Теоретический или практический вопрос требующий разрешения называется. Значение слова «проблема

Проблема [греч. problēma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в П. - противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

А.А. Вербицкий

Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики

Проблема(от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе по­знания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдви­жения П. и кончается ее решением....

Философский словарь

(от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения П. и кончается ее решением. Иногда...

Философский словарь

по , конспективно: преграда, трудность, задача; вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания и практики. Иногда сама проблема формулируется одновременно с ее решением, случается даже, что она осознается только через некоторое время после ее...

Философский словарь

1) форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос (или комплекс вопросов), возникший в ходе познания и требующий ответа; 2) более или менее осознанное противоречие в субъект-...

Философский словарь

Форма знания, содержанием которой является то, что не познано человеком, т.е. это знание о незнании. Считается, что современная наука начинается не с наблюдения, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Проблемы...

Философский словарь

Атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, "главным в феноменеЖизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все...

Новейший философский словарь

ПРОБЛЕМА (греч problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели Творчество как процесс создания...

У каждого из нас есть свои проблемы. Зарождаясь внутри они переводятся из образов в мысли, из мыслей в слова. Источников проблем бесконечно и раскрывать их суть не имеет здесь смысла. Меня интересует другое. Что такое вообще сама по себе проблема? Как она определяется в образе и мыслях каждого человека, когда он говорит себе или другому человеку, что у него есть проблема?

Меня эти вопросы интересовали. Поискать в интернет, где можно найти очень много информации по сущности проблемы мне не особо хотелось, чтобы самому вывести это определение. При этом до своих рассуждений дело так и не дошло. Несколько раз меня овладевал интерес и я читал сложное определение с большими рассуждениями "что же такое проблема". В итоге запутался ещё больше и вам эти ссылки с громоздкими определениями давать не буду, чтобы не взрывать мозг не всегда нужными громоздкими дискуссиями по этой проблеме.
В ВУЗе, где я обучаюсь, был предмет экспериментальная психология. Наш преподаватель составил нам презентацию, которая мне очень понравилась своей простотой объяснения сложных методов познания мира и конкретно получение психологических знаний. Там же нашёл и определение, интересующегося слова - проблема. Определение мне понравилось своей простотой.

Друзья, прежде чем развернуть определение в скрывающимся окне "прежде чем прочитать, дайте ответ на вопросы выше" мне бы хотелось услышать (прочитать) ответ об сущности проблемы. Напишите свой ответ на эти два вопроса:
1. Что такое проблема? В самых общих словах, можно с примерами.
2. Чем порождаются проблемы? Откуда они берутся?

Проблема — объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный прак-тический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989).

v Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активно-стью самих людей, их постоянным изменением.

v Основания порождения проблемы:

v недостаточность информации для описания или объяснения реальности.

v противоречивость уже имеющейся информации, описывающей или объясняющей какую-либо часть реальность.


Как же всё гениально и просто... Теперь, когда возникают противоречия или нехватка информации, решение которых имеет существенный практический или теоретический интерес, это будет твёрдо называться проблемой. Под существенным имеется ввиду повышенная значимость, вставшей перед нами, задачи.

Разберу небольшой пример на своём случае. Я живу в обычной Московской квартире в спальном районе, где вокруг дома рассажены деревья, ближайшая автодорога на таком расстояние, что звуков не слышно. Я люблю читать сконцентрировано, чтобы было поменьше посторонних звуков. Тишина вокруг дома мне вполне устраивает, кроме одного случая. Напротив моего окна из комнаты находиться детский сад. Дети обычно до обеда очень резво играют, громко радуются жизни. Я разделяю их радость, когда мне не нужно сконцентрироваться на чтение. Когда мне хочется сконцентрироваться, то тут возникает проблема. Громко радостные дети создают помехи, раздражая мои слуховые ощущения.
1. Нехватки информации здесь нет. Есть варианты решения проблем.
1.1 Закрыть окно и их не будет слышно
1.2 Отложить чтение на послеобеденное время, когда они уйдут со двора в детский сад.
1.3 Можно включить спокойную музыку.
2. Противоречия:
2.1 Закрыть окно не могу, так как будет жарко и душно. В этом случае концентрация так же падает и в этом случае помехой будет ощущение дискомфорта в отношение температурного баланса. Свежий воздух, поступающий в окно наоборот придаёт улучшению концентрации и увеличивает скорость мысленных процессов.
2.2. Отложить чтение можно, но это будет очередное откладывание дел на потом.
2.3 Музыка также может отвлекать. Часто могу уйти совсем далеко от темы книги. Заметил, что при музыки это происходит чаще, чем без музыки.

Возникает проблема с противоречиями. Ещё один хороший способ - это понизить значимость и не считать это проблемой. Только как это сделать? У меня это не всегда получается, но если текст захватывает, то значимость всего вокруг отпадает на второй план и тогда уже не слышно радостных громких криков детей из детского сада!

Проблема (от греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье) - ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть.

Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, ты узнаешь о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, ты сглаживаешь отклонения от нормы. К примеру, мастер может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна.

Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность . Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением. В этом случае ты осознаешь проблему, когда поймешь - кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Поступая таким образом, ты выступаешь в качестве менеджера-предпринимателя.

Под проблемами обычно понимают противоречия, требующие разрешения, это своего рода трудности по преодолению трудностей.

Проблема - понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта.

Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Проблема - это ведущее противоречие цели и ситуации, определяющее движение или изменение ситуации в направлении цели. Иначе говоря, проблема - это противоречие, требующее первоочередного разрешения.

Наличие проблемы - критическое рассогласование между желаемым положением и реальным. Это ситуация, когда недостаточно средств для достижения цели.

Проблема есть неудовлетворительное состояние системы (организации, подразделения и т.п.), противоречие, требующее разрешения.

В некоторых случаях руководители организаций склонны называть проблемами некие симптомы - признаки существования патологии, что в свою очередь и является проблемой, но сами по себе симптомы не содержат противоречий или выраженных причинно-следственных связей.

Проблема - это связь между двумя явлениями, содержащая противоречие и носящая деструктивный характер по отношению к целям организации.

Опираясь на определение понятия «стратегия» как модели достижения целей организации, дадим определение понятия «стратегическая проблема».

Стратегическая проблема - это неудовлетворительное состояние системы, вызванное противоречиями между целями организации как системы и целями внешней среды (местного сообщества, конкурентов, потребителей, поставщиков, компаньонов, государства).

Корректным будет и такое определение.

Стратегическая проблема - это разрыв между существующей (не соответствующей цели) стратегией и стратегией, гипотетически соответствующей целям организации, способной привести организацию к данным целям.

Стратегические проблемы - корневые по значимости, так как в большинстве случаев они причины целого комплекса проблем разного уровня.

Проблемное поле организации представимо в виде иерархической структуры.

Рис. Иерархия проблем организации по стратегическому, тактическому и оперативному уровням

На рисунке показано, в каком направлении идет анализ проблемного поля. Пунктирные стрелки направлены от результирующих проблем к корневым, т.е. определение причинно-следственных связей производится от частных проблем (оперативных) к более общим (стратегическим).

Проблемное поле может быть разбито по разным признакам проблем, например, по сфере возникновения возможно разбиение на следующие блоки: кадровый; финансовый; технологический; инновационный; маркетинговый; организационный.

Кадровый блок - включает проблемы, связанные с личным составом организации, нехваткой, а также избытком персонала, его обучением, уровнем квалификации и т.п.

Финансовый блок - включает проблемы, связанные с финансовыми ресурсами, их движением, распределением и перераспределением, применением, а также проблемы взаимодействия организации с внешней средой, имеющие своим предметом денежные расчеты, использование денег, их инвестирование и т.п.

Технологический блок - блок проблем, связанных с преобразованием вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий.

Инновационный блок - проблемы, присутствующие в организации, связанные с введением новаций в области техники, технологии, организации труда и управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта.

Маркетинговый блок - проблемы, присутствующие в организации, связанные с широким спектром ее деятельности в области исследования рынка, динамики его развития, прогнозирования развития, планирования развития рынка, с одной стороны, с целью разработки и выпуска товаров, наилучшим образом удовлетворяющих потребности общества, а с другой - с целью получения прибыли и увеличения доли рынка.

Организационный блок - проблемы, связанные с координацией действий элементов организации, направленных на обеспечение требуемой функциональности подсистем организации и организации как системы в целом.

Разработка стратегии, направленной на решение стратегических проблем, сама по себе не гарантирует автоматическое решение всех тактических проблем. Но в случае, если детализация стратегии до политик, программ, проектов и т.д. будет подчиняться стратегии и опираться на результаты структуризации проблемного поля, можно предположить, что большинство оперативных проблем будут решены.

Масштаб стратегической проблемы с течением времени может существенно увеличиться. Это означает, что отклонение развития организации будет настолько велико, что в какой-то момент времени для разработки и реализации новой стратегии нужно будет задействовать больше ресурсов по сравнению с тем, как если бы необходимые изменения были внесены ранее.

Выявление стратегических проблем - это один из этапов анализа внутренней среды организации. Анализ внутренней и внешней среды предприятия необходим для того, чтобы лицо, принимающее решение, имело по возможности полный набор факторов, так или иначе воздействующих на деятельность предприятия.

Разнообразие, привнесенное в организацию, увеличивает ее потенциал, но вместе с тем понижает стабильность и приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то говорят о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Организация претерпевает патологические изменения в силу неспособности работников адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как наличием у работников прошлого опыта и прочих социокультурных факторов, так и физиологическими способностями каждого работника.

Для лечения «заболевания» организации необходимо выяснить источник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению. Как показывают наблюдения за организациями, подавляющее количество патологических изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней средой. Что касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками организации.

Наличие признаков патологии на входе и выходе из организации обусловлено реакцией на внешнюю среду, которая может быть неадекватной, поспешной или, наоборот, запоздалой, а также формальной. Патология проявляется в формальном характере изменений в организации, наличии скрытых изменений при отсутствии явных, в отсутствии нововведений, предотвращающих старение организации.

Проблемы организации проявляются в исполнении функций, в реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, в осуществлении деятельности, в выработке решений и исполнении внутренних правил организации.

Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причина их возникновения - деятельность человека, который непрерывно создает себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на «оздоровление организации» и развитие.

При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных средствах ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели - решению проблемы, поэтому в течение процесса сбора информации целесообразно корректировать понимание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.

Процесс описания проблемной ситуации состоит из таких этапов:

  • · фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации)
  • · предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности)
  • · информационный поиск (получение дополнительной информации приводит к ее разупорядочению)
  • · полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации).

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение смысла и способность его воспроизведения. Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступают в виде переформулировке описания проблемной ситуации в силу того, что описание оказывается противоречивым.

При переформулировке следует учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, целевые установки. Эмпирический базис - это совокупность накопленных данных в процессе непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями изучаемой предметной области. В структуру эмпирического базиса обычно входят как отдельные результаты процедур наблюдения и эксперимента, выраженные в стандартном языке соответствующей научной дисциплины, так и описания всевозможных зависимостей между ними, представленные в виде так называемых «эмпирических обобщений» (примерами подобных обобщений могут быть закон Ома, закон всемирного тяготения, законы термодинамики и др.).

Полезно поставить вопрос: как еще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами, с учетом каких мотивов и установок?

В результате либо описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, которые возникают в процессе анализа описания, либо совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемом, работники организации могут находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.

Если представить проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядро проблемной ситуации - противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне теоретической схемы проблемы.

Наиболее важные факторы, определяющие процесс формулирования проблемы, - методологические установки (разграничение старого и нового, проблемного знания, содержащегося в описании проблемной ситуации) и ценностные ориентации, в которых методологические установки выступают в качестве принципов запрета или нормы.

Таким образом, генезис проблемы представляет собой последовательную реализацию следующих процедур:

  • · описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме)
  • · осмысление описания проблемной ситуации (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности)
  • · формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов)
  • · формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации).

Следует отдавать себе отчет в том, что на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, а также существо проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; трудности по преодолению трудностей.

греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. - не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П.

К важнейшим критериям формального характера относится соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.

парадигма, формы слова ПРОБЛЕМА

проблема

пробле́ма,

пробле́мы,

пробле́мы,

пробле́м,

пробле́ме,

пробле́мам,

пробле́му,

пробле́мы,

пробле́мой,

пробле́мою,

пробле́мами,

пробле́ме,

пробле́мах

+ ПРОБЛЕМА - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

что такое ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА

(от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

+ ПРОБЛЕМА - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

что такое ПРОБЛЕМА

проблема

ПРОБЛЕ́МА, -ы, ж.

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания.

2. перен. О чём-н. трудно разрешимом, осуществимом (разг. ). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений).

| прил. проблемный , -ая, -ое (к 1 знач. ). Проблемная статья (ставящая проблемы).

Синонимы к ПРОБЛЕМА - Словарь русских синонимов

ПРОБЛЕМА синонимы

проблема

Синонимы:

вопрос, дело, задача; трудность, предмет внимания, геморрой, засада, осложнение, положение, заморочка, рана, заколупка, затруднение, предмет обсуждения, препятствие, апория, рак головы, тема, закавыка, переделка, загвоздка, переплет, закорючка, узкое место, заковырка, закавычка, материя, сложнячка, загадка

+ ПРОБЛЕМА - Словарь иностранных слов

что такое ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Теоретическая п. П. воспитания.

Проблемный - содержащий проблему, проблемы.

2. перен. , разг. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществимом. Для него самому проснуться - целая п.

Это не п.! (о том, что легко и просто сделать).

+ ПРОБЛЕМА - Малый академический словарь русского языка

что такое ПРОБЛЕМА

проблема

Ы, ж.

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема происхождения Земли. Разрешить проблему.

Проблема землепользования, проблема Человек и Земля приобрела общегосударственное значение. Грибачев, Земля, вода, солнце.

О том, что трудно разрешить, осуществить.