Игра как метод обучения детей. Игра как метод обучения иностранному языку в средней школе

Игровая технология в школе

Игра как метод обучения

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В этом и содержится её феномен, что является развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в модель воспитания.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

· в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

· как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента; - как технология внеклассной работы.

«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр».

Педагогическая игра в отличии от обычных игр обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

«Игры - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» - М.Ф. Стронин. Игра всегда предполагает принятия решения, как поступить?, что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость - всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результаты обученья.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой, напоминает хроматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на чёткие условия игры в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребёнок начинает думать, как на него ответить. Поэтому для игры характерно спонтанность речи. Речевое общение, включающее не только речь собственную, как жест, мимику, имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

· развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· коммуникативную: усвоение диалектики общения;

· самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

· диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения;

· функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

· межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Творческий, в значительной мере импровизационный. Очень активный характер это деятельности.

3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4. Наличие прямых или косвенных правил. Отражающих содержание игры.

В структуру игры как деятельность органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

· Роли, взятые на себя играющими;

· Игровые действия как средства реализации этих ролей;

· Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

· Реальные отношения между играющими;

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение.

Игра в обучении - яркий пример двух плановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализ литературы по использованию игры в обучении показывает, что игра - явление полифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность.

На уроках игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём разнообразии имеют одну общую идею. Каждая игра - это набор задач. Задачи даются ребёнку в различной форме - в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, устной или письменной инструкции - и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи могут быть самые разнообразные: лёгкие - доступные малышам и трудные - непосильные для взрослого. Поэтому задачи могут развивать ребёнка, постоянно усложняя задачи. Это позволяет ребёнку идти ребёнку вперед и совершенствоваться самостоятельно.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно по способностям. Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

· Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;

· Задания всегда опережают развитие способностей;

· Поднимаясь самостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок развивается наиболее успешно;

· Все развивающие игры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу непринуждённости, радости.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой, так и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношение с реальность. Важнейшая роль принадлежит обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют результаты игры, соотношение игровой модели и реальности.

Результативность дидактических игр зависит от:

· Систематического их использования

· Целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Таким образом, многое зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Внедрение технологии проблемного обучения в учебном заведении I уровня аккредитации

Среди проблемных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры, конкретные ситуации и практические задачи. Несомненно, что подготовка деловых игр требует значительного количества времени на их разработку...

Дидактические игры в процессе формирования математических знаний у детей 4-5 лет

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры...

Игровая деятельность как средство обучения иностранным языкам

На начальном этапе обучения преимущественно используются подготовительные игры, которые помогают сформировать первоначальные языковые навыки ...

Игровая технология в школе

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека...

Игровые методы обучения

Дидактическая игра-это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность...

Игровые методы обучения

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями,игровыми действиями,соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях...

Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Использование игровых методик в коррекционной развивающей работе учителя в начальных классах

Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно...

Методы математического развития

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче...

Основы педагогической системы Я.А. Коменского

2.1 Активные методы обучения Активные методы обучения -- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом...

Применение игровых приемов на уроках немецкого языка

Лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически...

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного использования учебного материала

игра познавательный школьник педагогический Мы подробно рассмотрели механизмы, обуславливающие привлекательность игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка...

Развитие коммуникативных умений младших дошкольников в процессе игровой деятельности

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают...

Формирование у дошкольников самостоятельности

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах...

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного использования учебного материала

дипломная работа

1.4 Игра как метод обучения

игра познавательный школьник педагогический

Мы подробно рассмотрели механизмы, обуславливающие привлекательность игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок .

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Многие исследователи и практики принимают решения, что не только игра зависит от содержания, она зависит от социальной ситуации.

В педагогической психологии считается, что игра - деятельность именно детей начального школьного возраста.

В.Москвичев в статье «Возможности развития игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…» .

Иными словами, важность игр сохраняется и нужна в данных ситуациях нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

В силу значительных причин, о которых будем мы говорить далее, игра необычайно таинственна для участников любого возраста. Ученики тратят и теряют много энергии, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности . На эффективность использования игровых технологий в процессе воспитания и обучения обращали внимания многие педагоги и ученые психологи. И это понятно. Любой человек в игровых стациях проявляет свои лидерские способности, развивает свои задатки и способности.

Как здание начинает возводится с фундамента, так и мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений, навыков. Очень важно воспитывать у младших школьников умения самостоятельно пополнить знания. Ориентироваться в стремительном потоке информации, которая сегодня обрел лавинообразный характер. И для детей получение разнообразной информации, давит на их психику и им не интересно получать знания через силу. Все эти проблемы требуют уже сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретении знаний, к выработке умений усваивать их как можно эффективнее в одну и ту же единицу времени. Чем, например объяснить, что в условиях работы по единым программам и учебникам одни учителя и целые коллективы добиваются высоких успехов, а другие жалуются на отсутствие у детей интереса к учению, одни выпускники школы много знают и умеют, а другие не чего не знают. Такое положение, на наш взгляд, сложилась потому, что многие используют на уроках традиционные формы обучения. Если рассмотреть игру как форму обучения то, она является одной из главных и древнейших форм образовательной деятельности .

А так же является проверенных способов мотивации учения, развития у учащихся познавательных интересов. Выступления на конференциях посвященных проблеме совершенствования методов обучения не показывает сомнений, что игра с самых ранних лет своего появления принимается как форма обучения, как одна из школ воспроизводства новизны практических и теоретических ситуаций с целью их освоения. С целью показания основных человеческих черт, навыков и привычек, развития способностей.

Проведение игр оживляет школьную жизнь. Цель таких игр - увеличить заинтересованность детей к предмету и выявить талантливых и одаренных детей, с которых можно готовить на районные олимпиады, конкурсы.

Игра, как никакой другой метод, отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Игры возможно применять на всех ступенях обучения, они необходимы в работе в младшем школьном звене . С древности игра использовалась в качестве эффективного средства воспитания детей, обучения охотников, воинов, спортсменов и т.п. Систематическому научному изучению (в антропологии, психологии, культурологи, философии) феномен игры подвергся только с конца 19в.; «теория игр» - один из разделов современной педагоги, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в разных областях человеческой деятельности .

Каждая игра помогает решить какие-то определенные задачи: дать какое-то значение, сформулировать какое-то умение, развивать функции мозга, воспитывать черты личности. Для начальных классов можно применять настольные игры, игры-головоломки, ребусы, загадки. В старшем школьном звене имитационные, ролевые игры так описывал игры в своих работах М.Н. Скаткин, он так же относит к учебным играм игры-труд, связанную с конструированиям, моделированием занимательным опытом. Например развивая у детей умение сенсорно исследовать предмет, можно провести игру «В столовой» или «магазин», когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен угадать .

Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности. Главный феномен её в том что, являясь отдыхом, развлечением, она может плавно уйти в обучение, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде и творчестве.

Игра, как метод и форма обучения и развития, получения многолетнего опыта поколений человечества, применяли с давних времен. В народной педагогике игра находит широкое применение, во внешкольных и дошкольных учреждениях. В настоящее время в начальной школе, ставящая опору на пробуждения и новизну учебного процесса, игровая деятельность незаменима.

Внедрение технологии проблемного обучения в учебном заведении I уровня аккредитации

Среди проблемных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры, конкретные ситуации и практические задачи. Несомненно, что подготовка деловых игр требует значительного количества времени на их разработку...

Дидактические игры в процессе формирования математических знаний у детей 4-5 лет

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры...

Игровая деятельность как средство обучения иностранным языкам

На начальном этапе обучения преимущественно используются подготовительные игры, которые помогают сформировать первоначальные языковые навыки ...

Игровая технология в школе

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека...

Игровые методы обучения

Дидактическая игра-это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность...

Игровые методы обучения

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями,игровыми действиями,соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях...

Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Использование игровых методик в коррекционной развивающей работе учителя в начальных классах

Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно...

Методы математического развития

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче...

Основы педагогической системы Я.А. Коменского

2.1 Активные методы обучения Активные методы обучения -- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом...

Применение игровых приемов на уроках немецкого языка

Лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически...

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного использования учебного материала

игра познавательный школьник педагогический Мы подробно рассмотрели механизмы, обуславливающие привлекательность игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка...

Развитие коммуникативных умений младших дошкольников в процессе игровой деятельности

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают...

Формирование у дошкольников самостоятельности

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах...

Подготовила

Загребина Елена Васильевна,

старший воспитатель

МКДОУ детский сад № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области

ИГРА КАК ФОРМА И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Введение

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности.

Теории происхождения игры

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Штерн, Дьюи и др.

Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в ХIХ веке, в то время, когда преобладала точка зрения. Что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер, который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил.

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далеких предков.

Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал: «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем». Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх.

З. Фрейд – основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.

Игру, как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Патрик, Штейнталь считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет извлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Теория духовного развития ребенка в игре. К. Д. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Многие ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк предполагают, что игра порождается «коллективным инстинктом» детей. Тот же Хейзинга, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

Теорию игры в аспекте ее исторического проявления, выяснение ее социальной природы, внутренней структуры и ее значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. С. Мухина и другие.

ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ,

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Идею о необходимости «пропитать» всю жизнь маленького ребенка игрой высказывал А. С. Макаренко.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

  1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребенка являются первоочередными. Воспитателю следует учитывать специфику каждого вида игр.
  2. Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
  3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы и др.

Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи можно в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого Сережу в подвижную игру).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

Так, новую дидактическую игру он объясняет и сам играет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем – «рядового» партнера; увидев, что игра в семью зашла в тупик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в гости издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет играть белыми, а кто черными шашками, напомнит о существовании жребия и т. д.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д.

Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (распределение ролей, выход из конфликта и т. д.). Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности» (А. П. Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими людьми. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

А. П. Усова отметила наличие нескольких ступеней в развитии объединений в игре.

Первая ступень связана с формированием игр «рядом». Она характерна для детей младшего дошкольного возраста. В таких играх дети проявляют интерес к игре сверстника, удовлетворение по поводу игры вместе, хотя фактически еще не объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который организует индивидуальное поведение детей в игре. В этот период дети должны научиться самостоятельно, длительно и сосредоточенно играть с той или иной игрушкой, дружелюбно относится к играющим рядом.

На второй ступени возникают первые игровые объединения детей. Более устойчивы объединения на основе интереса к содержанию игры. Задача воспитателя – формировать у детей разнообразные устойчивые игровые интересы.

На третьей ступени играющие группы детей объединяются на основе дружбы и симпатии друг к другу. У детей складываются оценочные отношения друг к другу, общие требования к участникам игровой ситуации. На этой ступени важно обеспечить нравственную основу объединения, формировать отношения содружества, взаимопомощи, товарищества.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка.

Игра как форма обучения детей содержит два начала : познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Методы руководства игрой в разных возрастных группах различны.

В младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Воспитатель создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку и т. д. Уже в младшем дошкольном возрасте детям прививают привычку поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл – убери за собой», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек.

В старшем дошкольном возрасте продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекомендаций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых материалов. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а воспитатель должен занимать позицию доброжелательного соучастника. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относится к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду.

Так, постепенно осуществляется возможность использования педагогом метода опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения детей через формирующийся коллектив.

ИГРОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:


п/п

Компоненты

Игры

Характеристика компонентов комплекса

Игровой сюжет

Игровой сюжет позволяет «перенестись» в условное игровое пространство, со свойственной ему воображаемой ситуацией («как будто»)

Игровой образ

Игровой образ способствует перевоплощению, активному творческому самовыражению, восприятию игровой ситуации как собственной

Игровая проблемная эмоционально–образная ситуация

В основу игровой проблемной эмоционально-образной ситуации закладывается мотив чувства сопереживания игровым образам

Творческие или дидактические задания

Задания разрабатываются с целью реализации игровых действий в разных видах деятельности: речевой, музыкальной, изобразительной, учебной и др. Задания направлены на решение образовательных задач

Игровые действия

Игровые действия связаны с проявлением активности ребёнка. Они состоят из отдельных элементов, которые выполняет ребёнок

Игровые правила

Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и деятельность детей, определяют характер и условия игровых действий

Игровой результат

Игровой результат ориентирует ребёнка на качество создаваемого творческого продукта

Игровое оснащение

В качестве игрового оснащения используются предметы, игрушки, схемы, модели, карточки с заданиями, картинки, иллюстрации, индивидуальные тетради для дошкольников и др.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (весы, бинокль), по-другому оформить атрибуты. С помощью взрослого дети могут починить игрушку.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРОЙ.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач.

Игра должна организовываться как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными .

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следить за реакцией детей, пытаться направить их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Игровые методы и приемы особенно важны и эффективны в работе с социально неуверенными детьми. Ведь именно игра является той практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми. Игра включает и подражание, когда ребенок повторяет то, что видел, слышал, и собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы поведения в новых для него ситуациях общения. Опосредованность игры позволяет снять эмоциональное напряжение и помогает заинтересовать ребенка общением со сверстниками.

Преимущества использования игровых методов для социально неуверенных детей заключаются в следующем:

Игра помогает выразить скрытые чувства;

Игра помогает социально неуверенному ребенку обсуждать различные вопросы и проблемы;

Игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию;

Игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

Игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия - формального и неформального;

Игра дает возможность учиться различным способам общения и подчеркивает важность эмоциональных реакций;

Игра является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает интересное действие;

Игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику игры;

Игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам; содержание и темп игры зависит от группы;

Игра устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями;

В игре социально неуверенный ребенок учится контролировать свои чувства и эмоции;

Игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях общения на позитивные.

В настоящее время существует три основных метода руководствами играми детей. Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того, чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод – метод формирования игры как деятельности – принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов:

  1. Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее.
  2. Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
  3. Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Все принципы направлены на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. Этот метод применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды.

Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав ее по-настоящему интересной и увлекательной, если правильно организована.

Список литературы:

  1. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Учебное издание для студентов пед. инс-ов/ под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
  2. Калинченко, А. В., Микляева, Ю. В., Сидоренко, В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
  3. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное издание для студентов сред. пед. учеб. Заведений, - 2 изд., перер. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.
  4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитавтелей детского сада – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  5. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду, - М.: Мозаика-синтез, - 2001. – 156 с.
  6. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Скоролупова, О. А., Логинова, Л. В. ИГРАЕМ?...ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий», 2006. – 110 с.
  8. Усова, А. П. Роль игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2000, - 128 с.
  9. http//show. 7 ya.ru

игра познавательный школьник педагогический

Мы подробно рассмотрели механизмы, обуславливающие привлекательность игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок .

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Многие исследователи и практики принимают решения, что не только игра зависит от содержания, она зависит от социальной ситуации.

В педагогической психологии считается, что игра - деятельность именно детей начального школьного возраста.

В.Москвичев в статье «Возможности развития игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…» .

Иными словами, важность игр сохраняется и нужна в данных ситуациях нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

В силу значительных причин, о которых будем мы говорить далее, игра необычайно таинственна для участников любого возраста. Ученики тратят и теряют много энергии, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности . На эффективность использования игровых технологий в процессе воспитания и обучения обращали внимания многие педагоги и ученые психологи. И это понятно. Любой человек в игровых стациях проявляет свои лидерские способности, развивает свои задатки и способности.

Как здание начинает возводится с фундамента, так и мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений, навыков. Очень важно воспитывать у младших школьников умения самостоятельно пополнить знания. Ориентироваться в стремительном потоке информации, которая сегодня обрел лавинообразный характер. И для детей получение разнообразной информации, давит на их психику и им не интересно получать знания через силу. Все эти проблемы требуют уже сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретении знаний, к выработке умений усваивать их как можно эффективнее в одну и ту же единицу времени. Чем, например объяснить, что в условиях работы по единым программам и учебникам одни учителя и целые коллективы добиваются высоких успехов, а другие жалуются на отсутствие у детей интереса к учению, одни выпускники школы много знают и умеют, а другие не чего не знают. Такое положение, на наш взгляд, сложилась потому, что многие используют на уроках традиционные формы обучения. Если рассмотреть игру как форму обучения то, она является одной из главных и древнейших форм образовательной деятельности .

А так же является проверенных способов мотивации учения, развития у учащихся познавательных интересов. Выступления на конференциях посвященных проблеме совершенствования методов обучения не показывает сомнений, что игра с самых ранних лет своего появления принимается как форма обучения, как одна из школ воспроизводства новизны практических и теоретических ситуаций с целью их освоения. С целью показания основных человеческих черт, навыков и привычек, развития способностей.

Проведение игр оживляет школьную жизнь. Цель таких игр - увеличить заинтересованность детей к предмету и выявить талантливых и одаренных детей, с которых можно готовить на районные олимпиады, конкурсы.

Игра, как никакой другой метод, отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Игры возможно применять на всех ступенях обучения, они необходимы в работе в младшем школьном звене . С древности игра использовалась в качестве эффективного средства воспитания детей, обучения охотников, воинов, спортсменов и т.п. Систематическому научному изучению (в антропологии, психологии, культурологи, философии) феномен игры подвергся только с конца 19в.; «теория игр» - один из разделов современной педагоги, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в разных областях человеческой деятельности .

Каждая игра помогает решить какие-то определенные задачи: дать какое-то значение, сформулировать какое-то умение, развивать функции мозга, воспитывать черты личности. Для начальных классов можно применять настольные игры, игры-головоломки, ребусы, загадки. В старшем школьном звене имитационные, ролевые игры так описывал игры в своих работах М.Н. Скаткин, он так же относит к учебным играм игры-труд, связанную с конструированиям, моделированием занимательным опытом. Например развивая у детей умение сенсорно исследовать предмет, можно провести игру «В столовой» или «магазин», когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен угадать .

Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности. Главный феномен её в том что, являясь отдыхом, развлечением, она может плавно уйти в обучение, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде и творчестве.

Игра, как метод и форма обучения и развития, получения многолетнего опыта поколений человечества, применяли с давних времен. В народной педагогике игра находит широкое применение, во внешкольных и дошкольных учреждениях. В настоящее время в начальной школе, ставящая опору на пробуждения и новизну учебного процесса, игровая деятельность незаменима.

Существует много разнообразных методов, которые могут быть включены в группу: метод мотивации и стимулирования учения.

Одним из главных методов мотивации и интереса к учебе является применение разнообразных игровых методов и форм обучения.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока .

Все игры практически познавательные.

Практически любая игра познавательна. Игры способствуют обогащению интеллекта, в них можно найти информацию о окружающим нас мире и любая игра ориентирована на развитие интеллекта учащихся.

За долгие годы сложилось представление у многих людей, что образование и учение - это тяжелый, трудоемкий труд, который направлен на механическое запоминание. И получение знаний в какой либо области невозможно бес принуждения. Да! Для того чтобы получить знания надо трудиться, но этот труд бесспорно радостный, потому что мы можем узнать что то новое, необычное, интересное. В наше время возникло такое понятие «получение знаний с увлеченьем» неслучайно. Дети с интересом и с увлекательность делаю задания, в которых присутствует элемент игры. .

Педагоги должны понять, что важность нового использования принципа наглядности, использования игровых технологий это форма метод активного обучения.

Игр заложила значительный развивающий потенциал теоретического разрешения стрессовых ситуаций в рамках своей теории. Основоположник самой науки - Дж.фон Нейман, резонно высказывает свое мнение, что «...если теория игр была бы уже вся известна и рассказана, то в эта игра была бы не таинственной и мало бы кто в нее играл».

Значительно, что применив однажды исчерпывающей алгоритм игры, разрешения конфликтных ситуаций она изменила полностью всю суть ситуации. Игра как бы создает для играющего ситуации и подготавливает его к труду, а также она является основой. То, что сначала применяется в игре и как игра, далее планомерно передвигается в обыденное трудовое действие. Игра следует труду, играя дети учатся быть самостоятельными и независимыми в своих решениях.

Сегодня очень популярными являются игры для детей, они приучают детей к миру к его возможностям и потребностям, а самое главное дети не замечают, что у низ развивается общение, они становятся самостоятельными. А самое главное детям очень нравиться, когда на уроках используются игры интеллектуальные, где надо быстро ответить на вопрос или развивающие, где ученики могут проявить свои художественные умения или воображения.

Ученые давно отмечают, что тренировке поддается не только организм человека (физическое состояние), но и мозг (умственные способности), поэтому заниматься с ребенком можно начинать .

Макаренко А.С. разработал теорию применения целостного комплекса игровых технологий. Он считал, что в наглядности не должно быть лишних элементов, так и в хорошем комплексе игровых технологий не должно быть ничего лишнего только образовательная направленность. Макаренко А.С. понимал, что игры должны быть использовании и связаны с возрастными особенностями детей, и нельзя игру в которую играет ребенок 4 лет использовать в старших классах «Каждой игре свой возраст» т.к ребята изменяются, растут и развиваются .

Игры постоянно изменяются, совершенствуются и над ними надо постоянно работать, что бы детям изучали учебный материал с интересом и увлечением.

Педагоги, психологи, ученые разных времен знали и понимали, что в игре ребенок развивается и формируется. И скорее всего, в истории педагогических игровых систем связывали игры методом обучения.

Обучая детей письму, чтению, развитию речи, счету и воспитанию педагоги используют в своей практике игры. И отсюда мы можем проследить тенденцию, что методом образовательной работы незаменим является игра.

В педагогике Фребеля игра давала учащимся представление о величине, цвете и форме изучаемого предметов. В практике Декроли игра применяется как образовательное средство. Использования материалов игр для моделирования и конструирования выделит теорию Хилл и Поти .

Почему именно игры используют, как метод обучения детей в начальной школе? Известные психологи и педагоги выявили секрет игр, они объясняют ее тем, что она построена на добровольных началах. Увлечь игрой можно, но заставить играть детей нельзя.

Над формировании умственных действий над психологией детей работали многие исследователи такие как Выготский Л.С, Лурия А.Р, Леонтьев А.Н. Они выявили закономерность, что обучение и воспитание без использования игровых технологий невозможно. В их исследованиях были выявлены поэтапное осуществление и формирования психологических процессов: обобщение и абстракция, сенсорные процессы. Процессы произвольного запоминания. Умственные и развивающие действия в игре происходят случайно, ребенок в непроизвольной форме запоминает материал.

Легко и непроизвольно ребята познают мир в играх. Она активизирует познавательный процесс в обучении, способствует логическому мышлению, развивает ребенка во всех направлениях- это и есть основная цель игры.

Хочется так же отметить положительные стороны от применение игровых технологий в образовании. Применяя такай метод происходит активизация деятельности ребенка в течении всего урока, они заняты делом, а не пассивно воспринимают материал, создаются комфортные условия для работы всех без исключения учащихся. Наблюдается повышения интереса к предмету, стремление к осуществлению творческой деятельности, развитие коммуникативной и рефлексивной культуры, интеллекта. Формируются умения и навыки самостоятельной работы, так как самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций, которую должен привить им учитель .

Итак, игра - специфический детский путь получения знаний об окружающем мире.

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Представляют интерес исследования В.А. Кривовой, Л.Н. Матросовой, Т.М. Сорокиной, С.И. Тюнниковой, отмечавших, что игровые технологии способствуют развитию творческого мышления, активизации самостоятельной работы учеников .

В последние годы наиболее перспективным нововведением и удачной формой обучения представляет собой игровая форма обучения и развития.

В игре в любом возрасте развивается целеустремленность, попытка узнать чего то новое, необычное, а может даже фантастическое. Какие чувства испытывает играющий? Этого понять и описать некто не сможет, так как это необъяснимый феномен. Почему люди играют? Задают многие вопрос, на который не кто не сможет ответить.

Игровое обучение с дидактической точки зрения перспективно тем, что не сопоставляется с современными педагогическими теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Педагоги создают возможности, моделируют реальность, из которых ученикам предлагается найти выход в созданных ситуациях - это познавательные игры - важное назначение этой задачи - стимулировать образовательные процессы. Учащийся получают стимул и энергию в игре.

Целью современного образования в начальной школе - это постоянное развитие исторически принявших педагогических систем на основе применения условий для создания профессиональной компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности.

Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды .

Игры очень близки и доступны для детей любого возраста и их используют, как эффективное средство в процессах образования и обучения. Окружающий их мир дети познают с помощью игр. Сопоставляя разнообразные факты, ученые пришли к выводу, что применения игровых технологий в процессе воспитания подрастающего поколения необходимы. Так появились педагогические игры, направленные на обучение определенным навыкам и умениям, а также на более доступное овладение знаниями.

Характер образовательных игр в первую очередь предопределяется выбором методов и средств обучения. Так, игры гуманитарного смысла заключают в себе образовательную направленность.

Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации .

Полноценное развитие учащихся станет более результативным и интенсивным, если они включаются в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития и обучение будет вызывать положительную мотивацию. Учителя воздействую на учеников с помощью игр, благодаря не принужденной ситуации у них возникают доверительные взаимоотношения. В результате этого мы можем подчеркнуть, что стимулирующие средство к изучению русского языка является познавательная, завораживающая, доступная для детей игра.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний .

Исходя из сказанного следует что, используя игровые методы, необходимо помнить:

Критика исключена, можно высказывать любую мысль, даже фантастическую;

Чем больше дети раскрывают свои возможности, тем лучше;

Высказывание идеи можно как угодно комбинировать, видоизменять, улучшать;

Свободная, доброжелательная обстановка;

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.

Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца. Ритмичная танцевальная музыка прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром, решая при этом задачу художественно-эстетического и культурного развития.

Ребёнку прививаются необходимые двигательные навыки, умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность согласовывать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние, и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивая те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог. При этом происходит общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка.

С первых занятий дети вовлекаются в мир творчества с помощью развивающих игр. Живо воспринимающие, свободно общающиеся и тонко чувствующие дети способны легко и быстро усваивать консервативный материал программы, впитывая, как губки, культурный, социальный и этнический характер танцев. В этом уникальном сочетании движений заключается новизна программы. Здесь заложена основа методики систематической подготовки начинающих танцоров, которая отражает педагогическую целесообразность её реализации.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально – ритмических и танцевальных движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремленности и наблюдательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Современные технологии обучения.

Игра как метод обучения»

Значение педагогической игры

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элемент более общей технологии;
  3. в качестве урока или его части; (введение, контроль);
  4. как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко представленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему–то учится.

В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель – лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Основные функции игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально – контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна сфера реализации себя как личности. Именно

в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные мили даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».

Иглотерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функции коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.