Место политологии в системе общественных наук. Политика как общественное явление

Как делают батик в Индонезии. aslan wrote in January 3rd, 2014

Несмотря на то, что это уже пятый пост про Соло, мы провели там всего три ночи. И вроде жизнь текла лениво и неторопливо, и каких-то глобальных мероприятий вселенского масштаба не проводилось, но, как выяснилось, выбраться из этого места абсолютно нереально. То одно, то второе, то третье…

На самом деле, этот пост про батик. Я обожаю эти тряпочки; возможно, эта страсть занимает в моем личном рейтинге привязанностей почетное второе место после соборов. Соло - крупнейший и важнейший индонезийский центр производства и торговли батиком. И хотя приобрести материал и изделия из него можно по всей Яве, конечно, логично и правильно делать это в Соло.

Неудивительно, - или, наоборот, удивительно - что батик до сих пор производится не только и не столько на больших, просторных, современных фабриках (как, например, Batik Keris, чьи красивые аутлеты есть по всей Яве и, конечно, в Соло), а в маленьких кустарных мастерских - иначе назвать то, что мы видели, я, пожалуй, не могу.

Батик - это ручная роспись по ткани, и по сути она остается именно таковой - ручной - и по сей день. Даже то, что называется штамповкой, по сути есть ручная работа. Как так? А вот так!

Небольшая мастерская по производству батика под гордым названием фабрика располагалась всего в нескольких поворотах лабиринта узеньких улочек от нашего геста. Очаровательные улочки.

Выразительная дама, спрятанная за куском материи, наглядно свидетельствовала о наличии фабрики. Случайным образом, глаза на фото не получились. А может, и не случайным: я не знаю, как в царящей в мастерской темноте работницы и работники умудряются окончательно не растерять зрение, снова и снова раскрашивая тряпочки. Хотя кто мне сказал, что они его не теряют?

Перед тем, как обычный отрез материи превратится в батик, он проходит множественную обработку. Его раскрашивают, стирают, сушат, снова стирают и т.д. Вот на держателе вывешено для наглядности несколько отрезов разной стадии обработки: именно так и меняется вид ткани ступень за ступенью.

Сначала на ткань горячим воском наносится рисунок. Отсюда, кстати, и название этого метода: горячий батик. Он используется для хлопчато-бумажных тканей. Для дорогих и полностью ручных вариантов воск наносится, естественно, вручную, а для более дешевых - прессом. Ну, тоже вручную.

Воск, кстати, тоже бывает разный. Вот такой.

Подготовленные для раскрашивания рулоны.

Когда рисунок нанесен, ткань отправляется на раскраску. Вот сидят специально обученные девушки и тетеньки и специальными кисточками (даже, скорее, подобием ручки) наносят необходимый рисунок.

Сначала краской одного цвета, потом другого.

Периодически обмакивая свою ручку в подогреваемую на горелке краску.

На этой фабрике краски используют исключительно натуральные. Из разных растений и деревьев. Подозреваю, что отнюдь не из соображений экологичности, а тупо потому что дешевле.

Печь для разогревания чанов с краской.

Ткань с нанесенным рисунком отправляется дальше - сначала на прокраску фона - это происходит в больших ванных. В них же потом и стирают ткань несколько раз - уже в чистой воде, само собой.

Просушка - на втором уровне мастерской, обязательно под алюминиевой крышей и с естественной вентиляцией. Говоря проще - с дырами по всему периметру.

Процесс нанесения воска, росписи, прокраски, промывки и сушки повторяется несколько раз, пока не будет получен желаемый рисунок.

Проверка качества перед следующим этапом.

Стандартный отрез батика - длиной 2 метра и шириной 1,20-1,30. Если делать его полностью вручную, то стоить это счастье в итоге будет от 60 долларов. А если прессом, то всего от 6-8.

Конечно, стоимость батика зависит не только от техники росписи, но и от качества самой ткани. В любом шоу-руме это очень просто увидеть, потрогав образцы по разной цене. Грубоватые, плотные, с простым рисунком - самые дешевые. Легкие, нежные, с изящными линиями рисунка и зачастую обилием мелких прорисованных деталей - самые дорогие.

Что удивило лично меня, так это то, что батик - это не только просто отрезы и саронги. Батик - это невообразимое, бесконечное количество платьев, туник, юбок, штанов, мужских рубашек. Необыкновенных по дизайну моделей, необыкновенный по дизайну материала. На фото - мои три саронга и мужская рубанка. Саронги по 13 долларов, рубашка - 27. Все производства фабрики сами видите, какой фабрики.

Возвращаясь к нашей маленькой фабрике, хочу добавить, что при ней имеется не только шоу-рум-магазин (где, на удивление, нельзя фотографировать!), но и мастерские росписи по ткани. Т.е. можно прийти и договориться о персональном уроке создания батика. В итоге должно получиться что-то в этом роде.

Нет, на самом деле, думаю, должно получиться что-то более изящное, ибо эти образцы, все-таки были созданы девочками-дошкольницами)

В общем, в следующий раз, завязывая парео, подумайте о том, сколько терпения и кропотливого труда было потрачено на создание даже такого простого и дешевого кусочка батика. Средняя зарплата рабочего подобной мастерской составляет порядка 90 долларов, причем этот минимум гарантирован даже при отсутствии заказов. При их наличии, соответственно, работники получают дополнительную премию.

Полезное:
- Посещение небольшой мастерской - занятие недолгое; возможно, в общей сложности на час, включая и осмотр магазина. По аутлетам же крупных фабрик (без посещения производства) можно бродить не меньше (особенно, если есть цель что-то приобрести: выбор огромен и чрезвычайно сложен).
- В аутлете фабрики Batik Keris демонстрируется фильм о процессе производства батика - тоже весьма занимательный и наглядный.
- Качественный батик при стирке не линяет.
- Ну и, наконец, самый лучший батик - индонезийский. Даже само слово для обозначения ручной росписи по ткани, «батик», - индонезийского происхождения. Кстати, саронги, которые там очаровали меня на Гаваях, тоже все made in Indonesia…

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта

О месте политологии среди других паук дает представление следующая схема (рис. 1):

Фундаментом, идейно-теоретической базой политологии является философия, из чрева которой политология и вышла. Родными «сестрами», с которыми Политология до сих пор сохранила наиболее тесные связи, являются социология и психология.

Рис. 1. Место политологии в системе наук.

Старшие «сестры» политологии, связи с которыми менее прочны, но достаточно короткие – история, право, этика, экономика. Можно обрисовать и второй круг наук вокруг политологии (по мере ослабления связей) – история военного искусства, демография, этнография, биология, математика и т. д. Таким образом, политология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, функции и закономерности, методы, категории, свою структуру и проблематику. Политология не подменяет и не отменяет других наук. Она является самостоятельной дисциплиной и занимает достойное место в системе научного знания.

Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Наблюдается тесная взаимосвязь между политологией и политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой. Большое внимание политическая социология уделяет анализу социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения, их влиянию на политические отношения, выяснению социальной природы политической власти. В отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социология исходит от общества и изучает как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти. Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, точности и достоверности. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины английский историк Э.Фримэн не без основания заметил: «История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история». Политология определенным образом связана с философией. Политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования.

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления общества в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал «Политика – это стремление к участию во власти оказанию влияния на власть – будь то внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание политики, как «области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами».

Фундаментом всей системы общественных связей являются политика и экономика. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой. В свою очередь воздействие самой политики на экономику существенно и многогранно. Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. В последние трети ХХ века экономика и политика приобретают отчетливо выраженный международный характер. Набирают силы процессы глобализации. Это является следствием развития тенденции формирования единой мировой цивилизации. Одной из форм проявления этой тенденции явилось возникновение ряда международных экономических и политических организаций. Так, например, большую роль в развитии экономического партнерства играют сегодня ООН, МВФ, ЮНЕСКО и т.п.

Политика как общественное явление. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.

Объектом исследования политологии является политика - явление чрезвычайно сложное, его социальный, гуманистический, культурный, идеологический смысл разнообразный и разноплановый, как и ее отдельные формы. Неизменность структурных характеристик политики сопровождается неповторимостью ее конкретных проявлений в процессе развития человеческой цивилизации. Как способ организации и регулирования общественной жизни, политика не имеет себе равных и, наверное, сохранит свое значение в будущем. По демократизации, гуманизации и индивидуализации общественной жизни основной задачей политики должно стать повышение ее эффективности и ответственности.

Политология как наука изучает политическую жизнь общества в его различных проявлениях, углубляясь в тайны политики и власти, закономерности деятельности политической элиты, партий, лидеров, социальных слоев и народных масс. Она способствует выработке мировоззренческих и ценностных установок, умению связывать политические знания с общественно-политической практикой. Коренятся в древних временах попытки понять особенности политического развития человеческой цивилизации постоянно развиваются и совершенствуются, обогащая мировую общественно-политическую мысль, синтезируя и систематизируя политические знания.

Предмет политологии. Место политологии в системе общественных наук.

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

- история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;

-политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;


- политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

- политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

- политическая антропология. Ее объект - человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.

Политическая жизнь является объектом изучения многих общественных наук, поскольку в обществе каждое событие и каждый факт имеющих политическую окраску. Касаясь интересов людей, они могут быть соответственно интерпретированы или иметь политические последствия. С этой точки зрения общество в целом является политическим. Как отметил французский политолог Ж. Бюрдо, «реальность нейтральна, политической же есть сознание». Определенная специфика политики, а также и то, что все виды человеческой деятельности, все общественные явления связаны с политикой, обуславливают политический аспект всех общественных наук. Вместе с тем есть науки, основная задача которых - исследование политической жизни. Ведущей среди них политология.
Политология (греч. politika - государственные и общественные дела и logos - слово, понятие, учение) - наука, объектом которой является политика и ее отношения с личностью и обществом.
Как относительно самостоятельная отрасль знаний она уходит своими истоками древности, ее развитие тесно связано с развитием философских знаний. Поскольку политика была интегрирована в общественное бытие, философия как универсальная наука сопровождала человека всю жизнь, осуществляя поиск оптимального политического строя. Знание о политике, которые сформировала античная философская мысль, стали основой политической философии последующих эпох, несмотря на различие их эмпирического материала, особенности исторического времени, разнообразие общественно-политических традиций в разных стран и народов.
Ничуть не модернизируя античную мысль, политическая философия восприняла политику как общественное явление, что и является сущностью, ведущим началом совместной жизни людей, организованной государством. Античные мыслители начали изучение политического языка и политического ораторстра (Платон), исследовали такие политические, социальные, нравственные ценности, как свобода, право, справедливость, добро и др.. В новейшие времена развивались обобщающие, универсальные концепции политики и власти, которые получили политическое, гуманистическое, фундаментально-социологическое и экономическое обоснование.
Развитие социально-ориентированного философского знания длится две с половиной тысячи лет, однако еще в начале XX ст. статус политической философии, как и политологии, не был окончательно определен. На протяжении XX века понятие политической философии и политологии вполне прижились, а в 50-60-х годах наступил «бум» политико-философских и политологических исследований. В последние десятилетия расширились функции политической философии, сформировались методы, структура философского знания, наметился их разграничение с наукой о политике.
Политическая философия вместе с другими философскими дисциплинами исследует сущностные принципы политики в различных проявлениях, ее причины и последствия, стремится их выявить, осознать, объяснить. Философия вооружает политологию мировоззрением, общими методами познания и теорией мышления, пониманием содержания и социальной обусловленности политических явлений, исследует общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей, изучает общество как целостную систему. Политическая философия и политология черпают материал из одного эмпирического источника, но изучают его разными средствами и на разных уровнях. Философия, в отличие от политической науки, не обращается к практике напрямую. Политические явления и процессы с учетом их места и роли как социального целого изучает политология.
В познании политической жизни существенная роль принадлежит политической истории (изучение и фиксация политической жизни, особенностей его функционирования и развития в отдельных странах, выяснения причинных связей политических явлений и др.).. Известные французские политологи Ж.-П. Кот и Ж. Мунье называют политическую теорию «кровной дочерью истории и права». Для понимания сущности и функционального назначения политических явлений, институтов важно знать историю мировых политических учений, которая исследует возникновение и развитие теоретических знаний о политике, власти, государство, право, демократию, генезис политических категорий, их влияние на политическую жизнь.
Особое значение в изучении политической жизни общества приобретает политическая экономия. Некоторые ученые считают, что новая политическая экономия должна стать основой современного направления в исследовании политики. Это вообще спорное суждение не лишено рациональной основы, поскольку без политической экономии нельзя понять природы социальных субъектов, гражданского общества. К тому же развитие различных форм собственности, который ведет к дальнейшей дифференциации социальных и политических интересов в обществе, существенно влияет на характер политической деятельности, формирование научных представлений о ней.
Социология политики как общественная наука изучает социальные институты, организации как средства деятельности социальных субъектов, а значит, закономерно, что политология использует результаты и методы социологического познания, характеристики различных социальных групп. Относительно вопроса о соотношении политологии и социологии политики существуют разные подходы. Некоторые ученые рассматривают социологию политики как отрасль науки на рубеже социологии и политологии (С. Липсет, Р. Беспотис), считая, что она, в отличие от политологии, исследует влияние общества на государство, общественного порядка на политику. Другие (В. Иванов, В. Пазенок) указывают, что социология политики дает представление о том, как определенные социальные сдвиги отражаются в функционировании политической системы. Другие ученые, в частности Ж. Тощенко, отождествляют политологию и социологию политики как наиболее общие науки о политике.
В изучении политической жизни общества важная роль принадлежит юридической науке как системе знаний о государстве и праве, об объективных закономерностях их возникновения и развития. Юридическая наука разработала понятийный аппарат, который активно использует политология (государство, демократия, государственная власть, право, законность, политический режим и т.д.).
Несмотря на то, что науки об обществе освещают различные аспекты политической жизни, демократическое общественное развитие обнаружил потребность в науке, которая критически осмысливала существующие политические системы, режимы, механизмы реализации политической власти, участие социальных общностей в политическом процессе, политические ситуации и т.п.. По тоталитарного режима, когда роль общественных наук сводилась преимущественно к комментированию и оправдания существующих порядков, не было необходимости в развитии политологии. Существенным фактором активизации стал выход миллионов людей на арену политической жизни, рост взаимозависимости и противоречивости современного общества, становления молодых независимых государств. В этих условиях усиливается взаимодействие политических процессов и политических систем разных стран, что позволяет видеть не только их различие, а сходство.
Совместные усилия специалистов в различных отраслях обществоведения, политических наук, публицистики, профессиональной журналистики и политиков-практиков призваны сформировать современное политическое знание. Как и все другие отрасли современного обществоведения, политология имеет целью выработать знания, которые позволят ориентироваться в окружающем мире и благодаря этому активно осваивать, превращать его, предвидеть и сознательно формировать политическую сущность общества, порядок отношения между людьми на основе общечеловеческих ценностных ориентаций.


3
. Функции, парадигмы иметоды политологии.

Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

Познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах;

Прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

Практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

Идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

Культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

Воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.

Образование - это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального

познания.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

- диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

- системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;

- формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Методы эмпирического познания - это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

- описание - наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

Разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

- статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта. Использование математического аппарата создает возможность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также для их наглядного отображения в виде таблиц, схем, графиков;

- математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов - составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

- методы семиотики - науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

-методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

Функции. Познавательная. Исследует и объясняет политические явлении и процессы. Обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями и практическими навыками политического участия.Инструменталистская .Овладев политическими знания­ми, практическими навыками политического участия, люди обретают способность сознательно оценивать и изменять поли­тическую действительность, свободно в ней самоопределяться. К тому же политология вырабатывает рекомендациидля вла­стных структур и других субъектов политики. Они использу­ются в качестве инструмента совершенствования политических отношений, политических технологий, политического управ­ления обществом.Прогностическую. Прогнозирует развитие и последствия политических процессов, предвидит перспективы политичес­ких систем и отношений.Воспитателъно-мировоззренческую. Способствует приоб­щению личности и общества к демократической политической культуре.Идеологическая . Способ правящим элитам сохранить себя у власти.Место политологии в системе общественных наук.

Изучение политологии, безусловно, важно для юристов, для принятия ими юридически правильных и политически взве­шенных решений.Бесспорно, политическая культура необходима специалистам экономического профиля. Без овладения ее демократическими ценностями невозможно уяснить сущность процессов и явлений в рыночной экономике, выявить ее проблемы и определить пути их решения. Финансы, банковское дело, страхование, менедж­мент, маркетинг, налогообложение, аудиторские услуги, другие хозяйственные сферы предполагают основательную политичес­кую образованность. Экономическая и политическая системы общества органично взаимосвязаны и непрерывно взаимодей­ствуют. Американский политолог Роберт Даль отмечал, что рыночная экономика предполагает такие условия для успешного развития, как политическое равенство, политические и экономи­ческие свободы. Политология взаимодействует и с другими науками. Политология синтезирует и Использует достижения частных наук о политике, развивает м обогащает их новыми выводами, открывает и обосновывает закономерности и законы политической сферы об­щества

Методы . Институциональный (Используется для познания политических институтов (права, го­сударства, политических партий, обще­ственных движений и др.), их структу­ры и взаимодействия). Исторический (политических отношении, институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего). Социологический (социальной обусловленности поли­тики и ее влияния на общественную жизнь) Бихевиористский(политических отношении, институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего) . Системны(политики как целостного общественного явления).Психологический(психологических механизмов полити­ческого поведения людей) Нормативно-ценностный (политического воздействия на обще­ство и личность с точки зрения спра­ведливости, свободы» уважения досто­инства и благополучия граждан) Сравнительный (однотипных политических систем, партий, режимов и других полити­ческих явлений с целью выявления их общих черт и специфики). Также к методам политологии можно отнести: синтеза, классификаций, дедукции, индукции и др. Тенденции развития современной политологии. Современная политология является интегрированной на­укой о политике во всех ее проявлениях, закономерностях раз­вития политической сферы общества

3)4. Политические идеи средневековья

Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353-430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225-1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемыелюдьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Др.мир . К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на последующую политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на последующую политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468-399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

Теоретическая позиция Сократа, согласно которой он отождествлял законное и справедливое, послужила ему отправной точкой для классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Если власть основывается на воле народа и на государственных законах, полагал он, то это будет царство. Если же на произволе правителя, то это тирания. Власть богатства Сократ называл плутократией и т. д.

Интересные мысли Сократ высказал и по вопросу об управлении государством. По его мнению, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Он весьма неодобрительно отзывался о порядке назначения должностных лиц па основе жребия, то есть практически без учета уровня профессиональной подготовки и других качеств претендентов. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления.

Глубокие мысли о политической мысли высказал крупнейший представитель древнегреческого материализма - Демокрит (ок. 460 до н. э, - год смерти неизвестен),

Демокрит поставил вопрос о возникновении, общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту,- это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда.

Идеальным, по мнению Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.

Политическую мысль Древней Греции па качественно новый уровень поднял Платон (427-347 до н. э.). Он явился не только одним из гениальных последователей Сократа, по и оригинальным мыслителем. Влияние Сократа особенно сказалось на ранних работах Платона. В последующем его взгляды претерпели значительную эволюцию.

В самом сжатом виде суть учения Платона состоит в том, что он в качестве истинного бытия рассматривал не окружающий сто мир, не реальную политическую жизнь с ее многообразными формами проявления, а некие идеальные конструкции, умопостигаемый мир идей.

Политические воззрения Платона изложены в его трудах «Государство», «Политик», «Законы» и других.

Для удовлетворения своих потребностей, считал мыслитель, люди нуждаются в совместном поселении - государстве (обществе). Государство (по Платону, понятия «государство» и «общество» являются тождественными) появляется в результате врожденных людям социальных потребностей. Оно необходимо для поддержания порядка, защиты людей от внешних врагов. Государство должно быть счастливо «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое кто в нем был счастлив, писал Платон в «Государстве», -- но так, чтобы око было счастливо в целом».

Все граждане, по Платону, а их он подразделял на три группы: мудрецы (философы), стражи и ремесленники и крестьяне, должны поддерживать государство. Управление в государстве должны осуществлять мудрецы (философы). «Пока в государствах не будут царствовать философы, - писал мыслитель, - до тех пор... государства не избавятся от зол» (Платон. Соч. - Т.З. - Ч. I-M., 1971. - С. 275).

Платон дал характеристику форм государственной власти. Он полагал, что правильными формами этой власти являются монархия и аристократия, а искаженными - тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Платон высказал много идей, которые сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Это относится, прежде всего, к идее правового государства. В одном из своих основных произведений «Законы» он писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где законы не имеют силы и находятся под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (Платон. Соч. - Т. 3. - Ч. 2. - М., 1978. - С. 188-189).

По мысли Платона, то государство близко к совершенству, в котором господствуют поправители, а законы. В первом случае, то есть когда правители становятся над законами, правление приобретает тиранические черты. Тирания, как наиболее худшая из форм правления, вырастает на плечах необузданной демократии, перерастающей из власти народа во власть толпы, сметающей на своем пути все ограничения, установленные законом. Чрезмерная свобода превращается, в свою очередь, в чрезмерное рабство. Тиран, по Платону, добивается власти под видом выражения и защиты интересов народа. Такой «защитник» интересов народа, писал Платон в своем труде «Государство», первое время «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает много в частном и общем, народу и близким к себе раздает много земель и притворяется милостивым п кротким по отношению ко всем». В последующем он сбрасывает камуфляж, устанавливает диктаторское правление, основывающееся на его личной власти, произволе.

Платон выдвинул и обосновал идею идеального устройства государства. Таким государством, по его мнению, должны управлять одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. Первоначальный вариант устройства идеального государства Платон изложил в труде «Государство». В этом труде утверждение такого государства он связывал с далеким будущим. В более поздних работах, например, в диалоге «Законы», Платон нарисовал другие варианты идеального государства. Существование такого государства он отнес к давно прошедшим временам.

Равным по масштабу Платону в истории политической мысли явился его ученик, последователь и оппонент Аристотель

(384-322 до н. э.). Исследователи политической мысли называют Аристотеля основоположником политической науки как отдельной дисциплины. Это имеет достаточные основания.

Для понимания политического учения Аристотеля наибольший интерес представляют его работы: «Политика», «Афинская пoлития», «Этика», «Риторика». Во многом следуя своему учителю, он тем не менее создал собственное оригинальное политическое учение.

По Аристотелю, человек от рождения является политическим животным, высшей и всеобъемлющей формой общественной жизни является государство. Государство имеет естественные причины своего происхождения. Оно является союзом свободных граждан и представляет собой сложный организм, состоящий из различных элементов, выполняющих различные функции. Главная цель государства - воспитание граждан в нравственной добродетели и обеспечение их счастливой жизни. Гражданами, по Аристотелю, являются те люди, которые могут участвовать в законодательной и судебной деятельности данного государства. Рабы гражданами не являются. В молодом возрасте граждане должны выполнять военную функцию, в старости - политическую. Наиболее полезным слоем общества, полагал мыслитель, являются земледельцы, ибо они в следствие специфики своего труда и расселения на больших территориях не склонны излишне вмешиваться в дела управления государством.

Управлением государством, по Аристотелю, должны заниматься средине слои. Эти слои нейтрализуют поляризацию бедных и богатых, обеспечивают стабильность общественной жизни. «Только там, - писал мыслитель в своем главном политологическом труде «Политика», - где в составе населения средине слои имеют перевес над обоими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость».

Сущность политической власти Аристотель трактовал как исходящую из принципа свободы и равенства индивидов. По его мнению, основным признаком политической власти является осуществление господства и подчинения.

Аристотель классифицировал и охарактеризовал формы государственного правления. Он подразделил формы правления па правильные и неправильные. Правильными, по его мнению, являются регулируемые нормами и ограничениями всякого рода формы правления, неправильными - нерегулируемые.К правильным формам правления он отнес монархию - правление одного в интересах общего блага, аристократию - правление немногих лучших ради блага всех, политик? - правление лучшего большинства (лучших представителей бедных и богатых) ради общего блага; к неправильным - тиранию - неограниченное правление одного в своих интересах, олигархию - правление немногих богатых в интересах собственного блага, демократию - неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах.Из всех форм правления наихудшей мыслитель считал тиранию, наилучшей - политик), которая должна быть основана на примирении бедных и богатых и обязательном верховенстве закона над правителями.

Политическая мысль античного мира не ограничивалась Древней Грецией. Значительные достижения характеризуют также древнеримскую политическую мысль. Наиболее выдающимся политическим мыслителем Древнего Рима явился Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до п. э.). Он оставил после себя обширное интеллектуальное наследие. Но в наиболее полном и систематизированном виде его политические идеи изложены в работах «О государстве», «О законах».

Будучи образованным человеком, Цицерон был очень хорошо знаком с политическими учениями Платона, Аристотеля и других мыслителей Древней Греции. Воспринимая многие их идеи, он адаптировал их к политическим реалиям Древнего Рима. Государство Цицерон понимал как общее дело, общее состояние всего народа. Он, как и Платон, и Аристотель, при определении форм государственного правления обязательным признаком считал не только выражение общего интереса свободных членов государства, но и их согласованное взаимодействие в рамках действующих законов.

Цицерон, как и древнегреческие мыслители Платон и Аристотель, отмечал односторонность «чистых» форм государственного правления. Для него одинаково неприемлемым было властвование в виде тирании, клики богатых и знатных или толпы. Наилучшей формой правления, полагал мыслитель, является смешанный вариант известных форм правления, представляющий собой совокупность лучших качеств этих форм. Смешанная форма правления стабильна. Ее стабильность, писал Цицерон в работе «О государстве», гарантируется осуществлением «равномерного распределения прав и полномочий с тем, чтобы достаточно власти было у магистров, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». На современном языке что означает, что в теоретических изысканиях Цицерона содержится прообраз теории разделения властей, как одного из важнейших принципов правового государства.

Значительна заслуга древнеримского мыслителя в обосновании принципа необходимости и обязательности соблюдения договоров в международных отношениях. Им заложены основы теории международного права.

Цицерон, как гуманист, хотя и не был противником завоевательных устремлений своего государства, его претензий на мировое господство, выступал за человеческое обращение с пленными и побежденными.

Политическое учение Цицерона оказало большое влияние на мыслителей эпохи Возрождения и последующего времени.

4).Политические идеи мыслителей эпохи Возрождения.Идеи мыслителей Нового времени о политике и гос-ве.

Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469- 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.По мнению Н. Макиавелли, политика - отражение природы человека, а она отнюдь не благая.Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям - их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил:климата, места, полезных ископаемых. Политика для него - удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632-1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов - правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.В середине XIX в. Карл Маркс (1818-1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в

5)институализация: Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К ней можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований политического и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки. Возникновение политологии как науки и как профессионального вида деятельности относится к концу XIX в. Годом «рождения» политической науки многие считают 1880-й, когда Совет правления Колумбийского колледжа (позже – Колумбийского университета) по инициативе Дж. Бёрджеса принял решение о создании Высшей школы политической науки. Как считают некоторые исследователи, «основателем систематического исследования политики в Соединенных Штатах» является профессор того же университета Ф. Либер. Уже в 1886 г. под эгидой Колумбийского университета стало выходить первое серийное издание по политологии «Ежеквартальник политической науки». В 1889 г. в результате активной деятельности американских политологов была образована Американская академия политической и социальной науки. Ее создание – следствие объединения усилий представителей различных наук – юриспруденции, истории, философии и, конечно, зарождающейся политологии. Причиной ее появления можно считать процесс отмежевания от других социальных наук. Образование Американской ассоциации политических наук способствовало институализации и утверждению политологии как самостоятельной области научного знания. В последней трети XIX в. формирующаяся политическая наука была связана с философскими, юридическими и историческими исследованиями. Характерно утверждение английского ученого того периода Э. Фримена: «история есть политика прошлого, а политика есть история настоящего». В 1904 г. президент Американской ассоциации политических наук Ф. Гуднау отмечал, что политическая наука должна заниматься изучением государства и «государственной воли», а также авторитетов, реализующих эту волю. В целом первый период политической науки может быть обозначен как институциональный. Политическая наука в это время имела нормативный характер. Однако уже тогда в ней зарождалась и крепла связь с практическими проблемами, стоящими перед обществом и государством. Уже упомянутый выше Ф. Гуднау отмечал, что «каждая правящая система основана на некоторой более или менее хорошо разработанной теории». По мере развития политической науки становилось ясно, что нормативное описание политических институтов не раскрывает многих причин и механизмов их функционирования. Американский политолог Р. Макридис обращал внимание на то, что традиционный подход фиксирует внимание на формальных институтах государственного управления, оставляя вне поля зрения неформальные структуры общества и политики, играющие не меньшую, а подчас и большую роль, чем институты формальные. С позиций этого подхода невозможно было определить, какие неполитические факторы влияют на функционирование политических институтов. Новые подходы, ориентация не на юридические и исторические аспекты политической жизни, а на ее механизмы, скрытые от посторонних глаз, появились и в европейской науке. Работы В. Парето о правящей элите и Г. Моска о правящем классе, М. Вебера о легитимном господстве, Р. Михельса и М. Острогорского о политических партиях стали мощным импульсом для дальнейших политологических исследований и вошли в «золотой фонд» политической мысли. Еще до начала Второй мировой войны в Европе проводились исследования электорального поведения: во Франции – А. Зигфридом и М. Дюверже, в Швеции – Г. Тингстеном. Их исследования носили преимущественно неформальный, новаторский характер. Историки политической науки отмечают, что многие «основоположники американской политической науки – В. Вильсон, Ф. Гуднау, Ч. Мерриам – либо получили образование в Европе, либо после окончания высших учебных заведений в течение нескольких лет продолжали повышать квалификацию в европейских университетах, прежде всего в немецких (Г. Алмонд). В США в 1920-е гг. новым подходом в политических исследованиях стал бихевиоризм. Появление бихевиористского направления стало подлинной революцией в политической науке. В США бихевиоризм возник и развивался прежде всего в рамках Чикагской школы. Чикаго 1920-х гг. – это город, в котором наиболее ярко и контрастно проявлялись социальные и политические проблемы того периода. Поэтому группа ученых чикагского университета обратила внимание на исследование реальных аспектов политического процесса. Признанным лидером группы стал Ч. Мерриам (1874-1953), который считается не только одним из «отцов» политической науки, но и основоположником бихевиоризма. В центр исследования бихевиоризм ставит политические факты, а единичным политическим фактом выступает поведение конкретных индивидов в политике. В этой связи характерно следующее высказывание Ч. Мерриама в 1925 г.: «Настанет день, и мы возьмем на вооружение, как это делают другие науки, иной, отличный от формального подход и будем считать политическое поведение одним из важных объектов исследований». Сторонники бихевиоризма предметом изучения делали как поведение в формальных структурах, так и в неформальных группах. Ч. Мерриам предпринял попытку вывести структуру политических отношений из «естественной» сущности человека. В изданной им в 1926 г. работе «Четыре американских партийных лидера» дается подробный сравнительный анализ политических биографий А. Линкольна, Т. Рузвельта, В. Вильсона и В.-Дж. Брайна. Он стал основой исследования истоков их лидерства, мотивов их поведения, стиля принятия решений и характера межличностных отношений. Работа Ч. Мерриама повлияла на дальнейшее развитие политологии. Уже спустя четыре года его ученик Г. Лассуэлл (1902-1978) публикует сразу же обратившее на себя внимание исследование под названием «Психопатология и политика» (1930). В этой работе последователь Мерриама на основе фрейдистского подхода пытается выявить бессознательные мотивы поведения лидеров. Следует отметить, что Г. Лассуэлл – юрист, социолог, профессор права и политических наук Йельского университета – ориентировал политическую науку на потребности политической жизни. Лассуэлл одним из первых обратился к исследованию воздействия политической пропаганды на политическое поведение. При этом он особое внимание уделял распространению и воспроизводству символики власти средствами массовой информации. Чикагская школа, будучи одной из первых научных школ, была доминирующей в период между двумя мировыми войнами. Под влиянием Чикагской школы в политологии утверждается позитивистское направление, отмеченное чертами сциентизма. Характерно в этой связи стремление У. Монро выявить в политике действие фундаментальных законов. Для этого, по его мнению, политологи должны использовать «методологию и объективность ученых», а не вступать в методологический альянс с философами и социологами. Политическая наука, вторил ему Дж. Кэтлин (1896-1975), должна вырабатывать точные прогнозы и строиться на суждениях типа «если это сделано, значит, то случится». Достижению этой цели, полагал американский ученый, мешает «ценностный подход». В 1927 г. в своей книге «Наука и метод политики» он резко выступил против любых ценностных суждений. Акцент, указывал он, должен быть сделан на выработке методов, техники исследования. Исследования представителей чикагской школы способствовали развитию и использованию методов математизации и квантификации (преобразование наблюдений в количественные данные для анализа и сравнения). В одном из научных изданий значение квантификации определяется следующим образом: «Данные должны быть квантифицированы, и «результаты» основаны на данных, которые поддаются количественной обработке. В конечном счете…только квантификация может сделать возможным раскрытие и точные утверждения о взаимосвязях и повторяемости. С этим связано и стремление (а изредка и попытка) сформулировать эти взаимосвязи как математические положения и исследовать то, что в них подразумевается, путем обычной математической манипуляции». Предполагалось, что измерения станут основой объективных выводов. Они помогут выявить сходства и различия между определенными показателями и затем понять причины явлений. Реакцией на развитие сциентистского направления в политической науке стал антисциентизм. Наиболее полно это направление представлено в трудах У.Эллиота «Прагматический мятеж в политике» (1928) и «Возможности науки о политике», У. Манро и Дж. Кэтлином (1920). Особым нападкам подвергся метод ценностно-нейтрального анализа в политике. Другой американский политолог – Э. Корвин критиковал сциентизм за абсолютизацию технических приемов. Сциентизм подрывал творческий дух в политической науке, полагал Ч. Бирд. Это происходит потому, что исследования, накапливающие большой объем данных, носят однобокий характер. Сциентизм уводит в сторону от широких обобщений, смелых суждений, от «больших дел политики», оставляя за рамками исследования анализ движущих сил и весь спектр субъективной сферы. В 1930-е гг. в связи со становлением диктатуры в Европе (Испания, Италия, Германия) в Америку перебрались многие ученые, ставшие позже классиками политической науки, - Г. Маркузе, У. Мангейм, Э. Фромм, Х. Арендт и др. Во многих американских университетах преподавали европейские изгнанники. Европейская же политическая наука в 1930-е гг. и во время Второй мировой войны практически не развивалась.

Пол. Теории Нового время:

К политическим теориям ХХ века относятся марксизм, фашизм, терроризм и экстремизм.

Марксизм - философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Маркс утверждает, что «покуда существуют другие классы, в особенности класс капиталистический, покуда пролетариат с ним борется (ибо с приходом пролетариата к власти еще не исчезают его враги, не исчезает старая организация общества), он должен применять меры насилия»

Социал-демократия - это партии, имеющие разные названия - социал-демократические, социалистические, лейбористские, рабочие. В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий этой ориентации, имеющих около 20 миллионов членов, за которых голосуют более 200 миллионов избирателей. Половина этих партий либо возглавляет в последнее десятилетие правительства соответствующих государств, либо входила вразличного рода правящие коалиции. Так, однопартийные правительства в разное время формировали Австралийская лейбористская партия, Социалистическая партия Австрии, Демократическое действие Венесуэлы, Испанская социалистическая рабочая партия, Норвежская рабочая партия, Социал-демократическая рабочая партия Швеции и др. В коалиции входили Партия труда Израиля, Итальянская социалистическая партия, социал-демократическая партия Финляндии и т.д.

Терроризм - любое действие, ведущее к устрашению людей, объединённых по территориальному, национальному, социальному или любому другому признаку.

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике).

Фашизм (от итальянского fascio - фаши - пучок, связка, объединение) - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем. Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27

Политическая наука (политология) изучает как идеологическую, так и практическую деятельность людей, объектом которой выступает власть, определяющая границы мира политики, его специфику. Природа власти, ее формирование, выполняемые функции в обществе, взаимодействия групп, партий, общностей, индивидов, государств по поводу власти, формы и последствия данных взаимоотношений составляют содержание политической науки.

Формирование политологии в качестве самостоятельной науки не было простым, хотя и опиралось на развитую западную культурную традицию. Период доказательства ее права на достойное место в ряду наук об обществе одновременно был периодом уточнения предмета науки, формирования эмпирической и теоретической базы, концептуального и категориального аппарата.

Роль и значение политологии в жизни общества обусловлены двумя обстоятельствами: 1) особенностями ее предмета и 2) теми функциями, которые она выполняет и которые отличают ее от других наук об обществе и политике.

Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например, от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.

Исследование проблем и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможность политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:

  • - исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (политическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и др.), политических отношений, политических процессов;
  • - создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;
  • - анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;
  • - аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
  • - выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.

Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук.

В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность, национальная безопасность, свобода и конституционный порядок.

Указанные проблемы отражают основные ценности, которые управляют развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей - очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы.

Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многих проблем социального развития.

Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.

Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство, как например, хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но главную роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Политическая система это ее предмет. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки.

Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках.

Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования.

Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Наблюдается тесная взаимосвязь между политологией и политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой. Большое внимание политическая социология уделяет анализу социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения индивидов, различных социальных групп, общественного мнения, их влиянию на политические отношения, выяснению социальной природы политической власти и другое. Поэтому с точки зрения объекта исследования политическая социология и политическая наука близки между собой. Но у них существуют серьезные различия в предмете познания.

Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, их точности и достоверности. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины английский историк Э.Фримэн не без основания заметил: “История - это прошлая политика, и политика - это сегодняшняя история“. О правомерности такого утверждения говорит тот факт, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной связи с историей. (Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах).

О крайней трудности вычленения мира политического вообще и конкретных политических феноменов в историческом контексте, равно как и их политологического анализа, свидетельствует сравнение задач историка и политолога.

Вот что пишет по этому поводу испанский исследователь А.Гарсиа Тревихано: “Историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, то есть превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью”. Соотношение политической науки и политической истории определяется тем, что теоретические выводы политической науки проверяются историей и современной политической практикой, которые служат основой новых обобщений и выводов. Игнорирование правдивого изложения истории и соответствующего опыта из нее, как показала наша практика, чреваты губительными последствиями. Положения и выводы политологии составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин - теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и так далее.

Политология как наука непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опроса общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей свой, специфический предмет анализа и свои цели. В чем же главное отличие политологии от политической социологии? Политическая социология имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе, факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и умонастроения широких масс населения и так далее. Как отмечают Р.Бендикс и С.М.Липсет, “в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социалогия исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти”. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия интересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развития и пути искоренения).

Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии. Существует давнишняя связь политологии с философией, чьей составной частью она, наряду с другими областями знаний, была в условиях Античного мира. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук и в связи с этим к изменению предмета ее исследования. Не подменяя эти науки, в том числе и политологию, она становится их методологией, дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Политическая философия представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. В определенном смысле можно утверждать, что политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что находит отражение в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократизме и так далее. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло. Справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и так далее - в политике.

Политология тесно взаимодействует с социальной психологией, так как при анализе политической ситуации учитывает психологический настрой масс, принимает во внимание мотивы поступков как отдельных личностей, так и общественных групп. Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Основателем политической психологии считается Г.Ласуэлл, который в 1930 году опубликовал книгу “Психология и политика”, а в 1950 году в соавторстве с А.Капланом - “Власть и общество”. Политология должна учитывать исторические традиции, связь времен. «Прошедшее нужно знать не потому, - отмечал В.О.Ключевский, - что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».

Политология пользуется также данными естественных наук: географии, антропологии, демографии и другие.

Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. В поле ее интереса - связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология на Западе занимается большей частью незападными обществами. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.

Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и так далее).

Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и так далее.