Государство как основной институт политической системы. Государство как институт политической системы

1. Государство – основной политический институт, причины его

возникновения.

2. Сущность, признаки и функции государства.

3. Формы государственного правления.

4. Формы государственного устройства.

5. Правовое государство: понятие и признаки.

6. Понятие и сущность гражданского общества.

Государство – основной политический институт, причины его возникновения.

Политические институты – это совокупность организационных форм и норм в политике, которые объединяют граждан, выражают их коллективную волю, ценности и интересы, регулируют общественные отношения. Такими институтами являются государство и его органы, политические партии и общественные объединения.

Государство – это основной, универсальный политический институт, непосредственно управляющий обществом. Его органы принимают законы (законодательная власть), претворяют в жизнь законы и другие политические решения (исполнительная власть), урегулируют спорные проблемы (судебная власть), наказывают нарушителей общепринятых правил (институты принуждения).

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Основными из них являются:

· углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

· возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – считал В.И.Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы ".

Немарксистские научные направления не абсолютизируют роль частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

· демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. С ростом численности и плотности населения происходил переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

· антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Ещё Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

· психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные формы до государственного общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

· завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В политологии выделяются и другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Сущность, признаки и функции государства.

Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую или организационно-структурную В зависимости от основы сложились три подхода к исследованию государства:

1) политико-философский , при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение проблем общества, регулирование взаимоотношений власти и народа;

2) классовый , согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы;

3) политико-правовой или организационно-структурный подход , исследующий государство как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.

Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение государства:

Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная (предопределённая) его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая как официальный представитель всего общества.

Признаки государства. Основными элементами государства являются: территория, население, публичная власть.

1. Территория государства составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

2. Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

3. Публичная власть является важным, отделённым от общества атрибутом государства. Такая власть персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

4. Суверенитет , то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

5. Монопольное право на применение принуждения . Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

6. Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

7. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

Функции государства. Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

Правовая функция – установление правовых норм, поддержание законности и правопорядка в обществе.

Организаторская функция – обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.

Экономическая функция – стимулирование и регулирование экономической деятельности.

Социальная функция – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.

Культурно-идеологическая функция – внесение в сознание граждан духовных ценностей, интегрирующих общество, охрана и обогащение историко-культурного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.

Внешние функции государства составляют:

· защита интересов данного государства на международной арене;

· обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами;

· участие в международном разделении труда.

Внешние функции вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Государство - важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения с целью совместить разные интересы людей и обеспечить консенсус по значимым вопросам общественно-политической жизни. Основу государства составляют политические институты и организации. К символике государства относятся герб, флаг и гимн.

Основные признаки государства:

Публичная власть, состоящая из системы органов управления и принуждения;
- территория с ее административно-территориальным делением;
- народ, населяющий территорию государства;
- суверенитет, юридически закрепленная независимость на международной арене;
- взимание налогов и др. платежей.

Любое государство выполняет определенные функции

Способ организации и реализации государственной власти обозначают понятием формы государства

Форма государства Определение Разновидность Форма государственного правления Организация государственной власти и взаимодействия госорганов, должностных лиц и граждан Монархия-абсолютная и конституционная; республика - парламентская, президентская, смешанная Форма территориального устройства Административно-территориальное деление государства Унитарное - простое, единое; федерация и конфедерация Политический режим Способы и методы, используемые властью для осуществления своей политической миссии Тоталитарный, авторитарный (автономия личности за пределами политической сферы), демократический. либеральный
В современном социально-гуманитарном знании активно используются понятия гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество рассматривается в качестве ведущего признака демократических систем и представляет собой негосударственную сферу общественной жизни людей. Данное понятие впервые вводится в употребление античными мыслителями и юристами (в системе римского права им обозначали совокупность субъектов гражданского права). С точки зрения происхождения, гражданское общество является производным от понятий «общество» и «гражданский», аналогами которых в античной и средневековой социальной мысли были понятия государства и общины (только с к. XVIII в. понятие общества постепенно приобретает современный смысл, отличный от смыслов государства и политической жизни).

Гражданское общество понимается как сфера реализации частных интересов, индивидуальных и коллективных потребностей (которые не всегда совпадают). Оно представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, которая не противостоит государству, а дополняет его. Основой гражданского общества являются гражданские (негосударственные) объединения и ассоциации. Социальным субъектом здесь выступают отдельные граждане, семья, нация, организации др. Деятельность гражданского общества проявляется в социальной активности граждан, удовлетворяющих потребности и интересы. Индивид в таком обществе - частное лицо и участник общественных отношений, которые формируются в соответствии с этическими нормами и традицией, призванными регулировать взаимоотношения людей в гражданской сфере жизни.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. Его сущностными характеристиками являются:

Верховенство закона как правовой основы демократически функционирующего государства;
- всеобщность права, сила которого распространяется как на государственные органы, так и на отдельных граждан;
- разделение властей как защитного механизма от сосредоточения власти в одних руках;
- гарантия прав и свобод граждан со стороны государственных органов;
- взаимная ответственность государства и личности.

Сущность, структура и функции государства.

Типы государства.

Формы государственного правления и государственного устройства.

Термин "государство" трактуется в трех значениях:

1) как ассоциация, находится на отдельной территории, объединяет всех членов общества. В этом смысле этот термин используется как синоним понятий "общество", "страна", "отечество";

2) как отношения политической власти - совокупность связей между гражданами и органами государства;

3) как административные органы и правовые нормы, определяющие их функционирования.

В разных философских, социологических и политологических теориях это понятие неодинаковый смысл.

Представители юридического позитивизма (К.Гербер, П.Лабанд из Германии, А. Дайси из Англии, А. Эсмен из Франции) рассматривали государство исключительно с точки зрения права. В их концепциях государство трактовалась как правовая форма для совокупного жизни народа и "верховная юридическое лицо", "юридическая организация народа", "юридическое олицетворение нации".

Это направление продолжил немецкий юрист Г. Кельзен, который отождествлял государство и право. По его мнению, государство - это система отношений господства и подчинения, где воля одних выступает в качестве мотива для других. Суть этих отношений заключается в том, что они образуют урегулированную и упорядоченную нормативную систему принуждения. В этом смысле государство - относительно централизованный правопорядок. Г. Кельзен признавал, что любое государство является правовым.

Немецкий юрист Р. Иеринг разработал социологическую теорию государства. Он определял государство как социальную организацию принудительной власти, обеспечивает превосходство общественных интересов над личными.

Представители классовой теории государства К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали классовой сущности государственной власти. Государство, подчеркивали они, это комитет, который управляет общими делами всего класса буржуазии.

Немецкий ученый-правовед К. Шмитт разработал теорию "тотального государства", которая предусматривает, прежде всего, существование властной государства - аппарата политической власти, в экстремальных ситуациях берет на себя всю тяжесть важных общественных решений. "Тотальное государство", по мнению К. Шмитта, можно создать на оспови субстанциональной единства государства и "национальной однородности".

Заслуживает внимания также концепция государства испанского правоведа Г. Песес-Барби Мартинеса, согласно которой понятие "государство" означает не любую форму политической организации (например, античную или средневековую), а только ту, что возникла в Новое время. В ее существенных признаков он относит: суверенную власть, рациональность администрации, государственную собственность, постоянную армию, религиозный нейтралитет.

Итак, государство, в современном понимании, - это организация суверенной политической власти, в рамках правовых норм и на территории отдельной страны осуществляет управление общественными сферами и обеспечивает безопасность нации и гарантии прав и свобод граждан. Рассмотрим наиболее существенные признаки государства:

1. Суверенитет (верховенство, самостоятельность, независимость государственной власти). Он имеет внутренний и внешний измерения. Это означает, что государство обладает высокой и неограниченной властью над внутренними субъектами в пределах границ той или иной страны (внутреннее измерение), а другие государства должны признавать этот принцип (внешнее измерение).

2. Принуждение. Каждый гражданин обязан признавать свою государственную принадлежность и подчиняться государственной власти, на территории которой он живет. Безгосударственность (апатридизм) трактуется как ненормальное явление, отмечается в Гаагском договоре 1930 и Всеобщей декларации прав человека 1948

3. Право на применение силы. Государство владеет первичным, выше, по сравнению с другими организациями, правом применить силу в пределах, установленных законом.

4. Право. Государство функционирует в рамках установленного права. Структура и функции государственных органов определяются правом. Право выступает не только как нормативный механизм деятельности государства, но и как регулятор отношений сожительства граждан в обществе.

б. Органы государственной власти. Под аппаратом государства надо понимать совокупность управленческо-административных структур, призванных реализовать решения центральных и местных органов власти.

6. Территория. Государство неразрывно связана с определенной территорией, на которую распространяется ее власть, а законы имеют обязательную силу.

В структуре современных государств, как правило, имеют место следующие институты: глава государства (монарх или президент); парламент; правительство; общегосударственные органы (национальный банк, совет национальной безопасности и обороны, фонд государственного имущества и т.п.); судебная система; прокуратура (в тех странах, где она имеет самостоятельный статус) представители правительства на реґиопальному уровне (комиссары, префекты, губернаторы).

К сказанному следует добавить, что прокуратура как орган государственного обвинения и надзора за соблюдением законодательства может действовать: как самостоятельный институт (Россия, Украина, Испания); как элемент Министерства юстиции (США) и судебной системы (Франция, Италия, Германия); вообще отсутствовать как государственный орган (Великобритания).

Государственные институты еще разделяют на политические (глава государства, правительство, парламент), которые формируются непосредственно народом и принимают политические решения; административные (секретариаты главы государства, правительства, парламента, органы центральной исполнительной власти, которые не входят в правительство, заместители министров и чиновники, ниже по рангу в министерстве и госадминистрации), которые готовят и выполняют эти политические решения; правовые (суды конституционной, общей и специальной юрисдикции, прокуратура и уполномоченный по правам человека); военно-силовые или обороны, национальной безопасности и общественного порядка (вооруженные силы, полиция и спецслужбы).

И государство, и каждый государственный орган в частности выполняют определенные функции: непосредственно нужны для существования общества; специфические, вытекающие из противоречий между государственными институтами и социальными слоями. Функции государства, их содержание и приоритеты меняются в зависимости от исторической эпохи.

На современном этапе можно выделить следующие функции государства:

Законотворческую;

Обороны и национальной безопасности;

Обеспечение правопорядка;

Защиты конституционных основ общества;

Согласование интересов различных социальных групп и индивидов, решение социальных конфликтов;

Государственно-политического и административного управления в различных сферах социальной жизни, где частный сектор не способен решать задачи по обеспечению общественных благ;

Защиты интересов и суверенитета государства в сфере международных отношений.

Дискуссионным является вопрос о типах государства. Отечественные исследователи традиционно придерживаются марксистской типологизации государств по общественно-формационной признаку (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая). Однако целесообразнее было бы типологизировать государства в зависимости от этнонациональных, социально-правовых и политических аспектов развития общества.

В рамках национального развития общества, прослеживая хронологию становления государства как произведения публичных форм организаций этнических сообществ (союза племен, народа, нации), можно выделить следующие типы государства: государство-полис, государство-империя, национальное государство.

Государство-полис - особая форма политической организации * общества в античные времена (преимущественно в Древней Греции) и в период позднего Средневековья (Венеция, Генуя, Флоренция). Основой полисной организации государства был суверенитет свободных собственников-граждан, принимавших участие в решении государственных вопросов. В полисной организации еще не разграничивались элементы государства и гражданского общества. Государства-империи существовали во все исторические эпохи (хотя параллельно происходил процесс образования национальных государств), и только в конце XX в. завершается процесс их распада. Империя - это большое государство, которое объединяет несколько подчиненных центральной власти государств или народов, принудительно интегрированных в единую систему политических, экономических, социальных и духовных взаимосвязей. Особенностью этого государственного образования было то, что порядок формирования и функционирования государственной власти и отношений с населением были разные в метрополии и колониях. Населения колоний в значительной степени ограничивалось на участие в политической жизни и испытывало различных форм национального угнетения.

Процесс зарождения и становления национального государства начался только в эпоху Нового времени, в период образования абсолютных монархий, и продолжается до сих пор. Понятие "национальное государство" означает, что субъектом государственной власти является нация как эт-нополитична сообщество.

Социально-правовое развитие обуславливает следующие типы государства: полицейская, правовая, социальная. Полицейская государство - это олицетворение насилия в виде библейского зверя Левиафана. В ее атрибутов можно отнести: неограниченность государственных полномочий; приоритет властных институтов над законом; мощный репрессивный аппарат; полицейско-бюрократический контроль и опека над личностью и обществом. Полицейскими есть все государства авторитарных и тоталитарных режимов.

Идея правового государства зародилась в недрах просветительских и либеральных теорий, а сам термин утвердился в трудах немецких юристов - К. Велькера и Р. Моля. Правовое государство как достояние западной цивилизации включает следующие признаки: приоритет права, подчинение всех государственных институтов и должностных лиц закона; разделение и взаимное сбалансирования власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимная ответственность государства перед лицом и лица перед государством; плюралистическая структура политических отношений; конституционный контроль за соблюдением законов; судебная защита интересов личности и социальных групп.

Если понятие "правовое государство" отражает степень социальной свободы, то понятие "социальное государство" - еще и степень социальной справедливости. Теоретические основы социального государства освещены в работах Г. Риттера (Германия), К. Соле (Испания), А. Брауна (США), М. Бонетти (Франция). Содержание социального государства выражается в содействии становлению таких элементов современного общества, как социальная рыночная экономика, социальная демократия, социальная этика.

Социальная рыночная экономика предусматривает создание благоприятных условий для включения в рыночные механизмы всех слоев населения на микроэкономическом уровне, а также установление нормы (не ниже прожиточного минимума) минимальной заработной платы, предоставление субсидий малообеспеченным категориям населения, развитие всех видов социального страхования, а также обеспечение механизма социального партнерства; социальная демократия раскрывает содержание разных видов (территориального, производственного, профессионального) самоуправления, его органическая связь с правовым государством; социальная этика направлена на преодоление психологического противостояния, достижения социального согласия.

Понятие "форма государства" раскрывает способ организации государственной власти, структуру и функции государственных органов. Оно означает форму государственного правления, под которой понимают порядок и структуру формирования высших органов государства и соотношение полномочий (правительства и парламента, президента и парламента), форму государственного устройства (речь идет о соотношении между властью центральных, региональных и муниципальных органов).

Форма правления характеризуется формальным источником власти. В монархическом государстве ним есть власть одного человека - монарха, в республике - народ или часть народа. В основных формах правления выделяются подвиды. Например, республика может быть аристократической, советской, парламентской, президентской, президентско-парламентской. Остановимся на исторических признакам трех последних.

Существенными признаками парламентской республики являются:

1) дуализм исполнительной власти (сосуществование двух властных институтов: президентского, не несет ответственности перед парламентом, за исключением нарушения конституции, и Кабинета Министров, который такую ответственность имеет);

2) наличие средств взаимного влияния, с помощью которых парламент через процедуру выражения вотума недоверия может заставить правительство уйти в отставку, а правительство в свою очередь может использовать право на досрочный роспуск нижней палаты парламента;

3) президент в парламентских республиках избирается непосредственно парламентом (Греция, Израиль) или коллегиями, значительную часть которых составляют члены парламента и члены представительной власти областей, штатов, земель (Индия, Италия, ФРГ);

4) участие президента в формировании правительства имеет номинальный характер, хотя в некоторых парламентских республиках конституция дает ему право назначить главу правительства (последний должен руководствоваться доверием парламентского большинства)

5) президент может издавать акты, приобретают силу закона только после проведения контрассигнатуры (скрепление подписями министров). Парламентская республика существует в Италии, Германии, Греции, Швейцарии.

В президентской республике президент избирается всеобщим прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он выполняет одновременно функции главы государства и исполнительной власти. Как глава исполнительной власти он назначает министров или с согласия представительного органа, или по собственному усмотрению (Венесуэла, Мексика). Правительство здесь не имеет самостоятельного статуса, а является административным органом президентской власти.

Президент наделен правом вето на принятие законов, которое парламент может преодолеть абсолютной или квалифицированным большинством. В президентской республике, в отличие от парламентской, президент не обладает законодательной инициативой, не может распустить парламент, а министры не объединяют законодательных функций. Классическая форма такого правления исторически сложилась в США, существует также в Мексике, Уругвае, Венесуэле, Пакистане.

Смешанная форма правления - президентско-парламентская республика - существует во Франции, Португалии, Финляндии,

Исландии. Для нее характерны следующие черты: президент избирается всеобщим голосованием и обладает властными прерогативами - назначает и принимает отставку премьер-министра, по предложению последнего назначает и увольняет министров, занимается вопросами обороны, национальной безопасности, а также международной политики, председательствует на заседаниях Кабинета Министров может вынести конкретный законопроект на референдум и добиться принятия закона, минуя парламент (Франция).

Наряду с президентом действуют премьер-министр и правительство, ответственное перед парламентом и подконтрольный президенту. Президент может распустить законодательный орган после консультации с премьер-министром и председателями палат. Соотношение между властными прерогативами президента и премьер-министра зависит во многом от того, кого поддерживает парламентское большинство.

Монархическая форма правления также бывает разной: деспотической, сословно-представительной, абсолютной, дуалистической, парламентской. На современном этапе можно выделить три типа монархии: абсолютную (Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Эмираты), где власть монарха не имеет никаких правовых ограничений, а только религиозно-этические; дуалистическая (Оман, Марокко, Иордания) - полномочия монарха значительно весомее, чем полномочия парламента: обладает правом абсолютного вето, издает акты, имеющие силу закона, наделен судебными прерогативами, хотя может существовать отдельная судебная власть, осуществляет исполнительную власть самостоятельно или через правительство и имеет значительно большее влияние на него, чем парламент; парламентская монархия (Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Нидерланды) - полномочия монарха четко определены в конституции.

Современная практика престолонаследия выделяет три системы: салический (Бельгия, Норвегия, Япония), которая предоставляет право наследования только по мужской линии; кастильский (Великобритания, Дания, Испания), что предпочитает мужчин, но допускает и наследования по женской линии в случаях принципа старшинства (например, младшая дочь старшего брата в семье предпочтительнее старшим сыном младшего брата) австрийскую - допускает право наследования для женщин только в случае отсутствия законных наследников по мужской линии.

Полномочия монарха в современных парламентских монархиях аналогичные полномочий президента в парламентских республиках (за исключением Испании, где полномочия монарха соответствующие полномочий президента во Франции). Однако между президентом и монархом существуют определенные различия, а именно:

1) президент избирается, а власть монарха наследственная;

2) монарх является носителем самого высокого в истории титула - короля, императора, великого герцога, которому принадлежат особые привилегии - право на знаки высшего положения в государстве (корону, трон), право на двор (штат людей, которые выполняют почетные обязанности) , право на цивильный лист (установленное законом денежное содержание)

3) монарх - лицо надпартийная, символ исторических традиций и национального единства. Такая форма правления существует в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Швеции, Дании, Норвегии, Японии.

По форме государственного устройства различают унитарное и федеративное государства.

Унитарное государство централизованная, в ее структуре нет отдельных государственных образований, а только административно-территориальные единицы. Важнейшим признаком унитарного государства является то, что в ней функционирует единая система права, структура органов власти, единая конституция. Унитарное государство делится на централизованную и децентрализованную. Централизованная унитарное государство характеризуется довольно значительным огосударствлением местной жизни, подчиненности органов местного самоуправления органам исполнительной власти на местах (так называемая административная и финансовая опека).

Децентрализованная унитарное государство предполагает региональную или областную автономию с некоторыми законодательными прерогативами, собственным бюджетом, четко предусмотренными законом (Италия, Япония). В ней действуют три властные структуры: государственная администрация, региональная власть и местное самоуправление.

Федерация - это объединение отдельных государственных образований, которые имеют собственную конституцию, органы государственной власти и управления, а также национальные, социально-экономические и территориально-исторические различия. Федеративными государствами являются США, ФРГ, Швейцария, Канада.

Конфедерация - это союз суверенных государств, которые, сохраняя свою независимость, объединились для достижения определенных целей (преимущественно внешнеэкономических, военных). Правовой основой образования конфедерации является союзный договор, а не конституция.

К сказанному следует добавить, что термин "конфедерация", как правило, не используется в современных условиях для обозначения межгосударственных объединений, а употребляются термины "содружество", "союз" (Британское содружество, СНГ, Евросоюз). Если содружество как тип межгосударственного объединения не предусматривает создание совместных руководящих политических органов, хотя допускает определенные элементы верховной власти (например, королева Великобритании является главой Британского содружества), то союз не только общие политические структуры (парламент, правительство, суд, но и идентичные правовые, экономические и культурные стандарты).

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии


Контрольная работа

по политологии

Государство как основной институт политической системы

(Вариант-20)


Барнаул - 2009

государство правовой несправедливость

Введение

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Один из средневековых философов заметил, что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Представленная работа посвящена теме "Государство как основной институт политической системы".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государство как основной институт политической системы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Государство как основной институт политической системы" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Выявить сущность, основные признаки и функции государства, а также причины и условия его возникновения.

Обозначить формы государственного правления и формы государственного устройства. Дать определение правового государства.

Определить средства, призванные не допустить несправедливости, творимой государством.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения


Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Причинами и поводами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложением первобытно общинного строя, появление частной собственности на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.

Основными причинами появления государства были следующие:

-необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением условий распределения общего продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.

-необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

-необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

-необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.


Существенные признаки государства:

Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей.

Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами.

Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др.

Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.

Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность государства кому-либо. 3, стр. 120-121

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. К внутренним функциям относятся: политическая (обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах); экономическая; социальная (государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.); экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику (глобализации мировой экономики); обороны страны (отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства); поддержки мирового правопорядка (сохранение мира, урегулирование межнациональных конфликтов, ликвидация ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровление международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами); сотрудничества по глобальным проблемам (поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования).

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - право творческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.


Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства


В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства - унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства - главенство обще федеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран. Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы - республика и монархия. Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики - парламентская, президентская и смешанная. Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру. Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария. В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента - Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др. Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран - например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии. Вторая форма правления - монархия - подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман. Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная - кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции. Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти. Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии - выборная - существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование. 1 и 2, стр. 63-69 и 39-57.

Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признаки правового государства: верховенство закона; развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод; четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти; сильная судебная власть; демократизм. Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.


Один из средневековых философов заметил, что государство - это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко охарактеризуйте их


Я выделяю 3 основных пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти это:

) Практика разделения властей. Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей - деспотов в Европе сдерживался нравственно - религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил - законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице каких - либо членов общества истекают из неё. Монтескье считал чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично - властных полномочий одной из сторон.

) Огромное количество общественных и правозащитных организаций.

) Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунал и т.д.)

Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных до законотворческих и вне законотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.


Заключение


В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолировано как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.


Список использованной литературы


1.Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. М., 1996, гл. 3, параграф 2

.Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А.Б. М., 1994

3.Теория государства под ред. М.Н. Марченко М.2001

.Общая теория права. Учебник для юридических вузов под общ. ред. Пиголкина А.С. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997

.Спиридонов Л.И. Теория государства и права М.: Проспект, 1999


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Государство является наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности или выступает средством подавления имущими классами неимущих.

Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага: "Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире.

"Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т. Гоббс, который сравнивал государство с чудовищем: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас…"С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно определяется через понятия "суверенитет" и "абсолютная власть". (Ж. Бодэн "Шесть книг о государстве"). Теперь государство олицетворяет правитель и он руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косвенно поддерживает теорию Гоббса. В последствии государство рассматривалось как нормы, отношения, роли, процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом. Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном обществе и рассматривали государство как машину для подавления одного класса другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения труда и появления частной собственности.

В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Его появление отразила необходимость в удовлетворении потребностей и интересов, которые прежние институты не могли удовлетворить. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений):

Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).

Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.

Суверенитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны. Т.е. в общеобязательности решений для населения, возможности отмены решений негосударственных институтов сласти, обладании ряда исключительных прав (н-р, права издания законов, имеющих для населения обязательный характер), наличии специальных средств воздействия на население.

Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.

Государство выполняет ряд функций, которые разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

Социальная функция. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне.

Правовая функция. Обеспечение порядка и правовых норм, которые регулируют общественные отношения, охрану общественного строя и т.д.

Культурно-воспитательная функция. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации.

Политическая функция. Обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.

К внутренним функциям относятся:

Функция взаимовыгодного сотрудничества, (во всех сферах деятельности).

Функция обороны страны.

Теперь непосредственно перейдем к понятию формы государства. Формы государства -- это способ организации и осуществления государственной власти на территории данной страны. Она включает три взаимосвязанных элемента:

Форма государственного правления. Это организация верховной суверенной власти в государстве. Существует две основные формы государственного правления:

Монархия. Такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.

Республика. Форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики могут быть:

Парламентские (ФРГ). Парламент формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена в руках правительства во главе с премьер-министром.

Президентские (США). Глава государства (президент) непосредственно или с последующим утверждением в верхней палате парламента формирует правительство, которым руководит сам. Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной властей. Президент, будучи главой государства одновременно возглавляет исполнительную власть и не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах.

Парламентско-президентские (Франция, Австрия, Ирландия). Парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Эта форма правления сочетает в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента.

Форма государственного устройства. Это территориально-организационная структура государства. Формы государственного устройства могут быть разделены на три группы:

Унитарные. Цельные, единые государства, части которых не обладают признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве существуют общие для всей страны правительственные, исполнительные и судебные органы.

Федерации. Союзные государства, части которых в той или иной мере обладают признаками государственности и обладают суверенитетом. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов разграничены конституцией.

Конфедерации. Союзы государств, образуемые для определенных государственных целей. Конфедерация -- непрочное государственное образование. Как показывает история, они существуют недолго, они либо распадаются, либо превращаются в федеративные государства.

Политический режим. Это совокупность средств и способов осуществления политической власти. Различают два вида политического режима:

Демократический. Он характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.

Авторитарный. Государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.