Значение философии в жизни современного человека. Философия, ее роль в жизни общества и человека

В самом слове «фило-софия», (который, кстати, ввел Пифагор), уже заложен ответ на вопрос о том, почему эта наука играет такое большое значение в жизни каждого из нас. Ведь буквальный перевод этого термина означает «любовь к мудрости». А кому из нас не нравится порой помудрствовать, пофилософствовать? И если в области логарифмов лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно чувствует себя в сфере ямба и хорея, то поразмышлять любят и тот, и другой. Почему это так, и какова роль философии в жизни человека и общества? Аристотель назвал ее «госпожой всех наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить». Сенека же считал умение мыслить главным средством культивирования гражданских добродетелей, интеллекта и нравственности личности.

«Любовь к мудрости» действительно стоит над всеми науками. По сравнению с ней, каждая отрасль знания является лишь обрывком. Роль философии в жизни человека и общества заключается в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания о мире, как о целостном феномене. Да, философские воззрения изменяются в связи с открытиями в области других знаний. Например, гелиоцентрическое устройство Солнечной системы, открытое Коперником, и от высших приматов в результате эволюции видов, доказанное Дарвином, заставили пересмотреть о мироустройстве. Но философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивает определенную «картину мира».

Но роль философии в жизни человека и общества не исчерпывается построением общих принципов мироздания (онтологией). В нашей повседневности нас, в принципе, мало волнует, движется ли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Философская онтология ценностно и эмоционально связана с человеческим миром, поскольку ставит перед собой вопросы: «Кто мы в этом мире?», «Каково наше место здесь?», «На что мы можем надеяться?» То есть, кроме онтологии, в науке философии, которую Аристотель еще назвал метафизикой, выделяются отделы антропология (учение о человеке и его бытии), (учение о развитии человеческого общества и роли в нем индивидуума), гносеология (то есть, теория познания с греческого). Замыкают этот ряд религиоведение, эстетика и этика.

Если мы узнаем, к примеру, что электрический ток - это движение заряженных электронов, мы усваиваем эту информацию рассудком, запоминаем ее. Эмоции при этом остаются не затронутыми. В дальнейшем знание о токе позволит нам использовать электрику для своих нужд и избегать удара большим разрядом. Однако знание о потоке электронов не изменит нашу жизнь, не перевернет не будет мотивом действовать так, а не иначе. и общества важна еще и тем, что она выстраивает мировоззрение, ценности и идеалы. Она руководит поступками людей, в какой-то мере предопределяет их. Познавая какую-либо концепцию науки, мы испытываем к ней симпатию или антипатию, она становится «нашей» или мы полностью ее отвергаем, чего нельзя сказать в случае постижения какой-либо естественной или математической дисциплины.

Роль философии в жизни человека, индивидуума, тяжело переоценить. На вопросы «Кто я, и зачем я живу?», «Что будет со мной после смерти моего тела?» отвечает и религия, но, в отличие от нее, философия использует научный доказательный аппарат. Отвечает ли она утешительно на Смотря, к какой концепции склоняется данный индивидуум. Нравственность - это также продукт философских воззрений. Уважение к каждой личности, как в другому универсуму противостоят концепциям макиавеллизма и социал-дарвинизма.

То, что человек - это «зоон политикон», животное общественное, знали еще античные мудрецы. И это существо пытается не приспособиться к условиям мира, а переделать его «под себя». Роль философии в жизни общества состоит в том, что она ищет ответы на вопросы: «Можно ли построить на земле идеальный социум?», «Каким он должен быть?», «Что должно управлять человеческими массами?», «Возможно ли достижение равенства и братства или это - утопия?»

Задумываясь над ролью философии в жизни общества не бесполезно познакомиться с тем, как оценивали ее значение авторитетные представители мировой культуры.

Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить» Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. -- М.: Политиздат, 1991. - с.-29.. Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно - духовной доблести и интеллектуальной силы.

При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.

В свою очередь, выдающийся английский мыслитель Бэкон обращал внимание на оживляющее душу исследователя значение философской любознательности и широты мышления. «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все остальные профессии и искусства» Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. -- М.: Политиздат, 1991. - с.- 137..

Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека. Так, мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры - длительный исторический процесс, и чудес здесь не бывает.

Еще более опасен призыв «обогащаться», возведенный в мировоззренческий принцип. В нем начисто игнорируются социальная справедливость и гуманизм.

Жизнеутверждающий заряд несет в себе положение: «Труд создал самого человека». Л.Н. Толстой пояснял: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

Жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - ориентиры в выборе своей судьбы. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. В античное время главное внимание уделялось полисным ценностям. Лишь позднее, в эпоху эллинизма, индивидуум становится, по словам Протагора, мерой всех вещей. Однако эта мысль таила в себе угрозу релятивизма и индивидуалистического произвола, которые требовалось чем-то уравновесить. Принятие обществом тех или иных ценностей как приоритетных своим следствием имеет разработку соответствующей системы норм, регулирующих поведение людей и их взаимоотношения. К этим нормам относятся нравственные, правовые, политические и т.д. Влияет философия и на разработку религиозных идей.

Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработке у них гражданских качеств. Умение жить в обществе - это не дар природы, а культурное достояние. Во-первых, оно не естественно, а искусственно, в известной мере надприродно и даже подчас противоприродно. А во-вторых, оно личностно, достояние личной жизни индивида.

Ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматриваются не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Высшая ценность - государство, ибо, по его мнению, в нем воплощается полнота абсолютной идеи, оно - шествие Бога по земле. Так, государство возводится в культ для законопослушных граждан Германии.

Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу не меньшую, чем абсолютизация индивидуализма. Последний ведет к беспредельному произволу индивидуума и как следствие к атомизации общества и к его деструкции; первое же - к беспредельному произволу государства, становящегося угрозой и личному бытию, и бытию окружающих народов.

Милитаризованное немецкое государство дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.

Русские мыслители XIX-XX вв. в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность - это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность противоположна как разъедающему общество индивидуализму, так и государственному тоталитаризму.

Навязываемые государственными властями надчеловечные идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии глобального переустройства жизни человечества по какому-то новому проекту или образцу.

К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. И свободное философское осмысление всей сложности мироустройства и проблем современности, всей неоднозначности происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов) к решению проблем.

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

И третья функция философии - методологическая. Философия может выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. И в своем отношении к науке она далеко не всегда ее союзник. Такие современные философские школы, как неотомизм и экзистенциализм занимают особую позицию по отношению к науке. Неотомисты, не отвергая значение естествознания, подводят под него такую методологическую базу, согласно которой господствующее положение в системе знаний должна занимать религия. В свою очередь экзистенциализм считает науку силой опасной для человечества. Всеми средствами его представители развенчивают науку, выявляя негативные стороны научного прогресса.

Не существует философии вообще. Современное философское знание представляет собой комплекс паук и учений, основными из которых являются:

  • 1) онтология - учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека);
  • 2) эпистемология, или гносеология (теория познания), - учение о познании человеком окружающего мира и самого себя с помощью разума, эмоций, чувств, абстрактного мышления, интуиции;
  • 3) социальная философия, или философия общества;
  • 4) политическая философия, изучающая проблемы распределения власти в обществе;
  • 5) логика - учение о законах и операциях правильного мышления;
  • 6) аксиология - учение о ценностных ориентирах существования человека в мире;
  • 7) этика - теория нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, принципов морали, общих проблем добра и зла в человеке, обществе и мире;
  • 8) эстетика - учение об эстетическом измерении человеческого существования, о соотношении прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного, гармонии и хаоса; рассмотрение общих особенностей искусства и его развития;
  • 9) философская антропология, или философия человека;
  • 10) философия религии.

Выделяются также другие разделы философии, но, очевидно, что в этом случае основания для выделения являются уже иными. Говорят, например, о методологии - учении о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира (эмпирические, теоретические и экспериментальные методы); о философии природы - различных сторонах органической и неорганической природы (биосферы и космоса) и т.д.

Задачи философии. Философия претендует на выполнение следующих функций:

  • мировоззренческой функции - философия помогает сформировать целостную картину мира;
  • воспитательной и образовательной функции - философия активно участвует в формировании личности;
  • функции социальной критики - философия постоянно и активно участвует в критике существующей в обществе системы связей;
  • идеологической функции - философия всегда участвует в формировании представления о желательном политическом и общественном устройстве;
  • эвристической (поисковой) функции - философия участвует в создании новых областей теоретического исследования;
  • футурологической функции - философия пытается ответить на вопрос, каким должно быть будущее, как от критики существующего политического и общественного устройства перейти к более совершенному обществу;
  • методологической функции: философия формулирует определенные категории и принципы познания, в частности, философия науки активно разрабатывает идеалы и нормы науки, способы научного обоснования, проблему роли ценностей в науке и т.д.

Мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов па окружающую действительность и место человека, общества и человечества в мире, на отношение человека к миру и к самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Оно имеет сложный, описательно-оценочный характер и является в значительной мере имплицитным, не артикулированным. Понятию мировоззрения близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».

Мировоззрение меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей мировоззрения, являющегося отражением мира (прежде всего мира культуры) и ценностным отношением к нему, является стиль мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий самый горизонт мышления эпохи.

Важную роль в формировании мировоззрения играет философия. Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, конечному, включает в себя не только знание о человеке и мире, но также и оценки. Согласно немецкому философу, основоположнику философской антропологии М. Шелеру, мировоззрение - это «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще» . «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом философского мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира, начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления.

Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал, в частности, марксизм-ленинизм, что какая-то конкретная философская система способна составить ядро мировоззрения общества. Мировоззрение определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно являлся марксизм-ленинизм.

Философия в современном образовании. Изучение философии является обязательным элементом современной модели высшего образования. Не мешает ли требование обязательного преподавания философии мировоззренческому плюрализму? Ведь отрицание возможности государственной идеологии и признание плюрализма мировоззрений означает указание на то, что мировоззрение является частным делом.

Однако философия не просто мировоззрение. Она является также наукой. Это - мировоззрение, претендующее на научный статус. Рассматривая универсальные, всеобщие основания культуры, такие как пространство, время, бытие, благо, истина, смысл жизни и другие, философия обращается к разуму, к логической доказательности и претендует на эмпирическую достоверность своих суждений. В этом смысле философия является способом утверждения науки, научного знания, рациональности как решающей основы ответственной и продуктивной практической деятельности. Философское мировоззрение отличается от мировоззрений, в основе которых религиозные, этно-национальные, политико-идеологические убеждения, именно тем, что оно опирается на науку и поэтому имеет всеобщее значение. Оно играет незаменимую роль при выработке и усвоении того языка ценностей, который позволяет вступать в диалог людям, принадлежащим к различным конфессиям, этносам, социальным группам. Философия - особый уровень знания, благодаря которому знание приобретает прочность последнего основания ответственных суждений и действий. Без нее образование может быть каким угодно, но оно не будет ни современным, ни высшим.

Философия помогает студенту любой специальности увидеть ее место в структуре научного знания, усвоить общие нормы и идеалы научного метода, понять место науки в современном обществе. Кроме того, хороший специалист должен также уметь руководствоваться в своем профессиональном поведении общегражданскими ценностями, быть способным к рациональному обсуждению возникающих проблем. Все эти задачи предполагают определенное знание философии.

  • Шелер М. Положение человека в космосе // М. Шелер. Избранныепроизведения. М., 1994. С. 11.

Приступая к раскрытию содержания философии и рассмотрению ее основных компонентов, необходимо иметь в виду, что в современной литературе не существует однозначного определения данного феномена.

Можно утверждать, что философия стала осмысливаться как таковая, начиная с Демокрита, софистов, Сократа и Платона. Именно в этот период она позиционировалась в качестве пытающейся выделить предельные основания знания в деятельности людей развернутой критической рефлексии по поводу мифологии и обыденной жизни.

Иными словами, философия в процессе своего становления и развития по своему предназначению стала выполнять особую мировоззренческую и методологическую функции, которые не могли взять на себя отдельные науки. Следовательно, философия может считаться и мировоззрением , и методологией. Поскольку выполнение этих функций предполагает наличие не просто суммы взглядов на мир, но совокупности идей, определенных принципов, которыми обязан руководствоваться человек, философия является формой общественного сознания , обусловливающего отношение человека к действительности, в том числе и к самому себе.

В отношении человека к действительности и самому себе философия позволяет выявить общие закономерности развития природы, общества, человека и познания. Таким образом, философия является и наукой. Для этого она обладает определенной совокупностью понятий, категорий, методов, имеет свой объект и предметную область исследования.

В данном разделе раскрыты все заявленные подходы и представлены выводы, которые проверены временем, осмыслены научным сообществом, подкреплены общественной практикой и представляют собой содержание философии. Все это позволит студентам осмыслить генезис философии, особенности "философских партий", школ, роль философии в разрешении проблем профессиональной деятельности юристов, глобальных проблем современности.

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ И НАУКА

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • объект, предмет, категории, основные законы философии и ее роль в жизни человека и общества;
  • принципы философии;

уметь

  • осмысливать и формулировать личные мировоззренческие, социально-нравственные установки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;
  • самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;

владеть навыками

  • разрешения социальных противоречий на основе использования философских знаний;
  • использования законов возникновения, развития мысли, а также правильного мышления, выводного знания;
  • работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающие происхождение, развитие и разрешение различного вида явлений в природе и обществе.

Объект, предмет философии и ее структура

В большинстве философских школ и направлений объект рассматривают с позиции познания, исследования субъектом чего-то.

Объект (позднелат. objectum - предмет, от лат. objicio - бросаю вперед, противопоставляю) - то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

Объектом становятся лишь те существующие независимо от человека неживые и живые компоненты его среды обитания, которые включаются в человеческую деятельность. Другими словами, объектом для человека является то, что начинает им осваиваться в процессе познания и практически-преобразовательной деятельности.

Что касается объекта философии, то он определился в процессе становления последней, обусловлен ее местом и ролью в духовной и практически-преобразующей жизни человека.

Известно, что философия возникла на той ступени развития культуры, когда в связи с развитием общественных отношений происходило разложение мифологического сознания, изначально определявшего содержание

существующего тогда в обществе мировоззрения, которое в чувственно- наглядной форме рисовало картину мира как "поля антропоморфных сил" . Возникшее и утверждавшееся разделение труда, все более реальное отделение умственного груда от физического обусловливали кризис мифологического мировоззрения. Место человека в природе стало определяться его собственной активностью, результаты которой обусловливались его возможностями охватить и осмыслить динамичную природную и социальную среду своего обитания, существовавшую независимо от него и не укладывавшуюся в рамки обыденного сознания. Все это и создавало объективные предпосылки для формирования философского мировоззрения и выделения объектной области для философской рефлексии, философских систем, возникших практически одновременно в культурах Индии, Китая, Древней Греции. В них содержались размышления как над миром, так и над обыденным сознанием, мифологией. Философские устремления были нацелены на выявление предельных оснований и использовали не только логическую обоснованность своих объяснений, но и анализ различных образований культуры, опыта изменения человеком природы и формирования общностей людей, государственных устройств. Не оставался вне внимания философии и человек с отражающими его сущность делами, процессы мышления и познания, методы и способы познавательно-преобразовательной деятельности.

Сегодня философия сохраняет свое основное предназначение. Она ищет ответы на следующие вопросы: В чем состоит основа всего сущего? Каковы причины и источники развития природы, общества и человеческого мышления? Как, каким образом происходит развитие в реальном мире? В каком "направлении" может и будет развиваться природа, общество и человеческое мышление?

Объект философии - это неживая и живая природа, включенная в поле мировоззренческого осмысления ее человеком, наличествующие в ней всеобщие связи и закономерности развития, а также социально-исторический организм в его конкретном проявлении как самостоятельная единица исторического развития людей и как общество вообще со всеми видами и типами социальных общностей, а также человек как природное и социальное существо.

Объект философии позволяет классифицировать философские науки и одновременно обусловливает предел истинности знаний в этих науках. Только непонимание этого факта иногда порождает утверждение, что естественные науки наиболее точны по сравнению с науками философскими. Такого рода утверждения некорректны, ибо никто из математиков или физиков не станет утверждать, что математика более точна, чем физика. Сегодня, на данном этапе развития науки, признается, с одной стороны, что точность в естественных пауках связана с возможностью их математического выражения, а с другой - в самой математике все больше и больше внимания уделяется процессу доказывания и доказательства , что является характерным для логики и философии в целом. Другими словами, все науки точны по степени адекватности их собственному объекту и своей предметной области. Других, более значимых критериев точности в науках пока не существует.

Конечно, в содержании объекта философии имеется множество структурных элементов, которые характеризуются своими специфическими признаками и носят, с одной стороны, всеобъемлющий характер, а с другой - отражают только "свои" сущностные и отличительные черты и свойства.

Например, если вести речь о социоисторическом организме, то данный компонент объекта философии включает в себя язык, традиции, обычаи, различные социальные нормы (в том числе и правовые), религиозные и идеологические установки, ценностные ориентации, социально-психологические чувства и т.д.

В определенной мере данный объект одновременно включает и выражает признаки идентичности черт людей, входящих в разные сообщества, обусловливает складывание определенных социальных типов личностей, предопределяет социализацию людей, устанавливает определенную систему регулирования отношений между людьми, их миропонимание и отношение к прошлому, настоящему и будущему общества в целом.

Таким образом, социально-исторический организм как компонент объекта философии в его конкретном проявлении выступает и в качестве самостоятельной единицы исторического развития людей, и как общество вообще, со всеми видами и типами социальных общностей, со своей системой регулирования отношений между людьми.

Социоисторическому организму как компоненту объекта философии присущи следующие черты:

Он историчен и в определенной степени представляет собой исторический процесс, где создаются и формируются новые формы, где появляются новые значения и смыслы, заключенные в результатах человеческой деятельности;

является по своему наполнению в большей степени формой должного, ценностного и в меньшей - сущего;

  • - содержит в себе целеполагание людей, идеалы и ценности, к которым они стремились, а также нормы, которыми они руководствовались;
  • - в определенной степени представляет собой социальную природу (социоприроду), где в связях и взаимодействиях ее элементов наличествуют объективные закономерности, но не законы, что свидетельствует о факте отсутствия в этом объекте устойчивых причинно-следственных связей между наблюдаемыми и фиксируемыми явлениями и причинами (факторами), их вызвавшими;
  • - структурно включает в себя полиаспектное количество различных социальных общностей, отношений, элементы духовности, которые способны быть составной частью предметной области отдельных философских наук;
  • - включает в себя человека во всех его проявлениях и одновременно выделяет его в самостоятельный объект философского осмысления.

Что же касается предметной области философии, то здесь необходимо сделать некоторые пояснения. В современной философии и науке

пока нет достаточно ясного и четкого определения предметной области ни для одной из сформировавшихся к настоящему времени наук. Так, согласно имеющимся трактовкам предметная область, например, для теории чисел - натуральный ряд или множество целых неотрицательных чисел, а для ботаники - множество всех растений; такие подходы требуют дополнительного пояснения и уточнения.

Вместе с тем приблизиться к пониманию предметной области философии можно, если обратиться к соотношению результатов исследования отдельных наук и философии.

Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна специальная наука не изучает закономерности, которые являются общими для явлений природы, развития общества и человеческого мышления. В переделах каждой науки есть различные уровни обобщения, которые, однако, не выходят за рамки определенной сферы бытия природы, человеческих сообществ. В философском же исследовании сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Философия сводит в единство результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов и закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Более того, философия включает в себя не только предельно обобщенные достижения специальных наук, но и социальные, моральные, эстетические аспекты реального бытия своего объекта. Именно поэтому понятия, категории, принципы и законы философии имеют всеобщее значение, а ее методы обеспечивают доказательное отражение законов и закономерностей объекта. Все это в целом позволяет философии осуществлять предвидение будущих изменений в природе, обществе и в самом человеке.

Формируя философское мировоззрение, философия разрабатывает и коренную проблематику этого феномена: отношение мышления к бытию. Выясняя существо мировоззрения, философия ищет ответ на вопросы о том, что такое бытие, материя и что такое сознание, мышление.

За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру, так как последний включает в себя человека как свою одухотворенную, социальную, самосознающую часть. В этом контексте сам человек, проблема человека являются величайшей мировоззренческой проблемой, по существу стержнем всей философии.

Таким образом, есть основания утверждать, что предмет философии это сложное образование, которое включает в себя:

  • - наиболее общие связи и взаимодействия элементов объекта философии, а также элементов объекта с познающим субъектом, выступающим как представитель реального мира;
  • - общие законы и закономерности развития природы, общества и человеческого мышления;
  • - условия и факторы , которые обусловливают возникновение и развитие конкретных элементов изучаемого объекта и самого объекта в целом, отношение мышления к бытию;
  • - самого человека в качестве элемента объекта философии, являющегося относительно устойчивым образованием, имеющим внутреннюю

потенцию к созданию связей с себе подобными, с живой и неживой природой, являющимся субъектом познания и преобразования себя и среды своего обитания.

Предметная область философии - это общие закономерности возникновения, становления и развития неживой и живой природы, общества и человеческого мышления, отношение мышления к бытию, причины и источники развития всего сущего, содержание, структура мышления человека, а также сам человек в его взаимосвязи с себе подобными, средой своего обитания.

К сказанному следует добавить, что философия и философские науки исследуют не только общие связи и взаимодействия "вещных " элементов бытия природы, общества, человека, отношение мышления к бытию, природу и сущность человека, но и отношения людей между собой, социальными институтами, результатами своей деятельности, духовную творческую деятельность человека, моральные, эстетические, аксиологические и правовые аспекты этой деятельности.

В определенной мере уточнив объект и предмет философии, опираясь на достижения современного этапа развития человеческой культуры и познания, можно сформулировать ее определение.

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, раскрывающее целостный взгляд на мир, место человека в этом мире, на средства и способы его познания и преобразования, а также наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, изучающая познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к среде своего обитания, к деятельности и ее результатам.

Завершая рассмотрение объекта и предмета философии, следует сказать, что используемые здесь подходы к трактовке данных феноменов не являются окончательными и полностью исчерпывающими их содержание. Более полное раскрытие содержания философии можно осуществить, рассмотрев ее структуру.

Сначала философия являлась единым и нерасчлененным знанием о мире, человеке, мышлении, развитии, о прошлом, настоящем и будущем. Однако затем в ней стали выделяться различные школы, относительно самостоятельные виды знаний и наук.

Так, если рассматривать структуру философии с позиций культур отдельных народов , с учетом их развития и усложнения социальных связей, возникновения классовых отношений и многообразия новых видов деятельности, то можно выделить философские учения в Китае, Индии, Древней Греции, а также Европе, России (более подробно исторические этапы развития философии и ее черты будут рассмотрены в разделе 2). Например, в древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологией. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Они практически не развивали рационально-логическую составляющую философского мышления и научную обоснованность мировоззренческих выводов, вместе с тем достаточно много внимания уделяя идее космологической природы сознания, разрабатывая принципы житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Все это встраивалось в культуру традиционных земледельческих цивилизаций, в воспроизводство существующего уклада жизни, кастовой иерархии отношений и включения людей в систему строго корпоративных связей.

В лоне античной культуры возник и развивался иной тип философствования, объективной предпосылкой которого была социальная, политическая и экономическая жизнь полисов. Здесь формировалась философия, ориентированная на связь с наукой, на логико-рационалистическое построение системы знаний о природе, человеке и обществе.

В античной философии возникли основные исследовательские программы развития будущей западной философии, к которым изначально следует отнести философию европейского Средневековья, утверждавшуюся в лоне христианской культуры и в значительной степени отчуждавшуюся от античной философии.

Философия эпохи Возрождения, которая в определенном смысле осуществила синтез с античной философской традицией, сделала значительный шаг в осмыслении места и роли человека в жизни общества, культурном и социальном прогрессе.

Что касается философии Нового времени и эпохи Просвещения, то ей было присуще появление многообразия философских систем, которые основывались на результатах научной революции XVI-XVII вв., коренным образом изменившей картину мира.

Особое место в развитии философии занимает немецкая классическая философия, которая в значительной степени персонифицирована. Однако в общем плане в ней были разработаны основные концепции мироустройства, развития и познания. Ее можно назвать "трансцендентально- критической"

Философия XIX в. определила переход от доминирования классических философских систем к первым неклассическим философским учениям: марксизму, эмпириокритицизму, философии жизни, экзистенциализму, феноменологии, философии психоанализа и др.

Философия XX в. сочетает неклассические философские направления с сохранением классических традиций. В ней намечается критика этих мировоззренческих принципов, обусловленных не в последнюю очередь кризисными явлениями: экологическими, антропологическими, социальными и др.

Структурность предметной области философии обусловила развитие философских наук, т.е. с уточнением собственно философской проблематики внутри философии формировались относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области научного философского знания. К ним следует отнести учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), этику, эстетику, философию истории, социальную философию, политическую философию, философию права, философию науки, философию техники, историю философии, философию религии и др. (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

При этом "внутри" каждой философской науки происходило структурирование философских воззрений по отношению представителей философской мысли к одному из компонентов предмета философии к вопросу об отношении мышления к бытию. Обойти его никому из философов не удавалось и не удается сейчас. За разрешение какой бы проблемы философ ни взялся, ему волей-неволей придется выбрать для себя материалистическую (I) или идеалистическую позицию , которая будет обусловливать все результаты его философского исследования (ІІ) (рис. 1.2).

Рис. 1.2.

Дело в том, что признав первичность бытия по отношению к мышлению, мы становимся на позицию материалистов и считаем, что материя первична, а сознание, дух - вторичны, т.е. материя предшествует идеальному и порождает его. Если же мы признаем, что сознание первично по отношению к материи, тогда мы - идеалисты и стоим на позиции, что мировой дух творит материальный мир. Может быть и такой вариант, когда философ считает, что мышление и бытие - это равноправные субстанции. Тогда он становится па позиции дуалиста.

Материализм берет за исходное мир, существующий объективно, независимо от сознания человека, отвергает все антинаучные трактовки происхождения реального мира, объясняет существующую реальность из нее самой. В этом и состоит мировоззренческий и методологический принцип материализма. Идеализм имеет прямо противоположную позицию в происхождении и развитии реального мира, утверждая, что данное развитие определяется духовным началом.

Другая сторона вопроса об отношении мышления к бытию состоит в оценке такого феномена, как познаваемость мира. Другими словами, смысл данной позиции заключен в отрицании или признании возможностей человека в постижении объективных законов бытия, мира. Те, кто считает, что мир принципиально познаваем, называются гностиками, а полагающие, что мир принципиально непознаваем, - агностиками. Примером второй позиции может быть религиозная философия, которая отрицает познаваемость мира и утверждает примат религиозной веры над разумом.

Применительно к социальной философии, философии истории вопрос об отношении мышления к бытию переходит в плоскость соотношения общественного бытия и общественного сознания. От того или иного ответа на этот вопрос формулируется и понимание определяющих сил общественного развития в относительно самостоятельном существовании общностей людей по отношению к неживой и живой природе, а также по отношению друг к другу.

Материалистическое раскрытие проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания выражается следующим образом: общественное бытие в конечном итоге определяет общественное сознание, которое, будучи производным от общественного бытия, в свою очередь оказывает активное обратное воздействие на это бытие.

Идеализм по данной проблеме стоит на следующей позиции: в качестве определяющего фактора общественного развития выступают или Бог, или объективный мировой дух, или идеи исторических личностей и т.д.

Надо отмстить, что материализм в своем развитии прошел длительный путь: от наивного в древности, через механистический и метафизический, к высшей форме - диалектическому материализму. Интересно, что материалистом можно быть как стихийным, так и на основе знаний, полученных в процессе учебы или самостоятельных исследований.

Существуют исследователи, сочетающие как материалистическое воззрение, так и идеалистическое, в форме религиозной веры. В качестве примера соотношения веры и материализма можно привести позицию по этому поводу F. Эйнштейна, который предлагал свой вариант взгляда на взаимодействие различных форм восприятия человеком действительности. Он не отвергал религию, а тем более веру. По его мнению, нельзя себе представить ученого без глубокой веры в то, что правила, по которым существует мир, доступны разуму. Великий физик, бесконечно преданный науке, убежденный в огромных возможностях научного познания и его роли в жизни человека, тем не менее ясно осознавал и ограниченность рационального осмысления реальности.

А. Эйнштейн считал, что наука может показать только, как различные процессы, явления, предметы реальности связаны между собой, как они

обусловлены друг другом. Наука, по его мнению, позволяет людям получать сведения о предметах реального мира и о самом человеке, сформировать знание о сущем. Стремление к такому знанию ученый считал высшим из всех стремлений, на которые способен человек. Вместе с тем такого рода знание, как полагал А. Эйнштейн, не приближает человека к открытию того, что должно быть, а именно к знанию о должном. Разум не может объяснить смысл фундаментальных, или, по убеждению ученого, конечных целей. Дать ответы на эти вопросы может, как считал А. Эйнштейн, только религия. В качестве важнейшей цели он называл независимое развитие индивида, свободно отдающего свои силы службе человечеству, причем находящего в этом глубокое удовлетворение, делающего это с радостью, ведь главное предназначение индивида, видимо, состоит не в том, чтобы править кем-то, возвышаться над кем-то и т.д., а в том , чтобы служить людям, природе. Эти цели указывает или должна указывать религия. А. Эйнштейн, безусловно, признавал сильные стороны науки, но не отрицал значения ни религии, ни веры. Важнейшая роль религии, по его мнению, состоит в том, чтобы освободить человека от рабства эгоцентричных устремлений, страхов. Образной квинтэссенцией взаимообусловленности науки и религии, по А. Эйнштейну, служит афоризм о том, что "наука без религии хрома, религия без науки слепа".

Идеализм также прошел длительный путь "совершенствования". Такая его форма, как объективный идеализм, сформировалась в античной Греции (в работах Платона), была усовершенствована Г. Гегелем, сохранилась и по сей день. Представители объективного идеализма признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его возникновения находится объективный дух.

Сторонники субъективного идеализма считают, что объективный, не зависимый от человека мир не существует. Он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятий, представлений.

Субъективные идеалисты утверждают, что наши усилия выйти за пределы сознания тщетны, и, следовательно, признание бытия внешнего мира, не зависимого от сознания, недопустимо. Последовательное развитие идей субъективного идеализма ведет к солипсизму - философской позиции, основанной на утверждении, что существует только "я" и, кроме меня, ничего и никого нет. Это напоминает ситуацию, когда человек оказывается в комнате, где его окружают зеркала, и видит только себя. Найти выход из такой комнаты невозможно, ибо человек будет натыкаться только на свое собственное отражение.

Конечно, идеализм имеет как социальные , так и гносеологические причины и источники возникновения и существования. Дело в том, что философы существуют в конкретных социальных системах, в конкретных общностях и сталкиваются с трудностями своего бытия, что определенно накладывает отпечаток как на выделение и осмысление результатов общественной практики, так и на их обоснование.

В социальном аспекте философский идеализм был предопределен и отделением умственного труда от физического, их противопоставлениєм, возникновением социального неравенства и классовых антагонизмов. Нельзя нс учитывать и тот факт, что познание мира - очень противоречивый процесс, в котором наличествует и фантазия, и здравый смысл, и хитрость ума, и сила логики, и правдоподобные допущения. Выходит, что все это предполагает возможность отрыва мысли от действительности, уход в сферу фантазии, в абсолютизацию человеческого мышления, сознания, идеи и духа.

Вместе с тем нельзя не признать, что объективный идеализм раскрыл закономерности развития идеи и мира, обосновал мысль о том, что результаты человеческой деятельности, и прежде всего духовной, отчуждаются от своего творца, становясь всеобщим достоянием. Объективный идеализм сформулировал содержание диалектики, создал систему категорий философии, раскрыл основное содержание диалектического метода, но в идеалистической трактовке.

  • Лосев Л. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 73-77.
  • Всемирная энциклопедия. Философия. XX век / гл. науч. ред и сост. А. А. Грицанов. М, 2002. С. 814.

Определение 1

Философия – это, дословно с греческого – «любовь к мудрости». Ее также можно определить, как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и окружающего его мира.

Сущность и предмет философии

Как систематизированному, специальному знанию философии уже несколько тысячелетий, а что касается самого «философствования», как некоего особого размышления людей о смысле жизни, о самих себе, об окружающем мире и т. д., то возраст его, наверняка, примерно равен времени существования всего Человечества.

Любое знание представляет собой знание о том, что познающим индивидом, исследователем выделено как что-то обладающее своими характерными свойствами, нечто конечное, и в данном случае познающий является субъектом, а познаваемое для него – объектом.

Что касается специфики объекта философии , то она состоит в том, что тут, по сути, отсутствуют какие-либо чувственно воспринимаемые границы, ощущаемые формы, части, элементы (что и отличает их от объектов природы). Таким образом, объектом философии выступает бесконечный Мир (вселенная, космос, природа), а также Общество особая целостность, а также их единство.

Философию нужно рассматривать как наиболее обобщенное знание о Действительности (как развивающейся системной целостности), а также о Человечестве, всеобщих его законах и свойствах. Сама же Действительность представляет собой непрерывно развивающийся и изменяющийся мир субъектов, объектов и результатов их взаимодействия, который подчиняется определенным закономерностям. Следовательно, предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Другими словами, философия нацелена вовсе не на то, чтобы определить точные границы между частицами мира и их внешние взаимодействия, а на то, чтобы понять их единство и внутреннюю связь.

Основные усилия философской мысли устремлены на поиск высшего начала и смысла Бытия. Фундаментальные проблемы философии, а также ее предметное самоопределение – все это смысл бытия и уникальность человека в мире, идеи познания, отношение человека к Всевышнему, проблемы этики, сознания, смерть и бессмертие, идея души, философия истории, социальная философия, история самой философии и т. д.

Мировоззрение и философия часто путают. Эти две категории хоть и очень взаимосвязаны, но все же различаются между собой и, в первую очередь, тем, что мировоззрение – намного шире по охвату, а философия – это лишь ядро мировоззрения Философия – своеобразный синоним поиска истины, а также свободны мышления. Таким образом, философия – это наиболее обобщенное учение о мире, о месте в нем Человека, а также «наука о всеобщих науках» о развитии общества и природы.

Роль философии в жизни человека

Роль философии в жизни любого индивидуума и человека тяжело переоценить. В то же время, на такие «вечные» вопросы как: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после смерти?» дает ответы религия, однако, в отличие от нее, в философии применяется научный доказательный аппарат. Значение философии для человека можно объяснить буквально в нескольких тезисах:

  • философия значительно расширяет кругозор человека, помогает ему в выработке вдумчивого отношения ко всему, что его окружает
  • философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир чувств человека и Природы
  • помогает выработать культуру и рациональное мышление
  • а главное – философия дает возможность человеку выйти за рамки обыденности, расширяет границы мышления, делает духовный мир богаче, а ум острее. Призвание философов состоит в постановке мировоззренческих вопросов и поиске ответов на них.