В беларуси вводится чрезвычайное положение. Режим чрезвычайного и военного положения

Следует отметить, что постановление принято не ради приведения некого старого документа в соответствие с недавно внесенными изменениями в законы и кодексы РБ, как это часто случается, а в соответствии со статьей 21 закона "О чрезвычайном положении".

Сам закон был принят 24 июня 2002 года и долгое время власти не считали необходимым регламентировать отдельные процедуры, связанные с режимом ЧП, напоминает АФН . Но спустя 9 лет на фоне, причем на следующий день после массовой акции "Стоп-бензин", на несколько часов блокировавшей центр Минска, появилось постановление №734.

Документ регламентирует учет сотрудников силовых структур и ведомств, а также иных лиц, учувствовавших в обеспечении режима ЧП. После отмены режима ЧП процедура позволяет весьма оперативно вычислить, кто грудью защищал власть, а кто симпатизировал или вовсе перешел на сторону врага. Режим ЧП в стране вводится указом А.Лукашенко.

Необходимо отметить, что в последнее время белорусский президент регулярно вспоминает о необходимости наведения в Беларуси железного порядка и дисциплины и с теплотой вспоминает об андроповских временах.

"У нас есть советский опыт времен Андропова. Нравится кому-то это или нет, но примерно так мы должны заставить каждого работать", - заявил Лукашенко 6 мая на оперативном совещании о ходе расследования обстоятельств теракта в минском метро.

После этого по всей стране начали проводиться "точечные" проверки соблюдения трудовой дисциплины. В ряде случаев сотрудники правоохранительных органов в дневное время блокировали торговые центры. После чего начинали опрашивать посетителей, почему они находятся в это время не на рабочем месте. Всех нарушителей переписывали, и направляли письма на работу для применения штрафных санкций вплоть до увольнения.

Впрочем, не исключено, что данный документ понадобился властям в связи с возможным объявлением режима ЧП в районах, пострадавших от всякого рода природных катаклизмов. Лето в этом году жаркое и власти заранее готовятся к пожарам. Но пожары случались и в прошлом году. И были успешно ликвидированы благодаря доблестным действиям МЧС РБ несмотря на отсутствие всякого рода регламентирующих правовых актов.

"Белорусский партизан" предлагает читателям ознакомиться с полны текстом постановления Совмина:

"1. Учет сотрудников органов внутренних дел, работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, военнослужащих органов государственной безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел (далее – внутренние войска) и Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, а также иных лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения (далее – лица, принимавшие участие в обеспечении режима чрезвычайного положения), осуществляется путем сбора их анкетных данных, сведений о периоде их участия в обеспечении режима чрезвычайного положения, а также иных сведений, необходимых для предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций (далее – сведения по учету лиц), по форме согласно приложению.

2. Сбор сведений по учету лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, осуществляют в отношении подчиненных (прикомандированных, переданных в подчинение) лиц:

Должностные лица комендатуры, созданной на территории, где введено чрезвычайное положение;

Должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение;

Начальники (командиры, руководители) и (или) заместители начальников (командиров, руководителей) органов внутренних дел, органов и подразделений
по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, внутренних войск, органов военного управления объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, находящихся (дислоцирующихся) на территории, где введено чрезвычайное положение.

Сведения по учету лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, утверждаются руководителями местных исполнительных и распорядительных органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение, или комендантами комендатур, созданных на указанной территории.

3. Должностные лица, указанные в абзацах втором и третьем части первой пункта 2 настоящего постановления, определяются соответственно решением коменданта или руководителя местного исполнительного и распорядительного органа.

4. Основаниями для учета лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, являются:

Табели использования рабочего времени лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения;

Командировочные удостоверения лиц, прибывших для обеспечения режима чрезвычайного положения;

Отчетный документ о результатах выполнения поставленных задач по обеспечению режима чрезвычайного положения (отчет, рапорт, докладная или служебная записка).

Табели использования рабочего времени лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, утверждаются комендантом или начальниками (командирами, руководителями) органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, внутренних войск, органов военного управления объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, где введено чрезвычайное положение, либо лицом, осуществляющим руководство силами и средствами, используемыми для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Отчетный документ о результатах выполнения поставленных задач по обеспечению режима чрезвычайного положения (отчет, рапорт, докладная или служебная записка) подписывается лицом, осуществляющим руководство силами и средствами, используемыми для обеспечения режима чрезвычайного положения.

5. Сроки участия лиц, обеспечивавших режим чрезвычайного положения, утверждаются приказами (распоряжениями) начальников (командиров, руководителей) органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, внутренних войск, органов военного управления объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, иных государственных органов и организаций, направивших указанных лиц для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Приказы (распоряжения) издаются не позднее 60 рабочих дней со дня отмены чрезвычайного положения.

6. Должностные лица (руководители), ведущие и (или) утверждающие документы согласно настоящему постановлению, несут персональную ответственность за достоверность представляемой информации в соответствии с законодательством.

7. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

На данный момент в стране действует закон Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. №117-З "О чрезвычайном положении". Данный закон был принят Палатой представителей 17 мая 2002 года и одобрен Советом Республики 6 июня 2002 года.

В целом чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства(далее - граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Данное понятие закреплено в статье первой настоящего закона.

Целями введения чрезвычайного положения являются: 1) устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей; 2) устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства .

Основания, которые послужили бы предпосылками введения чрезвычайного положения на территории Республики Беларусь или на отдельных ее частях, могут быть различны по своей природе. Но в основном это такие обстоятельства которые представляют непосредственную угрозу безопасности и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства. И устранение таких оказий невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относят:

  • 1. Чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера.
  • 2. Чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии) возникшие в результате аварий, природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, и иных последствий, которые могут повлечь нанесение ущерба здоровью людей, состоянию окружающей среды и иное.
  • 3. Чрезвычайные ситуации, возникшие в результате беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия, в результате которых возникает опасность для здоровья людей и целостности государства.

Чрезвычайное положение в Республике или на отдельных ее частях может вводиться указом Президента Республики Беларусь. В данном указе, как правило, определяются: 1) обстоятельства послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; 2) границы территории на которой вводится чрезвычайное положение; 3) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; 4) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан, прав организаций; 5) государственные органы и должностные лица, ответственные за осуществление чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; 6) срок действия чрезвычайного положения, а также время вступления указа в силу. Указ Президента о введении чрезвычайного положения подлежит немедленному опубликованию и распространению чрез СМИ (радио, телевидение, газеты, интернет) .

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Республики Беларусь. На период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений (приостановления):

  • 1. полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий государственных органов;
  • 2. установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • 3. усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • 4. становление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • 5. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со стороны групп лиц и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение;
  • 6. отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более чем на трехмесячный срок;
  • 7. эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

При наличии чрезвычайных ситуации указом Президента Республики Беларусь могут быть предусмотрены иные чрезвычайные меры и временные ограничения (приостановления), например:

  • 1. временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений;
  • 2. введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и (или) документов, удостоверяющих личность граждан;
  • 3. ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
  • 4. приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • 5. проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан;

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Для координации действий сил и средств, указом Президента Республики Беларусь может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории .

Таким образом из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • · В стране действует закон Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. №117-З "О чрезвычайном положении". Данный закон был принят Палатой представителей 17 мая 2002 года и одобрен Советом Республики 6 июня 2002 года.
  • · Целями введения чрезвычайного положения являются: 1) устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения; 2) устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.
  • · Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.
  • · Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Правительство Беларуси приняло постановление №734, название которого на фоне текущей ситуации в стране вызывает массу тревожных мыслей – "Об учете лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения". Документ подписан 8 июня первым вице-премьером РБ В.Семашко.

Следует отметить, что постановление принято не ради приведения некого старого документа в соответствие с недавно внесенными изменениями в законы и кодексы РБ, как это часто случается, а в соответствии со статьей 21 закона "О чрезвычайном положении". Сам закон был принят 24 июня 2002 года и долгое время власти не считали необходимым регламентировать отдельные процедуры, связанные с режимом ЧП. Но спустя 9 лет на фоне, причем на следующий день после массовой акции "Стоп-бензин", на несколько часов блокировавшей центр Минска, появилось постановление №734.

Не исключено, что властям понадобился данный документ в связи с возможным объявлением режима ЧП в районах, пострадавших от всякого рода природных катаклизмов. Лето в этом году жаркое и власти заранее готовятся к пожарам. Но пожары случались и в прошлом году. И были успешно ликвидированы благодаря доблестным действиям МЧС РБ несмотря на отсутствие всякого рода регламентирующих правовых актов.

Документ регламентирует учет сотрудников силовых структур и ведомств, а также иных лиц, участвовавших в обеспечении режима ЧП. После отмены режима ЧП процедура позволяет весьма оперативно вычислить, кто грудью защищал власть, а кто симпатизировал или вовсе перешел на сторону врага. Режим ЧП в стране вводится указом А.Лукашенко .

Текст постановления Совмина:

"1. Учет сотрудников органов внутренних дел, работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, военнослужащих органов государственной безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел (далее – внутренние войска) и Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, а также иных лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения (далее – лица, принимавшие участие в обеспечении режима чрезвычайного положения), осуществляется путем сбора их анкетных данных, сведений о периоде их участия в обеспечении режима чрезвычайного положения, а также иных сведений, необходимых для предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций (далее – сведения по учету лиц), по форме согласно приложению.

2. Сбор сведений по учету лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, осуществляют в отношении подчиненных (прикомандированных, переданных в подчинение) лиц:

должностные лица комендатуры, созданной на территории, где введено чрезвычайное положение;

должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение;

начальники (командиры, руководители) и (или) заместители начальников (командиров, руководителей) органов внутренних дел, органов и подразделений
по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, внутренних войск, органов военного управления объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, находящихся (дислоцирующихся) на территории, где введено чрезвычайное положение.

Сведения по учету лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, утверждаются руководителями местных исполнительных и распорядительных органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение, или комендантами комендатур, созданных на указанной территории.

3. Должностные лица, указанные в абзацах втором и третьем части первой пункта 2 настоящего постановления, определяются соответственно решением коменданта или руководителя местного исполнительного и распорядительного органа.

4. Основаниями для учета лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, являются:

табели использования рабочего времени лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения;

командировочные удостоверения лиц, прибывших для обеспечения режима чрезвычайного положения;

отчетный документ о результатах выполнения поставленных задач по обеспечению режима чрезвычайного положения (отчет, рапорт, докладная или служебная записка).

Табели использования рабочего времени лиц, принимавших участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, утверждаются комендантом или начальниками (командирами, руководителями) органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, внутренних войск, органов военного управления объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, где введено чрезвычайное положение, либо лицом, осуществляющим руководство силами и средствами, используемыми для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Отчетный документ о результатах выполнения поставленных задач по обеспечению режима чрезвычайного положения (отчет, рапорт, докладная или служебная записка) подписывается лицом, осуществляющим руководство силами и средствами, используемыми для обеспечения режима чрезвычайного положения.

5. Сроки участия лиц, обеспечивавших режим чрезвычайного положения, утверждаются приказами (распоряжениями) начальников (командиров, руководителей) органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, внутренних войск, органов военного управления объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, иных государственных органов и организаций, направивших указанных лиц для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Приказы (распоряжения) издаются не позднее 60 рабочих дней со дня отмены чрезвычайного положения.

6. Должностные лица (руководители), ведущие и (или) утверждающие документы согласно настоящему постановлению, несут персональную ответственность за достоверность представляемой информации в соответствии с законодательством.
7. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.