Художественно эстетические ценности. Понятие эстетическое

Эстетические ценности

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Эстетические ценности
Рубрика (тематическая категория) Культура

Эстетические ценности - ϶ᴛᴏ духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием красоты и гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин ʼʼэстетикаʼʼ происходит от греческого слова ʼʼэстезисʼʼ, означающего чувственное восприятие. Эстетика – как особая философская наука – подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

Красота и Гармония – основные эстетические ценности. Οʜᴎ выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой.

К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое . Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, ᴛ.ᴇ. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини – Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повсœедневности, быта͵ суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения – всœе это лики возвышенного.

Трагическое – категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история - ϶ᴛᴏ войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы, такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса . Катарсис – очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ закаляет человека, всœеляет в него мужество и стойкость. Это – как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического - ϶ᴛᴏ школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.

При этом переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического . Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического – смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Умение отнестись с юмором к себе самому – первый шаг в преодолении недостатков.

Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединœение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные , лежащие в базе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, содержание понятия ʼʼдуховностьʼʼ раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

Эстетические ценности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эстетические ценности" 2017, 2018.

  • - Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

    Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный. Сферой практического применения эстетики является художественная деятельность, продукты которой - произведения искусства - подлежат оценке с точки зрения их эстетической ценности. В процессе... .


  • - Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.

    Эстетика - наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-пpактического освоения. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек. Тpиединство пpедмета эстетики: субъект - объект -... [читать подробнее] .


  • 10. Философские концепции Фихте и Шеллинга. Антропологический материализм Фейербаха.
  • 11. Марксистская философия.
  • 14. Русская религиозная философия второй половины 19 века.
  • 15. Русская религиозная философия 20 века. Философия русского космизма.
  • 16. Неокантианство и неогегельянство. Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм.
  • 17. Исторические формы позитивизма. Аналитическая философия.
  • 18. Иррационализм как направление философии 19-21 века.
  • 19. Современная западная религиозная философия.
  • 20. Современная западная религиозная философия.
  • 21. Герменевтика, структурализм, постмодернизм как новейшие философские течения.
  • 22. Научные, философские и религиозные картины мира.
  • 24. Понятие материального и идеального. Отражение как всеобщее свойство материи. Мозг и сознание.
  • 25. Современное естествознание о материи, ее структуре и атрибутах. Пространство и время как философские категории.
  • 26. Движение, его основные формы. Развитие, его основные характеристики.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 28. Категории диалектики.
  • 29. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
  • 30. Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.
  • 31. Структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.
  • 32. Общелогические методы познания. Методы научного теоритического исследования.
  • 33. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема истины.
  • 34. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение.
  • 35. Познание, творчество, практика. Чувственное и логическое познание.
  • 36. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.
  • 37. Закономерности развития науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
  • 38. Наука и ее роль в жизни общества. Философия и методология науки в структуре философского знания.
  • 39. Наука и техника. Техника: ее специфика и закономерности развития. Философия техники.
  • 40. Методы научного познания, их типы и уровни. Методы эмпирического исследования.
  • 41. Формы научного познания. Этика науки.
  • 41. Человек и природа. Природная среда, ее роль в развитии общества.
  • 43. Философская антропология. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в обществе.
  • 44. Смысл человеческого бытия. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  • 45. Социальная философия и ее функции. Человек, общество, культура. Культура и цивилизация. Специфика социального познания.
  • 46. Общество и его структура. Основные критерии и формы социальной дифференциации.
  • 47. Основные сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная, политическая). Гражданское общество и государство.
  • 49. Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность.
  • 50. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и историческая необходимость.
  • 51. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Свобода и ответственность.
  • 52. Этика как учение о морали. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.
  • 54. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивиллизаций и сценарии будущего.
  • 55. Философия истории. Основные этапы ее развития. Проблемы прогресса, направленности исторического развития и «смысла истории».
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
  • 57. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
  • 2. Структура общественного сознания
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.

    Эстетика - наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-пpактического освоения. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек. Тpиединство пpедмета эстетики: субъект - объект - ценность.

    Многообpазие подходов к опpеделению пpедмета эстетики. Эстетика как философское знание о стpуктуpно-смысловых закономеpностях бытия, выраженных в формах, о способах их постижения, о качественных хаpактеpистиках чувственно постигаемых феноменов в их отношениях к собственно-человеческим сущностным силам, cпособностям и целям.

    Онтология эстетического: способность к различению и выбору «по мере собственного вида» - сущностная характеристика сознания; объект эстетического отношения - явленная сущность, содержательная форма. Эстетическая гносеология: чувственное познание как первая ступень освоения мира. Особенности чувственного опыта: эстетическая интуиция смысла, «прорыв» сквозь форму к сущности. Эстетическая аксиология: освоение мира в форме ценностей. Эстетические аспекты философского знания как условие полноты и целостности миропонимания. Эстетика и этика: различия предмета, способов получения знаний и функций в культуре. Эстетика и религия: эстетический и мистический опыт; иерархия ценностей; смысложизненные ориентиры; роль в культурном творчестве.

    Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

    Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный. Сферой практического применения эстетики является художественная деятельность, продукты которой - произведения искусства - подлежат оценке с точки зрения их эстетической ценности. В процессе воспитания у человека формируются различные эстетические ценности (вкус), отвечающие представлениям о добре и красоте, прекрасном и безобразном, трагическом и комическом.

    Красота есть мера соответствия сущности вещи и ее внешнего облика, ее чувственного образа. Вещь, которой в полной мере выразить свою природу в своем наличном, чувственно воспринимаемом бытии, именуется «прекрасной» (в противном случае она считается «безобразной»).

    Принципом, уравновешивающим противоположности, является гармония, служащая мерилом эстетических ценностей. В античной философии гармония означала порядок и согласованность космоса, доступный в понимании и чувствах человека через музыку, т.е. последовательность тонов. В эпоху Возрождения поиск гармонии был связан с исследованием строения тела человека, признанным эталоном красоты и пропорции.

    В настоящее время господствует релятивистский взгляд на категории эстетики, художественные ценности, которые рассматриваются соотносительно с индивидуальными потребностями в красоте, добре, истине, что значительно затрудняет их понимание и философское объяснение.

    Религиозные ценности и свобода совести.

    Религия - это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.). Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм - неизменное следование священной традиции.

    Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.

    ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

    С момента возникновения философии религия стала одной из ее тем. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия - вопросы об истоках мира, положении человека в космосе, основаниях человеческих действий, возможностях и границах познания, - одновременно стали темами религиозного миропонимания. Поэтому в течение всей своей истории философия нуждалась в критическом разграничении с религией. Само название "философия религии" появилось довольно поздно - в XVIII веке, но уже в античной философии можно обнаружить определенные представление о божестве, об отношении божественного и конечной действительности. История философии религии самым тесным образом сближается с историей европейской философии. Философия религии - это философское мышление, имеющее религию в качестве своего предмета. Философствовать о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии (пример именно философского рассмотрения вопроса о религии см. хрестоматию 11.1). Это такое философское мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: "Что есть религия как таковая?" Философия религии как культурное явление возникло в рамках иудео-христианской традиции. Мы рассмотрим не универсальное определение религии, а то понимание, которое сложилось в процессе сложных взаимоотношений европейской философии и христианского вероучения.

    Религия старше философии и очевидно имеет свои собственные корни. Она скорее нечто "иное" по отношению к философии, поскольку здесь мы имеем дело с реальностью, превосходящей границы и возможности человеческого разума. Эта ситуация особенно ярко ощущалась в эпоху раннего христианства, не видевшего ни малейшей нужды в философском обосновании. И дальнейшая история христианства дает немало примеров того, что религия относится к философии как к своей противоположности. Но при этом в своих истоках религия осуществляется как человеческое событие, как форма человеческого существования. Всегда есть человек, который верит, молится, участвует в культе. Поэтому философия религии рассматривает теологические понятия прежде всего как феномены религиозного опыта.

    Религиозный опыт осуществляется в тесной связи с человеческим самопониманием и пониманием бытия. Люди пытаются понять самих себя и свою веру в Бога, задавая себе вопрос: "Что означает мое верование?" Кроме того, религия исполняется в человеческом языке, формах и категориях человеческой мысли. Это объясняет тот факт, что религия изменяется вместе с историческими переменами в понимании человека и бытия. Религия имеет человеческую историю, хотя Бог, как источник религиозного понимания, неизменен и пребывает над историей. Значит, возможен философский вопрос о религии, даже если то, о чем спрашивается, оказывается совершенно иным по отношению к философии (пути возможного научного изучения религии рассматриваются в хрестоматии 11.6).

    Теперь можно попытаться дать определение религии, чтобы прояснить, с чем же философской мысли приходиться иметь дело. С давних пор под религией понималось отношение человека к Богу или области божественного. Это определение могло по-разному интерпретироваться, но основные термины - Бог, человек, отношение, оставались неизменными. Мы приходим к вопросам о Боге как принципе религии, о человеке как носителе религии, и об отношении человека и Бога, составляющем основу целостности, называемой религией. Философская разработка этих вопросов отличается от догматических построений традиционных религий. Философия исходит из естественных условий человеческого существования без привлечения откровения. Уже в эпоху раннего христианства апологеты II века спрашивают, существует ли Бог. Этот вопрос предполагает понимание того, "что" есть Бог, и такое понимание реальности, которое обосновывает возможность разума давать ответы на эти вопросы. В средневековой схоластике философское богопознание называется естественной теологией и противопоставляется теологии откровения. Обоснование возможности естественной теологии в средневековой мысли базировалось на фрагменте Послания ап. Павла к Римлянам (1:18), в соответствии с которым человек оказывался способным достичь религиозной истины, применяя естественные силы дискурсивной мысли. Если происхождение и назначение человека определяется в его отношении к абсолюту, человек должен иметь знание об этом абсолюте. Возможность такого знания проистекает из зависимости творения от Бога. Объектом философского богопознания становится Бог, поскольку Он познаваем через свои творения, человеческую душу в ее свободе и бессмертии и через естественный закон.

    Эстетика как одна из специфических философских дисциплин зародилась еще в эпоху становления философии в Древней Греции, хотя сам термин «эстетика» введен в XVIII в. Эстетика отвечает на вопросы: что такое красота и как она связана с другими основополагающими философскими категориями, какова специфика и роль искусства в жизни человека и общества.

    Прекрасное в произведениях искусства часто является отражением красоты природы и человека («отблеском» красоты как первофено- мена, по Гёте), оставаясь вместе с тем творением качественно нового мира, внутренняя гармоничность которого соответствует гармонической направленности души художника. Шеллинг различал органическое произведение природы как представляющее собой первозданную нерасчлененную гармонию и произведение искусства - гармонию, воссозданную художником после ее расчленения.

    Искусство по самой сути своей является средством гармонизации психофизиологических процессов человеческой жизни, компенсаторным способом уравновешивания человека с окружающим миром, что проявляется уже в древних наскальных рисунках.

    Аналогично тому, как различные виды искусства отражают и творят жизнь, процесс творчества в сфере формирования человеком материи состоит в изучении объекта, выработке идеального плана преобразования и воплощении его в жизнь. Поэтому для древних греков, скажем, положительный ответ на вопрос, имеет ли эстетическую значимость деятельность, связанная с созданием предметно-материального окружения человека, был столь же очевиден, как и ответ на вопрос об эстетической значимости самого мира.

    Лишь в Новое время в западной культуре произошло разделение вещи и прекрасного, что означало разрыв между бытием и красотой. Причем творение красоты становилось уделом отдельных достаточно замкнутых отраслей духовной культуры, а бытие само по себе рассматривалось как эстетически нейтральное. Категория эстетического, так же как и категория художественного, имеет всеобщий характер и применима ко всем сферам человеческой деятельности, хотя в каждой из них имеет свое своеобразие и неодинаковые трудности актуализации. Эти трудности для современной техники больше, чем для современного искусства, именно из-за большей ее утилитарности. Иногда ссылаются на то, что современная техника не может удовлетворять эстетическим требованиям, потому что функционирует с использованием типовых конструкций и в ней преобладают экономические соображения. Не правильнее ли считать, что экономические соображения должны гармонировать с эстетическими, что, по-видимому, оптимально даже с точки зрения экономики?

    Чтобы гармонизировать отношения между человеком и природой, техника может и должна стать эстетичной. Гармония есть добро и красота, и коль скоро между человеком и природой находится техника, последняя должна быть добром и красотой. Прекрасное - это и свободное творение художника, и атрибут объективного мира. Присутствуя в этих двух сферах, оно, несомненно, возможно и в сфере отношений между человеком и природой. Творя прекрасное, художник творит устойчивое, т.е. гармоничное. Понять, что красота - существенный аспект преобразования природы и что она является одной из сторон разнообразия, - главное в эстетических моментах экологической проблемы.

    Красота имеет и онтологический смысл сама по себе, поскольку связана с полнотой и разнообразием мира, что необходимо для его устойчивости. Гёте так выразил онтологичность и вместе с тем гносеологическое значение прекрасного: «Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми» .

    Искусство в целом можно рассматривать как творение нового живого целостного мира (человеческого и человечного). Тогда искусство в ныне превалирующем узком смысле предстает как творение идеального мира, а искусство в широком смысле - как творение не только духовной, но и материальной действительности. Эту роль может и экологически должна взять на себя техника, становящаяся искусством. В процессе синтеза науки, техники и искусства ученый становится одновременно конструктором и художником, так сказать, режиссером действительности.

    Дизайн, художественное конструирование и сейчас демонстрируют примеры расширения границ эстетического. Техническая эстетика часто подчеркивает преимущественно субъективную сторону потребности в прекрасном, а именно то, что приятнее иметь дело с красивыми предметами, хотя через субъективное имеется переход к вещам объективным: работа в более красивой обстановке, поскольку таковая соответствует целостной природе человека, способствует, как показали эксперименты, повышению эффективности труда. Хочется подчеркнуть объективную сторону эстетизации техники, заключающуюся в том, что техника, чтобы стать средством гармонизации отношений человека и природы, должна вернуть свое исконное значение искусства, а производство - значение поэмы.

    В истории взаимоотношений человека и природы сохраняются линии гармоничного взаимодействия. Д.С. Лихачев заметил, что русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту родной природы, «эстетику параллельных линий, идущих в унисон друге другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях» . Речь идет о красоте взаимоотношений между человеком и природой. Ее должны воплощать в жизнь наука, техника и искусство будущего, созидаемые человеком, ответственным за гармонию истины, добра и красоты.

    Ф.М. Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение. Н.К. Рерих прибавил одно слово: «осознание красоты спасет мир». Если попытаться дать экологическую интерпретацию эстетической максимы Достоевского, то можно сказать: «творение красоты спасет мир». Спасет оно мир в силу своих онтологических потенций, а также потому, что творение красоты неразрывно связано с истиной, добром, любовью к человеку и миру, становлением целостной личности и утверждением гармонии человека и природы.

    • Гёте И.В. Максимы и рефлексии // Собрание сочинений: в 10 т. Т. 10. М.: Художественная литература, 1980. С. 427.
    • Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1984. С. 17-18.

    Эстетическими называются ценности, которые относятся к сфере искусства. Первой из них является само искусство в целом . Термин «эстетическое» производен от греческого aisthetos – «чувственно воспринимаемое», под которым имеется в виду вызывающее различные эмоции чувственное восприятие окружающего мира, произведений искусства и художественное творчество. Эстетическое изучает специальная философская дисциплина - эстетика . Ее называют также общей теорией искусств , поскольку она исследует общие закономерности художественного творчества. Она – одна из старейших философских дисциплин, ибо проблемы художественного творчества, вопрос «Что такое красота?» волновали еще античных греков.

    К эстетическим ценностям относятся также 2) эстетическое чувство (или восприятие), 3) эстетические оценки, 4) эстетический вкус, 5) эстетические идеалы, 6) эстетические теории, 7) эстетические потребности.

    Искусство – это высшая степень мастерства в художественном творчестве . Для этого творчества и восприятия произведений искусства необходимо особого рода восприятие эстетическое – в процессе которого мы не только постигаем предмет, но эстетически его оцениваем и получаем от него наслаждение в соответствие с названной оценкой. Способность человека к эстетическому восприятию называется эстетическим вкусом , который подразделяется на виды, в зависимости от вида воспринимаемого искусства: художественный вкус – если речь идет об изобразительных искусствах, литературный вкус – если речь идет о литературном творчестве и т. д.

    В роли эстетических оценок выступают категории прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое – комическое, живописное, изящное, карикатурное, гротескное, юмористическое, причудливое, ироническое, забавное, странное, пикантное, темп, ритм, виртуозность, умение, новизна, оригинальность, реалистичность и др. Когда мы воспринимаем произведение искусства, мы воспринимаем его через призму названных оценок.

    Эстетический идеал высшая норма эстетического совершенства , образец, к которому следует стремиться, которому следует подражать. Эстетические идеалы изменчивы. Например, идеал античного искусства – благородная простота и спокойное величие в позе и выражении лица. В греческих скульптурах авторы старались показать образец не только тела, но и великой, уравновешенной души.

    Эстетические теории представляют собой системы понятий и идей о сущности эстетического, о природе и общественной роли эстетического.

    У каждого человека есть эстетические потребности либо к наслаждению чужими произведениями, либо к созданию собственных произведений искусства. Искусство играет огромную жизнь в нашей жизни. Нет такой сферы деятельности человека, которая не подверглась бы эстетическому освоению и не стала бы сферой искусства: приготовление пищи, изготовление одежды, строительство жилья, украшение его и т. п. Таким образом, через искусство люди научились получать удовольствие от жизни, радоваться ей. С помощью искусства они сделали свой мир богаче, лучше узнали мир и самих себя, что позволяет называть искусство не только источником наслаждений, но и знаний.

    Знакомство с произведениями искусства развивает эстетический вкус, формирует эстетические потребности, будит творческие способности.

    Наряду с нравственными ценностями большую роль в наших жизненных ориентациях и поступках играют ценности эстетические. Само слово “эстетика” происходит от греческого “астетикос” - “чувствующий”, “чувственный”, но в современном понимании означает не чувства вообще, а те эмоции, которые вызывают у нас неординарные явления в самой жизни (прекрасное и безобразное, возвышенное и ничтожное, трагическое и комическое), и их отражение в художественных образах. При этом во втором случае, если перед нами действительно произведение искусства, эстетические переживания нередко бывают еще более сильными. Мы чрезвычайно радуемся, мы безудержно смеемся, мы не можем скрыть свое негодование либо свою скорбь.

    Определяя природу ценностей вообще, мы соотносили их с общественно значимой полезностью. Такая полезность нравственных ценностей очевидна: усвоение этих ценностей и превращение их в привычку позволяет не просто адаптироваться в окружающих нас микро-, макро- и мегасреде, но и пройти свой жизненный путь достойно, как подобает нормальному человеку. Когда же речь заходит о ценностях эстетических, на первый взгляд они представляются совершенно несоотносимыми с полезностью, и чтобы это поверхностное впечатление опровергнуть, необходимо вернуться к проблеме природы человека и отталкиваться в своих рассуждениях от нее.

    Характеризуя родовую сущность человека, К. Маркс писал, что “животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит, даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее”. В силу этого, подчеркивает Маркс, человек строит (производит) “также и по законам красоты” 1 . Итак, человек по природе своей - художник, и поэтому наряду с утилитарным, сугубо практическим отношением ему присуще эстетическое отношение к действительности. Иначе не понять, почему уже наш первобытный предок, отягощенный борьбой за выживание, не просто строил жилище, изготовлял обувь и одежду, керамическую посуду, но и обрамлял их приятным орнаментом, придавал радующую глаз форму, окрашивал в успокаивающий или - наоборот - возбуждающий цвет. Он удовлетворял тем самым свои эстетические потребности, а красота тем самым реализовывала свою полезность как для производящего художественные ценности, так и для их потребляющего.

    Основными эстетическими ценностями (и кстати, основными категориями эстетики) являются прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое. Им противостоят антиценности - безобразное, низменное (ничтожное) и т.д. Разумеется, поскольку эстетическая оценка носит аксиологический (ценностный) характер, она всегда содержит в себе изрядную долю субъективизма, связанного с индивидуальным и общественным опытом воспринимающего, с его личными и общественными симпатиями (в том числе идеологическими), с развитостью его эстетического вкуса. Плохой вкус, как правило, не способен дать верную эстетическую оценку и готов оценить как прекрасное объективно безобразные явления или произведения искусства; не менее вероятна при плохом вкусе и ошибка обратного порядка. Нормальное эстетическое восприятие предполагает соответствующую воспитанность человека - художественную и общекультурную.

    Прекрасное есть характеристика явлений и предметов с точки зрения их совершенства. Прекрасен Тадж-Махал - выдающийся памятник средневековой архитектуры Индии, прекрасны “Времена года” Чайковского, прекрасен заснеженный Эльбрус на фоне голубого неба. На каком основании все это обладает для нас высшей эстетической ценностью? Красота во всех приведенных примерах неотделима от гармонии, то есть единства всего того разнообразного, что есть в этих явлениях, - гармонии размеров их отдельных элементов, гармонии цветов, гармонии звуков. Восприятие прекрасного вызывает в нас различные, но всегда положительные эмоции - радость, чувство бескорыстной любви и т.д. Но это еще не все: каждое очередное восприятие прекрасного подтверждает (либо опровергает) наши эстетические идеалы, в любом случае обогащая их.

    Возвышенное есть характеристика явлений, выходящих за обычную человеческую меру: они обладают гигантскими масштабами и колоссальной мощью, и общество (не говоря уж об отдельной личности) не может сразу овладеть ими ни гносеологически, ни практически. Возвышенна любовь Ромео и Джульетты, возвышенна сила вулканов и тайфунов, возвышенны фигуры выдающихся борцов за свободу своих народов. В отличие от восприятия прекрасного восприятие возвышенного может вызывать противоречивые и диаметрально противоположные по знаку эмоции. В одних случаях превосходство возвышенного объекта (например, сил природы) надо мной подавляет меня, вызывает чувство страха; в других - возникает восторг и желание подражать тому привлекательному, что есть в возвышенном. Отметим также, что чувство страха в конечном счете тоже играет положительную роль, ибо, как правило, побуждает человека находить в себе скрытые доселе возможности для овладения устрашающим явлением.

    Трагическое есть характеристика острейших жизненных ситуаций и противоречий - общественных и личных. В конкретном своем выражении трагическое связано со страданиями и гибелью человека, но не всякого человека, а человека борющегося, возвышенного и прекрасного. Вряд ли можно назвать трагедией те ужасные жертвы, которые сопутствуют борьбе за овладение вещами и деньгами. «Трагедия, - писал Горький, - это слишком высоко для мира, где почти все “страдания” возникают в борьбе за право собственности на человека, на вещи... Трагедия совершенно исключает пошлость, неизбежно присущую мелким, мещанским драмам, которые так обильно пачкают жизнь» 1 . Трагический герой ставит перед собой достаточно высокие цели, очень значимые для общества, независимо от того, идет ли речь о нравственном совершенстве, достижении политической свободы или овладении силами природы. В трагическом нам раскрывается общественный смысл жизни человека, а сама трагедия воспитывает и укрепляет в нас исторический оптимизм: ведь только борьбой можно достичь лучшего будущего.

    Комическое есть характеристика явлений, которые по своей природе способны вызывать смех. Сарказм и иронию вызывают у нас явления безобразные и низменные (вопиющие общественные недуги; ничтожества, возомнившие себя гениями и сверхчеловеками и т.д.), мягким юмором обозначаем мы некоторые несовершенства собственные и своих друзей. Смешным может оказаться несоответствие формы содержанию, неожиданный разрыв привычного хода событий. Реакция на комическое способствует нравственному очищению человека. Но у комического есть и более масштабная в социальном смысле ценность, суть которой Маркс в свое время расшифровал так: “История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия... Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым” 2 .

    Эстетические ценности не просто рядоположены по отношению друг к другу - они органически взаимосвязаны, взаимопроникают и нередко перерастают одна в другую. Прекрасное может одновременно представать перед нами и как возвышенное, и в то же время зачастую как трагическое. Трагическое же часто переплетено с комическим. Таков, например, образ Дон Кихота у Сервантеса: трагичный, ибо он страдает во имя защиты обездоленных, и одновременно комичен, ибо обнаруживает полную беспомощность и наивность в понимании действительности.

    Существует единство не только самих эстетических категорий, но и их единство с нравственными и познавательными ценностями. Как отмечал еще Аристотель, искусство, удовлетворяя наши эстетические потребности, в то же время облагораживает человека посредством катарсиса - нравственного очищения личности. Эстетическое связано и с познавательным, причем не только в системе функций искусства: найденная наукой общественно значимая истина прекрасна, если она открывает грандиозные перспективы - то к тому же и возвышенна. В науковедении и в гносеологии красота выступает в качестве одного из критериев истины, то есть из двух однопорядковых, совпадающих по выводам теорий предпочтение отдают той, которая отличается красотой и стройностью доказательства.