Многопартийность и многопартийная система. Партийные системы, их структура и особенности

Страны.

Распределение мест в правительстве и/или парламенте производится согласно одному из двух основных принципов:

  • пропорциональная система подразумевает, что количество мест, получаемых партией в органах власти, прямо пропорционально количеству поданных за неё голосов избирателей;
  • система выборов по одномандатным округам подразумевает, что место в парламенте получает кандидат, выигравший выборы в этом округе; таким образом, количество мест, получаемых партией при выборах по одномандатным округам, не пропорционально количеству поданных за её членов голосов избирателей. Такая система тяготеет к образованию двухпартийной системы (т. н. закон Дюверже).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Двухпартийная система
  • Бижутерия

Смотреть что такое "Многопартийная система" в других словарях:

    МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - см. Партийная система … Юридический словарь

    МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - (multiparty system) Система, при которой в борьбе за власть участвуют более двух политических партий, независимо друг от друга либо образуя коалиции. Многопартийным системам обычно (но не обязательно) сопутствует пропорциональное… … Политология. Словарь.

    МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - (см. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА) …

    многопартийная система - см. партийная система … Большой юридический словарь

    Многопартийная система - (multiparty system), полит, система, при к рой разрешено существование полит, партий, оказывающих решающее влияние на формирование правительства посредством участия в выборах. Высокоразвитая М.с. является осн. признаком демократии; мн. гос ва,… … Народы и культуры

    Система партийная - механизм отношений, существующих между политическими партиями в данном государстве. Основными сторонами партийной системы являются особенности внутренней структуры партий (централизованные и децентрализован­ные, гибкие и негибкие и т.п.),… … Политология. Словарь.

    СИСТЕМА МНОГОПАРТИЙНАЯ - ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА … Юридическая энциклопедия

    СИСТЕМА МНОГОПАРТИЙНАЯ - система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей С.м. отмечаются трех, четырех, пяти партийные системы,… …

    СИСТЕМА МНОГОПАРТИЙНАЯ - (см. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ - механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. С.п. системы различаются по количеству партий, уровню соревновательности, наличию отсутствию доминирующей партии или коалиции. Проводя классификацию С.п.… … Политология: словарь-справочник

Книги

  • ШШ (Комплект книг Герхарда Шредера и Эдуарда Шеварнадзе) Решения. Моя жизнь в политике (в 2-х томах) , Шредер Г.. Мемуары Герхарда Шрёдера стоит прочесть, и прочесть внимательно. Это не скрупулезная хроника событий - хронологический порядок глав сознательно нарушен. Но это и не развернутая…

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.

Историческая практика демонстрирует несколько разновидностей многопартийной системы. Ее конкретная структура – партийный уклад – существенно меняется от страны к стране. Классическая многопартийная система (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. Поэтому эту разновидность многопартийности часто определяют как уклад многопартийной раздробленности . В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников и партнеров с целью создания коалиционного большинства.

Партийная коалиция – это объединение, союз политических партий для достижения общих политических целей на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов. Традиционно выделяются такие разновидности межпартийных коалиций, как электоральные (образуются на период избирательной кампании), парламентские и правительственные. Различают также легислатурные коалиции, в которые партии вступают при подготовке к выборам и срок действия которых рассчитан на всю легислатуру, т.е. срок полномочий выборного органа, и конъюнктурные коалиции, формирующиеся уже после выборов и носящие зачастую временный характер.

Ввиду нестабильности исполнительной власти при системе многопартийной раздробленности в политической практике наблюдается тенденция перехода к другим партийным укладам, гарантирующим большую стабильность и эффективность политической власти.

Некоторые политологи выделяют в качестве особой разновидности блоковую или поляризованную многопартийность . Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в два и более крупных политических блока. Притягивая к себе различные партии, блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Партии строят свою предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой отдельной партии, сколько согласованностью действий внутри блока. Так, например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемый Социалистической партией, и блок правых партий во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).

Многопартийная система с доминирующей партией (уклад доминации) характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распыленности своих противников, противоречия в рядах которых не позволяют им образовать прочный оппозиционный союз.

К примеру, в Японии с 1955 г. по 1993 г. у власти находилась либерально-демократическая партия, в Индии в послевоенный период долгое время власть удерживал Индийский Национальный Конгресс. В Швеции в качестве доминирующей партии выступает Социал-демократическая рабочая партия. Уклад доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет в себе опасность косности, застоя для правящей партии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тетрасистемс
УДК 32.001(075.8) ББК 66.01я73 П 50 Авторский коллектив: доктор политических наук, профессор Реше

Зарождение политической науки
Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с возникновением первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологич

Политология как самостоятельная дисциплина
Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относи

Политология в СССР и СНГ
Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по

Понятие и сущность политики
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований.

Политика как наука и искусство
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различны

Предмет политологии
Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла

Структура политологии
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: 1) теория и ме

Закономерности и категории политологии
Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих в сфере политики. Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и

Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осущ

Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме

Методы политологии
В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод

Исследовательские подходы в политологии
Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральны

Бихевиоральный подход
Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Фра

Системный и структурно-функциональный подходы
И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Л

Системный подход
Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой

Марксизм как методология анализа политики
Марксизм, как и системный подход, является глобальным подходом к социальной действительности. Преобладание целого над частями образует сущность марксистского метода. В советской социальной

Основные этапы развития марксизма
На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксист

Критика марксизма К. Поппером
Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под ист

Психологический подход
Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к

Подходы к пониманию политической системы
В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс

Компоненты политической системы
Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической и

Модель политической системы
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "в

Общая характеристика функций политической системы
Т. Парсонссчитал, что фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных це

Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу

Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис

Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демокра

Демократический режим
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт

Определения власти
В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббссчитал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремл

Соотношение политики и власти
Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления полити

Субъект и объект власти
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. В

Функции власти
Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и

Концепции власти
В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонссчитает, что власть как свойство системы с

Ресурсы власти
Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные дл

Понятие политического господства
Для характеристики властных отношений часто используется термин "господство". Для того, чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциал

Легитимность власти
Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово прио

Традиционная легитимность
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принят

Харизматическая легитимность
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым о

Легальная или рационально-правовая легитимность
Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные закон

Средства легитимации власти
В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса

Причины возникновения государства
Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнооб

Сущность государства
Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования. Теория государства выделяет тр

Признаки государства
Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет с

Государственный механизм
Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный механиз

Форма государства
От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как органи

Монархия
Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императо

Унитарное государство
Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственн

Понятие правового государства
Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Платонподчеркивал: &quo

Отличительные признаки правового государства
Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки: Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенит

Социальное государство
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенн

Гражданское общество
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Долгое время в истории общественно-политической мысли понятие "государство" и "общество&qu

Основные функции парламента
Что же стоит за таким новым пониманием парламентской деятельности? Законодательная функция – деятельность по принятию закона. Под представительской функцией сейчас понимается деятельность парламент

Где впервые появился парламент
Принято считать, что первый парламент появился в Англии, и это был компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством, поскольку был создан орган, который сглаживал противоречия между этими дв

Конституционное закрепление места и роли парламентов
Место и роль парламента, как правило, закрепляются в конституциях. Иногда там подчеркивается его особый статус. Например, ст. 41 конституции Японии гласит, что парламент является высшим органом гос

Порядок формирования парламента
Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гра

Первоначальная модель парламента
Первоначально (исторически) парламент был двухпалатным. Британский парламент – родоначальник всех парламентов – был двухпалатным, потому что идея двух палат отражала идею компромисса между двумя ве

Недостатки второй палаты
Но при всем при том, недостатки двухпалатной системы остаются, поскольку двухпалатная система – это всегда усложнение законодательного процесса, это всегда определенное консервативное отношение к н

Парламентские комиссии
Парламентские комиссии или комитеты – это специальные органы, образованные из депутатов, главной целью которых является подготовительная работа по созданию и оценке законопроектов, а также для конт

Комиссии или комитеты
Употребляются названия: комиссии и комитеты. В некоторых случаях между этими понятиями нет разницы. Но, например, в США комитет – это более важный орган, постоянно действующий, а комиссия – это соб

Партийные фракции
Партийные объединения депутатов чаще всего называются партийными фракциями, но они могут называться и по-другому. Если в ФРГ классическое наименование – фракция, то во Франции, Италии и других стра

Руководство фракций
Фракции имеют свое руководство. Руководство может быть идеологическим и процедурным. Лидер партии всегда является общим руководителем фракции, но ряд фракций имеют еще процедурных начальников. В ан

Иные органы парламента
В парламентах могут быть какие-то иные органы и структурные части, помимо комиссий, комитетов и партийных фракций. В некоторых странах, например, есть специальные органы парламентского контроля: ре

Компетенция парламента
Вне зависимости от того, закреплена ли компетенция парламента в конституциях или законах, или же нет, круг вопросов, которыми занимается парламент (т.е. полномочия парламента) всегда охватывает опр

Издание законов
Однако, какие бы не были классификации и перечни полномочий парламента, основным его полномочием является издание законов. Мы называли шесть разновидностей законов, которые существуют в за

Финансовые права и полномочия парламентов
Финансовые права являются наиболее заметной и старой привилегией, или правом парламента, которое было получено в борьбе с королевской властью и с феодальными силами. Финансовые права – это право ус

Полномочия в области внешней политики
В этой сфере у парламента меньше возможностей, чем у исполнительной власти. Полномочия в области внешней политики – внепарламентские связи и отношения, когда члены парламента общаются с парламентар

Полномочия в сфере формирования государственных органов
Важной частью полномочий парламента являются полномочия в области формирования государственных органов, в сфере назначения либо избрания должностных лиц, либо участие в выборах и назначении должнос

Формирование судебной власти
Парламенты очень часто принимают участие в формировании судебной власти, а именно: избирают или назначают высших судей. В Германии и верхняя, и нижняя палаты – Бундестаг и Бундесрат – избирают равн

Парламентский контроль
Важным правом и полномочием парламента является контроль парламентов над деятельностью правительства. Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены з

Понятие сессии
Что такое сессия? Есть разные определения. Часто сессию определяют как период времени, в течение которого проходят пленарные заседания палат и их комиссий. Иногда определение сессии звучит нескольк

Право созыва сессии
Право созыва сессии в разных странах принадлежит разным лицам или органам. Например, в некоторых странах депутаты созываются на сессию указом или другим актом главы государства. Таков порядок в Вел

Законодательный процесс и его стадии
Законодательный процесс или законодательная процедура. Законодательный процесс в разных источниках описывается по-разному. Называется разное число промежуточных стадий. По нашему мнению, есть четыр

Субъекты законодательной инициативы
Круг субъектов законодательной инициативы: 1. Члены парламентов. Такую инициативу можно назвать парламентской инициативой. В разных странах она может быть реализована по-разному. В большин

Обсуждение законопроекта
Вторая стадия законодательного процесса – это обсуждение законопроекта. Как правило, эта стадия делится на подстадии, которые называются чтениями. Чтений бывает не менее двух, иногда и больше (3, 4

Промульгация
Последняя, четвертая, стадия законодательного процесса чаще всего называется промульгацией. Некоторые источники считают промульгацию только подписанием главой государства законопроекта, после чего

Понятие правительства
Слово "правительство", казалось бы, понятно каждому человеку и не требует особой расшифровки. Однако же дать определение этому понятию непросто, потому что в отличие, скажем, от парламент

Правительственная власть
Но все же, говоря о правительстве, как правило, имеют в виду государственный коллегиальный орган, при помощи которого осуществляется повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой.

Как называется правительство
Тот орган, который мы именуем правительство, по разному называется в каждой отдельно взятой стране. Чаще всего применяются такие стандартные наименования, как: Совет Министров (Индия), Совет Минист

Правительства партийные и беспартийные
Партийные правительства есть однопартийные и многопартийные (коалиционные). Однопартийные правительства, как правило, бывают либо в странах с парламентарными формами правления, где какая-либо из па

Правительство чиновников
Второй вариант беспартийного правительства – это, как правило, правительство, которое создается во время кризисной ситуации. Их еще называют переходными правительствами, "деловыми", "

Правительства большинства и меньшинства
В зависимости от поддержки правительства парламентом выделяют еще два типа правительства: правительство большинства и правительство меньшинства. Наиболее распространенным вариантом является правите

Два способа формирования
Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский сп

Форматор и информатор
В некоторых странах (Голландия, Бельгия, Дания) перед такими переговорами назначается не премьер-министр, а специальная государственная фигура – форматор. Кстати, надо выделить два редких термина:

Вотум недоверия
В других странах Европы применяется принцип так называемого "негативного парламентаризма". Это означает, что правительство не должно получать вотума доверия, а действует после формировани

Смешанная форма
Достаточно своеобразная специфика существует в тех странах, где смешанная форма правления. Во Франции, к примеру, по конституции 1958 года, премьер-министр, а по представлению премьер-министра – чл

Специальные требования
В некоторых странах к лицам, которые претендуют на должность членов правительства, предъявляются специальные требования. Например, в Великобритании, хотя формально нет закона, который обязывал бы м

Кто входит в правительство
На вопрос о том, кто входит в состав правительства, проще всего ответить однозначно: в состав правительства входят министры. Иначе говоря, правительство состоит из министров. Однако в состав правит

Реальная и фактическая роль главы правительства
При парламентарной форме правления роль и значение главы правительства очень велики. Формально являясь главой исполнительной власти, на практике глава правительства выполняет все полномочия главы г

Полномочия главы правительства
Как правило, если прекращаются полномочия главы правительства, то это означает прекращение полномочий и всего правительства. Полномочия и реальная власть премьер-министров в парламентских республик

Министр без портфеля
"Министры без портфеля" – это такие должностные лица, которые могут заниматься разными видами деятельности. Так, например, это может быть лицо, выполняющее поручения главы правительства.

Традиции названий
В большинстве стран употребляются привычные для всех наименования – министр, премьер-министр или глава совета министров – но в некоторых странах используются старинные наименования. Там, где в ходу

Порядок деятельности правительства
В президентских республиках и в абсолютных и дуалистических монархиях заседания правительства проводятся по усмотрению глав государства, который одновременно руководит правительство

Порядок заседаний
Как правило, в большинстве стран очередные заседания правительства проводятся один раз в неделю. Повестка дня и порядок рассмотрения вопросов определяется, естественно, главой правительства. Вопрос

Кто принимает решения
Как мы уже отметили, окончательные решения в большинстве стран (как в президентской республике, так и в парламентской) принимает глава правительства и, как правило, оно не голосуется. Вопрос на гол

Внутренние органы правительства
Такие специальные (внутренние) правительственные органы чаще всего называются также как органы парламента: комиссии и комитеты. Система комитетов правительства встречается в разных странах. Такие к

Полномочия (компетенция) правительства
Практически все авторы, которые пишут о правительстве, отмечают, что правительственные органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, широкой компетенцией. Однак

Важнейшие полномочия правительства
Это все сфера исполнительной власти – поле деятельности правительства. Полномочия правительства в этих сферах можно обобщить и сгруппировать. Можно обозначить наиболее типичные полномочия зарубежны

Полномочия в законодательной сфере
Говоря о полномочиях правительства в законодательной сфере, следует упомянуть два момента. Во-первых, современные правительства имеют собственную регламентарную власть и издают акты нормативного ха

Другие полномочия правительства
Очень важная сфера деятельности правительства – это внешнеполитические полномочия. Внешнеполитические полномочия – сфера как политических союзов военных союзов, так и экономических связей. Внешняя

Права формальные и фактические
Следует отметить важный момент. Формальные права президента в парламентской республике, т.е. те права и полномочия, которые записаны в конституции, могут внешне почти не отличаться от полномочий пр

Представительские функции
По нашему мнению, наиболее универсальными и характерными полномочиями являются представительские функции (функции представительства). Обычаи, правила и законодательные нормы, согласно которым глава

Главный дипломат
Американские ученые именуют эти полномочия главы государства (в частности своего президента) называя их полномочиями главы государства как главного дипломата. На наш взгляд, хотя такое определение

Сфера государственного управления
Вторую группу полномочий можно обозначить в самом широком плане как полномочия главы государства в области государственного управления. Эти полномочия можно расшифровать следующим образом: глава го

Военная сфера
Важную часть полномочий главы государства занимает военная сфера. В большинстве стран мира формально (юридически) глава государства провозглашается верховным главнокомандующим. Это означает, что в

Экономическая сфера
Следует назвать еще одну специфическую группу полномочий, которая, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень реальная группа полномочий. Ее можно назвать полномочиями гл

Другие полномочия
В некоторых источниках называют еще дискреционные полномочия главы государства. В переводе это означает выборочные полномочия, или те полномочия, которые глава государства применяет по собственной

Импичмент
Что касается главы государства, президента, то чаще всего в отношении президентов упоминают процедуру импичмента. Импичмент – это отстранение главы государства президента от власти за допущенные на

Место и роль суда в государственном механизме
Из всех возможных государственных учреждений суд для жителя любой страны является наиболее понятным органом. Такие элементы государственного механизма, как парламент, президент, пра

Место и роль суда
Что же такое суд и правосудие, каково их место в государственно-правовой системе зарубежных стран? Обычно, рассказывая о государственно-правовом механизме, обращаются к классической триаде ветвей в

Основные функции суда
Судебная власть имеет две основные функции. Одна функция вполне очевидная, тем более для бывшего советского человека. Это функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний. Вторая ф

В чем сила судебной власти?
Характеризуя суд и судебную власть, хочется упомянуть одно рассуждение, которое нам встретилось в литературе. Речь шла о том, что судебная власть, изо всех других властей наиболее слабая, поскольку

Принципы судоустройства и судопроизводства
Здесь мы подошли к принципам правосудия и принципам судоустройства и судопроизводства. Ряд стран закрепляют эти принципы в конституциях или специальных законах. Иногда эти принципы прямо не закрепл

Полномочия суда
Полномочия суда или судебная юрисдикция, т.е. конкретная предметная сфера его деятельности, как правило, делится на два направления. Это общая юрисдикция и специальная юрисдикция. Под обще

Судебные вертикали
Вне зависимости от специализации суда, будь то суды общей компетенции или какие-то специальные суды, любые суды имеют определенную структуру (построение), точнее говоря, иерархическ

Апелляция
Вторая форма обжалования называется "апелляция". При апелляционной форме вышестоящий суд заново рассматривает все дело с привлечением сторон, с вызовом свидетелей. То есть все судебное за

Суды в федеративных государствах
Достаточно сложная система построения судебных систем обычно в федеративных государствах, поскольку там нужно сочетать судебные системы субъектов федерации с общефедеральными. Для федеративных госу

Участие граждан в деятельности судов
Следует отметить, что кроме суда присяжных, граждане (непрофессиональные юристы) привлекаются также к отправлению правосудия в других формах. Это привлечение обычных людей в качестве выборных непро

Административные суды
Наиболее распространенными или характерными среди специальных судов являются суды административной юстиции. Данная категория судов рассматривает жалобы на решение государственных органов – не высши

Дисциплинарные суды
Отдельную группу специальных судов составляют дисциплинарные суды и суды чести. Такого рода суды рассматривают споры и принимают меры воздействия к государственным служащим, к чиновникам и судьям,

Третейские суды
К числу негосударственных судов можно отнести вполне серьезную категорию судов – это третейские суды, скажем, при торговых палатах. Они могут рассматривать претензии коммерческих организаций друг к

Религиозные суды
К категории негосударственных судебных органов относят и религиозные суды. Есть церковные суды, которые рассматривают внутрицерковные споры по поводу канонических проблем. Это споры для профессиона

Главные признаки самоуправления
Органы местного самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, определенной самостоятельностью, т.е. иметь реальные права. Полномочия местных

Муниципалитет
Отметим, что термин "муници­палитет", "муниципальный орган" в ряде стран равнозначен понятию органа местного самоуправления – органа избираемого. В США и в Англии муниципальными

Европейская хартия о местном самоуправлении
Следует также отметить важный факт, что 15 октября 1985 г. была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Эта хартия, которая обязательна для государств-членов Совета Европы, закрепляет

Понятие административно-территориального деления
Административно-территориаль­ное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное делен

Исполнительные органы
Исполнительный орган необходим, поскольку это постоянно действующая структура, а выборное собрание собирается периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Представительные выбо

Главные проблемы местных органов
Главным вопросом местных представительных органов является принятие местного бюджета и распределение денег в рамках этого бюджета. Принимаются акты по поводу решения различных местных проблем. Испо

Виды компетенции
Компетенцию органов самоуправления можно условно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначальная – это та, которую можно назвать местными делами: чистота улиц, правильность застройки, систе

Методы деятельности
Основными методами муниципальной деятельности являются: непосредственное регулирование и управление. Регулирующая деятельность – это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприя

Полномочия местных органов
Для лучшего понимания компетенции муниципальных органов их полномочия классифицируются на определенные группы. 1. Полномочия в сфере финансово-экономической деятельности – это принятие мес


Чтобы реализовать полномочия, нужны деньги. Откуда же берутся эти деньги у местных органов власти, что является источниками доходов? При описании этой проблемы называют, прежде всего, налоги. Сущес

Надзор за местными органами
Определенные надзорные функции выполняют и другие центральные ведомства, прежде всего – министерство финансов, которое следит за расходованием денег и выполнением бюджета. В федеративных г

Судебный надзор
Кроме административного надзора может быть и судебный. Например, в Англии центральная власть может обращаться в суд, если недовольна действиями местных органов. Судьи разных уровней могут рассматри

Как образуются исполнительные органы
Называют три основные разновидности образования местных исполнительных органов. 1. Система, при которой избранное гражданами представительное собрание (муниципальное собрание) само избирае

Понятие политического процесса
Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия

Структура политического процесса
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестрой­ка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формировани

Режимы существования политического процесса
В научной литературе различают следующие режимы существования политического процесса: режим функционирования, развития и упадка (Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведе

Стадии (фазы) политического процесса
Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: формирование (вызревание) политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса;

Риск принятия политических решений
Риск – неустранимый элемент принятия политического решения любого уровня, заключающийся в выборе не всегда просчитанных действий, линии поведения. Зачастую рисковое решение принимается в ситуации н

Типология политического процесса
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами

Утопии в политическом процессе
Политический процесс – это цепь последовательно решаемых задач и соответствующих действий. Он таит в себе альтернативы, расчеты на успех, определенные шансы достичь желаемых результатов. Возможен р

Понятие политического действия
Политический процесс состоит из действий. Политическое действие определяется как сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношении власти данной системы с целью п

Субъекты (агенты) политического действия
В политике весьма сложно разделить индивидуальных и коллективных субъектов политического действия. Часто они действуют вместе: лидер и массы, партийные вожди и рядовые члены. Потому имеется ряд кла

Характеристика политических действий
Политическое действие можно характеризовать с учетом различных критериев. (См.: Л.С. Санистебан. Основы политической науки.-М.-1992.-С.51-55). Так, различается позитивное политическое действие

Виды политических действий
Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быст

Понятие политического участия
Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-влас

Прямое и опосредованное участие
Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на

Типы политического участия
Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической систем

Причины неучастия в политической жизни
Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политическ

Понятие политической элиты
Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Власть асимметрична. Разделение на управляемых и

Теории элит
В. Паретобыл первым, кто сделал элиты предметом пристального научного внимания. У В. Паретоопределяющим является ценностный подход к пониманию элиты. Принадлежность к элите зависит от особых качест

Функции политической элиты
Политическая элита – это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Политическая элита – это часть властного механизма, обеспечивающего социальное

Политическая элита и другие властвующие элиты общества
Политическая элита – это вершина властной пирамиды. Но в обществе существуют и другие элиты, которые имеют чрезвычайно высокую степень властного влияния. Американский социолог и политолог Ч.Р. Милл

Политическое лидерство как властеотношение
По объективным и субъективным причинам политическая активность людей неодинакова. М. Веберписал, что есть "политики по случаю", то есть рядовые члены общества с минимальным политическим в

Функции политического лидерства
Изучая политику как лидерство, американский исследователь Р. Такервыделил три основные функции, которые выполняет лидер. Во-первых, это диагностическая функция. "Постановка диагноза&quo

Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация, которая востребовала данную личность, сделала ее необходимой? Спор об этом идет давно. В работе "К вопросу о роли личн

Типология лидерства
В политологии существуют различные классификации политических лидеров. Многообразие классификаций определяется многомерностью самого лидерства как властеотношения и возможностью применять разные по

Происхождение и сущность политических партий
Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин "партия" происходит от латинского partis, что означает часть чего-то ц

Типы политических партий
Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий. Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки опре

Функции политических партий
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу на

Понятие и типы партийных систем
В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В подобном взаимодействии они и образу

Двухпартийная система
Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на в

Однопартийная система
Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других пр

Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осущ

Политическая роль общественных организаций и движений
Как указывалось выше, общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической

Функции общественных организаций и движений
Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государ

Социальные движения
Переломные моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным "всплеском" самодеятельной активности масс. Так, в 70-е годы в странах Запада на смену старым традицион

Сущность выборов
В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органо

Основные принципы избирательного права
Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власт

Активное избирательное право
Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц.

Пассивное избирательное право
Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на

Порядок выдвижения кандидатов
Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они обязаны внести в качестве избирательного залога. Например, в Великобритании кандид

Тип голосования
Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. Сам термин "голосование" пришел к нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти формировался

Абсентеизм
Этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия

Понятие избирательной системы
В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которы

Мажоритарная система абсолютного большинства
В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленн

Мажоритарная система относительного большинства
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обяза

Достоинства и недостатки мажоритарных систем
Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной систем

Пропорциональная система
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными манда

Достоинства и недостатки пропорциональной системы
О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключе­ние составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система

Смешанные избирательные системы
Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по

Концепции роли депутата
В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление

Политическое сознание и политическая идеология
Изучение политического сознания является составной частью политической науки. Политическое сознание не только отражает политическую жизнь, но выступает как важнейший момент общественного бытия. Пол

Сущность политической идеологии
Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Трасив своем труде "Элементы идеологии"

Функции политической идеологии
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на госуд

Либерализм
В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классического

Либеральный реформизм
Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимо

Социалистическая идеология
Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается

Марксизм как идеология пролетариата
В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс(1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс(1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и социально-полити

Демократический социализм
Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э. Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресоми др.;

Консерватизм
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку ко

Неоконсерватизм
Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либе

Понятие политической культуры и ее структура
Проблема политической культуры занимает одно из ведущих мест в курсе политологии. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций,

Функции политической культуры и ее типология
Каковы функции политической культуры? Прежде всего необходимо иметь в виду, что политическая культура обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчив

Политическая социализация
Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под п

Сущность и понятие международных отношений
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами го

Уровни международных отношений
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали). По вертикали – масш

Виды международных отношений
И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим в

Внешней политики государств
По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственно

Специфические и базовые черты внешней политики
Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование пр

Виды внешней политики
Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерн

Цели внешней политики
Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы

Функции внешней политики
Внешняя политика выполняет некоторые специфические функции. Среди них выделяются: - Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей.

Средства внешней политики
Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффе


Термин "глобальные проблемы" в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов нашего века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 50-х го

Типологизация глобальных проблем
Отмечая взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем современности, следует, однако, определить их типологизацию, которая зависит от конкретного основания (критерия), положенного в его основу

Пути решения глобальных проблем
Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей д

Глобальных проблем современности
Как уже отмечалось, человечество во второй половине ХХ века столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их

По предмету «политология»1
Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как предмет политологии. Политическая власть. Политические интересы и отношения. Этапы становления и развит

И определения
Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение получает в уклонении избирателей от

Политология
Редактор....................... Корректор................................... Дизайн обложки................................. Ответственный за выпуск..

Политология при характеристике партий, их деятельности оперирует такими понятиями, как «партийные системы» и «многопартийность». Многопартийность может быть представлена как сумма партий, и как система партий. Многопартийность как система партий означает, что в стране существует партийная система.

Многопартийность предполагает наличие в стране нескольких или многих политических партий, реально участвующих в политическом процессе. Основой многопартийности является конституционный принцип свободы образования и деятельности политических партий.

Многопартийность - наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы. Синонимом «многопартийности» в этом определении выступает «партийная система».

Многопартийность может существовать только в демократическом обществе, гарантирующем всем гражданам равные политические права, в т.ч. и право на создание политических организаций. Понятие многопартийная система шире понятия "многопартийности".

Многопартийная система - политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.

Многопартийность как сумма партий продуцирует большую дозу негативных явлений; борьба за власть всё больше уходит от цивилизованных её форм. Как показывает мировой опыт, наличие в государстве многопартийности, функционирующей как система, снимает многочисленные негативные характеристики, возникающие тогда, когда она представлена простой суммой партий.

Наличие нескольких партий в стране не является достаточным основанием для того, чтобы говорить о складывании партийной системы. Задачи, которые стоят перед политической партией и партийной системой, не совпадают. Если каждая политическая партия в отдельности стремится к завоеванию политической власти или к контролю над ней для выполнения воли своего электората, то партийная система призвана обеспечить эффективное делегирование воли народа политическим институтам и сбалансированное представительство интересов ведущих социальных групп в государственных органах власти.



Совокупность политических партий представляет собой разновидность партийной системы лишь тогда, когда они находятся в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния, руководствуются формализованным или неписаным сводом правил политической борьбы, в том числе: краеугольным принципом ротации политических сил у власти и способностью идти на компромисс, устойчиво позиционируют себя в отношении друг друга по определённым кливажам, включая устоявшиеся идеологические ориентиры и группы электората. Только в этом случае механическая сумма партий превращается в жизнеспособную и динамичную структуру и возникает партийная система.

«Многопартийность выступает в качестве системной характеристики общих закономерностей развития политической системы государства и гражданского общества, и определение ее специфики традиционно осуществляется посредством сопоставления с понятием "партийная система", укорененным в западной науке», - пишет отечественная исследовательница Т.В. Рединская.

М. Дюверже определяет партийную систему как «стабильный ансамбль» партий, длительное время действующий на политической арене страны и принимающий активное участие в дележе и осуществлении власти.

Партийная система, являясь категорией политической науки, понимается как политическая структура, объединяющая партии конкретной страны.

Такая политическая структура в каждой конкретной стране характеризуется:
1) количеством партий и спецификой их строения;
2) идеологической дистанцией между партиями;
3) типом электоральной системы и правовыми условиями политической борьбы;
4) спецификой парламентской деятельности партий.

Партийная система - это верхушка айсберга многопартийности считает исследователь Н. Петров.

Возникновение партийной системы свидетельствует о достаточной зрелости гражданского общества, причем происходит это тогда, когда партии начинают доминировать в процессах конструирования конкретного типа верховной власти. Историческая практика демонстрирует несколько разновидностей многопартийной системы.

Итальянский ученый Джованни Сартори в своей классической работе «Партии и партийные системы» предложил семь классов партийных систем:
1) однопартийные системы;
2) система с партией-гегемоном;
3) система с доминирующей партией;
4) двухпартийная система;
5) система умеренного плюрализма;
6) поляризованный плюрализм;
7) авторизированный плюрализм.

Однопартийная система относится к не состязательным. Она характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Хотя при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей, и других политических партий, последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии.

Система с партией-гегемоном является разновидностью однопартийной системы. Существующие партии-сателлиты носят декоративный характер, их цель - замаскировать существующий однопартийный режим, поэтому говорить о реальном соревновании альтернативных политических курсов невозможно, ведь гегемонии правящей партии не может быть брошен вызов. Правящая партия в подобной системе тоже может быть идеологической или прагматической. В последнем случае роль зависимых партий может вырасти.

Партийную систему со стабильно лидирующей силой называют системой с доминирующей партией. Чаще всего в этих случаях одна крупная партия противостоит ряду менее влиятельных сил. Главный критерий здесь - это не количество партий, а особенности распределения власти между ними. Выборы присутствуют, и сам механизм соревнования действует, но результатом честного избирательного процесса является то, что большинство все время принадлежит одной силе, которая если и вступает в коалиции, то редко.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Рассматривая количественную классификацию партийных систем, Ж. Блондель вывел следующие статистические показатели: двухпартийная система означает, что две наиболее влиятельные партии регулярно получают вместе более 75% голосов, но не более 65% каждая; многопартийная система предполагает, что две наиболее влиятельные партии набирают вместе менее 75% голосов избирателей.

Большинство американских и многие европейские политологи (например, английские) убеждены в преимуществе беспартийности, которая обеспечивает устойчивость правительства, объединяет представителей одной политической ориентации в парламенте, лимитирует претензии на расширение народной воли и обеспечивает постоянное число партий в органах власти.

Несоблюдение принципа "партийной биполярности", по мнению американских авторов, негативно сказывается на мобилизационных способностях системы, способствует стремлению электората к независимым политическим действиям, усиливает его неконтролируемость; в то же время беспартийность способствует смягчению идеологических конфликтов, приближает всю политическую систему к идеалу ответственного правления.

Сторонники многопартийной системы утверждают, что двух партийность не обеспечивает представительства всех социальных групп общества, толкает к созданию третьей партии или даже многих мелких партий.

М. Дюверже считал, что многопартийная система обеспечивает каждой "доле" народа минимум свободы, выступает как источник сбалансированности. Г.В. Голосов, например, выдвигает следующие достоинства беспартийности и недостатки многопартийности.

1. Беспартийная система способствует смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции, что делает всю политическую систему более устойчивой. Многопартийная система подчеркивает глубину идеологических разногласий.
2. Беспартийная система позволяет партии, одержавшей победу на выборах, сформировать однопартийное, не подверженное кризисам правительство, что не всегда гарантирует многопартийная система.
3. Беспартийная система облегчает избирателям выбор при голосовании. Многопартийная система не только затрудняет голосование, но порой из-за избытка информации о большом количестве кандидатов делает рациональный выбор невозможным.
4. Беспартийная система позволяет приблизиться к идеалу ответственного правления, когда одна партия находится у власти, другая - в оппозиции. В условиях многопартийности политическое руководство обычно носит коалиционный характер, что увеличивает "шантажный" потенциал системы.

Системы с тремя или с четырьмя, а иногда и с большим количеством влиятельных партий относятся к партийным системам умеренного плюрализма. По сравнению с двухпартийными системами для партийных систем умеренного плюрализма характерны коалиционные правительства. Так как ни одна из партий не может собрать абсолютного большинства, а править в одиночку Доминирующей партии другие соперники готовы позволить не всегда. Именно в этих системах роль центра гораздо значительнее, и он может уже существовать не в качестве двух половин, принадлежащих к разным партиям, но и в качестве самостоятельной силы. Такие системы ещё называют или трех-партийной, или «двух-с-половиной». Они состоят из двух крупных соперничающих партий, каждая из которых нуждается в поддержке третьей партии, чтобы получить большинство в парламенте. Третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий.

Система поляризованного плюрализма отличается не только большим (свыше пяти-шести) количеством влиятельных партий, но также тем, что в ней, в отличие от всех предыдущих случаев, соревнование за электорат идет только в сторону удаления от центра. Первая черта этой системы - наличие влиятельных центристских сил. Причем этот центр воспринимается всеми участниками политического процесса в качестве такового и выступает в роли самостоятельного полюса.

Конечно, существует некоторое различие в характеристиках партийных систем в зависимости от того единый ли это центр, или он фрагментирован, но важно другое, что вдоль лево-правого измерения центр политической системы поляризованного плюрализма всегда занят. Этот центр вынужден постоянно поворачиваться то к левым, то к правым, и вся политическая система основана на его силе.

Дж. Сартори, помимо наличия влиятельного центра, выделяет еще семь признаков, которые и позволяют определить партийную систему в качестве системы поляризованного плюрализма. Второй признак этой системы - существование влиятельных антисистемных партий. Их главная характеристика состоит в том, что они стремятся сменить не правительство, а всю систему правления в целом; это партии, которые не считают законным существующий режим. Это не значит, что антисистемная партия обязательно будет революционной, то есть такой, которая готовит вооруженное восстание против режима, она может действовать и внутри системы, выступая, тем не менее, против ее существования.

Третий и четвертый признаки системы поляризованного плюрализма, согласно Дж. Сартори, следующие: существование двух формально взаимоисключающих друг друга оппозиций, противостоящих правящему режиму (находящемуся в центре) с разных сторон; а также высокая степень идеологической поляризации. Итальянский ученый особо подчеркивает, что поляризация и биполярность системы - разные вещи. В качестве пятой черты системы поляризованного плюрализма Дж. Сартори называет преобладание центробежных сил над центростремительными. Можно сказать, что именно эта черта центростремительного плюрализма является основной. Именно она порождает его основные признаки.

Шестая черта связана с большим влиянием идеологии на политический процесс в целом. Седьмым признаком итальянский исследователь называет наличие безответственной оппозиции, которая, зная, что ей не придется отвечать за свои обещания, так как она не участвует в создании правительства, позволяет себе ничем не обеспеченные заявления. Даже правительственно ориентированные силы являются как бы полу ответственными, по той причине, что право- и лево центристы играют в правительстве только второстепенную роль.

Последняя, связанная с предыдущей, восьмая черта поляризованного плюрализма - склонность к политике «чрезмерных обещаний». В подобной системе естественный соревновательный механизм, который в политических системах умеренного плюрализма обычно не позволяет партии «постоянно обещать небеса на земле без ответа за то, что она обещает», работает плохо. Поэтому основные противники борются друг с другом, раздавая чрезмерные обещания.

Отталкиваясь от данных оценок, можно утверждать, что центр в политической системе поляризованного плюрализма не является залогом стабильности системы, напротив, он препятствует действию центростремительных сил.

Другой ученый П. Фарнети выделяет систему центростремительного плюрализма. Центр остается важнейшей составляющей подобной системы. Динамика центростремительного плюрализма появляется из соревнования за создание альянса с Центром, так как потери от постоянного положения в оппозиции выше, чем от участия в гетерогенном большинстве или готовности пойти на компромисс ради принятия какого-либо правительственного закона. Однако это сближение с центром не гарантирует смягчение программных установок и ослабление идеологического напряжения. По мнению П. Фарнети, «основные черты модели центростремительного плюрализма возникают в таких системах, в которых в недавнем прошлом ни революция, ни гражданская война не смогли навязать обществу на относительно длительное время одну единственную идеологию».

Все выше упомянутые партийные системы конкурентные, безусловно, в разной степени. Джованни Сартори считал конкурентными такие партийные системы, в которых партии конкурируют за голоса избирателей, а расстановка политических сил в парламенте отражает политические предпочтения электората. Важнейшим элементом конкурентной системы является возможность участия в политической борьбе всех признанных легальных политических партий и формальное равенство в рамках парламентских кампаний.

В свою очередь, неконкурентные партийные системы не допускают возможности политической конкуренции, ограничивая появление новых политических игроков и создавая неравные условия участия в процессе политической борьбы (например, ограничения доступа к средствам массовой информации). К этой группе Сартори относит однопартийные системы, системы партии-гегемона и системы доминирующей партии. Другая интересная попытка создания типологии партийных систем на основе критерия количества - типология ирландского политолога Мэйра, который в качестве критерия использовал поддержку (избирательную силу), полученную партиями. Все партийные системы в рамках существующих парламентских циклов (промежутков времени между парламентскими выборами), по Мэйру, можно разделить на системы больших и малых партий.

Система больших партий. В такой системе сложился политический климат, при котором партии, получающие свыше 15% поддержки на выборах, имеют более 50% всех голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Система малых партий. В такой системе более 50% голосов избирателей получают партии, за которых были отданы не более 15% голосов.

Приведенная типология партийных систем не универсальна. К тому же, построенная на количественном критерии, она допускает возможность отнесения одной и той же партии одновременно к двум и более типам.

Такие крупные ученые как Дюверже и Ньюменн вообще склонны считать, что между числом партий (однопартийная двухпартийная-многопартийная) и характером партийной системы существует устойчивая видообразующая связь. Количество партий, считают они, является и мерилом стабильности общества в целом. Наиболее распространенным институциональным признаком, на основе которого строится классификация партийных систем в структуре многопартийности, выступает количество партий, формирующих законодательные и исполнительные органы власти. Однопартийная система не может существовать длительное время, не аккумулируя, не замыкая на себе все противоречия в обществе. Не разрешаясь своевременно, наслаиваясь друг на друга, эти противоречия рано или поздно ведут общество к глубокому системному кризису. На определенном этапе одно партийность может перерасти в а партийность, когда партия растворяется в государстве, становится его властным стержнем, орудием уже не политического влияния, а репрессивного государственного диктата. Двух партийность, в той или иной мере, может удовлетворить естественную тягу общественного сознания к двойственности и открытой состязательности составляющих ее компонентов.

Социальная база двухпартийное™ в лице мощного "среднего класса" является залогом стабильности системы в целом, источником уменьшения политических разногласий между двумя постоянно сменяющими друг друга силами. Исторический опыт дает примеры стабильных обществ, построенных на трех и четырех партийных системах. От систем собственно многопартийных следует отличать квази партийные, когда фактическая одно партийность маскируется наличием в стране других партий.
В пределах обшей категории многопартийных государств имеется много типов партийных систем, писал Э. Гидденс. Какая из них развивается - зависит в значительной мере от природы электоральных процедур, отмечал ученый, там, где выборы проводятся на основе принципа "победитель получает все", получает развитие тенденция к доминированию в политической системе двух партий. Кандидат, завоевывающий большинство голосов, выигрывает выборы независимо от того, какую долю всех голосов он получил. Там, где выборы проводятся на основе иных принципов (например, пропорционального представительства, когда места в представительном собрании распределяются в соответствии с долей полученных голосов), двухпартийная система встречается реже. Многопартийные системы позволяют более непосредственно выражать различные интересы и взгляды, предоставляют простор для представительства разумных альтернатив, утверждал Э. Гидденс.

Итак, какой можно сделать вывод? Процесс создания партийных систем начинается с создания многопартийности как суммы партий. По мере развития партий и гражданского общества политические партии, функционирующие в рамках того или иного государства, как правило, взаимодействуя друг с другом, образуют партийные системы. Они сводятся, в основном, к двум укрупненным типам: двухпартийные и многопартийные.

Общая характеристика партийной системы

Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике. Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов. Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.

Замечание 1

Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а именно направление и число партий, реально участвующих в жизни страны.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем, а именно:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Для того, чтобы наиболее качественно понимать многопартийность политической системы, охарактеризуем для начала однопартийные и двухпартийные системы.

Рисунок 1. Классификация партийных систем. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Однопартийная система

Однопартийную систему часто считают не состязательной. Название системы говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Однако такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом системы можно назвать Германию и Италию.

Другая ее отличительная черта – это сильные средства защиты установленного режима, в результате процесс свержения главной партии крайне сложный. Опираясь на исторический опыт можно отметить, что среди факторов, способствующих прекращению подобного режима, служили военные положения или попытки самореформирования.

Двухпартийные системы

Для формирования такого типа необходимо наличие двух партий, сменяющих друг друга. Положение партий формируется в результате выборов. В таком случае партия, представляющая оппозицию, по результатам голосования может оказаться партией, формирующей правительство, передав свои оппозиционные полномочия проигравшей стороне. Однако в данном типе политической системы число не является решающим фактором, по сравнению с выше рассмотренным.

Рассматривая в качестве примера Великобританию, отметим, что там существует далеко не одна партия, а вместе с тем можно выделить и множественное число политических организаций. Возникает вопрос: почему же Великобритания считается классической представительной двухпартийной системой? Как отмечалось выше, важную роль играет не только количество партий, но и их реальное участие в политической жизни государства. В рассматриваемом примере только две партии, а именно консерваторы и лейбористы, сменяют друг друга, формируя правительство и определяя направление развития государства, как внутреннюю, так и внешнюю политику. В сравнении с однопартийной, двухпартийная система представляется более надежной. Выстраивая политику данным образом, такая система защищает себя во всех направлениях.

Однако есть и ряд весьма ощутимых минусов. Стоит учитывать, что главные партии страны представляют собой совершенно разные социально-политические позиции. В результате смена одной партии другой может привести к существенной встряске не только для механизма государства, но и для общества в целом.

Многопартийная система

Замечание 2

Характеризуя многопартийную политическую систему, в первую очередь следует сделать акцент на том, что необходимо отличать многопартийную систему и многопартийность.

Многопартийность, или можно встретить еще такое название как множественность партий, акцентирует свое внимание на количестве партий, что является характерным элементом для многих демократических стран. Что касается многопартийности, о чем неоднократно говорилось выше, она раскрывает способ формирования власти, то есть за управление и образование правительства отвечает несколько партий на равноправной основе. Такой тип приводит к формированию своеобразного государственного механизма.

Характеризуя положительные стороны, отметим, что:

  • при многопартийности в большей степени реализуется потенциал гражданского общества;
  • развивается открытость политики;
  • формируется здоровая конкуренция и взаимокритика.

Однако, как и в любой системе, здесь также имеются и свои минусы. Реализуя своей политикой легальную деятельность партий, можно пошатнуть не только демократию, но и саму многопартийность. Решением в такой ситуации становится стремление к улучшению многопартийной системы и формированию более совершенного и удовлетворяющего всем требованиям варианту. В связи с этим можно выделить ряд разновидностей многопартийной системы.

Разновидности многопартийных систем

Многопартийные системы можно разделить на:

  • системы с доминирующей партией и без нее;
  • «боковые» многопартийные системы.

Для первой характерно доминирование одной из партий. При таком построении лидирующая партия способна самостоятельно или же с «дружественными» партиями контролировать парламентское большинство, что вполне устраивало бы правящую элиту, тем самым компенсируя предсказуемость результатов, исключая нежелательные результаты голосования и многое другое. Однако классический вариант, а именно многопартийная система без доминирующей партии, представляет собой систему, когда между собой борются в определенной степени равные партии, что приводит к труднопредсказуемости результата. Такой подход формирует возникновение союзов и соглашений. Вместе с тем происходит затягивание формирования правительства.

Не стоит забывать и боковые многопартийные системы. Такая система немногим отличается от классической, то есть многопартийной без доминирующей партии. Однако ее характерная черта заключается в процессе группирования партий в противостоящие друг другу блоки. Исходя из политики и стратегии выбранного блока, партия формирует свою программу действий. Участники, не имеющие отношение ни к одному из блоков, практически не обладают шансом на победу.

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "МНОГОПАРТИЙНОСТЬ" в других словарях:

    МНОГОПАРТИЙНОСТЬ, конституционный принцип организации политической жизни в демократических государствах (см. ГОСУДАРСТВО), выражение принципа политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации принцип многопартийности был… … Энциклопедический словарь

    Форма политического представительства различных классов и слоев общества в условиях демократии. Многопартийная форма политических отношений в обществе принципиально отличается от монопар­тийных систем, встречающихся в современном обществе… … Политология. Словарь.

    МНОГОПАРТИЙНЫЙ, ая, ое. Об общественной системе: имеющий несколько или много политических партий (в 1 знач.). Выборы на многопартийной основе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Многопартийность - наличие в обществе, государстве различных официально зарегистрированных политических партий и движений … Энциклопедия права

    МНОГОПАРТИЙНОСТЬ Юридическая энциклопедия

    Один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Один из основных конституционных принципов организации политической жизни демократических государств, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен… … Энциклопедия юриста

    Ж. Наличие в политической системе общества различных официально зарегистрированных партий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    многопартийность - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые… … Большой юридический словарь

    многопартийность - многопарт ийность, и … Русский орфографический словарь

Книги

  • Многопартийность как основа конституционного строя России. Монография , Володина Светлана Вячеславовна. Монография посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного развития Российского государства и общества - проблеме формирования устойчивой конституционной модели многопартийности и…
  • Многопартийность как основа конституционного строя России , Володина В.. Монография посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного развития Российского государства и общества - проблеме формирования устойчивой конституционной модели многопартийности и…