Где завтра будет служить патриарх кирилл. Патриарх кирилл будет ежедневно совершать богослужения перед пасхой

Пару дней назад в Кировскую область приехал патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который встретился с врио губернатора Игорем Васильевым. Он с ним уже знаком: три месяца назад святейший владыка подарил Васильеву на 55-летие орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Теперь же патриарх, который посетил регион ради Великорецкого крестного хода, решил поддержать губернатора словом:

"Дай бог вам и всем, кто с вами будет работать, раскрыть потенциал этого края, чтобы действительно, и люди стали жить получше, и экономика развивалась, и культурная сторона".

Хотите узнать, как крестный ход с участием патриарха Кирилла выглядит изнутри? Читайте репортаж Константина Майбурова! Передаю ему слово.

Мечта многих православных – воочию увидеть Патриарха. Стоит ли оно того? В этом посте я расскажу о своих впечатлениях от приезда патриарха Кирилла в святое место – село Великорецкое в Кировской области. А вы, православные читатели блога Варламова, сами делайте выводы.

В Кировскую область патриарх приезжал, чтобы возглавить Великорецкий крестный ход. Этот ход - традиция, сложившаяся еще в конце XIV века. Смысл хода в том, чтобы раз в год возвращать икону святителя Николая Чудотворца на место обретения - к реке Великой.

По преданию, в 1383 году икона явилась на берегу крестьянину Семену Агалакову. После явления начались чудеса и исцеления, и в честь этого была отстроена часовня. Правда, из-за враждебных языческих племен в округе было решено перевезти святыню на хранение в Хлынов (позже Вятка, ныне Киров). Но раз в год ее привозили на берег реки Великой, на место, где она впервые явилась крестьянину. Так и зародилась традиция крестного хода.

Крестный ход идет шесть дней, с 3 по 8 июня. В начале 2000-х годов количество паломников едва переваливало за пару тысяч. Последние годы около 50-60 тысяч проходит по городу в начале хода и около 30 000 идут весь шестидневный путь.

Кульминация крестного хода – 6 июня, праздник Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца. Он проходит в Николо-Великорецком мужском монастыре в 60 км от Кирова. В этот день крестоходцы целый день отдыхают. Помимо них сюда приезжают еще тысячи паломников со всей области и соседних регионов, чтобы поклонится чудотворной иконе на месте ее обретения, посетить храмы и святые источники. Никакого пьянства, настоящее православное единение.

И этот раз праздничный день, по моему мнению, был напрочь испорчен. Уже с раннего утра вся главная монастырская территория была ограждена от паломников. Им приходилось перемещаться исключительно по лесу и полянкам. Паломники проходили к берегу через узкие проходы, огороженные лентой. Через каждые 20-30 метров стояли полицейские.

Каждого, кто проходил на берег, проводили через рамку и проверяли на металлоискателях.

Был ещё один способ добраться к берегу - по краю основной дороги. Но не беспокойтесь, эти проделавшие многокилометровый пеший крестный путь потные и грязные паломники не попали даже близко к святейшему телу Патриарха.

Они наблюдали за службой издали, сидя в лесочке.

Этот проезд предназначен для единственного человека. От кого огораживать проезд внутри монастырской территории?!

Полицейские и ОМОНовцы везде: и снаружи, и в толпе. Здесь нет случайных людей, одни паломники, зачем столько силовиков?!

Паломники ждут Его Святейшество.

Люди было очень много, но на праздник попали не все. Пришло время приезда Патриарха. Чтобы освободить дорогу патриарху, поток людей перекрыли. И ладно бы на время проезда кортежа. Нет. На все время службы.

Патриарх вот-вот приедет. Дана команда вытряхнуть ковер.

Митрополит вятский Марк и врио губернатора Кировской области Игорь Васильев.

Патриарший кортеж состоял из нескольких "Лэнд Крузеров" с кировскими номерами. Дождались!

Патриаршая служба проходила не в прибрежном храме, а на специально отстроенной к этому дню сцене, прямо как на «Нашествии». Трудно сосредоточиться на молитве. Кругом полиция, кроме того, звук из колонок не выравнивается по громкости: чтение слушать хорошо, а когда начинает петь хор – уши разрываются от громкости.

Потихоньку набралось немалое количество желающих покинуть берег, таких стали выпускать небольшими группами со словами: «Смотрите, обратно не пустим».

А желающие попасть на службу через основной проход так и стояли по другую сторону дороги и наблюдали за службой сквозь полицейский кордон и ветви деревьев.

Поднимаюсь по краю перекрытой дороги наверх к храмам. Там, где всегда в этот день огромное количество народу, сегодня совершенно пусто, стоят только автомобили кортежа.

Любые подходы к храмам охраняются полицией.

Выход в село и вход на территорию монастыря теперь проходит через окольные пути за монастырскими стенами.

Вход-выход - это… пам-пам! дыры в заборе!

Дыры! Твоюжмать! В заборе!

А этот вход на территорию - тупиковый. Через него спуститься на берег не удастся, можно будет лишь посмотреть, как пройдёт Святейший, когда будут нести икону из прибрежного храма в главный Никольский, и как он будет отъезжать на вертолетную площадку.

Выхожу из Великорецкого ловить попутку. А ведь снаружи такая красота! Но и тут менты.

Патриарх улетел аж на двух вертолетах.

Вдоль дороги бесконечные автомобили прибывших на праздник.

Только вот непразднично праздник прошел.

В феврале 2018 года состоялись торжественные мероприятия по случаю девятой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Журналисты и другие эксперты воспользовались поводом, чтобы еще раз оценить: какие изменения произошли за эти годы в церковной жизни.


Труды и дни

Все эти годы главным служением для самого Предстоятеля Русской Православной Церкви остаются, конечно же, проповедь православной веры, молитва и совершение богослужений. Святейший Патриарх Кирилл за девять лет патриаршего служения совершил около двух тысяч богослужений, так, например, в минувшем 2017 году он отслужил 200 литургий.

В то же время под управлением Святейшего Патриарха в церковной жизни произошло много значимых перемен. Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось за это время со 159 в начале 2009 года до 303 в начале 2018 года. За это же время число архиереев возросло с 200 до 378. Для улучшения церковного управления на местах было образовано 60 митрополий, объединяющих в себя по несколько епархий каждая. Был создан Среднеазиатский митрополичий округ, а в Московской городской епархии, правящим епископом которой является сам Святейший Патриарх, для оптимизации управления были созданы викариатства. Все эти перемены не случайны, так же как не случайно и то, что начались они именно в 2010-х годах: это обусловлено в том числе тем, что за прошедшие девять лет существенно увеличилось число действующих храмов и приходов, а также значительно расширился церковный клир.

Достаточно вспомнить программу «200 храмов», реализуемую сегодня в Москве. Когда Святейший Патриарх Кирилл выступил ее инициатором, предложив в первую очередь решить проблему с отсутствием храмов в огромных спальных районах, возведенных в советские годы, эта идея столкнулась с широкой критикой недовольных, утверждавших, что новые храмы останутся пустыми и невостребованными, однако уже сегодня очевиден результат – по воскресеньям и праздникам храмы, построенные по «программе 200» бывают полностью заполнены прихожанами.

По предложению Патриарха несколько лет назад в Церкви был изменен подход к подсчету статистики числа действующих храмов: если раньше основным показателем было количество построенных зданий, то теперь в церковных документах ведется учет в первую очередь живых общин и приходов. Критерий один – храм считается действующим, если в нем хотя бы раз в неделю совершается Божественная литургия и люди приступают к главному христианскому таинству – Причастию, без которого невозможно представить подлинной христианской жизни. Новый метод подсчета показал: растет не просто число возводимых церковных зданий, растет и число настоящих живых христианских общин. Подчас возникает ситуация, когда полноценного здания для храма все еще нет, а община – уже появилась. И этот показатель служит лучшим ответом на критику тех, кто выступает против строительства новых церквей.

За годы патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла значительные изменения произошли и в вопросах общецерковного управления. Так, Архи­ерейский Собор собирался за это время целых 5 раз, а в годы, когда он не проводился, регулярно проходили заседания Архиерейского совещания. В качестве главного исполнительного органа, реализующего решения соборов и Священного Синода, был создан Высший Церковный Совет.

Появился также целый ряд новых общецерковных учреждений, названия которых говорят о том, какие приоритеты ставит сегодня перед Русской Православной Церковью ее Предстоятель. Это Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви­ с обществом и СМИ, комитет по взаимодействию с казачеством, Патри­ар­ший совет по культуре, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства и ряд других.

Отдельно следует сказать об опыте абсолютно новой для Русской Право­славной Церкви структуры, созданной по личной инициативе Патри­арха Кирилла, – Межсоборном присутствии. Это уникальная дискуссионная площадка, на которой представителями духовенства и верующими мирянами ведется постоянная работа по самому широкому кругу проблем, которые стоят сегодня перед Церковью. Межсоборное присутствие – не просто консультативный орган, именно им был подготовлен целый ряд важнейших общецерковных документов, которые затем были вынесены на обсуждение Соборов и утверждены ими в последние годы.

В составе Присутствия работает целый ряд профильных комиссий, охватывающих вопросы от богословия, пастырских проблем и церковного права до вопросов современного общества, науки и культуры. Межсоборное присутствие стало важнейшим фактором внутрицерковного диалога.

Все девять лет Святейший Патриарх Кирилл регулярно совершает пастырские поездки по епархиям Русской Православной Церкви, всего за это время он совершил 221 поездку в 116 епархий.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл­ официально посетил Поместные Православные Церкви: Константино­польскую, Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую, Кипрскую, Элладскую и Польскую.

Большое внимание Святейший Патриарх уделял все эти годы проблеме прав христиан, подвергающихся гонениям, и в первую очередь – христиан Ближнего Востока, где в последние десять лет в связи с изменившейся геополитической обстановкой древнейшие христианские общины оказались под прямой угрозой физического уничтожения. Предстоятель Русской Православной Церкви неоднократно призывал мировое сообщество обратить внимание на ситуацию с преследованием ближневосточных христиан. Именно эта проблема стала одной из основных в диалоге с католической Церковью, в том числе во время исторической встречи Патри­арха Московского и всея Руси и Папы Римского Франциска на Кубе 12 февраля 2016 года, которая позволила вывести на качественно новый уровень сотрудничество православных и католиков в деле защиты прав христиан и отстаивания традиционных христианских ценностей в современном быстро меняющемся мире.

При этом Русская Православная Церковь не оставляла и усилий по оказанию прямой помощи ближневосточным христианам. Буквально через три дня после девятой годовщины интронизации Святейшего Патриарха в Сирии прошла гуманитарная акция, куратором которой выступил лично Предстоятель Русской Православной Церкви. В рамках нее делегация Межрелигиозной рабочей группы Совета при Президенте России осуществила крупнейшую раздачу гуманитарной помощи, собранной на средства российских верующих. Христианские священники и представители мусульманского духовенства разгружали машины с гуманитарным грузом и совместно раздавали его нуждающимся сирийцам вне зависимости от их религиозной принадлежности. Груз был расфасован по рассчитанным на одну семью коробкам весом более 25 кг каждая. В продуктовые наборы, состав которых был сформирован с учетом реальных нужд сирийского населения, вошли мука, сахар, крупа, макароны, сухое молоко, подсолнечное масло, рыбные и мясные консервы. Получавшие помощь сирийцы отмечали высокое качество продуктов, правильно подобранный состав груза и то, что многое из представленного перечня крайне сложно купить в Дамаске. Содержимого каждой коробки может хватить для того, чтобы семья из пяти человек имела пропитание в течение как минимум двух недель. Общий объем раздаваемого в рамках данной акции груза является рекордным – 77 тонн…


Миссия продолжается

Традиционно день годовщины интронизации 2 февраля начался в этом году с Божественной литургии, которую Предстоятель Русской Православной Церкви совершал в интронизационных облачениях. Вместе с ним сослужили несколько десятков архиереев, в числе которых были Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский Павел, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и другие.

По окончании Литургии Блаженнейший митрополит Онуфрий огласил поздравительный адрес Святейшему Патриарху от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви. Сам Патриарх обратился к собравшимся с проповедью, в которой ответно поблагодарил верующих за молитвы, призвал помнить о миссии Церкви в современном мире и о необходимости анализа происходящих сегодня исторических изменений с позиций православного христианства.

Патриарх поделился также некоторыми своими личными впечатлениями, напомнив, что его интронизация пришлась на день, когда по церковному календарю отмечается память святителя Марка Эфесского. Предстоятель Русской Православной Церкви признался, что этот святой очень важен для него.

Жизнь Марка Эфесского пришлась на 15 век, период так называемой Ферраро-Флорентийской унии, которая стала попыткой грубого, почти насильственного воссоединения православных и католиков под властью Ватикана. Такой подход получил осуждение со стороны Православной Церкви, а два года назад на встрече со Святейший Патриархом Кириллом о вреде и ошибочности унии заявил и Папа Римский Франциск. Однако в середине 15 века уния имела немало сторонников, вспоминая об этом Патриарх Кирилл отметил, что святитель Марк Эфесский оказался тогда в меньшинстве, но он выступил против огромной ошибки, которую делали другие церковные деятели, не сознававшие, какие последствия могут за этой ошибкой последовать. Ему удалось отстоять верность Православию и сохранить течение истории в том виде, в каком, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «мы его знаем по крайней мере до XXI века».

– Многие считают, что Право­славие – это устаревшая вера, никак не связанная с модернизацией или теми процессами, которые происходят в западном мире и перед которыми многие, в том числе россияне, порой абсолютно некритично преклоняют свою главу, – сказал Патриарх. – Сегодня хранить православную веру, как ее хранил Марк Эфесский, означает не терять способность прилагать Божественные критерии к тому, что происходит в наше время… Каждый день новости, связанные с развитием научно-технического прогресса, – с тем, чтобы человеку было легче что-то делать, чтобы ему нужно было меньше думать, чтобы нажатием кнопки перед ним открывался весь мир, чтобы он чувствовал свое всемогущество. Но пред лицом всех этих новаций, многие из которых несут в себе опасность не только для сохранения веры, но и для будущего рода человеческого, у Церкви должна оставаться способность давать мудрые и спасительные комментарии, в духе веры православной. Это и будет хранение православной веры, а лучше сказать, актуализация нашего Священного Предания по отношению к проблемам, задачам или, как теперь говорят, вызовам современности.

Патриарх высказал слова благодарности духовенству и мирянам – всем, кто участвует сегодня в служении Русской Православной Церкви или поддерживает его.

– Дай Бог, – сказал Святейший, – чтобы миссия Церкви – миссия миротворчества, миссия поддержки слабых и больных, миссия поддержки наших детей и молодежи, миссия поддержки наших семей – развивалась не потому, что Патриарх так говорит, а потому что само время и Божественный промысл указывают нам этот путь.

Почет и благодарность

В день годовщины интронизации в Патриарших покоях кафед­рального соборного Храма Христа Спасителя Святейшего Патриарха Кирилла с девятой годовщиной интронизации поздравил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви провели краткую беседу в неформальной обстановке, в ходе которой обсудили Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве 29 ноября – 2 декабря 2017 года.

– Поздравляю вас с этим и благодарю, что такое важное для общественной жизни страны мероприятие прошло, и прошло на таком уровне и с таким результатом, – сказал глава государства.

Святейший Патриарх Кирилл отметил, что принятые на Соборе документы «пошли в жизнь», и выразил надежду на то, что «это будет содействовать укреплению жизни Русской Церкви и вообще консолидации здоровых сил общества».

Также в этот день состоялся торжественный прием, который посетили члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сотрудники общецерковных учреждений и Московской Патриархии, духовенство Москвы и Московской области, представители Поместных Православных Церквей, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства России, правительств Москвы, Московской области и регионов страны, а также общественных и благотворительных организаций.

С поздравительными речами на приеме выступили Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. От лица представителей Поместных Православных Церквей Святейшего Патриарха приветствовал представитель Патри­арха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Мос­ковском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон.

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел огласил поздравительный адрес Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко и поздравил Святейшего Патриарха от лица епископата, клира и мирян Белоруссии.

В этот день поздравить Святейшего Патриарха Кирилла в Храм Христа Спасителя прибыли: председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин, первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Дмитриевич Жуков, заместитель председателя Правительства Ольга­ Юрьевна Голодец, руководитель Аппарата Правительства РФ Сергей Эдуардович Приходько, первый заместитель руководителя Администрации Президента России Сергей Владиленович Кириенко; министр культуры Владимир Ростиславович Мединский, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, губернатор Мос­ковской области Андрей Юрьевич Воробьев.

Святейший Патриарх Кирилл принял поздравления от членов Священного Синода, глав митрополий, иерархов, представителей Поместных Православных Церквей, синодальных учреждений, наместников ставропигиальных обителей и духовенства, представителей государственных и общественных организаций Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также из более чем 20 стран дальнего зарубежья, где существуют епархии Русской Православной Церкви.

Патриарх Кирилл – широко известная личность современной России, обильная деятельность которого вызывает уважение во всем мире. Помимо своих основных обязанностей глава православной церкви вносит вклад в развитие России, глубоко вникает во внешнеполитическую деятельность страны и ведет активную благотворительную программу.

Родился Патриарх Кирилл (в миру Гундяев Владимир Михайлович) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника. Отец будущего Патриарха Московского и всея Руси к моменту рождения сына был рукоположен в иереи храма Смоленской иконы Божьей матери, а мать Раиса Кучина работала учителем немецкого языка в местной школе. Владимир Михайлович в семье был средним ребенком, у него есть старший брат Николай и младшая сестра Елена, деятельность которых также тесно связана с религией.


Детство Патриарха Кирилла прошло как у обычных детей – он закончил восемь классов среднеобразовательной школы, после которой поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а по ее окончанию в духовную академию. В 1969 году он был пострижен в монашество, где его нарекли именем Кирилл.

В 1970 году будущий глава православной церкви с отличием окончил духовную академию и получил степень кандидата богословия. С этого момента и началась церковная деятельность священника, который достиг религиозной вершины и стал первым в истории Патриархом Московским и всея Руси, рожденным в Советском Союзе.

Епископство

Религиозная деятельность Патриарха Кирилла с самых истоков стремительно развивалась. В течении первого года после окончания духовной академии и монашеского пострига священник несколько раз возводился в высший сан, а также был назначен представителем Московского патриархата при Женевском Всемирном совете церквей. Через три года он получил назначение на должность ректора духовной семинарии и академии Ленинграда и возглавил епархиальный совет Ленинградской митрополии.


В марте 1976 года отец Кирилл получил посвящение в сан епископа и стал членом комиссии по вопросам межцерковных сношений и христианского единства в Синоде. В 1977 году епископ Выборгский был возведен в сан архиепископа, а через год уже управлял патриаршими приходами в Финляндии. В 1978 году архиепископ Кирилл стал заместителем главы Отдела внешних церковных сношений и начал преподавательскую деятельность в Московской Духовной Академии.


В 1984 году будущий глава Православной церкви был назначен архиепископом Вяземским и Смоленским, а в 1986 году стал управляющими православными приходами Калининградской области. Проявив недюжинное трудолюбие и желание служить Богу, Патриарх Кирилл в 1989 году был назначен постоянным членом Синода, где активно участвовал в разработке законов о вероисповедании и религиозных свободах. В феврале 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.


В период развала СССР и политических потрясений в России он занимал четкую миротворческую позицию, чем завоевал доверие и уважение среди населения. Тогда же митрополит внес значимый вклад в сохранение и укрепление мира, за что трижды награждался почетной Ловийской премией.

В период середины 90-х годов Московская патриархия существенно проявила свою политическую активность, а будущий глава Православной церкви стал своего рода «премьер-министром русской церкви». Благодаря ему произошло воссоединение Русской Православной Церкви с приходами в зарубежье, а также были стабилизированы отношения РПЦ с Ватиканом.

Патриаршество

К патриархальному престолу митрополит Кирилл пришел благодаря своей активной общественной и политической деятельности. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.


В 2008 году после смерти Алексия II местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Кирилл, который в 2009 году на поместном голосовании был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных. Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны, а именно действующий тогда президент России с супругой , премьер-министр РФ , супруга экс-президента страны и глава Молдавии Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.


Патриарх Кирилл до сегодняшнего несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Его встречи с западными религиозными деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Скандалы

Несмотря на данные соцопросов, подтверждающие, что патриарха Кирилла поддерживают порядка 99% населения, он неоднократно становился фигурантом громких скандалов, широко обсуждаемых в обществе. Его критиковали за участие в организации импорта табачной и алкогольной продукции в Россию и незаконном пользовании налоговыми льготами. Тогда большинство религиозных деятелей назвали данную акцию провокацией главы православной церкви и намерением запятнать имя религиозного человека.


После этого духовнослужителя попытались уличить в материальных слабостях, на которые по церковным законам он не имеет права. Зарубежные СМИ «насчитали», что состояние патриарха Кирилла достигло 4 млрд долларов. При этом во владения главы Патриархата «включили» дорогостоящий пентхаус, золотые часы Breguet, стоимостью 30 тыс евро, яхты, самолеты и дорогие автомобили.


На все скандалы, связанные со своей персоной, патриарх Кирилл сделал категоричные опровержения и заявил, что средства Московской патриархии используются по целевому направлению и идут на развитие храмов и благотворительность. Все подобные заявления глава православной церкви считает попытками унизить и подорвать его авторитет в РПЦ, а «критикующих церковь» людей призывает к духовному исцелению.

Личная жизнь

Личная жизнь патриарха Кирилла заключается в служении людям и Богу. Он по церковным законам не имеет возможности иметь мирскую семью. Дети Патриарха Кирилла – это его многочисленная паства. Глава православной церкви уделяет особое внимание благотворительности и заботе над детьми, лишившихся родительской опеки.


Помимо этого он глубоко вникает в политические процессы России, ведет активную внешнеполитическую деятельность и смело высказывает свое мнение, даже если оно идет вразрез с идеологией политической элиты РФ.

Особое место в жизни патриарха Кирилла занимает научно-просветительская деятельность. Он является автором ряда книг и статей об истории христианской церкви и православном единстве. Помимо этого он является почетным членом российских и зарубежных духовных академий и входит в состав Комиссии по госпремиям в области литературы.

1 февраля 2014 года исполняется 5 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Наместник, братия и прихожане Сретенского ставропигиального монастыря, студенты Сретенской духовной семинарии и, конечно же, редакция со всеми его многочисленными читателями от всей души поздравляют Предстоятеля Русской Церкви с 5-летием интронизации, желают долгих лет жизни и всесильной помощи Божией в несении тяжелейшего креста управления крупнейшей в мире Поместной Православной Церквью.

Накануне этого праздничного дня мы попросили руководителя Патриаршей пресс-службы диакона Александра Волкова рассказать о Святейшем Патриархе с малоизвестной широкой публике стороны — как о пастыре, монахе и проповеднике, в чьей жизни явственно ощущается действие Божественного Промысла.

Ритм жизни Святейшего

— Уважаемый отец Александр, мы видим, в каком тяжелейшем ритме жизни живёт Святейший: практически каждый день он служит, рукополагает клириков, встречается со множеством людей и при этом умудряется говорить замечательные проповеди. Наверняка ещё и прочитывает целые тонны официальных документов. Расскажите, как строится его день.

— Да, действительно, график Патриарха таков, что, находясь рядом с ним, зачастую не понимаешь, как человек может всё это вместить и выдержать.

Но, с другой стороны, находясь рядом, видишь, что Святейший, в первую очередь, черпает свои силы из личной, очень глубокой духовной жизни и именно по отношению к ней соизмеряет всё остальное. Устраивает свою жизнь на духовном основании. Вспоминается известная Евангельская истина: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27). И на первом месте здесь стоит .

Молитвой, как и у всякого православного человека, начинается его день. Патриарх совершает ежедневные правила и богослужения, скрытые от людских глаз, в храме своей резиденции в Переделкино. Здесь, в Даниловом монастыре, Святейший перед началом рабочего дня и по его окончании заходит в храм, прикладывается к иконам и святыням.

Но даже эта сторона — внешняя. Внутри же — полное осознание того, что Патриарх в руках Божьих. Как несколько раз говорил Святейший, Бог не даёт креста выше человеческих сил, и если жизнь Предстоятеля Русской Церкви складывается подобным образом, то в этом есть несомненный Промысл Божий как о нём, так и, разумеется, обо всей нашей Поместной Церкви. Наверное, сейчас, в нынешних условиях, просто невозможен спокойный, размеренный образ жизни Предстоятеля, седовласого старца, соизмеряющего работу с временем должного отдохновения.

— Тем не менее, нашим читателям было бы интересно и полезно познакомиться с тем, во сколько Святейший встаёт, сколько спит. Люди, которые занимают достаточно высокое положение, прекрасно понимают, что без устоявшегося распорядка дня сложно чего-то добиться, даже если просить у Бога помощи.

— Я, как вы понимаете, могу говорить только о тех вещах, которые вижу сам.

Патриарх встаёт рано утром и после молитвенного правила и завтрака выезжает в Даниловскую резиденцию. Если нужно служить, а происходит это достаточно часто, встаёт ещё раньше.

В первой половине дня Святейший работает с документами и встречается с сотрудниками Патриархии. Во второй половине начинаются официальные встречи и переговоры. К Патриарху часто приезжают разного рода гости: и священнослужители, и представители Поместных Православных Церквей, и представители иных христианских конфессий, других религиозных общин, разнообразные общественные и политические деятели. Очень многие хотят с ним встретиться, ждут этих встреч. Поэтому зачастую день Святейшего расписан поминутно, и свободного времени, насколько я вижу, у Патриарха практически не остаётся.

Подобного рода встречи обычно продолжаются до шести вечера, после чего Патриарх вновь работает с документами, ужинает и в семь, восемь, а иногда и девять часов вечера уезжает домой. Здесь продолжается работа с документами и ближе к полуночи рабочий день оканчивается.

Что касается отдыха… С одной стороны, Патриарх не каждый день приезжает в Даниловскую резиденцию: у него бывают дни, когда он работает дома, в Переделкино. С другой стороны, и отдыхом это не назовёшь, ведь тогда он берёт с собой чемоданы документов. Святейший ежедневно должен прочитывать около 300 страниц различного рода текстов. И это не считая встреч, богослужений, проповедей и подготовки к ним.

Требуется огромное интеллектуальное и эмоциональное напряжение, чтобы выдерживать такой график.

— Да, это не роман. Это разноплановые тексты, документы самого разного уровня, направления и масштаба, и на каждый из них нужно реагировать по-разному, очень быстро переключаться от одного к другому.

Святейший ежедневно должен прочитывать около 300 страниц различного рода текстов

По моему мнению, это нормальное явление, естественное следствие той гигантской работы, которая происходит сейчас в Церкви под руководством Святейшего Патриарха.

Если говорить о том, где Патриарх научился всему этому, то здесь сказывается и многолетний опыт работы в Отделе внешних церковных связей (Святейший принимал участие практически во всех ключевых событиях церковной жизни на протяжении последних 40 лет), но и, конечно же, огромный духовный и жизненный опыт.

Богослужения и молитвенное правило

— В христианах сейчас развивается теплохладность: многие миряне не ходят на всенощные, даже воскресные литургии пропускают. В этом смысле Святейший, конечно же, показывает всем нам пример. Как часто он служит?

— Патриарх служит каждое воскресенье плюс одно-два богослужения на буднях — в среднем, два-три богослужения в неделю. Наверное, приходской священник служит чаще, но для Патриарха со всей его занятостью и делами — это очень много. За истекший год он совершил 237 богослужений, это почти восемь месяцев ежедневных служб. На мой взгляд, это весьма серьезный объем с учетом всех прочих попечений, а что еще очень важно - с учетом того, что многие из этих богослужений совершаются не в Москве, а в сложных поездках. Обычный график поездки - перелет, прибытие, вечернее богослужение и слово к людям, которые ждут Патриарха. Затем ужин с епископатом и представителями местных властей - это тоже всегда проповедь, потому что Патриарх использует такого рода неформальные встречи опять же для откровенного разговора о Церкви, о пастырском служении. Здесь никогда не происходит каких-то пустых бесед о погоде или местных обычаях. На утро Литургия, благословение верующих, короткий перерыв, посещение храмов и какие-то другие составляющие программы визита, снова самолет, перелет. Это не самое легкое дело, но в центре него всегда - богослужение и проповедь.

За истекший год Патриарх совершил 237 богослужений, это почти восемь месяцев ежедневных служб

И когда задаешься вопросом - откуда на все это находятся силы, то надо понимать, что любое богослужение, которое совершает Патриарх (в первую очередь, конечно же, Литургия) — это огромное духовное событие для него лично. Я всегда молюсь в алтаре, когда Святейший совершает Евхаристию, и ни разу не видел, чтобы он с усталостью, безучастно или, как говорят, «регулярным образом» Ее совершал. Он всегда черпает силы из самого богослужения, ему на службе легко.

Патриарх всегда вслух читает молитвы Евхаристического канона, тайные и священнические молитвы. Это давняя питерская традиция. Она помогает находящимся на богослужении людям понимать и осознавать, с одной стороны, само богослужение, с другой стороны, — то напряжение, с которым Патриарх погружён в молитву. Ты и сам в этот момент вынужден — а другой возможности просто не остаётся — сугубо молиться. И это, конечно, дорогого стоит!

Всякий раз Патриарх служит Литургию как будто впервые

Всякий раз, даже если литургия совершается им каждый день на протяжении какого-то периода времени, Патриарх служит её как будто впервые. С очень сильным чувством. И это, конечно, даёт большой импульс для тех, кто молится вместе с ним.

— Но ведь и Великим постом, в те дни, когда по Уставу литургии не положено, Святейший часто служит?

В таинстве покаяния, таинстве изменения ума (как переводится это слово с греческого) заключается очень глубокая духовная составляющая. Патриарх не раз говорил, что — это важнейший инструмент для правильного устроения человеческой жизни. И прибегать к исповеди нужно настолько часто, насколько того требует душа, а совсем не один или четыре раза в год постами.

Конечно, очень важно, что духовник Патриарха живёт вместе с ним в переделкинской резиденции. Там отец Илий принимает людей, там же сослужит Патриарху всякий раз, когда тот совершает богослужения в домовом храме. Немаловажно, кстати, и то, что отец Илий — носитель афонской духовной традиции: он более десяти лет был духовником Свято-Пантелеимонова монастыря. Вы верно подметили, что духовник Патриарха фактически учился вместе с ним в ленинградских духовных школах. И степень духовного доверия отцу Илию такова, что Патриарх склоняет свою главу перед сокурсником. Это показывает пример того, как надо относиться к духовнику. А заодно и даёт людям представление о духовной жизни Святейшего.

в жизни Патриарха

— А бывает такое, чтобы Патриарх приоткрывал свою духовную жизнь, рассказывал бы, например, какие-то душеполезные жизненные истории?

— Да, Святейший иногда делится случаями из своей жизни или из жизни своей семьи.

Мне очень нравится история о мешке с мукой. Дед Святейшего Василий Степанович около тридцати лет просидел в тюрьмах и лагерях за борьбу с обновленчеством. Впервые он был арестован в двадцатые годы. Жена с семью детьми оставалась одна, и она с трепетом спросила Василия перед тем, как его забрали в тюрьму: «На кого ты нас оставляешь? Мы же все погибнем! Голод!» И тогда он ответил, что идет страдать за Христа, и потому с семьей ничего не случится — Господь все управит. Это были довольно ответственные слова, ведь они жили в Поволжье, а там свирепствовал голод.

И в какой-то момент в доме не осталось ничего — даже горсти муки. Вечером были испечены последние лепешки для семерых детей, и Параскева Ивановна сказала: «Дети, у нас нечего есть завтра — завтра мы начнем умирать». А ночью произошло чудо: раздался стук в окно, и рядом с дверью стоял мешок муки... И этот мешок муки спас семью будущего Патриарха.

Эта, казалось бы, незначительная история (кстати, сейчас стало известно, кто был тем ночным гостем) показывает, как трепетно Патриарх относится к своему деду-исповеднику, которого считает примером и образцом для подражания.

Любимая тема для проповедей

— Несколько месяцев назад мы завели на сайте еженедельную рубрику «Слово Патриарха». К нашей радости и, признаться, удивлению, она стала необыкновенно популярной, — и это при том, что наши читатели обычный «официоз» не очень-то жалуют. Однако Святейший прекрасно говорит. Он в состоянии выйти на амвон и кристально четко, чеканя слова, произнести проповедь как по писаному. Откуда у Патриарха этот уникальный дар слова? Или это совершенно необъяснимо?

— Да нет, всё это вполне объяснимо.

И тут надо сразу сказать, чтобы никакой священнослужитель не обольщался, видя проповеднический дар Святейшего, что и сам он может просто так, без подготовки, выйти и произнести проповедь: мол, есть Божественный дар — и достаточно!

Существенная часть жизни Святейшего уходит на подготовку к проповедям

У Патриарха есть несомненный дар проповедничества и, если говорить со светской точки зрения, исключительные для нынешнего времени ораторские дарования. Но это не отменяет того факта, что он очень и очень тщательно готовится к каждому своему публичному выступлению — в первую очередь, конечно же, к проповеди. Накануне ее произнесения он внимательно читает Евангельские и Апостольские зачала (как вы знаете, почти всегда он говорит проповеди на их основе) и их толкования, читает святоотеческую литературу и многое другое. Я точно знаю, что существенная часть жизни Святейшего уходит на подготовку к проповедям.

— Значит, и здесь, несмотря на наличие таланта, обязательна работа?

— Конечно. Патриарх всегда старается хотя бы на пять минут до начала проповеди сосредоточиться. Он просит, чтобы на какое-то время после причастия в алтаре к нему не подходили люди под благословение, просит всегда с пониманием к этому относиться. Какое-то время сидит, думает над проповедью, собирается с мыслями, что-то формулирует. Почти всегда у него с собой находится лист бумаги, на котором он дома от руки что-то фиксирует. Он повторяет это про себя, то есть речь идёт о существенной интеллектуальной подготовительной работе. Поэтому не нужно думать, что Патриарх вот так вышел и сказал слово экспромтом.

— А есть ли у Святейшего любимая тема для проповедей, к которой он постоянно возвращается?

Божественное измерение жизни должно быть основным

— В своих проповедях Патриарх с самых разных сторон подводит верующего человека к осознанию того, что во главе его жизни должен стоять Христос — а не семья, работа или какие-то другие, пусть и вполне важные её составляющие.

Божественное измерение жизни должно быть основным. И если оно таковым будет, то и вся остальная жизнь человека выстроится правильным образом, как с духовной, так и с человеческой точки зрения.

Всё это глубоко укоренено в Евангелии, ибо и Господь призывает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Один из главных христианских праздников, Рождество Христово, в этом году прошел с особым размахом. В ночь с шестого на седьмое января во всех Православных храмах и церквях прошли праздничные богослужения. Даже в самом крупном в Санкт-Петербурге Исаакиевском Соборе впервые за 90 лет прошла Рождественская служба. Многие верующие отстояли несколько часов на крепком морозе чтобы совместной молитвой отпраздновать рождение Спасителя. Самая главная служба, конечно, состоялась в Москве, в Храме Христа Спасителя. Провёл её сам Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Кирилл. Здесь же собралось множество видных политических деятелей, включая председателя правительства Российской Федерации, Дмитрия Медведева. Вот только нынешний президент России, Владимир Путин, обычно находящийся в центре событий, в очередной раз встречал Рождество вдали от официальных лиц, в простой русской глубинке. Сознательно ли или по Божьему промыслу, он, тем самым, избежал страшного греха, совершенного на виду у всей страны.

Рождественская Литургия из Храма Христа Спасителя в прямом эфире транслировалась по центральным телеканалам. За нарядными одеждами священнослужителей, за пёстрым разнообразием прихожан, за красивой праздничной атрибутикой, миллионы людей упустили из виду один факт чрезвычайной важности, а именно присутствие на Литургии Верных как минимум двух клириков в католическом облачении. Те же, кто это заметил, скорее всего, не придал значения по причине непонимания происходящего. Разумеется, такое оправдание уместно лишь для имитирующих Православность захожан, но никак не истинных верующих, и уж тем более не для присутствовавшего духовенства. Случившееся настолько серьёзно, что ставит под сомнение легитимность действий текущего руководства Русской Православной Церкви. А потому, конечно, требует подробного разбора.

Нахождение на Литургии Верных, в отличии от всех прочих церковных служб, априори является общей молитвой. Так как по возгласу Оглашенные изыдите обязаны выйти все кроме верных, то есть крещенных Православных. Далее произносится возглас, что остались только верные. Если на Литургии Верных находятся еретики, откровенно демонстрирующие своим облачением свою ересь, то признание их верными равно впадению в их ересь. Римо-католицизм, то есть Папство, является признанной ересью. Католические служители в своём облачении действительно молились со всеми явно, ибо иной цели стоять вместе с молящимися и ничего не делать у них не было. Допустить, что они любят молча стоять в разных местах города по часу и ничего не делать — лукавство. Отрицать их совместную молитву с присутствующими тоже лукавство, поскольку на записи видно, что они открывают рты и чуть не подпевают.

Более того, еретики находились не где-нибудь, а внутри ограждения, отделяющего простой народ от амавона. Соответственно, их присутствие не могло остаться незамеченным для ведущих службу священников, в том числе для самого патриарха Кирилла. Удивляет и появление еретиков, присутствовавших не с самого начала Службы, а прибывших с небольшой задержкой и спокойно протиснувшихся на заранее предусмотренное свободное место, аки гости дорогие. Возможно, такому отношению способствовал их высокий сан — один из католиков ни кто иной как Паоло Пецци, цельный архиепископ, связанный с движением Comunione e Liberazione , уже своим названием наводящего на серьёзные размышления.


Очень сложно не заметить их присутсвия

Все эти факты доказывают, что состоявшаяся совместная молитва с еретиками была явной, заранее подготовленной и произведённой сознательно. А это является грубейшим нарушением 45-го правила Апостольского собора: Епископ, пресвитер, или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен. Нужно понимать, что отлучение включает в себя и извержение из сана. С этими отлучёнными и изверженными уже невозможно молиться, ибо 10-е правило гласит: Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен. Таким образом, в соответствии с Апостольскими правилами, отлученными от Церкви могут считаться все участники Литургии, в том числе: сам Патриарх Кирилл, митрополит Истринский Арсений, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), епископ Подольский Тихон (Зайцев), ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, схиархимандрит Илий (Ноздрин), которого некоторые называют старцем и духовником Патриарха. Полный список участвовавших священнослужителей можно найти на официальном сайте Патриархии.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что Рождественские чудеса начались заранее. Перед началом праздничного богослужения Патриарх Кирилл обратился ко всем Православным верующим с Рождественским посланием, в ходе которого было сделано заявление, которое можно квалифицировать как попытку раскола Русской Православной Церкви: Призываю всех чад многонациональной Русской Православной Церкви сугубо молиться о скорейшем полном прекращении вражды на Украине. Преподобный Сергий объединил в Святую Русь более 23-х славянских, угро-финских и других племён в единый Русский народ. Всю свою историю Русская Православная Церковь являлась объединяющим фундаментом Русского народа. Так было и с другими Православными народами. К примеру, Грузинская Церковь объединила несколько народностей, среди которых не было, собственно, грузин, в единый народ. А теперь нам хотят сказать, что у Русского народа нет Русской Православной Церкви, его создавшей? Теперь Русская Православная Церковь стала многонациональной? И всё ради прогиба перед антипровославным и русофобским проектом искусственного народа — украинцев, специально созданных для раскола Руси?! Ради этого у нас, у Русских, хотят отобрать Церковь? А не приходила в голову мысль, что мы её просто так не отдадим?

Стоит отметить, что Рождественская служба с католиками совершается не впервые. До этого, ровно при таких же обстоятельствах этот подвиг совершил Патриарх Алексий Второй, заболевший после этой Службы и впоследствии скоропостижно скончавшийся. В тот раз были разосланы письма всем правящим епископам и викариям Патриарха Алексия, в большинстве своём не получившие внятного ответа или оставшиеся без ответа вовсе. Повторять подобную процедуру во второй раз уже не имеет никакого практического смысла — требуются более решительные действия.

С этой неприкрытой демонстрацией ереси становится очевидным, что в руководстве Русской Православной Церкви существует ряд конкретных лиц, заинтересованных не в воссоздании и укреплении единого Русского народа, а в его дальнейшей атомизации и уничтожении. В этом контексте становятся понятны многие странные перестановки, склоки и совпадения, происходящие среди духовенства в последнее время. На этом фоне поражает отсутствие общественной реакции — народ безмолвствует, как бы подтверждая готовность принять даже готовящийся Всеправославный собор в Константинополе с участием явного еретика-экумениста Варфаламея. А что там можно обсуждать, если уже много лет Патриархия не видела причин (не считая избрания текущего патриарха Кирилла) созывать даже Поместный собор? Зачем нужно теперь собор всех Поместных Церквей? На новый календарь еретика папы Григория (григорианский) перейти? Признать украинский раскол? Впрочем, от пренебрегающих Апостольскими Правилами деятелей можно ожидать абсолютно чего угодно. Эдак скоро дело дойдёт до одобрения гомосексуальных браков, как это произошло у заигравшихся с еретиками греков.

Многие спросят, а чего и на каком основании миряне в сложившейся ситуации могут требовать от Патриарха и остальной церковной верхушки? Требования предельно просты — публичное покаяние в совместной молитве с еретиками и неповторение этого проступка в будущем. До этого покаяния все истинные верующие должны считать Патриарха Кирилла и присутствовавшее на Рождественской Литургии духовенство отступниками от Православной Церкви. Оснований для таких требований и отношения более чем достаточно. Мы, конечно, не можем отлучить вышеназванные лица от Церкви — за нас это делают Апостольские Правила. Мы лишь боимся сами выпасть из Церкви, пренебрегая правилами Соборов и Апостолов. Мы не можем не озвучить эту ситуацию, ибо молчанием предается Бог! Кто-то еще, кто заметил бы это вопиющее предательство, мог попросту не смотреть телевизор. А коли нам было даровано увидеть это своими глазами, значит мы должны расценивать это как испытание Веры — станем ли мы молчать или, как подобает истинно Православным людям, сделаем всё от нас зависящее? Мы не хотим, чтобы Кирилл шёл по пути Варфаламея, дошедшего в своей ереси до совместного служения с папой Римским. Мы не хотим отпадения клира от чистоты Православной Веры! Единственная наша вина в том, что нам не всё равно!


Пример эффективной борьбы с еретиками в стиле преподобного Иосифа Волоцкого

Интересна статья?