XXV Международные Рождественские чтения. «1917–2017: уроки столетия

25-27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».

Крупнейший церковно-общественный форум, отмечающий в этом году свой юбилей, объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп и молодежных организаций. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем:

1. Обозревая путь, пройденный нашим народом за минувшее столетие, участники Чтений выражают свою веру в то, что Бог, действующий в истории непрестанно и направляющий человечество к конечной цели бытия ― ко спасению, Своим Промыслом исправляет и обращает во благо даже человеческие грехи и заблуждения. Ярким примером этого является судьба нашего народа в минувшем столетии. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, целенаправленной политике по изничтожению Православной Церкви в странах канонической ответственности Московского Патриархата в период после 1917 года Господь устроил все поистине премудрым образом: рубеж XX и XXI столетий стал временем нового обращения людей ко Христу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.

2. Глубинной причиной нескольких революций, приведших к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной Гражданской войне, репрессиям в отношении отдельных лиц и социальных групп, страданиям людей и многочисленным жертвам, следует признать утрату обществом живой и искренней веры в Бога, порожденное этими утратами и оказиями способность критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозной традиции нравственных норм.

3. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в странах канонической ответственности Московского Патриархата.

4. Промыслительным видится восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол, осуществленные на Поместном Соборе 1917-1918 гг., накануне гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Фигура Патриарха стала символом стояния в вере и преданности святоотеческой традиции.

5. Эмиграция православных соотечественников, сохранивших веру в условиях иноверного и инославного окружения, создала условия для знакомства иностранцев с Православием. Следствием этого стало приобщение многих из них к Православной Церкви. В этом также нельзя не видеть промыслительное действие Господа, заботящегося о Церкви Своей.

6. Особым испытанием для Церкви и нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта трагедия подвигла наших соотечественников к осознанию важности духовных основ жизни. Переживаемые тяготы способствовали объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью, обращению к нравственным идеалам служения Отечеству и ближним.

7. Патриотическая позиция Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны содействовала изменению отношения государства к Православию, что сделало возможным избрание Патриарха, открытие храмов и монастырей, возобновление деятельности духовных учебных заведений и появление официального церковного журнала. Это, однако, не устраняло конфликта государства с Церковью, которая мыслилась прямым конкурентом советской идеологии.

8. Показателем внутренних противоречий между советской властью и Церковью стало возобновление в конце 50-х в начале 60-х годов XX века репрессий против тех, кто осмеливался публично высказывать религиозные взгляды, закрытие и разрушение храмов, дискриминация верующих.

9. 1988 год ― 1000-летний юбилей Крещения Руси ― стал новой вехой в истории нашего народа. Фактически государство отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации в отношении религии. Это стало очередным подтверждением слов Спасителя о том, что «врата ада не одолеют» созданную Им Церковь (Мф. 16:18).

10. Следует признать, что вопреки давлению атеистической формы секуляристской идеологии христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, искусства, кинематографа. Важное свидетельство о Боге продолжала нести и русская литература XIX века. Искусство имманентным образом доносило до людей богозаповеданные идеалы.

11. Давая справедливую оценку преступлениям против веры и Церкви, совершавшихся в эпоху господства советской идеологии, нельзя не отметить жертвенность многих людей, готовность проявлять лучшие качества, искренне служить своей Родине. Следствием этого стали, в частности, многие важные научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.

12. 1990-е годы стали временем духовной свободы. Разрушение препятствий для духовного возрождения народа и церковной миссии открыло возможность обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.

13. Вместе с тем серьезной проблемой, возникшей в тот же период, стала ценностная дезориентация общества, а также абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов, пропаганда морального произвола, потребительства и социал-дарвинизма. Христианство подверглось новому давлению, когда вместо атеизма навязывалась необходимость секулярной реформации. Церковь противопоставила этому евангельскую проповедь с использованием всех возможных, имеющихся у нее общественных и медийных ресурсов.

14. Распад единого государства, также произошедший в начале 1990-х годов, был сопряжен с многочисленными конфликтами между отдельными этносами и социальными группами. Произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей. Но во всех переживаемых испытаниях Русская Православная Церковь оставалась со своим народом.

15. Сегодня для объединения общества, укрепления связей между странами с общей историей и культурой принципиально важно усиление роли Русской Православной Церкви как консолидирующего института и гаранта сохранения духовной традиции, предупреждения ее новых разрывов.

17. Представители и особенно лидеры любых политических и общественных сил должны осознавать ответственность за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни руководствовались. Этому нас учит опыт потрясений ХХ века и в особенности 1917 года. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации народа, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, преодолению разобщенности и розни.

18. Следует признать, что Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому - основание Церкви Богом и Спасителем, и сочетание в ней земных трудов с устремлением к вечному. В историческом бытии это влечет за собой, в том числе, особую роль Церкви в объединении общества и сохранении в нем мира.

XXV Рождественские чтения проходили в Москве с 25 по 27 января 2017 года. Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, приняла участие в XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. В этом году основная тема Рождественских чтений была обозначена следующим образом: "1917- 2017: уроки столетия". Открытие этого масштабного мероприятия состоялось 25 января в Государственном Кремлевском дворце съездов в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. На открытии присутствовало почти 6000 человек.

Матушка Илариона рассказала, что история Рождественских Чтений восходит к 1993 году. Основная тематика докладов и обсуждений была посвящена вопросам педагогики и образования, и аудитория была в основном учительско-преподавательская. Церковь придавала большое значение этим встречам. Традиционно открывал Рождественские Чтения Патриарх. В последние годы Рожественские Чтения носят международный характер и на них обязательно приглашаются представители светской власти. К формату Рождественских Чтений добавились Парламентские встречи, которые посвящены вопросам общественной жизни и влияния Православной веры на здоровье нации.

Рождественские Парламентские встречи — важнейшая часть Международных Рождественских образовательных чтений. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые принял участие в Парламентских встречах в январе 2014 года. Тогда Святейший Владыка выступил в Совете Федерации. Это было первое в истории посещение Верхней палаты Российского парламента Предстоятелем Русской Православной Церкви. В 2015 году Рождественские парламентские встречи проводились на площадке Государственной Думы, а в 2016 году — вновь в Совете Федерации. «Цель Рождественских Парламентских встреч и заключается в выстраивании эффективного диалога между Русской Православной Церковью, Государственной Думой, различными конфессиями и обществом в целом», — сказал В.В. Володин, отметив, что Русская Православная Церковь вносит особый вклад в создание условий для такого диалога.

В Рождественских Чтениях сейчас участвуют представители всех епархий. Заранее объявляются конкурсы, и в рамках Рождественских Чтений подводятся итоги конкурсов и происходит награждение лауреатов. В этом году состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Святейший Патриарх Кирилл вручил победителям конкурсов дипломы и грамоты, а Вячеслав Володин — подарки и цветы.

Таким образом, Рождественские Чтения — это большое событие не только церковной жизни, но и общественной жизни страны. Это взаимное стремление духовных и светских властей преодолеть духовный раскол в обществе.

Матушка Илариона подчеркнула, что монастырское направление в работе Рождественских Чтений появилось не так давно. Сейчас стоит задача разработки документов, регламентирующих жизнь монастырей.

Ведь рост количества монастырей по России значительный. Если в послевоенные годы в СССР было всего 16 монастырей, то на текущий момент насчитывается 890 монастырей, включая обители ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом их количество приближается к уровню дореволюционной России, когда в стране насчитывалось 1025 монастырей и монашеских общин, готовившихся получить статус монастыря. Необходимость проводить собрания игуменов и игумений, как в рамках Рождественских чтений, так и в формате отдельных конференций, обусловлена тем, что минувшие 25 лет активного восстановления монастырей прошли в совершенно новых исторических условиях. Теперь требуется глубоко осмыслить этот опыт, преодолеть возникшие трудности, сформулировать основные положения внутренней и внешней жизни монастырей в соответствии с канонами и правилами общецерковной жизни.

Матушка сообщила, что количество насельников в некоторых новых монастырях не велико, что неудивительно. С одной стороны, в начальный период возрождения монастырей и невозможно продвигаться "широким фронтом", так как усвоение монашеской традиции требует длительного индивидуального внимания к каждому новому человеку. С другой стороны, в наше время утрачиваются традиционный для русского народа коллективизм и взаимовыручка, самоотверженность и терпеливость, что усложняет жизнь в монашеской общине. Но ведь именно в монастыре и можно преодолеть самоизоляцию, научиться понимать ближних и соборно молиться. Через это, по свидетельству подвижников благочестия, можно стать истинной личностью, — человеком, исполняющим волю Божию.

Внутри Рождественских Чтений 26 января и 27 января проходили отдельные заседания, посвященные проблематике монастырей и монашествующих. На этих заседаниях председательствовал Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, который является Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Темы выступлений были посвящены урокам истории 1917-2017 года. Чтобы понять глубину обсуждаемой тематики, назовем лишь некоторые из них:

  • «Монашество перед вызовами революционной эпохи»
  • «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века»
  • «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия» и др.

Часть работы проходила в рамках заседаний отдельных секций:

Секция 1: «За Христа пострадавшие»: значение опыта новомучеников и исповедников Русской Церкви для современного монашества.

В рамках заседаний этой секции были заслушаны несколько докладов: Архимандрита Макария (Веретенникова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : «За Троицу Святую» — подвиг исповедничества монашествующих в 20-е-30-е годы XX века»;

Епископа Дмитровского Феофилакта, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря на тему «В горах и пещерах»- аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь».

Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря выступил с докладом «Светильники духа»- служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке», в котором в виду обширности темы ограничился рассказом о духовном наставничестве некоторых из братии Данилова монастыря в 1920-1930-е годы и в послевоенное время. Особое внимание в докладе было уделено личности настоятеля Данилова монастыря епископа, а с 1923 года архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). По воспоминаниям современников, это был монах строгой, по-настоящему аскетической жизни, вызывающий у хорошо знавших его людей глубокое уважение и любовь. Самые известные из даниловских духовников - преподобный Георгий (Лавров); архимандрит Симеон (Холмогоров); архимандрит Поликарп (Соловьев); архимандрит Стефан (Сафонов); архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков); иеромонах Павел (Троицкий). О них известно благодаря воспоминаниям их духовных чад, а также из следственных дел 1920-1930-х годов, которые в наши дни стали доступны для исследователей. С первых лет восстановления Данилова монастыря братия и сотрудники работают в архивах, стараясь по крупицам восстановить историю обители и ее насельников.

Тему подвига новомучеников и исповедников Российских на примере насельниц Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря раскрыла настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова) , в докладе «Верные хранительницы монашеских преданий» — исповеднический подвиг монахинь в годы гонений», в котором она подробно рассматривает подвиг женского монашества, имевшего опыт высокой духовной жизни, известного широкой социальной благотворительностью, которое в глазах новой богоборческой власти было классовым и идеологическим врагом. Монахини Борисоглебского Аносина монастыря понесли крест мученичества, проявив мужество и стойкость. Аносина пустынь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь так же было развито старчество - традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер.

Работа Секции 2: «Уроки истории» — устроение жизни современных монастырей в свете осмысления трагических событий XX века» проходила под председательством Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Он же сделал доклад на тему «Духовный авторитет игумена как основа единства братства». В докладе Высокопреосвященнейший Владыка Георгий отметил, что сегодня не утихают споры о том, кем должен быть игумен — духоносным старцем, пекущимся о своем спасении и спасении братии, или талантливым администратором, хозяйственником, строителем, имеющим при себе опытного духовника? Что имеет преимущество - его возраст, духовный опыт, долголетие пребывания в постриге, или образование, житейский опыт и административный талант. Владыка считает, что раскрытие во всей полноте темы возможно только, если обратиться к письменному монашескому наследию и на примерах показал важность духовного авторитета игумена для духовного единства монашеского братства.

В заключении Матушка Илариона сказала, что в основном доклады касались вопроса преемственности монашеской и монастырской традиции, многие настоятели и настоятельницы монастырей, игумены и игумении, являются духовными чадами Новомучеников и Исповедников Российских, и в этом заключается большая сила и надежда для духовного возрождения нации.

С 25 по 27 января 2017 г. в г. Москве состоялись 25 Международные Рождественские Образовательные Чтения 2017 – «1917 – 2017: уроки столеия».

Рождественские чтения открылись Божественной литургией в храме Христа Спасителя. Богослужение возглавил митрополит Ростовский и Новочеркаский Меркурий.

Его Высокопреосвященству сослужили архипастыри и пастыри, в числе которых от Воронежской митрополии были митрополит Воронежский и Лискинский Сергий и епископ Россошанский и Острогожский Андрей.

После Божественной литургии в храме Христа Спасителя все приглашенные гости переместились в Государственный Кремлевский дворец, на заключительную часть открытия «Рождественских образовательных чтений 2017», где на торжественном заседании под почетным председательством Его Святейшества Святейшего Патриарх Московского и всея Руси Кирилла, присутствовали представители Президента Российской Федерации, Совета Федерации, правительства Р.Ф., правительства Москвы, министр Иностранных дел России Сергей Лавров, министр культуры Владимир Мединский, министр МЧС России Владимир Пучков, архипастыри и пастыри, представители и приглашенные гости от епархий Русской Православной Церкви.

На Божественной литургии в храме Христа Спасителя присутствовало около 15 тысяч приглашенных гостей ближнего и дальнего зарубежья, а в Кремлевском Государственном Дворце на торжественном заседании и концерте присутствовало более 6 тысяч приглашенных гостей.

Председатель оргкомитета Рождественских Чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий предоставил слово Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл подвел духовно-нравственные итоги основным историческим событиям в жизни Русской Православной Церкви и нашего государства за минувшее столетие. Святейший Патриарх говорил о подвиге новомученников и исповедников Церкви Русской в годы гонений, о духовно-нравственных традициях и основах общества начала ХХ века, которые смогли оболгать в то тяжелое для нашего отечества время, и о возрождений этих традиций в начале XXI века. Особенно подчеркивалась мысль, что преступно менять ход мирно-текущих событий в государстве, военными и насильственными методам, которые наносят тяжелейшие потрясения и скорби для самого государства и его народа.

От Верхнемамонского благочиния в Рождественских чтениях 2017 участвовали благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), заместитель главы администрации Верхнемамонского района по социальным вопросам Бухтояров Сергей Иванович, помощник благочинного по образованию и директор духовного Центра им. Тихона Задонского Иванова Елена Ивановна, помощник благочинного по социальному служению Жилякова Нина Ивановна.

26 января благочинный Верхнемамонского церковного округа о. Тихон участвовал в работе направления: «Древние монашеские традиции в условиях современности». Место проведения работы этого направления стал Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Председательствовал на заседании направления архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С докладами на заседании выступали: Запальский Глеб Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова – «Монашество перед вызовами революционной эпохи»; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, Председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата – «Святые подвижники благочестия в истории Русской Церкви 20-го века» (читал игумен Авксентий, наместник Богородице – Рождественского мужского монастыря Туровской епархии); митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, Кипрская Православная Церковь – «Значение подвига новомученикови исповедников Церкви Русской для вселенского Православия»; митрополит Горийский и Атенский Андрей, Грузинская Православная Церковь – «Монашество Грузии в годы гонений на Церковь».

Затем работало несколько секций по разным направлениям, выступления были очень интересные и содержательные. Материалы выступлений будут опубликованы.


Фоторепортаж

Последние новости раздела


На первой седмице, 13 марта, в Свято-Мирофановском храме благочинный Верхнемамоского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) и клирик Свято-Митрофановского храм...


11 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) в Свято-Митрофановском храме с. Верх...

XXV юбилейные Международные Рождественские образовательные чтения будут посвящены теме «1917-2017: уроки столетия». Форум, который за четверть века приобрел формат общенационального, состоится в Москве 25-27 января. Об актуальности темы форума, о его программе и особенностях в этом году рассказали его организаторы на пресс-конференции 23 января в информационном центре ТАСС, сообщает Благовест-инфо .

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, прокомментировал тему, выбранную для форума: «Самый важный урок минувшего столетия – это пагубность разобщения народа. Необходимо стремление к единству путем открытого, доверительного и уважительного диалога. А если допустить разделение общества по признакам национальным, религиозным, политическим и другим, это неизбежно ведет к социальным потрясениям, и цена таких потрясений – миллионы жизней».

На многочисленных мероприятиях в рамках XXV Рождественских чтений Церковь постарается найти «правильный ключ к пониманию истории, задать правильный вектор по осмыслению событий прошедшего столетия», продолжил митрополит. Он наметил очертания этого «ключа»: «докопаться до причин» Февральской и Октябрьской революций 1917 г., но говорить не только о революции и о репрессиях, но и о «попытках патриотов возродить наше Отечество», о достижениях советского периода в области экономики, космоса, спорта. «История не может быть вся плохой или вся хорошей, надо уйти от персонификации истории, говорить о ней независимо от персоналий (руководствуясь церковным принципом «ненавидь грех, но люби грешника»)», – отметил архиерей. «Уроки истории мы пройдем, но экзамен мы еще не сдали. Надо сделать большую работу над ошибками, чтобы сдать экзамен», – сказал митрополит Меркурий. Он выразил надежду, что РПЦ рассмотрит выбранную тему «предельно аккуратно», «не будет делать выводы», но постарается сделать «весомый вклад в единение народа».

Митрополит Меркурий сделал краткий экскурс в историю Рождественских чтений, что только подчеркнуло масштабы нынешнего форума: в нем примет участие более 15 тысяч человек из России, ближнего зарубежья, США, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, а также Греции и Грузии. Он сообщил, что работа XXV Рождественских чтений координируется по 16 направлениям, участники более 100 мероприятий обсудят многие насущные проблемы, среди которых деятельность Русской Православной Церкви в годы богоотступничества, жизнь Церкви и святоотеческая традиция, история православного храмостроительства, социальная миссия Церкви и другие. Митрополит Меркурий особо подчеркнул, что среди участников Чтений будут больее 40 ректоров вузов и директоров академических институтов. Он обратил также внимание на масштабы регионального этапа Рождественских чтений, который проходит в епархиях в сентябре-январе: в 2016 г. в них приняли участие более 2 млн. человек, «по самым скромным подсчетам».

Более 70 столичных площадок задействовано в проведении XXV Рождественских чтений, но митрополит особо выделил одну из них, «удивительно хорошую площадку» V Рождественских Парламентских встреч. Здесь представители РПЦ и парламентарии «не опасаются быть неуслышанными, могут честно сказать друг другу, что думают», а Патриарх Кирилл выступит с программной речью о том, что «волнует весь народ».

О Парламентских встречах как важной части Рождественских чтений говорил на пресс-конференции Петр Толстой, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва. Встречи и собеседования сенаторов, руководителей Федерального Собрания, аппарата Правительства РФ, глав профильных думских комитетов, руководителей синодальных отделов, сотрудников министерств и ведомств будут посвящены обсуждению актуальных вопросов социального взаимодействия, общественного служения, исторического пути России, современного развития государства. Он анонсировал также открытие выставки в Госдуме, на которой будет представлено более 130 работ художников: от иконописцев до детей, которые представят свои рисунки.

Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ VII созыва по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, выразил надежду, что XXV Рождественские чтения станут «главным событием для российского парламентаризма в текущем году» – это поможет формированию «нового поколения христианских политиков». Центральным событием Парламентских встреч он считает «послание Патриарха Кирилла Федеральному собранию» (С. Гаврилов подчеркнул, что аналогия с «посланием президента Федеральному собранию» вполне уместна) – это позволяет парламентариям «почувствовать себя членами Церкви». Этому же будет способствовать и присутствие епархиальных архиереев, которых прибудут в зал Парламентских встреч в сопровождении депутатов от соответствующих регионов. Ожидается выступление лидеров всех парламентских фракций, а также запланирована работа трех круглых столов, о которых рассказал С. Гаврилов: «Религия, общество, государство (совершенствование законодательства о религиозных организациях)»; «Духовно-нравственное воспитание в системе образования»; «Соотечественники за рубежом: прошлое и настоящее».

Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, говорил о центральной теме Чтений, подчеркнув, что РПЦ взяла на себя роль организатора общенациональной дискуссии. Главный аспект этой сложной темы – «примирение в истории», считает В. Кипшидзе, и путь к нему – взгляд «на исторический путь России через призму православных духовно-нравственных ценностей». При этом он заметил, что Церковь «дает пример всему обществу», потому что она «уже примирилась с историей», когда в 2000 г. канонизировала новомучеников и исповедников Российских. РПЦ тогда «не выбирала правых и виноватых, а признала святыми тех, кто пострадал, и это лежит в основе того духовного ренессанса, который мы испытаем до сих пор», сказал Кипшидзе.

С подробной программой Чтений можно ознакомиться на сайте этого крупнейшего церковно-общественного форума.

С 25 по 27 января 2017 года в Москве прошел крупнейший образовательный форум – Международные Рождественские образовательные чтения. Этот год стал для Чтений юбилейным. Вот уже 25 лет собираются представители Церкви и государства для решения важнейших проблем образования, просвещения и воспитания.

Открыл Форум Председатель Чтений Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В приветственном слове он обозначил духовные истоки трагедии XX века, говорил о гонениях на Церковь, подвиге новомучеников и Великой Отечественной войне, о возрождении церковной жизни в 1990-е годы. Патриарх назвал эти события Промыслом Божиим, направленным на духовное возрождение и преображение нашего народа. Он назвал Церковь консолидирующей силой общества, вместе с тем призвал помнить каждого из нас «о личной ответственности и о дарованной ему свободе выбора, о значении каждой мысли, каждого поступка, которые могут как приблизить его к Истинному Благу, так и ввергнуть в пропасть участия в тайне беззакония».

Мероприятие не осталось без внимания со стороны президента Российской Федерации Владимира Путина, который в своем приветственном письме поздравил участников, организаторов и гостей с открытием юбилейных Чтений, выразил надежду на то, что ученые, политики, педагоги смогут предметно обсудить темы, имеющие исключительное значение для настоящего и будущего России и «предложить отвечающие духу времени советы и рекомендации, призванные служить консолидации нашего общества, сбережению непреходящих духовных, нравственных ценностей, которые нас объединяют».

Также в зале Кремлевского дворца для всех собравшихся были зачитаны приветственные слова председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко и мэра города Москвы Сергея Собянина. Лично приветствовали собравшихся министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

Организатором Форума выступил Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ.

Чтениями были охвачены различные направления:

  • Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации;
  • Издательская деятельность Церкви;
  • Традиция. Диалог. Внешние связи;
  • Церковь и культура;
  • Жизнь Церкви и святоотеческое наследие;
  • Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ;
  • Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества;
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви;
  • Взаимодействие Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами;
  • Церковь и молодежь;
  • Церковь и тюремное служение;
  • Личность, общество и Церковь в социальном служении;
  • Духовное образование в Русской Православной Церкви;
  • Древние монашеские традиции в условиях современности;
  • Традиции православного храмостроительства;
  • Христианская семья – домашняя Церковь.

Форум собрал более пяти тысяч участников. Воркутинская епархия не осталась в стороне от такого значимого мероприятия. На Чтения была делегирована группа из трех человек. Возглавил её Председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации игумен Рафаил (Беловолов), его сопровождали заместитель председателя ЕОРОиК Светлана Владимировна Армашенко и педагог воскресной школы при храме Святой Троицы г. Инты Наталья Валерьевна Тертышникова.

Члены группы участвовали в работе направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации». В рамках этого направления рассматривались вопросы преподавания в общеобразовательных школах такого предмета как Основы православной культуры, вопросы духовно-нравственного воспитания в системе образования, проблемы взаимодействия и перспективы сотрудничества Церкви и образовательных организаций, работа Воскресных школ и др. Шел разговор и о новых Стандартах для Воскресных школ, которые планируется принять с первого сентября 2017 года. В соответствии со Стандартами будет сделан акцент на профессионализм и качество обучения, воспитания, катехизации. Основная цель, по словам митрополита Меркурия — Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации — помочь ребенку найти своё место в Церкви, научить жить в Церкви и сохранить его для Церкви.

Игумен Рафаил (Беловолов) принял участие в конференции «Благословенный Север» Русского географического общества, которая также проходила в рамках XXV Международных образовательных Рождественских чтений. Участников конференции приветствовал Артур Николаевич Чилингаров, президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, первый вице-президент Русского Географического общества.

На конференции были подняты вопросы освоения арктического Севера, экологические проблемы разработки шельфовых месторождений углеводородов; говорили о развитии ледокольного флота России, о задачах комплексного подхода к изучению и сохранению Арктики.

Епископ Североморский и Умбский Митрофан прочитал доклад « Становление института военного духовенства на арктическом направлении». Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков выступил с докладом «Освящение Северного Полюса Земли».

Форум дал возможность почерпнуть практические и теоретические знания в различных направлениях взаимодействия церкви и государства. В рамках Чтений был принят ряд документов, резолюций, обращений, которые станут отправной точкой дальнейшего развития взаимодействия Церкви и государства. Международные Рождественские образовательные чтения – стимул для плодотворной работы в сфере образования и нравственного воспитания подрастающего поколения, духовного возрождения страны.

Воркутинская епархия поддерживает и активно участвует в этой работе.

Так же среди множества направлений работы особую актуальность для представителей монашествующих Воркутинской епархии имеет направление под названием «Древние монашеские традиции в условиях современности». От лица монашествующих епархии в работе данного направления принял участие иеродиакон Кирилл (Руденко). Деятельность направления началась 26 января с Божественной Литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, которую возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Поскольку 2017 год является печальной датой воспоминания о революционных событиях 1917 года, потрясших как Российскую империю в целом, так и Русскую Православную Церковь в частности, доклады многих участников были посвящены прежде всему влиянию революции на монашествующих. Отметим лишь некоторые из них. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Г.М. Запальский выступил с докладом «Монашество перед вызовами революционной эпохи», описав сложности, с которыми сталкивалось русское монашество до революции 1917 года и после нее.
По благословению архиепископа Феогноста доклад «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви, епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата зачитал зачитал наместник Юровичского Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря Туровской епархии игумен Авксентий (Абражей). В докладе речь шла о жизни и подвигах различных исповедников веры, сознательно пострадавших за Христа.
Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь) представил вниманию собравшихся доклад «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского православия», отметив, что подвиги русских новомучеников влияют на весь мир, вдохновляя и укрепляя множество людей.
Также следует отметить выступления представительниц женского монашества. Так, настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова) в докладе на тему «Верные хранительницы монашеских преданий: исповеднический подвиг монахинь в годы гонений» рассказала о судьбах последней игумении обители Алипии (Таишевой) и аносинских монахинь, увенчавших свой иноческий путь мученичеством за Христа.
Игумения Мария (Сидиропулу), настоятельница Елисаветинского монастыря в Мюнхене (РПЦЗ), в докладе «Сохранение монашеских традиций в условиях гонений» рассказала о уезжавших из России, чтобы сохранить свою веру. Эти люди воспринимали эмиграцию не как бегство, а как ожидание духовного возрождения Родины.
Большой интерес вызвало выступление архимандрита Тихона (Секретарева),наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, хорошо знакомого клирикам и мирянам Воркутинской епархии, многие годы совершающим паломничество в святую обитель, принося труды во славу Божию. Архимандрит Тихон рассказал об истории монастыря в XX веке, о подвиге наместника архимандрита Алипия (Воронова), устоявшего перед напором богоборческой власти и спасшего монастырь от закрытия в годы хрущевских гонений на Церковь.
Таким образом, в докладах участников чтений предстала живая история монашества XX века. Всего в работе направления приняли участие 260 насельников монастырей России, Украины, Белоруссии, Грузии, Кипра и Германии.