Гк банк развития и внешнеэкономической деятельности. Кредитный портфель ВЭБа разделят надвое

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» – национальный банк развития, один из крупнейших российских финансовых институтов. Основан в 1924 году, с 2007 года действует на основании специального федерального закона о Банке развития. Высшим органом управления является наблюдательный совет, которым руководит Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев. Согласно Стратегии развития до 2021 года, ВЭБ в своей работе сосредоточится на финансировании проектов высоких переделов в промышленности; развитии инфраструктуры; поддержке несырьевого экспорта; содействии процессу перевода оборонных технологий в гражданские; поддержке инноваций и проектов Национальной технологической инициативы. Штаб-квартира - в Москве на проспекте Академика Сахарова.

Председатели

  • Таратута Виктор Константинович (1924-1926)
  • Данишевский Карл Христианович (1926-1928)
  • Сванидзе Александр Семёнович (1930-е гг)
  • Чернышёв Павел Михайлович (1940-е гг)
  • Коровушкин Александр Константинович (1950-1955)
  • Назаркин Константин Иванович (1955-1960)
  • Свешников Мефодий Наумович (1961-1970)
  • Иванов Юрий Александрович (1970-1987)
  • Московский Юрий Сергеевич (1987-1992)
  • Полетаев Юрий Владимирович (1992-1993)
  • Рюмин Валерий Павлович (22 - 28 декабря 1993)
  • Носко Анатолий Петрович (28 декабря 1993 / 14 июня 1994 - 8 февраля 1996)
  • Ачкасов Андрей Иванович (1996)
  • Костин Андрей Леонидович (18 октября 1996 - 10 июня 2002)
  • Чернухин Владимир Анатольевич (10 июня 2002 - 27 мая 2004)
  • Дмитриев Владимир Александрович (с 27 мая 2004)
  • Горьков Сергей Николаевич (с февраля 2016)

Собственники

Внешэкономбанк на 100 % принадлежит Российской Федерации.

Показатели деятельности

2017: Рост убытка до 287 млрд руб

Убыток госкорпорации Внешэкономбанк по итогам 2017 года по МСФО составил 287,7 миллиарда рублей против 111,9 миллиарда рублей убытка годом ранее, сообщил первый зампред ВЭБа Николай Цехомский .

ВЭБ ожидал убыток в 2017 году и прогнозировал, что он будет меньше заложенных в плане 305 миллиардов рублей, несмотря на создание резервов по украинскому Проминвестбанку .

Соглашение предусматривает долгосрочное и эффективное партнерство в реализации проектов с использованием технологии распределенного реестра и платформы Ethereum, формирование экспертного сообщества по платформе Ethereum, а также совместную разработку и проведение образовательных программ для подготовки специалистов в области распределенных реестров и платформы Ethereum на базе Центра компетенций блокчейн Внешэкономбанка.

Основные задачи Центра - накапливать компетенции и знания об инновационных технологиях, развивать платформы для их использования в государственных организациях, обучение и популяризация. Это первый в России центр таких компетенций, основным потребителем его услуг должны стать отечественные госкомпании и органы власти. Таким образом, Россия становится важным игроком в сфере развития блокчейна в мире.

Центр будет располагаться в Москве на территории НИТУ «МИСиС ». Его открытие запланировано на сентябрь 2017 г. Разработчики платформы Ethereum будут работать в режиме коворкинга с сотрудниками Центра компетенций.

Финансирование нанотехнологий и блокчейн

Внешэкономбанк планирует запустить в 2017 году площадку для построения цифровой экономики и внедрения новых бизнес-процессов . Об этом заявил советник председателя ВЭБа Владимир Демин. ВЭБ намерен внедрить технологию блокчейн в систему государственной регистрации, здравоохранения и нефтедобывающую промышленность.

«По факту ВЭБом создаётся большой центр компетенций, для поддержки стартапов инвестициями, экспертизой, разработкой и внедрением. Очень большая и сложная задача по аккумуляции экспертов в едином пространстве, - рассказывает В.Демин. - Среди уже озвученных участников: Waves , Bitfury , Consensys ».

Задача консалтингового ресурса обеспечить миграцию бизнес-процессов на блокчейне в связке с разработчиками. Филиал центра компетенций также будет открыт в Новосибирске .

Ранее сообщалось, что Внешнеэкономбанк до 2021 года планирует поддержать высокотехнологичные проекты путем предоставления среднесрочных, долгосрочных и синдицированных кредитов, чья сумма будет колебаться от 10 млн до более чем 500 млн рублей. Доля ВЭБа составит от 30% до 70 %.

Стратегия работы Внешнеэкономбанка направлена на развитие платформ на основе блокчейна , цифровой экономики и нейротехнологий . В основе этого лежат конвергентные технологии как процесс из пяти взаимопроникающих групп технологий: нано-, био-, инфо-, когно- и социогуманитарных.

Серьезным шагом вперед для России стала разработанная в 2011 году президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии». Она дала импульс для создания и внедрения новейших достижений науки и техники в сфере банковских технических и финансовых операций. Так, развитие технологии блокчейн подразумевает упразднение в будущем управленцев в сфере банковской системы.
Прямая поддержка государства даст возможность компании занять место в пятерке лидеров глобального суперкомпьютерного рынка, считает Всеволод Опанасенко , генеральный директор «Т-Платформы». «Благодаря участию в нашем проекте Внешэкономбанка мы получаем возможность радикально увеличить инвестиции в собственные разработки, что позволит нам сконцентрироваться на создании технологий, которые будут определять развитие отрасли через 3-5 лет», - добавляет он.

Внешэкономбанк оказывает поддержку инвестиционным проектам, являющимся приоритетными для развития экономики, но не получающим необходимых ресурсов со стороны частного сектора. К приоритетным направлениям относятся и суперкомпьютерные технологии. Выступая на заседании совета ВЭБа, премьер-министр Владимир Путин отметил, что суперкомпьютеры могут быть востребованы в целом ряде отраслей, в частности, энергетике и космосе.

2009: Правительство разрешило ВЭБу инвестиции в ИТ

В конце 2009 г. правительство внесло в меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка изменения, разрешающие банку инвестиции в стратегические компьютерные технологии, программное обеспечение и информационно-коммуникационные системы. Ранее приоритетами ВЭБа были авиастроение, ракетно-космический комплекс, судостроение, электронная промышленность, атомная промышленность, транспортное, специальное и энергетическое машиностроение, металлургия, деревообрабатывающая промышленность, оборонно-промышленный комплекс и агропромышленный комплекс.

Информационные технологии

2017: 6 проектов на базе блокчейна

Внешэкономбанк реализует 6 проектов на базе технологии блокчейн , заявил в ноябре 2017 года в рамках интервью ТК "Россия 24" председатель ВЭБ Сергей Горьков .

ВЭБ реализует 6 блокчейн-проектов в самых разных отраслях

По его словам, по одному проекту развивается совместно с Росреестром , Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Пенсионным фондом и Роспатентом . Также Внешэкономбанк пилотирует еще один проект в деревообрабатывающей промышленности для учета весов и один - в области здравоохранения в Новгородской области по учету лекарств.

Ожидается, что реализация проектов в разных отраслях поможет выявить те из них, где технология блокчейн может быть применена наиболее эффективно. С этой целью ВЭБ также объявил об открытии центра компетенций. На этой площадке представлены технологии блокчейн различных компаний для обмена знаниями и опытом.

История

2019: ВЭБ сократит 2,5 тыс. сотрудников и присоединит три дочерние компании

«ВЭБ.РФ» определился с новой организационной структурой. В процессе оптимизации планируются масштабные сокращения штата и присоединение трех «дочек» к головной компании, пишет в марте 2019 года РБК .

Оптимизация структуры ВЭБа, начавшаяся после прихода в мае 2018 года на пост главы госкорпорации бывшего вице-премьера Игоря Шувалова , приведет к сокращению примерно 2,5 тыс. сотрудников в самом ВЭБе и трех интегрируемых в головную организацию «дочках». Треть из них уже сокращены: численность персонала самого ВЭБа после прихода Шувалова уменьшилась с 1,8 тыс. до 1 тыс. человек, сообщил РБК источник в ВЭБе и подтвердил другой источник в госкорпорации.

Более масштабные сокращения ждут «ВЭБ Лизинг », «ВЭБ Сервис » и «ВЭБ Капитал », часть сотрудников которых перейдут в материнскую структуру. В этих компаниях работали 2,5 тыс. человек, но после оптимизации их персонал сократится до 800 человек, говорят собеседники РБК.

В мае 2019 года оптимизация штата должна завершиться, заявил 26 марта Игорь Шувалов, не раскрывая деталей. «С 1 мая все сотрудники, которые остаются в рамках ВЭБа, получат подтверждения и приглашения на работу», - отметил он. «С учетом интеграции функций «ВЭБ Лизинга», «ВЭБ Капитала» и «ВЭБ Сервиса» в организации будет не более 1,5 тыс. человек», - пояснили РБК в пресс-службе «ВЭБ.РФ».

Еще около 300 специалистов, выполняющих сервисные функции, будут работать в едином сервисном центре институтов развития в Воронеже, сообщил РБК представитель ВЭБа Андрей Самохин. Это как сотрудники «ВЭБ Сервиса», так и специалисты из ВЭБа, которые выполняли сервисные функции. В Воронеже создается сервисный центр всех институтов развития, чью работу курирует ВЭБ: «ДОМ.РФ », Корпорации МСП и Российского экспортного центра . В Воронеже уже работают 550 сотрудников «ДОМ.РФ». Переезд запланирован на период с мая по 1 сентября.

«Основные принципы новой структуры госкорпорации: снижение бюрократических барьеров, ликвидация дублирующих функций, ускорение бизнес-процессов и принятия решений, оптимизация документооборота между подразделениями и с внешними клиентами, создание условий для горизонтального взаимодействия внутри команды», - сообщил РБК Самохин.

Во всей группе вместо 8 тыс. человек останутся всего 3 тыс., говорил Шувалов в декабре. Эти данные касаются всей группы ВЭБа, в нее кроме «ВЭБ Лизинга», «ВЭБ Сервиса» и «ВЭБ Капитала» входят также «ВЭБ Инновации », «ИнфраВЭБ», Российской экспортный центр, Фонд развития Дальнего Востока и Связь-Банк . Основную часть сокращения сотрудников группы обеспечит запланированная передача Связь-Банка правительству, объяснил источник РБК. «Сокращения затронут всю группу, Связь-Банк естественным путем уйдет», - сказал он. В банке работают 3,3 тыс. человек.

По экспертной оценке, эффект от сокращений составит 30-40% от зарплатного фонда и административно-хозяйственных расходов, привел расчеты выгод от оптимизации источник в госкорпорации. О таких оценках знает и другой собеседник РБК.

Если исходить из приведенной оценки экономии, только на зарплатах в головном ВЭБе можно сэкономить около 3 млрд рублей. По данным отчетности корпорации по РСБУ за IV квартал, средняя численность персонала за прошлый год составила 1 408 человек, а фонд оплаты труда достигал 8,7 млрд рублей плюс выплаты социального характера на 826 млн рублей, указывает РБК.

2018: ВЭБ заберет «Ангстрем-Т» за долги

17 октября 2018 года стало известно о крупных просроченных долгах «Ангстрем-Т» , из-за которых Внешэкономбанк (ВЭБ) до конца года заберет себе производителя чипов. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на председателя совета директоров АО «Ангстрем-Т» и бывшего министра связи Леонида Реймана . Подробнее .

2017: ЦБ предложил ВЭБу отказаться от продажи Связь-банка и Глобэксбанка

В начале июля 2017 года стало известно, что Внешэкономбанку придется отложить продажу двух своих дочерних банков - Связь-Банка и «Глобэкса ». Центробанк предложил оставить их госкорпорации. Риски продать их не тому покупателю велики, к тому же продать их на условиях госкорпорации практически невозможно, писали «Ведомости ».

«ЦБ рассматривает вариант оставить оба банка во владении ВЭБа, поскольку опасается, что в результате их продажи частным игрокам их риски могут вырасти», - говорит банкир, изучавший активы госкорпорации с целью покупки.

В это время банками управляет понятная для регулятора команда ВЭБа, а смена владельца - риск, рассказал изданию человек, близкий к ВЭБу. Кроме того, регулятор и ВЭБ понимают, что банки фактически «некому продавать», так как в их развитие необходимо серьезно инвестировать. Поэтому теперь задача - вывести банки на безубыточность, а уже потом искать покупателей.

В 2017 году ожидается, что оба банка покажут операционную прибыль, однако «Глобэкс» пока продолжает показывать убыток, Связь-Банк вышел в плюс к июню 2017, замечает аналитик S&P Анастасия Турдыева.

2015:Внешэкономбанк признали самым убыточным в рейтинге 500 крупнейших компаний России

Внешэкономбанк оказался самой убыточной компанией из 500 крупнейших организаций в России . Об этом говорится в рейтинге, составленном изданием полагал, что банк стал жертвой обстоятельств, а не плохого менеджмента :

«Дело в том, что институт, который создавался как институт развития, оказался во многом институтом, абсорбирующим риски, которые возникли в российской экономике благодаря разным обстоятельствам, начиная с кризиса 2008–2009 годов и кончая нынешней ситуацией, связанной с санкционным режимом, геополитическими рисками», - сказал министр в интервью телеканалу «Россия 24».

Долги и убытки, которые становятся неподъемными из-за необходимости создавать все больше и больше резервов по выданным кредитам, через некоторое время могут привести даже к дефолту ВЭБа. Власти, естественно, на это не пойдут.

По имеющимся оценкам, ВЭБ необходимо докапитализировать примерно на 1,5 трлн руб. При этом выдать полтора триллиона «живыми» деньгами правительство не может - в бюджете их просто нет. Поэтому обсуждаются различные варианты спасения через выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ) или евробондов, а также вывод «токсичных» активов в отдельную госструктуру.

Сейчас на первом месте в «шорт-листе» у кабинета министров стоит докапитализация за счет ОФЗ. Минфин уже обкатал такую схему на коммерческих банках, выпустив для этой цели облигаций на 1 трлн руб. Но финансовое ведомство не хочет создавать госдолг еще на 1,5 трлн руб. в пользу ВЭБа.

Внутренний госдолг на 1 ноября 2015 года, по данным Минфина, составлял 7,119 трлн руб. (включая 1,644 трлн руб. госгарантий). Это чуть меньше 10% ВВП . Единовременный выпуск ОФЗ на 1,5 трлн руб. действительно лег бы дополнительным бременем на государство. При этом надо учесть, что в следующем году правительство планирует активно брать в долг, чтобы покрыть дефицит бюджета в 3% ВВП. Реализация сценария с выводом «токсичных» активов также имеет немало минусов - их все равно придется списать и кто-то должен будет взять на себя этот убыток.

2014: Убыток ВЭБа составил 249 миллиардов рублей

Группа Внешэкономбанка получила в 2014-м убыток в размере 249 миллиардов рублей по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Об этом заявил в мае 2015 года зампред банка Сергей Лыков, сообщал ТАСС. Для сравнения, в прошлом году была зафиксирована прибыль 8,5 миллиарда рублей .

По словам Лыкова, причиной таких убытков является резкое увеличение расходов на создание резервов. В прошлом году ВЭБ отложил на эти цели 326,1 миллиарда рублей.

Лыков подчеркнул, что основной объем резервов пришелся в основном на кредиты, выданные на строительство олимпийских объектов. Также значительная часть их была потрачена на украинский бизнес. Конкретные цифры топ-менеджеры госкорпорации не озвучили.

Чистый процентный доход ВЭБа по итогам прошедшего года вырос на 1,3 процента, до 100,3 миллиарда рублей. Операции с финансовыми инструментами принесли в 2014 году Внешэкономбанку убыток в 10,3 миллиарда рублей против чистого дохода в размере 69,7 миллиарда рублей годом ранее.

Кредитный портфель банка по итогам 2014 года составил 2,6 триллиона рублей, превысив аналогичный результат 2013 года на 43 процента.

Ранее сообщалось, что объем пенсионных средств населения, размещенных во Внешэкономбанке (ВЭБ), сократился в 2014 году на 87 миллиардов рублей из-за переоценки облигаций, в которые вкладывалась организация.

Решить старые проблемы

ВЭБ должен стать «ключевым инструментом» , подчеркивал 29 мая Дмитрий Медведев. Под задачи из этого указа, значительная часть которых состоит в реализации инфраструктурных проектов, ВЭБу обещают докапитализацию — об этом, в частности, говорил президент Владимир Путин, обсуждая с Шуваловым его назначение главой корпорации. Вопросы докапитализации находятся в проработке, конкретных цифр пока нет, заявили РБК в пресс-службе ВЭБа. Сейчас бюджет на 2018-2020 годы предусматривает предоставление ВЭБу от государства по 100 млрд руб. ежегодно. Кроме того, для поддержания ликвидности ВЭБ во втором квартале планировал получить депозит от Минфина на 200 млрд руб.

Минувший год был провальным для госкорпорации с точки зрения финансовых показателей — ВЭБ показал рекордный убыток 287,7 млрд руб., создав резервы на 250 млрд руб. под обесценение активов. Правда, основной причиной такого отрицательного рекорда эксперты снижение помощи от государства. Если бы не госсубсидии, убыток ВЭБа уже в 2016 году достиг бы 500 млрд руб.

Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

По мнению директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, с учетом жестких сроков подготовки программы выполнения майского указа (до 2024 года), становление ВЭБа как ключевого исполнителя указа и устранение внутренних проблем госкорпорации будут происходить одновременно. «Я вижу в этом решении [сделать банк ключевым инструментом исполнения указа] также идею немного отделить текущую работу правительства от деятельности по выполнению указов», — отмечает эксперт.

Так как одна из задач майских указов — повышение объема инвестиций, то банк развития, которым и является ВЭБ, хорошо ложится в канву концепции ключевого инструмента исполнения майского указа, говорит Лукашук. Однако, добавляет он, сначала банку необходимо закрыть старые проблемы — это та задача, без которой говорить о качественных изменениях будет сложно. Насколько быстро банк сможет справиться с этим, зависит от готовности государства выделять ресурсы на поддержку ВЭБа, отмечает аналитик. «Важный момент для такого института развития, как ВЭБ, — возможность договариваться и находить компромиссные решения», — заключает Лукашук.

Среди старых проблем, с которыми сталкивается ВЭБ, — его неэффективность с экономической точки зрения. По словам аналитика Fitch Антона Лопатина, у ВЭБа на консолидированном уровне показатель эффективности деятельности (cost to income, отношение затрат к доходам) в 2017 году был около 70%, тогда как в среднем у коммерческих банков в России он в районе 50%, при том что коммерческие банки работают через сеть отделений и поэтому несут значительные расходы на аренду. ВЭБ заявлял, что намерен наращивать выручку, однако необходимо и оптимизировать расходы, говорит Лопатин. «Чем выше показатель cost to income, тем больше давление на прибыль банка и меньше запаса прибыли на создание резервов», — говорит эксперт. Даже несмотря на то что ВЭБ является не коммерческим банком, а институтом развития, в случае если банк не сможет создавать расходы на резервы из собственной прибыли, ему вновь будут требоваться вливания в капитал от государства, поясняет аналитик.

Три первых зампреда

Управленческая команда нового главы ВЭБа продолжает формироваться, однако самый главный вопрос — о том, кто будет первыми заместителями Шувалова, — уже решен. Как источники РБК, к уже работающим первым зампредам — Николаю Цехомскому и Михаилу Полубояринову — добавится экс-глава банка «Российский капитал» Михаил Кузовлев.

Цехомский с 2016 года курирует в ВЭБе блок «финансы и развитие», Полубояринов — с 2012 года в ранге первого зампреда курирует инфраструктурные проекты. Чем займется в банке Кузовлев, но у экс-банкира большой опыт работы с проблемными долгами — этим он занимался, руководя приобретенными ВТБ активами — Гута-банком (с 2004 года) и Банком Москвы (с 2011 года), а также на предыдущем месте работы в «Роскапитале», курируя недостроенные объекты разорившегося застройщика СУ-155.

Проблемные долги — одна из основных сложностей, с которыми в последние годы пришлось столкнуться и ВЭБу. Госкорпорация, которая создавалась как институт развития, несколько лет давала кредиты на проекты, которые могли не окупиться (например, олимпийские проекты к Сочи-2014, которые ВЭБ профинансировал не менее чем на 240 млрд руб., и кредиты украинским компаниям в Донбассе на $8 млрд). Экс-глава ВЭБа Сергей Горьков в интервью РБК летом 2017 года , что ВЭБ сформировал портфель проблемны​х активов объемом 1,5 трлн руб., но решения по активам примерно на 1 трлн руб. удалось найти. В частности, украинские долги корпорация передала созданному в конце 2016 года Фонду промышленных активов.

Шувалов также начинает переводить в ВЭБ людей из своего аппарата. Как говорят два осведомленных источника РБК, в банк уходит работать его помощница Марина Романова. Еще один человек, который придет в корпорацию вместе с Шуваловым, — Юрий Газарян, замглавы секретариата Шувалова. Газарян станет одним из зампредом ВЭБа, знает источник РБК и источник «Интерфакса» на банковском рынке. Газарян уже заменил экс-главу ВЭБа Сергея Горькова в списке кандидатов в совет директоров Газпромбанка (там ВЭБу принадлежит 8,5% голосующих акций). В пресс-службе ВЭБа отказались давать РБК комментарии по кадровым вопросам​.

Отчет об устойчивом развитии

развития

Обращение председателя

Корпоративная жизнь

Внешэкономбанка

Внешэкономбанк сегодня

3.1. Кадровая политика Внешэкономбанка

1.1.

3.2. Характеристика персонала

1.2. Стратегия развития Внешэкономбанка

Внешэкономбанка

3.3. Повышение квалификации персонала

Инвестиции в устойчивое

3.4. Система оплаты труда и стимулирования

развитие

работников Внешэкономбанка

2.1. Взаимодействие с внешней средой

3.5. Здоровье и безопасность персонала

по вопросам устойчивого­ развития

3.6. Повышение экологической

2.2. Ответственная деловая практика

сознательности

2.3. Управление социальным и экологическим

воздействием при финансировании

Дочерние банки Внешэкономбанка

инвестиционных проектов

4.1. Система управления дочерними банками

2.4. Модернизация моногородов

4.2. ОАО «РосБР»

2.5. Поддержка малого и среднего

4.3. ЗАО РОСЭКСИМБАНК

предпринимательства­

4.4. ОАО АКБ «Связь-Банк»

2.6. Содействие развитию механизмов ГЧП

4.5. ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК»

в Российской Федерации

Об отчете

2.7. Инвестирование пенсионных

Таблица соответствия Отчета

накоплений

Руководству GRI

2.8. Благотворительность и волонтерство

Отчет о независимой проверке

ВНЕШЭКОНОМБАНК

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ

РАЗВИТИИ-2010

Обращение

председателя

Уважаемые коллеги и партнеры!

Представляем вашему вниманию отчет Внешэкономбанка об устойчивом развитии за 2010 год. Наша цель - информировать вас о принципах, которыми мы руководствуемся в нашей повседневной работе, о тех механизмах, которые позволяют нам из года в год обеспечивать устойчивые финансовые результаты.

Это наш второй нефинансовый отчет, который дает возможность сравнить, насколько более эффективным стал подход Внешэкономбанка к корпоративному управлению, управлению социальным и экологическим воздействием при финансировании инвестиционных проектов, увидеть, какие шаги сделаны для построения четкой и прозрачной системы взаимодействия с заинтересованными сторонами по вопросам устойчивого развития.

Действуя в качестве государственного финансового института развития, Внешэкономбанк руководствуется прежде всего национальными интересами, направляя весь свой потенциал на решение наиболее острых социально-экономических проблем, повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее устойчивости перед внешними воздействиями.

Экономическое, экологическое и социальное влияние Внешэкономбанка огромно. Инвестиционные проекты с участием Внешэкономбанка реализуются в тех сферах, где присутствие государства особенно необходимо. Внешэкономбанк отдает приоритет поддержке инновационных и инфраструктурных проектов, которые способствуют модернизации экономики и благодаря которым создаются современные рабочие места и новые профессии.

Проекты Банка дают сильный мультипликативный эффект. Это развитие инфраструктуры, инноваций, малого и среднего предпринимательства, высокотехнологичных отраслей экономики, модернизация производств. В итоге решается целый комплекс социально значимых задач, таких, как повышение уровня и качества жизни в регионе реализации проекта, рост налоговых поступлений в бюджетную систему, создание новых рабочих мест, рост численности занятого населения.

Модернизация и создание современных производств немыслимы без внедрения инновационных

экологических и энергоэффективных технологий.

Особое внимание мы уделяем формированию каче-

Реализация проектов, направленных на повышение

ственной профессиональной среды в сфере реализа-

эффективности использования природных ресурсов,

ции инвестиционных проектов, проводим комплексную

охрану окружающей среды и улучшение экологиче-

подготовку персонала компаний-клиентов. Нами про-

ской обстановки, а также проектов, направленных

должена реализация проекта «Подготовка специали-

на повышение энергоэффективности, является од-

стов - участников инвестиционных проектов, реализуе-

ним из приоритетов инвестиционной деятельности

мых при поддержке институтов развития». Совместно

Внешэкономбанка.

с Финансовым университетом при Правительстве Рос-

сийской Федерации создана кафедра «Государственно-

По итогам 2010 года органами управления было

частное партнерство». Организован ряд региональных

одобрено участие Внешэкономбанка в реализации

семинаров для специалистов органов государственно-

28 проектов в «зеленом» секторе с объемом участия

го и муниципального управления. Практика показала,

более 240 млрд рублей. Они направлены в том числе

что наши инициативы в области организации обучения

на повышение энергоэффективности и энергосбере-

персонала партнеров повышают эффективность инве-

жение. Вместе с Международным банком реконструк-

стиционного процесса и позволяют минимизировать

ции и развития начата совместная программа по це-

риски, связанные с реализацией проектов.

левому финансированию проектов, направленных

на повышение энергоэффективности.

За всей этой работой стоят наши сотрудники, спе-

циалисты и менеджеры, которые на высоком профес-

Мы стремимся приблизить свою деятельность в обла-

сиональном уровне реализуют сложные и масштабные

сти устойчивого развития к лучшей практике нацио-

задачи. И наша задача - сохранять и воспитывать в со-

нальных и международных финансовых институтов

трудниках чувство личной ответственности за общий

развития. Не все можно изменить в короткие сроки,

результат, формировать условия для профессиональ-

поскольку каждый проект - исключительно трудоем-

ного обучения и развития работников, создавать среду,

кий процесс, в котором задействованы колоссальные

в которой люди смогут успешно трудиться, реализо-

финансовые и трудовые ресурсы. Но мы последова-

вывать свои знания и интеллектуальный потенциал.

тельно совершенствуем внутренние процедуры, повы-

шаем качество корпоративного управления.

Действующая во Внешэкономбанке система управле-

ния знаниями, опыт выполнения масштабных инве-

В 2010 году нами изменен регламент проведения

стиционных проектов являются основой успешного

экспертизы инвестиционных проектов на соот-

решения поставленных перед нами задач. О качестве

ветствие требованиям охраны окружающей среды

нашей работы говорят и результаты опроса наших

и стандартам экологической эффективности. Про-

ключевых бизнес-партнеров - более 91% оцени-

должена разработка стратегии корпоративной со-

ли качество сотрудничества с Внешэкономбанком

циальной ответственности, которая станет осново-

на «хорошо» и «отлично».

полагающим документом, определяющим приори-

тетные направления деятельности Банка в области

устойчивого развития.

пересматривать и совершенствовать инвестицион-

ную политику, продолжим интегрировать принципы

Внешэкономбанк осознает свою ответственность пе-

устойчивого развития в свою деятельность. Уверен,

ред обществом и активно участвует в формировании

что наши усилия, направленные на решение экологи-

государственной политики, в разработке стратегий

ческих и социальных проблем, будут способствовать

развития приоритетных для Банка отраслей эконо-

позитивным изменениям в обществе и служить улуч-

мики. В 2010 году мы приняли участие в подготовке

шению благосостояния россиян.

предложений по проектам концепции Федеральной

целевой программы «Экологическая безопасность

России (на 2012–2020 гг.)», Стратегии развития бан-

ковского сектора на период до 2015 г., Стратегии ин-

Председатель

новационного развития Российской Федерации и по

Внешэкономбанка

ряду других не менее важных документов.

В.  А. Дмитриев

4 1 ВНЕШЭКОНОМБАНК СЕГОДНЯ

Система управления Внешэкономбанка

«Очевидно, что последовательное внедрение современных моделей корпоративного управления - одно из важнейших условий улучшения инвестиционного и делового климата в стране, в целом - качественного экономического роста».

Председатель Правительства Российской Федерации, председатель наблюдательного совета Внешэкономбанка В. В. Путин

Правовое регулирование деятельности Внешэкономбанка

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее - Внешэкономбанк или Банк) создана в мае 2007 года путем реорганизации в форме преобразования Банка внешнеэкономической деятельности СССР

(Внешэкономбанк СССР).

Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности Банка, порядок его реорганизации и ликвидации установлены Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» (далее - Федеральный закон «О банке развития»).

Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка определяются Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007-р (далее - Меморандум о финансовой политике)1 .

1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 1170-р срок действия Меморандума о финансовой политике продлен на три года.

Группа Внешэкономбанка по состоянию на 01.01.2011

Кредитные организации

Доля участия

Специализированные

Доля участия

Внешэконом­­

компании

Внешэконом­­

ОАО «РосБР»

ООО «Инвестиционная компания

ЗАО РОСЭКСИМБАНК

Внешэкономбанка (ВЭБ Капитал)»

ОАО «Федеральный центр

ОАО АКБ «Связь-Банк»

проектного финансирования»

ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК»

ОАО «Белвнешэкономбанк»

ОАО «Корпорация развития Север-

(Республика Беларусь)

ного Кавказа»

ПАО Проминвестбанк (Украина)

ООО «ВЭБ Инжиниринг»

ОАО «ВЭБ-лизинг»

50% + 1 акция

В соответствии с планом-графиком мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и Государственной компании «Автодор» Внешэкономбанк должен быть преобразован в юридическое лицо публичного права. Проект федерального закона, регулирующего деятельность юридических лиц публичного права, должен быть внесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации

в III квартале 2011 г. и представлен в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации

в IV квартале 2011 г. Планируемый срок преобразования Внешэкономбанка - IV квартал 2012 г.

Группа Внешэкономбанка

одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций), в то время как Внешэкономбанк не является таковой.

Организационная структура Внешэкономбанка

По состоянию на 01.01.2011 организационная структура Внешэкономбанка включала 33 самостоятельных структурных подразделения. В 2010 году в структуре Внешэкономбанка были созданы:

Под Группой Внешэкономбанка2 в целях данного

Департамент региональной политики, цель

отчета понимаются Внешэкономбанк, его дочерние

которого - стимулирование социально-эконо­ми­­

и зависимые организации в финансовом и иных

ческого развития регионов, обеспечение высоких

секторах экономики. Данное определение не имеет

темпов роста и повышение конкурентоспособности

юридического статуса и не совпадает с определе-

экономики субъектов Российской Федерации;

нием «банковская группа», так как в соответствии с

Департамент инноваций и высоких техноло-

«О банках и банковской деятельности» банковской

гий, к компетенции которого относится решение

группой признается не являющееся юридическим ли-

задач по реализации инвестиционных проектов,

цом объединение кредитных организаций, в котором

направленных на внедрение инновационных про-

цессов, нанотехнологий, инвестиционных проектов

2. В 2010 году начата работа по регистрации товарного знака

в наукоемких отраслях промышленности;

«Группа Внешэкономбанка». По состоянию на 01.01.2011 товар-

ный знак «Группа Внешэкономбанка» не был зарегистрирован.

ВНЕШЭКОНОМБАНК

ВНЕШЭКОНОМБАНК сегодня

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ-2010

Департамент развития Северного Кавказа.

Представительства Внешэкономбанка

Создан в целях обеспечения взаимодействия с ОАО

«Корпорация развития Северного Кавказа» для реа-

По данным на 01.01.2011, Внешэкономбанк имел

лизации проектов, направленных на стимулирование

13 представительств, девять из которых находились

социально-экономического развития данного региона.

за рубежом, четыре - на территории Российской

Федерации.

В 2010 году Департамент развития регионов был

преобразован в Департамент природных ресурсов,

В 2010 году открыто зарубежное представительство

цель которого - организация финансирования инве-

во Французской Республике (г. Париж).

стиционных проектов в области экологии и охраны

окружающей среды, а также проектов, направленных

В связи с активизацией сотрудничества с финан-

на повышение эффективности использования возоб-

совыми институтами Индии в 2010 году была воз-

новляемых и вторичных ресурсов.

обновлена деятельность представительства Внеш­

экономбанка в финансовом центре Республики Ин-

дия - г. Мумбаи.

В целях развития региональной сети Внешэконом-

банка на территории Российской Федерации в 2010

году открыты представительства Внешэкономбанка

в Екатеринбурге и Пятигорске.

Представительства Внешэкономбанка, по данным на 01.01.2011

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ВНЕШЭКОНОМБАНКА ЗА РУБЕЖОМ

Представительство во Французской Республике (г. Париж)

Представительство в Итальянской Республике (г. Милан)

Представительство в Китайской Народной Республике (г. Пекин)

Представительство в Республике Индия (г. Дели)

Представительство в Республике Индия (г. Мумбаи)

Представительство в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (г. Лондон)

Представительство в Соединенных Штатах Америки (г. Нью-Йорк)

Представительство в Федеративной Республике Германия (г. Франкфурт-на-Майне)

Представительство в Южно-Африканской Республике (г. Йоханнесбург)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ВНЕШЭКОНОМБАНКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Представительство в г. Хабаровске

Представительство в г. Екатеринбурге

Представительство в г. Пятигорске

Представительство в г. Санкт-Петербурге

Система управления Внешэкономбанка

Органы управления Внешэкономбанка

В соответствии с Федеральным законом «О банке развития» органами управления Внешэкономбанка являются наблюдательный совет Внешэкономбанка, правление Внешэкономбанка и председатель Внеш­ экономбанка.

Наблюдательный совет Банка, возглавляемый Председателем Правительства Российской Федерации, является самым представительным наблюдательным советом среди всех российских госкорпораций, кредитных и финансовых организаций. Изменений в составе наблюдательного совета Внешэкономбанка в 2010 году не происходило.

Биографии членов наблюдательного совета размещены на официальном сайте Правительства

Российской Федерации: http://правительство.рф/ gov/.

Правление Внешэкономбанка является коллегиальным исполнительным органом. На 01.01.2011 в состав правления Внешэкономбанка входили председатель Внешэкономбанка и восемь членов правления Банка. Биографии членов правления размещены на сайте Внешэкономбанка www.veb.ru.

Председатель Банка входит в состав наблюдательного совета по должности, является единоличным исполнительным органом Внешэкономбанка и осуществляет руководство его текущей деятельностью. Председатель Внешэкономбанка назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Органы управления Внешэкономбанка по состоянию на 01.01.2011

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. Путин

Первый заместитель

Заместитель Председателя

Заместитель Председателя

Заместитель Председателя

Правительства Российской

Председателя Правительства

Правительства

Правительства

Федерации - Министр

Российской Федерации

Российской Федерации

Российской Федерации

финансов Российской

В. А. Зубков

С. Б. Иванов

Д. Н. Козак

Федерации А. Л. Кудрин

Министр экономического

Министр транспорта

Министр промышленности

развития

и торговли

Российской Федерации

Российской Федерации

Российской Федерации

И. Е. Левитин

Э. С. Набиуллина

В. Б. Христенко

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

В.А. Дмитриев

ПРАВЛЕНИЕ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

Член правления -

Член правления -

Член правления -

Член правления -

первый заместитель

первый заместитель

заместитель председателя

заместитель председателя

председателя Н. Н. Косов

председателя А. В. Тихонов

А. Б. Балло

С. А. Васильев

Член правления -

Член правления -

Член правления -

Член правления -

заместитель председателя

заместитель председателя

заместитель председателя

Главный бухгалтер

М. Ю. Копейкин

С. П. Лыков

П. М. Фрадков

В. Д. Шапринский

Постоянно действующие коллегиальные рабочие органы

В 2010 году в Банке действовали 12 коллегиальных рабочих органов:

Бюджетный комитет;

Комиссия Внешэкономбанка по рассмотрению ходатайств о списании безнадежной ко взысканию задолженности;

Комитет по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений;

Комитет по кадрам и вознаграждениям при наблюдательном совете Внешэкономбанка;

Комитет по рассмотрению заявок о рефинансировании внешних обязательств заемщиков;

Комитет по субординированным кредитам (займам);­

Комитет по управлению активами и пассивами Внешэкономбанка;

Комитет развития инвестиционных операций;

Комитет стратегического развития;

Кредитный комитет;

Ситуационный комитет;

Технологический комитет.

Основной задачей коллегиальных рабочих органов является содействие органам управления в принятии стратегически важных решений по основным направлениям деятельности Внешэкономбанка.

Экспертный совет Внешэкономбанка

Функции совещательно-консультативного рабочего органа Внешэкономбанка выполняет Экспертный совет. Целями Экспертного совета являются проведение углубленного научного анализа основных направлений деятельности Банка и подготовка предложений для принятия решений органами управления Внеш­ экономбанка.

Члены Экспертного совета не работают во Внеш­ экономбанке на постоянной основе и являются руководителями и заместителями руководителей сторонних организаций. Компетентность членов Экспертного совета подтверждена результатами их научной деятельности, общественным признанием, государственными наградами и премиями

Заседания Экспертного совета являются открытыми для председателя Внешэкономбанка, членов правления и заместителей председателя Внешэкономбанка. По согласованию с руководством Внешэкономбанка и ответственным секретарем Экспертного совета к прениям по обсуждающимся вопросам могут также присоединиться руководители заинтересованных структурных подразделений Банка, представители и эксперты иных организаций.

В 2010 году к участию в заседаниях Экспертного совета привлекались независимые эксперты Лаборатории аграрной политики Института экономических проблем переходного периода (ИЭППП); факультета мировой экономики и мировой политики и кафедры прикладной микроэкономики Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики, а также Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В отчетном периоде состоялось 3 пленарных заседания Экспертного совета. Велась работа по наиболее значимым для российской экономики направлениям,

в реализации которых существенная роль принад-

лежит Внешэкономбанку. В частности, Экспертный

По результатам проверок Службой внутреннего кон-

совет внес значительный вклад в подготовку пред-

троля Внешэкономбанка готовятся предложения

ложений по вопросу совершенствования правового

председателю Банка по вопросам совершенствования

режима деятельности государственных корпораций

деятельности Банка. Указания и предписания по во-

и госкомпаний. Экспертное заключение совета было

просам, входящим в компетенцию Службы внутрен-

учтено при окончательной доработке Федерального

него контроля Внешэкономбанка, обязательны для

закона «О внесении изменений в Федеральный закон

исполнения всеми самостоятельными структурными

«О некоммерческих организациях» и некоторые дру-

подразделениями Внешэкономбанка.

гие законодательные акты Российской Федерации»,

принятого Государственной думой Российской Феде-

Информационно-технологическое

года соответственно. Федеральный закон (№ 437-ФЗ)

был подписан Президентом Российской Федерации

обеспечение деятельности

Внешэкономбанка

Внешэкономбанк рассматривает применение совре-

Система внутреннего

менных информационных технологий как один из

факторов, обеспечивающих стабильное функциони-

контроля

рование корпорации.

Контроль за соблюдением законодательства Россий-

Примеры применения информационных технологий

ской Федерации, внутренних нормативных докумен-

приведены ниже по тексту, а также в Годовом отчете

тов, мониторинг эффективности процедур внутренне-

Внешэкономбанка за 2010 год.

го контроля, финансовой и управленческой отчетно-

сти осуществляются Службой внутреннего контроля

Мощным инструментом решения текущих и стратеги-

Внешэкономбанка.

ческих задач Банка является функционирование во

Внешэкономбанке системы управления ИТ-деятель­­

Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка по-

ностью, которая учитывает современные мировые

дотчетна непосредственно наблюдательному совету

практики и построена на методологии ITSM/ITIL3 и

Внешэкономбанка и уполномочена осуществлять

стандарте управления качеством ISO 9000.

контроль за деятельностью любого подразделения

В целях распространения и внедрения передового

опыта управления ИТ-деятельностью Внешэконом-

Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка осу-

банк участвует в работе некоммерческого партнерства

ществляет проверку:

«Форум по ИТ Сервис-менеджменту» (ИТСМ), который

является отделением международного ИТСМ Форума

соответствия внутренних документов Банка

в России.

нормативно-правовым актам Российской Федера-

ции, а также требованиям системы внутреннего кон-

полноты применения и эффективности методо-

логии оценки банковских рисков и процедур управ-

ления ими;

достоверности, полноты, объективности и свое­

временности ведения учета и представления отчетно-

3. ITSM/ITIL - IT Service Management (ITSM) - методология, по-

сти и иных сведений в соответствии с нормативными

строенная на базе библиотеки методик и правил постановки про-

актами Российской Федерации и т. д.

цессов работы ИТ-службы ITIL.

Возглавить Внешэкономбанк (ВЭБ). Тот ответил согласием.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этой организации.

"Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк, ВЭБ) - государственная корпорация развития. Главное направление деятельности - финансирование крупных инвестиционных проектов. Банковской лицензии не имеет.

История

ВЭБ ведет свою историю от созданного 18 августа 1922 года в начале проведения новой экономической политики (НЭП) Российского коммерческого банка. Он был организован как концессия шведским финансистом Улофом Ашбергом. 7 апреля 1924 года учреждение было преобразовано в Банк для внешней торговли СССР. 17 июля 1987 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР он был переименован в Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР), носил это название до 2007 года.

В советское время кредитная организация проводила расчеты по экспортно-кредитным операциям, руководила сетью заграничных банков. 2 января 1992 года Внешэкономбанк фактически объявил дефолт по внешним обязательствам СССР на сумму около $8 млрд. 13 января 1992 года Президиум Верховного Совета РСФСР решил сохранить ВЭБ и закрепил за ним новую функцию - обслуживание внешнего долга СССР. При этом учреждение не получило лицензии Центробанка и начало действовать на основании отдельных нормативных актов.

Основная часть внешнего долга СССР была погашена в 2006 году. К тому времени у ВЭБ появилась новая функция: он стал управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений (согласно федеральному закону от 24 июля 2002 года "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и постановлению правительства РФ от 22 января 2003 года). 17 мая 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "О банке развития", в рамках которого Внешэкономбанк СССР был преобразован в госкорпорацию Внешэкономбанк.

До 2019 года ВЭБ распоряжается накопительной частью пенсий граждан, которые не перевели ее в негосударственные пенсионные фонды или частные управляющие компании (так называемых молчунов).

В 2014 году против ВЭБ и других крупных российских госкорпораций в связи с ситуацией на Украине были введены секторальные санкции США, Канады, Евросоюза, Швейцарии и Японии. Они предусматривают запрет на средне- и долгосрочное кредитование, операции с новыми выпусками ценных бумаг.

Задачи

После преобразования в госкорпорацию в 2007 году главной задачей организации стало создание условий для экономического роста и стимулирование инвестиций, финансирование крупных проектов, деньги на которые по каким-либо причинам не могут выделять крупные банки. В частности, ВЭБ был кредитором строительства инфраструктуры для зимних Олимпийских игр Сочи (в них банк инвестировал почти 170 млрд руб.), агентом по реализации антикризисных мер.

Показатели

Уставный капитал Внешэкономбанка формируется по решению правительства за счет имущественных взносов РФ или за счет прибыли корпорации. Его размер на 31 декабря 2017 года - 395,7 млрд руб.

Активы ВЭБ по состоянию на 30 сентября 2017 года составляли 3 трлн 376 млрд руб., кредитный портфель - 1 трлн 784 млрд руб. Объем доходов от основной деятельности за 2016 год - 171,4 млрд руб. (за 2015 год - 232,1 млрд руб, снижение на 26%).

Доходность вложения средств пенсионных накоплений ВЭБ в 2016 году составила 10,53% годовых (почти в два раза выше показателя годовой инфляции в России, 5,4%). Всего ВЭБ управляет пенсионными накоплениями 52 млн россиян - их объем составляет 1,82 трлн руб.

Инвестиционные проекты

К 1 января 2018 году ВЭБ участвовал в финансировании 198 инвестиционных проектов общей стоимостью 4,9 трлн руб., из них доля ВЭБ составила 2,3 трлн руб.

Среди крупнейших инвестиционных проектов за время деятельности ВЭБ (за исключением объектов Олимпийских игр в Сочи): строительство химического завода "Аммоний" в Менделеевске (Татарстан, доля ВЭБ - около 120 млрд руб.); Богучанского алюминиевого завода (доля банка - 47,2 млрд руб.); Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (25 млрд руб.); Уренгойской ГРЭС (21,3 млрд руб.), комплекса наливных грузов в порту Усть-Луга (23,6 млрд руб.).

Крупнейшие проекты за пределами РФ - строительство третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 в Казахстане (доля ВЭБ - 12 млрд руб.) и модернизация нефтеперерабатывающей промышленности Республики Сербской (Босния и Герцеговина, - порядка 35 млрд руб.). В мае 2017 года ВЭБ утвердил выделение 38 млрд руб. на поставку новых вагонов Московскому метрополитену.

В 2010 году ВЭБ принял программу инвестиций в проекты строительства ипотечного жилья общим объемом 250 млрд руб.

Представительства и состав

Основное здание банка находится в Москве (пр. Академика Сахарова, 9). Банк имеет представительства в семи городах России, а также в США, Великобритании, Италии, Германии, ЮАР, Индии, Китае, Франции и Швейцарии.

В группу ВЭБ входят ряд российских банков: Росэксимбанк, Связь-Банк, Глобэксбанк, а также Банк БелВЭБ (Белоруссия) и Проминвестбанк (Украина). В составе ВЭБ также ряд инжиниринговых, инвестиционных, лизинговых и девелоперских компаний: "Эскар", "Российский экспортный центр", "ВЭБ Капитал", "ВЭБ Лизинг", "ВЭБ Инновации", "ВЭБ Инжиниринг", "Фонд развития дальнего Востока", "Фонд развития моногородов", "Федеральный центр проектного финансирования" и др.

Численность сотрудников группы ВЭБ - 17,5 тыс. человек.

Руководство

Председатель наблюдательного совета ВЭБ - премьер-министр Дмитрий Медведев. Экспертный совет возглавляет президент Московской школы управления "Сколково" Андрей Шаронов.

Москва. 26 февраля. сайт – Сергей Горьков назначен председателем Внешэкономбанка вместо Владимира Дмитриева, занимавшего этот пост почти 12 лет. Соответствующие указы подписал президент Владимир Путин, сообщила пресс-служба Кремля в пятницу.

Кадры решают все

На пост главы ВЭБа рассматривалось несколько кандидатур, однако уже две недели назад заместитель Германа Грефа Горьков стал фактически единственным претендентом. На прошлой неделе на еженедельном совещании с менеджментом ВЭБа Дмитриев сообщил о том, что на встрече с Путиным подал прошение об отставке. О своем преемнике он не говорил, но на тот момент уже не было сомнений, что им станет зампред Сбербанка.

Сергей Горьков родился 1 декабря 1968 года в Оренбургской области. В 1994 году окончил академию ФСБ по специальности "правоведение", в 2002 году - Российскую экономическую академию им.Плеханова по специальности "финансы и кредит". В 1994-1997 годах - замначальника управления, начальник управления по работе с персоналом банка "Менатеп". С 1997 по 2005 год - на руководящих должностях кадровой службы в структурах "ЮКОСа". В Сбербанк пришел в ноябре 2008 года на должность директора департамента кадровой политики. Спустя два года вместо HR Горькову было поручено курировать международный бизнес Сбербанка в статусе зампреда правления.

Владимир Дмитриев пришел во Внешэкономбанк из Минфина почти двадцать лет назад, в 1997-2004 годах был зампредом, а в июне 2004 года возглавил ВЭБ.

Председатель ВЭБа назначается президентом по представлению премьер-министра на срок не более пяти лет. Глава банка по должности входит в состав его наблюдательного совета, возглавляемого председателем правительства.

Ранее в СМИ появлялась информация, что влияние Германа Грефа в ВЭБе не ограничится только лишь назначением его зама на пост председателя, но и будет формализовано в виде членства в набсовете. Однако сам Греф это не подтвердил: в среду вечером, отвечая на вопрос журналистов о возможности вхождения в совет ВЭБа, он сказал, что "таких планов нет".

За сменой председателя неизбежно последуют и перестановки в топ-менеджменте ВЭБа. "Ведомости" на прошлой неделе писали, что старший вице-президент Сбербанка Николай Цехомский может стать зампредом ВЭБа. Два источника "Интерфакса", знакомых с ситуацией, говорят, что на пенсию может уйти 63-летний зампред ВЭБа Сергей Лыков. По данным одного из собеседников агентства, покинуть банк также может один и трех первых зампредов - Михаил Полубояринов (два других первых зама - Андрей Сапелин и Петр Фрадков, который на ранних стадиях отбора кандидатов, по данным источников "Интерфакса", рассматривался в качестве кандидата на пост председателя наряду с Максимом Полетаевым из Сбербанка, Михаилом Осеевским из ВТБ и Михаилом Кузовлевым из "Российского капитала").

Сбербанк : старший вице-президент Светлана Сагайдак будет исполнять обязанности руководителя блока "международные операции". Сагайдак ранее занималась в Сбербанке корпоративным бизнесом, за который теперь будет отвечать вице-президент Анатолий Попов, ранее возглавлявший департамент организации розничного обслуживания и продаж. Вопрос о выходе Горькова из состава правления будет в ближайшее время вынесен на рассмотрение набсовета Сбербанка.

Абсорбент рисков

В последние несколько месяцев власти , который нуждается в помощи для обслуживания внешних долгов и пополнения капитала. Основной источник проблем ВЭБа - кредиты под так называемые "специальные проекты", которые банк выдавал по решению наблюдательного совета и которые сейчас не приносят доходов.

"Менеджмент всегда делает ошибки, это свойственно и банковским структурам, и корпорациям, и нефинансовым компаниям. Дело здесь, я думаю, не только в этом и не столько в этом. Дело в том, что институт, который создавался как институт развития, оказался во многом институтом, абсорбирующим риски, которые возникли в российской экономике благодаря разным обстоятельствам, начиная с кризиса 2008-2009 годов и кончая нынешней ситуацией, связанной с санкционным режимом, геополитическими рисками", - констатировал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

Окончательное решение о цене вопроса будет принято только после того, как появится точная оценка активов ВЭБа, говорил министр на прошлой неделе.

В один из последних вариантов плана поддержки экономики в 2016 году была заложена помощь ВЭБу в размере 150 млрд рублей, однако перед рассмотрением документа на заседании правительства эту цифру из него убрали. При этом высокопоставленный федеральный чиновник говорил, что для решения проблем ВЭБа в 2016 году 150 млрд рублей может и не потребоваться, и хватит меньшей суммы.

Улюкаев в недавней беседе с журналистами эту версию подтвердил. При этом финальное решение будет принято тогда, "когда оценят поточнее его обязательства и активы", сказал министр. "ВЭБ что-нибудь продаст, что-нибудь не продаст. Для меня лично не очень понятен прогноз баланса ВЭБа, он с какими-то странными был допущениями. Здесь надо разбираться", - сказал он.

Замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев пояснял журналистам, что средства на поддержку ВЭБа будут взяты не из антикризисного фонда. "Это может быть и увеличение госдолга, и бюджет, но мы исходим из того, что деньги на ВЭБ будут идти не из антикризисного фонда, поскольку в поручении президента по итогам послания говорится, что докапитализация ВЭБа находится за рамками бюджета и трехпроцентного дефицита бюджета", - сказал он.

На вопрос о том, как изменится политика ВЭБа после ожидаемой смены руководства, Улюкаев отвечал так: "Политика ВЭБа в любом случае изменилась бы: с приходом нового или нет. Ситуация не может обойтись без изменений".

Дмитриев в конце января говорил, что ВЭБ первый квартал 2016 года пройдет безболезненно, но во втором квартале госкорпорации понадобится финансовая поддержка. По его словам, звучавшая ранее цифра 1,3 трлн рублей - это рублевый эквивалент $20 млрд (по курсу на конец 2015 года). Эти средства необходимы ВЭБу для выполнения обязательств до 2020 года.

Чистый убыток группы ВЭБа по МСФО за третий квартал 2015 года составил 59,5 млрд рублей, за январь-сентябрь - 113 млрд рублей. Из шести сегментов бизнеса группы в январе-сентябре убыточными были четыре. Самый большой убыток принесли основные банки, образующие группу (109,5 млрд рублей до вычета налога на прибыль). Украинский сегмент принес убыток в размере 46,4 млрд рублей, Связь-банк и банк "Глобэкс" - 22,5 млрд рублей, лизинговый бизнес - 7,15 млрд рублей.

Частично решения по поддержке ВЭБа уже приняты: правительство пролонгировало валютные депозиты из ФНБ на 5 лет и резко снизило ставку по ним. Это увеличит стоимость чистых активов ВЭБа с $3 млрд до $6,6 млрд, что выше уровня, предусмотренного ковенантами по внешним долгам госкорпорации. Кроме того, ВЭБ получил возможность размещать у себя на депозитах средства бюджета.

Кроме того, сейчас власти и ЦБ , которые были переданы ВЭБу на санацию в кризис 2008-2009 годов. На эти цели ЦБ выделил ВЭБу средства в форме депозитов, которые затем были переоформлены в облигации (на 212 млрд рублей). Планируется, что эти банки перейдут Агентству по страхованию вкладов, которое присоединит их к "Российскому капиталу".

"Предполагается, что сделка будет заключена по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Вся выручка от сделки будет направлена на досрочное погашение обязательств ВЭБа перед Банком России по облигационному займу", - заявил ВЭБ в конце января. Остальная часть обязательств будет трансформирована в бессрочный субординированный инструмент ЦБ, включаемый в расчет капитала ВЭБа. Впрочем, параметры предстоящей сделки пока не определены, это предмет переговоров, говорил Дмитриев в конце февраля.