханским пединститут, затем преподавал иностранный язык в педучилище. Всю жизнь писал стихи. Лишь посмертно вышел его сборник «Лихолетье» (1982), стихи которого отразили разочарование в идеалах коммунизма. Эпоха его строительства осмысляется как очередная историческая иллюзия, с которой надо неизбежно распрощаться. Ге-рой стихотворения «Смерть коммуниста» приходит к пониманию того, что у прошлого нет будущего, что он всю жизнь служил дьяволу насилия. В. Филин — один из героев документальной повести А. Жигулина «Черные камни».

      В 1985-1999-е гг. в литературе Астрахани, как и во всей современной русской литературе, происходят большие перемены: меняется мировоззрение писателей, идет их дифференциация по идейным признакам, возникает несколько объединений, появляются новые жанры (например, фэнтези), начинают давать о себе знать поэзия и проза постмодернистской ориентации и т.д. Однако в целом для астраханских писателей характерен эстетический консерватизм, ориентация в поэзии на традиционные формы стиха, игнорирование новаторских ис-каний В. Хлебникова и современного авангарда.

      В прозе господствующее положение занимают писатели реалистического стиля, нередко наблюдается склонность к бытописанию. Наиболее значительные прозаики — А.И. Шадрин (род. в 1929 г.), Б.П. Ярочкин (род. в 1922 г.), Ю.Н. Щербаков (род. в 1956 г.), Ю.А. Никитин (род. в. 1946 г.), . Практикуются различные модификации романа: социально-бытового («Суд неправедный» А.И. Шадрина) с его исследованием трагических взаимоотношений человека и природы; социально-политического (трилогия «Вяземская сеча», «Лихолетье», «Лагпункт» Б.П. Ярочкина) о преступлениях сталинизма; психологического («Укромье ангела» Ю. Никитина) о путях самосознания современного человека; исторического («Да будет твердь» Ю.Н. Щербакова) о борьбе русского народа с иноземцами; документального («Петр Первый в Астрахани» А.С. Маркова) о славных страницах истории Астрахани. Весьма активно разрабатываются ныне и малые эпические жанры, рассказ, повесть. Активизировалась публицистика (очерки и статьи И. Бодрова, Ю. Щербакова, Ю. Никитина и др.).

      Несколько потоков определились в поэзии. В русле публицистической поэзии работают поэты старшего поколения -Н.А. Мордовина, Н. Ваганов, Н. Поливин. Их традиции продолжают Ю. Щербаков, Э. Татаринцева. Интимно-медитативная лирика создается Л. Качинской, Д. Немировской, Л. Серотюк, Д. Казариным и др. Интересно заявили о себе молодые поэты Т. Иванченко, Л. Дегтярева. Выделяются поэты военного поколения (Я. Шур, авторы сб. «Зарубки памяти»). Активизации поэзии способствуют фестивали поэзии, регулярно проводимые в Астрахани, в том числе фестиваль детского творчества «Золотой ключик».

      Итак, к концу XX в. литература Астрахани — это тысячи художественных произведений в самых разнообразных жанрах. Выявляется ее проблемно-тематическая специфика — реалистическое осмысление истории и жизни народов Нижнего Поволжья, охрана природы, труд рыбака и крестьянина и т.п. Приверженность писателей социальному укладу и древним традициям Астраханского края позволяет говорить о формировании во второй половине XX в. «областнической» литературы. «Областничество» — исходная точка мировоззрения многих современных астраханских писателей, что не мешает им в своем творчестве подниматься до общероссийских проблем.

      Категории

      Имя Нинели Александровны Мордовиной известно многим. Она оставила яркий след в истории Астрахани, когда приехала в наш город в 1975 году по приглашению астраханской писательской организации и «взяла под крыло» целое поколение начинающих поэтов, возглавив литературную студию «Моряна». Простая фраза «ученик Мордовиной» имеет сейчас характер титула, и это неудивительно. Говорят, что талант учителя достается немногим, но Нинель Александровна обладала им в полной мере. Как и поэтическим даром. Ее стихи - отражение нелегкой, но яркой и насыщенной жизни.
      Нинель Александровна родилась 12 июля 1927 г в Г. Харбине. Родной отец Трофим Третьяк был комсомольским работником на Дальнем Востоке. Репрессирован в 1934 г. как «японский шпион». Была удочерена офицером-пограничником А.И.Таяновским и жила с родителями на Камчатке, Хабаровске, Владивостоке, а перед самой войной - на белорусской границе. С началом войны под бомбежками семья ушла от немцев и в войну жила у родственников матери в г.Самаре (Куйбышев) Отец воевал, погиб в 1944 г., похоронен в г.Кишеневе.
      Во время войны работала телеграфисткой, токарем на военном заводе, связисткой на узле связи Наркомата флота. В 1945 году вышла замуж за летчика В.Ю. Мордовина. Жила в Прибалтике, Ахтубинске, Волгограде и последние 25 лет в Астрахани.
      Писать начала в середине 1960х годов, печаталась в газете «Ахтубинская правда» журнале «Волга». Работала журналистом, директором ахтубинского дома культуры, вела литературные студии. Член Союза писателей с 1973 года.
      Нинель Александровна непосредственно не была на войне, хотя бы просто потому, что была в эти годы ребенком, но впоследствии написанный цикл стихотворений, посвященный этой теме - исповедь человека, пережившего войну как судьбу.
      Она писала и о любви - и не одно поколение астраханцев зачитывалось этими строками.
      Она писала и о городе - ее стихотворения звучали на день города со всех эстрадных площадок.
      Она писала как жила, как дышала - истинный дар человека творческого.
      Нинель Александровна ушла из жизни в 2001 году, но остались ее стихи и остались ее ученики. И ее имя обрело новую жизнь - уже 10 год проводится молодежная литературная премия имени Нинели Мордовиной и ее же имя носит 33 школа - та школа, где она вела уроки поэзии с учениками.