Тяжелый танк TOG II*. История

С появлением танков у многих конструкторов возникла вполне логичная мысль, что значительные размеры танка позволят максимально бронировать его и сделать неуязвимым для огня противника, а большая грузоподъемность – усилить его вооружение. Такие танки фактически могли бы стать подвижными фортами, поддерживающими пехоту при прорыве оборонительных порядков противника. В условиях Первой мировой войны (далее – ПМВ), когда правительства стран мира направляли многомиллионные средства на снабжение стремительно растущих армий, росло и финансирование самых фантастических проектов, суливших скорую победу.

Начиная с ПМВ и до самого окончания Второй мировой войны (далее – ВМВ) были разработаны сотни самых невообразимых бронированных монстров, из которых до воплощения в металле дошли лишь единицы. В этой статье дан обзор десяти самых тяжелых, самых больших и самых невероятных бронемашин различных стран мира, которые были частично или полностью воплощены в жизнь.

«Царь-танк»

Самым крупным по своим габаритам был российский «Царь-танк». Его разработчик Николай Лебеденко (в честь него машину также иногда называют «танком Лебеденко» или «машиной Лебеденко») неизвестными нам путями добился аудиенции императора Николая ІІ, которая состоялась 8 января (по новому стилю – 21 января) 1915 года. На аудиенцию инженер принес искусно сделанную деревянную самоходную модель своего детища, которая заводилась и двигалась благодаря патефонной пружине. По воспоминаниям придворных конструктор и царь несколько часов возились с этой игрушкой «аки дети малыя», создавая ей искусственные препятствия из подручных средств – томов «Свода законов Российской империи». Царь был настолько поражен моделью, которую Лебеденко, в конце концов, ему подарил, что одобрил финансирование проекта. Своей конструкцией танк напоминал огромный артиллерийский лафет с двумя большими передними колесами. Если модель держали за заднюю часть «лафета» колесами вниз, то она была похожа на спящего под потолком нетопыря, из-за чего машина получила прозвища «Летучая мышь» и «Нетопырь».

Изначально было понятно, что проект нежизнеспособен. Самым большим и уязвимым элементом нового танка были огромные 9-метровые колеса, несущей конструкцией которых были спицы. Их создали такими, чтобы повысить проходимость танка, но они легко выводились из строя даже артиллерийской шрапнелью, не говоря уже о фугасных или бронебойных снарядах. Возникли проблемы и с проходимостью машины. Тем не менее, благодаря царскому протежированию танк был быстро построен. Уже в августе 1915 года он был собран на импровизированном полигоне в районе города Дмитрова Московской области, однако по причине неудовлетворительной проходимости так и остался ржаветь под открытым небом до начала 20-х годов, пока не был разобран на металлолом. В итоге тысячи рублей государственных средств были потрачены впустую.

Боевые отделения танка размещались в корпусе, расположенном между его гигантскими колесами. Вооружение размещалось в пулеметной башенке на шесть пулеметов, надстроенной над корпусом, а также в спонсонах, расположенных в его торцах, выступавших за колеса. В спонсонах могло размещаться как пулеметное, так и артиллерийское вооружение. Предусматривалось, что экипаж танка составит 15 человек. Перпендикулярно к корпусу располагался «лафет», основным предназначением которого было создание упора при стрельбе. По «лафету» экипаж попадал в боевые отделения танка.

Габариты «Царь-танка» поражали воображение – его длина составляла 17,8 метра, ширина – 12, высота – 9. Весил он 60 тонн. Эта машина стала самым большим по габаритам и самым нелепым танком в мировой истории.

Char 2C (FCM 2C)

Этот французский танк стал самым большим и тяжелым серийным танком за всю мировую историю танкостроения. Он был создан судостроительной компанией FCM в самом конце ПМВ, но участия в боевых действиях так и не принял. По замыслу конструкторов Char 2C должен был стать танком прорыва, который мог бы эффективно преодолевать немецкие траншеи. Французским военным эта идея понравилась, и 21 февраля 1918 года у FCM было заказано 300 машин. Однако пока судостроители разворачивали производство, война закончилась. Танк оказался нетехнологичным и недешевым, а изготовление каждой его единицы занимало много времени. В результате до 1923 года было изготовлено всего 10 машин. Так как французское правительство после ПМВ испытывало известные финансовые трудности, а Char 2C стоил очень дорого, было принято решение остановить его производство.

Char 2C весил 75 тонн, его экипаж составлял 13 человек. Он был вооружен одной 75-мм пушкой и 4-мя пулеметами. Двигатели танка «съедали» в среднем 12,8 литра на один преодоленный машиной километр, поэтому бака емкостью 1280 литров хватало максимум на 100–150 км пути, а на пересеченной местности это расстояние было и того меньше.

Char 2C состояли на вооружении французской армии до 1940 года. С началом боевых действий на территории Франции во время ВМВ батальон этих уже устаревших танков отправили к театру боевых действий. 15 мая 1940 года состав с материальной частью батальона попал в железнодорожную пробку при следовании к местам выгрузки в районе города Нешато. Так как выгрузить столь тяжелые танки с платформ не представлялось возможным, а к станции, на которой застрял состав, приближались немецкие войска, французские экипажи уничтожили свои бронированные машины и отступили. Однако, как вскоре выяснилось, уничтоженными оказались не все Char 2C. В частности, машина №99 попала в руки немцев неповрежденной и испытывалась ими на полигоне Куммерсдорф. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Немецкие солдаты позируют на фоне захваченного французского танка-гиганта Char 2C №99 «Шампань».
Рядом с танком лежат разобранные части его двигателя

K-Wagen

В конце марта 1917 года Инспекция автомобильных войск кайзеровской Германии поручила главному инженеру своего опытного отделения Йозефу Фольмеру создать танк, который по своим техническим параметрам был бы способен прорывать вражеские линии обороны.

В случае успешного и своевременного его завершения этот танк стал бы самым тяжелым танком ПМВ – его вес достигал бы 150 тонн. В качестве силовых установок для него были выбраны два шестицилиндровых бензиновых двигателя фирмы «Даймлер» мощностью по 650 л.с. каждый. Танк должен был вооружаться 4-мя 77-мм орудиями, размещенными в спонсонах и 7-ю 7,92-мм пулеметами MG.08. Из всех супертяжелых танков у K-Wagen был самый многочисленный экипаж – 22 человека. Длина танка достигала 12,8 метров, и если бы не российский «Царь-танк», он стал бы самым длинным сверхтяжелым танком в истории танкостроения. В проектной документации танк назывался Kolossal-Wagen, Kolossal или K. Общепринятым является использование индекса «K-Wagen».

В апреле 1918 года началась постройка этих машин, но быстрое окончание войны остановило все работы. Немецкие танкостроители почти закончили сборку первого экземпляра танка, а для второго были готовы бронекорпус и все основные агрегаты, кроме двигателей. Но войска Антанты приближались к немецким предприятиям, и все изготовленное было уничтожено самими производителями.

FCM F1

В начале 30-х годов французским военным функционерам стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. Так как французская военная мысль считала, что будущие войны будут носить такой же позиционный характер, как и ПМВ, в Париже решили, что армии необходимы новые тяжелые танки прорыва.

В феврале 1938 года Консультационный совет по вооружениям во главе с генералом Дюфло определил основные тактико-технические характеристики будущего танка для объявления проектного конкурса. Совет выдвинул следующие требования к вооружению машины: одна пушка большого калибра и одно скорострельное противотанковое орудие. Кроме того, новый танк должен был снабжаться противоснарядным бронированием, выдерживающим попадание снарядов всех известных на тот момент противотанковых артиллерийских систем.

В конкурсе участвовали крупнейшие французские танкостроители (компании FCM, ARL и AMХ), однако начать создание прототипа смогла лишь компания FCM. Ее инженеры спроектировали танк с двумя башнями, расположенными по принципу линкоров на разных уровнях, чтобы они не мешали друг другу вести круговой обстрел. В задней (более высокой) башне должно было устанавливаться 105-мм орудие основного калибра. В передней башне – монтироваться 47-мм скорострельная противотанковая пушка. Толщина лобового бронирования машины составляла 120 мм. Предполагалось, что прототип будет готов к концу мая 1940 года, но этому помешало стремительное немецкое наступление во Франции. Дальнейшая судьба полуготовых прототипов неизвестна.

TOG II

В октябре 1940 года был создан первый экземпляр опытного британского танка TOG І. Его название, расшифровывающееся как «The Old Gang» (англ. – «старая банда»), намекало на солидный возраст и опыт его создателей. Старые принципы танкостроения проявились в компоновке и внешнем виде этой боевой машины, а также в ее характеристиках. TOG І имел компоновку, типичную для времен ПМВ, и обладал низкой скоростью в 5 миль/ч (8 км/ч). Орудия и пулеметы, первоначально размещенные в спонсонах, со временем заменили башней от танка Matilda II , монтируемой на крыше корпуса. Его гусеницы, так же как и у других танков времен ПМВ, охватывали корпус, а не размещались по бокам от него, как у современных танков. Так как вес машины составлял 64,6 тонны, к сверхтяжелым танкам ее отнести сложно. Танк несколько раз модернизировали вплоть до 1944 года, но в серию он так и не пошел.

В 1940 году параллельно с TOG І началось создание TOG ІІ. В металле он был реализован к весне 1941 года. Этот танк сделали более тяжелым, чем предыдущую модель – он весил 82,3 тонны. Благодаря большой длине, независимой торсионной подвеске, а также тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем, этот танк обладал повышенной проходимостью. Электродвигатели питались от генератора, приводимого в движение дизельной силовой установкой. Поэтому, несмотря на большой вес, танк мог преодолевать стены высотой 2,1 метра и рвы шириной 6,4 метра. Его отрицательными качествами была низкая скорость (максимум 14 км/ч) и уязвимость гусениц, конструкция которых безнадежно устарела. Танк получил специально сконструированную башню, в которой размещалось единственное танковое орудие калибра 76,2 мм и пулемет. В дальнейшем продолжались модернизации конструкции, появились проекты TOG ІІ(R) и TOG III, но ни один из них так и не был запущен в серийное производство.

Pz.Kpfw VIII Maus

В декабре 1942 года на аудиенцию к Гитлеру был вызван Фердинанд Порше, конструкторы фирмы которого закончили проект сверхтяжелого танка Maus (нем. – «мышь»). Через год, 23 декабря 1943 года, первый прототип танка вышел из ворот танкостроительного предприятия «Алкетт» (Альмеркише Кеттенфабрик ГмбХ), входившего в государственный концерн Рейхсверке. Это был самый тяжелый изготовленный танк за всю историю мирового танкостроения – его вес достигал 188 тонн. Лобовая бронеплита достигала толщины 200 мм, а кормовая – 160 мм. Несмотря на то, что танк обладал огромной массой, в процессе его испытаний выяснилось, что он очень маневрен, легко управляем и обладает высокой проходимостью. Танк подвергся доработке, прошел полигонные испытания, и был изготовлен его второй экземпляр. Но во второй половине 1944 года у Германии закончились средства для обеспечения регулярных поставок даже серийных танков, не говоря уже о запуске в производство новых дорогостоящих машин.

В середине апреля 1945 года Куммерсдорфский полигон был захвачен советскими войсками. Оба экземпляра танка, которые были выведены из строя во время боев за полигон, отправили в СССР. Там из двух поврежденных машин была собрана одна целая, которая и по сей день экспонируется в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.


Pz.Kpfw VIII Maus Porsche Type 205/1 с башней Круппа на заводе в Беблингене, 9 или 10 апреля 1944 года

A39 Tortoise

С начала 1943 года в Великобритании началась разработка нового танка прорыва. Проект получил название Tortoise (англ. – «сухопутная черепаха»), так как предусматривал, что будущий танк будет иметь толстую броню, мощное вооружение и вряд ли сможет обладать высокой скоростью. В результате конструкторских изысканий на свет появился целый ряд проектов машин с индексом «АТ», так никогда и не пошедших в серию. В конце концов конструкторы и заказчики от Комитета по развитию спецтехники Министерства снабжения Великобритании остановились на модели АТ-16, которая получила официальный индекс «А39». В феврале 1944 года к изготовлению было заказано 25 единиц, которые должны были изготовить к сентябрю 1945 года. Однако в мае 1945 года боевые действия в Европе закончились, и комитет сократил заказ до 12 машин. В феврале 1946 года заказ еще раз уменьшили вдвое, и в результате были изготовлены только 5 машин. Агрегаты же шестого экземпляра A39 использовали как источник запчастей.


Сверхтяжелая штурмовая самоходная артиллерийская установка (по британской классификации – танк)
А39 проекта «Tortoise»

На самом деле Tortoise являлся не танком, а САУ, так как у А39 не было башни, а 94-мм пушка размещалась прямо в лобовой части боевой рубки. Однако по британской классификации САУ не могла быть настолько тяжелой (вес А39 достигал 89 тонн), и было решено классифицировать ее как танк. Слева от орудия находился пулемет BESA (английская версия чехословацкого ZB-53), а еще два таких пулемета были установлены в башенке на крыше машины. САУ не пошла в крупную серию, так как на фоне современных ей тяжелых советских танков (после войны Британия рассматривала СССР как основного потенциального противника) она была устаревшей и по подвижности (максимальная скорость – 19 км/ч), и по вооружению, хотя ее мощное лобовое бронирование толщиной в 228 мм впечатляло современников.


Самый тяжелый танк Великобритании А39 проекта «Tortoise» в музее Bovington Tank Museum

Pz.Kpfw. E-100

T28-T95 (Turtle)

За океаном тоже не сидели сложа руки. В сентябре 1943 года в США начались работы над собственным танком прорыва. Штаты готовились вступить в войну в Европе и опасались, что преодолеть «Атлантический вал», выстроенный немцами на побережье, а затем и Линию Зигфрида, будет непросто. Но, как это часто бывает, армейские функционеры спохватились довольно поздно (видимо, забыв учесть, что создание принципиально новых танков – это длительный процесс).

В качестве основного вооружения на танк планировали установить 105-мм пушку Т5Е1. Начальная скорость ее снаряда, как считали военные функционеры, была достаточной для того, чтобы пробивать бетонные стены ДОТов. Пушка должна была размещаться в лобовом бронелисте машины – к такому решению пришли, чтобы уменьшить силуэт Т-28. На самом деле новая машина была не танком, а САУ прорыва – американские военные это со временем осознали, и машину переименовали в САУ Т-95. Как это любят делать американцы, заодно ей присвоили и прозвище «Turtle» (англ. – «черепаха»). САУ снабдили электрической трансмиссией, разработанной для установки на танки Т1Е1 и Т23.

Проектные изыскания и бюрократические проволочки привели к тому, что решение об изготовлении прототипов приняли лишь в марте 1944 года. Но военные забраковали готовый проект и заказали три машины, лобовое бронирование которых должно было достигать 305 мм, что в полтора раза превышало запланированные ранее 200 мм. После внесенных изменений вес машины вырос до 86,3 тонны. Чтобы уменьшить давление на грунт и увеличить проходимость САУ, ее гусеницы решили сделать двойными. В результате новый проект был готов только к марту 1945 года, когда боевые действия в Европе и на Тихоокеанском фронте приближались к концу. Первый прототип был отгружен на Абердинский полигон тогда, когда надобность в нем уже давно отпала, – 21 декабря 1945 года. Изготовление второго экземпляра закончили 10 января 1946 года.

В результате длительных испытаний, проводившихся в 1947 году, американские военные вновь переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла. Почти одновременно с этим они пришли к выводу, что низкая скорость машины не отвечает современным условиям ведения войны. В результате от Т28 (Т95) отказались, но, возможно, американским бюрократам просто надоело ломать голову над классификацией этой машины.

«Объект 279»

Было бы несправедливым обойти вниманием СССР – страну, которую можно по праву назвать самой «танковой» державой XX века. В прошлом столетии советскими предприятиями было произведено наибольшее количество танков и спроектировано наибольшее количество их моделей. Однако сверхтяжелыми танками в стране Советов не увлекались. До начала ВМВ на них просто не хватало средств, а во время войны – еще и времени. Так, летом 1941 года на ленинградском Кировском заводе разработали проект сверхтяжелого танка КВ-5, вес которого достигал бы 100 тонн, но в августе к Ленинграду приблизились немецкие войска, и работы над этим проектом были прекращены.

После окончания ВМВ, с появлением кумулятивных боеприпасов, всем танковым конструкторам стало понятно, что нерационально создавать боевые машины тяжелее 60 тонн. При таком большом весе их невозможно сделать быстрыми и маневренными, а, значит, несмотря на самое мощное бронирование, их быстро подобьют. Но на горизонте маячил призрак ядерной войны, и конструкторы начали разрабатывать машины, которые должны были вести боевые действия в невиданных доселе условиях.

В 1957 году в КБ Ж. Я. Котина ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова был создан удивительный танк. Хотя он весил всего 60 тонн и по массе не может претендовать на звание супертяжелого танка, зато по уровню бронирования – вполне. Толщина стенок его литой башни по периметру составляла 305 мм. При этом толщина лобовой брони достигала 269 мм, бортов – 182 мм. Такая толщина брони была получена благодаря оригинальной форме корпуса, больше похожего на летающую тарелку, чем на танк. Необычному изделию присвоили индекс «Объект 279». Экспериментальную бронированную машину вооружили 130-мм нарезной пушкой М-65 с системой продува ствола. Из всех реализованных в металле сверхтяжелых танков калибр основного орудия «Объекта 279» является самым большим.

Машина была снабжена сложной системой нерегулируемой гидропневматической подвески и двойными гусеницами. Такое техническое решение позволило уменьшить давление на грунт, увеличить проходимость танка, но серьезно ухудшило его маневренность. Этот фактор, а также сложность машины в обслуживании послужили причиной того, что проект не пошел дальше создания и испытаний прототипа.


«Объект 279» в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

9-07-2016, 19:58

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в гостях самая странная и самая уникальная машина мира танков, медленный, неповоротливый и очень длинный танк – это TOG II гайд.

Данный агрегат назвать новым никак нельзя, он в World of Tanks уже очень давно и всем известно, что это премиум танк шестого уровня Великобритании. Кроме того, что TOG 2 купить сейчас нельзя и он обладает льготным уровнем боев (6-7), тут имеется еще множество интересных нюансов, о которых сейчас и поговорим.

ТТХ TOG 2

Первое, о чем хочется сказать и это хорошая новость – данный агрегат наделен очень большим для своего уровня запасом прочности и неплохим базовым обзором в 360 метров.

Если же рассматривать остальные общие TOG 2 характеристики, то тут все очень печально. Начнем с того, что мы имеем просто невероятно сарайные размеры. Машина высокая и катастрофически длинная, к тому же брони у нас нет, так что все, начиная с шестого уровня способны пробить этого британца практически в любую проекцию.

Касательно подвижности, ей танк TOG 2 World of Tanks тоже обделили. Невероятно низкая максимальная скорость, никакая динамика, а полное отсутствие маневренности говорит о том, что закрутить нас проще простого.

Другими словами, в этом ключе преимуществом этого танка является только его запас прочности, неплохой обзор и льготный уровень боев.

Орудие TOG II*

Однако совсем никаких преимуществ быть не может и единственным плюсом этой машины по праву можно назвать вооружение, оно действительно отличное.

Главное, за что любят TOG 2 орудие – его высокое бронепробитие, то есть голдовые снаряды нам не нужны практически совсем, машина способна фармить.

Далее, у нас нет большой альфастрайка, приличная скорость атаки компенсирует этот момент и в итоге у нас получается примерно 1800 единиц урона в минуту, без учета досылателя и умений экипажа, а это весьма неплохой результат.

Даже параметры точности TOG 2 танк имеет неплохие. Нам дали комфортный разброс, быстрое время сведения и неплохую стабилизацию (не удивительно при такой скорости движения). Кстати, пушка склоняется вниз на 10 градусов, это еще один плюса.

Преимущества и недостатки TOG II*

Рассмотрев общие характеристики данной машины и параметры ее орудия, все сильные и слабые стороны видны сразу невооруженным глазом. На самом деле, TOG II* World of Tanks имеет массу преимуществ, но те немногочисленные минусы настолько весомы, что на них нельзя не обращать внимания.
Плюсы:
Отличные показатели бронепробития;
Высокая скорострельность и хороший ДПМ;
Неплохая точность и время сведения;
Большой запас прочности;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Льготный уровень боев;
Минусы:
Слабое бронирование;
Огромные габариты;
Очень плохие показатели подвижности.

Оборудование для TOG 2

Исходя из того, что нивелировать наши недостатки при помощи установки дополнительных модулей нельзя, стоит сконцентрироваться на усилении имеющихся преимуществ. Таким образом, на TOG 2 оборудование подбирается по следующему принципу:
1. – позволит повысить наносимый урон в минуту.
2. – повышение дальности обзора очень важный нюанс, так что выбор очевиден.
3. – хотя сводимся мы и так довольно быстро, улучшить данный параметр не будет лишним.

Как обычно, последнему пункту есть неплохая альтернатива – . С этим модулем комплексно повысятся сразу несколько характеристик, так что все логично.

Обучение экипажа TOG II*

Еще один крайне важный момент для любого танка – это выбор умений для экипажа. Данный случай не совсем стандартный, ведь в нашем распоряжении аж 6 членов экипажа, но не стоит теряться, на TOG 2 перки подбираются следующим образом:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , ;
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для TOG 2

В плане расходников все стандартно, вполне удачно можно обходиться джентльменским набором из , и . Но если вопрос с запасом серебра стоит не особо остро и для вас важны выживаемость и комфорт в бою, лучше возите на TOG 2 снаряжение премиумное, а огнетушитель можно заменить на ПУДИНГ.

Тактика игры на TOG 2

Учитывая специфичные стороны данной машины, а именно: габариты, медлительность и слабую броню, играть на ней непросто. Но не стоит забывать о многочисленных минусах, так что шансы у нас все же хорошие.

На TOG 2 тактика ведения боя заключается больше от игры на второй линии, так как танковать даже одноклассников мы неспособны. Зато точное, бронебойное и скорострельно орудие весьма неплохо работает на дистанции.

Стоит также понимать, что сражаться с превосходящим числом соперников не стоит, но TOG II* танк WoT без труда можем перестрелять любого одноклассника 1 на 1, пользуясь все тем же преимуществом в скорострельности и повышенном запасе прочности.

В остальном главное понимать, что в наших руках машина одного направления, выбрав которое, назад вы вернуться не сможете, как бы ни хотели. Немаловажным моментом является то, что нас очень любит фокусить артиллерия, от нее британский тяжелый танк TOG 2 страдает неимоверно сильно и выбирая позиции, нужно учитывать этот факт.

Разумеется, мы наиболее комфортно чувствуем себя на городских картах, ведь тут проще спрятать этот длинный сарай и арте сложнее накинуть. Но в любых ситуациях нужно анализировать ситуацию в бою, следить за мини-картой и старайтесь не оставаться в одиночестве. Без поддержки союзников, TOG 2 танк World of Tanks сильно уязвим, ведь его можно закрутить.

TOG 1 маневрирует во дворе завода Фостера в Линколне. На борту установлен инклинометр, определяющий угол наклона.

В сентябре 1939 британский Генеральный Штаб инициировал разработку нового перспективного танка А20. Это событие не прошло мимо сера Альберта Стерна - человека-легенды в британском танкостроении. Ранее он являлся секретарём Первого в Мире Комитета Сухопутных Кораблей и во многом благодаря его дальновидности и воле Британия в 1916 году начала первое в мире серийное производство танков. Авторитет сэра Альберта был чрезвычайно велик, но, к сожалению, его самомнение было ещё больше. Он считал, что он и только он знает, каким должен быть новый успешный танк. Через 6 недель после начала работ над А20 Альберт Стерн выступил с инициативой возглавить создание своего, единственно правильного проекта. С этой целью он собрал вокруг себя своих именитых единомышленников, которые участвовали с ним в создании первого танка, ставшего его и их триумфом. Это были Ви.Джи. Уилсон, сэр Виллиам Триттон, Хэрри Рикардо, сэр Эрнст Свинтон, сэр Юстас Теннисон Д’Эйнкорт и другие. Используя своё влияние, он сумел заручиться поддержкой Кабинета Министров и сформировал Комитет Создания Специальной Машины (SVDC). Учитывая прославленный состав ветеранов танкостроения, этот комитет получил неформальное прозвище Старая Банда (The Old Gang).

Поговаривали, что Генштаб не был в восторге от творческого порыва сэра Артура, и поэтому пришлось надавить на некоторых людей, чтобы они присоединились к недавно созданному Комитету. Большинство участников, к тому времени, были уже в преклонном возрасте, и отошли от дел. Впрочем, Рикардо и Уилсон ещё продолжали свои инженерные изыскания.

Старая Банда, опираясь на опыт Первой Мировой, была твёрдо уверена, что новым танкам, в конечном счёте, придётся действовать в условиях развитой системы траншей противника. На их взгляд мировое танкостроение пошло явно не той дорогой, поэтому их танк вернёт заблудших на путь истинный. Естественно, заказ был выдан фирме Виллиам Фостер и Ко., в городе Линколн, которая выпускала первые танки в 1916 году. Предприятие принадлежало участнику Старой Банды Виллиаму Триттону.

В декабре 1939 инженеры Фостреа подготовили эскиз будущего танка.

Артур Стерн настоял на том, что новая машина должна иметь электромеханическую трансмиссию. Ещё в 1916 он безуспешно пытался внедрить эту схему на первые танки, но только в 1940-м ему представился шанс на реванш. Прототип оснащался 12-цилиндровым V-Образным дизелем Паксман на 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Механическая энергия дизеля передавалась на электрогенератор, который питал током два бортовых электродвигателя, которые приводили в движение ведущие колёса и гусеницы. Коробки передачь не было, а вместо неё реостатом менялось напряжение на каждом электродвигателе, что позволяло регулировать скорость и направление движения танка.

Разработку электрического привода поручили другому ветерану Си. Эйч. Метцу из фирмы Метц и МакЛиллан, хотя за производство отвечала Английская Электрическая Компания.

К маю 1940 заказ увеличили до двух прототипов, которые получили соответствующие названия TOG 1 и TOG 2. Напомним, что TOG - это аббревиатура от The Old Gang - Старая Банда.

В феврале 1940 началсь непосредственная работа над танком TOG - изготовили деревянный макет и заказали некоторые узлы и агрегаты. С первого взгляда дизайн поражал своей архаичностью. Это была узкая, высокая и длинная неповоротливая конструкция, повторявшая концепцию самых ранних танков. Внешне архаичность усиливалась ромбовидной формой корпуса, траками из никелевой стали времён Первой Мировой и пулемётными спонсонами по бокам. Впрочем, пулемётные спонсоны не перешли на прототип, но более современным танк от этого не стал. В лобовом листе разместили 75мм французскую гаубицу, а сверху башню от танка Матильда. Броня должна была выдерживать попадания 47мм бронебойных снарядов, но в последующем её толщина постоянно пересматривалась. На прототипе бортовая броня имела 65мм толщину.

После первых заводских испытаний во дворе предприятия машина была отправлена на полевые испытания, состоявшиеся 27 сентября 1940.

Определив вес правой половины будущего танка - 36 тонн 711,2 кг, конструкторы прикинули, что общий вес машины составит на данном этапе разработок более 73 тонн. Цифра получалась внушительная, и это учитывая, что получена она расчетным путём, на пока ещё полностью не воплощённой в металл конструкции, без реального веса брони, без вооружения, топлива, боеукладки и экипажа. Скорость достигала 13.67 км/ч.

6 октября 1940 состоялась первая официальная демонстрация проекта перед участниками Комитета Создания Специальной Машины (SVDC). Уиллсон на демонстрацию не пришёл, поскольку у него со Стерном сложились весьма натянутые отношения на профессиональном уровне. Причина была в том, что Стерн не имел вообще никакого технического образования, но позволял себе категоричные высказывания о работе специалистов.

После молниеносного триумфа немецких танковых войск во Франции архаичность и практическая бесполезность танка TOG стала более чем очевидна. Наступила эпоха высокоманёвренных и подвижных танков, а TOG никак не отвечал новым требованиям времени. Несмотря на то, что TOG безнадёжно устарел, даже не появившись, работы над ним продолжались. В ходе испытаний выявилось, хотя это было изначально понятно, что танк совершенно неманёвренный, из-за того, что корпус узкий, а опорная поверхность гусениц длинная, но с этим ничего нельзя было сделать в силу самой конструкции машины. Это усугублялось тем, что, как и первые британские танки, TOG I вообще не имел подпружиненной подвески - опорные катки малого диаметра просто жёстко крепились к корпусу. Электромоторы постоянно перегревались. На испытаниях вплоть до 28 мая 1941 машина постоянно была вынуждена останавливаться, чтобы электромоторы не сгорели и могли остыть.

TOG 1 с башней от Матильды

После испытаний, закончившихся в июне 1941, TOG претерпел ряд изменений. Полсе провала с электромеханической трансмиссией, её заменили гидравлической, работы над которой продолжались два года. В мае 1943, машина переименованная в TOG 1A совершила первый выезд. Новое оборудование изготовила Hydraulic Coupling and Engineering Company. После месяца интенсивных испытаний в районе города Линколн, машина вернулась на завод для очередной доработки. В июле были выданы заказы на новые узлы и агрегаты. С того времени танк TOG 1A оставался на предприятии, где весной 1944 в него внесли небольшие изменения. Как только модифицированный TOG 1A был готов, его отправили в Чобхем на огромном 100-тонном транспортёре Пикфордз. Больше о нём ничего не слышали, но в войсках это чудо не появилось.

Заказ на TOG 2 был выдан 6 мая 1940. Точно не известно, зачем на ранней стадии разработок потребовался ещё один дизайн TOG, но скорее всего это связано с вооружением. Механика TOG 2 была идентична TOG 1, а явное отличие просматривалось в гусеницах. Траки времён Первой Мировой так и остались неизменными, подпружиненная подвеска тоже не появилась, но корпус переделали так, что верхняя ветвь гусеницы миновав заднее ведущее колесо опускалась в туннель, через который шла вперёд и на выходе из туннеля поднималась, чтобы попасть на передний ленивец. Опустить гусеницу в туннель пришлось, чтобы расширить корпус под погон большей башни. На деревянном макете боевого отделения была 3-х дюймовая гаубица в лобовом листе, справа от водителя, а по бортам спонсоны для пары пулемётов Besa с каждой стороны. Коробчатая башня TOG 2 напоминала увеличенную версию башни от танка Черчилл Mark III. Вооружение башни состояло из 3-дюймовой гаубицы и 2-фунтовой противотанковой пушки справа и пулемёта Besa слева. Согласно сохранившимся записям броня тоже была внушительно по тем меркам. На макет ставились 63мм чугунные бортовые листы.

Когда 16 марта 1941 танк сделал первый выезд, то на нём ещё стояла гаубица в корпусе, бортовые спонсоны и башня были из дерева, но даже тогда вес машины превышал 48 тонн. Быстро выявились обычные мелкие проблемы, однако перегрев электродвигателей не отмечен, как на TOG 1. К концу марта вместо деревянной башни установили чугунный балласт и вес танка достиг 62 тонн. В мае 1941 деревянную башню вернули и отправили TOG 2 на испытания в Фарнборо. Когда в июне машина вернулась в Линколн, то ей заказали новые траки. Теперь они имели выступы с сетчатым рисунком для лучшего сцепления с грунтом и изготавливались из марганцевой стали. После этого танк сфотографировали со стальной башней ещё большего размера и 3-дюймовой зенитной пушкой (QF 3 inch 20 cwt anti-aircraft). Машина была покрашена в трёхцветный камуфляж.

TOG 1*

В сентябре 1941 в конструкция танка были внесены значительные изменения и поэтому машину переименовали в TOG 2*. От орудия в лобовом листе и бортовых споносонов уже отказались, а бронирование пересмотрели. Главная передача подверглась дальнейшим переделкам, но главное, на танк решили поставить торсионную подвеску, хотя не реализовывали это до апреля 1943. Работа над TOG 2* явно затягивалась, а требования боя на войне быстро менялись. Поэтому конструкторы решили вооружить танк 17-фунтовой пушкой в башне, разработанной Messrs Stothert and Pit из города Бэс. В 1944 эту башню установили на танк А30 Челленджер.

Полноразмерный макет передней части танка TOG 2. В лобовом листе стоит 3-дюймовая гаубица, в башне 3-дюймовая гаубица и 2-фунтовая противотанковая пушка, в боковых спонсонах по 2 пулмёта Беса.

В 1942 конструкторы вдруг решили развернуть гусеницы с заду наперёд, как на танке А20, и теперь выступающая часть на каждом звене была сзади.

TOG 2 с 57мм пушкой

Наконец, в мае 1943 продолжились испытания танка TOG 2*. Особых проблем не возникло и было решено, что, в общем, машина готова, хотя её вес достиг почти 80 тонн. К 27 мая 1943 TOG 2* уже вёл себя на испытаниях полностью безупречно, однако, Военный Офис не проявил желания заказать танк. Согласно правилам, машине надлежало пройти ещё официальные испытания в Чобхеме, но уже было совершенно ясно, что TOG 2*сильно опоздал со своим появлением.

TOG 2 с 57мм пушкой

Пытаясь хоть как-то пристроить своё архаичное детище, конструкторы планировали сделать укороченную на 1,82см версию танка, названную TOG 2R (Revised) и даже обговаривали идею TOG 3. Однако, ничего это уже не было реализовано. TOG изначально создавался для войны, которая закончилась более 20 лет назад. Старая Банда стремясь повторить в TOG свой триумф по сути создавала танк для Первой Мировой войны. То, что эпопея с анахронизмом Стерна затянулась аж до 1944 говорит не только о личном крахе Артура Стерна и его Старой Банды, но и о том, что вместо того, чтобы создавать действительно нужные для Британии танки, очень многие её инженеры практически всю войну занимались изначальной ерундой. Танк TOG хорошо демонстрирует почему и как во время войны в Британском танкостроении сложилась бедственная ситуация.

TOG 1 с башней от Матильды. Сзади на борту виден инклинометр.

Heavy Tank TOG
тяжёлый танк TOG
экипаж

6-8 человек (TOG 2*)

Командир
водитель
помощьник водителя
наводчик
заряжающий
заряжающий

боевая масса 71.16 тонн (TOG 1)
89.6 тонн (TOG 2*)
длина 10.1346м
ширина 3.1242 м
высота 3.048 м
длина ствола 682.7774 см, 65 калибров
вооружение 6-фунтовая пушка (TOG 2)
17-фунтова пушка (TOG 2*)
толщина брони наибольшая:50мм + 25мм дополнительные бронелисты
наименьшая: 25мм
двигатель Paxman Ricardo, V12, 600 л.с.
в раннем варианте с электротрансмиссией
снаибольшая скорость 13.67 км/ч
запас хода около 80 км
преодолеваемый ров 3.6576 м

танк TOG 2* с 17-фунтовой пушкой

источники

David Fletcher -- The Greate Tank Scandal -- HMSO, 1989

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

В данной статье речь пойдет о наверняка самом неординарном танке в игре World of Tanks, занимающем далеко не последнее место в списке необычных тяжелых бронированных машин из когда-либо созданных, а также о его истории создания. Конечно же это TOG II* !

Британцы, как и советы, немцы и американцы, активно принимали участие в гонке вооружений. Основываясь на опыте Первой мировой войны, у конструкторов возникло предположение, что и Вторая мировая будет такой же позиционной, с широким использованием траншей и укреплений, а значит понадобятся и танки, способные их преодолевать.

К 1940 году были разработаны танки TOG 1 и TOG 2 – две машины, созданные полностью руководствуясь устаревшими взглядами на войну. Это были тяжелые танки, сконструированные для прорыва обороны, позиционной войны, преодоления пересеченной местности и окопов противника, поддержки пехоты и расправы над вражескими оборонительными сооружениями. А уже в начале 1941 был готов прототип.

Представленный в нашей игре TOG II* - это 90-тонный монстр, обслуживаемый экипажем из 6 человек. Кроме командира машины в экипаж также входил механик-водитель, штурман, наводчик и двое заряжающих.

От предшественника TOG II также отличало и наличие боковой защиты гусениц, открытых теперь лишь спереди и сзади, что значительно понизило шансы на повреждение траков. Ну и вооружение для своего времени было впечатляющим – главное орудие калибром 76.2 мм, использующее 17-фунтовые снаряды QF, а также противопехотный коаксиальный пулемет BESA калибром 7.92 мм.

Этот танк был просто слоном даже по меркам тяжелых бронированных машин того времени. Будучи 10 метров длиной и шириной в 3 метра, данный танк был просто огромным по сравнению с любым другим. Башня танка A30 Challenger, используемая в данном танке, также имела около 3 метров в высоту, а в движение она приводилась при помощи двух электромоторов. При таком огромном корпусе танк должен был быть обеспечен и приличной броней. В качестве брони использовалась закаленная сталь, которая поднимала эффективность ровно настолько, насколько и его боевую массу. Ну а необходимость в таком высоком уровне бронирования возникла из-за старомодного подхода к бронированию – вместо использования наклонных листов, повышающих шанс на рикошет и непробитие, корпус был полностью прямолинейным и конструкторы рассчитывали лишь на крепкую броню, тем самым лишь усугубляя ситуацию.

В качестве движущей силы использовался дизельно-электрический 12-цилиндровый двигатель Paxman-Ricardo, развивающий мощность до 600 лошадиных сил, передавая вращение на ведущие катки через электро-механическую трансмиссию. Изначально в TOG II использовалась неподрессоренная подвеска, однако в модификации TOG II* были пересмотрены некоторые моменты конструкции и установлена торсионная подвеска. Не смотря на это, танк был не способен развивать скорость выше 14 километров в час, а передвигаться без дозаправки мог не дальше 80 километров.

Испытания длились с 1941 по 1943 год, когда армия Великобритании уже была обеспечена достаточным количеством танков американского производства и больше не нуждалась в подобных тяжелых танках. К тому же и тактика ведения боев к этому времени изменилась и необходимы были скорее средние танки, широко конструируемые британскими разработчиками. Американские Шерманы и их английские модификации вроде Sherman Firefly показали себя в этой войне гораздо лучше громоздких чудищ из прошлого.

Единственный сохранившийся сегодня прототип данного танка представлен в Бовингтонском танковом музее.

Год разработки: 1939 г.
Год производства: 1941 г.
Боевая масса: 81,2 тонн
Длинна: 10075 мм
Ширина: 3100 мм
Высота: 3050 мм
Скорость: 12 км\ч
Запас хода: 75 км
Радио: нет данных
Броня
a. Лоб:
25 – 50 мм мм
b. Борт:: 25 – 50 мм мм
c. Корма: 25 – 50 мм мм
d. Рубка: 25 – 50 мм мм
e. Корпус: (верх) 25 – 50 мм мм
f. Корпус: (низ) 25 – 50 мм мм
g. Крыша/Днище: 25 – 50 мм мм
Экипаж: 6-8 чел.
Вооружение: 76-мм пушка
Изготовители: Англия

В июле 1939 г. состоялась дискуссия между британским министром снабжения, отвечавшим за производство вооружений, и сэром Альбертом Стерном, возглавлявшим Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны, о требованиях к танкам для боевых действий в Европе. В результате 5 сентября 1939 г. сэру Альберту предложили заняться вместе со специалистами выработкой требований к танку. Кроме него в комитет пригласили сэра Ю. Теннисона Д"Энкура, генерала Суинтона, мистера Рикардо и майора Вильсона — все они сыграли выдающуюся роль в создании и производстве танков в Первую мировую войну. Комитет решил просить Генштаб выдать ТТТ на тяжелый танк, а Стерн предложил сэру Уильяму Триттону из фирмы Фостера в Линкольне (основной изготовитель танков в 1916—18 гг.) сотрудничать с комитетом в этих исследованиях.

Генштаб предложил членам комитета посетить Францию для ознакомления с новыми французскими танками, а также встретиться с офицерами штаба британского экспедиционного корпуса. Тем временем выдали тактико-технические требования, а комитет в октябре 1939 г. получил официальное название "Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения". Требования были аналогичны выданным фирме Harland & Wollf на пехотный танк А20. Они предусматривали машину с гусеницами, охватывающими корпус для преодоления местности, изрытой воронками, с бронированием, защищающим от огня 47-мм и 37-мм ПТП и 105-мм гаубиц на дальности 100 ярдов. Он должен был нести полевое орудие в лобовом листе корпуса для разрушения укреплений, в спонсонах требовалось установить 40-мм пушки, 7,7-мм пулеметы BESA с круговым обстрелом, иметь запас хода до 50 миль, скорость 5 миль/ч и дизель. Экипаж предполагался 8 человек. Танк должен был перевозиться по железной дороге.

Эскизный проект подготовила компания Foster в декабре 1939 г. Однако к тому времени еще не имелось подходящего дизеля, поэтому намеревались использовать V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. С учетом массы машины предусмотрели электрическую трансмиссию, разработку которой предложили English Electric Company. Машина известна как TOG I ("The Old Gang" — "старая команда"), а ее разработка началась в феврале 1940 г. Появилась в октябре 1940 г. Она имела скорость хода 8,5 мили/ч и весила около 50 т без вооружения или спонсонов. К этому времени проект изменили, устранили спонсоны, но ввели башню для 2-x фунтовой пушки от танка А12 "Матильда". В лобовом листе корпуса установили 75-мм гаубицу таким же образом, как и во французском танке Char В-1. Ходовая часть имела жесткую подвеску без упругих элементов и в целом напоминала использовавшуюся на поздних британских танках времен Первой мировой войны. Испытания показали, что электрическая трансмиссия не оправдала надежд конструкторов, а двигатель на испытаниях сожгли. На TOG 1 двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины. Эта неплохо задуманная система оказалась слишком сложной и приводила к деформациям гусениц и ведущих колес. Поэтому TOG 1 модифицировали, установили гидравлическую трансмиссию, которая также оказалась неудачной из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. В этом новом варианте танк обозначался TOG I A.

В ходе постройки TOG 1 разрабатывалась усовершенствованная модель с понижением верхних ветвей гусениц для уменьшения высоты корпуса. Танк TOG 2, построенный в единственном экземпляре в марте 1941 г., предназначался для установки увеличенной башни 57-мм пушкой и спонсонов, как проектировалось изначально. Однако спонсоны так и не установили, а башня, установленная для первых испытаний, представляла собой деревянный макет с муляжом пушки и была больше, чем предусмотренная проектом. Реальная башня появилась для установки на TOG 2R (Revised — "исправленный") — результат дальнейшей разработки, который был на 6 футов короче предшественника благодаря устранению бортовых спонсонов и имел торсионную подвеску опорных катков. TOG 2R так и не построили и предусмотренную для него башню изготовили для замены деревянного макета на TOG 2. Механические узлы и агрегаты этого танка были аналогичны TOG 1.

Пока TOG 2 проходил испытания, на вооружение приняли и запустили в производство тяжелый пехотный танк А22 "Churchill". Интерес к TOG угас, но в начале 1942 г. на него установили новую башню с 76-мм пушкой для испытаний. TOG 2, обозначенный теперь как TOG 2*, стал таким образом первым британским танком с 76-мм пушкой. После некоторых изменений башню и созданный для нее электропривод поворота Metadyne установили на танке A30 "Challenger".