Социально-экономическое и политическое развитие ссср в послевоенный период. Становление личной власти сталина

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога «сайт»!

Сегодня мы разбираем такую непростую тему, как политическое и экономическое развитие СССР в 20-30 годы.

Советское государство в первой половине 20-х годов XX века

Кризис конца 1920 — начала 1921 года

Состояние экономической и социальной сферы РСФСР по окончании Гражданской войны оставляло желать лучшего. Многим заводам и месторождениям был нанесен серьезный ущерб, значительно сократилось население, уменьшилось количество возделываемых земель. К тому же правительство не сразу осознало провал политики «военного коммунизма», так как после победы большевиков «продотряды» продолжали изымать продукцию у населения, а власти предпринимали действия, противоречащие требованиям рабочих и крестьян (подготовка к отмене денег, усиление распределительной экономической политики). Все это привело к голоду в 1921 году и началу забастовок. После подавления восстания матросов в Крондштадте (март 1921) правительство начало предпринимать меры по восстановлению экономики и удовлетворению требований народа.

Новая экономическая политика

На X съезде РКП(б) (март 1921) Ленин предложил новую экономическую политику. Она состояла в создании многоукладной экономики при сохранении главных «рычагов» в руках правительства (внешняя торговля, централизованная денежная система, государственный сектор в промышленности).

Главными целями НЭП были:

  • Устранение социальной напряженности
  • Предотвращение разрухи и выход из кризиса
  • Создание базы для построения социалистического общества

И для их достижения правительству пришлось отступить от некоторых положений Декретов, принятых в октябре 1917 года, а именно:

  • Отменить всеобщую национализацию
  • Ослабить централизацию в экономике
  • Возродить частную торговлю

Для быстрого восстановления экономики необходимо было увеличить количество средств, поступающих в государственный бюджет, а также предоставить гражданам больше возможностей эти средства заполучить. С этой целью были проведены следующие мероприятия:

  • Замена продразверстки на продналог (меньше в 2 раза)
  • Разрешение на сбыт сверхплановой продукции
  • Разрешение на открытие и аренду мелких и средних предприятий
  • Предоставление концессий
  • Нацеливание гос. предприятий на самоокупаемость
  • Разрешение на аренду земли и использование наемного труда

Произошли некоторые изменения в банковской системе:

  • Появление частных банков
  • Выпуск и принудительное распространение гос. займов
  • Денежная реформа в 1922 году – сокращение объема выпуска бумажных денег (эмиссии) и введение советской купюры 10 рублей

Естественно, экономические реформы не обошлись без преобразований в социальной сфере:

  • Принятие нового кодекса законов о труде (1922) (отмена всеобщей трудовой повинности, введение свободного найма)
  • Реформа системы оплаты труда – введение тарифной сетки
  • Прекращение трудовой мобилизации

Новая экономическая политика вскоре дала свои положительные результаты : стремительно развивалась легкая промышленность, улучшились условия жизни населения, началась отмена карточек. Но все это решало лишь одну из поставленных задач нэпа – преодоление разрухи.

НЭП стала причиной возникновения разногласий внутри партии, что грозило ее разладом. Одни выступали за расширение хозяйственных прав профсоюзов и демократизацию управления («рабочая оппозиция»). Другие стояли за полную централизацию управления и ликвидацию профсоюзов (Троцкий). Во избежание усиления сил оппозиции правительство провело «чистку» среди членов партии. Также многие деятели культуры, которые не поддерживали политику большевиков, были высланы из страны (1922 год «философский пароход»).

Несмотря на декрет об отделении церкви от государства, Советское правительство всеми способами пыталось взять контроль над РПЦ и даже ликвидировать ее. В 1922 году во время массового голода у церкви изымали имущество. Усилилась пропаганда атеизма, началось преследование священников и разрушение храмов.

Все эти вышеописанные действия можно назвать одним словосочетанием – устранение оппозиции правящей партии. И итогом этих мероприятий стало укрепление однопартийной системы и установление диктатуры ЦК РКП(б).

Итоги внутренней политики начала 20х годов

Первое время НЭП оказывала положительное влияние на экономику. Но вскоре данная политика вызвала определенные трудности.

Сельское хозяйство по-прежнему преобладало над промышленностью. Страна нуждалась в повышении обороноспособности, тяжелая отрасль требовала больших капиталовложений. Правительство попыталось решить эту проблему следующим образом: на промышленные товары устанавливалась очень низкая закупочная цена, но в то же время цены её сбыта сильно завышалась. Это фактическое выкачивание денег породило проблему появления на рынке дорогих товаров низкого качества, которые население отказывалось покупать (кризис сбыта в 1923 году). К этому добавился кризис цен 1924 года, когда крестьяне не согласились продавать зерно государству по низким ценам, желая получить за товар больше выгоды на рынке. Все это привело к сокращению экспорта сельхоз продукции, как следствие лишило государство средств на закупку заграничного промышленного оборудования.

В ответ на это государство усилило централизацию управления, ограничило свободу предприятий, увеличило налоги и цены, то есть приступило к свертыванию политики.

Но правительство не могло просто так сознаться перед народом в своих ошибках, поэтому партийное руководство объявило «врагов народа» (зажиточные крестьяне, агрономы, инженеры, нэпманы) причиной своих неудач и начало их преследовать.

Образование СССР

Перед образованием Союза Советских Социалистических Республик между некоторыми из государств, вошедших в него, уже существовали экономические и политические связи.

В период Гражданской войны Россия заключила союз с Украиной и Белоруссией(1919), по которому страны обязывались оказывать военную и политическую помощь в противостоянии антисоветским силам. После Гражданской войны между государствами сохранились политические и усилились экономические связи.

В 1922 году Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию. Принципы Конституции ЗСФСР были такими же, как и у РСФСР.

Для совместного восстановления и развития хозяйства, улучшения обороноспособности и укрепления социалистического строя связи между республиками требовали выхода на новый уровень.

В декабре 1922 года состоялись съезды Советов во всех республиках, которые приняли предложение Ленина о создании союзного государства федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 года прошел Первый Всесоюзный съезд, утвердивший Декларацию и Договор об образовании СССР. Первыми в советский союз вошли РСФСР, ЗСФСР, Украинская и Белорусская ССР.

В январе 1924 года Второй съезд утвердил Конституцию СССР.

В следующем посте, посвященном истории России мы разберем тему «Внешняя политика СССР в 20-30 годы», поэтому подписывайтесь на обновления сайта и нажимайте на кнопочки социальных сетей. Ну а сейчас мы предлагаем Вам ознакомиться с видеоуроком по политической жизни СССР в 20-30 годы. Для его просмотра поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:

Великая Отечественная война закончилась победой над сильным и жестоким противником. Но это было достигнуто ценой огромных людских и материальных потерь. Война создала сложные проблемы во всех сферах жизни советского общества. Общий экономический ущерб, нанесенный государству, составил 2,6 трлн. рублей. В стране полностью или частично были разрушены 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, лишились крова свыше 25 млн. человек. Оккупанты сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий, 31850 промышленных предприятий. Колоссальный ущерб был причинен сельскому хозяйству, разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций.

Проблемы, порожденные войной:

1) усиление потоков мигрантов, репатриированных. На 1 февраля 1946 г. в СССР было репатриировано 5,2 млн. человек, из них 1,8 млн. бывших военнопленных и 3,4 млн. гражданских лиц;

2) изменение соотношения мужского и женского населения. Число трудоспособных мужчин в 1946 г. уменьшилось по сравнению с 1939 г. в 2 раза;

3) необходимость трудоустройства миллионов демобилизованных военнослужащих тринадцати возрастов (к 1948 г. было демобилизовано более 8 млн. человек из 11,2 млн. находившихся в армии);

4) засуха 1946 – 1947 гг. породила проблему обеспечения продовольствием. По данным И.М. Волкова, план хлебозаготовок по СССР на начало 1947 г. был выполнен на 78,8%. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 1,5 млн. голов, свиней – на 2 млн., овец и коз – на 2,9 млн.;

5) необходимость приведения в порядок финансов, сокращения денежной массы, деноминации рубля, уменьшение размера гос. займов;

6) упразднение некоторых наркоматов оборонного комплекса, восстановление нормального рабочего дня, предоставление ежегодных отпусков;

7) упразднение деятельности чрезвычайных верховных органов власти, действовавших в годы войны, восстановление нормальной деятельности советских органов в центре и на местах.

Перспективные цели послевоенного экономического развития И.В. Сталин изложил в речи на собрании избирателей 9 февраля 1946 г. Судя по объявленным в этой речи приоритетам, предполагалось сохранить основные черты экономической модели, сложившейся в СССР до войны, так как она, по мнению советского руководства, доказала свою эффективность. Таким образом, сохранялся мобилизационный характер советской экономики.

Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: ежедневным, без выходных, трудом, сверхурочными работами; сверхнапряжением управленческого аппарата; обширным применением принудительного труда. Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным, часто надуманным поводам, то после войны их заменили военнопленные (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев), заключенные ГУЛАГа, «перемещенные лица», которых насчитывалось более 5 млн. человек (советские пленные, угнанные на работы в Германию и др.).

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства начался в полном объеме в 1946 г. В годы 4-й пятилетки (1946 – 1950) было восстановлено и построено вновь 6,2 тыс. крупных промышленных предприятий. На 25% поднялась производительность труда. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже в 1948 г., а в 1950 превзойден на 73%. Быстрому восстановлению предприятий в определенной степени способствовало и использование трофейной техники и оборудования, полученных из Германии согласно репарации. Новые предприятия возникали на Урале, Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь».

Наиболее быстрыми темпами восстанавливалась металлургическая и топливно-энергетическая база страны. В короткие сроки была восстановлена крупнейшая в Европе электростанция - Днепрогэс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Началось строительство целого каскада Волжских ГЭС. Построены первые газопроводы (Саратов – Москва и др.).

Денежная реформа, проводившаяся с 16 по 22 декабря 1947 г., стабилизировала денежное обращение. Деньги старого образца обменивались на новые в соотношении 1 новый рубль за десять старых. Это позволило сократить количество денег с 63,4 до 43,6 млрд. рублей. Общий государственный долг снизился со 158,8 до 58, 8 млрд. руб.

Менее значительны были успехи в восстановительный период в сельском хозяйстве. Положение в нем сильно усугубила засуха 1946/1947 гг., поразившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. В 1947 – 1948 гг. только в РСФСР от голода и связанных с ним болезней погибло около 1 млн. человек. Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн. кв. метров жилой площади, расширение сети вузов, успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.

В послевоенный период сохранилась мобилизационная система, которая обеспечила кратковременную возможность форсированного развития экономики в первые послевоенные годы. В начале 50-х гг. ее возможности были практически исчерпаны. Страна стояла на грани значительных экономических потрясений, о чем свидетельствовали резко ухудшившиеся в 1951 – 1953 гг. все хозяйственные показатели, создававшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945-1953 гг. следует считать логическим завершением экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.

Переход на мирные условия жизни потребовал преобразования существовавшего государственного аппарата. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются СНК СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов. В марте 1946 г. СНК СССР переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик – в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы – в министерства республик. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 – начале 1948 г. – очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти. В феврале 1947 г. созданы постоянные комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета СССР.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции: с одной стороны – попытка реального отстранения партии от прямых управленческих функций, обострение внутренней борьбы в руководстве, медленное зарождение гражданского (небольшевистского) общества; с другой стороны – вторая (после 1937 – 1938 гг.) волна массовых политических репрессий. Сталинское руководство не могло смириться с возможностью появления инакомыслия, особенно среди кругов интеллигенции.

Лекция 7. Тема 7. СССР в 1953 – 1991 гг.

1. Социально экономическое и политическое развитие СССР в конце 20 х 30 е гг. а). Коллективизация в СССР. Политика «ликвидации кулачества как класса» б). Первые пятилетки в). Культ личности. Политические процессы 30 х гг. г). Внешняя политика СССР в 30 е гг. 2. Великая Отечественная война.

1. Социально экономическое и политическое развитие СССР в сер. 40 сер. 60 х гг. 2. Социально экономическое и политическое развитие СССР в сер. 60 сер. 80 х гг. Нарастание кризисных явлений. 3. «Перестройка» в СССР (1985 1991 гг.). Россия в 90 е гг. ХХ в.

Курс на коллективизацию XVсъезд ВКП(б) декабрь 1927 г. задача постепенного перехода крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства, внедрение коллективной обработки земли. курс на быстрое развитие крупной машинной социалистической промышленности, способной превратить страну из аграрной в индустриальную тенденция на усиление социалистических начал в экономике.

Коллективизация 5 января 1930 г. постановление ЦК ВКП (б) “О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству”. две зоны по срокам завершения коллективизации

Сроки коллективизации Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга - осень 1930 г. – весна 1931 г. Украина, Центрально-Черноземный район, Сибирь, Урал, Казахстан - осень 1931 г. – весна 1932 Остальные регионы - к 1933 г.

Коллективизация 1929 г. решение о форсировании процессов коллективизации. 7 ноября 1929 г. статья Сталина “Год великого перелома”: теоретическое обоснование форсирования коллективизации (перелом в настроении крестьянства в пользу колхозов и задача быстрейшего завершения коллективизации).

Политика ликвидация кулачества 30 января 1930 г. постановление ЦК ВКП (б) “О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации первая категория “контрреволюционный актив” – участники антисоветских и антиколхозных выступлений (арест и суд, семьи – выселению в отдаленные районы страны). вторая – “крупные кулаки и бывшие полупомещики, активно выступавшие против коллективизации” (выселение с семьями в отдаленные районы). третья – “остальная часть кулаков” (расселение специальными поселками в пределах районов своего проживания).

СССР в 30 е гг. 1928/29 – 1932/33 гг. – Первая пятилетка превратить страну из аграрно индустриальной в индустриальную 1933 – 1937 гг. –Вторая пятилетка приоритетное развитие тяжелой промышленности, завершение реконструкции народного хозяйства на основейшей техники 30 декабря 1936 – принятие новой Конституции, которая закрепила официальную формулировку о победе социализма в СССР. 1938 – 1942 гг. –Третья пятилетка догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны.

Культ личности Однопартийная система власти Отсутствие демократических традиций Курс на форсированный переход к социализму Централизация власти, сращивание партийных и государственных структур Атмосфера всеобщего страха перед репрессиями

Политические процессы 30 х гг. 1936 г. дело об антисоветском “объединенном троцкистско зиновьевском центре” обвинения в антисоветской деятельности и шпионаже (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, М. П. Томский. 1937 г. дело “антисоветского троцкистского центра” – обвинения во вредительстве (руководители наркоматов и командиры Красной армии М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, В. К. Блюхер). 1938 г. дело “антисоветского правотроцкистского блока” (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков) обвинения в намерении ликвидировать в СССР социализм, реставрировать капитализм

Фашизм Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации; нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным» , «враждебным» нациям и национальным меньшинствам; отрицание демократии и прав человека; насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно корпоративной государственности, однопартийности и вождизма; утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия; милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Нацизм Йозеф Геббельс «нацизм как немецкая версия итальянского фашизма» «Марш на Рим был сигналом, признаком шторма либеральной демократии. Это первая попытка разрушить мир либерально демократического духа[. . . ] который начался в 1789 со взятия Бастилии и завоевал одну страну за другой в жестоких революционных переворотах, чтобы позволить… нациям погибнуть в марксизме, демократии, анархии и классовой борьбе»

Внешняя политика Германии 1933 г. – приход к власти в Германии национал социалистической партии во главе с А. Гитлером 1935 г. – Германия объявила о создании военной авиации и военно морского флота, ввела всеобщую воинскую обязанность 1936 г. Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт. 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. 1938 г. Мюнхенское соглашение между Германией, Италией, Францией и Англией (Чехословакия потеряла свою самостоятельность)

Внешняя политика СССР 1933 г. план борьбы за коллективную безопасность о взаимной защите от германской агрессии. 1934 г. – вступление СССР в Лигу Наций. проект Восточного пакта СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности 23 августа 1939 г. советско германский договор о ненападении, рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа – Молотова). Секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Прибалтика (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии –к СССР. 28 сентября 1939 г. советско германский договор “О дружбе и границе”

"Майн кампф" ("Моя борьба"): « Мы возобновляем движение в том направлении, в котором оно было приостановлено шестьсот лет назад. Мы прекращаем извечный натиск на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке. . .

Из Директивы № 21 ставки Фюрера. План "Барбаросса» 18 декабря 1940 г. «Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операции. Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15. 5. 41 г. Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны…»

Из Директивы № 21 ставки Фюрера. План "Барбаросса» 18 декабря 1940 г. …Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. …Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено. …Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Три периода: 22 июня 1941 г. 18 ноября 1942 г. 19 ноября 1942 г. конец 1943 г. Начало 1944 г. – 9 мая 1945

Первый период На центральном направлении в начале июля 1941 г. – захвачена Белоруссия, На северо западном – Прибалтика, 9 сентября блокирован Ленинград. На юге Молдавия и Правобережная Украина. Июль октябрь 1941 г. оборона Брестской крепости, Смоленска, Ленинграда, Киева, Одессы Октябрь –декабрь 1941 г. –битва за Москву срыв плана «молниеносной войны» июнь 1942 г. немецкое наступление по двум направлениям: на юг Кавказ и на восток – к Волге.

Второй период 19 ноября 1942 г. контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. 5 июля 1943 г. – 23 августа 1943 г. Курская битва наступлению Красной Армии на всех фронтах: январь 1943 г. прорвана блокада Ленинграда; февраль 1943 г. – освобожден Северный Кавказ;

Третий период Зима 1944 г. наступление советских войск под Ленинградом, снятие 900 –дневной блокады Лето 1944 г. – операция “Багратион” освобождение Белоруссии. Август 1944 г. советские войска на западном направлении вышли на границу с Германией. Главные итоги наступательных операций в 1944 г. полностью восстановлена государственная граница СССР, военные действия перенесены на территорию Европы 8 мая 1945 г. акт о капитуляции Германии

СССР в 1945 1964 гг. 1946 г. план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 – 1950 гг. Основная задача пятилетнего плана восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23 %). первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности.

Внешняя политика двухполюсная система, два главных антагониста СССР и США, две политические линии на международной арене. “холодная война”. 1949 г. военно политическая организация Северо Атлантического договора (НАТО). 1955 г. -договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи Организация Варшавского Договора. (СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и Албания)

«Холодная война» 5 марта 1946 г. Фултонская речь У. Черчилля – « источник угрозы войны СССР» 1946 г. –директор ЦРУ Г. Гувер – «Пока мы, и только мы, имеем атомную бомбу, мы можем всему миру диктовать нашу политику» 1947 г. план Маршала (госсекретарь США)– план экономической помощи странам Европы 1948 г. директива Совета национальной безопасности США –тактика «балансирования на грани войны» . «отбрасывание советской власти»

«Оттепель» 6 марта 1953 г. Г. М. Маленков Председатель Совета Министров и Первый Секретарь ЦК КПСС. Заместители: Н. А. Булганин, Л. М. Каганович, Л. П. Берия, В. М. Молотов К. Е. Ворошилов –Председатель Президиума Верховного Совета. Н. С. Хрущев секретарь ЦК КПСС “оттепель” проведение экономических мероприятий и смягчение политического режима. ХХ съезд КПСС 14 февраля 1956 г. изменение политического курса, разрыв со сталинскими традициями.

1957 1964 гг. 22 мая 1957 г. лозунг “Догнать и перегнать Америку!” начало политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей административные и экономические реформы (совнархозы, ликвидация МТС, посев кукурузы, Семилетний план (1959 1965 гг.)

ХХ съезд КПСС мирное сосуществование государств с различным социально политическим строем генеральная линия внешней политики СССР. шестой пятилетний план. (Особое внимание сельскому хозяйству, производству предметов потребления и жилищному строительству). доклад “О культе личности и его последствиях”. 23 февраля 1956 г.

“О культе личности и его последствиях”. Комиссия ознакомилась с большим количеством материалов в архивах НКВД, с другими документами и установила многочисленные факты фальсифицированных против коммунистов, ложных обвинений, вопиющих нарушений социалистической законности, в результате чего погибли невинные люди. Выясняется, что многие партийные, советские, хозяйственные работники, которых объявили в 1937 1938 годах "врагами", в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т. п. не являлись, что они, по существу, всегда оставались честными коммунистами, но были оклеветаны, а иногда, не выдержав зверских истязаний, сами на себя наговаривали (под диктовку следователей фальсификаторов) всевозможные тяжкие и невероятные обвинения.

“О культе личности и его последствиях”. Установлено, что из 139 членов и кандидатов в члены Центрального Коми тета партии, избранных на ХVII съезде партии, было арестовано и расстреляно (главным образом в 1937 1938 гг.) 98 человек, то есть 70 процентов. . . Это произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии. Почему массовые репрессии против актива все больше усиливались после XVII съезда партии? Потому, что Сталин к этому времени настолько возвысился над партией и над народом, что он уже совершенно не считался ни с Центральным Комитетом, ни с партией.

“О культе личности и его последствиях”. Установлено, что из 139 членов и кандидатов в члены Центрального Комитета партии, избранных на ХVII съезде партии, было арестовано и расстреляно (главным образом в 1937 1938 гг.) 98 человек, то есть 70 процентов. . . Это произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии. Почему массовые репрессии против актива все больше усиливались после XVII съезда партии? Потому, что Сталин к этому времени настолько возвысил ся над партией и над народом, что он уже совершенно не считался ни с Цен тральным Комитетом, ни с партией.

Темпы роста промышленности СССР 1956 1958 гг. 10 15 % (7, 6 % по плану) 1956 г. –доклад ЦРУ «сильные стороны советской системы централизованного управления предприятиями, кажется, перевешивают ее слабости»

1957 1964 гг. 22 мая 1957 г. лозунг “Догнать и перегнать Америку!” начало политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей административные и экономические реформы (совнархозы, ликвидация МТС, посев кукурузы, Семилетний план (1959 1965 гг.) 1961 г. XXII съезд КПСС Программа КПСС провозгласила вступление страны в период “развернутого коммунистического строительства и переход к коммунизму к началу 80 х гг»

СССР в сер. 60 70 е гг. Реформаторский курс в экономике и либерализация общественнополитической жизни в рамках существующей системы. (А. И. Косыгин, Ю. В. Андропов) Консервативный путь (Л. И. Брежнев, М. А. Суслов) В итоге - умеренно-консервативный курс – тенденции отхода от десталинизации Концепция “развитого социализма” как длительного этапа по совершенствованию социализма решение о проведении экономической реформы,

Восьмая пятилетка (1966 – 1970 гг.) наиболее стабильное развитие послевоенной экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция – на на 50 %, увеличились масштабы капитального строительства. Девятая пятилетка(1971 – 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развивалась электроника, приборостроение, атомная промышленность и др Десятая пятилетка (1976 – 1980 гг.) попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества”

1970 1985 гг. В 1971 – 1985 гг. - отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой – 28 %, в десятой – 21 %, в одиннадцатой – 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой – 25 %, в десятой – 17 %.

«Перестройка» 1985 1991 гг. Апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС XXVII съезд КПСС –февраль 1986 г. курс на ускорение социальноэкономического развития 1987 г. курс на демократизацию “командно административная система” “механизм торможения”, “деформация социализма”. создать новую модель социализма. лозунг “Назад к Ленину” НЭП «золотой век» советской истории

«Перестройка» 1985 1991 гг. Июнь 1988 г. XIX Всесоюзная партийная конференция преобразования политической системы, курс на создание в стране правового государства. Решение избрать Съезд народных депутатов СССР как высший законодательный орган страны из 2 250 человек.

Съезды народных депутатов май 1989 г. I Съезд народных депутатов СССР критика курса М. С. Горбачева оппозицией(межрегиональная независимая депутатская группа А. Собчак, Ю. Черниченко, Б. Ельцин, академик А. Сахаров) декабрь1989 г. II Съезд (оппозиция за отмену шестой статьи Конституции (о руководящей роли КПСС). марте 1990 г. III Съезд отменил 6 статью Конституции. М. С. Горбачев- Президент СССР декабрь 1990 г. IV съезд народных депутатов вопрос о существовании Союза. Съезд за сохранение СССР

«Перестройка» 1985 1991 гг. Июнь 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР, председатель Верховного Совета Российской Федерации – Б. Н. Ельцин. принята Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин Президент России

Путч 18 августа 1991 г. В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в полномочий Президента Союза ССР к вице президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу; в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества; исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик; руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей, заявляем:

Путч 1. В соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" и идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа 1991 года.

Путч Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному по ложению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе: Бакланов О. Д. первый заместитель председателя Совета обороны СССР, Крючков В. А. председатель КГБ СССР, Павлов B. C. премьер министр СССР, Пуго Б. К. министр внут ренних дел СССР, Стародубцев В. А. председатель Крестьянского союза СССР, Тизяков А. И. президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, Язов Д. Т. министр обороны СССР, Янаев Г. И. и. о. Президента СССР.

Распад СССР 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще Б. Н. Ельцин (Россия), Л. М. Кравчук (Украина), С. С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и создании СНГ – Содружества Независимых Государств. “Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств.

Рыночные реформы в России План экономических реформ октябрь 1991 г. съезд народных депутатов России введение свободных цен с января 1992 г. либерализация торговли приватизация жилья, госпредприятий – превратить массы населения в собственников. программа означала быстрый переход к рыночной экономике. Главный теоретик российской “шокотерапии” вице премьер правительства по экономическим вопросам Е. Т. Гайдар

Октябрь 1993 г противостояние законодательной и исполнительной власти в России Правительство во главе с Б. Н. Ельциным и Е. Т. Гайдаром защита радикальных рыночных реформ Верховный Совет РСФСР во главе с Р. И. Хасбулатовым и вице президентом России А. Б. Руцким –за регулируемую экономику.

Октябрь 1993 г. 27 – 28 сентября 1993 г. начало блокады Белого дома 3 октября 1993 г. Указ Б. Н. Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения, ввод войск в столицу Б. Н. Ельцин объявил действия Белого дома “вооруженным фашистско коммунистическим мятежом”. 4 октября 1993 г. осада и танковый обстрел Белого дома, руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким арестовано.

Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. принята Конституция Российской Федерации. Россия демократическое федеративное правовое государством с республиканской формой правления. Глава государства президент. В состав РФ входят 21 республика, 46 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт Петербург) и 49 областей. Законодательный орган РФ – Федеральное собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственная Дума

В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации. Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР. Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм). Внешнеполитический курс СССР в 1965-1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР произошли события, характеризуемые как «разрядка» напряженности. В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады. После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии («Пражская весна» ) раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии». В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.

Отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. с руководящих партийных и государственных постов являлась также важной вехой в советской истории. Время «оттепели», энергичного, но часто непродуманного реформаторства, сменилась временем «застоя», периодом, отмеченным печатью консерватизма.

После отстранения Хрущева от власти полного возврата к сталинизму не произошло. Новое руководство страны во главе с Л. Брежневым выбрало курс дальнейшего умеренного постепенного совершенствования социализма.

В условиях научно-технической и технологической революции в мире, замены экстенсивных методов интенсивными в СССР был взят курс на проведение социально-экономических реформ.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа, разработку и реализацию которой связывают с именем Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.

Суть реформы состояла в следующем: 1) обновить хозяйственный механизм страны; 2) расширить самостоятельность предприятий; 3) использовать в действии материальные стимулы; 4) дополнить административное регулирование экономическим.

Реформа дала некоторые результаты: 1) было возведено 1900 промышленных предприятий; 2) создавались производственные объединения; 3) была закуплена дорогостоящая техника; 4) приостановлено снижение темпов роста экономики; 5) повысилась заработная плата рабочих и служащих.

Наблюдалась необходимость реформирования агропромышленного сектора: в 60-е гг. оставались низкими темпы производства сельскохозяйственной продукции при неизменном росте спроса на нее. Реализация реформ в аграрной сфере и промышленности наиболее активно происходила в годы восьмой пятилетки (1965–1970 гг.).

Суть реформы:

1) планировалось усилить материальную заинтересованность колхозников и работников совхозов;

2) произвести реорганизацию в области планирования, ценообразования, финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства. Положительные результаты: 1) развернулись программы химизации и мелиорации земель; 2) началось строительство крупных животноводческих и перерабатывающих комплексов.

Осуществление реформ натолкнулось на противоречие ее замысла с командно-административными методами управления:

1) согласно реформе в промышленности предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия должны были самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, среднюю заработную плату. В их распоряжении должна была оставаться большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение зарплаты;

2) но основы командной системы реформа не демонтировала. Был восстановлен отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Оставалось в силе директивное планирование, работа предприятий оценивалась по показателям выполнения плановых заданий;

3) механизм ценообразования оставался прежним. Все цены устанавливались в административном порядке;

4) сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр. Уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности практически остановилось.

На грандиозные программы необходимо было выделять колоссальные средства, которых не хватало. В результате реформы пошли на убыль. Не смогли спасти положение даже большие валютные поступления 1970-х гг. (продажа нефти и газа).

Конституция СССР 1977 г.

* 25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями.

* В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным . Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

* По сравнении с Конституцией 1936 в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище . 24 июня 1981 г. ВС СССР принял «Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик». Новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

* Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на «строительство наций» и их огосударствление.

* Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие «советский народ». Суть его была в том, что на стадии «развитого социализма» возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus . Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

* С иных позиций критиковали понятие «советский народ» те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства. Этот процесс протекал не только в советский период, но и до образования СССР - в Российской империи. Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации. На деле единое хозяйство, единая школа и единая армия связали граждан СССР в гораздо более сплоченный народ, чем указанные нации. Ряд исследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов, показали наличие множества тонких, но важных объединяющих связей, так что возникли общие для советских людей культурно-психологические особенности (предрассудки и суеверия, любимые образы и типы юмора). Это в негативной форме признали и критики советского государства, введя понятие « совок ». Разумеется, степень «советскости» была различной у разных групп населения.

* Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что «в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства». Этот федерализм, возводя этничность в один из главных принципов построения государства, противоречил марксизму, для которого соединение политической власти с национальностью было неприемлемо. Огосударствление наций в позднем СССР не было и следствием программных установок В.И.Ленина, который признал его в 1922 г. как вынужденную необходимость, вызванную чрезвычайными политическими обстоятельствами.

* Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась «коренизация» нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь «статусных наций». Это в полной мере выявилось в ходе перестройки. Попытка М.С.Горбачева в 1986 г. сменить на посту секретаря ЦК компартии Казахстана казаха на русского вызвала волнения с использованием насилия. Центру был брошен уже прямой вызов.

1. 1964-1985 годы - один из наиболее сложных периодов в истории страны. С одной стороны, были начаты реформы в экономике, принята Конституция 1977 года, рос уровень жизни народа. С другой стороны, - свертывание демократических преобразований, серьезные просчеты в политике, идет сфере, отсутствие гласности, нарушение законности и социальной справедливости, рост оппозиции власти, инакомыслия (диссидентство).

2. В эти годы были приняты сотни новых законов, но большинство из них носили декларативный характер и никогда не Е поднялись. Среди населения распространялся правовой нигилизм (отрицание).

3. В 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР. В ней было заявлено, что в СССР построено развитое социалистическое общество - высшее достижение человечества. В 6-й статье Конституции законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. КПСС стала по существу государственной партией.

4. Но разрыв между нормами Конституции (огромного количества прав, предоставляемых Конституцией советскому чел веку) и реальной жизнью углублялся. Любая критика КП С Советского государства жестоко подавлялась. Профсоюзы: фактически не защищали права трудящихся. Местные Советы почти ничего не решали. Руководство страны заявило, ч национальный вопрос решен в СССР полностью и окончательно, что возникла новая историческая общность людей советский народ. Но в действительности существовали серьезные национальные проблемы в Средней Азии, Закавказье Прибалтике, на Украине. Однако эти проблемы замалчивались, любое проявление национального недовольства объявлялось буржуазным национализмом.

Вопрос

Внешняя политика СССР в 1953-1965 гг. Кризисы "Холодной войны" и разрядка.

«Холодная война» в 1947-1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику.

XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путеи к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире. Соответственно во внешней политике СССР 1953-1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.).


Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955 г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956 г. - с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского Договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной (1961). Наконец, в 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис, поставивший мир на грань войны. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе, США ответили угрозой вторжения на «остров свободы». Компромисс между Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнут буквально в последний момент. Ракеты с Кубы были вывезены, США, с свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции.

Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран - участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО наконец появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский.

В 1964-1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.

Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др.

Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

Вопрос

Экономические и политические преобразования периода "Перестройки". "Новое политическое мышление". Распад СССР.

Экономическая реформа 1987 г. Радикальная, экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты -Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал:

а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

в) отказ от монополии внешней торговли;

г) глубокая интеграция в мировой рынок;

д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.

1. Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. Обратной стороной этого процесса стала легализация "теневой экономики". С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

2. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров.

3. В противовес горбачевским планам поэтапного (в течение нескольких лет) введения рынка был разработан план, известный как программа "500 дней", нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях (поддержанный Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным). Авторами очередного проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др. В течение первой половины срока намечались: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.

Политическая реформа. Основными направлениями реформирования стали:

Возрождение Советов и местного самоуправления;

Политический плюрализм;

Создание правового государства, базирующегося на принципах разделения властей, парламентаризме и приоритете прав человека.

Введение многопартийности;

Введение не только представительной, но и прямой демократии в виде периодически проводимых референдумов;

Избрание главы государства прямым тайным всеобщим голосованием;

Введение особой процедуры выражения недоверия руководителю государства - «импичмента»;

Отмену 6-ой главы Конституции 1977 г., утверждающей «руководящую и направляющую роль КПСС» в советском обществе и государстве.

Признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (принятие в августе 1990 г. закона о печати, где на государственном уровне провозглашалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры; начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий и др.);

Отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и попытка перестроить партию по образцу западной социал-демократии в надежде обрести опору в лице коммунистов-реформаторов.

«Новое политическое мышление.» Исходя из идеи «нового политического мышления» М.С. Горбачев и его сторонники убедили руководство страны в необходимости скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструк-тивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления».

Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Распад СССР. В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

Сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

Единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

Политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит

Последствия:

Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

Коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

Разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

Возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).