Какие художественные приемы характерны для лирики есенина. Художественные особенности лирики С

Особенности художественного стиля.

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.[ Лазарев В. Долгая память. // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 6, /140/.

В своей книге “Некрополь” Ф. Ходасевич утверждал, что красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги - все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. [ В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.]

Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые.

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:

Клен ты мой опавший,

клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись,

под метелью белой?

Или что увидел?

Или что услышал?

Словно за деревню

погулять ты вышел.

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства он ценит и в себе[ Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. - 2-е издание.- СПб. 2004.- 194с.]:

Сердцем я всё такой же,

Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

…………………………………………………………………..

… Башка моя, словно август,

Льётся бурливых волос вином.

……………………………………………………………………

… В сердце ландыши вспыхнувших сил.

…………………………………………………………………….

… Тот старый клён головой на меня похож.

Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.

Стихотворение строится как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни. Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание. С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь

… весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Невольно вспоминается лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Но монолог-воспоминание этого скитальца произнесён и эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.

Своеобразие поэтики С. Есенина.

Красота и богатство лирики Есенина.

Особенности художественного стиля.

Лирика Есенина очень красива и богата. Поэт использует различные художественные средства и приёмы. Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев («черемуха душистая», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «во мгле сырой месяц, словно желтый ворон. вьется над землей»). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.

Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

Как детки сиротливые.

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:

Клен ты мой опавший,

Что стоишь, нагнувшись,

под метелью белой?

Или что услышал?

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Особенности метафоры в поэзии Есенина.

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст.

Метафора — наиболее распространенное средство образования новых значений.

Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие.

Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина — это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы — все это, по мнению Сергея Александровича, дети одной матери — природы.

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба

И с хрустом мысленно кусая огурцы,

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Здесь даже мельница — бревенчатая птица

С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

Е. С. Роговер в одной из своих статей утверждал каждый поэт имеет свою как бы “визитную карточку” : или это особенность поэтической техники, или это богатство и красота лирики, или своеобразие лексики. Всё перечисленное, конечно, относится и к Есенину, но хотелось бы отметись особенности лексики поэта.[ Там же, стр. 198.]

Конкретность и отчётливость поэтического видения выражается самой обиходной бытовой лексикой, словарь прост, в нём отсутствует книжные и тем более абстрактные слова и выражения. Этим языком пользовались односельчане и земляки, и в нём вне всякой религиозной окраски встречаются религиозные слова, которые поэт использует для выражения своих сугубо светских идей.

В стихотворении “Дымом половодье…” стога сравниваются с церквями, а заунывное пение глухарки с зовом ко всенощной.

И тем не менее не следует видеть в этом религиозность поэта. Он далёк от неё и рисует картину родного края, забытого и заброшенного, залитого половодьем, отрезанного от большого мира, оставленного наедине с унылым жёлтым месяцем, тусклый свет которого освещает стога, и они, как церкви, у прясел окружают село. Но, в отличие от церквей, стога безмолвны, и за них глухарка заунывным и невесёлым пением зовёт ко всенощной в тишину болот.

Видна ещё роща, которая “синим мраком кроет голытьбу”. Вот и вся неброская, нерадостная картина, созданная поэтом, всё, что он увидел в родном затопленном и покрытом синим мраком крае, лишённом радости людей, за которых, право, не грех и помолиться.

И этот мотив сожаления о бедности и обездоленности родного края пройдёт через раннее творчество поэта, а способы выражения этого глубокого социального мотива в картинах природы, казалось бы, нейтральных к социальным сторонам жизни, будут всё больше совершенствоваться параллельно с развитием словарного запаса поэта.

В стихотворениях “Подражание песне”, “Под венком лесной ромашки”, “Хороша была Танюша…”, “Заиграй, сыграй, тальяночка…”, особенно заметно тяготение поэта к форме и мотивам устного народного творчества. Поэтому в них немало традиционно — фольклорных выражений типа: “лиходейская разлука”, как “коварная свекровь”, “залюбуюсь, загляжусь ли”, “в терем тёмный”, коса — “душегубка-змея”, “парень синеглазый”.

Поэтическая техника С. Есенина.

Лирический талант Сергея Есенина заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Отметим прежде всего словесное своеобразие поэта: радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает многословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Поэтому обычный размер лучших его лирических стихотворений редко превышает двадцать строк, которых ему достаточно для воплощения подчас сложных и глубоких переживаний или создания законченной и яркой картины.

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Две последние строки не только поясняют первые, имеющееся в них метонимическое уподобление содержит целую картину, характерную для сельской жизни. Шкура на колу — знак совершённого убийства, остающегося за пределами стихотворения.

Чуток поэт и к краскам, имеющимся в самом слове или в ряде слов. Коровы говорят у него “на кивливом языке”, капуста “волноватая”. В словах слышится перекличка кив — лив, вол — нов, во — ва.

Звуки как бы подхватывают и поддерживают друг друга, сохраняя заданное звуковое оформление строки, её мелодию. Особенно это заметно в гармонии гласных: твою озёрную тоску; в терем тёмный, в лес зелёный.

Строфа у поэта обычно четырёхстрочная, в которой каждая строка синтаксически закончена, перенос, мешающий напевности, — исключение. Четырёх — и двухстрочные строфы не требуют и сложной системы рифмовки и не дают её многообразия. По своему грамматическому составу рифмы Есенина не одинаковы, однако заметно тяготение поэта к точной рифме, придающей особую гладкость и звонкость стиху.[ . П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..]

Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли.

И кивал её месяц за курганом,

В голубой купается пыли.

Луна в поэзии Есенина.

Есенин — едва ли не самый лунный поэт в русской литературе. Самый распространённый образ стихотворной атрибутики луна, месяц упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз.

Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и может быть подразделён на две группы.

Первая: белый, серебряный, жемчужный, бледный. Здесь собраны традиционные цвета луны, хотя поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.

Во вторую группу, кроме жёлтого, входят: алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный, синий.

Чаще всего луна или месяц у Есенина — жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий. Жемчужный цвет употребляется лишь однажды:

Не сестра месяца из тёмного болота

В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-

Ой, как выходила Марфа за ворота…

Очень характерный для Есенина приём — в смысле его нехарактерности: поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи.

Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в “Поэме о 36”:

Месяц широк и ал…

Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную одурь на мир, а обязательно живое, одухотворённоё:

Дорога довольно хорошая,

Приятная хладная звень.

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отнесена к некому поэтическому экзотизму. “Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, — писал Есенин в статье “Отчее слово”.

Многообразная луна Есенина оказывается жёстко подчинённой традиционно — фольклорной образности, от которой столь же зависит, как её небесный двойник — от Земли. Но вместе с тем: как реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение есенинской лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости простоте народных образов концентрат ”весьма длинных и сложных определений мысли” (Есенин).

Но лишь только от месяца

Брызнет серебряный свет,

Мне другое синеет,

Другое в тумане чудится.

Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, свей и др.

Интересна и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный. И эти цвета тоже символичны.

Синий — стремление к небу, к невозможному, к прекрасному:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Золотой — изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь».

Красный — цвет любви, страсти:

О, верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения:

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы — плачут, тополя — шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «словно белой косынкой повязалась сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка» и т. д.

Образы животных в поэзии С. Есенина.

Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной жертвы.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе » нового времени » , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив » кровного родства » с животным миром, он называет их «братьями меньшими».

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.(«Мы теперь уходим понемногу». , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы.

Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы. Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют. Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях «Табун» (1915 г.), «Прощай, родная пуща…» (1916 г.), «Этой грусти теперь не рассыпать…» (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим «в холмах зеленых табуны коней», то в последующих уже:

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

(«Этой грусти теперь не рассыпать…», 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь «превратился» в «лошаденку», которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Ведущие темы поэзии.

О чём бы ни писал Есенин, он мыслит образами, взятыми из мира природы. Каждое его стихотворение, написанное на любую тему, всегда необыкновенно красочно, близко и понятно каждому.

В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле. Именно к родной земле крестьянской земле, а не к России с её городами, заводами, фабриками, с университетами театрами, с политической и общественной жизнью. России в том смысле, как мы её понимаем, он в сущности не знал. Для него родина — своя деревня да те поля и леса, в которых она затерялась. Россия — Русь, Русь — деревня.

Очень часто Есенин в своих произведениях обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует “хаты — в ризах образа”, уподобляет Родину “черной монашке”, которая “читает псалмы по сынам”, идеализирует радостных и счастливых “добрых молодцев”. Таковы стихотворения “Гой ты, Русь моя родная…”, “Край ты мой заброшенный…”, “Голубень”, “Русь”. Правда, порой у поэта слышится “тёплая грусть” и “холодная скорбь”, когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь углубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны веселость, в дремлющей Руси — накопление богатырских сил. Его сердце отзывается на девичий смех, на пляску у костров, тальянку ребят. Можно, конечно, уставиться в “ухабины”, “кочки и впадины” родной деревни, а можно увидеть “как синеют кругом небеса”. Есенин усваивает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своего Отечества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что разгадать не могу.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в щёлку купырей.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг — крестьянский труд. Крестьянин забит, нищ, гол. Так же убога его земля:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Можно по стихам Есенина восстановить его ранние мужицко — религиозные тенденции. Выйдет, что миссия крестьянина божественна, ибо крестьянин как бы сопричастен творчеству Божию. Бог — отец. Земля — мать. Сын — урожай.

Россия для Есенина — Русь, та плодородящая земля, родина, на которой работали его прадеды и сейчас работают его дед и отец. Отсюда простейшее отождествление: если земля — корова, то признаки этого понятия могут быть перенесены на понятие родина.[ В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с..]

Образ страны Есенина невозможно представить без таких всем нам знакомых примет, как “синий плат небес”, “солончаковая тоска”, “извёстка колоколен” и “берёза — свечка”, а в зрелые годы — “костёр рябины красной” и “низкий дом”, “в залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз”. Трудно представить себе Россию Есенина и без такой картины:

Синее небо, цветная дуга.

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

Тема родины в лирике Есенина.

Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. “ Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине, — признавался поэт. — чувство Родины — основное в моём творчестве”.

Поэтизация родной природы средней полосы России, такая постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как “Cыплет черёмуха снегом …”, “Край любимый! Сердцу снятся…”, когда будто наяву видишь поля с их “малиновой ширью”, синь озёр и рек, баюкающий “мохнатый лес” с его “стозвоном сосняка”, “тропу деревень” с “придорожными травами”, нежные русские берёзы с их радостным приветом, поневоле сердце, как и у автора, “васильками светится”, и “горит в нем бирюза”. Начинаешь по-особому трепетно любить этот “край родимый”, “страну березового ситца”.

В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”, грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту (“О Русь, взмахни крыльями”), обретающей “иную крепь”, счищающей с себя старый чёрный дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет:

Я очень люблю Родину!

В стихотворении “Русь уходящая” Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но “они о новой жизни говорят”. Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в “новый свет”, который горит ”другого поколения у хижин”. Поэт не только удивляется, но и хочет вобрать в сердце эту новь. Правда, и теперь в стихотворения он вносит оговорку:

Как есть всё принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

И всё же Есенин протягивает руку новому поколению, молодому, незнакомому племени. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена поэтом в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” и “Несказанное, синее, нежное…”

Писать о любви Есенин начал в позднем периоде своего творчества (до этого времени он редко писал на эту тему). Есенинская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна, мелодична, в центре её — сложные перипетии любовных отношений и незабываемый образ женщины. Поэт сумел преодолеть тот налёт натурализма и богемности, который был свойственен ему в имажинистский период, освободился от вульгаризмов и бранной лексики, которая иногда звучала диссонансом в его стихах о любви, резко сократил разрыв между грубой реальностью и идеалом, который чувствовался в отдельных лирических произведениях.

Выдающимся творением Есенина в области любовной лирики стал цикл “Персидские мотивы”, который сам поэт считал лучшим из всего, что им было создано.

Стихотворения, вошедшие в этот цикл, во многом противоречат тем строкам о любви, которые звучали в сборнике “Москва кабацкая”. Об этом свидетельствует уже первое стихотворение этого цикла — “Улеглась моя былая рана”. В “Персидских мотивах” нарисован идеальный мир красоты и гармонии, который, при всей своей очевидной патриархальности, лишён грубой прозы и катастрофичности. Поэтому для отражения этого прекрасного царства мечты, покоя и любви лирический герой этого цикла трогателен и мягок.

Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, еще далее в поэзии “раздвинул границы” народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, “чувство Родины” определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле.

Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям. Лирика Есенина, по его собственным словам, “жива одной большой любовью – любовью к родине” и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее “чувство Родины” с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе. формах. Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения.

Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы “Родины любимой”, а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля. Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений – “Гой ты, Русь моя родная…”.Одним из наиболее ранних стилистических приемов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, “Песнь о Евпатии Коловрате”). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Еще одна группа стилистических приемов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюбленности в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Особенность творчества Бунина – удивительная автономность, самодостаточность воспроизводимых подробностей, где деталь порой находится в непривычных для классического реализма отношениях с...
  2. Знаменитый русский поэт Есенин Сергей Александрович проявил себя в своем творчестве, как прекрасного и утонченного лирика, способного разворошить в душе...
  3. Стихотворение “Весна на радость не похожа…”, датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в...
  4. Еще в ранних, юношеских стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. Тогдашние его представления о родной земле еще совсем...

Особенности творчества
«Патографическое изучение личности поэта представляет единственно правильный метод подхода к анализу его творчества... Фантазия поэта носила аутистический характер... К кабаку Есенин пришел вследствие своей психопатической малозащищенности, не приспособленности к реальной действительности, своему аутизму... Алкоголизм, по нашему мнению, придавая соответствующую окраску произведениям последнего периода творчества Есенина, не является в них чем-то самодавлеющим (за исключением лишь нескольких чисто алкогольных стихотворений). Алкоголизм лишь обнажает, всхлещивает основные конституциональные корни его поэзии. Аутистические тенденции усиливаются». (Гриневич, 1927, с. 82, 84, 90.)
«Поэма "Черный человек" дает нам, таким образом, ясную типичную картину алкогольного психоза, которым страдал Есенин. Этот типичный алкогольный бред со зрительными и слуховыми галлюцинациями, с тяжелыми состояниями страха и тоски, с мучительной бессонницей, с тяжелыми угрызениями совести и влечением к самоубийству... В этой "Москве кабацкой" отражается та своеобразная психика алкоголика, которая характеризуется явлениями, имеющими в основе притупление эмоционально-волевой сферы. Прежде всего бросается в глаза столь характерный цинизм алкоголиков... Есенин в "Москве кабацкой" отражает свою психику, где поэтическое творчество тесно переплетается с алкогольным цинизмом и с типичной
разнузданностью эмоционально-волевой сферы алкоголика». (Галант, 1926а, с. 118-119.)

«Сочетание инфантильных свойств характера, усиленных алкоголизмом и беспутным образом жизни, приводило к социальной дезадаптации и воспеванию ее (цикл стихотворений "Москва кабацкая"), колебаниям настроения, капризности, раздражительности, чрезмерной мнительности и ипохондричности. Постепенно произведения Есенина теряли эмоциональное разнообразие, преобладающий фон их настроения становился монотонно-депрессивным, диапазон переживаний сужался». (М.И. Буянов, 1995, с. 93.)
«Странности, чудачества, неожиданности, проказы, несомненная цель которых эпатировать, поразить любого, заставить от удивления открыть рот, проникают и в есенинский стих, и в результате появляются стихи типа строк в "Исповеди хулигана": "...Мне сегодня хочется очень / Из окошка луну обоссать".Или нарочитая, с бесшабашностью подчеркиваемая, не просто антирелигиозность, а явная кощунственность типа "Господи, отелись!" в "Преображении"... И необычайные, поражающие строки в стихах 1919-24 гг., можно думать, не столько oттого, что поэт пребывал в это время в имажинистской группе, сколько от свойственного человеку психологического настроя постоянно, всюду и везде, в том числе, конечно же, и в творчестве, "удивлять неожиданностями". Имажинизм же представил для этого новые, широкие возможности... Индивидуальный психический склад личности поэта прежде всего обусловил и его гениальность, и его противоречивость,и его стремление непременно "удивлять неожиданностями", и его неуемную тягу к фантазированию, и его стремление всегда, везде и во
всем быть первым». (Панфилов. 1996. с. 18-19, 28.)

«Удивительно, что последние двг года оказались у Есенина самыми насыщенными творчески. Испытываемое им напряжение как бы прорывалось то и дело яркими поэтическими творениями, многие из которых признаются теперь шедеврами». (Мирошниченко, 1998, с. 222.)

Характеристика творчества

Творчеству присущи агитационность, массовость, социальная направленность:

«Хочу я быть певцом и гражданином,

Чтоб каждому, как гордость и пример,

Быть настоящим, а не сводным сыном

В великих штатах СССР».

Ориентация на собственное состояние: «Я сердцем никогда не лгу».

Реализм - романтизм. Его реализм всегда имеет романтический оттенок. «Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне для реалиста,то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и всякой прочей дребедени» (5, с. 166).

Его герои - двойники авторского «Я». В поэме «Черный человек» он вывел образ «темной» силы, своего двойника. В диалоге с ним он не щадит себя, называет «забулдыгой», «прохвостом», его внутренний голос требовательный и безжалостный. Но все же ему хочется победить «черного человека»:

«Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу…».

В пьесе «Страна негодяев» - его двойник - Номах. «А когда-то, когда-то… Веселым парнем, До костей весь пропахший степной травой, Я пришел в этот город с пустыми руками, Но зато с полным сердцем И не с пустой головой».

Особенности языка и стиля

«Поэтическое ухо должно быть тем магнитом, которое соединяет в звуковой одноудар по звучанию слова разных образных смыслов, только тогда это и имеет значение».

Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя Есенина.

«Слова - это образы всей предметности и всех явлений вокруг человека; слово неотъемлемо от бытия. Оно - попутчик быта» (5, с. 442).

Гениальный мастер пейзажной лирики, он воспринимал природу, как универсальную ценность человека. Она - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, она любимый герой поэта:

«О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Солончаковая тоска».

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе и не ради красоты формы. К примеру, один только его месяц имеет множество ликов - «ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве»; «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей».

«Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить» (3, с. 37).
Творческий процесс

У него был «архив» - ящик, куда он складывал листки со словами, фразами, рифмами. Когда у него не находилось нужной рифмы, он подбирал их из этого запасника. Упорядоченности в работе не было, писал по настроению - во многом процесс творчества зависел от внешних жизненных обстоятельств. Сочинял на ходу, экспромтом, писал на салфетках в кабаках, дарил знакомым на листочках, писал даже на стенах Сретенского монастыря и «тигулевки». Плодотворным был период его пребывания в Батуми и Тифлисе в 1924г.

«Галя, милая, «Персидские мотивы» это у меня целая книга в 20 стихотворений. Печатайте все, где угодно. Я не разделяю ничьей литературной политики. Она у меня своя собственная - я сам. «Письмо к женщине» отдайте в «Звезду», тоже 2 рубля строчка. На днях пришлю «Цветы» и «Письмо к деду». Найдите в «Заре Востока» «Письмо от матери» и «Ответ». Суйте во все журналы. Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это просто потому, что я один и сосредоточен в себе» (из письма к Галине Бенеславской.Тифлис, 1924 г.) (5, с. 173).

Характеристика творчества Есенина, общая характеристика творчества есенина, особенности творчества Есенина

Поэзия Есенина живет потому, что в
ней читатель находит близкие ему
картины родной природы и милые сердцу
чувства большой, бескорыстной и
непроходящей любви к своей великой Родине».
И.С. Эвентов

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Все темное и мучительное, что посещало поэта, в конечном счете было связано со вчерашним днем, с тем, что уходило в сумерки истории. Все светлое и чистое в его поэзии, все его надежды и радости имели своим источником яркое утро революционной России - первую страницу новой истории человечества,

Поэзия Ксенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством.

Характерной особенностью русского фольклора является принцип психологического параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Эта исторически сложившаяся особенность русской народной поэзии лежит в основе всей лирики Есенина. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари...»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...». Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.

Связь его поэтики с народным творчеством наиболее заметна в использовании загадок, пословиц, поговорок.

В основе народной загадки всегда есть зерно образа. Есенин хорошо чувствовал это и широко пользовался метафорическим строем народных загадок.

Есенин не просто повторял загадки, он развивал тот метафорический принцип, который в них заложен, подвергал их оригинальной поэтической обработке. Существует известная загадка о солнце: «Белая кошка лезет в окошко». Мы встречаем у Есенина ее прямое использование: «Ныне солнце, как кошка...» Ho в то же время на основе этого сравнения он создает производный поэтический образ, передающий картину вечерней зари: «В тихий час, когда заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот...» Можно не сомневаться, что «заря-котенок» ведет свою родословную от «солнца-кошки» .

Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка.

На этом богатейшем художественном материале воспитывалось не одно поколение русских писателей, начиная с Грибоедова, Пушкина и в особенности Некрасова. Каждый из писателей по-своему осваивал это великое наследие. В творчестве Есенина нетрудно заметить прямое следование пословицам и поговоркам. Так, в основе его строк «Горит в саду огонь рябины красной, но никого не может он согреть» несомненно лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах.

Лиризм и эмоциональность поэзии Есенина повлекли за собой своеобразное использование афористического склада русской речи, с таким блеском отраженного в пословицах и поговорках. Формулы чувства - так можно назвать афоризмы Есенина, проникновенного лирика. Эти формулы скрепляют его стих, придавая ему огромную силу художественного воздействия, делают его особенно запоминающимся: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», «Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо...».

С народно-поэтическим творчеством поэзию Есенина сближает наивность его лирики. He случайно многие его стихотворения положены на музыку.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, органически связанной с поэтикой народа.

Поэзия Есенина с большой романтической глубиной воплотила мир человеческих чувств, вызванных небывалой ломкой общественной жизни России, она запечатлела сложный, трудный, противоречивый процесс становления сознания широких народных масс, вовлеченных в революционное переустройство действительности. Интерес к внутреннему миру человека, к его раздумьям, чувствам, психологии, изменяющейся в ходе строительства новой жизни, как и постоянное неустранимое стремление выразить это искренне, правдиво, каждый раз толкало поэта к отбору все новых и новых стилевых средств.

Преодолевая многочисленные влияния и противоречия, Есенин утверждал своим поздним творчеством такие художественно-эстетическое принципы изображения жизни, которые утвердились и получили развитие в литературе социалистического реализма.

Поэзия Есенина - неотъемлемая часть национального художественного творчества. Она эмоционально-психологически отражает наиболее сложную эпоху общественной жизни. Вот какие общие выводы о поэзии Есенина можно сделать, читая некоторые его произведения. Несмотря на сложность жизненных исканий Есенина, он все же нашел свою дорогу, идя по пути революции, по пути коренных преобразований России. Он осознал красоту России новой, идущей на смену его, есенинской России. Есенин - поэт, стоящий на распутье между старым и новым, несмотря на это, лирика его трогает наши сердца своей искренностью, любовь к Родине, глубиной чувств.