Страны в которых дуалистическая монархия. Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия. В дуалистической монархии (от лат. dualis – двойственный) верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть.
Применительно к данной форме правления (в отличие от монархии абсолютной) можно вести речь о разделении властей, однако в той мере, в которой монарх, как минимум, лишается законодательных и судебных прерогатив .
Возникновение дуалистической монархии связывается с выступлениями против абсолютизма в XVI11-XIX вв., в результате которых возник компромисс между растущей буржуазией и еще достаточно сильным дворянством (например, Северогерманский союз и Германская империя, Австро-Венгрия в XIX–XX вв.).
Для данной формы правления не характерна конструкция «король в парламенте». Парламент имеет довольно весомый статус. Иногда, правда, его расценивают как орган, действующий при монархе. Однако сам факт того, что в государстве есть орган народного представительства, обладающий собственными полномочиями (в том числе и по вопросам бюджета, финансов и т. д.), является основанием считать власть монарха ограниченной.
Говорить о народном суверенитете в дуалистических монархиях не представляется возможным. Полновластным субъектом суверенитета является монарх. Вместе с тем само существование избираемого народом парламента предполагает, что власть монарха не безраздельна.
В данной форме правления может сложиться некоторый политический баланс между монархом и парламентом. Но более вероятно политико-правовое верховенство короля, лишь частично ограниченное свободой подданных, прерогативами представляющего их парламента.
Монарх наделен весьма обширными полномочиями, позволяющими ему эффективно участвовать в нормотворческой деятельности и влиять на парламент. Так:
1) он и сформированное им правительство вправе самостоятельно издавать нормативные акты по вопросам, на которые не распределяется компетенция парламента;
2) компетенция парламента ограничена определенным кругом вопросов. Вместе с тем вопросы, связанные с бюджетом, налогами, а также акты, возлагающие на подданных повинности и обязанности, являются исключительной компетенцией парламента, что дает ему право сопротивляться (в большей или меньшей степени) политике, проводимой монархом. Однако, как показывает практика большинства стран с дуалистической формой правления, парламент по собственной инициативе законы не принимает – его функция сводится к рассмотрению королевских и правительственных инициатив, которые он может утвердить, либо отвергнуть. Таким образом, законы выглядят как акты монарха, одобренные парламентом;
3) даже если парламент принимает решение вопреки мнению монарха и правительства, глава государства может использовать право вето. В рассматриваемой форме правления вето монарха, как правило, абсолютное. Закон, на который налагается вето, повторно не обсуждается и не вступает в силу;
4) в межсессионный период монарх может издавать акты, даже находящиеся в парламентской компетенции. Впоследствии он должен представить их на утверждение парламента. До созыва парламента эти акты фактически действуют как законы;
5) созыв парламента на сессию и его роспуск относятся к прерогативам монарха. Это право дает главе государства возможность политического маневра, выбора наиболее благоприятных для себя условий парламентской работы.
Нередко в дуалистических монархиях существенная часть депутатского корпуса не избирается, а назначается. Это позволяет монарху иметь своих сторонников в парламенте. Так, например, в Свазиленде король назначает половину сенаторов и 20 % состава нижней палаты; в Таиланде, Иордании Сенат назначается в полном составе. В Тонго из 29 мест в парламенте 11 закреплены за королем и членами его правительства, причем еще девять депутатов являются представителями знати и лишь оставшиеся девять представляют простых подданных.
Монарх в дуалистической монархии обладает также значительными полномочиями и в области формирования других органов. Для управления страной монарх формирует правительство. Министры находятся на службе у монарха. Дуалистической монархии не свойственна парламентская ответственность правительства, Политическую ответственность правительство несет только перед монархом. Разногласия с парламентом не обязывают правительство и отдельных министров уходить в отставку. Так, в Иордании парламент вправе выразить недоверие правительству, после чего министры обязаны уйти в отставку. Однако решение о недоверии правительству должно быть утверждено королем, в руках которого действительно находится судьба министров.
В рассматриваемой форме правления обычно не используется институт контрассигнатуры, хотя есть и исключения из этого правила. Причем данный институт не ограничивает главу государства в политических решениях, как это обычно происходит в парламентарных монархиях. В королевстве Иордания монарх неправомочен издавать указы без контрассигнатуры членов правительства, что не означает связывания правительства волей короля. Просто, подписывая акты короля, «кабинет берет на себя ответственность за возможные негативные последствия принятых решений» .
Внешнеполитическую деятельность контролирует монарх. Вместе с тем если международные договоры предполагают установление новых обязанностей, ограничение свобод подданных, влекут появление финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, они, как правило, подлежат ратификации парламентом.
В то же время дуализм организации государственной власти в данной форме правления означает, что и парламент, в свою очередь, не является номинальным государственным органом. Ведь финансовые вопросы и права подданных имеют исключительное политическое значение. Власть становится реальной, если ей доступны материальные ресурсы и возможность расходовать, распределять их. Именно в этих вопросах – бюджете и налогах – монарх должен договариваться с парламентом.
В дуалистической монархии парламент вырабатывает дополнительные, иногда весьма эффективные способы участия в политике. Если у парламента нет права законодательной инициативы, то он может использовать скрытую инициативу. Депутаты вправе обратиться к монарху с посланием, в котором излагаются их позиции, просьбы о принятии целесообразных решений. Безусловно, монарх может проигнорировать парламентский адрес, но тогда парламентарии могут отказать в ратификации предложенных монархом актов.
Правительство зачатую вынуждено учитывать позиции депутатов и вступать в контакт с парламентом, его комитетами и фракциями. В результате депутаты получают фактическую возможность участвовать в разработке законопроектов, даже если формально их вносят в парламент монарх и правительство.
Будучи верховным главнокомандующим вооруженными силами, монарх самостоятельно определяет военную политику государства. Однако действия главы государства в данной области всегда требуют финансирования, которое осуществляется с участием парламента.
Таким образом, дуалистическая монархия представляет собой форму правления, в которой наряду с политически суверенным монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями. Поэтому данная форма правления по праву считается переходной от абсолютной к парламентарной. Это такое состояние государства, когда монарх уже не может единолично управлять государством, а парламент при этом не может отстранить его от власти.
Очевидно, дуалистическая монархия как форма правления неустойчива, так как каждая из сосуществующих властей стремится захватить всю полноту власти. Монархия вынашивает надежду вернуть утраченное, тем самым трансформировать форму правления в абсолютную , а парламент – превратить монарха в номинального главу государства, установив в стране парламентаризм.

2.2.3. Номинальные монархии

Парламентарная монархия . Традиции современного государствоведения позволяют (в зависимости от источника власти монарха) выделить две категории конституционной (парламентарной) монархии:
1) основанные на принципе народного суверенитета (Испания, Португалия, Бельгия, Норвегия, Швеция, страны Балканского полуострова – Греция, Румыния, Сербия, Болгария),
2) основанные на монархическом принципе (германские государства, Австрия, Дания).
Различия между ними заключаются в следующем.
В монархиях, основанных на монархическом принципе (германских монархиях), конституции были актом самоограничения абсолютизма, власти монарха. Они связывали власть монарха лишь постольку, поскольку такое ограничение устанавливалось текстом конституции. Парламенты имели только права, предоставленные им конституцией, следовательно, при разрешении вопросов об объеме полномочий монарха, конфликтов между монархом и парламентом конституционная практика и теория исходили из того, что презумпция всегда была направлена в пользу неограниченности власти монарха и против ограничивающих ее факторов. В этом принципе и заключается, по словам Г. Еллинека, «все юридическое ядро монархического начала» .
Поскольку конституция по целому ряду вопросов не требовала участия народного представительства, то для их решения полномочия власти осуществлялись монархом непосредственно или в опосредованном порядке, фактически в рамках дуалистической модели единоличного правления государя и парламента.
В монархиях, основанных на принципе народного суверенитета, вся полнота власти первоначально принадлежала народу. Например, по Конституции Бельгии 1831 г., «все власти исходят от народа. Король не имеет других полномочий кроме тех, которые формулирует Конституция, а также иные законы, изданные на ее основе» (ст. 25 и 78) . При этом в спорном вопросе презумпция всегда склонялась в пользу народного представительства и против короны, что соответствует конституционной (парламентарной) монархии современного типа.
Парламентарная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами. В этой форме правления уже нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, поскольку правительство формируется не монархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже перед парламентом.
Эта форма правления, является наиболее распространенной формой монархии на сегодняшний день и существует в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Дания, Испания и др.) .
В данной форме правления есть разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), следовательно, монарх вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий, располагающей таким большинством.
Монарх в парламентарной монархии – номинальный глава государства , т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальных властных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Реальное положение монарха отражает классическая формула: «монарх царствует, но не правит». «От имени» или «по поручению» монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно.
Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются его главой или соответствующим министром, без чего эти акты не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответствен (в Великобритании, например, это выражается принципом: «король не может быть неправ»).
Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему и принадлежит, монарх на практике либо не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства (например, право абсолютного вето, которым обладает монарх Великобритании, не используется им с 1707 г.).
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (либо нижней палатой при двухпалатной структуре) за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.
Однако это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласятся, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Такая система отношений между монархом, парламентом и правительством характерна для парламентарного режима, или парламентаризма.. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийного правительства. Эта ситуация традиционна, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.
Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем менее устойчиво это правительство, ибо тем сложнее будет достигнуть согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955–1993 гг.), правительства, в принципе, однопартийные и парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность.
Юридически парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей большинством в парламенте, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Различают «старые» и «новые» парламентарные монархии. В «старых» монархиях, например в Великобритании, Бельгии, Норвегии, монархи лишились реальной государственной власти очень давно, но там сохраняются так называемые спящие полномочия монарха. Это означает, что определенные полномочия монарха, которые в обычной жизни не востребованы, могут применяться в кризисной ситуации, так сказать «просыпаться». Классическим примером является право короля Великобритании назначать премьер-министра в ситуации, когда места в парламенте (палате Общин) после выборов разделились пополам и нет доминирующей партии. Можно подумать, что это – абстракция, а между тем применение «спящих» полномочий имеет место. Например, в 60-е годы XX в. в Великобритании было несколько случаев, когда симпатии избирателей делились пополам: число парламентариев от консервативной и лейбористской партий оказывалось равным. Королева Елизавета II тогда использовала свои «спящие» полномочия и назначила премьер-министром Гарольда Макмиллана. Правда, такое назначение король может делать только с ведома Королевского тайного совета, который фактически и определяет кандидатуру будущего премьера.
Таким образом, для парламентарной монархии характерны следующие черты.
1) монарх – номинальный глава государства; власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
2) исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом, а не монархом;
3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах; главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
4) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.
Иные разновидности номинальных монархий . Три рассмотренные выше разновидности монархической формы правления отражают только основную классификацию. Однако наряду с ними на сегодняшний день в мире существуют другие разновидности монархии, которые условно можно определить как нетипичные монархии современности .
Так, своеобразная форма монархии существует в ряде мусульманских стран . Она связана с концепцией халифата – справедливого государственного строя, который, по преданию, был основан пророком Мухаммедом. Особая роль в замещении поста монарха здесь принадлежит совету правящей семьи – неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха, которым не всегда является старший сын, а также может заставить монарха отречься от престола (как это было, например, в Саудовской Аравии). В управлении государством применяется концепция ашшура, т. е. консультации правителя с авторитетными людьми, ибо в мусульманской доктрине читается, что выборы – не очень надежный институт: выбранными могут быть не самые достойные.
Характерными чертами этой формы правления".
институт маджилиса – право доступа любого мусульманина со своими нуждами к правителю. Просьбы принимает особый чиновник, хотя нередко выслушивает посетителей сам правитель или члены его семьи;
неравноправие граждан при назначение на государственные должности. Некоторые важнейшие посты могут занимать только правоверные мусульмане. Женщины в ряде стран вообще ограничены в политических, а зачастую и личных правах);
закят – обязательный 2,5 %-ный налог с имущества богатых в пользу бедных.
Одной из основных целей этих монархий является укрепление единства уммы – мусульманской общины. Этому способствует и тот факт, что монарх, как правило, является высшим духовным лицом государства – имамом. Данная форма монархии в своей основе представляет теократическую монархию .
Особая разновидность монархии существует в странах Черной Африки и Океании, где сильны пережитки патриархального строя (Свазиленд, Тонга и др.). Организация власти там характеризуется наличием советов теменных вождей. Хотя по племенным традициям никто не может быть наследником престола по рождению, общегосударственный племенной совет в Свазиленде – ликоко – в составе 17 других вождей обычно выбирает нового монарха из числа многочисленных сыновей покойного (в последний раз – из числа более 100 сыновей от 80 жен) . В связи с пережитками матриархата особую роль в вопросах определения политики и деятельности ликоко играет королева-мать, используются многие ритуалы, символизирующие различные преображения короля (облачение короля в костюм чудовища, обнажение, сожжение костюма короля и др.). Парламенты, если они есть, представляют собой декоративные учреждения, которые нередко надолго распускаются.
Еще одна разновидность монархии существует в некоторых государствах – членах британского Содружества (многие его члены – республики). Мелкие островные государства, бывшие колонии (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Ямайка и др.), имеют своим главой монарха Великобритании, которого представляет в этих странах генерал-губернатор. Последний на практике назначается не правительством Великобритании, а правительством данного государства, хотя это назначение и должно быть подтверждено британским монархом. По существу, это – своеобразная форма парламентарной монархии.
Выше уже упоминалось о выборной монархии в Малайзии, где пост главы государства выборный, но его фактически занимают по очереди в соответствии с особым списком султаны девяти штатов из тринадцати (в четырех штатах нет султанов, и их представители участия в коллегии выборщиков не принимают).
Отчасти похожий порядок существует в ОАЭ, но здесь во главе государства находится коллективный монарх - Совет правителей (эмиратов) семи членов федерации, которые выбирают своим председателем на пятилетний срок одного из них. В отличие от Малайзии, постоянно избирается правитель крупнейшего эмирата – Абу-Даби. По Конституции он наделен лишь представительскими полномочиями, но в реальной жизни его роль гораздо весомее, если учесть, что Абу-Даби – крупнейший эмират, он занимает 86 % территории федерации. Таким образом, ОАЭ – «коллективная монархия» с доминированием одного из эмиратов.

Контрольные вопросы

1. Понятие и признаки монархии.
2. Виды монархий. Реальные и номинальные монархии.
3. Развитие монархической формы правления с древности до современности.
4. Особенности организации государственной власти в абсолютной монархии.
5. Особенности организации государственной власти в дуалистической монархии.
6. Особенности организации государственной власти в парламентарной монархии.

Глава 3 Сущность и основные характеристики республиканской формы правления

3.1. Общие положения о республиканской форме правления

Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления – Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь.
Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху Средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).
Во Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии.
Швейцария и государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. При этом своеобразие организации государственной власти в Сан-Марино заключается в том, что законодательная власть принадлежит Генеральному Совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежит к дворянству, 20 – к гражданам города, 20 – к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим Советом посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на шестимесячный срок Советом из своей среды, при этом один из них обязательно должен быть дворянином.
Большинство же современных европейских республик обрели данную форму правления после военных и революционных потрясений XX в., связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Южной Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий тоже, как правило, порождала республиканскую форму правления. Аналогично в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX в. привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

Дуалистическая монархия

При данной форме правления власть носит двойственный характер. Она юридически и фактически разделена между правительством и монархом (правительство формирует монарх), и парламентом. Эта монархия возникает при переходе общества из феодальной формации в буржуазную, при этом «Наследственный монарх выражает интересы феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии». Парламент чаще всего наполовину формируется монархом (в основном верхняя палата), остальная же половина формируется представителями из народа.

Большинство ученых, например О.В. Мартышин считают, что в дуалистической монархии все же большая часть полномочий принадлежит монарху, т.к. он имеет право вето по отношению к законодательным актам парламента .

Исходя из полученных выше данных можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

ь высшая власть носит двойственный характер, т.е. разделена между правительством и парламентом;

ь правительство формируется монархом и полностью подчинено ему;

ь часть парламента формируется монархом, а часть народом;

ь эта форма правления имеет место быть при переходе от феодальному к буржуазному обществу.

Из примеров современных дуалистических монархий можно привести Марокко, Иорданское Хашимитское Королевство, Кувейт. Существует также позиция, что среди современных монархий дуалистических нет, т.к. «они продолжают оставаться абсолютными, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы».

Парламентская монархия

Парламентарная монархия как вторая разновидность ограниченной монархии возникает в государствах, перешедших к индустриальному строю, и в самом общем виде характеризуется ослаблением власти монарха .

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Считается, что едва ли не единственный для монарха способ не подписывать акт - это отречься от престола или, по крайней мере, выступить с подобной угрозой. Такой случай, например, имел место в Норвегии в апреле 1940 г., когда король Хокон VII использовал угрозу отречения от престола как средство давления на правительство .

Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").

Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено .

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Анализируя роль монархии в государственном механизме Великобритании, В. Богданор отмечает, что монарх продолжает сохранять определенные прерогативы, роль которых возрастает в период конституционных кризисов. В повседневной жизни британскому монарху приходится не так часто самостоятельно осуществлять свои конституционные полномочия, поскольку в Великобритании сложилась двухпартийная система, а на парламентских выборах действует мажоритарная избирательная система, благодаря которой одна политическая партия способна добиваться парламентского большинства. В таких условиях нет никакой необходимости вмешательства монарха в политику .

Как показывает практика Великобритании, а также некоторых других парламентарных монархий, влияние главы государства обычно возрастает в случае, когда ни одна политическая партия не располагает парламентским большинством и у монарха появляется определенная свобода при формировании правительства. Так, в 1957 и 1963 гг. победившая на парламентских выборах в Великобритании консервативная партия не смогла выдвинуть согласованную кандидатуру на пост премьер-министра. В сложившейся ситуации решающее слово оказалось за королевой Елизаветой II, которая в 1957 г. поддержала кандидатуру Г.Макмиллана, а в 1963 г. - А. Дугласа-Хьюма.

Роль монарха может оказаться достаточно весомой и в условиях, выходящих за конституционные рамки. Так, в 1981 г. попытки государственных переворотов были предприняты в Испании и в Таиланде. Их неудача во многом была обусловлена категорическим отказом монархов обоих государств поддержать заговорщиков .

Традиционно парламентскими монархиями считаются и доминионы Великобритании - Австралия, Канада, Новая Зеландия и некоторые другие. Английское слово «dominion» буквально означает «владение, владычество, власть». Британские доминионы - это бывшие колонии, фактически независимые государства. Главой доминионов официально считается английская королева, представленная назначаемым ею генерал-губернатором. Во всех этих странах действуют собственные парламенты и ответственные перед ними правительства, возглавляемые премьер-министрами. В этих странах номинальной является не только власть королевы, но и ее представителя - генерал-губернатора .

Выше мною были рассмотрены основные виды монархий. Однако в современном мире существуют и нетипичные формы монархии. Например, «выборная» монархия в Малайзии, «коллективная» монархия в Объединенных Арабских Эмиратах и монархия по праву «личной унии».

1. «Выборная» монархия в Малайзии.

Специфика «выборной» монархии заключается в том, что глава такого государства не наследует свой престол, а избирается на определенный срок. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

Однако главой «выборной» монархии не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента. Монархом здесь может быть только один из «местных монархов» - правителей составных частей федерации.

В Малайзии девять из тринадцати субъектов федерации возглавляются наследственными султанами, и только эти девять образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу короля и вице-короля. Их избирают, как правило, из соображений старшинства или длительности правления.

Король и султаны выполняют, главным образом, представительские функции, но все вносимые в Конституцию поправки подлежат их утверждению. Основные же функции управления выполняют парламент и премьер-министр.

Парламент Малайзии состоит из двух палат: нижней - Палаты представителей и верхней - Сената. Палата представителей комплектуется в результате всеобщих прямых выборов. Сенат состоит из избираемых членов и членов, назначаемых королем.

Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с премьер-министром, которым становится лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей.

2. «Коллективная» монархия в ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты являются федеративным государством, состоящим из семи эмиратов - абсолютных монархий.

Формально в иерархии государственного устройства данного государства высшее место занимает Высший Совет союза. Совет состоит из глав всех семи эмиратов. Совет определяет общую политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Помимо определения внешней и внутренней политики, Высший совет вправе пересматривать принцип государственного устройства страны. Совет также утверждает кандидатуру на пост председателя Совета министров.

Главой Объединенных Арабских Эмиратов является монарх, который избирается на пять лет из числа монархов каждого из эмирата. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем Высшего совета обороны. Глава государства подписывает указы и постановления, подтвержденные Высшим советом, нормативные акты, принятые Советом министров. Кроме того он назначает членов дипломатического корпуса, высших гражданских и военных чиновников, объявляет амнистию либо подтверждает смертные приговоры.

Исполнительная власть представлена Советом министров во главе с председателем, назначаемым на пост президентом и утверждаемым Высшим советом. К полномочиям правительства относятся разработка законопроектов и федерального бюджета, принятие постановлений и инструкций для исполнения законов и других нормативных актов.

Законодательная власть в стране представлена федеральным Национальным советом, в состав которого входят представители эмиратов, число которых закреплено в Конституции и определяется в зависимости от численности населения, политической и экономической ситуации в том или ином эмирате.

Национальный совет не является законодательным органом в полном смысле, поскольку не обладает законодательной инициативой. В его полномочия входит лишь обсуждать законы, которые предлагает Совет министров и вносить по своему усмотрению поправки и дополнения. Совет также вправе наложить вето на любой законопроект. Однако в этом случае монарх все же имеет право принять закон после утверждения Высшим советом союза. Таким образом, Национальный совет, несмотря на то, что в Конституции описывается как законодательный орган, является скорее консультативным.

Форма правления в Объединенных Арабских Эмиратах в какой-то мере напоминает «выборную» монархию в Малайзии. Здесь, точно также, глава государства избирается, однако все основные полномочия сосредоточены не в руках выборного монарха, а у Высшего совета союза.

3. Монархия по праву «личной унии»

Объединения монархических государств существуют в форме «личной унии». Она имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, «личная уния» прекращается.

Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

Примером монархии по праву «личной унии» является Канада. Официально главой Канады является королева Великобритании. Официальным представителем королевы является генерал-губернатор. Он назначается королевой по совету премьер-министра.

Законодательная власть представлена Парламентом, включающим королеву (в ее отсутствие - генерал-губернатора), Сенат и Палату общин. Сенаторы не избираются, а назначаются генерал-губернатором. При этом полномочия Сената весьма ограничены, например, конституционные поправки могут быть приняты даже в обход Сената.

Исполнительная власть представлена Тайным советом, члены которого назначаются генерал-губернатором, для того чтобы сформировать министерский кабинет, управляемый премьер-министром. Члены Кабинета имеют министерские должности и являются единственными членами Тайного совета, которым разрешено официально действовать от имени генерал-губернатора.

Особенность современной монархии - это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.

Первой, и наверное самой главной особенностью является «нетипичность», так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию «республиканской монархией», т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии. Конституции Объединенного Королевства фактически не существует (она является неписанной), но ее заменяют нормы статутного права, среди которых можно выделить Хабеас Корпус Акт 1697г., Билль о правах 1689г., Закон о престолонаследии 1701г. и др. Юридически английской королеве принадлежит огромное количество полномочий: она назначает премьер-министра, членов правительства, созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, издаваемый парламентом, является верховным главнокомандующим в период войн и т.д., эти факты делают великобританскую монархию дуалистической. Но фактически своими полномочиями королева никогда не пользуется, что ярко характеризует афоризм «мертвое право» или «спящий английский лев». А все основные полномочия королевы выполняют члены правительства. Еще один яркий пример «нетипичности» являет собой Япония - государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Главой государства является император - «символ государства и единства нации». Японская Конституция 1947г. сводит реальную власть императора к нулю. Все действия императора: назначение премьер - министра, промульгация поправок к законам, созыв и роспуск парламента, назначение и отстранение от должности министров - могут осуществляться императором только с одобрения Кабинета министров (правительства) и Коккайя (парламента).

Фактически за императором остались только традиционно-церемониальные функции: обращение к парламенту с речью на открытии сессии, представительство за рубежом, подписание официальных документов.

Все вышеперечисленные факты дают полное основание назвать японскую монархию конституционной и парламентской, а так же, как говорилось ранее и символичной монархией.

Другой отличительной особенностью является то, что ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности. Однако Ватикан с юридической точки зрения является абсолютной монархией. Это самое микроскопическое (территория - 0.44 кв. км, население - около 1000 человек) государство Западной Европы, с огромной историей и интереснейшей формой правления. Главой государства является Римский Папа, который избирается на свою должность Коллегией кардиналов пожизненно. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. При нем (при Папе) существует законосовещательный орган (все та же Коллегия кардиналов). Самое интересное то, что Ватикан практически имеет свою Конституцию, а точнее сказать Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 года.

Исходя из приведенных выше фактов выходит то, что в силу наличия у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная монархия.

Но, перечисляя эти факты, следует иметь ввиду, что наличие государственности у такой страны как Ватикан является всего - лишь данью средневековым традициям Европы.

В наше время существует проблема «богатый Север - бедный Юг», эту же тенденцию можно в той или иной степени заметить и у монархий, то есть чем южней находится монархия, тем более она абсолютна. Так из северных монархии можно привести пример Швеции. Это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская. Монарх в Швеции, по Конституции от 1974 г., не имеет практически никаких полномочий, кроме церемониальных: открыть заседание парламента, поздравить население страны с Новым годом и т.д. Т.е. монарх в Швеции является всего - лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер - парламентской.

Из южных монархий в пример можно привести Бруней. Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

Власть в Брунее сосредоточена в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в начале XX века, т.к. сейчас виден рост брунейского освободительного движения.

То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

Еще одной важной особенностью некоторых современных монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, «создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается». Парламент заменяется институтом аш-шуры - законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

Так же можно заметить, что многие неевропейские монархии имеют в своей основе европейские демократические институты, этот фактор является производной колониальных захватов и протекторатов. Ярким примером этой особенности может служить, например Иордания. Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии. Иордания долгое время находилась под протекторатом Англии, практически до 1952г. Что сказалось на становлении в ней умеренно авторитарного политического режима. Очень много Хашимитское Королевство переняло от Англии: провозглашенное верховенство закона, народовластие в «свободном волеизъявлении народа». В 1992 г. в Иордании разрешена деятельность политических партий. Законодательная власть разделена между Национальным собранием (парламентом) и королем (институт монарха назван не султаном или эмиром, а именно королем, что подчеркивает влияние западноевропейской идеологии). Верхняя палата иорданского парламента так же назначается королем.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, главой последнего является монарх. Все решения правительства подписываются исключительно монархом, отсутствует институт контрасигнатуры.

Конституция 1952 г. наделяет короля правом: объявления войны и мира, ратификации договоров и соглашений, назначения выборов в нижнюю палату парламента, роспуска последней, назначения членов верхней палаты, и спикера, награждения титулами и наградами, отмены приговоров суда, подтверждения смертного приговора.

Иорданское Хашимитское Королевство является ярким примером дуалистической конституционной монархии.

Еще одним ярким монархии, побывавшей под протекторатом является Оман. Государство на юго-востоке Аравийского полуострова, получившее свою независимость лишь во второй половине XX в., а до этого долгое время находившееся под протекторатом Англии. И этот факт оказал заметные отпечатки на высшую власть Омана.

Главой Омана является Султан из правящей династии. Ему принадлежит вся полнота власти: он является главой правительства, полностью контролирует деятельность законосовещательного органа, является верховным главнокомандующим и т.д.

Роль Конституции выполняет основной закон Султана от 6 ноября 1996 г. До этого времени Конституцией Омана являлся Коран, что подчеркивает теократичность этого азиатского государства. Султан же является и религиозным главой (религия Омана - ислам ибадитского толка). Таким образом на Аравийском полуострове имеет место быть исключительно абсолютная монархия с начальными зачатками конституциолнализма и парламентаризма.

Очень близкой к этой особенности является постколлониальная монархичность некоторых островных республик, побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве. К таким странам В.Е. Чиркин относит например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.

Важнейшей особенностью является то, что в большинстве монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям. Приверженность населения этих стран к монарху ярко иллюстрирует нам как же сильно засело в психике у людей осознание того, что личность монарха священна, что он является своего рода их защитником от всех бед. Эту особенность ярко иллюстрируют примеры уже рассмотренной Англии или Нидерландов. Нидерланды - «страна, в которой разрешено все!» - так называют Нидерланды европейские соседи. Эта страна формально имеет 2-е Конституции: Статут Королевства Нидерландов от 1954 г. (этот акт решает вопросы между самими Нидерландами и их провинциями, т.к. по форме государственного устройства Нидерланды являются унитарным децентрализованным государством) и Конституции Нидерландов от 1815 г., закрепляющей основы нидерландского конституционного строя.

Юридически и фактически Нидерланды - конституционная парламентская монархия, главой государства является королева, королевское звание же передается по наследству.

Юридическое закрепление широких полномочий монарха на деле оказывается совсем иным: королева назначает премьер-министра, устанавливает министерства, назначает комиссаров в провинциях. Каждый год в третий вторник сентября королева выступает на объединенной сессии парламента с докладом об основных направлениях государственной политики. Она (королева) руководит внешней политикой и имеет право помилования. Однако, все вышеперечисленные полномочия зачастую вместо королевы выполняют члены правительства.

Выходит, что нидерландская монархия очень приближена по своей сущности к монархии английской, так как монарх фактически является государственным главой по традиции, как и в Англии.

Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например, Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии. Конституции как таковой в Свазиленде нет, но есть королевские конституционные акты, закрепляющие основы конституционного строя этой страны.

Главой государства является Король, в руках которого сосредоточена исполнительная, отчасти законодательная и судебная власть. Монарх в Свазиленде является главой правительства (Совет министров), назначает его премьер-министра и всех других членов правительства. Но интересен тот факт, что все министры должны быть еще и членами парламента. Это дает Королю существенные преимущества в законодательной сфере.

Отличительной особенностью является выборность монархов в Малайзии и ОАЭ, это абсолютный феномен монархической формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики, хотя, конечно же монархического и даже абсолютистского в этих странах больше. Так Малайзия - «монархия из нескольких монархий» или «Соединенные монархические штаты», так окрестило эту страну мировое сообщество. Она состоит из тринадцати штатов, которые возглавляют наследственные монархи (султаны, раджи), и двух федеральных территорий, которые возглавляют губернаторы.

Верховный правитель Малайзии выбирается главами штатов, которые образуют «Совет правителей». По Конституции 1957 г. Верховный правитель, избранный абсолютным большинством, частично обладает полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной сфере власти. В отношении первой он утверждает законы, изданные Парламентом, но одновременно он лишен права вето. В отношении исполнительной власти монарх не может назначать членов Кабинета министров (правительства), он может лишь координировать направления деятельности правительства своими указаниями.

Но при всем при этом, у Верховного правителя Малайзии остается исключительное право назначения судей, представительства страны на международной арене, командования армией при военных действиях. Интересен тот факт, что все субъекты Малазийской Федерации обладают собственными Конституциями, а так же и широкими полномочиями, что делает Верховного правителя Малайзии «первым среди равных».

Малайзия по своей сущности является уникальной монархией, так как во главе страны стоит аристократическая элита, выбирающая главу из своей среды. То есть малазийскую монархию можно обозначить как поликонституционную парламентскую монархию с характерными аристократическими признаками.

Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство находится в восточной части Аравийского полуострова на побережье Персидского и Оманского заливов. Назвать Эмираты полноценной монархией нельзя, так как главой государства является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.

Полномочия так называемого Президента юридически и фактически очень широки: он является председателем правительства (Кабинета), входит в Высший совет федерации (парламент арабского типа), так же является верховным главнокомандующим и представителем Эмиратов за границей.

Очень важен в Арабских Эмиратах такой демократический орган, как Федеральный национальный совет (ФНС). Он является совещательным органом при правительстве. В его компетенцию входит принятие государственного бюджета, а так же рассмотрение нормативных актов правительства. Очень интересен тот факт, что в состав ФНС входят представители народа из каждого эмирата; ну конечно же эти представители не являются простыми крестьянами или рабочими, они принадлежат знатным родам и династиям.

Большое значение имеет принятая в 1971 г. Конституция, которая, однако же, регулирует лишь полномочия таких институтов как институт правительства, органов парламента и Президента, а так же частично основные права и свободы граждан.

Самое поразительное в ОАЭ является то, что в каждом из семи эмиратов имеет место абсолютная монархия, которая сочетается еще и с Конституциями эмиратов. Высшая власть страны не имеет никакого права вмешиваться во внутренние дела эмиратов.

Таким образом, в восточной части Аравийского полуострова находится уникальное государство: республика с монархией (причем абсолютной) в основе или «монархической республикой». Причем абсолютно невозможно в данном случае отнести эту республику ни к президентской ни к парламентарной, т.к. в первом случае полномочия президента не слишком велики, а во втором органы парламента не имеют своего четкого очертания.

Еще одной интересной особенностью некоторых современных монархий является монархический федерализм, причем характерный не только для ОАЭ и Малайзии, но и например для такого государства как Бельгия. По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с помощью децентрализации государственного руководства монархией.

Среди арабских монархий присутствует особый принцип престолонаследия, это так называемый клановый принцип, когда монарха выбирает его семья. Эта особенность присуща исключительно азиатским монархиям Персидского залива. Если вспомнить престолонаследие в Древнем Египте, то можно найти очень много общего. Такой принцип просматривается например в уже рассмотренном Катаре.

Таким образом, среди основных особенностей современных монархий можно выделить десять основных. И данный перечень особенностей не является исчерпывающим, но именно он наиболее точно характеризует положение современных монархий, как форм правления в мире, их значение и отличия современных монархий от их исторических предшественников.

Термин "монархия" имеет греческое происхождение. Дословно понятие означает "единодержавие", "единовластие". Основные признаки монархии - сосредоточение верховной власти в руках главы государства и наследственное вступление на престол. Однако власть не всегда передается из поколения в поколение. Например, возглавлялась выборными королями. В Византии, являвшейся монархией, властителей часто убивали. Престол, таким образом, занимал тот, кто убил царя (на правах захвата).

Абсолютная (неограниченная) монархия отличается совершенным бесправием граждан, отсутствием представительных органов. И, безусловно, при таком режиме вся власть находится только у одного человека - самодержца. Такая была характерна для России в период с конца 18-го века до 1917 года.

Синонимами понятия в России являлись такие термины, как Основные признаки русского абсолютизма формировались на протяжении трех столетий. Законы издавались самим самодержцем или по его указанию, в соответствии с его повелением расходовалась или пополнялась казна государства, вершился суд. В стране была установлена единая система налогов. Опирался монарх на административный аппарат, состоявший из приближенных людей. К неотъемлемым признакам российского абсолютизма следует также отнести полное закрепощение крестьян, регламентацию, вмешательство власти во все наличие постоянной полиции и армии.

Абсолютизм предполагает, что самодержец стоит над всяким законом и правом. Монарху дозволено все. Он считается частью системы, его полномочия устанавливает закон. Правитель страны ответственен за свои деяния перед Богом, своей совестью и законом.

Однако монархия может быть и ограниченной. Существует несколько разновидностей этой формы правления. Одной из таких форм является дуалистическая монархия. В рамках этой системы имеет место некоторое отдаление правителя от При этом дуалистическая монархия сохраняет за главой государства всю полноту власти исполнительной.

Государственная система при такой форме правления предполагает наличие парламента и конституции. Дуалистическая монархия наделяет законодательной властью избираемый парламент. Однако при этом глава страны все же имеет право наложить абсолютное вето, которое не может быть оспорено парламентом. Кроме того, за правителем остается право издавать чрезвычайные нормативные акты, обладающие законной силой.

Как правило, дуалистическая монархия предполагает наличие у главы страны неограниченной возможности на роспуск парламента, что превращает существующую форму правления в абсолютизм. В таких государственных системах правительство отчитывается только перед главой страны и неподотчетно парламенту. Последний же, в свою очередь, может повлиять на правительственную деятельность только посредством применения своего права на утверждение государственного бюджета. В общем же, для дуалистических монархий характерно преобладание власти правителя над представительной властью.

Определенные черты такой формы правления сохраняются и сегодня в некоторых государствах. В чистом виде, разумеется, дуалистической монархии сегодня нет. Но, например, в Непале, Иордании, Марокко некоторые признаки этой формы правления присутствуют. Так, в Иордании существует парламент и правительство, ответственное формально перед ним. Однако парламентская власть имеет существенные ограничения. Выражаются они главным образом в том, что акты, которые издает этот орган, в том числе и правительству, утверждаются королем. Кроме того, именно король осуществляет государственное управление в стране.

(от лаг dualis -двойственный) - в науке конституционного
права - один из видов конституционной монархии, исторически переходная
форма от абсолютной монархии к парламентарной. При Д.м.
власть
монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и еще более фактически (в силу слабости, неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные
полномочия, что ставит его в
центр всей политической системы данного государства. Так, при Д.м.
правительство несет формально двойную
ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, лишь воле монарха. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Для Д.м. характерно т.ж. наличие двухпалатного
парламента, нижняя
палата которого избирается, а верхняя назначается монархом, обладающим т.ж. значительными полномочиями в области законодательной и судебной власти. В настоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.


Смотреть значение Дуалистическая Монархия в других словарях

Монархия — ж. правленье, где верховная власть в руках одного лица, правденье монархическое, едино- или само- державие. | Государство монархическое. Русская монархия. Монарх м. единодержавный........
Толковый словарь Даля

Монархия — монархии, ж. (греч. monarchia - единовластие) (книжн, полит.). Наиболее деспотическая, господствующая в эпоху феодализма форма государственного правления, при к-рой верховная........
Толковый словарь Ушакова

Монархия Ж. — 1. Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю - монарху. 2. Государство с такой формой правления.
Толковый словарь Ефремовой

Монархия — (от греч. monarchia - единовластие) - государство, его форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или........
Политический словарь

Монархия Абсолютная — - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,........
Политический словарь

Монархия Дуалистическая — - один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентской. Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. При М.д. власть........
Политический словарь

Монархия Конституционная
Политический словарь

Монархия Парламентская — - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция........
Политический словарь

Республика Дуалистическая — - термин, используемый в качестве синонима понятия "президентская республика".
Политический словарь

Монархия — -и; ж. [греч. monarchia - единовластие]
1. Форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. Абсолютная, конституционная........
Толковый словарь Кузнецова

Абсолютная Монархия — - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной,........
Юридический словарь

Дуалистическая Монархия — (от лат. dualis - двойственный) - один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентарной (см. также Монархия). Является исторически переходной формой от абсолютной........
Юридический словарь

Дуалистическая Республика — (от лат. dualis - двойственный) - в науке конституционного права термин, используемый в качестве синонима термина "президентская республика".
Юридический словарь

Конституционная (ограниченная) Монархия — - особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые........
Юридический словарь

Конституционная Монархия — - разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Обычно........
Юридический словарь

Монархия — (гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия........
Юридический словарь

Ограниченная Монархия
Юридический словарь

Ограниченная Монархия — - см. Конституционная монархия.
Юридический словарь

Парламентарная Монархия — - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство........
Юридический словарь

Сеньориальная (феодально-раздробленная) Монархия — Форма правления феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета - вассалитета, при которой политическая власть была разделена между монархом и феодалами........
Юридический словарь

Сословно-представительная Монархия — - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Существовала в России в сер. XVI - сер. XVII вв.
Юридический словарь

Абсолютная Монархия — см. Абсолютизм.

Июльская Монархия — период правления французского короля Луи Филиппа,между Июльской (1830) и Февральской (1848) революциями.
Большой энциклопедический словарь

Монархия — государство, главой которого является монарх. Различаютнеограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. н.конституционную) монархию, при которой власть монарха........
Большой энциклопедический словарь

Сословная Монархия — (сословно-представительная монархия) - формагосударства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословногопредставительства дворян, духовенства и горожан.........
Большой энциклопедический словарь

Конституционная Монархия — конституцио́нная мона́рхия(ограниченная монархия, парламентская монархия), форма правления, при которой власть пожизненного правителя – монарха – в той или иной........
Географическая энциклопедия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. может быть абсолютной,........
Географическая энциклопедия

Абсолютизм (абсолютная Монархия) — (фр. absolutisme лат. absolutus - неограниченный, безусловный) - форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. При А. феодальное государство........
Исторический словарь

Абсолютная Монархия — - самодержавие, государство, в котором монарху принадлежит неограниченная власть. При этом создаются мощный бюрократический аппарат, армия и полиция, а деятельность........
Исторический словарь

Июльская Монархия — – период правления французского короля Луи Филиппа, между Июльской (1830 г.) и Февральской (1848 г.) революциями, время господства верхушки торгово-промышленной и банковской буржуазии.
Исторический словарь

В дуалистических монархиях (Кувейт, Бахрейн) король делит свои законодательные полномочия с избираемым высшим представительным органом.

В конституциях этих стран взаимоотношения короля и законодательного органа власти определены достаточно четко: так, Конституция Кувейта прямо закрепляет, что законодательная власть принадлежит эмиру и Национальной ассамблее, исполнительная - эмиру,

Совету министров и министрам, а судебная власть - судам, которые осуществляют ее в соответствии и в пределах, установленных конституцией от имени эмира (статья 53). Эмир осуществляет свою власть через министров, которых он назначает и освобождает от должности по рекомендации премьер-министра. Самого премьер-министра также назначает эмир «после традиционных консультаций». Премьер- министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за общую политику государства, а каждый министр несет индивидуальную ответственность перед эмиром за функционирование своего министерства. Каждый министр также несет ответственность и перед Национальной ассамблеей за те вопросы, которые находятся в ведении этого министерства. Отставка министра осуществляется по его личной просьбе или по требованию не менее 10 депутатов. Если Национальная ассамблея выразит недоверие министру, он считается отстраненным от должности. В сфере законотворчества эмир имеет право инициировать, утверждать и промульгировать законы. Он может возвратить законопроект для повторного рассмотрения на основе обоснованного декрета, но, если Национальная ассамблея повторно голосует за принятие данного законопроекта большинством в 2/3 своих членов, эмир его промульгирует в течение 30 дней.

В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию Бахрейна в 2011 г., парламент имеет право обращаться к монарху с просьбой об отставке министров и премьер-министра; требовать отчета от главы правительства и частично контролировать деятельность правительства на предмет ее соответствия национальным интересам. Король должен консультироваться с главами избранного парламента и назначенного Консультативного совета перед роспуском законодательного органа. Только избираемая палата имеет право голосовать по вопросу о доверии премьер-министру и вручать свое решение королю, который будет принимать окончательное решение об отставке премьер-министра.

Примером дуалистической монархии является и Кувейт, где эмир конституцией 1962 г. провозглашен «главой государства», который приносит присягу перед Национальной ассамблеей перед вступлением в должность. Правителем Кувейта, носящим официальный титул «Его Величество Эмир Государства Кувейт», может быть только прямой потомок Мубарака ибн ас-Сабаха. Принадлежность к роду ас-Сабахов является обязательной и для наследного принца (шейха), который назначается указом эмира с одобрения Национальной ассамблеи.

Исторический опыт династии ас-Сабахов принципиально отличается от саудовского, так как их утверждение у власти не было связано напрямую с религиозным фактором, они не претендовали на родственную связь с Пророком Мухаммедом и не совершали военные походы для расширения территории своего государства. Поэтому статья 6 конституции провозглашает, что «система правления в Кувейте - демократическая, суверенитет принадлежит народу (аль-умме) - источнику всех властей». Система управления в этом государстве функционирует на принципе разделения властей, которые «осуществляют сотрудничество друг с другом» и «не могут передавать все или часть своих полномочий, определенных в конституции».

Законодательная власть по конституции принадлежит эмиру и Национальной ассамблее (Маджлис аль-умма) , а исполнительная власть - эмиру и кабинету министров. Судебную власть от имени эмира осуществляют суды «в границах, установленных конституцией». Эмир осуществляет свою власть через министров, которых он назначает и освобождает от должности по рекомендации премьер-министра. Самого премьер-министра также назначает эмир «после традиционных консультаций».

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за общую политику государства, а каждый министр несет индивидуальную ответственность перед эмиром за функционирование своего министерства. Каждый министр также несет ответственность и перед Национальной ассамблеей за те вопросы, которые находятся в ведении этого министерства. Отставка министра осуществляется по его личной просьбе или по требованию не менее 10 депутатов. Если Национальная ассамблея выразит недоверие министру, он считается отстраненным от должности, при этом министры - члены Национальной ассамблеи - в голосовании по вотуму недоверия не участвуют.

Отставка премьер-министра осуществляется декретом эмира и влечет за собой отставку всего кабинета. Вопрос о недоверии премьер- министру не подлежит обсуждению в Национальной ассамблее. Тем не менее, если Национальная ассамблея примет решение, что не может далее сотрудничать с этим премьер-министром, вопрос о доверии премьеру передается на рассмотрение главы государства. В этом случае эмир может или освободить премьер-министра от занимаемой должности, или распустить Национальную ассамблею. В случае роспуска Национальной ассамблеи, если вновь избранная Национальная ассамблея решит большинством голосов, что она также не может сотрудничать с упомянутым премьер-министром, то эмир должен отправить его в отставку и сформировать новый кабинет.

Эмир может распустить Национальную ассамблею путем издания обоснованного декрета, однако по одному и тому же основанию Национальная ассамблея не может быть распущена дважды. В случае роспуска выборы в новую Национальную ассамблею должны состояться в период, не превышающий двух месяцев со дня ее роспуска. За всю историю независимого развития Кувейта парламент распускался 4 раза: в 1976 (был восстановлен только в 1981 г.), 1986 (парламента не было до 1990 г.), 1991 и в 1998 гг.

Эмир созывает своим декретом Национальную ассамблею на очередную сессию в октябре каждого года, однако статья 86 оговаривает, что если такого декрета не последует до 1 октября, то Национальная ассамблея собирается в третье воскресенье октября, в 9.00 часов утра. Эмир может созвать Национальную ассамблею на чрезвычайную сессию и продлить работу очередной или чрезвычайной сессии.

В сфере законотворчества эмир имеет право инициировать, утверждать и промульгировать законы. Эмир может возвратить законопроект для повторного рассмотрения на основе обоснованного декрета. Если Национальная ассамблея повторно голосует за принятие данного законопроекта большинством в 2/3 своих членов, эмир его промульгирует в течение 30 дней.

Эмир назначает губернаторов (как правило, представителей правящей династии) в провинции и крупные города страны, кандидатуры которых утверждаются Национальной ассамблеей. Муниципальные советы в провинциях и городах избираются, а их председатели и заместители назначаются правительством.

Эмир является главнокомандующим вооруженными силами; он назначает и увольняет высших офицеров в соответствии с законом; объявляет своим декретом «оборонительную войну»; «наступательная война» запрещена. Эмир объявляет о введении в стране чрезвычайного положения путем издания декрета, который представляется в Национальную ассамблею в течение 15 дней после его издания. Если объявление чрезвычайного положения происходит в период, когда Национальная ассамблея распущена, декрет должен быть представлен новой ассамблее на ее первой сессии. Продление срока чрезвычайного положения может состояться, только если за это проголосует большинство членов Национальной ассамблеи; при этом вопрос о продлении чрезвычайного положения ставится каждые 3 месяца. Если декреты эмира не представлены в Национальную ассамблею, они прекращают свое действие без дополнительного решения по этому вопросу.

Эмир заключает договоры путем издания декрета и передает их в Национальную ассамблею. Договор вступает в законную силу после его подписания, ратификации и опубликования в «Официальной газете». Однако договоры о мире и союзах, договоры, касающиеся территории государства, его суверенитета и природных ресурсов, публичных или частных прав граждан, договоры о торговле и мореходстве, договоры, влекущие дополнительные расходы, не предусмотренные государственным бюджетом, а также договоры, предусматривающие изменение законодательства Кувейта, вступают в силу только на основании специально принятых законов.

Определенная специфика статуса главы государства имеется в Катаре и Омане, где парламент отсутствует, однако Совет шуры (Консультативный совет) в Омане уже трансформирован в двухпалатный орган, который избирается подданными и обладает правом законодательной инициативы, так же как и в Катаре. Иногда этот тип монархии определяют как «совещательный парламентаризм».

В Катаре законодательная власть осуществляется Советом шуры, который одобряет общую политику правительства, бюджет страны и осуществляет контроль над исполнительной властью (статья 76 конституции 2003 г.). Совет шуры состоит из 45 членов, 30 из которых избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования, а 15 человек назначаются эмиром из министров или других лиц. На эмира возложена исполнительная власть, которую он осуществляет при помощи Совета министров.

Эмир назначает премьер-министра, а по его предложению - остальных министров, освобождает их от должности и принимает отставку. Эмир правомочен учреждать и организовывать министерства и другие правительственные органы и определять их функции, а также консультативные органы, которые будут оказывать ему помощь в управлении и контроле. Статья 121 конституции устанавливает, что Совет министров осуществляет полномочия «высшего исполнительного органа и руководит всеми внутренними и внешними делами, входящими в его юрисдикцию, в соответствии с Основным законом и действующим законодательством». Эмир может потребовать от премьер-министра и министров представить отчет по любому вопросу государственного значения, находящемуся в пределах его полномочий.

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за осуществление общей правительственной политики, а каждый из них - индивидуальную ответственность перед эмиром за осуществление своих полномочий и выполнение обязанностей. Конституция Катара предусматривает и определенную роль премьер-министра, который «председательствует на заседаниях Совета министров, организует эти заседания и контролирует координацию работы различных министерств с целью достижения единства и гармонии правительственных органов» (статья 125).

  • Кувейтские историки утверждают, что идеи представительной власти в страненачали пробивать себе дорогу еще в начале 1920-х годов XX в., когда при эмире былсформирован первый Консультативный совет (Маджлис аш-шура), состоявший из 12весьма уважаемых в стране людей. В 1938 г. было сформировано Законодательноесобрание, сходное по своим функциям с современным парламентом, однако этот органпросуществовал всего 6 месяцев.