Чему посвящен праздник семейная слава. Сречна слава, домачине или сербия православная

Фото из открытого источника

В бытность мою студентом Московской духовной академии мне удалось познакомиться с красивой традицией Сербской Православной Церкви. Произошло это, в общем-то, случайно. Помню, как шёл по коридору студенческого общежития и услышал весёлое пение на сербском языке. Оно, это пение, раздавалось из комнаты, в которой, как я знал, жили студенты из Сербии. Вставка: http://www.youtube.com/watch?v=b4m4XBokvjk (с 0.15)

Признаюсь – было очень интересно узнать, что же там происходит. Но заглядывать в комнату я постеснялся. Так и прошёл бы я мимо. Но дверь комнаты вдруг отворилась и я увидел своего знакомого – студента из Сербии. Заметив меня, он тут же пригласил меня войти.

Моему взгляду предстал праздничный стол, на котором лежал большой, красивый каравай, а рядом с ним стояла горящая свеча. Во главе стола сидел сербский священник – тоже студент Академии. Рядом с ним находились другие сербские студенты, которые поздравляли священника с какой-то «славой».

Признаться честно, первой моей мыслью было, что этот священник чем-то прославился, совершил какой-то значимый для Сербской Церкви поступок. Как ещё мог я понять это поздравление со «славой»? Вскоре стало понятно – я ошибался, но ошибался, так сказать, приятно. Сам того не ожидая, я стал участником уникального сербского обычая, аналогов которому в других Православных Церквах просто нет, – празднования «славы».

За столом мне тут же объяснили его смысл. Все православные христиане с радостью празднуют день ангела, то есть торжественно отмечают день памяти святого, имя которого они носят. Но только в Сербской Церкви наряду с личными именинами, есть именины семейные, родовые. Они и называются «крестной славой» или просто «славой».

У сербов история празднования славы уходит в глубину веков. Когда-то сербские семьи считали своими покровителями языческих богов. После того, как Сербия приняла христианство, их место заняли церковные святые.

Мои друзья посетовали, что здесь в России они не могут в полной мере показать мне торжественность славы. Тем не менее, главные особенности празднования, я все же увидел. Например, тот каравай, который я сразу приметил, оказался славским калачом – особым сладким хлебом, который печётся именно к празднованию славы.

В определенный момент священник, сидевший во главе стола, поднялся со своего места, благословил этот самый славский калач и вино, стоявшее рядом.
http://www.youtube.com/watch?v=bsBPJ06XnkM (с 3.16 – 3.31) Надрезав калач, священник полил его вином. Затем к калачу протянули руки все присутствующие – его начали вращать и петь особые молитвы. Затем священник стал разламывать калач на части – каждому из присутствующих он вручал кусок калача с такими словами: «Христос посреди нас». Ответом ему было: «И есть и будет».
http://www.youtube.com/watch?v=bsBPJ06XnkM (с 4.43 – 4.51) Вообще-то, эти слова произносятся на главной православной службе – Литургии. На «славе» же их говорят, чтобы подчеркнуть – «слава» не просто застолье, это религиозный, церковный праздник.

Во время застолья я узнал, что в Сербии традиция праздновать славу давно перешагнула семейные границы. Сегодня сербы празднуют славу монастырей, городов и даже профессий. Есть и общий для всего сербского народа праздник славы – «Видовдан» или день святого Вита. Его отмечают 28 июня. В этот день почти семь веков назад состоялась знаменитая битва на Косовом поле, в ходе которой сербы героически сражались с турками. С тех пор «Видовдан» – особый день для каждого серба. http://www.youtube.com/watch?v=GyV8z4AtdjU (славская песня – вставить произвольный отрывок)

«Славу» в Сербии отмечают храмы и монастыри, а еще учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.

Есть у сербов еще один светлый обычай, связанный со славой. В сербских семьях в день празднования славы в доме с радостью встречают каждого гостя – знакомого и незнакомого. Вот и я был принят на славский пир согласно этой древней сербской традиции…

Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Подчас только Церковь оставалась их единственной поддержкой и защитой. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков.

Свадьба

Рассказ о семейных традициях Сербии уместно начать с того момента, когда двое молодых людей становятся женихом и невестой. Первые робкие свидания; осознание того, что рядом вдруг появился любимый человек; признание и согласие; радостные хлопоты - все остается позади. И вот уже на пороге дома заручницы (серб.– невесты), прячущейся в своей комнате, появляются сваты. Невесты всего мира одинаковы и не спешат предстать перед восхищенными взглядами суженых: сначала жених, поддерживаемый друзьями, должен выкупить свою избранницу. Подружки неумолимы, и только после того как карманы присутствующих пустеют, жениху позволяют увидеть будущую жену во всем блеске свадебного убранства.

Наряды вереников (серб. – жениха и невесты) подчас соответствуют европейскому образцу, но порой молодые решают идти под венец в народных костюмах: из пыльных сундуков достаются шаровары и кафтаны, бережно передаваемые в сербских семьях из поколения в поколение. Каждый край Сербии имеет свой народный костюм, например, в Косово и Метохии женский наряд весьма объемен и состоит из двух кофт – верхней и нижней, короткого жилета, шаровар, фартука, расшитой косынки, вышитых гольфов и восточных тапочек. Причем представительницы старшего поколения носят его части и в обыденной жизни, молодые же сербки надевают только на большие праздники или собственную свадьбу.

Пока жених по достоинству оценивает красоту своей суженой, одна из другариц (серб.– подружек) или родственниц невесты «украшает сватов» – прикрепляет к их одежде веточки и искусственные цветы, за что ее вновь символически одаривают.

Интересно, что еще до недавнего времени строго соблюдался обычай ставить на крышу дома невесты яблоко. Жених, явившийся со сватами во двор, первым делом должен был выстрелить из ружья и сбить яблоко, если это не удавалось, невесту нельзя было забрать из дома. Это отголосок совсем недавних времен, когда любой мужчина должен был быть готов к войне. Тот, кто не владел оружием, не считался способным завести семью.

В настоящее время даже умелый воин вряд ли сумеет попасть в столь малую цель, находящуюся на крыше многоэтажки, поэтому часто яблоко с веточками зелени прикрепляют на флагштоке сербского флага, который сопровождает брачный кортеж, а потом устанавливают над входом в помещение, где отмечается свадьба. Если говорить о праздничном убранстве, то стоит отметить неизменные венки и ленты, которыми украшаются ворота дома жениха, их не спешат убирать после окончания свадьбы, и подчас засохшие цветы даже по прошествии года напоминают о том, что в этом доме появилась новая хозяйка.

Невеста выкуплена, сваты украшены, яблоко «сбито», игра уступает место главному – молодые направляются в церковь, чтобы пред Богом и людьми подтвердить свое намерение жить вместе до конца своих дней. В последнее время в Сербии все больше молодых людей венчаются в храме. Гражданская церемония, как правило, проходит уже после того, как семейный союз благословляется Церковью.

Жалобы кума поднимаются до Бога

Многие народные обычаи, связанные со свадьбой, утеряны, но есть один, сохранившийся неизменным, – это кумовство. Кумовья (свидетели) присутствуют рядом с молодоженами во время обряда венчания. В России в определенный момент церемонии они держат над головами вступающих в брак венцы; в Сербии венцы надеваются на головы, а свидетелям передают венчальные свечи.

Обычно кумовьями становятся лучшие друзья жениха и невесты, и с этого момента между ними образуется особое духовное родство. Они ни в коем случае не должны быть фактическими родственниками, даже их дети не могут венчаться между собой. Кумовство – это связь навеки, которая трепетно поддерживается и стоит выше, чем кровное родство. Существует поговорка «Жалобы кума поднимаются до Бога». Считается, что обида, нанесенная кумовьям, наказывается особо, ведь это родственники, выбранные человеком самостоятельно, поэтому и ответственность в данном случае выше, чем перед кровными родственниками, которых, как известно, не выбирают.

Институт кумовства очень силен в сербском народе и сохранялся даже в тот период, когда православие было гонимо и люди начали отходить от веры. Во второй половине ХХ века большинство пар не венчались, а только расписывались, но и тогда в этом новом «обряде» нашлось место для кумовьев: ими стали свидетели, оставляющие подпись в регистрационной книге. Они считаются точно такими же духовными родственниками, как и при совершении обряда венчания.

А свадьба пела и плясала…

После венчания теперь уже муж и жена направляются вместе с гостями в загс или в ресторан, куда приглашается и нотариус, регистрирующий молодых прямо в банкетном зале. Несмотря на то, что эта услуга оплачивается особо, большинство пар предпочитает расписываться именно таким образом.

Свадьбы обычно празднуются шумно, бурно и весело. В городах арендуется ресторан, в деревнях нередко берут напрокат огромные палатки на 300–500 человек и прямо в них накрывают праздничные столы. Приглашается вся родня: ближняя и та, с которой встречаются только на свадьбах и похоронах. Если попытаться охарактеризовать особенности свадебного гулянья, то в первую очередь можно сказать об обилии разнообразных блюд: в меню входит непременное жаркое, голубцы, целая дивизия тортов (часто чуть ли не каждая приглашенная семья приносит по одному). После еды следующий определяющий фактор – музыка, о которой хочется сказать особо.

Люди, побывавшие на Балканах, могут подтвердить, что духовые оркестры, известные по фильмам Кустурицы, не выдуманный гротеск, а традиционная реальность, присущая современной Сербии. Любое мало-мальски значимое событие сопровождается живой музыкой. По рассказам одного из наших соотечественников, побывавшего на празднике в Сербии, музыканты буквально ходили за ними по пятам, стояли за спинами во время праздничного обеда и при этом не уставали дудеть в трубы на протяжении нескольких часов два дня кряду. Мне и самой приходилось наблюдать сербский оркестр около городского собора. Нам, сдержанным жителям северной страны, непривычно видеть разгар веселья с музыкой и песнями перед храмом в момент совершения церемонии, но у наших южных братьев-славян сложились иные традиции. Когда молодые появляются в дверях, на них буквально обрушиваются оглушительные звуки труб, гармони и барабана. В «свадебный сезон» (весной вне постов и осенью) возле больших храмов Белграда дежурят цыганские духовые оркестры, сопровождающие праздничные кортежи до церкви и на выходе из нее.

На свадьбе много поют и непременно танцуют национальный танец коло – хоровод, очень похожий на греческий танец сиртаки. Все держатся за руки и одновременно делают два шага вправо, потом шаг перестановки, опять два шага вправо и так до упада, выбившихся из сил меняют новые танцоры. Таким образом коло может длиться бесконечно.

И только третье место на свадебном гулянье занимает алкоголь. Есть, конечно, и пьяные, но гораздо больше объевшихся, охрипших от пения и дам, поломавших каблуки.

Отгуляет веселая свадьба, довольные гости разъедутся по домам, удавшаяся (серб. – вышедшая замуж) девушка станет молодой женой и начнет привыкать к семейным обязанностям, новой фамилии и новой Крестной Славе.

Крестная Слава

Крестная Слава – одна из главных православных традиций сербского народа, незнакомая остальному христианскому миру. Чтобы лучше понять национальный характер сербов, стоит с кем-нибудь заговорить о его Славе. В голосе собеседника сразу же появятся особые теплые нотки. И он расскажет, как много веков назад его предки приняли христианство в день памяти святого, ставшего с того момента покровителем и защитником всего рода. Крестная Слава – единственная традиция, которая неизменно соблюдается сербами с момента принятия христианства до настоящего времени.

В течение столетий порядок празднования Крестной Славы превратился в красивый ритуал, проникнутый глубоким христианским символизмом. Славский калач, каравай, украшенный узорами из теста, символизирует Хлеб Жизни – Иисуса Христа. Славское жито – вареная пшеница с сахаром и орехами – является символом Воскресения. Вино, которым поливается калач, напоминает кровь, пролитую Спасителем на Кресте.

История возникновения Крестной Славы уходит своими корнями в те далекие времена, когда сербы еще исповедовали язычество. Помимо почитания главного бога – Перуна, в каждой семье было свое домашнее божество. После принятия христианства люди, привязанные к своим обычаям, с большим трудом отвергали богов-покровителей. Святой Савва, зная сентиментальный характер соотечественников, проявил большую мудрость и дальновидность: языческие кумиры-идолы были заменены великими святыми Христовой Церкви. Они настолько полюбились народу, что стали защитниками и помощниками сербских домов, церквей, монастырей, городов и даже целых областей.

Слава городов, монастырей и профессий

«Спасовдан» – Вознесение Господне – является Славой города Белграда: в этот день после литургии в Вознесенском храме по улицам города идет большой крестный ход. В нем кроме архиереев и священников принимают участие представители органов власти, милиции, армии и тысячи и тысячи людей. Движение машин останавливается, и крестный ход шествует по центру города, а вечером в городском парламенте организуется торжественный прием: власти, как хозяева дома, встречают гостей калачом, кутьей и богатым столом. Похоже проходит Слава и в городе Нише – в день святых равноапостольных царей Константина и Елены. Ведь именно в сербском Нише, бывшем некогда крупным городом Римской империи, родился будущий византийский император, сыгравший столь важную роль в истории Вселенской Церкви.

Славу, или престольный праздник, отмечают храмы и монастыри. Начинается он с Божественной литургии, возглавляемой архиереем, затем следует чин освящения калача и торжественный обед, на котором за одним столом собираются владыки, духовенство и миряне. В отдельных, особо значимых случаях прямо в стенах монастыря может состояться концерт народной музыки.

Славу отмечают даже учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.

Семейная Слава

В семьях подготовка к Крестной Славе начинается за несколько дней до торжества. В дом приглашается священник: он совершает чин освящения воды, на которой потом замешивают тесто для калача. Утром в день праздника вся семья приходит в церковь. После окончания литургии священник благословляет калач, жито, вино и молится Богу о принятии принесенной жертвы в память прославляемого святого. Затем с молитвой начинает раскручивать калач вместе с главой семьи. К символу Славы тянутся десятки рук – все присутствующие хотят прикоснуться к освященному калачу, он преломляется: одна половина остается у священника, вторая отдается главе семьи. Половину калача приносят домой, где все домочадцы еще раз молятся и зажигают славскую свечу, которая будет гореть целый день. После этого начинается вторая часть Славы, представляющая собой настоящий домашний пир. Двери дома в этот день не закрываются: с утра до вечера будут приходить гости, а хозяин по старому обычаю даже не присядет за стол из уважения к главному гостю – прославляемому святому.

Каждая вновь образовавшаяся семья только на второй год самостоятельно отмечает Славу, а до этого молодой хозяин получает от отца четвертинку калача и приносит ее в свой дом. А вот девушка, выходя замуж, приобретет нового небесного заступника, так как при рождении детей именно сын наследует семейную Крестную Славу.

Крестины

Сербы так же, как и другие народы, очень любят детей: у городских жителей их один-два, у сельских – двое или трое. В различных областях Сербии рождаемость неодинакова, самый высокий коэффициент наблюдается в Косово: в семьях там от трех до пяти детей, и это несмотря ни на межнациональный конфликт, продолжающийся в регионе, ни на невысокий уровень жизни.

Интересен тот факт, что, еще будучи трудницами (серб. – беременными), женщины соблюдают церковные посты – эта практика распространена по всей стране, и сербские архиереи поясняют, что кажущаяся строгость основывается на незыблемости Церковного устава.

Когда в семье рождается ребенок, поздравить малыша и его маму приходят родственники и друзья: они дарят подарки и деньги, которые иногда кладут прямо на младенца. Крещение совершается в разном возрасте, и здесь, как и при венчании, существует обычай кумовства. Крестными могут быть свадебные кумовья, но более традиционно наследственное кумовство: целые семьи состоят в духовном родстве друг с другом на протяжении нескольких поколений. Например, вся семья Станкович является кумовьями породицы (серб. – семьи) Эчимович. В этом случае крестить ребенка вместо отца может сын. Восприемник у ребенка, как правило, один: мальчиков крестит мужчина, девочек – женщина. Интересно, что у сербов даже взрослые люди обязательно должны иметь крестного. В исключительных случаях, если никого нельзя найти, им становится сам священник.

По совершении таинства присутствующие поздравляют новокрещенного и дарят подарки, после чего их приглашают на обед, меню которого традиционно и для других торжеств. Сначала подают закуску: сыр, колбасу, ветчину, яйца, запеченный болгарский перец, без которого не обходится ни одно застолье. Потом хозяйка может предложить гостям суп.

Раз уж речь зашла о гастрономических особенностях, стоит отметить, что в Сербии не принято есть каши, черный хлеб и пить чай (черный чай называется русским). В меню отсутствуют любимые у нас борщи и пельмени. Одна русская бабушка рассказывала, как варила пельмени и передавала их дочери, возвращавшейся в Белград самолетом, для своих сербских внучат. Интересно наблюдать и то, с каким недоверием вначале сербы отваживаются попробовать русскую селедку (сырую рыбу!) и с каким удовольствием уплетают ее за обе щеки потом. У каждого народа свои вкусы – в Сербии очень любят фасоль и питу (слоеный пирог), едят много овощей и фруктов, постоянно пьют кафу (кофе) и замечательно готовят мясо. Так что кульминацией обеда станет свинско печенье (серб. – запеченная или жареная свинина), а завершит торжество неизменный торт.

В каждой местности существуют свои традиции. Но есть еще одна общая черта: при совершении таинства не принято называть человека в честь определенного святого. Взрослых и детей нарекают их собственными именами, отсутствующими в Святцах: Ружицы, Милицы, Богомиры, Боголюбы и Срболюбы уже имеют прославляемых небесных защитников.

Просветитель Сербии

Новокрещенное дете (серб.– ребенок) возрастает духовно и телесно, у него появляются братишки и сестренки, и вот приходит пора, когда малыш делает еще один шаг на пути взрослой жизни и идет в школу. Школы в Сербии делятся на основные – 8 лет, и средние – 4 года. Дальше обучение можно продолжить в высшей школе или университете.

Все учебные заведения особо чтят и славят святого Савву, основателя и устроителя первых школ. К 27 января начинают готовиться загодя, ведь это самый большой праздник учеников и их наставников. Было так не всегда, школы начали отмечать этот день лишь несколько лет назад. Уже на пороге чувствуется особая, торжественная обстановка. Дети деловито заканчивают последние приготовления, нарядные преподаватели во главе с директором ожидают прихода священника в учительской, где уже приготовлены калач, жито, вино и свеча.

Надо отметить, что в пору социализма в Югославии не было таких репрессий, как в России, поэтому отношение к Церкви и духовенству у сербов очень уважительное. Этим, как правило, дело и ограничивается, большинство людей не стремятся вникнуть в суть православия и приходят в храм на Рождество, Пасху и Крестную Славу.

После совершенного молебна и преломления калача программу продолжает праздничный концерт, посвященный сербскому архиепископу. На нем звучат стихи и духовные песни, разыгрываются исторические сценки и исполняется гимн, посвященный любимому святому:
Воскликнем с любовью святителю
Савве,
Сербской Церкви и школы
святительской главе,
Там венцы, там и слава, где наш
сербский пастырь Савва.

Этот день можно назвать Славой всего народа – наряду с Видовданом это крупнейший национальный праздник Сербии.

Праздники

«Ни один народ не может так обдуманно и тонко украсить христианские праздники, как сербский народ. Все в них проникнуто трогательными и красивыми обычаями, как прекрасно сотканный ковер», – писал владыка Николай (Велимирович).

Пасха
Рождество

Подготовка к Рождеству начинается в Крещенский сочельник, или, как его называют в Сербии, Бадньи дан. Еще до восхода солнца необходимо пробудиться, взять в руки топор и идти в лес, чтобы срубить бадняк, предварительно помолившись и испросив у него прощение. Бадняк – это дерево дуба, на котором еще не успевают осыпаться высохшие листья, по-сербски оно называется «храст». Дуб символизирует Иисуса Христа, Господь был распят в молодом возрасте, дерево также выбирается молодое, кроме того, слово «храст» созвучно имени Христос. Этот обычай, как и в случае с Крестной Славой, восходит ко временам язычества, когда дуб был культовым деревом. Еще до святого Саввы традиция была христианизирована и дошла до нас в преображенном виде. Бадняк приносят домой, обрубают нижние ветви и ставят перед входом – там он будет находиться до старого Нового года. Обрубленные ветви относят на вечернюю службу, и после ее окончания сжигают прямо перед храмом или дома в печи.

Обычно на Рождество дети приезжают к своим родителям и утром, после праздничной литургии (в Сербии ночью служат только на Пасху), вся семья собирается за праздничным столом. Обед начинается с преломления праздничного каравая с запеченной в него монеткой. Считается, что тому, кому попадется монетка, будет сопутствовать удача на протяжении всего года. Непременным атрибутом праздничного стола является прася (серб. – поросенок). Его запекают целиком на вертеле прямо на костре или готовят в специальных больших печах. Первый день Рождества семья проводит вместе, а во второй и третий все обычно ходят в гости и едят, едят, едят…

Новый год

Собираясь на Балканы к Новому году, я запаслась нарядным костюмом, который так и не довелось надеть. Оказалось, что в той части Сербии, где я находилась, не принято праздновать 31 декабря. И когда я рассказывала, что мы в России, хоть и очень скромно (время поста все-таки), отмечаем начало нового года, сербы очень удивлялись. Настоящий Новый год приходит к ним 14 января (хотя многие празднуют и 1-го и 14-го). Здесь уже присутствуют все необходимые атрибуты – петарды, обилие еды, алкоголя и играющих оркестров. Почти как на свадьбе, только спиртного больше, а тортов меньше.

Еще один факт, вызвавший у сербов недоумение – то, что в России, оплоте православия, принято украшать елки. «Как? – говорили мои собеседники. – Ведь это же католическая традиция!» Они все никак не могли поверить, что елки в России наряжают уже более 300 лет, еще со времен Петра I.

Богоявление

В день Крещения, после чина освящения воды, в некоторых городах на реках и озерах устраивают заплыв-состязание. В воду опускается крест из замороженной прошлогодней крещенской воды, и участники проплывают короткую дистанцию 33 м, каждый старается первым доплыть до креста. Значение этого соревнования, конечно же, символическое. Перед заплывом участников окропляют святой водой, а победителю вручают приз – металлический крест с Распятием.

Видовдан

Видовдан – день великой скорби и великой победы, национальный праздник, символизирующий несгибаемость сербского духа. 28 июня 1389 года турки нанесли удар в самое сердце Сербии: на Косовом поле состоялась знаменитая Косовская битва. По преданию, князю Лазарю накануне боя было видение – он должен был сделать выбор: погибнуть и попасть в Царство небесное или остаться в живых и получить царство земное. Войско во главе с князем Лазарем предпочло умереть, отстаивая свою Родину, Свободу и Веру.

Газиместан – Косово поле – свято для каждого серба, и сейчас – более чем когда-либо. Ведь именно в настоящий момент у сербов хотят отнять Косово, политое кровью их предков, землю, на которой находится около 2000 православных святынь.
В Видовдан обязательно проходит литургия во всех храмах Сербии. В Грачанице, православном монастыре Косово, собираются народ, священство, архиереи – все вместе они едут на Косово поле служить панихиду по погибшим воинам. В этом году полицейские силы НАТО и ООН сделали такой сложный и тщательный досмотр машин и автобусов, подозревая сербов в воинственных намерениях, что попали туда очень и очень немногие. Архиереи служили несколько панихид подряд для того, чтобы могли помолиться те, кому удалось прорваться…

Уход из жизни

Каждому из нас однажды придется покинуть этот мир. В Сербии очень большое значение придается культуре похорон: это важная часть семейной и общественной жизни. Прийти на похороны и поминки – значит не только помолиться за усопшего и отдать ему последний долг, но и проявить уважение к его семье. На похороны приходят даже к тому, с кем по той или иной причине редко встречались в жизни.

В Сербии принято вывешивать объявления с портретом усопшего, датами смерти и похорон на дверях дома, подъезда, квартиры. Эту информацию публикуют и в ежедневной газете, а позже так же сообщают о поминках – сорокадневных, шестимесячных, ежегодных.

В деревнях и небольших городах на похороны приходят «всем миром». Те, кто даже отдаленно знал покойного, считают это последнее прощание своим долгом любви. Если семья православная, умершего отпевают, а после раздают кутью и ракию. Близкие родственники часто носят траур или черную ленточку на кармане. В некоторых местностях неистребимы пережитки язычества: в гроб кладут личные вещи (очки, кофе), на могиле оставляют еду, льют ракию, зажигают сигарету.

В Черногории перед похоронами мужчины часто произносят речь. Она посвящена жизни, личности умершего, говорит ее старший представитель семьи, товарищ или сотрудник. Иногда бывает и несколько ораторов. В то время пока гроб опускают в могилу и засыпают землей, причитают родственницы-плакальщицы или пожилые женщины. Когда они смолкают, люди молча зажигают свечи на могиле и расходятся.

Мне рассказали случай, происшедший в Белграде посреди современного микрорайона. Поздним вечером на улицу перед подъездом вышла пожилая женщина в трауре и начала голосить по умершему. Это была не дань обычаю – просто там, в ночной тишине, ей было легче дать выход безысходному горю привычным с древности способом…

Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков. С раннего детства у ребенка воспитывалось уважительное отношение к храму и духовенству, ведь подчас только Церковь оставалась единственной поддержкой и защитой. В период социализма в каждом доме висела икона святого-покровителя и Крестная Слава; Видовдан и другие традиции помогли миновать мрак безверия. И даст Бог до скончания века никакие бури и потрясения не смогут отнять у сербов самое ценное – их Веру, их Родину, их Свободу.

Сегодняшняя Сербия являет собой остров почитания традиций на европейском пространстве

Мы, русские, оказавшиеся волей судеб в Сербии и привыкшие сознавать нашу общность и близость с ее народом, не устаем поражаться традиционному сербскому укладу жизни буквально во всем. Это анклав патриархальной верности земле, труду, своему роду.

Можно долго перечислять культурологические особенности Сербии, которые отсылают нас скорее к Кавказу и Азии, чем к сердцу Европы, согласно условиям ее географического расположения. Но существует еще одно местное явление, способное изменить все наше представление о Сербии. Речь идет о Крестной Славе.

Само название этого древнего праздника таит в себе нечто незыблемое. История Крестной Славы – это история сербского народа. Здесь каждый, даже далекий от религии и традиций, человек позабудет обо всем на свете ради того, чтобы приехать на торжество и поздравить свою семью с этим событием.

Крестная Слава по своему характеру близка к именинам в нашем понимании, и в то же время, по сути, нечто иное. Слава – именины в религиозном смысле. Именины, прославляющие святого, в честь которого человека назвали.

Отличие Славы еще и в том, что ее отмечают в тот день (или дни), когда предки родни приняли крещение. И день святого становится днем всей семьи, коллективными именинами. Это день, можно сказать, второго рождения рода, обновления его души.

Такое празднование в полной мере существует только в Сербии. В древности, во времена зарождения христианства на территории Сербской земли, мужчины крестились в дни особо почитаемых святых – Михаила, Георгия, Николая. Поэтому и празднование Славы чаще приходится на эти дни – по всей Сербии множество семей отмечают Славу, или, как здесь говорят, «Славят». Это почти общенародный праздник. На Славу принято жарить ягненка, вешать цветочные венки на ворота дома или на дверь квартиры. Слава празднуется повсеместно, в том числе, и не особо верующими людьми. Хотя религиозная традиция сохраняется полностью. Это значит, что освящается Славское коливо, Славский хлеб, читаются определенные молитвы – так повелось с тех времен, когда канон Славы был установлен Саввой Сербским (XIII в.).

Согласно этому канону, перед празднованием прежде всего следует получить Божие благословение – семья за несколько дней до Крестной Славы приглашает в дом священника, чтобы он освятил Славскую воду.

На этой воде потом замешивается священный Славский Калач из чистой пшеничной муки, дрожжей и соли, безо всяких добавок. Смысл трапезы – калач будет для нас тем самым хлебом насущным, который мы испрашиваем и получаем от Бога и который мы приносим в жертву и во славу нашего Святого покровителя.

Кроме калача, для празднования Славы готовится коливо – Славское жито. Оно представляет собой вареную пшеницу, смешанную с орехами, сахаром, изюмом и освященную в день Славы особой молитвой священника во время разрезания Славского Калача. По традиции, рядом с калачом и житом должна стоять чаша красного вина и гореть Славская свеча, освященная в церкви.

Так же нужно, чтобы кто-нибудь из членов семьи, желательно ее глава, обязательно присутствовал в этот день в церкви на Литургии и, должным образом приготовившись, приступил к Таинству Причащения.

В день Славы сербы с большим радушием принимают гостей – и не только родственников и друзей, но и всякого, переступившего порог дома, в этот день двери открыты для всех. Для гостей готовится традиционный Славский обед (или ужин). Если день постный (среда, пятница), а тем более во время продолжительного поста, на столе должна быть только постная еда.

При этом, религиозная подоплека праздника или светское его содержание в большей степени зависят от каждой конкретной семьи. То есть для одних это будет больше религиозный праздник, для других – просто дань традиции. Но и те, и другие с удовольствием соберутся все за одним столом.

Здесь никто не забывает и о том, что Слава – день памяти принятия крещения семьей в условиях тотального мусульманского давления, ведь турки угнетали сербов пять столетий.

И христианский праздник еще раз демонстрировал – этот народ не сломить, не унять, не разрушить! Этот праздник, который отмечали традиционно по нескольку дней, во времена османского ига помогал сербам ощутить свою сплоченность, поскольку это была тогда легальная возможность собраться всем вместе. Крестная Слава и сегодня имеет особый смысл.

Слава наследуется по мужской линии вместе с домом, родовым гнездом. Например, кто-то славит Святого Луку, как и прадед этого человека славил его. А кто-то, купив дом, выясняет у священника, какая Слава была там ранее, и затем славят ее.

Слава дает дому, а значит и семье, своего Святого Покровителя. Поэтому обязательно присутствует икона с его изображением, и перед каждым важным делом сербу нужно перед этой иконой попросить Святого о помощи.

На Славу принято приглашать один раз, чтобы потом из года в год эти люди приходили уже безо всякого приглашения. И пригласивший, соответственно, автоматически оказывается приглашенным на Славу к своим гостям.

Готовить стол помогают соседи, друзья, и, конечно же, родственники. В течение всего праздника гости могут приходить не к определенному часу, а когда им вздумается. Это не очень принято в Европе или в России. Но на то она и Сербия, чтобы удивлять и радовать.

Здравствуйте, читатели блога! Меня зовут Елизавета. Так уж получилось, я живу в Сербии последние 2 года. На новом месте не жалуюсь, даже наоборот - свой новый дом, Белград, я полюбила. Если в Греции просто «все есть», то здесь есть все, что может сделать человека счастливым. Красивый город, доброжелательное отношение к иностранцам, традиции и праздники. На один из них я хочу вас пригласить. Приезжайте зимой, 27 января проходит Слава Святого Савы (Slava Sveti Sava). Одевайтесь парадно - пойдем в гости. С собой возьмите красное вино в подарок.

Пару слов о Сербии и Белграде

Белград или Београд (Beograd), по-сербски значит «Белый Город». Так его назвали путешественники, ведь перед ними предстал город из белого песчаника. Его историческое название отличается. Белград основали кельтские племена, назвав по-своему Сингидунум. Белград впервые стал столицей Сербского Королевства с 1403 года.

После много чего происходило - образовалась и распалась Югославия, отделилась Черногория. Но, Белград прочно держал свое место главного города. Хотя, его здания уже не ослепительно белые, а в центре все еще остаются развалины после НАТОвской бомбежки в 1999 году, этот город продолжает улыбаться всему миру.

Религия в жизни Сербии

Большая часть сербов - православные христиане. Религия играет важную роль, а религиозные праздники ценятся тут больше Нового Года, или дня рождения. Все экскурсии по Белграду начинаются из центра, а это Храм Святого Савы. Я, например, вижу его из окна с 4го этажа нашего дома. Ночью он «парит» над городом. Такой эффект получается из-за того, что храм ярко освещен на фоне ночного неба.

У каждой семьи есть Святой Покровитель. Традиция изначально языческая, но перешла в христианство. Святой Никола, Святой Архангел, Святой Сава, Святой Георгий являются самими распространенными Покровителями семей. Есть еще несколько святых, которых славят отдельные семьи. У каждого из них есть свой праздничный день - Слава. На работе вас спросят: «Кого славишь?». В тот день вы имеете полное право на отгул, чтобы провести его с родными.

Вы получаете приглашение на Славу, а это значит, будет много вкусной еды, душевные разговоры и просто хорошая атмосфера. На улице холод, а ваши друзья или родные подготовили для вас все лучшее в теплом доме. Квартиры района центра Старого города - это вообще отдельная история. Они огромные, планировка необычная, везде деревянный паркет по которому сербки бодро цокают высокими каблуками.

Святой Сава Сербский

27 января - это день любимейшего Святого всего сербского народа. В России его имя принято писать так: Савва. Возможно, Растко Неманич (мирское имя Савы) мог бы быть просто отмечен где-то в учебнике истории, как младший брат первого сербского короля Стефана Первовенчанного. Растко решается стать монахом, получает церковное имя Сава. Он прошел пешком по всем святым местам Сербии, побывал на Афоне. Он увидел, как живут простые крестьяне, понял их проблемы, тяготы. Сава вернулся к королевскому двору с идеей кардинальных перемен.

Святой Савва Сербский. Два изображения

Первое, своей мудростью и дипломатией Савва остановил страшную войну за власть между старшими братьями. Ему удалось дать Сербской Церкви независимость (автокефальность). В 1219 году он становится архиепископом. Сербы очень чтут этого святого. Он много чего еще сделал для народа, никогда не проходил мимо, если человек нуждался в помощи. Реформировал систему образования, давая всем деткам возможность посещать школы. Есть даже несколько забавных историй о том, как Святой Сава самого дьявола перехитрил, да не один раз.

Савиндан: приготовления к празднику

Прежде всего, Слава - семейный праздник. В Храме будет проходить вечерняя служба для всех желающих, но каких-то особенных развлечений в городе в честь Славы не будет. Скорее даже, некоторые магазины, кафе закроются раньше, или вообще не работают.

Гостей приглашают на вечер. Приготовления проходят целый день. Хозяйка печет особый хлеб из белой муки - Славский колач. Хозяйка старается украсить его как можно богаче. Из кукурузного теста делаются фигурки, хитрый орнамент. Это искусство, — так вам скажу. Славский колач даже есть жалко. И еще одно важное блюдо - коливо или жито. Пшеничные зернышки размалываются, варятся, заправляются орехами и медом. Кто-то добавляет сухофрукты или цукаты. Получается такая крепкая сладкая масса.

Заранее покупается в Храме очень толстая свеча. В Храм идет глава семьи (дедушка, отец). Он просит священника благословить Славский колач и свечу. Когда благословение получено, он возвращается домой и начинаются приготовления. Свеча большая, так что, будет целый день гореть на столе.

Славский ритуал

Он простой, но, чтобы допустили к столу со вкусняшками - необходимо выполнить все правильно. Не успели вы еще снять куртку, к вам спешит хозяйка дома с серебряным подносом и ложечкой. Тут же нужно зачерпнуть побольше жита и съесть. Хотите угодить хозяйке? Зачерпните два раза - похвалите блюдо. После этого трижды крестятся, желают счастливой славы (Srećna slava!). Вы едва успеваете освободиться от куртки, но тут появляется хозяин с вином. Вина нужно выпить, хотя бы чуть-чуть.

Теперь можно проходить в комнату - присоединяйтесь к веселью. На столе обязательно будет стоять Славский Колач, Свеча и Икона Святого Савы. Вас ждет приятный вечер. Часто бывает так, что вы знаете только хозяина дома. Он вас не бросит, а начнет знакомить со всеми гостями. Скоро народ разбивается на группы по интересам - вас доброжелательные сербы с радостью возьмут с собой. Особенно, если вы иностранец.

Я была на нескольких Славах, каждый раз жду новые приглашения. При том, что это были семьи друзей, мы всегда чувствовали себя прямо частью праздника. От вас не ждут подарков или «конвертов счастья», семья радуется, что вы пришли. Чем больше людей - тем большим они могут подарить своего тепла и внимания. Это следование заветам Святого Савы: чтобы стать действительно счастливым - поделись с ближним.

Где находится Храм Святого Савы (серб. Храм светог Саве)

Он находится в Старом городе по адресу Krusedolska, 2а. Проще всего добраться на трамваях 9,10,14 до станции Караджорджев Парк (Карађорђев парк), или автобусах 33, 78, 48, 47 до станции Бульвар Освобождения (Bulevar Oslobođenja). Конечно, любой таксист тут же поймет куда вам, если скажете: «Храм Святого Савы». Удачного путешествия!

С уважением, Елизавета Раубе

Несмотря на то, что Черногория отмечает наименьшее количество праздников из всех стран бывшей Югославии, мало кто из гостей этой страны знает о традиции празднования Славы. Этого красочного национального праздника, уникального для каждой отдельной семьи. Праздника, в котором сплелись христианские и языческие обычаи, верования.

Каждая семья сама определяет дату празднования Славы, как правило праздник приурочен к отмечанию дня святого, который является покровителем этой семьи.

Многие гости Черногории мечтают попасть на это праздник, чтобы поближе познакомиться с местной культурой и домашней черногорской кухней. И не зря - это настоящее открытие для гурманов: на Славу готовятся лучшие национальные блюда из мяса и рыбы, закуски, салаты, десерты, из погребов выносится вкусное домашнее вино , а главным украшением стола становится жареный поросенок или «пэчэнье» (печеное мясо).


Здесь главное, чтобы Слава не попадала на время поста - тогда хозяйкам приходится сильно потрудиться, чтобы удивить гостей.

Праздник Слава отдаленно напоминает праздник именин, который когда-то в России был важнее дня рождения. Слава также связана с христианским календарем и самой историей Балкан - когда-то каждый род определил своего святого, в день поминания которого устраивался праздник.

Считалось, что выбранный святой оберегает род и семью, помогает им в работе, приводит их к благополучию и счастью. До сих пор нет единого мнения о том, по какому принципу каждый род получил свой день Славы. Но на время собственной Славы каждый православный черногорец может получить на работе свободный день.


Как известно, черногорцы всегда чтили патриархат - поэтому традиция празднования Славы передавалась по мужской линии. Самый старший член рода приглашал всю семью к себе в дом для того, чтобы в течение трех дней «славить» своего ангела-хранителя.

Для женщин день Славы менялся после свадьбы - жена отмечала уже Славу своего мужа, а не своего рода - для них она уже становилась гостьей на празднике, принадлежала «чужому роду». Благодаря такому праву наследования можно уверенно утверждать, что даже совершенно незнакомые друг с другом семьи, отмечающие сегодня этот праздник в один день, имеют общего предка.

Празднование Славы длится 1-3 дня. Приготовления к этому событию начинаются заранее - во многих домах существует традиция за день до Славы приглашать священника, который освятит воду, необходимую для славского пирога.


На ней замешивают тесто - перед тем как испечь славский пирог, по бокам с четырех сторон ставится печать с буквами «ИС», «ХС», «НИ» и «КА», которые являются сокращением от выражения «Иисус Христос побеждает». Еще одним важным приготовлением является варка пшена - в итоге получается так называемое «жито», напоминающее сочиво, которым на Руси угощали гостей во время Рождества.

В первый день Славы кто-то из семьи отправляется рано утром в ближайшую церковь и покупает большую, длинную свечу, которая будет стоять в центре стола все три дня рядом с иконой святого, которому посвящен праздник. В церковь также приносят славский пирог, «жито» и красное вино, которым будут «приветствовать» гостей - всё это необходимо будет освятить.


Уже дома, на столе рядом со свечей ставится славский пирог, пропитанный вином: пирог больше напоминает хлеб и олицетворяет собой тело Христа; вино, которым пропитан пирог - его кровь. Здесь же стоит и «жито», которым будут угощать всех гостей стола: человек должен перекреститься, затем съесть одну чайную ложку «жита» и запить ее глотком вина. После этого он садится за стол к остальным.

По традиции, в первый день Славы праздник отмечает вся семья - близкие родственники. Во второй день к празднованию присоединяются друзья и знакомые семьи - кстати, быть приглашенным на Славу считается весьма почетным.


Ну, а уже на третий день собираются все желающие - даже обычный прохожий на улице мог зайти в дом на Славу к совершенно незнакомой семье и быть принятым как самый дорогой гость. Таковы традиции. С другой стороны, сегодня все гости приходят в дом с подарками для хозяев праздника: многие дарят вино.

Чем же угощают гостей? Главным украшением стола становится жареный поросенок - его обжаривают на вертеле до хрустящей корочки. Многие хозяйки готовят сарму - блюдо, напоминающее русские голубцы, правда, для сармы начинку заматывают в лист кислой капусты.

На столе всегда найдется место для русского салата, знакомого нам под названием «оливье». Рядом с ним печеная паприка в рассоле с чесноком, шопский салат со свежим домашним сыром, луком, огурцами и сочными помидорами, салат из вареной картошки со свежими кольцами лука в уксусе и многое другое.


В качестве первого блюда на стол выносят обычно чорбы - густые супы, чаще всего из рыбы или говядины. На второе гостей угощают жареной на углях рыбой и морепродуктами, мясными лепешками - плескавицами, рулетиками из говяжьего фарша - чевапчичами, а также различными видами гарнира.


Пока взрослые в этот праздник имеют возможность насладиться за одним столом самыми разными настойками, ракиями, винами и другими алкогольными напитками, дети любят этот праздник за славские пирожные: они небольшого размера, как раз, чтобы за один раз проглотить целый кусочек сладости. Чем больше Слава, тем больший выбор - обычно хозяйки готовят по 5-7 разных видов пирожных.


Чаще всего Славу отмечают в честь Св. Николы (19 декабря), Архангела Михаила (21 ноября), Св. Георгия (6 мая), Св. Иоанна Крестителя (20 января), Св. Дмитрия Солунского (8 ноября) и Св. Саввы (27 января).


Если вам интересна Черногория, можете прочитать еще и какие есть .