Умственный труд — это выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.
Классификация умственного труда.
1. Операторский труд
— группы профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами.
2.
Управленческий труд
— это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории лиц характерно:
— большой объем информации для постоянного использования;
— дефицит времени;
— ответственность за принятие решения.
3. Творческий труд
— требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий высокую интенсивность внимания, напряженность мышления к большой объем памяти.
4. Труд медицинских работников
— характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объемом памяти, напряженностью мышления, ответственностью за здоровье и жизнь другого человека
5. Труд учащихся и студентов
— требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций — зачетов и экзаменов.
Заболеваемость при умственной деятельности
При правильной организации умственного труда не наблюдается его отрицательного влияния на организм человека. Есть и положительное влияние умственного труда на здоровье. Например, труд конструкторов не имеет больших эмоциональных срывов и напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, у телефонисток (дефицит времени при обработке информации) составляет 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руководящих работников. Среди них 40-50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.
Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умственного труда:
— повышенная нервно-эмоциональная напряженность;
— гипокинезия;
— избыточная масса тела;
— курение;
— наследственная предрасположенность.
Механизмы умственного труда
Изменения физиологических функций при умственном труде.
Умственный труд, в отличие oт физического, характеризуется менее выраженными изменениями функций в организме.
Основным условием трудового процесса при выполнении умственной работы является поддержание устойчивой доминанты. Психическая деятельность, осуществляется всем мозгом том в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. Они включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психической деятельности.
Вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структуры мозга, Во время умственной деятельности локальные процессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоотношения в обоих полушариях головного мозга.
Если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. Например. Если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). Огромная роль принадлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), которые объединяют неспецифические формы активности с поступающей чувствительной (афферентной) информацией.
Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, которое обусловлено следующими факторами трудового процесса:
1. необходимость одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;
2. восприятие и переработка большого объема различной информации;
3. дефицит времени для переработки значимой информации и принятия решения;
4. частое переключение внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимость использования разных информационных потоков;
5. необходимость поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;
6. выполнение работ в ночное время;
7. возможность возникновения аварийной ситуации и дефицит времени, отпущенный на ее устранение
8. повышенная ответственность за принимаемые решения.
Специфическая особенность умственного труда — сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.
Общие изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга в зависимости от вида деятельности.
В процессе умственного труда наблюдается психическая активность, которая протекает с участием нейронов многих отделов мозга:
— коры;
— подкорковых образований;
— лимбической сиситемы.
При умственной деятельности функционируют оба полушария мозга. В результате выполнения любой умственной деятельности происходит общая активация мозга, одновременна отметается повышение локальной активности, которая зависит да вида психического процесса (перцептивная, моторная, вербальная, мнестическая). Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоции играют роль организатора целенаправленной умственной деятельности.
Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной деятельности объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различить близкие по зиачению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления. К эмоциональному напряжению приводит ответственность работы.
В целом, при умственном труде имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической деятельности, поэтому рассматривают нервно-эмоциональное напряжение. Для обеспечения умственной деятельности существенное значение имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной оси. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, том выше активность этих стресс-реализующих систем.
Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напряжения имеет положительное значение для деятельности центральной нервной системы, так как в данном отделе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость переработки информации.
Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрастают систолический и минутный объем сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, например, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система.
При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, особенно в левом полушарии. Постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, сопровождающее умственную деятельность, приводит к развитию заболеваний.
Напряженная умственная деятельность сопровождается значительным увеличением обмена веществ, что связано с непроизвольным сокращением скелетных мышц, которые не имеют прямого отношения к выполняемой работе.
Физиологическая характеристика труда в условиях зрительного напряжения
Под контролем зрения совершается до 80-90% трудовых операций. Профессии (операторы, сортировщики, огранщики и др.) объединяет общий фактор — зрительное напряжение, которое может служить и самостоятельным фактором, который определяет физиологическую нагрузку на организм работающих.
Напряжение умственного труда усиливается в том случае, когда зрительное напряжение сочетается с другими факторами трудового процесса:
— дефицит времени;
— плохая освещенность;
— высокая ответственность.
При работе в условиях зрительного напряжения изменяется рефракция глаза и аккомодационная способность глаз, снижается контрастная чувствительность, уменьшается устойчивость хроматического и ахроматического видения, сокращаются границы поля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия и переработки информаций. Все эти изменения говорят о развитии зрительного утомления. При чрезмерной интенсивности зрительного напряжения утомление накапливается и приводит к развитию перенапряжения, а далее и к развитию патологии зрительного аппарата.
Принципы профилактики зрительного утомлении и перенапряжения
Снижение зрительного переутомления можно осуществить при соблюдении следующих принципов:
1. устранить пульсации освещенности рабочего места, постоянную смену полей зрения, резкие световые и цветовые контрасты, сильную освещенность, слепящие поверхности
2. при работе с дисплеями необходимо регламентировать яркость фонового свечения экрана, яркость и контрастность изображения, ширину линий, частоту мелькания изображений. Операторы должны иметь возможность изменять по своему усмотрению наклон корпуса, высоту пульта с клавиатурой, высоту экрана, расстояние от экрана до глаз;
3. с целью предотвращения развития перенапряжения органов зрения необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха, включающий:
— распорядок и продолжительность рабочего дня,
— введение регламентированных перерывов в работе,
— сеансов релаксации;
— выполнение упражнений для глаз,
— соблюдение рекомендаций для организации активного отдыха.
— проведение окулистами отбора лиц на работу, которая требует напряжения органов зрения.
Организация трудового процесса при умственной деятельности
Для умственной деятельности характерно то, что после завершения она может продолжаться и бывает трудно ее остановить, поэтому для достижения, этой цели необходимо переключение. Особенно эффективно переключение с умственной деятельности на физический труд.
Особенности утомления при умственном труде:
— чувство слабости;
— расстройство внимания;
— ухудшение памяти и мышления;
— ослабление воли;
— сонливость
— моторные нарушения: координации, снижение силы, торопливость при выполнении.
Развитие утомления зависит от состояния организма человека, внешних и эмоциональных факторов. Продолжение работы при развивающемся умственном утомлении происходит при повышении эмоциональной напряженности.
Основные принципы организации умственной деятельности были сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н. Е. Введенским:
1. В работу нужно входить постепенно.
2. Должен быть определенный ритм работы, так как ритмичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности, что предполагает регулярную, организованную и плановую работу.
4. Необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями.
5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.
Рекомендации, ориентированные на повышение качества умственного труда:
1. поддержание профессиональных знаний на уровне, достаточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;
2. поддержание умеренного и постоянного уровня производственной нагрузки;
3. соблюдение ритмичности в работе;
4. создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;
5. перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, которая снимает психо-эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры);
6. во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пределах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.
Таблица 1. Характеристика признаков утомления при умственном труде.
Признак |
Начинающееся переутомление |
Легкое переутомление |
Выраженное переутомление |
Тяжелое переутомление |
Снижение |
Мало выраженное |
Выражено |
Выражено |
Выражено |
Компенсация |
Не требуется |
Полная компенсация |
Неполная |
Незначительная компенсация |
Эмоциональные сдвиги |
Временное снижение интереса к работе |
Временами |
Раздражительность |
Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройство |
Трудно засыпать или просыпаться |
Сонливость |
Бессонница |
|
Снижение |
Трудно сосредоточиться |
Временами |
Заметное |
|
Лечение |
Упорядочить отдых, занятия физкультурой |
Очередной отпуск и отдых |
Срочный очередной отпуск, организованный отдых |
Лечение в стационаре или в поликлинике |
Отрицательное влияние умственного труда на организм
Умственный труд вызывает нервно-эмоциональное напряжение, что приводит к обострению восприятия, внимания, памяти, проявлению вегетативных сдвигов. Для каждого вида деятельности необходим определенный оптимальный уровень эмоциональной напряженности, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными.
При умственном труде эмоции являются организаторами целенаправленного поведения. Во время выполнения умственной работы существенные изменения претерпевают психические процессы. В начале работы внимание, запоминание, выполнение «тестовых» задач постепенно улучшается — врабатывание. Значительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психику - быстро появляется усталость.
При непродолжительном эмоциональном возбуждении эмоции положительно влияют на работоспособность, при деятельном эмоциональном напряжении может наблюдаться обратный эффект.
В процессе эмоционального возбуждения происходит:
— ускорение обмена катехоламинов (адреналин, норадреналин), их синтез и выход;
— стимуляция энергетических процессов
— стимуляция минерального обмена
— повышение возбудимости нейронов;
— повышение уровня глюкозы в крови;
— повышение содержания свободных жирных кислот (риск атеросклероза);
— увеличение частоты сердечных сокращений;
— повышение артериального давления.
Умственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает значительного неблагоприятного действия на организм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которые в норме способствуют развитию процессов адаптации и повышают функциональные резервы организма, приводят к обратному результату — снижению адаптации. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека является чередование умственного и физического труда, использование комплекса физических упражнений.
Питание при умственном труде
При умственном труде во внеслужебное время энергетические затраты не превышают 371-460 кДж (90-110 ккал), в рабочие часы составляют 9623-10042 кДж (2300-2400) в сутки.
На здоровье работников умственного труда и их работоспособность значительное влияние оказывает:
— гипокинезия
— недостаточность моторно-висцеральных рефлексов;
— избыточная масса тела;
— раннее развитие атеросклероза.
Под гипокинезией понимают малую двигательную активность и почти полное прекращение какой-либо физической работы. Активно функционирующая мышечная система является фактором, который обеспечивает нормальные функции других систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной и способствует нормализации обмена веществ.
Недостаточная мышечная нагрузка в условиях относительно высококалорийного питания неизбежно приводит к увеличению массы тела. Неблагоприятные последствия избыточного питания на фоне небольшой физической нагрузки позволяют считать, что одним из основных принципов рационального питания при интеллектуальном труде является снижение калорийности потребляемой пищи до уровня энергетических затрат.
Необходимо изменить режим питания, увеличив число приемов небольших количеств пищи до 4-5 раз в сутки. Поскольку умеренно ограниченное питание рассчитано на многолетнее применения, оно должно быть сбалансированным и полноценным, обеспечивать удовлетворение всех потребностей организма и исключать какие-либо элементы недоедания и пищевую недостаточность.Умеренно ограниченное питание предусматривает высокое разнообразие с использованием широкого ассортимента пищевых продуктов.
При построении суточного пищевого рациона необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Энергетическая ценность рациона в пределах 2400-2500 ккал, в том числе углеводы должны обеспечивать 1100-1400 ккал; жиры 720-810 ккал; белки 400-460 ккал.
2. В среднем при умеренно ограниченном рационе суточная норма белка 57-69 г, жира 63-77 г, углеводов 300-350 г.
3. Количество белка животного происхождения должно составлять не менее 50% от суточной нормы, при этом половина данного количества должна обеспечиваться молочным белком.
4. Необходимо одну четверть жировой части рациона отнести за счет сливочного масла, другую — растительное масло, третью и четвертую — жир, содержащийся в самих пищевых продуктах, и кухонные жиры (маргарин), используемые с кулинарной целью.
5. Из общего количества углеводов на долю сахара должно приходиться не более 15%. Желательно, чтобы за счет углеводов картофеля, овощей и фруктов обеспечивалось не менее 25% общего количества углеводов (примерно 80-100 г.).
При малой физической нагрузке подлежат ограничению углеводы, особенно низкомолекулярные. Усиленное потребление сахара при резко выраженной малоподвижности, связанной с продолжительной умственной работой, неизбежно приводит к увеличению массы тела и ожирению.
В питании работников умственного труда особое значение имеют отдельные компоненты, которые обладают липотропными и противосклеротическими свойствами. К липотропным веществам относится аминокислота метионин, которая содержится в твороге. При умственном труде источником метионина и других серосодержащих аминокислот могут служить сыры, куриное мясо, рыба, в которой содержание указанные аминокислот почти в 1, 5 раза больше, чем в твороге. Среди растительных культур следует отметить бобовые и рожь, являющиеся хорошим источником серосодержащих аминокислот.
При умственном труде организм нуждается в первую очередь в витаминах, которые стимулируют окислительно-восстановительные реакции. Такими свойствами обладают витамины В2, В6, С, Р, PP. Не меньше важны витамины с липотропным и антисклеротическим действием: холин, инозит, витамины Е и В12, фолиевая кислота, а также витамин F.
Для работников умственного труда большое значение имеет предупреждение скрытых форм витаминной недостаточности, которые не имеют четко выраженных симптомов, однако известны нарушения общего характера: понижение работоспособности, особенно умственной. В развитии атеросклероза и гипертонической болезни скрытые формы витаминной недостаточности играют важную роль и часто способствуют прогрессированию данных заболеваний.
Наиболее рациональным является режим питания с четырехразовым приемом нищи, при котором достигается лучшее переваривание нищи и максимальное усвоение питательных веществ. При таком режиме промежутки между приемами пищи не превышают 4-5 часов, поэтому создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат, обеспечивается наиболее полная обработка пищи соками, которые наиболее полноценны по переваривающей силе.
Для восстановления нормальной деятельности пищеварительных желез они должны иметь ежесуточно отдых 10-11 часов. Поздний ужин лишает секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез, поэтому ужинать следует не позднее, чем за 3 часа до сна. При четырехразовом питании рекомендуется на завтрак 25% суточного рациона, на второй завтрак 15%, на обед 35%, на ужин 25%.
Особенности трудовой деятельности студентов
Заболеваемость студентов.
Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8-9%, у медиков — в 1%. Второе место занимают гипотонические состояния. Затем идут острые и хронические тонзиллиты (3,5-5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встречается чаще. Выражена распространенность близорукости, процент которой также выше на старших курсах.
Режим труда и отдыха.
Студенты работают до 12 часов ежедневно. Около 30% студентов затрачивают на учебный процесс также и часть ночного времени. Даже в не экзаменационный период 30-40% студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют свободного времени. Эти данные указывают на то, что у студентов большая нагрузка и нерационально организован отдых.
По данным литературы лишь 6-10% студентов соблюдают режим питания, остальные либо не завтракают, либо вынуждены поздно принимать ужин. В суточном рационе преобладает жирная и углеводная пища, недостаточно содержание белка, особенно животного происхождения. Студенты мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, занимающихся спортом, не превышает 23%.
По данным гигиенических исследований установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ и его содержание возрастает в 3-4 раза в непроветриваемой аудитории. Температура воздуха в помещении возрастает на 3-5 градусов, влажность увеличивается на 3-4%. К концу учебного дня в плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26 градусов, относительная влажность 80%, а уровень углекислого газа превышает предельно допустимые концентрации.
Изменения в организме студентов в период семестровых занятий и экзаменов.
Установлено, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень, внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомление (снижение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы). Эти сдвиги особенно выражены во второй половине рабочей недели. По данным электроэнцефалографии, в конце дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности.
По результатам исследования крови, наиболее утомительной для студентов является самостоятельная работа, на втором месте практические занятия и наименьшие сдвиги наблюдаются на лекции. Во время экзамена повышаются температура тела и артериальное давление, возрастают частота сердечных сокращений, число эритроцитов, количество гемоглобина, уровень сахара, следовательно, наблюдается активация симпатической нервной системы.
Наиболее глубокие вегетативные сдвиги наблюдаются в момент взятия билета и ответа экзаменатору. Частота сердечных сокращений достигает 168 ударов в минуту, частота дыхания — 33 в минуту. Показатели восстанавливаются только через день. Перед экзаменом происходит некоторое уменьшение поля зрения, восстановление до нормы происходит только через 8-15 часов. Перед ответом на экзамене снижается функция внимания, восстановление осуществляется после окончания экзамена.
Вегетативные сдвиги в период сессии наименее выражены у студентов, которые регулярно занимаются спортом и имеющих высокую успеваемость. Письменный экзамен вызывает менее значительные изменения функций вегетативной нервной системы, чем устный экзамен.
Список используемых сокращений:
АКТГ — адренокортикотропный гормон
ДО — дыхательный объем
КПД — коэффициент полезного действия
КОС — кислотно-основное состояние
МОД — минутный объем дыхания
МОК — минутный объем крови
рО 2 — напряжение кислорода в крови
рСО 2 — напряжение углекислого газа в крови
ЦНС — центральная нервная система
ЧД — частота дыхания
ЧСС — частота сердечных сокращений
Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.
Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350-400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150-200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.
В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Еще в недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности каждого работника, его решений и действий в обеспечении нормального и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого - хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической устойчивости в процессе трудовой деятельности.
В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.
Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.
Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.
О гигиене умственного труда
Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.
История отечественной и мировой науки и культуры дает множество примеров того, как правильно организованный творческий труд позволил людям преклонного возраста сделать великие открытия и создать шедевры искусства, В то же время известно, что при неправильной организации умственной работы, пренебрежении к отдыху умственная деятельность затрудняется, снижаются производительность труда, творческая активность, создаются условия для возникновения нарушений в состоянии здоровья.
Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга. Это физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавлению грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.
Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать на обычный объем работы больше энергии. Несмотря на это, он допускает ошибки, и, наконец, утомление приводит к невозможности продолжать работу. При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться истощением нервной системы или развитием сосудистого заболевания.
Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, раздражительность или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других - бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение "разбитости", раздражительность, понижается работоспособность. Кроме того, беспокоит страх перед очередной бессонной ночью.
Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать сон. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. За 1 ч до наступления сна следует прекратить напряженную работу и по возможности посвятить это время прогулке на свежем воздухе. Полезно перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 ч в сутки. Утром рекомендуется сделать гимнастическую зарядку, по окончании которой желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Комплекс упражнений, передаваемых по радио, могут выполнять люди любого возраста. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к своей физической подготовке.
Для наиболее интенсивной и трудной умственной работы лучше отводить утренние часы. Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы комната, в которой предстоит работать, в достаточной степени вентилировалась. Желательно, чтобы температура воздуха в помещении была в пределах 18- 20 °С. Источник освещения рабочего места должен находиться слева и не быть слишком ярким, чтобы не вызвать утомления глаз. Шум мешает работе, поэтому его по возможности нужно исключить.
Время от времени нужно снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 ч рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, программа которой передается по радио в 11 ч, производительность труда выше.
Умственная деятельность часто сопряжена с большой нагрузкой на зрительный анализатор (чтение, письмо). Для того чтобы не вызвать утомления глаз, нужно периодически во время работы на несколько секунд закрывать глаза и прикрывать их ладонями. За это короткое время расслабляются и отдыхают мышцы глаз. Совершенно недопустимо курение во время работы.
Большую роль в профилактике умственного утомления играют положительные эмоции. Труд, протекающий в благоприятной психологической атмосфере, дает значительно больший экономический эффект, чем труд в неблагоприятной обстановке. Положительные эмоции вызывают перестройку в организме, способствующую улучшению кровоснабжения мозга, повышению тонуса коры мозга, активации деятельности вегетативной нервной системы. В результате этого увеличиваются резервы восприятия, улучшается память и возрастают творческие возможности мозга. Есть данные, что использование функциональной музыки (по специально разработанной программе) позволяет в течение длительного времени поддерживать высокий уровень работоспособности лиц, занятых умственной деятельностью. Музыка действует как раздражитель, формирующий положительные эмоции. Однако в период напряженной умственной работы музыка часто является отвлекающим фактором и создает помехи в работе.
Под влиянием отрицательных эмоций у человека притупляется внимание, снижается качество мышления. Для того чтобы компенсировать потерю работоспособности, человек делает дополнительные усилия, которые в итоге ведут к быстрому утомлению.
Особенностью умственного труда является то, что человек по истечении времени, отведенного для этого труда, не может отрешиться от связанных с ним проблем, что вызывает нервно-психическое перенапряжение. Для профилактики утомления необходимы условия, помогающие "погасить" продолжающуюся умственную работу и снять нервно-психическое напряжение. С этой целью по окончании дневной работы можно совершить пешеходную прогулку, поиграть в спортивные игры, заняться умеренной физической работой. Всем здоровым людям вполне доступны такие виды спорта, как бег, катание на велосипеде, игра в волейбол. Теперь уже твердо установлено, что малоподвижный образ жизни приводит к развитию многих заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых. Работникам умственного труда выходные дни лучше проводить в движении, на воздухе. В эти дни рекомендуется полностью переключиться с умственной на другие формы деятельности. В период отпуска рекомендуется отдавать предпочтение активному отдыху, сочетая его со спортивными занятиями и умеренным физическим трудом на свежем воздухе.
Непросто дать определение умственного труда, поскольку его результат далеко не всегда можно получить в материальном воплощении, нередко только пожелтевшие от времени листы бумаги, чертежи и формулы остаются потомкам, как плоды многолетних усилий гения. Для определения понятия умственный труд обратимся к разным информационным источникам.
Ум - С пособность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни (С м.: Ожегов С
Труд
1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Ум ственный т. Физический т. 2. Работа, занятие. 3. У силие, направленное к достижению чего-нибудь. 4. Результат деятельности, работы, произведение. 5. Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности. (С м.: Ожегов С .И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Ум ственный труд, интеллектуальный труд (I ntellectual labour; Mental labour) - трудовая деятельность, в которой:
органом, создающим продукт, является мозг;
преобладают затраты умственной энергии;
продуктом труда является определенным образом оформленная информация.
Отсюда следует, что
Ум ственный труд – мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация (www.glossary.ru)
Ум ственный труд представляет собой чисто человеческую сферу деятельности. Если рассматривать всю трудовую деятельность человека как объект исследования, то умственный труд составит предмет нашего изучения, поскольку обучение и образование немыслимо без четкого понимания особенностей этого вида трудовой деятельности.
Интеллигенция и интеллектуальная собственность
Кто же занимается умственным трудом? Каждая профессия имеет свой цех, свою цеховую принадлежность, носителей этой профессии. Ум ственный труд по праву принадлежит интеллигенции.
Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом (С м.: Ожегов С .И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
Поняти е интеллигенция произошло от латинского слова intelligens, что означает «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон. Есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. И это не случайно. По определению академика Д.С . Лихачева, для «образования интеллигенции нужно … соединение университетских знаний со свободным мышлением и свободным мировоззренческим поведением». Вот только возникает вопрос, насколько мировоззрение современной интеллигенции является нравственным? К сожалению, плоды умственного труда бывают и полезными и губительными, а порой и просто ужасными, что не раз подтверждалось историей.
Каков же конечный продукт умственного труда? Это – интеллектуальная собственность мыслящего человека.
Интеллектуальная собственность - продукт умственной деятельности человека, созданный в виде изобретений, произведений науки, литературы, искусства и других объектов умственного труда и закрепленный на бумажных или технотронных носителях информации. (С т. 1 Модельного Закона "Об архивах и архивном фонде", принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников С одружества Независимых Государств от 3 апреля 1999 г. № 13-9. (Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи С НГ, 1999г., №21).
Безусловно, все эти термины и определения прямо связаны с трудом преподавателя, передающего свои знания, и студента, получающего образование в высшем учебном заведении. Ещё большее значение приобретет умственный труд тогда, когда вышедший из стен Alma Materспециалист начнет свою трудовую деятельность в качестве менеджера, психолога, экономиста, юриста, переводчика или программиста. Высокие технологии, связанные в первую очередь, с умственным трудом, гуманизация и информатизация, повышение качества жизни каждого члена общества требуют высокой производительности от работников умственного труда, новой интеллигенции. Причем одной из важнейших задач интеллигента является сохранение и преумножение «ясности ума» постоянно и неизменно в течение всей своей трудовой деятельности. У же сейчас совершенно понятно, что лидерами в мировой экономике и лидерами в уровне жизни будут те страны, которые обеспечат самую высокую производительность умственного труда.
Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.
Интеллектуальный труд заключается в переработке ианализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.
Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Операторский труд . В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
Труд преподавателей, торговых и медицинских работ ников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. По степени напряженности труд подразделяется на следующие классы: оптимальный – напряженность легкой степени, допустимый – напряженность средней степени, напряженный труд 2-х степеней .
Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения (оптимальный). Если же оператор работает и принимает решение в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения. Должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.
3. ВЕНТИЛЯЦИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА. МЕТОДИКА РАСЧЕТА.
Необходимые характеристики микроклимата воздуха рабочей зоны, как правило, обеспечиваются вентиляцией.
Под вентиляцией понимают организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место чистого, определенной влажности и температуры.
Вентиляция бывает: естественная и принудительная, общая и местная, организованная и неорганизованная.
Естественная вентиляция осуществляется с помощью проемов в стенах (окон, дверей, фрамуг, форточек) или вентиляционных каналов, без применения специальных механических воздушных насосов.
Принудительная вентиляция – вентиляция, осуществляемая с помощью механических побудителей (вентиляторов) по специальным воздуховодам или каналам.
Организованная вентиляция – вентиляция, которая предусмотрена заранее при проектировании здания или рабочего места (двери, форточки).
Неорганизованная вентиляция – вентиляция, осуществляемая через щели в окнах, дверях, стенах из-за некачественного строительства зданий или неправильной эксплуатации. Этот вид вентиляции не предусмотрен проектом.
Общая вентиляция осуществляется по всему объему помещения или рабочей зоны.
Местная вентиляция осуществляется в зоне ограниченного объема или рабочего места (над кухонной печью, над столом химического шкафа).
Естественная вентиляция осуществляется аэрационным, дефлекторным или смешанным способами.
Аэрационная вентиляция осуществляется за счет разности удельного веса холодного и теплого воздуха снаружи и внутри помещения, или напора ветра.
Дефлекторная вентиляция осуществляется за счет разности давлений на концах вентиляционного канала (трубы), которая возникает за счет обдувания скоростным напором ветра одного из концов трубы (как правило, вынесенного на крышу сдания)
Чаще используются смешанные способы естественной вентиляции, когда используется и разность температур внутри и снаружи помещения, и скорость ветра.
Принудительная вентиляция осуществляется тремя способами: вытяжная, приточная и приточно-вытяжная.
При вытяжной вентиляции вентилятором откачивается воздух из помещения. В результате разрежения чистый воздух из окружающей среды или подсобных помещений (через щели в окнах, дверях, воздуховодах) поступает внутрь помещения. Применяется, когда загрязнитель воздуха в помещении не является токсичным пожаро-взрывоопасным (избыточное тепло, продукты дыхания людей или животных, избыточная влажность).
Умственный и физический труд
исторически сложившиеся виды человеческой деятельности.
Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .
Смотреть что такое "Умственный и физический труд" в других словарях:
ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ Энциклопедия социологии
ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ - англ. labour, intellectual/ mental and manual; нем. Arbeit, geistige und korperliche. Две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности; соц. форма разделения труда в зависимости от способа воздействия на предмет труда. Труд умственный… … Толковый словарь по социологии
труд - сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? труда, чему? труду, (вижу) что? труд, чем? трудом, о чём? о труде; мн. что? труды, (нет) чего? трудов, чему? трудам, (вижу) что? труды, чем? трудами, о чём? о трудах 1. Трудом называется… … Толковый словарь Дмитриева
труд - а; м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Производительность труда. Продукты труда. Научная организация труда. Общественное … Энциклопедический словарь
ТРУД - ТРУД, а, муж. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди… … Толковый словарь Ожегова
труд - а/; м. см. тж. трудовой 1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Производительность труда. Продукты труда … Словарь многих выражений
Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность функционирующих в обществе материальных и духовных благ, обеспечивающая производство средств к жизни; основа возникновения таких свойств человека, как общение, сознание,… … Социологический справочник
труд - высокий (Надсон); гнетущий (Берг, Дрожжин); горький (Балтрушайтис); животворный (И.Аксаков); мирный (Башкин); многозаботный (Федоров Давыдов); напряженный (Серафимович); несносный (Некрасов); неусыпный (Суриков); «Ночей товарищ бледный» (Берг);… … Словарь эпитетов Подробнее Купить за руб электронная книга