Философские идеи в.и.ленина и логика.

Философские идеи В.И.Ленина и логика

Страница 1 из 8

П.В.КОПНИН

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В.И.ЛЕНИНА И ЛОГИКА

В книге излагается учение В. И. Ленина о материалистической диалектике как теории познания и логике; диалектика как наука, совпадение диалектики, логики и теории познания; диалектика как обобщение истории познания; место диалектики в марксистской философии. Автор рассматривает структуру материалистической диалектики, характер взаимоотношения диалектики и формальной логики, место диалектики в изучении мышления, диалектику форм мышления. В заключительной части книги анализируются такие проблемы, как диалектика и процесс научного исследования, логико-гносеологические основы практической реализации знания.

Книга является обобщением и дальнейшим продолжением ранее изданных трудов автора: «Диалектика как логика» (Киев, 1961), «Гипотеза и познание действительности» (Киев, 1962), «Идея как форма мышления» (Киев, 1963) и другие публикации, связанные с разработкой диалектической логики.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука и общественная жизнь в целом ставят перед философией нашего времени множество актуальных задач, среди которых одной из важнейших является совершенствование метода научно-теоретического мышления, т. е. Логики с большой буквы.

Плодотворная разработка логических проблем предполагает изучение истории развития человеческого знания, в частности его современных форм. В качестве отправных посылок, выполняющих функцию метода анализа, выступает философское наследие прошлого, идеи выдающихся мыслителей, среди которых особое место занимает В. И. Ленин.

Концепции В. И. Ленина впитали в себя достижения мировой культуры и послужили исходным пунктом для развития всех областей современного философского знания, в том числе и логики.

Разработка философского наследства В. И. Ленина составляет важнейшую задачу, которую поставила партия перед советскими философами. Наш долг состоит не только в том, чтобы выявить все богатство философского мышления В. И. Ленина, но и развивать ленинские мысли применительно к новым историческим условиям на базе новых достижений общественных и естественных наук.

Ленинское философское наследство весьма многогранно, его разработка предполагает всесторонний подход к нему. Большое значение имеет дальнейшее развитие ленинских положений о диалектике как логике и теории познания марксизма.

Советские философы и философы-марксисты зарубежных стран в последнее время стали больше уделять внимания проблемам диалектической логики, о чем свидетельствуют вышедшие в свет работы (статьи и монографии). От дискуссий о предмете логики и ее отношении к диалектике. они перешли к разработке конкретных вопросов как формальной, так и диалектической логики. Но это еще только начало большой и серьезной работы в этой области. Развитие науки, в частности естествознания, ставит задачу дальнейшей и более углубленной разработки проблем диалектической логики.

Некоторые зарубежные естествоиспытатели и философы считают, что все проблемы, которые ставит современная наука перед философией, могут быть решены путем совершенствования аппарата формальной логики. По их мнению, возник конфликт между современным уровнем естествознания и аппаратом классической, традиционной логики. Создание нового аппарата формальной логики рассматривается как средство для решения всех вопросов, которые ставит естествознание перед философией, всех реальных трудностей, возникающих в науке.

Конечно, совершенствовать аппарат формальной логики необходимо, его развитие способствует прогрессу в науке (достаточно вспомнить значение аппарата математической логики для кибернетики). Аппарат современной формальной логики довольно развит, созданы многочисленные формальные системы исчисления, которые плодотворно работают в науке и технике. Однако совершенствование аппарата формальной логики - это только одна сторона. Развитие современного естествознания неминуемо подводит нас к диалектике, которая является теорией познания и логикой современной науки. Какими способами, с помощью каких форм мышление приходит к результатам, дающим объективную истину,- проблема, которую ставит перед логикой наука. Эта проблема - предмет не формальной логики, а диалектики.

Как бы ни был совершенен аппарат формальной логики, он не может служить научным методом для философского обобщения результатов естествознания. Ученые-естественники ожидают от философов разработки таких актуальных вопросов, как процесс образования и развития научных понятий, принципы построения и развития гипотез, научных теорий, различные методы современного научного мышления, гносеологическая природа эксперимента и его связь с теоретическим мышлением.

Философия оказывает действенную помощь естествоиспытателям не тем, что сама решает специальные вопросы развития науки с какой-то общей, натурфилософской точки зрения. Этот путь связи философии и современного естествознания бесплоден. Философия не должна и не может заменить ни физики, ни биологии, ни какой-либо другой отрасли научного знания. У каждой науки есть свой предмет, свои специфические приемы исследования. Но философия очень поможет всем другим отраслям научного знания, если она будет правильно и своевременно давать ответы на те методологические вопросы, неразрешенность которых мешает естествоиспытателям успешно преодолеть трудности, стоящие на их пути.

Философия учит правильно мыслить, правильно связывать факты природы. Постижение предмета мыслью возможно лишь по законам диалектики, в категориях и формах диалектической логики. Вот почему Ф. Энгельс и В. И. Ленин придавали огромное значение категориям и формам мышления, считая их анализ благодарной и трудной задачей.

Разработка диалектической логики включает создание трудов как по отдельным проблемам, так и по системе диалектической логики в целом. Причем одно предполагает и дополняет другое. Трудно разрабатывать какую-либо проблему, не зная ее места в общей системе; с другой стороны, невозможно выяснить значение той или иной проблемы, ее место в науке, не раскрыв достаточно полно ее содержание.

В данной книге автор пытается соединить эти два способа исследований, а именно, на основе идей В. И. Ленина рассмотреть целую совокупность проблем диалектической логики, одни из которых будут проанализированы более детально, а другие с меньшей полнотой. Большое внимание обращено на вопросы логики, занимавшие видное место в движении философской мысли В. И. Ленина, разработка которых выдвигается ходом развития современного научного познания.

Большое место при анализе проблем диалектической логики будет занимать анализ историко-философского материала. И это вполне закономерно и соответствует методу В. И. Ленина, который подчеркивал связь истории мысли с ее логикой. Без истории философии нельзя выявить содержания ни одного понятия логики, уяснить необходимость его выдвижения и тенденцию дальнейшего развития. Причем в данном случае историко-философский анализ является не просто историческим, но и логическим. Путем изучения историко-философского материала выделяются основные моменты содержания понятий в их взаимной связи. Иной путь трудно было бы найти. Например, вне истории философии трудно, а может быть, просто невозможно, обосновать необходимость идеи как особой формы мышления. Философия выработала это понятие исходя не из конкретного анализа результатов познания какого-либо предмета, а из потребностей объяснения общего хода движения познания к истине. А если это так, то, следовательно, нужно проанализировать не только конкретные результаты научного знания, а и закономерности его развития вообще, что мы и находим в философских системах прошлого, рассматривая их в историко-логической последовательности.

Ф. Энгельс ставил вопрос о необходимости для естествоиспытателя научно-теоретического мышления, которое «...является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии»*. Исследование формирования и развития понятий философии необходимо для понимания их роли в современном научном мышлении.

При этом анализ движения мысли в истории философии не должен быть изолирован от современной науки, тенденций ее развития и потребностей. Только синтез истории философии и истории науки, включая ее новейшие теоретические построения, может послужить основой для логических обобщений.

Разработка логической проблематики в марксистской философии показала, что ленинские идеи правильно отразили основные тенденции в развитии логики XX столетия.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 366.

Идея прогресса – главное, что унаследовано из философской мысли ХVII-XIX вв. современными общественными науками. Это была идея светская, уходившая от интеллектуальной традиции Европы средних веков, когда во всем мыслился Божий промысел; идея, представлявшая собой новую могущественную и всеобъемлющую сверхтеорию, все объяснявшую в настоящем, прошлом и будущем существовании человечества. Суть идеи и существующих в ее рамках концепций и представлений потрясающе проста. С немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является Наука. Это, также, и необратимое движение от бесконечного разнообразия особенностей, которые нерационально поглощали человеческую энергию и экономические ресурсы, к миру унифицированному на основе единой, простой и наиболее разумной организации. Таким образом, это движение от плохого к хорошему, от незнания к знанию, что давало этой благой вести нового времени этический заряд, фундаментальный оптимизм и реформаторское рвение. Познание различных проявлений этого процесса - экономического, политического, культурного и т.д.- выявляло взаимосвязь и взаимозависимость всех указанных факторов и порождало множество споров и глубоких разногласий, например, по вопросу о том, что является главным двигателем прогресса: развитие разума или же рост средств производства. Вне споров оставалось то положение, что человечество на своем предопределенном историческом пути вперед и вверх проходит универсальные этапы, из чего и исходили все остальные теоретические построения и интерпретации.

Важно отметить, что идея прогресса со всем ее понятийным аппаратом, системой ценностей и представлений не была исключительной принадлежностью ученых мужей, а пронизывала все слои общества, войдя в общепринятый обиход мышления, по инерции неуязвимый. Даже когда реальная действительность вступала в конфликт с этим мироощущением (а такое случалось нередко), противоречие отметалось как случайное и преходящее, в то время как вера в прогресс и его вариации оставалась непоколебимой. Менялась мода на слова: «прогресс», «модернизация», «развитие», «экономический рост» и т.д. По-разному звучали обоснования: «цивилизаторская миссия», «экономическая эффективность», «братское содействие», «рациональное развитие». Однако в самой своей сути идея прогресса обнаружила необыкновенную живучесть.

Наиболее зримым «материальным» воплощением и инструментом идеи прогресса, стало современное государство с его узаконенным представлением общенациональных интересов, претензией на безусловную целесообразность бюрократического устройства, на объективную необходимость управлять людьми во имя прогресса и связанное с этим право распределять привилегии, навязывать пути и способы функционирования. «Прогресс», «развитие», «экономический рост» стали главным идеологическим обоснованием миссии государства. В этом плане различия между «Востоком» и «Западом» до 1991 г. были куда менее радикальны, чем принято было считать. Вот причина, почему после окончания «холодной войны» многое изменилось куда меньше, чем ожидалось. Идеи глобализма деятельности транснациональных компаний и усиливающийся диктат США посредством Мирового валютного фонда не многое изменили в государственно-прогрессистских идеологиях и формах власти. Не случайным поэтому является и то, что проявления протеста на «Востоке» и «Западе», на «Севере» и «Юге» часто принимают формы ярой антигосударственности. Образ грубо навязчивой бюрократии «Старшего Брата», чье всепроникновение в человеческую жизнь делает ее невыносимой, никогда не был столь актуален, как теперь, хотя недовольство часто проявляется в цинизме и в стремлении уйти от «всевидящего глаза» в большей степени, чем в открытых выступлениях.

Чиндин Игорь Викторович 2011

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 008.001 и.в. чиндин

ББК 71.0 кандидат философских наук, доцент

Российского государственного технологического университета

«МАТИ им. Циолковского», г. Москва e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О НАСЛЕДОВАНИИ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ВЛ. СОЛОВЬЕВА В XX ВЕКЕ

Отмечается, что Вл. Соловьев считается ключевой фигурой в русской философии XIX в. Подчеркивается, что, являясь создателем теории «цельного знания», он, с одной стороны, имел последователей в XX в., но, с другой стороны, не создал собственной философской школы. Рассматривается своеобразие творческого наследования идей философа.

Ключевые слова: Вл. Соловьев, философия, теургия, логомиф, трансценден-ция, мифология.

PhD in Philosophical Sciences, Associate Professor, Russian State Technological University «MATI n.a. Tsiolkovsky», Moscow

e-mail: [email protected]

ABOUT HERITAGE OF VL. SOLOVIOV’S PHILOSOPHICAL IDEAS IN XX CENTURY

Vl. Soloviov is considered a key figure in Russian philosophy of XIX century. As a creator of the theory of «unadulterated knowledge», on the one hand, he had followers in XX century, but, on the other hand, he did not establish his own philosophical school.

The author examines the uniqueness of the heritage of the philosopher"s ideas.

Keywords: Vl. Soloviov, philosophy, theurgy, logomyth, transcendency,

Так случилось, что тот, кого мы сегодня считаем самой значительной фигурой в русской философии XIX в. (а по мнению некоторых известных современных ученых, и самый выдающийся русский философ вообще1), несмотря на достаточно подробно изложенную им теорию всеединства и на, по сути, революционное обновление корпуса философского знания, не оставил после себя собственной философской школы. В начале XX в. те, кто открыто называли себя учениками Вл. Соловьева, спешили жизненно и действенно реализовать его заветы, а не дискурсивно продолжать обоснование теории

«цельного знания», не теоретически разрабатывать вопросы нового философского направления: «положительной христианской философии» или «свободной теософии»2. Отчасти это связано с содержанием самой философии «цельного знания», в которой мыслитель стремился органично соединить беспредельность мистического опыта и четкость, глубину его осознания в строгих философских категориях; в которой содержалась смелая попытка синтезировать политические, эстетические, экономические, религиозные, социальные идеи; в которой провозглашалось единение

1 Например, у А. Гулыги: «Все последующие русские мыслители в той или иной степени последователи Соловьева. Они не слушали его лекций, но знали его труды, усвоили основную его тему - соборное единение человечества, космическое его преображение, преодоление смерти» .

2 Термин ведет свое происхождение от так называемой вневероисповедной мистики - свободного мистического поиска вне любых конфессиональных рамок. В «свободной теософии» элементы гнозиса и каббалы сочетаются с общехристианскими идеями, результатами спиритических экспериментов, представлениями Парацельса, Сведенборга и т.п.

© И.В. Чиндин, 2011

субъекта с объектом, человека с миром, а мысли с действием1. «Провиденное им органическое всеединство божественного, человеческого и природного элементов должно в конечном счете привести к новому "неслитному соединению" духовного и материального начал, к идеальной и окончательной космической гармонии, которую человек призван начать осуществлять уже ныне своими руками» . Философские взгляды Соловьева зачастую выходят за пределы собственно философии и оказываются в ведомствах дискурса сакральной веры или поэзии2. «Мифопоэтические тенденции соловьевского творчества были органично вплетены в ткань самой философской рефлексии» . Соловьев желает преодолеть антиномии логомифической парадигмы, желает преобразовать ее и придать ей религиозную целостность.

Бесспорно, мыслитель разделяет философию и религию. Религиозный опыт философским познанием заменить нельзя: «...философия может изучать религиозные предметы, но ни создавать их, ни дать нам уверенность в их существовании она сама по себе не может, как не может этого сделать астрономия относительно небесных тел» . Но буквально перед этими строками в том же тексте читаем: «.если уверенность в действительном существовании религиозного объекта основана на религиозном опыте, то задача философии в этом отношении может состоять только в том, чтобы преобразовывать (выделено мной. - Ч. И.) и расширять этот опыт, то есть сделать более точными,

1 Одним из упреков, высказанных в адрес современной гуманитарной исследовательской аудитории от лица представителей предыдущего поколения, является упрек в отсутствии желания разрабатывать найденное ранее, наследовать самобытную интеллектуальную традицию, живо и творчески осваивать ее. С одной стороны, можно согласиться с обвинением в западническом уклоне молодой российской мысли. Но, с другой, следует признать и факт того, что в нашей отечественной традиции было много трансгрессивного, выплескивающегося за рамки какой бы то ни было философии вообще и требующего уже не дискурсивного, но жизненного, действенного продолжения.

2 К примеру, С. Булгаков главное и самое содержательно ценное выражение мистического чувства у Вл. Соловьева находит не в его философии, а в его поэзии. По мнению Булгакова, философию Соловьева «должно поверять поэзией»; философия - лишь комментарий к поэзии; Вл. Соловьев в первую очередь «философский поэт», а не «поэтизирующий философ» .

ясными и полными наши понятия о данных в действительной религии фактах» [там же].

Как известно, преобразование в человеческое слово божественных тайн религиозного опыта можно найти у «отцов церкви», опыт которых утверждался и закреплялся на Соборах. Так возникли религиозный канон, догматическое богословие. В чем смысл нового «преобразования» и «расширения» религиозного (хотя правильнее здесь было бы сказать мистического1) опыта, который презентует из всех возможных фактов самый недосягаемый и чистый, а потому самый свободный для любой индивидуальной трактовки факт? Ведь известно, что мистический опыт - это не эмпирический опыт, который можно повторить и верифицировать. В другом месте читаем: «Творческое (выделено мной. - Ч. И.) отношение человеческого чувства к. трансцендентному миру называется мистикой» .

Современный исследователь, анализируя мысли Вл. Соловьева относительно духовного

1 Религиозный опыт - это уже не свободный мистический опыт, не спиритический и ни какой другой эзотерический опыт, а опыт, находящийся в рамках определенной религиозной традиции. В предисловии к книге Л. Гелленбаха «Индивидуализм в свете современной биологии и современной философии» Вл. Соловьев сравнивает способность теоретически обрабатывать данные эмпирического опыта физиком со способностью анализировать данные религиозного опыта метафизиком. «Основное содержание. для реальной метафизики, как науки о божественных предметах, дается нашему уму в божественном откровении, которое составляет религиозный опыт человечества» . В этом высказывании философа мы видим прежде всего желание показать естественность фактов мистического опыта, но не их соотнесенность с предшествующей традицией. Продолжая приведенное сравнение, можно сказать, что, действительно, любой смертный имеет свой эмпирический чувственный опыт, но наличие опыта как такового не гарантирует смертному возможность возвысить его до уровня теоретического обобщения. Для этого нужны корреляция мировоззрения субъекта с определенной научной парадигмой и даже, более того, значительная включенность взглядов субъекта в определенную систему научных взглядов. Точно так же мистический опыт может оказаться религиозным не для любого метафизика, а только для того, который соотносит его в допустимых пределах с парадиг-мальным опытом той или иной религии. Свободное и творческое осознание фактов мистического опыта не может быть названо религиозным, как и произвольное толкование данных чувственного опыта, абсолютно не связанное ни с какой предшествующей научной традицией, не может быть названо естественнонаучным.

И.В. ЧИНДИН

поиска, замечает, что философ не стремился «искать» истину, которая два тысячелетия назад «видимо и осязательно» открылась во Христе. «Поэтому творчество в области истины состоит совсем не в поиске ее, а в ее осознании» . Под мистикой Соловьев подразумевает «творческое отношение человеческого чувства к. трансцендентному миру» . Философ постулирует творческое осознание неких феноменов, неких фактов (предположительно, «первообразов»), открывшихся личности в «религиозно»-мисти-ческом опыте, и на основе этого осознания намечает формирование нового «целостного знания». В таком творческом осознании и состоит задача истинной философии, по Соловьеву. К этому следует добавить особое, приближенное к Богу положение личности: «Сам человек, по своему вечному началу, принадлежит к. трансцендентному миру и в высших степенях своей жизни и знания всегда сохранял с ним не только субстанциальную, но и актуальную (выделено мной. - Ч. И.) связь» [там же]. Отличительной чертой истинной философии является «сочетание рационального метода развертывания ее исходного содержания и мистического иррациональноинтуитивного акта схватывания указанного содержания, в котором человеку открывается Абсолют, высшая реальность, определяющая бытие мира и человека, причем и Абсолют, и все истинные причины мировых явлений должны быть раскрыты здесь не как "абстракции", а как целостные, конкретные и живые сущности - как существа» .

Из такого понимания человека и задач истинной философии открывается два выхода. Во-первых, если реализовать на практике теорию «новой метафизики», то творческое преобразование фактов и идей «религиозного» (мистического) опыта превращается в богочеловеческое1 овладение ими за счет их

1 «В процессе творческой эволюции под водительством Софии Премудрости Божией человек должен достичь духовного уровня, соизмеримого с уровнем божественной сферы, и перевоплотиться в свободного со-творца Богу на последнем этапе творения. В этом и заключается полная реализация его со-образ-ности и подобия Богу. При этом человек свободно на основании собственных знаний (теософии), разума и веры придет к осознанию, что он сотворен именно для того, чтобы своими собственными руками реализовать последнюю идею космического творения - окончательно организовать действительность в соответствии с божественным замыслом» .

творческого осознания и домысливания, и далее это творческое осознание перерастает в активное преображение зависимых от этих высших фактов и идей фактов и явлений мира земного. Такое творческое преображение, такая доработка действительности есть «свободная теургия». «Художники и поэты опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном (нежели первобытный. - Ч. И.) смысле: не только религиозная идея будет владеть ими, но и они сами будут владеть ею и сознательно управлять ее земными воплощениями» . Во-вторых, если мы останавливаемся только на творческом преобразовательном осознании, объективации фактов «религиозного» опыта, то перед нами вырастает феномен логосной интерпретации некоей сюжетики, открывающейся личности в нем. По-другому эту сюжетику можно назвать древнемифической сюжетикой. Сю-жетикой, с незапамятных времен хранящейся в «базе данных» коллективного бессознательного, если употреблять юнгианские термины2. Ее творческое преобразовательное осознание (логосная интерпретация) есть логомиф (более подробно о логомифе см.: ).

Таким образом, задачи «мистической философии» суть теургия и логомиф. И Вл. Соловьев создает логомиф о некоей божественной персоне - Софии3, преимущественно озвученный им в одноименной работе , но также сюжетно рассеянный и по основным его работам («Философ-

2 Ср. у В.В. Кравченко: «В мистицизме изначально существует определенный круг вечных идей, которые так или иначе раскрываются, толкуются и обосновываются в той или иной конкретной мистической системе, в зависимости от исторических, социальнополитических, культурных и прочих условий. Создавая мистическую философию, Соловьев необходимо совмещал выстраивание определенной мифологемы со строгим логико-дискурсивным анализом основных философских понятий» .

3 Однако по сегодняшний день нет четкого ответа на вопрос: мифический сюжет о какой именно Софии философски пытался оформить (интерпретировать) Вл. Соловьев - о «небесной» (Премудрости) или же о «падшей» (Ахамот)? Переводчик мистической работы Соловьева «София» А.П. Козырев замечает по этому поводу: «Даже в рамках одной рукописи Соловьева нередко бывает очень трудно судить, что подразумевает Соловьев под Софией, или иначе, о какой Софии - небесной или падшей - он ведет речь» .

практики) и «свободная теургия» (область цельного творчества) ориентировочно выводили напрямую к Богочеловечеству и к новой вселенской религии «Вечного Завета»1. Поэтому, с одной стороны, мы можем с сожалением заметить, что Вл. Соловьев не создал собственной философской школы в ее классическом виде, и вслед за А.И. Введенским говорить о преждевременной кончине выдающегося мыслителя . Но, с другой стороны, можно увидеть в деятельности младосимволистов прямое и необходимое продолжение его творческих устремлений.

’ Но «не новые догмы и рамки неизвестного пока религиозного учения, а выходивший за существующие конфессиональные границы собственный мистический опыт его на это подвигал» .

Список использованной литературы

1. Булгаков С. Тихие думы. М., 1996.

2. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.

3. Введенский А.И. Философские очерки. Прага, 1924.

4. Гелленбах Л. Индивидуализм в свете современной биологии и современной философии / предисл. Вл. Соловьева. СПб., 1884.

5. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

6. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. СПб., 2000. Ч. 1.

7. Козырев А.П. Смысл любви в философии Вл. Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. № 7.

8. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX-начала XX века. М., 1997.

9. Соловьев Вл.С. Понятие о Боге: (в защиту философии Спинозы) // Вопросы философии и психологии. М., 1897. Кн. 3 (38).

10. Соловьев Вл.С. Собрание сочинений. СПб., 1901-1904. Т. 1.

11. Соловьев Вл.С. София / пер., предисл. и прим. А.П. Козырева // Логос. 1991. № 2; 1993. № 4;

12. Чиндин И.В. Мифология культуры: Россия: 1900-1959 годы. М., 2011.

Bibliography (transliterated)

1. Bulgakov S. Tikhie dumy. M., 1996.

2. Bychkov V.V. Russkaya teurgicheskaya estetika. M., 2007.

3. Vvedenskii A.I. Filosofskie ocherki. Praga, 1924.

4. Gellenbakh L. Individualizm v svete sovremennoi biologii i sovremennoi filosofii / predisl. Vl. Solov"eva. SPb., 1884.

5. Gulyga A. Russkaya ideya i ee tvortsy. M., 1995.

6. Evlampiev I.I. Istoriya russkoi metafiziki v XIX-XX vekakh. SPb., 2000. Ch. 1.

7. Kozyrev A.P. Smysl lyubvi v filosofii Vl.Solov"eva i gnosticheskie paralleli // Voprosy filosofii. 1995. № 7.

8. Kravchenko V.V. Mistitsizm v russkoi filosofskoi mysli XIX-nachala XX veka. M., 1997.

9. Solov"ev Vl.S. Ponyatie o Boge: (v zashchitu filosofii Spinozy) // Voprosy filosofii i psikhologii. M., 1897. Kn. 3 (38).

10. Solov"ev Vl.S. Sobranie sochinenii. SPb., 1901-1904. T. 1.

11. Solov"ev Vl.S. Sofiya / per., predisl. i prim. A.P. Kozyreva / / Logos. 1991. № 2; 1993. № 4; 1996. № 7.

12. Chindin I.V. Mifologiya kul"tury: Rossiya: 1900-1959 gody. M., 2011.

ские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочелове-честве», «Духовные основы жизни» и др.). «Софийные интуиции с ранней юности пробудились в душе Соловьева и постепенно вылились в многомерную художественнофилософскую концепцию, венчавшую его философию всеединства и воплощавшую его религиозную тоску по идеальной Вселенской Церкви совершенного человеческого общества» . Причем важно заметить: философ не воссоздает гностический мифический сюжет о Софии, а создает логосную интерпретацию этого архетипа. «София у Соловьева уже в рукописи (имеется в виду написанная по-французски черновая рукопись «Sophie». - Ч. И.) - образ гораздо более сложный и неоднозначный, чем просто воспроизведение гностического персонажа» .

В целом же «свободная теософия» (область цельного знания), «свободная теократия» (область цельной общественной

Выберите документ из архива для просмотра:

10 класс.docx

Библиотека
материалов

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Максимальный балл – 100 Время работы - 65 минут

Фамилия, имя, отчество_______________________________________Класс_______________

1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального

б) Контроля Эго и супер-эго

в) Внутреннего и внешнего

г) Аффективного

1.2. Маргинальность – это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них

б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы

в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет место наиболее четкое разделение властей

б) президент обладает отлагательным вето

в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6. Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену

б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке

г) стимулируют сбыт друг друга

1.8. Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

а) суд

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

Ответ:

2. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином:

2.1. Всенародное голосование по проектам законов является формой непосредственного участия граждан в управлении делами государства.

Ответ:

2.2. Активное взаимодействие человека со средой обитания.

Ответ: _____________________________________________________

2.3 . Система взглядов, воззрений на природу и общество. .

Ответ: _____________________________________________________

3. Прочитайте текст о развитии представлений о закономерностях изменения общества. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующие слов, сочетаний слов из помещенного под текстом списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Каждая вставка может быть использована только один раз.

Идея А_______________ – главное, что унаследовано из философской мысли ХVII-XIX вв. современными общественными науками. Суть идеи и существующих в ее рамках концепций и представлений потрясающе проста. С немногими временными отклонениями все человеческие Б_______________ движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является В_______________. Это, также, и Г________________ движение от бесконечного разнообразия особенностей, которые нерационально поглощали человеческую энергию и экономические ресурсы, к миру унифицированному на основе единой, простой и наиболее Д________________ организации. Таким образом, это движение от плохого к хорошему, от незнания к Е_______________, что давало этой благой вести нового времени _Ж_______________ заряд, фундаментальный оптимизм и реформаторское рвение. Познание различных проявлений этого процесса – экономического, _З_______________, культурного и т.д.- выявляло взаимосвязь и взаимозависимость всех указанных факторов и порождало множество споров и глубоких разногласий, например, по вопросу о том, что является главным И_______________ прогресса: развитие разума или же рост средств __К______________. Регулятивная Охранительная Воспитательная Оценочная Вне споров оставалось то положение, что человечество на своем предопределенном историческом пути вперед и вверх проходит одни и те же_Л_______________ этапы, из чего и исходили все остальные теоретические построения и интерпретации.

Слова для справок:

Ответ:

4.1. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично лишили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фонарях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотрудников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание, если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите глав государств с одинаковой формой правления:

1) 2) 3) 4)

Ответ: _______

Ответы 10 класс

Всего за работу 100 баллов:

    Ответ:(каждый верный ответ оценивается 3 баллами, максимум-24 балла)

    Ответ:(каждый верный ответ оценивается 6 баллами, максимум – 18 баллов)

    1. Референдум

      Деятельность

      Мировоззрение

    Ответ: (каждый верный ответ оценивается 2 баллами, максимум-22 балла)

4.1 Максимум – 18 баллов.

Согласно Трудовому Кодексу РФ (4 балла) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям

(6 баллов).

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (4 балла ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (4 балла ).

4.2 Максимум – 10 баллов.

Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правонарушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с 16 лет в общих случаях (4 балла). В особо тяжких случаях она наступает раньше (2 балл ). Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав (4 балла ).

7.Ответ: (Верный ответ - 1 балл)

Выбранный для просмотра документ 6 класс.docx

Библиотека
материалов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

Максимальный балл – 100 Время работы – 45 минут.

Фамилия, имя, отчество ________________________________________________Класс_______________

    «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу

1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.

3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.

4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.

5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека, потому что взрослые предоставляют ребенку полную самостоятельность в поступках.

Ответ:

    Установите соответствие между правами и обязанностями российских граждан. Свой ответ внесите в таблицу.

А) права 1) получение образования

Б) обязанности 2) свободный выбор места жительства

3) соблюдение законов

4) выбор места отдыха

5) забота о детях и престарелых родителях

6) неприкосновенность жилища

7) свобода мысли и слова

8) служба в рядах Вооруженных сил

Ответ:

3. Прочитайте высказывания известных людей. О каком обществоведческом понятии они говорят? Свой ответ запишите.

1) «Это определенные предписания, согласно которым наш долг - управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах» (Марк Туллий Цицерон)

Ответ:

2) «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» (В. Г. Белинский)

Ответ: __________________________________________________________________

3) «Под ее именем мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений».

(Я. Коменский)

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

Умственный и физический (А)____________ - две взаимосвязанные стороны человеческой _(Б)________________. В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек строит свою практическую деятельность _(В)____________, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. С возникновением __(Г)_____________, классов и государства __(Д)___________ труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть __(Е)____________ труда падает на долю угнетенных масс. В условиях __(Ж)____________ революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе. В будущем оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах _(З)___________ является первой жизненной _(И)____________.

Слова для справок:

1) Потребность

2) Труд

3) Деятельность

4) Частная собственность Ответ:

5) Аграрная

6) Научно-техническая

7) Сознательный

8) Общество

9) Умственный

10) Физический

11) Общение

12) Институт

13) Созидательный

14) Творчество

5. Ниже приведен ряд понятий, одно из которых лишнее. Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

Мамины украшения, свадебный альбом, бабушкин пирог, дедушкины награды, елочные игрушки.

Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы 6 класс.

Всего за работу 100 баллов:

    (3 балла за каждый верный ответ, всего – 15 баллов):

    (3 балл за каждую верную позицию, всего - 24 баллов):

    Ответ: (за каждую верную позицию по 6 баллов, всего – 18 баллов)

1) обязанности; 2) патриотизм; 3) нравственность, мораль.

    Ответ: (за каждую верную позицию по 3 баллов, всего – 27 баллов)

2, 3, 7, 4, 9, 10, 6, 8, 1.

5. Ответ: бабушкин пирог, так как не может быть предметом длительного пользования.

6 баллов – за верно указанный лишний элемент, до 10 баллов за верное обоснование.

Всего 16 баллов.

Выбранный для просмотра документ 7 класс.docx

Библиотека
материалов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Максимальный балл – 100 Время работы – 45 минут

Фамилия, имя, отчество __________________________________________________Класс_______________

1. Выберите правильный ответ. Свой ответ занесите в таблицу.

1.1 . Свидетельство о рождении предоставляет

а) возможность заключать сделки

б) все права гражданина

в) реализовывать право на получение образования

г) быть участником детской общественной организации

1.2. Семью, от других социальных групп отличает:

а) повседневное взаимодействие

б) кровнородственные отношения

в) устойчивые связи

г) общие традиции

1.3. В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет

а) Указы Президента России

б) Уголовный кодекс России

в) Конституция России

г) Постановления правительства России

Ответ:

2.1. Что из перечисленного относится к группам, образованным по демографическому признаку?

а) шахтеры;

б) филателисты;

в) молодежь;

г) авиадиспетчеры;

д) люди среднего возраста;

е) пенсионеры;

ж) мужчины.

2.2. Что из перечисленного относится к правовым нормам?

а) Государственная дума приняла Федеральный закон, налагающий запрет на курение в общественных местах

б) Директор школы провел линейку, посвященную началу учебного года

в) Постановлением Правительства установлен порядок отпуска лекарств льготным категориям граждан

г) Учитель приобрела билеты в театр для своего класса

д) В соответствии с Конституцией молодой человек 18 лет был призван в ряды Вооруженных сил

Ответ:

3. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.

А) экономическая

Б) политическая

В) социальная

Г) духовная

1) Представитель партии принял участие в теледебатах.

2) В Третьяковской галерее открылась выставка работ В. М. Васнецова.

3) Благодаря развитию интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями.

4) На химическом предприятии открыт новый цех.

5) В школе состоялся литературный вечер.

6) Государственная дума приняла новый Закон об образовании.

7) Фермер собрал большой урожай пшеницы.

Ответ:

4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

4.1. Край, область, автономный округ, республика

Ответ: __________________________________________________________________

4.2. Мораль, обычай, право

Ответ: __________________________________________________________________

4.3. Герб, гимн, флаг

Ответ: __________________________________________________________________

5. Вставьте пропущенные слова.

1) В утверждении римского философа Сенеки: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы», - идет речь о различии ___________________ и ____________________ норм.

2) Вольтер, утверждая: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов», - выступал сторонником ______________________ государства.

Ответ: ____________________________________________________________________________________

6.Решите правовую задачу .

В юридическую консультацию обратился четырнадцатилетний Антон с просьбой разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на которую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого преступления и отбывает наказание.

1) Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери?

Ответ: _______________________________________________________________________________________

2) Куда ему следует обратиться с такой просьбой?

Ответ: _______________________________________________________________________________________

Ответы 7 класс

Всего за работу 100 баллов:

    Ответ: (по 5 баллов за каждую верную позицию, всего – 15 баллов):

    Ответ: (по 5 балла за каждую верную позицию, всего – 30 баллов):

    Ответ: (по 3 балла за каждую верную позицию всего – 21 балл):

4.Ответ: (по 3 балла за каждую верную позицию всего – 9 баллов):

3.1. Субъекты Российской Федерации

3.2. Социальные нормы

3.3. Символы государства

5. Ответ: (по 5 баллов за каждую верную позицию всего – 10 баллов):

1) моральных и правовых

2) правового

6. Ответ: (до 15 баллов)

Антон вправе (5 баллов) изменить свою фамилию по достижении четырнадцати лет (5 баллов). Для этого ему нужно обратиться в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС ) (5 баллов).

Выбранный для просмотра документ 8 класс.docx

Библиотека
материалов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Максимальный балл – 100 Время работы 50 минут

Фамилия, имя, отчество _______________________________________________Класс_______________

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человеком проблемы их рационального использования и распределения.

2) Людям любой нации присуще ощущение превосходства над другими народами.

3) В деятельности происходит становление и самореализация личности.

4) Свобода совести – это право человека самостоятельно решать, каких убеждений придерживаться, какой религии следовать.

5) Взимание прямых налогов не связано с учетом доходов или имущества.

6) Законодательным органом власти любого государства является правительство.

Ответ:

2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу

2.1. С повышением социального статуса у индивида неизбежно возрастает количество:

1) прав; 2) знаний; 3) учеников; 4) обязанностей; 5) свободного времени.

2.2. К социальным потребностям человека относятся:

а) потребность в самореализации; б) потребность в пище; в) потребность в труде;

г) потребность в движении; д) потребность в продолжении рода.

2.3. Знать - значит уметь:

а) удерживать в памяти некоторое явление или объект; б) воспроизвести некоторое явление или объект; в)узнать некоторое явление или объект; г) выделить явление или объект из других; д) указать порождающие причины объекта или явления

2.4 . Ниже перечислены слова, образованные от латинского корня. Укажите слово, которое для римлян и для писавших на латыни имело значение, близкое по смыслу к современному понятию «культура».

а) цивилизация; б) гуманизм; в) публичность; г) полиция.

Ответ:

3. Какие из следующих высказываний эквивалентны (разными словами передают одну и ту же информацию):

А) Если Медвед – сепулька, то Медвед – обитатель Интеропии.

Б) Если Медвед – не сепулька, то Медвед не обитает в Интеропии.

В) Если Медвед – обитатель Интеропии, то Медвед – сепулька.

Г) Если Медвед – сепулька, то Медвед не обитает в Интеропии.

Ответ: ___________

4. Распределите следующие термины по двум колонкам таблицы. В первую поместите явления, принадлежащие природе, а во вторую - явления человеческой культуры.

1) Река; 2) Стон; 3) Аромат; 4) Канал; 5) Запах; 6) Наконечник стрелы; 7) Слово; 8)Кусок кварца.

Ответ:

5. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между ________(1) __ и ___________(2) __ благ и услуг называется __________(3) _ системой. ____________(4) ___экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ____________(5) __. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных ____________(6) __ государствах. ______________(7) ___экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в _____________(8) _ собственности. Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются __________________(9) __. ______________(10) _ экономика определяется ______________(11) _ собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Слова для справок: А) рыночный; Б) собственность; В) бюджет; Г) частная; Д) прибыль; Е) валютный; Ж)государственный; З) командный; И) производитель; К) производство; Л) государство; М)обязательный; Н) пособие; О) потребитель; П) собственность; Р) экономический; С) ценности; Т)традиционный; У) слаборазвитый; Ф) аренда.

Ответ:

6. Решите правовую задачу.

Карасев Игорь 13 лет, находящийся под опекой своего деда Михайлова, совершил кражу личных вещей на сумму 250 рублей у соседки по коммунальной квартире Косулиной. Вещи продал, а деньги израсходовал. Потерпевшая Косулина обратилась в юридическую консультацию за советом, кто и в каком размере должен возместить ей причиненный ущерб. Какой ответ должны дать Косулиной?

Ответ:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

7. Перед вами рисунки, иллюстрирующие культурные ценности Российской Федерации. Назовите обобщающее их понятие. Объясните, почему вы так решили. Укажите эпоху, на которую приходится ее расцвет.

1) 2) 3)

4)

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы 8 класс:

Вся работа 100 баллов:

    Ответ: (по 3 балла за каждый верный ответ, всего 18 баллов)

    Ответ:(по 4 баллов за каждый верный ответ, всего – 16 балла)

    Ответ: (10 баллов за верную пару)

а,в

    Ответ: (каждый верный ответ – 2 балла, всего-16 баллов)

    Ответ: (каждый верный ответ – 2 балла, всего – 22 балла)

6. Ответ: всего 8 баллов.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.1073) (2 балла ) за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним) (2 балла ), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (4 балла ). Таким образом возместить Косулиной ущерб в полном размере должен опекун Карасева – Михайлов.

    Ответ: всего 10 баллов.

Художественные промыслы и ремесла (3 балла ). С точки зрения законодательства РФ художественные промыслы и ремесла являются культурной ценностью РФ, так как содержат память об историческом прошлом нашей страны (4 балла ). Период расцвета промыслов и ремесел приходится на XIX век, эпоху промышленной революции (3 балла ).

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1.Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории?

а) Эффективность и справедливость

б) Производство и потребления

в) Ограниченность и выбор

г) Предпринимательство и прибыль

1.2. Доход семьи – это:

а) Приобретенная иностранная валюта

б) Купленные в течение года товары и оплаченные услуги

в) Поступления денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени

г) Полученное наследство

1.3. Разделение общества на различные социальные группы в соответствии с их положением в социальной иерархии – это:

а) социальная стратификация

б) социальная мобильность

в) социальная интеграция

г) социальная коммуникация

д) социальная дифференциация

1.4. Референтная группа – это:

а) группа, для которой характерны интимность, эмоциональность отношений между ее членами

б) группа, на чьи нормы и ценности ориентируется индивид

в) группа людей, чьи права и обязанности закреплены в законе и передаются по наследству.

г) группа, членом которой стремится стать индивид

1.5.Большую группу людей, объединяемой единством языка, самосознанием, историческим опытом, культурой и территорией можно назвать:

а) родом

б) племенем

в) нацией

г) этносом

д) народностью

1.6.В Федеральное собрание Российской Федерации входят:

а) Государственная Дума

б) Совет Федерации

в) Совет Безопасности

г) Администрация Президента

1.7. Любое государство характеризуется:

а) идеологическим плюрализмом

б) господством рыночных методов управления экономикой

в) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц

1.8. Что не характеризует научное познание?

а) выдвижение гипотез

б) эмоциональность

в) обобщение в понятиях

г) эксперимент

Ответ:

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1. Мотив, выдвижение цели, выбор средств, процесс, результат.

Ответ: ________________________________________________________________________.

2. Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей. Ответ:_________________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.

Ответ: _______________________________________________________________________________.

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Социологическая теория среднего уровня, изучающая причины, виды и последствия отклонения поведения от социальных норм называется социологией (А)_______. В ее рамках существуют различные подходы к изучению отклоняющегося поведения. Так, в качестве причины девиации некоторые ученые рассматривает состояние (Б)______ общества, при котором наблюдается ослабевание норм и ценностей. В рамках другого подхода причиной девиации выступает дисбаланс между целями индивида и средствами их достижения. Так, индивид, который ставит перед собой одобряемые обществом (В) _____, но отвергает достойные способы их достижения, называется (Г)_______. Следующий подход, рассматривающий девиацию не как результат поступка, а как результат оценки поведения индивида, называется теорией (Д)________. Существует еще один подход, который рассматривает девиацию как результат (Е)________ в деликвентных культурах. Помимо девиации социологи различают (Ж)_______ – поведение, которое является нарушением (З) _______. По сути оно является частной формой проявления девиации.

Слова для справок:

    Цели 5. Норма 9. Девиация

    Новатор 6. Деликвентность 10. Ритуалист

    Коммуникация 7. Аномия 11. Стигматизация

    Закон 8. Средства 12. Социализация

Ответ:

4. Решите правовые задачи.

4.1. Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. К директору муниципального предприятия обратился подросток 15 лет Астафьев с просьбой о приеме на работу на должность курьера. Директор предприятия отказал ему в приеме на работу, обосновав это тем, что по закону, лица моложе 16 лет могут быть приняты на работу в исключительных случаях и с согласия профсоюзного органа. Возможно ли заключить трудовой договор с Астафьевым, и что для этого нужно сделать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 класс Ответы:

Вся работа 100 баллов:

1. (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 32)

2. (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 12)

Ответ: 1. деятельность, 2. экзистенциальные потребности, 3. признаки государства

3. (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 36)

Ответ: 9, 7, 1, 8, 11, 6, 12, 7, 4

4. Всего - 20 баллов:

Ответ: 4.1. Отказ продавца правомерен (4 балла ), так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену (4 балла ). Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия, нижнее белье и т.д.

4.2. С Астафьевым может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью (4 балла ). Согласия профсоюза для этого не требуется (4 балла). В случае несогласия работодателя Астафьев вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая совместно с органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (ТК РФ ст.63) (4 бала ).

Найдите материал к любому уроку,

Смысл и назначение истории (сборник) Ясперс Карл Теодор

2. Наследование и традиция

2. Наследование и традиция

Мы люди, являемся природой и историей одновременно. Наша природа являет себя в наследовании, наша история - в традиции. Стабильности наследования, силу которого мы как природные существа не меняемся в течение тысячелетий, противостоит неустойчивость нашей традиций сознание может погаснуть, и нет в веках такой духовной ценности, которой бы мы надежно владели.

Исторический процесс может прерваться, если мы забудем о том, чего мы достигли, или если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из нашей жизни. Даже почти бессознательная стабильность образа жизни и мышления, сложившаяся в силу привычки и само собой разумеющейся веры, стабильность, которая повседневно формируется всей совокупностью общественных условий и как будто коренится в самых глубинах нашего существования, начинает колебаться, как только меняются общественные условия. Тогда повседневность порывает с традицией, утрачивается исторически сложившийся этос, привычные формы жизни распадаются и воцаряется полнейшая неуверенность. Атомизированный человек становится случайной массой неисторически сложившейся жизни, которая, будучи все-таки человеческой жизнью, преисполнена - открыто или тайно под покровом витальной силы своего существования - тревоги и страха.

Другими словами, не наследование, а традиция делает нас людьми. То, чем человек обладает наследственно, практически нерушимо; традиция же может быть полностью утеряна.

Традиция уходит своими корнями в глубины доистории. Она охватывает все то, что не является биологически наследуемым, а составляет историческую субстанцию человеческого бытия.

Длительная доистория, короткая история - что означает это различие?

В начале истории обнаруживается некий как бы накопленный в доисторическую эпоху капитал человеческого бытия, являющий собой не наследуемую биологически, а историческую субстанцию, которая может быть увеличена или растрачена. Это - нечто, действительно существующее до всякого мышления, что не может быть сделано или преднамеренно создано.

Значение этой субстанции раскрывается посредством совершающегося в истории духовного процесса. В ходе этого процесса она претерпевает изменения. Быть может, в истории возникнут новые истоки, которые в качестве реальностей - величайший пример такого рода являет собой осевое время - в свою очередь, станут предпосылками других образований. Однако этот процесс охватывает не все человечество в целом - он идет на высотах сознания отдельных людей, достигает расцвета, забывается, остается непонятым и исчезает.

В истории есть направление, которое ведет к отрыву от субстанциальных предпосылок, от традиций, к тому, что составляет голое мышление, будто в этой лишенной субстанциальности сфере чистой рациональности (ratio) может быть что-либо создано. Это - просвещение, которое наперекор самом у себе не просвещает, а ведет в пустоту.

Из книги Мистерия Грааля автора Эвола Юлиус

3. Традиция в Ирландии Легендарная история Ирландии сконцентрирована на смене рас, которые поочередно ее завоевывают и подчиняют, приходя из таинственного северно-атлантического центра, куда порой они и возвращаются. "Historia Britorum" ("История Британцев") дает этому центру имя

Из книги Кризис современного мира автора Генон Рене

Традиция и политика Многие критики Генона, пытавшиеся всячески принизить масштаб его послания, нередко старались приписать ему какие-то «пар-тийные» интересы, обвиняя его то в работе "на Папский прес-тол", то на политические исламские организации, и даже на пра-вые

Из книги Очерки о традиции и метафизике автора Генон Рене

Традиция и эзотеризм Для адекватного понимания идей Генона необходимо четко сознавать сущность деления традиции на эзотерическую, внутреннюю, и экзотерическую, внешнюю, стороны. Этот вопрос, особенно в наше время и в нашем контексте, является, быть может, и самым важ-ным

Из книги Символы священной науки автора Генон Рене

Часть 1. ТРАДИЦИЯ Что такое традиция? Приходится довольно часто слышать или читать разного рода рассуждения о традиции, о традиционных учениях или концепциях, и даже о традиционных языках, и читатель почти неизбежно столкнется с этими рассуждениями при знакомстве с

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Что такое традиция? Приходится довольно часто слышать или читать разного рода рассуждения о традиции, о традиционных учениях или концепциях, и даже о традиционных языках, и читатель почти неизбежно столкнется с этими рассуждениями при знакомстве с любой попыткой

Из книги Эволюционная теория познания [врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки] автора Фоллмер Герхард

5. Традиция и "бессознательное" Мы уже описывали в других местах роль психоанализа в подрывной работе, которая, вслед за материалистическим «отвердением» мира, составляет вторую фазу антитрадиционного действия, характерного для всей современной эпохи. Однако мы

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

235. ТРАДИЦИЯ Не передвигай межи, установленной отцами.Библия - Притчи, 22:28Мы есть сыны наших отцов: сыны, а не гробы.Бердичевский раввин - АракинТрадиция не предполагает неподвижности и покоя: она выражает бесконечность природы и истории.Блум - Новые

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

Наследование когнитивных способностей Господствующим является мнение, согласно которому такие способности как память, абстрагирование, разумность, способность к языку, музыкальные способности и т. д. имеют духовную природу, не только потому, что они коренятся где-то

Из книги Шаги за горизонт автора Гейзенберг Вернер Карл

Университетская традиция Старейшие европейские университеты были основаны в Средние века. Часто из-за ограниченности источников и неопределенности средневекового понятия университета трудно сказать точно, когда был основан тот или иной университет. Например, во

Из книги Множественные состояния бытия (сборник) автора Генон Рене

НАСЛЕДОВАНИЕ В западном обществе существуют две формы наследования. Первая из них наследование материальных ценностей (имущества, земли, денег и ценных бумаг) и дела родителей или других лиц в соответствии с правовыми нормами. Исторически оно было необходимым условием

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Традиция в науке Празднуя пятисотлетие со дня рождения Коперника, мы вспоминаем о том, что наша сегодняшняя наука продолжает его дело, что направление, намеченное его астрономическими исследованиями, до сих пор во многом определяет научную работу нашей современности.

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

2. Традиция. - Поскольку общество - это совместная жизнь людей, формы и содержание которой определены некоторым прошедшим, непрерывно меняются, будь то неприметно с течением времени, или во внезапных кризисах, оно существует не из ничего в одном лишь настоящем, но живет