Карты каких масштабов относят к крупномасштабным. Классификация и назначение топографических карт различных масштабов, планы городов и специальные карты

Правосознание (индивидуальное, групповое, общественное)

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое -- индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На право образование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

  • Ш познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
  • Ш оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
  • Ш регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания , представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правосознание - это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции (теоретическое тело) более сложных форм правовых сознаний (например, национального "российского правового сознания", "белорусского правового сознания" др).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

    Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).

    Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

    Формы проявления правосознания

    • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
    • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства , настроения , переживания.
    • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
    • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
    • Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

    Виды правосознания

    • Индивидуальное правосознание - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
    • Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
    • Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
    • Массовое - правосознание обширных масс людей.
    • Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

    Структура правосознания:

    1. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.
    2. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
    3. Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

    Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

    • Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой .
    • Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
    • Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

    Функции правосознания

    • Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
    • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
    • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
    • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

    Правосознание и право

    Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества . Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

    Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

    Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

    В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

    Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности , справедливости и гуманности , способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

    Литература

    • Алексеев С.С. . - М. : Юридическая литература , 1981. - Т. 1. - 361 с.
    • Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах . - М. : Юридическая литература , 1982. - Т. 2. - 360 с.
    • Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. - М. : Высш. школа , 1982. - 183 с.
    • Бура Н.А. Функции общественного правосознания. - К. : Наукова думка, 1986.
    • Высоких Ю.В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2006. - № 13(68) .
    • Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания // Социум и власть. - 2007. - № 1(13) . - С. 58–60 .
    • Гуляихин В.Н.

    Право, рассматриваемое как явление духовной жизни, относится к сфере индивидуального и общественного сознания. Можно рассматривать такие элементы, как нормативные акты, нормы права, правоприменительные решения и иные юридические феномены в качестве своеобразных проекций культуры (теоретических и практических). В этом случае для обозначения последних науке требуется специальное понятие. Им и является правосознание граждан, групп и общества в целом. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

    Что такое правосознание

    Оно является активным участником урегулирования многообразных жизненных процессов в государстве и обществе. Правовое сознание способствует консолидации всех социальных групп и граждан, укреплению и поддержанию целостности социума, порядку в нем. Основой крепости государства, функционирования его правовой и политической систем с максимальной эффективностью является здоровое правосознание членов общества, их уважение к закону. Представления о справедливости дозволений и запретов, прав и обязанностей человека влияют на формирование установок и мотивов человеческого поведения в интересующей нас сфере.

    Говоря о том, что такое правосознание и правовая активность индивидов, следует отметить, что это основа главенства права в цивилизованном обществе. Их воспитание - необходимая составляющая борьбы с преступностью, профилактики преступлений.

    В науке рассматриваются такие вопросы, как понятие, структура, сущность, функции и виды правосознания. Оно является идеальным явлением, то есть тем, которое не наблюдается непосредственно. Отвечая на вопрос о том, что такое правосознание, необходимо помнить, что это область или сфера сознания, в которой правовая действительность отражена в виде оценочных отношений к реализации и теоретическим аспектам права. Также она выражена в форме юридических знаний, и ценностных ориентиров, которые регулируют поведение индивида в ситуациях, являющихся юридически значимыми.

    На формирование правосознания и его развитие оказывают воздействие следующие факторы: социально-политические, культурные, экономические. Оно взаимосвязано с моралью, религией, искусством, наукой, философией и взаимодействует с ними.

    Специфика правового сознания

    Специфика интересующего нас явления заключается в том, что оно воспринимает и в дальнейшем воспроизводит через призму свободного, праведного, справедливого общества определенные жизненные реалии. Различные виды правосознания требуют, чтобы в социуме были установлены обязательные для всех нормы поведения. Они очерчивают границы правомерного и противоправного, а также требуют особых юридических мер, призванных обеспечить право. Данному виду сознания, в отличие от других форм, в большей степени присущи категоричность, определенность и формализованность. Однако понятие правосознания ориентировано главным образом на создание необходимых условий для реализации прав гражданина и человека.

    Значение интересующего нас термина можно понять через его функции. Исследуя понятие правосознания, ученые установили, что его функции следующие:

    • познавательная;
    • регулятивная;
    • оценочная.

    Вкратце рассмотрим каждую из них.

    Познавательная функция

    Она заключается в том, что через восприятие и осмысление различных правовых явлений осуществляется, по сути дела, познание жизни. Как граждане, так и законодатели являются субъектами такого познания. И те, и другие используют представления о должном и сущем праве, участвуя в правовом регулировании.

    Функция оценки

    Она состоит в том, что правосознание служит для оценки тех или иных жизненных обстоятельств в качестве юридически значимых. Существует такое понятие, как правовая оценка. Ее определение следующее: это деятельность различных субъектов права, как правоприменителей, так и граждан, по установлению жизненных обстоятельств, а также их правовой и социальной квалификации в соответствии с собственными представлениями о должном поведении, законности и праве.

    Регулятивная функция

    Здесь имеется в виду регулирование поведения индивида. Правосознание служит "механизмом срабатывания" того или иного предписания права в сознании человека. Это проявляется в действиях и поступках последнего. Данная функция реализуется с помощью системы мотивов, правовых установок (тех, которые являются специфическими регуляторами человеческого поведения). К примеру, информация о юридических нормах приводит к возникновению целого комплекса психологических реакций у субъектов права. Это переживания, эмоции, чувства, с которыми связано появление той или иной тормозящей или побуждающей мотивации поведения. Правосознание в данном случае служит мотивом определенного вида поведения.

    Таким образом, интересующее нас явление является органическим единством установочных, оценочных и познавательных элементов. Существует и такое понятие, как структура правосознания. Данную структуру характеризуют следующие два пласта: правовая психология и правовая идеология. Вкратце расскажем и о них.

    Правовая психология

    Она отражает главным образом созерцательный элемент познания. Несистематизированным, стихийным слоем правосознания является такой его пласт, как правовая психология. Она выражается в психологических реакциях социальной группы или отдельного человека на государство, законодательство, право и иные юридические феномены. К сфере правовой психологии относится радость или огорчение, появляющиеся после принятия закона, удовлетворение или неудовлетворение осуществлением конкретных норм, равнодушное или нетерпимое отношение человека к нарушениям предписаний права.

    Данный элемент структуры правосознания является его самой распространенной формой. Он присущ в определенной степени всем общественным отношениям, которые появились с участием юридического элемента. Ведущие определения социальной такие как гуманизм, формальная равнозначность субъектов и т.д., осуществляются именно в данной сфере.

    Правовая идеология

    Это второй важный элемент структуры интересующего нас понятия. Правовая идеология представляет собой научное, приведенное в систему выражение правовых требований, взглядов, идей социальной группы или общества. Ее формирование осуществляется в ходе теоретического осознания целей, интересов и задач социума, индивида, государства. Правовая идеология обосновывает юридические отношения, предполагаемые или установленные. В ее разработке участвуют как ученые-правоведы, так и политические деятели и работники различных юридических учреждений. Речь идет о том, чтобы сформировать элементы правосознания на теоретическом уровне.

    Специалисты в разработке теоретических проблем, идей и методов регулирования опираются на знания, накопленные ранее. Они обобщают опыт правовой жизни всего общества, а также учитывают возможные негативные и позитивные последствия юридических актов, которые планируется принять, структурных изменений в правовых органах. При этом используются материалы социологических исследований, а также статистические данные о демографических и экономических процессах в социуме. Кроме того, учитываются настроения социальных групп, общественное мнение, картина и динамика тех или иных правонарушений.

    Следует отметить, что правовая идеология существенно превосходит по характеру и степени познания права первый из рассмотренных нами элементов структуры. Психология обычно фиксирует поверхностно-чувственный, во многом внешний аспект явлений, тогда как идеология пытается выявить социальный смысл и сущность природы права. Она обычно стремится к тому, чтобы представить его как некую законченную догму и культурно-историческую философию.

    Существуют различные уровни правосознания. Рассмотрим основные из них.

    Обыденное правосознание

    Обыденное правосознание и культура поведения определяются массовыми представлениями, настроениями и эмоциями людей по поводу законности и права. Данные чувства появляются под воздействием непосредственных условий человеческой жизни, его практического опыта. Как известно, обыденное сознание является ограниченным. Это обусловлено узостью индивидуального опыта, который в основном не выходит за рамки сиюминутных проблем каждодневной жизни. Следовательно, правовое сознание не может оставаться в пределах обыденных представлений человека об окружающем его социальном мире. В своем развитии оно неминуемо выходит на более высокий уровень. Появляются широкие обобщения, выявляются различные общественные закономерности, действующие объективно.

    Профессиональное правосознание

    К нему относятся убеждения, представления, понятия и традиции, которые формируются в среде профессиональных юристов. Как показала практика, различные группы правоведов по-разному воспринимают юридическую действительность. К примеру, судья относится к правовой реальности несколько иначе, чем прокурор, а последний оценивает ее иначе, чем адвокат. Эксперт-криминалист и преподаватель юридического факультета дадут совершенно разные оценки, несмотря на то, что и тот, и другой имеют высшее юридическое образование. Такое разнообразие точек зрения объясняется тем, что теоретический взгляд преломляется через различные виды деятельности, включая правоприменительную и законодательную.

    Научное правосознание

    К нему относятся взгляды, концепции и идеи, которые выражают систематизированное освоение права (теоретическое). Научному правосознанию в современных обществах принадлежит ведущая роль в указании того, какими путями должно развиваться законодательство и право. Именно ученые являются его носителями.

    Не только уровни правосознания, но и его субъекты могут выступать основой его классификации. Его видами, выделяемыми по данному признаку, являются индивидуальное и коллективное правосознание. Последнее, в свою очередь, делится на общественное, массовое и групповое.

    Общественное правосознание

    Оно включает в себя теории, мнения, взгляды и идеи, распространенные в том или ином обществе и отражающие типичные особенности его юридической действительности. Правосознание общества объективируется в идеологии, или правовой культуре. Также оно реализуется в законодательстве, так как последнее принимается представляющим общество государственным органом. Объективируется оно и в массовых представлениях, которые отражаются, к примеру, в прессе, а также во всевозможных идеологических институтах (религии, искусства, морали, политики и т.д.).

    Групповое и массовое правосознание

    Оно представляет собой тех или иных социальных групп. Особенности данного вида правосознания объясняются целым рядом факторов. Прежде всего, в любой общности формируется специфическая субкультура, то есть нормативные ценности, влияющие на оценки существующей юридической системы представителями группы. Другим фактором являются различия интересов тех или иных социально-демографических групп, которые связаны с их неравным положением в социальной структуре. Последнее означает, что их отношение к власти, системе распределения и собственности неодинаково. Одним словом, они по-разному оценивают общественный строй, а также нормы, которые его регулируют, закрепляют и определяют.

    Следует отметить, что групповое правосознание отличается от массового. Последнее характерно для временных, нестабильных объединений граждан.

    Индивидуальное правосознание

    Правосознание человека является результатом процесса его социализации, усвоения им общественного и группового правосознания. Каждая личность воспринимает юридическую действительность на основании личного опыта. Кроме того, определенную роль в этом играют коллективные формы сознания.

    Определение деформации правосознания и ее виды

    Данное явление представляет собой искажение права, разрушение его позитивных идей. Существуют следующие его виды.

    1. Правовой фетишизм. Данная деформация - это гипертрофированное представление о роли юридических средств и права в решении политических, социально-экономических и других задач. К примеру, некоторые граждане полагают, что победить преступность можно в том случае, если ужесточить уголовный закон. Правящие элиты в некоторых случаях бывают подвержены данному виду деформации. К примеру, Петр I полагал, что путем установления "правильного" законодательства возможно будет решить множество социально-экономических проблем нашей страны.
    2. Правовой дилентализм. Такая деформация правосознания является вольным обращением человека с правом, с теми или иными оценками юридической ситуации. Причина этого - небрежное отношение индивида к юридическим ценностям, а не его корыстные цели.
    3. Правовой инфантилизм. Это несформированность, недостаточность у человека при его личной уверенности в своей основательной юридической подготовке. Как правило, такая деформация относится к молодым людям, которые имеют завышенное самомнение и не умеют правильно оценить уровень своих знаний.
    4. "Перерождение" правосознания. Данная деформация правосознания - крайняя степень его искажения, которая включает в себя преступный умысел. Такое отношение присуще преступным сообществам, а также лицам, которые встали на противоправный путь.
    5. Правовой нигилизм. Данный вид деформации выражается в девальвации законности и права, сознательном игнорировании различных требований или недооценке их регулирующей функции в обществе.

    Итак, мы определили, что такое правосознание, какова его структура, выделили основные элементы. Надеемся, вы нашли ответы на все свои вопросы. Необходимо понимать значение таких терминов, как право и правосознание, особенно если ваша профессиональная деятельность является юридической.

    Правовое воспитание

    Правосознание в современной России переживает кризис. Это вызывает потребность и необходимость принятия и осуществления мер, нацеленных на преодоление нигилизма граждан, создание правовой культуры индивида и общества. Необходимо, чтобы уважение к закону было личным убеждением всех жителей нашей страны.

    Особое место в ряду данных мер должно быть отведено правовому воспитанию. Это один из наиболее действенных способов укрепления правопорядка и законности, целенаправленного формирования интересов и потребностей личности. Данный процесс имеет своей целью установление уважительного отношения к закону, опирающегося на стойкие правовые оценки, взгляды, убеждения, установки. Таким образом, он должен быть направлен на общее правовое развитие личности. Благодаря этому социум сможет предотвратить случаи насилия и произвола, проявления отклоняющегося поведения и отсталых взглядов его членов. Это, в свою очередь, приведет к укреплению правопорядка и законности, на которых должно быть основано современное общество.

    Основания деления правосознания на виды различны (схема 2 ).

    Схема 2

    Одно из них - характер отражения правовой действительности . В зависимости от него правосознание разделяется на правовую идеологию и правовую психологию.

    Правовая идеология , будучи главной частью правосознания, представляет собой совокупность идей, концепций, взглядов, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность. Это в первую очередь теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития. Она включает в себя такие концептуально оформленные идеи и теории как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и рациональное использование ее богатств, борьба с преступностью, развитие и укрепление сотрудничества между государствами и народами.

    Правовая психология - совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, на качество и уровень правотворчества борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов переломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии.

    Эффективность законодательства, всей правоприменительной практики во многом зависит от психологического настроя общества, человеческих чувств и оценок.

    Правосознание можно классифицировать и по субъектному составу . По этому основанию выделяются такие виды как общественное, коллективное, групповое и индивидуальное.

    Общественное правосознание - совокупность накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления о праве каждого конкретного человека.

    Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно, в принципе базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве государства.

    Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым интересам иных коллективов и групп.

    Индивидуальное правосознание - совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровне общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь в виду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.

    Правосознание можно также классифицировать на определенные виды в зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений. По этому основанию выделяются:

    - обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.

    - профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в юридической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.

    Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.

    - научное (теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающиеся в концентрированном виде в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках, глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экологической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.

    Важно подчеркнуть, что правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды, представления, служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика. Законодатель, выявляя потребности в правовом урегулировании определенных общественных отношений, опирается прежде всего на сложившиеся в обществе правовые идеи и представления. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкретный период или тех групп, которым предполагается адресовать данные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большими его группами и окажется неисполненным 4 .

    Структура правосознания: гносеологический и социологический подходы.

    Функции правосознания: понятие, виды и их характеристика.

    Правосознание: понятие, признаки и виды.

    Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому.

    Основные черты правосознания:

    1. Является одной из форм общественного сознания

    2. Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов

    3. Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права

    4. Обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему

    5. В отдельные периоды развития общества является формой права

    6. Ориентируют субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным «внутренним» механизмом регулирования деятельности людей.

    Виды правосознания:

    По носителю: индивидуальное; групповое; массовое (общественное)

    По уровню: обыденное; профессиональное (специализированное); научное (теоретическое)

    По направленности: ретроспективное; адекватное; перспективное

    По степени осознанности: с преобладанием сознательного; с преобладанием бессознательного.

    Функции правосознания:

    1. Гносеологическая (познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности

    2. Регулятивная – проявляется в том, что правосознание способно, при определенных условиях, выступать регулятором общественных отношений, это канал воздействия через мотивация на поведение людей

    3. Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы

    4. Моделирования – выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения

    5. Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основной для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми

    6. Оценочная – заключается в возможности оценки поведения людей с точки зрения различных элементов структуры правосознания, оценки права.

    Структура правосознания – строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его целостность.

    Элементы структуры правосознания:

    1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы)

    2. Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады и т.п.)

    3. Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).

    Общенациональная идея – центральный элемент правовой идеологии, представляющий собой идею возрождения России как великой демократической державы, обеспечивающей на ее территории достойные условия жизни, реализующей стратегию экономической и политической самостоятельности, способный отстаивать в мировом сообществе свою позицию и защищать своих соотечественников, где бы они ни находились.

    Правовая культура общества: понятие и основные показатели.

    Правовая культура – это

      1. совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц;

        совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

    Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

      • ясные законы,

        совершенную законодательную технику,

        развитую правовую науку,

        высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

    Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.

      1. знание права,

        отношение к праву,

        привычка соблюдать право (закон),

        правовая активность.

    Структура правовой культуры включает:

      • культуру правового сознания, правового поведения;

        культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

    Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

    Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

    Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

    Виды правовой культуры:

      1. правовая культура общества;

        правовая культура индивида;

        правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

    Уровни правовой культуры:

      • обыденная,

        профессиональная и

        доктринальная.

    Обыденный уровень- характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

    Профессиональный уровень- складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

    Доктринальный уровень- опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

    Функции правовой культуры:

      1. познавательная(освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);

        регулятивная(направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка);

        коммуникативная(способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);

        прогностическая(охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);

        ценностно-нормативная(проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).

    Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

    Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

    Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

    Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы. Система правового воспитания.

    Правовое формирование личности (правовое воспитание в широком смысле слова) – весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных фактов.

    Правовое воспитание (в узком смысле) – целенаправленный. Управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

    Задачи правового воспитания:

    1. Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения.

    2. Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства

    3. Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике

    4. Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями

    5. Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

    Особенности правовоспитательного процесса:

    1. Его исходной базой выступает система правовых норм

    2. До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты.

    3. Он опирается на возможность государственного принуждения

    4. Его воздействие оказывается на всех субъектов права, как добропорядочных, так и правонарушителей

    5. Осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов

    6. Осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

    Система правового воспитания – это совокупность элементов, образующих право воспитательный процесс, приводящий в идеале к юридическому всеобучу.

    Элементы системы правового воспитания:

    1. Субъекты (воспитатели)

    2. Объекты (воспитуемые)

    3. Право воспитательные мероприятия (формы, средства, методы)

    Виды право воспитательных форм:

    1. Профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля)

    2. А правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные консультации т.д.)

    3. Правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.)

    Виды правовоспитательных средств: материальные (нпа, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.); устные (лекции, беседы, семинары и пр.)

    Методы правового воспитания: убеждение; поощрение; принуждение.

    Деформация правосознания: понятие, виды и их характеристика, социальная опасность.

    Деформация правосознания – это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п..

    Виды деформации правосознания:

    1. Правовой инфантилизм – несформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке

    2. Правовой нигилизм – отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям уважения и соблюдения права.

    3. «перерождение» правосознания – крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел, это антипод законности

    4. Правовой дилетантизм – вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежности отношения к юридическим ценностям

    5. Правовой фетишизм – гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач.

    Формы выражения правового нигилизма:

    1. Прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нпа

    2. Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний

    3. Издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга

    4. Подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью

    5. Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях

    6. Нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество.

    7. Подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

    Правовая демагогия – особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан (иностранцев) на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

    Правовой нигилизм – глубинная основа правовой демагогии.

    Отличие правовой демагогии от юридического нигилизма:

    Правовой нигилизм – своеобразное негативное умопостроение, овладевшее массовым сознанием. Сфера распространения правовой демагогии значительно уже, ей подвержен гораздо меньший круг субъектов.

    Правовая демагогия, в отличие от юридического нигилизма, отрицающего ценности права, признает их определенную ценность и именно право использует в своих целях.

    Правотворчество: понятие, принципы и основные виды.

    Правотворчество – деятельность субъектов, наделённых нормотворческой компетенцией, по созданию юридических нор.

    Принципы правотворчества:

    1. Демократизм – обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа;

    2. Законность – соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;

    3. Научность – обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;

    4. Своевременность – правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений;

    5. Профессионализм – компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовки и принятия законопроектов;

    6. Исполнимость – учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать;

    7. Планирование – четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени;

    8. Дифференциация правотворческой компетенции – правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.

    Виды правотворчества:

    По субъекту: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов; правотворчество должностных лиц государства; совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений;

    По способу придания юридической силы: делегированное правотворчество; санкционированное правотворчество.

    По наличию или отсутствию лоббирования: лоббируемое правотворчество и не лоббируемое правотворчество.

    Виды правовых актов: нормативные правовые акты (содержат нормы права); правоприменительные акты (содержат индивидуально конкретные предписания); интерпретационные акты (содержат разъяснение норм права.

    Виды нормативных правовых актов:

    По юридической силе: конституция и иные законы; подзаконные акты.

    По сфере действия: акты внешнего действия; акты внутреннего действия.

    По издающим органам: акты законодательных (представительных) органов; акты исполнительных органов; акты органов правосудия; акты прокуратуры

    Закон: понятие, признаки, виды. Конституция как основной закон государства.

    По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой икт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой . Признаки закона:

    1. В современных государствах законы принимаются или на референдумах или высшим представительным органом государства – парламентом .

    2. Законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни . Задача законодательного урегулирования абсолютно всех общественных отношений не ставится, поэтому в законах должны содержаться наиболее существенные предписания, которые получат свою дальнейшую конкретизацию в других нормативно-правовых актах.

    3. Законы принимаются в особом законодательном порядке – законодательный процесс . Во всех государствах принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган (законодательная инициатива), обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном законом о референдуме.

    4. Законы не подлежат контролю, утверждению со стороны какого-либо органа государства . Законы могут быть отменены, изменены только тем органом, который данный закон принимает. Конституционный Суд или аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, но отменить его не вправе.

    В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости закона, их подразделяют на :

    · Основные законы – это конституции, которые регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права и свободы, обязанности человека и гражданина, определяют принципы деятельности и формирования органов государства . Конституции служат юридической базой для всего «текучего» законодательства государства.

    · Конституционные законы – это законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным, указанным в конституции, наиболее важным вопросам .

    · Органические законы – это законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или все законы, к которым отсылает конституция .

    · Обычные законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом .

    Законодательный процесс в Российской Федерации и Западных странах.

    Законы создаются в ходе законодательного процесса, который представляет собой ряд последовательно осуществляемых действий начиная от внесения законопроекта в законодательный орган и заканчивая доведением его содержания до населения. Эти действия составляют стадии законодательного процесса. В России законодательный процесс включает в себя следующие стадии:

    1. Внесение законопроекта в законодательный орган –законодательная инициатива .

    Ст. 104 Конституции РФ определяет субъекты права законодательной инициативы в РФ: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные представительные органы субъектов РФ и т.д. Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключения Правительства РФ. Именно Правительство обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной, денежной политики, несет за это ответственность, обладает информацией по этим проблемам. Такое заключение может являться сдерживающим фактором приятия закона, влекущего за собой неоправданные и неадекватные расходы.

    2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе . Процесс принятия закона в Государственной Думе, как правило, осуществляется в трех чтениях. Чтение закона означает обсуждение и поэтапное его приятие:

    · Первое чтение – это принятие проекта закона вообще. В первом чтении обсуждаются основные вопросы законопроекта, выслушиваются мнения его сторонников и противников.

    · Второе чтение предполагает принятие проекта как будущего закона. Второе чтение предполагает постатейное обсуждение и внесение поправок в текст законопроекта.

    · Третье чтение состоит в голосовании либо «за» либо «против» законопроекта в целом. На завершающей стадии не разрешается вносить никаких поправок и обычные федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    3. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона . Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. Совет Федерации может рассматривать и ставить на голосование поступивший закон. И если в течение 14 дней Совет Федерации не рассмотрит закон, приняты Государственной Думой, то он считается автоматически одобренным Советом Федерации. Однако в статье 106 Конституции РФ содержится перечень вопросов, по которым закон, принятый Государственной Думой, обязательно должен быть рассмотрен Советом Федерации. При отклонении закона Советом Федерации обе палаты создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

    4. Подписание и официальное опубликование закона Президентом РФ . Это заключительная стадия законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования и в течение 14 дней с момента поступления закона Президенту РФ, Президент должен принять решения и выбрать один из возможных вариантов своих действий в его отношении:

    · В течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего в установленном порядке закон вступает в юридическую силу.

    · Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон не подписав его.

    Однако по Российскому законодательству вето Президента не абсолютное, а отлагательное и оно может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламента и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение 7 дней. В этом случае Президент РФ обязан одобрить этот закон вне зависимости от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия этого закона.

    Прохождение Федеральных Конституционных законов (ФКЗ) имеет особенности: требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатом Государственной Думы. Принятый таким путем Федеральный Конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении Федеральных Конституционных законов Президент РФ не имеет право вето .

    Если сравнить законодательный процесс в России и в развитых странах (США, Англии, Франции, Японии и т.д.), то, следует отметить, что законотворчество последних испытывает влияние тех традиций, которые сформировались в течение длительного времени:

    1. Законодательный процесс в них более формализован, жестко регламентирован.

    2. Он приближен к политической практике, традициям конкретного общества.

    3. Заметны различия и по стадиям законодательной процедуры.

    Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

    Нормативно-правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на известный круг лиц. Действие нормативно-правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены . Пределы действия закона, как и любого другого нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления этого акта в силу, то есть, тем моментом, когда его предписания становятся общеобязательными для соблюдения и применения, и моментом, с которого данный акт теряет свою силу. Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента или дня обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия, то есть, когда он принимается Государственной Думой в окончательной редакции, а Конституционный закон – в день его одобрения обеими палатами. С того же дня, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие. Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени ото дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания РФ».

    Стадии законотворческого процесса.

    Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста. В ходе нормотворческой деятельности необходимо соблюдать конституционно установленную процедуру подготовки и согласования законодательных актов, их принятия и вступления в силу. Процедура законодательной деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий законотворчества : 1) законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) подписание и обнародование закона. Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно-правового акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Эти органы пользуются правом законодательной инициативы в полном объеме, т. е. они могут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Таким образом, мы видим, что Конституция Российской Федерации различает две группы субъектов права законодательной инициативы. Первую группу составляют субъекты, которые имеют право законодательной инициативы в полном объеме, а вторую – субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Перед внесением законопроекта в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке. Принимается решение о подготовке законодательного акта и разрабатывается общая концепция будущего закона. Необходимо четко определить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательного акта, и каков при этом должен быть объем правового регулирования. После этого осуществляется подготовка проекта нормативно-правового акта. Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу: а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов; б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; в) поправок к законопроектам. Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению. После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы. Обсуждение законопроекта – это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией Российской Федерации и Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы. Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов осуществляется в трех чтениях, после каждого из которых Государственная Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным законом после того как будет принят Государственной Думой в третьем чтении. Термин «чтение» означает определенную стадию законодательной процедуры, т. е. этап обсуждения законопроекта. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, рассматриваются его актуальность и практическая значимость, соответствие содержания законопроекта предмету регулирования соответствующих общественных отношений. При втором чтении проводится обсуждение законопроекта с внесенными поправками и решается вопрос о принятии проекта за основу. В третьем чтении проводится только голосование законопроекта для принятия его в качестве федерального закона. Принятие законопроекта происходит путем голосования его в законодательном органе. Закон считается принятым, когда он получает установленное Конституцией большинство голосов от общего числа депутатов. Законы Российской Федерации принимаются раздельным голосованием по палатам законодательного органа. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Эта стадия определяет порядок опубликования и вступления закона в силу. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»4, считается первая публикация полного текста федерального закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». На территории Российской Федерации применяются только те законы, которые официально опубликованы, т. е. пока закон не будет официально опубликован, он не может вступать в силу, а следовательно, не может и применяться. В ходе законотворческой деятельности принимаются нормативные акты как единичного характера, так и систематизированные (кодифицированные) нормативные правовые акты. Наиболее развитым видом является кодифицированное нормотворчество, с помощью которого закладываются основы законодательной системы страны (например, Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы РФ и др.). Путем издания единичных нормативных актов вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего нормотворчества устраняются противоречия и пробелы в действующем законодательстве.

    Подзаконные нормативные акты: понятия и виды.

    Подзаконные нормативные акты это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

    Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону. Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    1) указы Президента. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу;

    2) постановления и распоряжения Правительства. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ;

    3)акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике зачастую это требование не соблюдается. Эти акты обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

    4) акты государственных органов субъектов РФ. На уровне субъектов федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и своя специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами.

    Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне субъекта, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

    Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают

    В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на изданиеприказов и инструкций;

    5) акты органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальныерешения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) –постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

    Данные акты могут быть как нормативными (акты об утверждении местного бюджета, об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д.), так иправоприменительными . Эти акты относятся к категории локальных, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;

    6) локальные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты руководителей предприятий, учреждений и организаций. Руководители предприятий, учреждений и организаций принимаютприказы нормативного и индивидуального значения, регулирующие вопросы труда, заработной платы, материального поощрения и др.

    Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

    Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона.

    Говоря о пределах действия НПА во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (обратная сила закона).

    В РФ НПА вступают в силу одним из следующих способов:

    · в результате указания в тексте НПА на календарную дату, с которой он вступает в силу;

    · в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу (с момента подписания, с момента опубликования).

    · В результате применения общих правил. По этим правилам законы РФ и др. НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте НПА не указано иное.

    НПА Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

    Издания, в которых осуществляется официальное опубликование: Российская газета и Собрание законодательства РФ.

    Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат гос.регистрации в Минюсте.

    Субъекты порядок устанавливают самостоятельно.

    Прекращение действия НПА:

    · Истечение срока, на который был принят НПА;

    · Объявление об утрате юридической силы НПА (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном НПА);

    · Принятие нового НПА равной или большей силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

    · С изменением обстоятельств, на которые был расчитан НПА.

    Действие НПА – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

    Вопрос о действии НПА во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

    НПА не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). НПА действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключения допускаются в весьма редких случаях, когда об этом указано в самом акте или когда ему придана обратная сила компетентным гос.органом. В УП обратную силу имеют законы, которые устраняют наказуемость или смягчают ответственность.

    НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (переживание закона). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

    Прямое действие закона означает, что закон непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регулирует общественные отношения.

    Прямое действие закона означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы закона в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

    Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

    1. Действие НПА в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ – на территории этих субъектов, акты муниципальных органов – на территории соответствующих муниципальных образований.

    К территории государства относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства, территории дипломатических посольств, представительств. Военные суда без исключений, а гражданские – в водах и воздушных пространствах своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

    По общему правилу, НПА распространяются на всех лиц, находящихся на той территории, на которой действуют эти акты.

    Действие НПА зависит от:

    Ø Уровня государственного органа

    Ø Юридической силы

    Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Они юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Действие НПА в данном случае ограничено.

    Пор общему правилу НПА РФ действуют в отношении всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

    Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того понесли ли они наказание по законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники посольств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности.

    Еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть в соответствии с законом быть субъектами ряда отношений (судьи, военнослужащие и т.д.). НПА могут действовать в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.

    Совокупность правовых взглядов людей, выражающих оценку действующего права, существующего общественного и государственного строя, правомерность или неправомерность поведения граждан.

    Давайте сами, без специалистов, которые, безусловно, знают все и обо всем, разберемся, что же означает ненаучное, житейское толкование слова «правосознание»?

    Обратимся к школьному учебнику истории.

    Рабовладелец знал, что люди, работающие на него, принадлежат ему, как вещи. То есть, переводя на наш, современный язык, человек был собственностью другого человека, как портфель, ручка или куртка, в которой вы ходите в школу. Значит, этот странный, по нашим понятиям, человек - рабовладелец - чувствовал, что другой человек принадлежит ему по праву. И поэтому рабовладелец обладал правосознанием рабовладельца, и его личное правосознание было подтверждено социальной структурой общества, в котором были рабовладельцы и рабы, охранялось законами этого общества.

    Точно так же, продолжая дальше путешествие по страницам школьного учебника истории, мы выясним, что правосознание крепостного крестьянина отличалось от правосознания помещика: один не имел никаких социальных прав, другой имел право заставить работать крепостного на себя, требовать от него выполнения этой работы и даже продать его.

    Точно так же отличалось правосознание рабочего от правосознания работодателя.

    Выходит, что слово «правосознание» редко употребляется нами в жизни, а понятие это нам хорошо знакомо. Каким образом формируется правосознание в нашем обществе, где, как известно, нет классовых противоречий, где законы страны и Основной Закон - Конституция - равны для всех? И от чего зависит, каким будет правосознание человека?

    Давайте заглянем теперь в специальный, юридический, словарь.

    «Правосознание», - сказано там, - совокупность взглядов, выражающих отношение людей к праву».

    «Совокупность…», «взгляды…», «отношения…». Не слишком ли все мудрено? Вы даже можете недоуменно пожать плечами: «Что же это такое? Что-то не припомнится, чтобы я когда-нибудь «выражал свое отношение к праву»! История историей. Там все объяснено. Ну а у нас, сегодня?»

    Человек не задумывается о том, что дышит. Просто дышит - и все. Точно так же мы каждый день, каждый час, можно сказать, каждую минуту выражаем собственное отношение к праву, не задумываясь об этом. То есть обладаем тем или иным правосознанием.

    Давайте вспомним свой самый первый школьный день. Что было в то первое сентября? Цветы в руках, новенькие учебники в портфеле, школьный класс, в который входишь, как в новую, неизведанную страну. Что произошло с вами в тот самый первый школьный день? «Начали учиться?» - правильно. «Впервые вышли к доске?» - правильно. «Открыли новенький учебник и тетрадь с пустыми еще страницами?» - правильно. Все правильно. Но в этот же самый день вы впервые осуществили право на образование, гарантированное Основным Законом нашей страны - Конституцией СССР. Ну а допустим, вы бы отказались осуществить свое право на образование? Вас бы заставили это сделать, потому что вы не только пользуетесь правом учиться - в то же самое время вы осуществляете свою гражданскую обязанность. Пожалуй, только у нас в стране образование - и право и обязанность человека.

    Вы стоите на тротуаре. Зажигается зеленый свет, и вместе со всеми вы переходите на другую сторону. Тем самым вы выполняете предписания правил уличного движения. А бывает и так: чтобы сэкономить пару минут, вы мчитесь на красный свет, заставляя волноваться водителей и работников ГАИ. Значит, вы действенно проявляете неуважение к этим правилам.

    Вы покупаете в магазине тетрадь, ластик и карандаш. Но вам и в голову не придет, что в данный момент вы совершаете сделку «купли-продажи», то есть вступаете в правовые отношения с торгующей организацией.

    Примеров таких множество. Вы можете сами расписать хотя бы один свой день и увидите, как постоянно вы выражаете свое отношение к праву. Потому что вся жизнь человека в обществе построена на правовых отношениях.

    «Но неужели все так просто? - удивитесь вы. - Да и зачем нам знать, что, например, покупая в магазине тетрадь, мы вступаем в «правовые отношения с торгующей организацией»?»

    Однажды герой Мольера, господин Журден, сделал открытие, что он живет на свете сорок лет и не знает, что говорит прозой.

    Но в наше время жить «до сорока лет» и не знать, что ты живешь в атмосфере правоотношений - непозволительная роскошь. Поэтому лучше будет, если осознать это в юности. Почему? Да потому, что в жизни постоянно встречаются такие ситуации, когда твое личное правосознание станет показателем и твоей гражданской позиции, и твоей нравственной зрелости.

    Вот разберем такой пример.

    Восьмиклассники Сергей С. и Александр П. вечером пошли гулять по улице, и около магазина их остановили двое парней, чуть постарше их: Игорь Д. и Андрей Т.

    Дайте двадцать копеек! - потребовали уже выпившие до этого Игорь Д. и Андрей Т. от восьмиклассников. - На бутылку не хватает.

    Сергей сказал, что денег нет. Тогда Игорь Д. начал бесцеремонно шарить по карманам Сергея, а Андрей повел Александра П. за угол магазина и сказал, чтобы тот снимал часы, если у него нет двадцати копеек. Александр П. отдал рубль.

    По улице шли прохожие, видели эту сцену, спросили у ребят, что происходит, и тогда Сергей обнял за плечи Игоря, сказал, что ничего не происходит, просто встретились с приятелями и мирно разговаривают.

    Когда потом, на суде, его спросили, почему же он не позвал на помощь прохожих, почему не обратился в милицию, которая, кстати, находилась через дом от магазина, он ответил, что «ничего такого не происходило», что обыскать человека на улице, потребовать «двадцать копеек» - это не преступление, как он думал, а просто «шалость».

    Но это потом, на суде… А в тот вечер, отобрав у приятеля Сергея - Александра П. - рубль, Игорь Д. и Андрей Т. купили еще одну бутылку вина и через час совершили тяжкое преступление.

    Правосознание подразумевает прежде всего знание законов. Но пусть даже Сергей не знал, что действия, предпринятые Игорем Д. и Андреем Т., Уголовным кодексом РСФСР квалифицируются по статье 145: «Открытое похищение имущества граждан наказывается лишением свободы на срок до трех лет…» Он не мог не чувствовать, что встреченные ими у магазина ребята совершают проступок, не укладывающийся в рамки нравственных взаимоотношений в обществе, он мог и обязан был пресечь преступление Игоря и Андрея, тем более что происходило это в людном месте, на глазах у прохожих.

    Но правосознание ребят оказалось не на высоте, и только это позволило Игорю Д. и Андрею Т. не только игнорировать нравственные установки общества, но и грубо нарушить закон.

    Очень часто мы считаем, что нарушение законов происходит оттого, что люди, особенно те, кто не достиг возраста совершеннолетия, не знают законов.

    Но и юрист-ученый, и опытный судья не могут знать все законы, и поэтому они считают не зазорным для себя заглянуть в кодекс. Тем более что кодекс - он не только уголовный (как, наверное, некоторые считают), есть и кодекс гражданский, и трудовой, и брачно-семейный, и многие-многие другие. И мы больше чем уверены, что именно к этим кодексам, а не к уголовному, вам придется больше всего обращаться в своей жизни. Тем более будет вам известно, что и в судах уголовные дела занимают незначительную часть всех рассматриваемых дел.

    Знать все статьи всех кодексов невозможно. Да и не нужно. Ведь парень, столкнувшийся со скамьей подсудимых, знает лучше, чем его ровесник, никогда не совершавший преступления, уголовный кодекс, по крайней мере ту статью, по которой ему пришлось держать ответ. Но означает ли это, что его правосознание выше? Ответ напрашивается сам собой.

    Значит, правосознание означает не только знание законов, но и их уважение, сознательное следование их предписаниям. Вряд ли Андрей Т. и Игорь Д. шли на преступление, думая, что это «шутка», «безобидная шалость».

    Вы обратили внимание, когда появляются в подъездах настенные надписи, в том числе и неприличные? Как правило, тогда, когда никто не видит. Почему? Да потому что те, кто их пишет, прекрасно знают, что делать этого нельзя. Конечно, о правосознании таких вот «художников» говорить не приходится.

    Конечно, в жизни бывают ситуации, когда не всегда легко избрать тот или иной метод поведения, а специальной юридической литературы под рукой не окажется, да и - главное - времени листать ее не будет.

    Допустим, вы видите, что поздно вечером группа хулиганов пытается ограбить незнакомую девушку. Что делать? Их много - вы один. Идти звать милицию? Но пока будешь ее искать, преступление может уже совершиться. Или вступать в поединок, несмотря на то что ты оказываешься в элементарном численном меньшинстве? А насколько сильным может быть твое вмешательство: не причинишь ли ты тем самым физический ущерб нападающим?

    Что же делать? Надо поступать так, как подсказывает тебе твоя совесть и здравый смысл, - закон будет на твоей стороне, ведь ты идешь на помощь другому человеку.

    В Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик есть особая статья - 14. Она формулируется так: «Крайняя необходимость» и звучит: «Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам Советского государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

    Этот пример мы привели потому, что он показывает, что в нашем законе заложены моральные требования общества, то есть нормы морали и права не находятся в противоречии, а взаимосвязаны. Что законно, то нравственно. Недаром Уголовным кодексом РСФСР и других союзных республик предусмотрено наказание за вроде бы просто безнравственные проступки, например, неоказание помощи при стихийных бедствиях, врачом - больному и т. д.

    Вот почему правосознание подразумевает активную нравственную позицию, и наши знакомые, восьмиклассники Сергей С, и Александр П., хотя и предстали на суде в качестве потерпевших, являются нравственно несостоятельными.

    Правосознание советского человека само по себе требует проявления высшей нравственности, и человек безнравственный не может иметь высокое правосознание.

    Когда нацисты в Германии решили начать открытые выступления против рабочего класса, они сфабриковали судебное дело о поджоге рейхстага. Одним из обвиняемых был болгарский коммунист Георгий Димитров. Димитров отказался от адвоката, зная, что и тот будет заодно с нацистами. Димитров продемонстрировал блестящий образец самозащиты на суде. Болгарский коммунист не только защищал себя, он обвинял нацистское правосудие, его продажную сущность.