Когда смиряешься – приходит Господь и все делает Сам за тебя. Покаяние - это труд не одного дня! Деление на белое и черное духовенство

Чьи-то родители дали обет на то, что их дети посвятят себя в будущем служению Богу. В таких случаях, конечно, родные сильно повлияли на выбор ребенка. Кому-то однажды на жизненном пути встретился церковный служитель, долгие беседы с которым и вдохновили его на служение Богу.

Я вообще мечтал стать архитектором: с детства любил смотреть на храмы, много читал о них, коллекционировал журналы с изображением соборов. Особенно мне нравилось рассматривать церковные сооружения вживую, гуляя по Москве. Но после переезда в Хабаровск моя мечта проектировать красивые здания угасла — здесь я не увидел такого архитектурного великолепия, как в столице. Зато, вступив в пору подросткового возраста и прочитав несколько книг Ницше, я обрел новое увлечение — вести философские дискуссии о жизни. Я хотел спорить везде и со всеми: в школе, дома, в магазине.

В социальной сети я познакомился с одним церковнослужителем, с которым начал дискутировать на тему христианства. Вскоре желание спорить превратилось в желание опровергать ложные воззрения на веру, я почувствовал, что хочу попробовать «на вкус» учительскую стезю. Но для того, чтобы быть учителем, нужен авторитет либо педагога, либо священника, и я выбрал второе. Так, сразу после школьных экзаменов я подал документы в Хабаровскую духовную семинарию.

Хабаровская духовная семинария — это профильное учебное заведение для мужчин, в котором готовят будущих священников. В отличие от учебы в других хабаровских вузах, строгая дисциплина, как в армии, здесь на первом месте.

Некоторые из студентов не выдерживают жесткого графика и срываются

Начинают прогуливать занятия. Были и отчисления. Помню и тех, кто, недолго проучившись со мной в ХДС, попал в психлечебницу. Ребята поступали в семинарию уже с отклонениями в психике: убегали ночью, объявляли себя богами. За эти и другие странные поступки их отчислили.

Да, здесь учиться сложно, так как дни расписаны по часам

В семь — подъем. В полвосьмого на спортплощадке возле семинарии — утренняя физкультура. Зарядку и пробежку проводят сами семинаристы, как младших, так и старших курсов. Во время выполнения упражнений они заводят друг с другом короткие разговоры. Говорят о многом - о политике, о книгах, о девушках, о спорте, о моде, о новинках в области техники: обычно ничто мирское им не чуждо. Потом они отправляются в столовую или, как ее называют в ХДС, трапезную, чтобы позавтракать. Там, прежде чем приступить к приему пищи, ребята молятся.

На завтрак у них обычная молочная каша. Постная еда подается только в пост. Всего их четыре -Великий, Успенский, Рождественский и Петров. В среду и пятницу также положено есть продукты только растительного происхождения — в среду Христа предали, а в пятницу распяли. В остальные дни семинаристов кормят первым и вторым, как и везде, но без излишеств.

После завтрака ученики семинарии расходятся по аудиториям. На парах они изучают как узкоспециальные дисциплины типа гомилетики, на которой учат составлять проповеди, так и те, что преподают в светских образовательных учреждениях — философию и психологию. Перед парами и по их окончанию семинаристы обязательно читают молитву.

Во время занятий студентов стандартно можно разделить на две группы. Пока одни слушают лектора, вторые спят.

Стряхнуть остатки сна помогает послушание, назначаемое дежурным преподавателем после завершения полдника. Кто-то идет подметать территорию или поливать цветы внутри здания, а те, кому повезло, могут провести свободный час, как им вздумается. Что делать: прочесть книгу или встретиться с любимой — личное дело каждого.

Семинаристы, кстати, очень берегут отношения с девушками. Это связано с закрытым положением студента в семинарии. Видеться с друзьями, родственниками и любимыми можно только по вечерам. А важные вещи, как правило, начинаешь ценить только тогда, когда они оказываются недоступны в силу определенных обстоятельств. Я, например, чтобы побыть 2 часа со своей будущей женой, даже иногда голодал: отпрашивался с ужина у дежурного преподавателя.

Перед ужином — самостоятельная учебная работа, в ходе которой кто-то готовится к семинарам, а кто-то сидит в соцсетях.

До отбоя ребята совершают обряд молитвы, в процессе которого благодарят Бога за прекрасный день и просят у него прощения за свои ошибки. Это стандартный распорядок будней семинаристов.

По выходным они общаются с прихожанами, либо ведут в храме катехизатерские курсы для желающих принять святое крещение. На курсах будущие священники развенчивают стереотипы людей о церкви, отвечают на вопросы.

Каникулы семинаристы проводят по-разному. Большинство из них отдыхает дома, в кругу семьи или со вторыми половинками. Однако в моей практике были случаи, когда студентов заставали на шумных вечеринках. После этого руководство семинарии убедительно просило их больше не посещать подобные мероприятия, объясняя это тем, что статус послушника семинарии обязывает к иному поведению.

В целом, семинаристы — это простые ребята из наших спальных районов, которые видят мир так же, как и большая часть людей на этой планете.

За исключением того, что у них уже есть цель в жизни — помогать людям и направлять их на путь достойной жизни. Не надо думать, что студенты семинарии идеальны в своих мыслях и поступках. Но они пришли в церковь для того, чтобы исправиться и стать лучше, а также привлечь на сторону добра других.

Уже достаточно долго пользуясь Интернетом, я не раз встречал жизнеописания интересных людей, описание их быта, интересов и проблем.
Описания в стиле «один день из жизни…..» для меня всегда были интересны, они меня погружали в атмосферу иного мировоззрения, иного восприятия реальности: будь то один день из жизни буддистского монаха или американского полицейского, - это те сферы человеческой жизни, которые нам неизвестны, а, следовательно, интересны, возможно, даже поучительны.
И на суд благочестивому читателю я решил предложить описание быта «самых восточных» семинаристов. Выражение - «горячие восточные парни», - применимо и к Дальнему Востоку. Здесь, если ты не будешь горячим, попросту замерзнешь, т.к. климат в здешних местах суров и непостоянен. Пожалуй, начнем с того, а что же это за заведение такое - семинария? Wikipedia выдала такой вариант: духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей. Оно, конечно, правильно, и слишком по-научному сухо. Между нами, православными, скажу, что слово семинария означает - теплица. Говоря языком для нас умилительным, семинария есть теплица с насажденными в нее юношами, призванными для пастырского служения церкви Христовой.
Кто же они будущие священники и как они живут?
Итак, я взял фотоаппарат и решил снять самый обычный учебный день студента Хабаровской духовной семинарии и, тем самым, раскрыть быт семинаристов.
Обычный будний день в семинарии начинается в семь утра, далее в полвосьмого - зарядка на улице.
Утренние процедуры не должны занимать более пяти минут, т.к. в очереди за тобой еще трое полусонных жаждущих утренней свежести собратьев по келье.
Все как всегда: зубная щетка и мыло с полотенцем - лучшие утренние друзья, после встречи с которыми, нужно одеться и отправиться на улицу, на спортплощадку, расположенную рядом со зданием родной alma mater.

История утренней зарядки весьма молода: ее начали проводить с конца прошлого учебного года. Причины ее введения в расписание дня просты: рядовой студент малоподвижен, его попросту «пожирает линолеум», а современный священник должен быть мобилен и вынослив.
Зарядку проводит кто-нибудь из наших собратьев семинаристов, всегда тот, кто был связан со спортом, и сейчас, например, проводит разминку первокурсник Дмитрий, в прошлом - воспитанник Суворовского военного училища.

Обычно, зарядка длится минут пятнадцать, не больше, и проходит в непринужденной, даже, шутливой обстановке. Физические нагрузки перемежаются с шутливыми комментариями «тренера»: «господа отжимаются на кулачках, дамы - на ладошках». Кто как отжимается, я обычно не смотрю, юмор надо воспринимать разумно.
Заканчивает зарядку небольшая пробежка, далее - утренняя молитва и завтрак.

Хабаровская духовная семинария располагается в центре города на площади Славы в комплексе с кафедральным Спасо-Преображенским собором, который видно практически со всех концов богоспасаемого града Хабаровска. Здание семинарии двухкорпусное, имеет учебный корпус и общежитие, студенты живут на 3-м этаже.
Трапезная или столовая (как она именуется светским языком), находится в учебном корпусе. В будние дни утренняя молитва проводится в трапезной, кроме понедельника: в понедельник братия собирается на молитву ко святителю Иннокентию (небесному покровителю семинарии) для того, чтобы он благословил своих чад на предстоящую неделю. О семинарском храме можно много писать, это отдельная огромная и интереснейшая тема.

Но вернемся в трапезную. В семинарской жизни есть такая традиция: читать жития святых или проповеди во время приема пищи, традиция эта возникла еще в древности в монастырях для того, чтобы максимально сосредоточить мысли монаха на богомыслии и молитве даже во время приема пищи.

Время чтения молитв. Это краткое время особого внутреннего сосредоточения и прошения.
После пищи духовной следует пища земная, по утрам это, как правило, молочная каша.
После того как все поели, дежурный преподаватель делает небольшие объявления, связанные с распорядком дня. Потом все расходятся по учебным аудиториям.
Состав очного отделения невелик: на каждом курсе в среднем по десять человек. Это и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что преподаватель имеет возможность раскрыть потенциал каждого студента, плохо из-за того, что Церковь испытывает большую нужду в священстве, которого не хватает.

Расписание занятий насыщено предметами и церковными, и светскими. Для примера приведу расписание понедельника на 2-ом курсе бакалавриата:
1.Философия
2.Герменевтика
3.Латинский язык
4.Физ. культура

Перед каждым занятием и после него обязательно читается или поется молитва.

Пары походят также как в обычных светских университетах, разница лишь в предметах. Все стандартно: если лектор интересен, студент слушает, не интересен, студент спит.

Борьба со сном - это не только проблема светского студента, но и студента духовной школы. Дух бодр, а плоть - даже у семинариста немощна.

Если кто думал, что семинарист это высокодуховный молодой человек со сложенными у груди ладонями, который питается исключительно просфорами и святой водой, то спешу вас разочаровать - это не так.

Жизнь в духовной школе наполнена как духовными взлетами, так и падениями, она такая же, как и жизнь обычного верующего человека. Семинаристы призваны, как и все верующие, к изменению своей жизни, к очищению души - покаянию, и если вы видите, как кто-нибудь из семинаристов делает неподобающие ему поступки, поверьте, он исправится, - главное и вам помолиться за него.

Вообще советую запомнить две простые истинны, которые помогут не осуждать людей. Во-первых, церковь - это собрание грешников, стремящихся ко спасению. Во-вторых, жизнь в церкви - это путь не от поражения к победе, а от поражения к поражению, как будто ты пытаешься пробить стену кулаком, и со стороны кажется, что это пустая трата сил, это больно, особенно в начале, ты испытываешь только одну бесконечную боль, долбишь и долбишь, а боль не кончается, но, в итоге, ты пробил стену своего самолюбия, гордости, надменности и прочих бетонных слоев своей греховности, ты ощущаешь свободу и непосредственное Божие присутствие, которое на языке земном именуется блаженством.

Но возвращаясь к жизни семинаристов, у которых уже прошел обед, две пары и начался полдник, скажу, что обучение в семинарии не заканчивается в классах, а длится весь день. После полдника дежурный преподаватель, тот самый, который контролирует дисциплину, сейчас назначает послушания: кому-то идти помогать садоводу, который ухаживает за растениями внутри семинарии, кому-то подметать опавшие осенние листья или разгружать грузовик с картошкой, которую пожертвовал человек с доброй душой. Что ты станешь делать, «косить» или будешь «послушен» и выполнишь задачу, - вопрос насущный, здесь и начинается христианская практика, тут и начинается настоящая школа. Кому то «повезло»: можно потратить свободное время как хочется, например, пойти погулять с девушкой или отдохнуть от всего, - времени на это всего час.

В пять начинается самоподготовка, на которой пишутся курсовые, семестровые сочинения и т.п. На ней студент занимается самообразованием, может учить греческий, а может сидеть в социальных сетях. Но не спешите хмуриться — может, он миссионерствует через Интернет.

В восемь часов вечера ужин, после него свободное время, которое некоторые семинаристы использует для занятия в спортзале, укрепляют свои мышцы для будущего служения, в общем, каждый волен распоряжаться им как угодно.

Завершает обычный день семинариста вечерняя молитва в храме. 15 минут очень особого времени, во время него проводится как бы черта, завершающая очередной день из таблицы времени твоей жизни.

Стоишь с пустой головой или резюмируешь все, что произошло сегодня, вспоминаешь свои ошибки и просишь у Бога прощения или благодаришь его за прекрасный день, просишь сил на учебу или молишься за братьев и близких, или рассуждаешь о том, как поступить завтра - все это вечерняя молитва.


Условия проживания и обучения, созданные в Хабаровской духовной семинарии, достаточно хорошие, и многие люди могут скептически к этому относиться, говоря, что «будущие попы» сидят чуть ли не в роскоши: питаются четыре раза в день, бесплатно живут в общежитии, в каждой комнате санузел и т.д. Но я точно знаю, все это мы имеем для того чтобы отдать в пятикратном приумножении обратно Церкви. Впереди огромный труд на ниве Христовой, путь самопожертвования и лишений, путь перед которым надо основательно подготовиться, укрепиться в вере и служить Христу и людям до конца жизни.

Весной этого года член Епархиального совета, благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов был назначен духовником Санкт-Петербургских Духовных школ.

Каковы основные трудности в воспитании будущих священников?

Если мы возьмем и, предположим, зададим вопрос ботанику: какие основные трудности в выращивании растений? У ботаника сразу возникнут вопросы: каких растений, в каких условиях, как, что, где? Если мы зададим вопрос зоологу: какие основные трудности при выращивании потомства, то важно – каких животных, когда, где, как? Эти вопросы, разумеется, на несколько порядков проще того вопроса, который задали вы.

Пастырство – это каждый раз индивидуальная задача, каждый раз один на один, каждый раз ты и педагог, и отец, и советчик, и юрист, и администратор, и врач, и учитель, и …все вместе. У каждого свои, наверное, трудности. Каждый приходит со своим. Но самое главное, это, во-первых, вычленить, взрастить собственные персональные качества человека. Невозможно подменить человека ни собой, ни кем-то другим. И любая подмена – она потом будет чувствоваться, это будет фальсификация какая-то. Это первое: взрастить то, что есть уже, то, что Господь насадил. Но взращивать, конечно, возможно на почве активно работающего религиозного сознания. Если религиозное сознание, по каким-то причинам, угасает, если обнаруживается в человеке какая-то теплохладность, привычка, есть некое уставание от церковной жизни, то это – тревожный симптом. Но об этом мы говорили со студентами в Академии, и я говорю всегда на проповеди: по отношению к духовным радостям можно видеть духовное состояние человека.

Пожалуй, главное – избежать теплохладности и угасания религиозного сознания. Встречаются студенты, которые находятся в состоянии привычки к молитве, к службе. По отношению к Священному Писанию, к молитве, к богослужению можно проверять ту или иную поврежденность религиозного сознания. Духовные радости должны для человека присутствовать. Всегда эти радости уничтожает грех в той или иной форме. Так вот, если приходят студенты в состоянии такой усталости, привычки или теплохладности, то приходится их поддерживать, возгревать. К чести наших студентов надо сказать, что, в общем, они с полуискры «зажигаются», это молодые люди с активно работающим религиозным сознанием. Как правило, они имеют духовные идеалы, не распростились с ними и не подменяют их чем-то сомнительным. Но иногда нужно возгревать эту любовь к идеалу, как бы вытаскивать его в сознании. Важно представлять этот идеал, чтобы человек взирая на него, стремился к его реализации.

Чем, на Ваш взгляд, современная молодежь отличается от молодых людей Вашего поколения?

На мой взгляд, ничем. Ну, одежда меняется, меняется, может быть, музыка, меняются книги отчасти. Но они ведь меняются все время. Можно спросить тогда, чем отличается молодежь XIX века от молодежи XVII века? Чем-то, наверное, отличается. Наука развивается, меняется социум, – другие вкусы, мода, общественные отношения, но в целом – люди с их нравственными исканиями, проблемами и свершениями – всегда те же.

Какие проблемы существуют на сегодняшний день в среде молодежи?

Конечно, это искушение общим секуляризмом нашей жизни. Секуляризм несет многочисленные искушения мирские. И, как следствие, некую ущербность религиозного сознания, некие искажения в плане культуры, непонимание причинно-следственных отношений культа и культуры. Культура, какой бы она развитой не была, является вторичной, производной от культа. Она не должна разрушать религиозное сознание человека, она не должна создавать ложных кумиров для молодых людей.

Наверное, искушение для современного человека это то, что в силу развития информационных технологий, буквально информационного взрыва в современном обществе, есть опасность ухода от действительности. Опасность в этом потоке информации запутаться, утонуть, принять кажущееся за действительное, виртуальное – за существующее. Это большое искушение.

Я бы кратко определил все это как секуляризм. Секуляризм может проникать и в Церковь. Обмирщение и забытие духовных реальностей, подмена причинно-следственных отношений в плане греха и наказания, расплаты за неразумный либерализм. Неважно, что человек слушает, неважно, что он, по большому счету, будет читать, – важно насколько правильно он это оценит. Можно было бы, например, с гневом обрушиваться на то, что продается у нас в книжных магазинах. Но я вспоминаю, например, отца Андрея Чижова. Иногда я обнаруживал у него на письменном столе что-то совершенно жутчайшее, на мой взгляд, дешевейший такой детектив на английском языке. Я спрашивал: «Как это? Зачем это? Для чего эта глупость?» А он отвечал: «А как Вы научитесь говорить современным английским? Как Вы узнаете, на каком языке говорят в современном Нью-Йорке? Это надо читать, чтобы владеть языком».

Необходимо знание современной молодежной культуры, безусловно, нужно знать язык младого, незнакомого племени. Я не говорю о новоязе каком-то, о языке « тусовки » или Эллочки Щукиной в триста слов. Надо знать язык музыки, культуры, язык поведения и Интернета… Надо знать жизнь и особенности неформальных молодежных обьединений. Обрушиваться на них с общей критикой ретрограда бесполезно. Но изучать явления молодежной субкультуры надо, безусловно, не для того, чтобы мимикрировать, а чтобы проще было вести с ними диалог, чтобы быть принятым и услышанным. Чтобы точно также будить религиозное сознание и открывать истинную причинно-следственную связь между культом и культурой, между нравственными понятиями и реализацией себя в этой жизни. Нравственно-этическая система ценностей воздействует на стиль жизни человека, на всю продуктивность его деятельности.

Какие вопросы Вам чаще всего задают молодые люди?

Много вопросов студенты задают во время исповеди и поэтому я не вправе выносить их в конкретике. Конечно, волнуют вопросы своего будущего, вопросы, как ни странно, веры, применения своего образования, своих идеалов, своего религиозного сознания на практике. Так что, я думаю, очень важны, в плане духовнической практики, беседы со студентами на самые разные темы. Опыт таких бесед уже появился.

Тема взаимоотношения полов, тема культуры, тема социальной деятельности церковного человека; просветительская, диаконическая деятельность – вопросы, которые волнуют молодого человека. Есть недоумения, связанные со своим будущим и проблемой взаимоотношений со сверстниками и старшими, с проблемой утверждения себя как личности в малом или большом коллективе.

Отличается служение молодежи от служения уже взрослым людям?

Молодежь имеет меньший опыт в некоторых сферах общественной деятельности. Безусловно, они дебютанты во многих областях человеческой жизни. Поэтому им нужна поддержка и передача многовекового опыта Церкви и общества. Жизнь все время открывает им какие-то новые области. Есть вещи, которые человек просто не может постичь в молодом возрасте. Нужен опыт зрелого человека, собственная мудрость для открытия многих новых сфер жизни людей и общества, их взаимоотношений.

Конечно, есть особенности служения молодежи. Например, конфликт поколений – это реальность. Надо уметь его сгладить, чтобы конфликта ни одна, ни другая сторона не чувствовали. Но если он ощущается молодыми людьми и они, предположим, требуют какой-то помощи и поддержки, то точно также он ощущается людьми предыдущего поколения. И им тоже нужна поддержка. Но преимущество, на мой взгляд, людей зрелых в том, что они уже в свое время преодолели этот конфликт. К сожалению, очень часто многие не помнят его, не выносят уроки из него. Это мешает установлению взаимодоверительных отношений с молодежью.

Какую роль играет духовный наставник в формировании личности будущего пастыря?

Мне трудно судить, – какую роль я мог бы сыграть. Мне кажется, что я хочу быть тем человеком, который поддержит их на пути становления, тем, кто не навредит. Тем кто, с помощью Божией, поможет разрешить какие-то недоумения. Тем, кто, по крайней мере, будет пользоваться доверием молодого человека, благодаря которому возможен будет разговор дружеский, взаимно интересный и взаимно полезный.

– В семинарию приходит семнадцатилетний мальчик. Через несколько лет он станет священнослужителем, отцом для паствы, старше его во много раз. Расскажите об этом пути: о трудностях, чему научиться, где черпать опыт…

Я не знаю, имею ли я право так судить, но как я вижу, как мы обсуждали это с Владыкой Ректором и со студентами, – необходим какой-то запас, багаж, приобретение пастырских навыков для священнического служения. Необходима какая-то элементарная общественная практика, не богословская подготовка, не пастырское богословие, хотя это тоже важно, но практическое пастырство. В этом отношении, я думаю, пастырская практика или практическое пастырство, – тот предмет, который должен хотя бы факультативно преподаваться. Это изучение неких стереотипных ситуаций в обществе, наработка их разрешений. Наработка, условно говоря, через слушание, через восприятие умозрительное, но это все-таки отложится в сознании будущего пастыря.

Это встречи с другими людьми, прежде всего с другими священниками, которые имели те или иные затруднения в своей пастырской практике. Не связанные с богослужением или уставом, а с конкретной жизненной ситуацией, с конкретной какой-то проблемой людской. Без раскрытия тайны исповеди можно эту проблему определить, размыслить и сделать ее понятной будущему священнику. Это навыки, приобретение пастырского багажа, который собирается размышлениями, рассуждениями, встречами с людьми.

Наивно думать, что благодать священства, которую приобретают в Таинстве молодые люди, немедленно их умудрит, мгновенно сделает их способными толково, грамотно, с достоинством и с пользой для дела говорить с людьми разных возрастов, образовательного, социального, культурного уровней … Д ля этого необходима совершенно особая школа. С отцом Андреем Чижовым мы такой курс д иаконии, социального служения, разрабатывали для наших Духовных школ. И он даже вел этот курс несколько лет, а когда он болел, я его замещал. Те, кто учились в то время, признаются, что это был важнейший курс. Очень многие важные вещи выносились из общения с приглашенными на такой разговор. Анализ социальных, общественных, культурных ситуаций – он очень помог многим потом в дальнейшем служении. Вот это необходимо в Духовных школах. Мне кажется, это очень обогатило бы будущих служителей Церкви знанием не богословским, не книжным, но практическим, связанным с тем, что предлагает, как вызов, жизнь.

Отец Вячеслав, как Вы восприняли новое назначение? Было ли оно для Вас неожиданностью?

Конечно, оно стало неожиданностью. Духовник – это, во-первых, очень серьезно, а, во-вторых, очень ответственно. В этом качестве я себя никогда не рассматривал. Я служил честно, старался совершать на приходах всю пастырскую работу так, чтобы приход рос, чтобы люди не уходили. Ставил перед собой даже миссионерские задачи: есть опыт служения и на деревенском приходе, и на городском, но я себя не видел в качестве духовника Духовных школ, назначение явилось в определенном смысле неожиданностью. Мы познакомились с Владыкой Амвросием, общение наше показалось мне очень искренним и серьезным.

У Вас были встречи со студентами, как они восприняли в новом качестве именно Вас?

Встречи были и до моего назначения, и по назначению моему Владыка представил меня студентам. Они задали немало вопросов, их интересовали мое образование, мои воззрения и предпочтения. Мне хочется надеяться, что восприняли мое назначение студенты благожелательно. По крайней мере, я пока не могу уловить какого-то негативного отношения, даже кажется, что, неожиданно, очень доброжелательно приняли.

Да и назначение было тоже ведь сделано Владыкой не просто по своему усмотрению. Он провел среди студентов своеобразный мониторинг, выясняя, кого бы они хотели видеть духовником Школ.

Мне же приходилось со студентами общаться. Некоторые проходили у нас в храме послушание певцом, чтецом или алтарником, многие выезжали со мною в Кировское благочиние на захоронение солдат, на встречу с поисковиками и ветеранами войны. С мужским хором Академии у нас давняя дружба.

Студенты делают мне подарок на каждый храмовый праздник – приходят и поют антифонно с нашим приходским хором. Так что, наши отношения уже сложились давно. Не знаю, заслуженно или нет, но ребята относятся ко мне так, что я не ощущаю себя каким-то назначенцем или человеком совершенно им не интересным, лишним.

Отец Вячеслав, для чего нужен духовник, в чем его основная обязанность духовника?

Д уховничество – это не совсем обязанности. Скорее, появилась необходимость: быть в Духовных школах, принимать исповеди, беседовать со студентами, обычно по пятницам. В Великую Среду у аналоя пришлось стоять, принимая исповеди, тринадцать часов. Очень важным для меня является возможность быть и адвокатом студентов, «печальником», в случае возникновения проблем с инспекторской службой.

Естественно, задача духовника – помочь человеку исправить свою ошибку, а не оправдать ее. За эти несколько месяцев уже было несколько ситуаций, когда непростые решения пришлось принимать и учащим и учащимся. Духовник, как правило, узнает все первым. А действовать может только опосредованно – через беседы с глазу на глаз с провинившимися. Тайна не позволяет ничего озвучивать. Складывающееся доверие с учащимися очень радует, это всегда – одна из самых больших радостей пастырского служения. Трогает то доверие, с каким обращаются за советом и с исповедью не только студенты Семинарии и Академии, но и девушки с Регентского отделения. Особая ответственность и привилегия – принимать исповеди священнослужителей.

Необходимой частью пастырского служения в Духовных Школах для меня представляется возможно более частая проповедь. Очень важными я считаю просветительские и культурные мероприятия со студентами. Такие мероприятия – то же самое духовничество, только в другой форме. В Лазареву Субботу мы совершили со студентами паломничество в Константино-Еленинский монастырь. Служили Литургию, многие исповедовались и причастились. Встретились с настоятельницей, посетили подворье в разрушенной Линтуле, нарвали вербы к празднику, устроили импровизированный «пикник у обочины». Для учащихся – масса впечатлений, а прожитое, проговоренное вместе сближает, дает колоссальный опыт общения вне стен Духовных Школ.

Я в прошлом – профессиональный музыкант, это дает мне возможность открывать студентам мир музыки. Мы организовали в Школах концерты, где я вел конферанс. Это тоже учащимся помогает открыть для себя новое, увидеть священника с какого-то другого ракурса. Как священник я могу помочь увидеть в музыке, в ее содержании, в особенностях ее написания, в личности композитора важную духовную составляющую. Как ни покажется странным, но пастырский, духовнический аспект присутствует и в устроении, освещении таких концертов.

– Какими качествами должен обладать духовник православной духовной академии и семинарии? Что наиболее важно в служении духовника молодежи?

Я думаю, что это очень обширный вопрос. Я не могу с уверенностью сказать, что именно такими качествами он должен обладать. Я знаю, что он должен обладать теми качествами, которые помогут ему вести человека к Богу. Это должны быть качества, которые человек употребляет для того, чтобы другой человек лучше раскрыл свои личностные качества, обнаружил их.

Здесь главное – неравнодушие к тому, что ты делаешь, любовь к пастырству вообще и к учащимся Школ. Без этой искренней любви, посвященности своему служению священник как пастырь несостоятелен. Ну и, конечно, необходимо требовательное отношение к самому себе. Духовничество – это не формальный процесс, это не просто какие-то обязанности. Это возрастание вместе со студентами, умение и доверительные отношения выстроить, и необходимость расти самому.

Духовник должен сам постоянно развиваться. Духовник не может опираться на какой-то духовный багаж, который он приобрел к определенному времени и уже только им пользоваться. Рост требует времени для размышлений, возможности очень много читать, молиться. Если священник не молится, если он мало служит, то он теряет себя. И, конечно, собственная аскеза должна иметь место, должна быть строгость к себе и, прежде всего, к себе. Умение правильно судить о духовных вопросах начинается с предельной строгости к себе, с предельной искренности с самим собой.

Был ли в Вашей жизни священник, которого Вы считаете для себя примером духовного отцовства?

Да, был. Я не упомянул его имя на встрече со студентами, подумал, что они не знали его. Это мой старший товарищ и друг, наставник, который меня многому научил и во многом помогает сейчас – протодиакон Андрей Чижов. Он скончался в 1999 году и мне до сих пор его не хватает. Когда у меня случаются какие-то трудности, я иногда мысленно обращаюсь к нему и представляю его в моей ситуации, представляю, как он поступил бы, и мне это всегда помогает.

Мало кто знает, но у него, протодиакона, были свои духовные чада. Он был человек очень мудрый, очень начитанный, человек, который с молоком матери вобрал в себя петербургскую духовность и любовь к служению. Его культура, образованность, начитанность, собственная достаточно тяжелая жизнь (почему он и ушел безвременно), давали ему совершенно особую мудрость и возможность бесстрастного суждения во многих вопросах. Мне он очень дорог, до сих пор я считаю его своим учителем.

Мне повезло, мне довелось общаться и дружить с хорошими священниками. Это протоиереи Василий Стойков, Борис Безменов, Константин Смирнов, Александр Будников, Василий Ермаков. Отец Василий меня заметил, и очень поддерживал в трудные моменты. Он, кажется, ценил то, что я совершаю в отношении осмысления войны, увековечения памяти наших солдат, изучения истории. У него я учился и учусь быть патриотом своей страны. Он, безусловно, оказал на меня большое воздействие. Феномен этой личности понуждал меня неоднократно размышлять о многих вещах, которые никогда бы не разрешились в моей пастырской практике, если бы я не встретился с этим человеком.

Покойный духовник Академии архимандрит Кирилл тоже был глубокой личностью, с которой меня связала возможность неформального общения. Он был членом Псковской Миссии. Я немножко занимался историей Псковской Миссии и пытался « разговорить » отца Кирилла вопросами о войне, о послевоенных репрессиях… Отец Кирилл очень осторожно открывался.

Вопросы общедуховные, способность его привести к ним частную беседу и исповедь – все это тоже произвело на меня большое впечатление. Есть вещи, которые я узнал от людей, приходивших к нему на исповедь, и которые эти люди, может, по неосторожности, а может, и сознательно, передали мне как его видение той или иной духовной проблемы. Это видение было подчас парадоксальным. Оно меня так поражало, что эти вещи я отмечал для себя и сейчас иногда я пользуюсь его советами. Через вторые уста, через вторые лица, вот так, неожиданно.

Из святителей я отметил бы архиепископа Михаила (Мудьюгина) и митрополита Никодима (Ротова). Последний вообще был «героем» моей юности, идеалом и образцом для подражания. С Владыкой Никодимом я связывал свои надежды на поступление и учебу в Духовных Школах. Он умер в год моего окончания школы, и с ним – мои планы быть пропущенным в Семинарию уполномоченным КГБ Жариновым…Многому меня учит служение под омофором нашего правящего архиерея, Владыки Владимира. Общение с этим святителем каждый раз открывает мне его проницательность, тактичность, обаяние и мудрость. Работа в Епархиальном совете в течение почти 10 лет под руководством этого архипастыря – особое Божие благословение моей жизни.

Конечно, среди моих учителей есть учителя и книжные. И здесь я бы назвал, конечно, владыку Антония Сурожского и таких святителей, прославленных Церковью, как Иннокентий X ерсонский и Филарет Московский – это любимцы. Из святых отцов я очень люблю поэта и богослова Ефрема Сирина…

Существует и очень важный для меня конкретный пастырский опыт XIX века, который приходится изучать, потому что это предреволюционный и предсоборный опыт Церкви … И в нем открываешь такие внешне мало заметные, но чрезвычайно интересные личности как протоиерей Григорий Дьяченко, например. Его проповеднический, писательский и пастырский опыт мне очень дорог, он – предшественник наш по школе. Очень люблю записки священника Александра Ельчанинова, его образ мыслей, самоуглубленность и пастырская зоркость – образцовы.

Беседовала Наталья Штейнер

Первое место в жизни Духовной школы отводится храму и богослужению. Посещение богослужений в дни воскресные, праздничные, в дни говения, а также в дни храмового послушания обязательно для всех студентов. По вопросам, связанным с личной духовной жизнью и испытанием совести студент должен обращаться к духовнику семинарии. О том, какими именно вопросами занимается духовник Киевских духовных школ, каковы его главные задачи и цели, рассказывает духовный наставник учащихся и студентов игумен Маркелл (Павук).

“Жатвы много, а делателей мало”
- Какие вопросы решает духовник в духовной школе и какие задачи стоят перед ним?
- Поскольку студенты духовных школ - это в основном будущие священники, то главная задача духовника - научить студентов молиться, чтобы они действительно с любовью могли исполнять свое дело. “Жатвы много, а делателей мало” (Мф. 9: 37) - эти слова Христа актуальны для всех времен. Священник будет не на своем месте, если он не умеет и не хочет молиться. А для добрых, самоотверженных, молитвенных пастырей Господь всегда находит достойное место служения. Желание молиться может возникнуть лишь у того человека, который осознает свои грехи, видит их пагубность. Духовник должен побуждать студентов к частой Исповеди и ко Причастию Святых Христовых Таин (хотя бы раз в месяц, а лучше еженедельно, и обязательно в великие праздники), что также поможет будущим пастырям приобрести необходимый жизненный опыт (которого может так недоставать молодому священнику), вести насыщенную духовную жизнь и приобщиться мудрости Христовой, чтобы достойно совершать свое нелегкое служение.
Конечно, дело духовника - это не только побуждение к исповеди. Во время лекций в Киевских духовных школах всегда стараюсь духовно наставлять студентов. Сейчас планирую провести беседы на курсах, где не читаю лекций. Кроме того, имею большую надежду, что вскоре удастся организовать встречу студентов с нашими авторитетными лаврскими духовниками и духовниками из других епархий, имеющими большой опыт душепопечительской работы. Очень помогают в нашем деле паломнические поездки со студентами.

Кого опекает духовник
Духовник окормляет преимущественно студентов, но приходят на исповедь также и преподаватели. Например, двое преподавателей избрали меня своим духовным восприемником в монашеском постриге. Они регулярно у меня исповедуются. Когда исповедуется человек, старший по сану или возрасту, не всегда удобно давать ему какие-либо духовные советы или налагать епитимию. Лишь в случае, когда меня об этом просят, даю духовное наставление. Понимаю, что самому еще необходимо возрастать духовно.

- Обязательно ли всем студентам исповедоваться лишь у академического духовника?
- Иногда студент уже обрел духовника, у которого он постоянно исповедуется. И это очень хорошо. Обычно такие студенты отличаются от других своей особой молитвенностью, которую приобрели еще до семинарии благодаря духовнику. В некоторой степени они даже становятся духовными авторитетами для своих товарищей. Но, к сожалению, подобных студентов не так много. Хочу отметить, что наши студенты имеют прекрасную возможность исповедоваться у лаврских духовников. В стенах Киево‑Печерской Лавры нельзя пожаловаться на то, что не хватает духовного руководства, тем более что здесь сама атмосфера учит добру.

Советы относительно обучения
Наши преподаватели стараются как можно лучше делать свое дело. Но, к сожалению, не всегда удается организовать преподавательскую деятельность так, чтобы было интересно, а главное, чтобы предмет имел связь с реальной жизнью. Что делать студенту в таком случае? Игнорировать преподавателя и заниматься своими делами, делая вид, что слушаешь и записываешь лекцию? Такое поведение недостойно не только христианина, но даже и просто воспитанного человека. Христианину же, кроме воспитанности, нужно иметь смирение и уважение к любому человеку, даже к тому, который
тебе несимпатичен и неинтересен. Будущему пастырю, у которого будут разные - и добрые, и не очень добрые - “овцы”, такой опыт терпимости будет не лишним. Святитель Василий Великий советует юношам в обучении уподобиться пчеле, которая собирает нектар с различных цветов - как с красивых и полезных, так и с блеклых, и даже ядовитых.
О чтении духовной литературы
Студенты должны читать и знать как можно больше духовной литературы, чтобы хорошо ориентироваться в ней и, став священниками, быть в состоянии дать совет относительно полезного чтения другим людям. Следовательно, в выборе студентами духовной литературы, считаю, должна быть полная свобода. Они не новички в духовной жизни. Болезненно воспринимаю, когда вижу, что студент, вместо того чтобы прочесть духовную книгу, “путешествует” в интернете или пересматривает в ноутбуке боевик или другой низкопробный фильм, который ничему доброму не учит, а лишь пробуждает нечистые страсти и отнимает время. Думаю, что каждый студент за годы обучения в духовной школе должен обязательно прочитать труды преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Аввы Дорофея, святителя Иоанна Златоуста, Древний патерик, Лавсаик, сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского. Выдающийся профессор КДА В. Ф. Певницкий считал, что прочитавшему все творения свт. Иоанна Златоуста не обязательно учиться в академии. Из этих произведений можно почерпнуть все необходимое для пастырского служения.

Непростые вопросы и наблюдения
- Случается, что человек после нескольких лет обучения осознал, что ему не быть священником. Где и как он может реализовать приобретенные в духовной школе знания? Как поступить тем, кто в процессе обучения еще не определился в своей жизни?
- Святейший Патриарх Кирилл почти на всех встречах с духовенством отмечает, что при каждом приходском храме должна действовать воскресная школа, а также штатный (возможно, и не один), материально обеспеченный, проповедник-миссионер, который может работать с молодежью в школе, вузе, издавать приходскую газету или руководить сайтом. Если все пастыри Церкви услышат этот призыв, тогда, думаю, не будет проблем со студентами, которые завершили обучение, не приняв сана. Без преувеличения, любой студент, который закончил хотя бы три класса семинарии, а тем более ее выпускник, может быть и преподавателем в воскресной школе, и миссионером-проповедником. Поэтому прискорбно, что некоторые наши бывшие студенты работают автозаправщиками, кладовщиками и т. п. Так понапрасну пропадают таланты и затраченные на обучение средства. Хочется надеяться, что впоследствии ситуация с трудоустройством наших выпускников изменится к лучшему.
Случается, что в начале обучения человек ревностно относится к своей духовной жизни, а затем наступает охлаждение, студент начинает хуже учиться. Почему? Думаю, что главная причина - в самоуверенности, когда человек не хочет в своей духовной жизни руководствоваться советами духовного наставника, который предостерегал бы его от неразумных шагов. Такой человек может, как еще говорят, перегореть и со временем впасть во многие грехи. И, наоборот, бывают люди, которые сначала, не имея доброго руководителя, ведут духовную жизнь без большого желания, а когда находят хорошего духовника, который побуждает их к духовному подвижничеству, то быстро изменяются и оставляют нерадивость. Летом, когда мы со студентами третьего класса семинарии были в паломничестве на Святой Горе Афон, в одном из греческих монастырей встретили очень ревностного монаха - выпускника нашей семинарии, который, как вспоминают преподаватели, не отличался особым благочестием.

Особенности обучения в Лавре
- Влияет ли на студентов духовной школы то, что они учатся на территории прославленного монастыря? С другой стороны, не мешают ли студентам туристы, которые посещают музей-заповедник, городская суета?
- Проживая на территории Киево‑Печерской Лавры, все студенты имеют возможность почувствовать себя в некоторой степени монахами. Ибо у них, так же как и у монахов, день начинается и заканчивается молитвой, и так же у них бывают, кроме учебы, разные послушания. Кроме того, почти половина преподавателей в духовных школах - монахи. Лаврская земля сохраняет дух подвижников благочестия. Так что есть у кого и чему поучиться. Правда, возникает проблема, когда у некоторых студентов через определенное время происходит привыкание к святыне, и они перестают осознавать, что находятся в месте, посетить которое считали бы за великий дар миллионы людей из разных уголков мира.

Достижение гармонии
Все наставники академии и семинарии очень хорошо осознают, что развитие студентов должно быть гармоничным - со вниманием как к душе, так и к телу. Для души - молитва, покаяние, науки, книги, музыка, песнопения, а для тела - пост, трудовые послушания, а также физические упражнения, которые можно выполнять в недавно открытом тренажерном зале. В этом деле главное - не нарушать иерархию ценностей. Ибо если семинаристы будут слишком заботиться о теле, а душой пренебрегать, тогда они, возможно, и станут хорошими атлетами, но пастырями они будут никудышными.
Несмотря на некоторую изолированность от обычной светской студенческой жизни, наши воспитанники не находятся в тепличных условиях. По сравнению со студентами светских вузов, наши студенты избавлены от забот о питании (оно в семинарии четырехразовое и бесплатное) и проживании (за общежитие они тоже не платят). Но они несут разные обязательные послушания. Поэтому в чем-то им легче, а в чем-то и труднее. И абсолютно точно, что, много общаясь со светскими людьми, воспитанники духовных школ хорошо осведомлены о непростых реалиях современной жизни. Страх перед миром, растерянность может возникнуть лишь у тех, у кого слабая вера, а кто в вере тверд, тот всегда будет помнить и будет руководствоваться словами прокимна, который провозглашается во время Таинства Крещения: “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся”.

Выбор жизненного пути
Учась в духовной школе, студент должен определиться, какой путь ему избрать - супружескую жизнь или монашескую. Главное - не ошибиться в выборе жизненного пути. Приведу пример. Недавно, во время упоминавшегося паломничества на Афон мы встретились с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом. Он - один из учеников известного старца Иосифа Ватопедского. И когда один из студентов задал отцу Ефрему вопрос относительно такого выбора, то старец ответил так: “Будьте внимательны в своей жизни, просите у Бога Отца, чтобы Он вам помог, и когда придет время определения жизненного пути, тогда Сам Господь через Свою благодать вас наставит”. Так, для тех, кто пытается вести благочестивую жизнь, исчезает проблема с определением своего дальнейшего жизненного пути.

Пожелания будущим студентам
В некоторых семинариях существует практика собеседования духовника с абитуриентами. Она помогает сориентироваться тем, кто согласно каноническим правилам не может быть священником. Дело в том, что, как недавно выяснилось, некоторые духовники считают, что все грехи очищаются покаянием, а потому они благословляют поступать в духовные школы лицам, имеющим к этому определенные канонические препятствия. Действительно, покаяние очищает любой грех, тем не менее, мы знаем, к чему может привести пренебрежительное отношение к канонам, их “ситуативное применение”. Считаю, что и в наших духовных школах желательно будет ввести собеседование абитуриентов с духовником перед вступительными экзаменами.
Тем молодым людям, которые захотят учиться в Киевских духовных школах и стать священниками, хотелось бы пожелать: главное - настроить себя на молитву и хранить свою душу и тело в чистоте от всякого греха. С этим заданием будет намного легче справиться, если вы найдете себе хорошего духовника, у которого регулярно будете исповедоваться. Чем раньше вы начнете возделывать покаянием пажить своего сердца, тем больше добрых духовных плодов оно принесет. Также нужно пытаться как можно больше читать хороших книг, не тратить свое время зря. И еще - помните о наставлении святых отцов, что хорошим священником может стать лишь тот человек, который чувствует себя им еще до рукоположения и живет благочестиво.

Подготовила Елена Головина

01/12/2010

Для людей светских церковное образование – вещь таинственная и загадочная. О том, чему и как учат будущих приходских священников, митрополитов и патриархов Online812 рассказал проректор по учебной работе Петербургской Православной Духовной Академии священник Владимир Хулап.


- Д уховная семинария и академия - это две последующие ступени одного и того же образовательного процесса?
- Семинария ориентирована на подготовку священнослужителей, которые несут свое служение на приходах Русской Православной Церкви. Период обучения длится 4 года - до недавнего времени составлял 5 лет, но сейчас мы получаем государственную аккредитацию и переходим на общую образовательную систему. Семинария - это бакалавриат, магистратура - первые два года академии, затем аспирантура - вторая ступень академии. Во время обучения в семинарии человек определяется, хочет ли он дальше заниматься наукой или будет священником или дьяконом. Те, кто хочет идти на приход, после семинарии поступают в распоряжение своего правящего епархиального архиерея. А студенты, желающие углубить знания, идут в академию. Там у нас 4 отделения: библейское, где изучают Священное Писание, богословское - это история христианского богословия и философии, церковно-историческое и церковно-практическое. На последнем изучается литургика, то есть наука о богослужении, каноническое право, педагогика, психология, социальная работа. После двух лет обучения ребята пишут магистерские диссертации и потом могут поступать в аспирантуру.

- Как происходит распределение после семинарии?
- Распределением занимает Учебный комитет - структура, находящаяся в Москве. Сейчас действует правило, что человек, закончивший семинарию и не имеющий сана, должен два года нести церковное послушание в той епархии, куда его направят. Если выпускник женат и является клириком нашей епархии, естественно, он остается здесь.

- А лучшие студенты получают преференции?
- Тем, кто хорошо знает языки, мы предлагаем отправиться учиться за рубеж. Кого-то мы можем оставить преподавать у нас. Если человек приехал учиться из другой епархии, где у него остались родители, где его ждет обратно архиерей, естественно, он возвращается домой. Какой-то единой жесткой системы не существует.

- Студент может отказаться ехать по распределению?
- Да, но тогда он не получит диплом.

- После этих двух лет место работы можно выбирать?
- Если человек не рукоположен, он сам может выбирать место своего служения, которое ему кажется предпочтительнее.

- А если рукоположен?
- Здесь уже вступают в силу другие механизмы - человек становится клириком конкретной епархии, он связан с ней, а смена епархии - довольно сложный процесс.

- Сколько в России семинарий и академий?
- Сейчас около 40 семинарий, примерно столько же духовных училищ. Академии Русской Православной Церкви есть в Петербурге, Москве, Минске, Киеве и Кишиневе.

- А что такое духовное училище?
- Здесь предлагается сокращенная семинарская программа. Открытие училищ было во многом связано с нехваткой духовенства в начале 90-х годов, когда наша Церковь в короткое время получила большое количество храмов. Период обучения продолжается 2 - 3 года. Сейчас тенденция такова, что многие училища стараются подтянуть свой уровень до семинарии.

- Для этого есть какая-то внутрицерковная аккредитация?

- Да. Есть специальные проверки, которые проводит Учебный комитет. Кроме того, в светских российских вузах открыты порядка 40 теологических факультетов и кафедр, где можно получить богословское образование.

- Это государственная специальность?
- Да, она была введена в 2000 году. Есть госстандарт по теологии. В ближайшее время мы надеемся получить аккредитацию и сможем выдавать диплом государственного образца

- Выпускник вашего заведения и, допустим, медресе - они будут иметь одинаковые государственные дипломы?

- Не знаю, есть ли в России аккредитованные медресе. Специальность в госстандарте называется теология, в ее рамках существует теология православная и исламская. Буддисты и иудеи, насколько я знаю, пока свои стандарты не выработали. В нашем дипломе будет написано «христианская (православная) теология». Но наполнение программ, конечно, конфессиональное.

- Какие у вас порядки - ближе к светскому вузу или военному училищу?

- Наверное, все-таки ближе к военному. Традиционно семинария - закрытое учебное заведение. Здесь действует четко расписанный порядок дня. В 7 часов студенты встают, в 8 - молитва, длящаяся около 20 минут, потом завтрак и в 9 - лекции. Занятия идут до половины третьего с перерывом на полдник, потом обед и после трех различные мероприятия - спевки хоров, самостоятельная работа, библиотека, свободное время. В 22 вечерняя молитва и в 23 - отход ко сну.

- Нарушители режима бывают? Кто-нибудь взял и ушел в город.
- Выход из семинарии в нелекционное время свободный. Никакого пропуска не нужно. Кроме того, существуют дни отдыха, которые студенты могут проводить, как хотят. Но есть и обязательные богослужения - в субботу вечером, в воскресенье утром и в праздники. Каждое утро и вечер небольшие группы студентов - череды - совершают богослужения в 6 утра и вечера.

- Если студент ночевать не придет - это повод для отчисления?
- Это повод для разбирательства. У нас есть воспитательское совещание, которое собирается и принимает решение в зависимости от того, чем проступок был вызван. Отчисление - это крайняя форма. Если мы студента зачислили, проблемы, связанные с его поведением, - это проблемы нашего воспитательского процесса. Отчислить человека проще всего. Сделать так, чтобы наш распорядок и традиции воспринимались молодыми людьми не просто как нечто внешнее, вызывающее противодействие, - вот это особое искусство, которому нужно учиться всем, и студентам, и преподавателям.

- А порядки сейчас и порядки сто лет назад - более либеральные или такие же?
- Конечно, нынешние реалии иные. У студентов есть доступ в интернет и возможность пользоваться локальной сетью. А внутренние порядки - это просто некие сигнальные флажки, которые не дают впадать в крайности. Кто-то, может быть, хочет заниматься до 4 часов утра, но ему говорят, что надо помнить о здоровье. Если здесь студенты научатся дисциплине, им будет проще выстраивать такую дисциплину на приходе - богослужение должно начинаться вовремя, на него нужно приходить заранее и т.д.

- В академии такие же порядки?
- Да. С той разницей, что там больше времени для самостоятельной научной работы. К тому же в семинарии есть то, что мы называем послушанием, - работы, которые выполняют студенты. Например, дежурство на вахте или уборка территории. Студенты академии от этого освобождены.

- А с бытовой точки зрения как у вас живут?

- Обучение у нас бесплатное, студенты обеспечены всем: питанием, им шьют подрясники, в которых они ходят на занятия, выдают небольшую стипендию. В семинарии в комнате живет 4 - 6 человек. Удобства на этаже. Чем выше студент продвигается по учебной лестнице, тем больше у него возможностей улучшить свои условия - те, кто пишет магистерские работы в академии, живут уже в отдельных комнатах, чтобы им лучше работалось. У нас почти 500 студентов - помимо семинарии и академии есть еще регентское и иконописные отделения, и мы были бы рады поселить всех в комнатах по 1 - 2 человека, но просто не имеем такой возможности. Второе наше здание по адресу: Обводный канал, 7, которое нам уже давно должны были передать, пока не возвращено - в нем до сих пор находится физкультурный колледж, который никак не может подобрать альтернативное помещение.

- Женатые студенты могут жить дома?
- Да, конечно.

- Сталкиваетесь ли вы с проблемой, характерной для светских вузов, - когда выпускники не идут работать по специальности, и деньги на их образование оказываются потраченными зря?

- Конечно, хотелось бы, чтобы человек стал священнослужителем или церковнослужителем, но если он в семинарии понимает, что это - не его стезя, и выбирает какую-то другую стезю, оставаясь при этом церковным человеком, - что ж, это его путь. Невольник - не богомольник, как говорит русская пословица. Наверное, лучше, если человек это осознает в семинарии, чем после рукоположения он поймет, что ошибся. Четкой статистики, сколько наших студентов не становятся священнослужителями, у нас нет. Однако мы готовим не только священно- и церковнослужителей, но и регентов церковных хоров, иконописцев - тех, кто может также трудиться на благо Церкви.

- Какой у вас конкурс?
- В этом году 1,5 человека на место в семинарию, в академию - 1,3. Поскольку мы ограничены в помещениях, то не можем принять желающих. Принимая, ориентируемся не только на уровень знаний, но и на церковность человека. В 90-е годы нередко рукополагали в священники людей, не имеющих богословского образования. Для них мы открыли заочное отделение семинарии, а в следующем году - и академии.

- В начале 90-х конкурс был больше?
- Когда я поступал в семинарию в 92-м году, конкурс был выше, 2 - 3 человека на место. Тогда был совсем другой контингент абитуриентов, поступало много людей, уже имевших высшее образование. Многие под тридцать, состоявшиеся в жизни люди. Правда, тогда на всю страну действовало всего несколько семинарий. Сейчас в семинарии поступают в основном 17-летние - те, кто посещал воскресную школу и решил посвятить свою жизнь служению Церкви. У таких людей нет своего жизненного опыта, они только что со школьной скамьи, но зато это в основном ребята, которые связаны с Церковью, представляют себе, что такое жизнь Церкви и служение священника. Сейчас ситуация с числом поступающих стабилизировалась, но начинается демографическая яма, которая скажется на всех учебных заведениях, в том числе и на нашем.

- Что у вас сдают на вступительном экзамене?

- Катехизис, т.е. основы христианского вероучения, библейскую историю, историю Церкви, основы богослужения, чтение на церковнославянском языке и сочинение по русскому языку. Плюс все поступающие проходят собеседование с ректором, проректорами и духовником академии.

- Как решается вопрос с армией?
- Очень тяжело. Законодательно этот вопрос пока не решен. Мы боремся за каждого студента. Если наша борьба заканчивается неудачно - есть военные части, тесно связанные с православным храмом, находящимся рядом, и мы стараемся, чтобы наши студенты попадали туда. После армии мы рады принять их обратно и наш ректор дарит каждому такому вернувшемуся ноутбук. Конечно, обидно, когда хотят забрать в армию студентов академии, потому что перерыв в учебном процессе сказывается на них негативно. Когда мы получим государственную аккредитацию, эта проблема, я надеюсь, будет решаться проще.

- То есть сейчас у вас могут призвать студента с любого курса?

- Фактически да.

- Какие предметы преподают в семинарии?
- Блок, связанный со Священным Писанием, богословие, история христианской Церкви, более углубленно - Русской Православной Церкви. Есть пастырский блок - аскетика, т.е. основы духовной жизни, литургика, каноническое право - церковное законодательство, и т.д. Помимо этого, светские науки - педагогика, психология, информатика, но, конечно, с нашей спецификой. Есть гомилетика - наука о проповеди. Мы договорились с некоторыми храмами города, в которых по воскресеньям проповедуют наши студенты. В этом учебном году мы вводим социальную практику, в рамках которой наши воспитанники будут работать в разных социальных учреждениях, помогать людям в трудной жизненной ситуации.

- То есть один читает проповедь, все остальные слушают, а потом обсуждают?

- У нас есть учебные проповеди, они произносятся в академическом храме, записываются на видео и разбираются на занятиях по гомилетике. В храмах же города произносят проповеди во время обычного богослужения.

- В свободное время студенты самоорганизуются? КВНы или спортивные соревнования устраивают?

- Я, признаться, не встречал с их стороны инициативы организовать КВН. У нас есть футбольная команда, она регулярно участвует в турнирах. Возможности заниматься спортом имеются, хотя и не в том объеме, в котором нам хотелось бы. Студенты проводят концерты, в том числе и с соревновательным элементом. В семинарии и академии существует студенческий совет, и мы вместе занимаемся всеми этими вопросами.

- Как вы взаимодействуете с другими конфессиями и религиями?
- У нас хорошие отношения с католической семинарией в Петербурге. Их студенты нас недавно посещали, и мы в ближайшее время пойдем познакомиться с их жизнью. Как правило, сотрудничество выражается в участии в конференциях и работе в библиотеках друг друга. Какого-то широкого сотрудничества с нехристианскими религиями у нас нет. Есть курс по истории религии, но он построен в форме лекций и семинаров.

- А вы студентов готовите для диспутов с другими религиями?
- Форма диспута - это некая средневековая форма. Сейчас лучше говорить о диалоге. Хотя формат дискуссий на семинарских занятиях применяется довольно широко. Кроме того, есть предмет апологетика - защита православного учения. Мы закладываем базу, на основании которой впоследствии наши выпускники, если у них появится необходимость вести диалог или диспут, могут вполне адекватно представить православную точку зрения.

Возможно ли выпускнику католической семинарии поступить в вашу академию. Или вашему студенту поехать учиться на Запад?
- Да, сейчас наши студенты учатся в Германии, Франции, Италии и Америке. В рамках Болонского процесса как раз пытаются реализовать систему модульности, когда человек ряд модулей прослушал в одном учебном заведении, потом поехал в другое. Я, например, учился в Германии, там защитил докторскую. Но чтобы выпускник католической семинарии поступил к нам - вряд ли это возможно, поскольку у каждой семинарии своя специфика. Хотя у нас есть семинарист, который раньше учился в католической семинарии, но теперь перешел в православие. Какие-то предметы мы ему зачли, какие-то он должен досдавать.

- Почему вы учились именно в католическом учебном заведении?
- Вначале это были курсы немецкого языка университета в Германии, который предлагал стипендию для православных студентов. Потом я погрузился в университетскую жизнь и остался там учиться. Вообще нам нужны специалисты по западному богословию, некоторые отрасли науки - библеистика, историческая литургика - очень глубоко разрабатываются именно западными исследователями. Без контакта с ними серьезных наработок нам не осуществить.

- С дипломом светского вуза можно поступить в академию?
- Обычно мы берем таких студентов на старшие курсы семинарии, поскольку у нас есть ряд пастырских дисциплин, отсутствующих в светской теологии. Например, гомилетика, практическое руководство для пастырей и т.д.

- Выпускник светского вуза может быть рукоположен в священники?

- Теоретически да, хотя сейчас существует тенденция рукополагать только после получения богословского образования.

- Светские преподаватели у вас есть?
- Да. Например, стилистику читает преподаватель из РГПУ им. Герцена, ряд исторических предметов - из СПбГУ. Для нас важно, чтобы они понимали нашу специфику, подходя к преподаванию не просто формально - отчитать лекцию, и все. Надо найти точки соприкосновения между преподаваемым предметом и жизнью наших студентов.

- Куда можно идти работать с богословским образованием, кроме как в церковь?

- Например, один выпускник нашей академии сейчас - советник председателя Совета Федерации, он будет у нас в следующем семестре преподавать предмет «Светское законодательство в религиозной сфере». Проблема с трудоустройством выпускников светских богословских вузов существует, пока не введено преподавание «Основ православной культуры» в школах. Хотя многие выпускники по специальности «светская теология» преподают, занимаются переводами, многие работают на приходах. Здесь все зависит от того, как человек воспринимает свое образование, будь то в семинарии или в светском вузе, - как подготовку к работе или как подготовку к служению. Православной Церкви нужны люди, готовые служить в ней, а не просто рассматривающие ее как место работы.

- А полковых священников вы готовите?
- В этом году у нас нет курса по взаимоотношениям Церкви и армии - в следующем, я надеюсь, он уже будет. Тем не менее, мы регулярно приглашаем священников, которые работают в военных частях, на встречи с нашими студентами, чтобы они делились своим опытом.

Я смутно помню из курса истории, что до революции священнику обязательно было жениться - иначе он не получал приход.
- До революции неженатых священников практически не было. Либо монахи, либо женатые священники. Нынешние неженатые священники - не очень распространенное явление, скорее, исключение. Человек до принятия сана должен определиться со своим жизненным путем - будет ли он жениться или примет монашество. Поэтому прежде, чем принимать соответствующее решение, студенты должны хорошо подумать и все взвесить. В том числе и по этой причине мы не рукополагаем никого до третьего курса. Ведь большинство из тех, кто к нам приходит, - выпускники школ, у которых желание стать священником существует нередко пока только на эмоциональном уровне.

- С церковной историей все более-менее понятно. А на какую тему можно писать дипломы по другим разделам богословия?

- У нас каждый год утверждаются темы дипломов, и их спектр очень широкий. Исследование и переводы священных текстов, богословское осмысление философии, в том числе и светской, богословский взгляд на проблемы современного мира, православный анализ инославных и нехристианских религиозных взглядов. Методологически это не обязательно должна быть критика. Находясь в рамках православной традиции, человек может размышлять, как соотнести эту традицию с сегодняшним днем. Например, у нас есть темы дипломов по вопросам биоэтики. Что касается библеистики, то здесь некоторые студенты пишут работы по библейской археологии, занимающейся раскопками в Палестине, и соотнесением этих данных с текстом Священного Писания. У нас сейчас как раз преподаватели находятся на раскопках в Израиле.

- А если результаты раскопок вступают в конфликт с библейским изложением истории?
- К одним и тем же раскопкам и артефактам всегда можно подойти по-разному. Наука движется вперед, и те истины, которые вчера рассматривались под одним углом зрения, сегодня представляются иначе. Мы стараемся предоставлять студентам объективную картину развития науки и рефлексировать ее с точки зрения православия, никоим образом не подтасовывая факты.

Ну вот известная история, что царь Ирод умер за два года до Рождества Христова. Может ли обсуждаться вопрос, что Библия не точна?
- В данном случает вы не найдете в Библии конкретных дат - здесь нигде не сказано, что Иисус Христос родился в первый год Рождества Христова. Эту дату установили в 524 году на основе пасхальных циклов, спроецировав их назад. Конечно, в рамках курса Священного Писания мы говорим об этих данных, разбираем датировку Евангелий и апостольских посланий. Просто это можно делать по-разному: например, с точки зрения рациональной критики или с традиционной православной точки зрения, принимающей во внимание данные современной библеистики.

- Научная работа ведется только в академиях или есть еще какие-то научные центры?

- В наших стенах разрабатываются разные направления богословия: например, очень динамично развивается библейская археология, но вообще-то в России несколько научных богословских центров. У нас довольно активная научная жизнь, и мы хотим, чтобы студенты как можно раньше в нее включались через участие в конференциях, написание статей и т.д. Стараемся выявлять самых сильных и помогаем им продвигаться в научной работе.