«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. (Г.П.Федотов)

Первое, что приходит на ум при попытке толкования слова «культура», -- ее понимание как совокупности достижений общества в результате материального духовного развития. Однако культура -- это не только результат, но и сам процесс сознательной деятельности, в ходе которого изменяется не только окружающая среда, но и он сам. «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности, -- писал Г.П. Федотов. -- Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека» . Иными словами, культура не сводится лишь к накопленному материальному и духовному богатству, но представляет собой непрерывный творческий акт, единственный способ существования человечества. При этом культура -- не случайное хаотическое нагромождение плодов человеческого разума и труда и не стихийный, бесцельный процесс, а сложнейшая, исторически развивающаяся система норм и взаимоотношений, сложившихся за сотни тысяч лет внутри биологического вида и направленных на его выживание и совершенствование. В основе культуры, согласно ее материалистическим концепциям, лежит некий «материальный базис», «развитие производства», а согласно идеалистическим концепциям -- некий «мировой разум», «мировой дух» (Гегель) или «божественное провидение» (религиозные философы).

Естественно, все вышеприведенные рассуждения о культуре есть не что иное, как еще одна из бесчисленных попыток ее определения, отнюдь не претендующего на истину в последней инстанции. Каждому, кто интересуется культурой, глубоко «переживает» и понимает ее, представляется возможность предложить свою собственную дефиницию. И, говоря о культуре, совсем необязательно заучивать какие-либо формулировки. Однако в дидактических целях читателю, пытающемуся разобраться в том, что такое культура, важно помнить, что это понятие, по крайней мере, семизначное, вернее, семиаспектное. Культура -- это: а) и «результат», б) и «процесс», в) и «деятельность», г) и «способ», д) и «отношения», е) и «норма», ж) и «система», главным и единственным субъектом и преимущественным объектом которых является сам человек. Вторым объектом культуры, помимо человека -- ее творца и одновременно продукта, -- выступает природа, окружающий мир, лежащий как бы «по ту сторону добра и зла». Отношения между человеком и природой, к сожалению далеко не безоблачные, представляют собой важнейший -- экологический -- аспект культуры и будут подробно рассмотрены в отдельной главе.

Культура -- основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир . Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности, т.е. в труде. Из этого первого акта, как из крошечного зернышка, брошенного на благодатную почву, в течение тысячелетий выросло могучее древо познания, связанное с человеческим интеллектом и воплощенное в науке; общественные отношения, определяемые чувством нравственности и составляющие предмет этики; а также огромный мир искусства, порожденный присущим человеку чувством гармонии и красоты и составляющий предмет эстетики.

Признавая культуру порождением человека как «венца творения», не следует впадать, однако, и в другую крайность -- культурный максимализм, т.е. полный отрыв культуры от жизни, прежде всего в ее чисто биологических проявлениях. Способность ощущать, мыслить, различать добро и зло -- свойство, которым наделен организм для своего сохранения и развития. Поэтому не может быть культуры без физиологии, а духовности -- без жизненности. Биологическая функция еды выливается в сложнейший и утонченнейший мир кулинарии, а функция продолжения рода -- в возвышенный мир человеческой любви в ее самых рыцарских, духовных проявлениях. Такой подход к культуре, в отличие от ее понимания как автономной, чисто духовной сферы, стал пробивать себе дорогу лишь в Новое время. Вот как об этом пишет испанский культуролог X. Ортега-и-Гасет, создатель философии «жизненного разума», или так называемого рациовитализма: «Существенной чертой нового мироощущения является именно решимость никогда и нигде не придавать забвению то, что духовные функции, или культура, являются одновременно биологическими функциями. Культура не может руководствоваться исключительно своими объективными, или трансвитальными, законами, она в то же время подчиняется и законам жизни. Нами управляют два противоположных императива. Человек, живое существо, должен быть благ -- приказывает один из них, императив культуры. Благо должно быть человечным, жизненным, следовательно, совместимым с жизнью и необходимым ей -- говорит другой, жизненный императив. Обобщив их, мы приходим к такому двухстороннему предписанию: жизнь должна быть культурной, но и культура обязана быть жизненной. Речь идет, таким образом, о двух инстанциях, которые регулируют и направляют друг друга. Любой перевес в сторону одной из них неизбежно приводит к вырождению. Бескультурная жизнь -- это варварство; безжизненная культура -- византинизм» .

«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека». Г. П. Федотов(1886-1951),русский религиозный мыслитель и историк.

Слайд 3 из презентации «Культура и духовная жизнь» . Размер архива с презентацией 101 КБ.

Философия 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Проблема познания» - Знание. Истина. Какие науки мы называем общественными? Соответствие знания об объекте с самим объектом. 1. Как мы познаем окружающий мир. Познание окружающего мира. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Анализ, синтез, движение от простого к сложному, от явлений к сущности. В узком смысле как подтвержденная научными средствами информация. Почему возникают конфликты поколений?

«Духовная жизнь общества» - Область духовной культуры. Составные части культуры. Ответьте на вопросы теста. Диалог культур и интернационализация культуры. Какой смысл понятия «культура» является наиболее широким. Культура и духовная жизнь общества. Ряд понятий. Соответствие. Мыльные оперы, популярные блокбастеры, литературные бестселлеры. Функции культуры. Культура - это все виды преобразовательной деятельности человека. Новаторство в развитии культуры.

«Особенности социального познания» - Описание социальных явлений Объяснение, выявление сущности социальных явлений. Поработайте с источником информации. Информация к размышлению. Цели по содержанию урока: Основные этапы урока. Ниже приводятся четыре суждения и четыре рисунка. Социальное познание. Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют. Методы социального познания. Задачи социального познания. ? Проблема.

«Особенности духовной жизни» - Научное мировоззрение. Духовные ориентиры личности. Духовный мир человека. Усвоение определенных ценностей. Ценности. Мораль. Ориентиры и цели. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Классификация типов мировоззрения. Человек как духовное существо. Совесть. Религиозное мировоззрение. Моральные начала. Патриотизм. Понимание человеком мира.

«Процесс познания» - Способы познания. Чувственное познание. Разум. Что такое познание. Научное знание. Виды знаний. Рациональное познание. Пути приобретения знаний. Познание мира. Интуиция.

«Современная наука» - Науки о природе. Возрастание гуманизирующего влияния. Добросовестность научных исследований. Наука в современном обществе. Не навреди. Понятие науки. Понятия, законы, теории. Общество потребности развития материально-техническая база. Социальная ответственность. Совокупность систематизированных знаний в какой либо отрасли науки. Технические науки и математика. Социальный институт со своей структурой и функциями.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Реформа образования привнесла в нашу школьную жизнь множество перемен. Относительно многих мы и поныне вопрошаем: «А это нам еще зачем?». Гуманитарное образование - понятие уже закрепившееся в учительском сознании, а культурологическое? Что может добавить оно нашему выпускнику? Давайте поразмышляем.

Откроем книгу Г.П. Федотова «Судьбы и грехи России» (СГП, 1992).

«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

Культура - это не только накопленное человечеством материальное и духовное богатство. Это непрерывный творческий акт, способ существования человечества. Но способы бывают разные. Может быть, это стихийный, бесцельный процесс? Может быть, это случайное, хаотическое нагромождение плодов человеческого разума и труда? Может быть, у культуры нет никакой основы и культура всего-навсего возделывание? Что только человек не принимает за основу культуры! Материалисты - «материальный базис», «развитие производства».Идеалисты - «мировой разум, мировой дух». Религиозные философы - «божественное Провидение». Разночтение основ культуры продолжается и сегодня, но проявилось и единомыслие в ее определении. Суть его в следующем: культура - это сложнейшая, исторически развивающаяся система норм и взаимоотношений, сложившихся за сотни тысяч лет внутри биологического вида Homo sapiens и направленных на его выживание и совершенствование. Однако в дидактических целях следует упомянуть, что в настоящее время существует несколько сот определений культуры. Простых и многозначных, но все они, как и приведенное нами выше, не претендуют на истину в последней инстанции. Что же все-таки составляет сущность культуры? Где она начинается? Там и начинается, где кончается природа и начинается человек. Не просто биологическая особь, а феномен - существо мыслящее, нравственное и обладающее только ему присущей прерогативой, эстетическим чувством. Делаем еще один вывод:

Человек - единственный создатель и носитель огромного существующего с природой мира - мира культуры, а культура - непрерывный творческий способ существования человека, единственный способ. Воспользуемся только нам, людям, присущей прерогативой и подтвердим изложенное эстетически в эпиграфе этой статьи. Однако далеко не все убеждены в необходимости культурологической интеграции и нужности кафедры культурологии в школе. Что же, продолжим экскурс по линии «единственного способа существования человека». Обратимся к дневнику одного из честнейших прозаиков нашего времени Юрия Нагибина: «Похоже сейчас могучий органический и не органический мир постигло полное разочарование, - институт, называемый «человечеством», будет закрыт навсегда. А земля, отмывшись в воздушном океане, поплывет дальше в своей изначальной чистоте».

Воздержимся пока от комментирования мысли прозаика. Обогатимся фактологически. Массовое сознание и теоретическую мысль на входе человека в третье тысячелетие буквально пронизывает апокалиптические умонастроения и умозаключения? Открываем справочник по энергетике:

«...В 20 столетии израсходовано более трех четвертей (по ориентировочным данным) всей так называемой первичной энергии (топливо). Сейчас каждый год человечество потребляет около 1/25 энергии, использованной человечеством за всю его историю».

Но это ведь означает, что мы живем уже за счет.., страшно сказать, какого поколения потомков.

Человек-хозяин, став в 20-м столетии Технократом, подвел свою хозяйственную деятельность к уровню близкому естественным геологическим процессам. Попросим помощи у академика А.Е. Ферсмана, да, да, того самого, благодаря которому мы управляем своей судьбой через минералы. Александр Евгеньевич незадолго до ухода из жизни (1945) оставил такие данные.

За 5 веков, с XV по XX, человечество извлекло из земли только золота 20 млн. тонн. Судя по поведению сограждан, им сегодня этого явно недостаточно.

Ладно с золотом, металл все-таки благородный, а тяга к благородству была всегда присуща людям.

Но люди при добыче всего, что им нужно, из земли извлекают на поверхность не менее 5 куб. км. горных пород ежегодно. А ежедневно в мире перебрасывается человеком ищущим до 1,5 млн. тонн породы.

Скажете: «Какое отношение имеет золото, порода, дневник прозаика к необходимости культурологического образования?». Прямое! «Природа-Человек-Культура» - формула универсума, где все взаимосвязано. Все реки мира ежегодно уносят осадки с поверхности земли, а человек снова выкапывает одну треть их на поверхность.

Это будем делать, когда перегоним Природу? Из того, что накопаем, будем строить новую планету?

Целесообразность деятельности человека в окружающем его мире определяется культуросообразностью, а культуросообразность образуема, т.е. может быть сформирована в процессе образования.

Культуроведение может быть ближе к художественной культуре или к искусству. Учителя спрашивают: «Как же культурология может интегрироваться, например, с географией или языковедением?». Хороший вопрос. В 20-м веке человек столкнулся с проблемами, решение которых - это решение судьбы цивилизации общечеловеческой. Сегодня такие проблемы называют глобальными. Их, в общем-то, не так уж и много. Пальцев на одной руке хватит, чтобы перечесть. Так просто? Не будем спешить. Обратимся к науке культурология. Да, первоочередных, особенно острых и касающихся каждого жителя планеты Земля проблем культурология называет четыре:

Предположение экологического кризиса, связанного с последствиями нецелесообразной человеческой деятельности. Чтобы определить пространственные масштабы экологического кризиса, нам недостаточно знать административное деление г. Новосибирска, нам хорошо бы ориентироваться в понятии «целостность географического пространства». Хорошо бы к этому еще и ориентироваться в атласе мира. А то как же мы будем жить сообразно общечеловеческой культуре в 21-м веке?

Предотвращение ядерной войны, создание безъ-ядерного ненасильственного мира.

Преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом.

Нахождение новых энергоемких источников
сырья, развитие экономики, исключающей отрицательные последствия научно-технического прогресса.

Решить эти проблемы и избежать апокалиптического исхода человечество сможет лишь при условии овладения уровнем общечеловеческой культуры, освоив культурологические способы и методы решения глобальных проблем. Ване Иванову предстоит решить вопрос жизни и смерти ребенка из африканкой семьи, когда он будет искать средство от СПИДа, выращивать более крупное зерно пшеницы или утвердительно ответит на вопрос: «Нужен ли русскому человеку живой слон?». Все глобальные проблемы современности взаимосвязаны, их изолированное, по отдельности, решение невозможно.

Планетарные проблемы способен решить планетарно мыслящий человек. Его формирование - это сверхзадача не только отечественной школы. Мировая система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире. Сегодня существует понятие функциональной неграмотности. Это бич цивилизации и культуры второй половины 20 века. Завершив школьное образование и овладев иностранными языками, люди, включившись в процесс производства, не могут справиться с элементарным понятийным содержанием документов, с географической спецификой проблем. Только в странах ЕЭС 15 млн. человек функционально неграмотных, в США - 22 млн. Не будем открывать на этот предмет отечественные справочники, даже если они есть. Обратимся к анекдоту. И это не будет снижением исследовательского пафоса нашего эссе, литературоведы это подтвердят. В нашем анекдоте, наш новый русский ответил, что в России люди больше по степени грамотности не делятся, они делятся только на очень богатых и на очень бедных, и те и другие заняты постоянно поисками общечеловеческих ценностей. Очень богатые - материальных, очень бедные - гуманистических. Что же такое общечеловеческие ценности? Это образцы культуры, научные достижения, произведения искусства, новые прогрессивные нормы социальной, политической жизни, транслируемые и усваиваемые в течение короткого времени по всему цивилизованному миру, пространству. Сегодня это реальность. Немного времени тому назад это казалось несбыточным.

Для нас, намеренно выбирающих опережающий путь развития образовательного процесса, полезно для поддержания силы духа и с дидактической целью вспомнить пример японского социолога Е. Масуды. В 1945 году, когда еще не отгремели взрывы второй мировой войны, он предложил идею-теорию «информационного общества» планеты. Сегодня, когда новые информационные технологии, компьютерная техника, системы телекоммуникационных связей все больше организуют культурные пространства людей в единое общекультурное целое, идея японского социолога не кажется утопичной. Попутно заметим: совсем было бы не плохо культурологически проанализировать явление японского умения творить чудеса: на уроке литературы через малые поэтические формы; на уроке географии - принципами синхронии; на уроках художественного труда через шелкографию и пероглифику. Предмет «Художественной культуры» о своем участии в исследовании говорит своим названием.

А без истории невозможно в исследовании применить ни одного принципа синхронии. Завершим наше эссе ответом на вопрос: «Зачем человечеству еще и такая область знаний, как культурология?».

Чтобы не просто локально выжить, а стать полноценным жителем нашей планеты ЗЕМЛЯ.

Наука. Образование. Мысли мудрых «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека». Г.П.Федотов Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич


Наука в современном обществе НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химическим элементов Д.И.Менделеева и.т.п. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука. Главной задачей науки является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки. Функции науки Познавательная Практически-действенная (теоретическое проникновение (участие в преобразующей в сущность деятельности человека, общества) реальных явлений)


Наука Фундаментальная Прикладная Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути научно-технического прогресса (НТП). НТП-это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники. В начале ХХ в. в мире было 100 тыс. ученных, в конце века- свыше 5 млн. Мировая научная информация в ХХ в. Удваивалась за лет, постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900г.). Объем промышленного производства в конце ХХ в. Был в 20 раз выше, чем в начале века.


Основные черты науки Универса льность Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию. Безграни чность Наука вечна в своем источнике. Сочетает дифференциац ию и интеграцию исследований Насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации… Сближение с потребностями развивающего ся общества Удовлетворить эти потребности может только наука.


Этика науки Выдающиеся достижения большой науки ХХ-ХХI вв. привели в возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученных за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, например, НТП- одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опастности термоядерной катастрофы. Социальная ответствееность, активная позиция в защите человека и планеты-неотемлемая часть этики науки.


Век живи, век учись Наука не может осуществлять свой функции без хорошо образованных людей; образование без науки- пустой звук. Наука и образование -сообщающиеся сосуды, имеющим общим источником текущие и перспективные запросы общества. Образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих условиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни- с детства до старости. Функции непрерывного образования Компенсирующая Адаптивная Развивающая (восполнение (оперативная подготовка (удовлетворение пробелов в и переподготовка в духовных запросов базовом условиях меняющейся личности, потребностей образовании) социальной и произв. творческого роста) ситуации)


Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, политической жизни и.т.п. Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.


Человек – это сложное и многогранное понятие. Мы можем относить его ко всем людям, а можем приписывать его лишь достойным. Я считаю, что культура всегда делала человека человеком. Она лепила из него уникальный сосуд.

Не всегда это было просто. Но без жертв не обойтись. Когда человек соприкасается с культурой, он кардинально меняется. Все начинается с его внутреннего мира. Меняются взгляды, убеждения, вера, ценности. Дальше меняется и внешний облик.

Этот непрерывный процесс имеет большое значение, так как приводит нас к определенной вершине. В ней все наши цели и стремления. Федотов был прав в своем высказывании. Мы должны снова и снова углубляться в культуру, чтобы не остановиться в развитии.

Вопросы о деградации иногда кажутся преувеличенными, но, как мне кажется, люди действительно умственно начинают отставать. Ни теряют веру, интерес к жизни. Культура – это спасение и для каждого отдельного человека, и для нации в целом. Стоит снова и снова подумать об этом, чтобы правильно расставлять приоритеты. Быть человеком во всей полноте – это сложная задача, которая может быть осуществима теми, кто упорно хочет развиваться.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах,находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека » -