1 съезд народных депутатов. Съезд народных депутатов ссср и верховный совет ссср

Высший орган государственной власти в 1989 1991 годах, возглавлял единую систему органов представительной власти в Советском Союзе (см. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК). Всего было созвано пять Съездов народных депутатов СССР. Решение о … Энциклопедический словарь

Высший орган государственной власти в 1989 1991, возглавлявший единую систему органов представительной власти в стране. Было созвано пять Съездов народных депутатов СССР. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.

Высший орган государственной власти СССР, учрежденный в рамках конституционной реформы 1 декабря 1988 г. Выборы состоялись в марте 1989 г. Официально функционировал до момента прекращения существования СССРвдекабре 1991 г. С.Н.Д.СССР должен был… … Энциклопедия юриста

СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР - высший орган государственной власти СССР, учрежденный при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Выборы состоялись в марте 1989 г. Официально функционировал до момента прекращения существования СССР в декабре 1991 г. Одновременно с учреждением … Энциклопедический словарь конституционного права

I Съезд народных депутатов СССР … Википедия

Состоялся 12 24 марта 1990. Основные решения Введение поста Президента СССР и его избрание. Выборы Председателя Верховного Совета СССР. Внесение поправок в Конституцию, отменивших однопартийную систему в СССР Весной 1990 г. М. С. Горбачев был… … Википедия

Состоялся 12 декабря 24 декабря 1989. На нём радикальное меньшинство, которое после смерти в дни Съезда Сахарова возглавил Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР, в которой указывалось, что «КПСС является руководящей и направляющей… … Википедия

История России … Википедия

Высший орган государственной власти в СССР (в 1989 1991), России (в 1990 1993), Дагестанской АССР (1990 1994). Предложение о создании «двухэтажной» системы формирования высших органов Советской власти (Съезд Верховный Совет) в СССР, его союзных и … Википедия

Съезд народных депутатов Российской Федерации … Википедия

Книги

  • Первый съезд народных депутатов СССР. Стенографический отчет (комплект из 6 книг) , . Стенографический отчет первого Съезда народных депутатов СССР издается в шести томах. I-III тома содержат стенограммы выступлений народных депутатов СССР на заседаниях Съезда, постановления и…
  • Внеочередной Пятый съезд народных депутатов СССР , . Съезд народных депутатов СССР - высший орган государственной власти СССР в 1988-1991 гг. Внеочередной Пятый съезд народных депутатов СССР проходил со 2 по 5 сентября 1991 г. - в период, когда…
  • Внеочередной Пятый съезд народных депутатов СССР (2-5 сентября 1991 г.). Стенографический отчет , Лукашевич Д.А.. Съезд народных депутатов СССР - высший орган государственной власти СССР в 1988-1991 гг. Внеочередной Пятый съезд народных депутатов СССР проходил со 2 по 5 сентября 1991 г. - в период, когда…

Хронология

  • 1989 г., май — июль I съезд народных депутатов СССР
  • 1989 г., декабрь II съезд народных депутатов СССР
  • 1990 г., март III съезд народных депутатов СССР. Избрание М.С. Горбачева Президентом СССР
  • 1990 г., 12 июня Декларация о государственном суверенитете РСФСР
  • 1991 г., 12 июня Избрание Президентом РСФСР Б.Н. Ельцина

Съезды народных депутатов СССР

На состоявшемся в мае 1989 г. I Съезде народных депутатов СССР

Съезд народных депутатов

развернувшаяся дискуссия выявила наличие широкой группы радикально настроенных депутатов, таких как А. Собчак, Е. Евтушенко, А. Адамович, Ю. Черниченко, Б. Ельцин. Лидером демократического крыла стал академик А. Сахаров. У радикалов не было четкой программы и стратегии поведения на Съезде. Их оппозиционная линия развивалась стихийно, постепенно сплачивая вокруг себя единомышленников. Критике радикалов подверглись все аспекты горбачевского курса, в первую очередь, экономический. К началу Съезда экономика находилась в кризисном состоянии, постоянно углублялся товарный дефицит и скрытая инфляция. С прилавков исчезли самые необходимые товары: мыло, соль, стиральный порошок, хлеб, молоко, обувь, постельное белье. Народ все меньше верил КПСС во главе с Генеральным секретарем.

Талоны на продукты

Отражением экономического кризиса в стране стал накал политических страстей на Съезде. Депутат Ю.А. Черниченко, выступая на Съезде, назвал сторонников М.С. Горбачева “агрессивно-послушным большинством”, а Г. Попов открыто заявил об оппозиции этому большинству и призвал к формированию межрегиональной независимой депутатской группы. Фактически на Съезде произошло разделение единого лагеря сторонников перестройки на умеренных во главе с М.С. Горбачевым и радикалов (ведущую роль среди них играли А. Сахаров и Б. Ельцин).

I Съезд народных депутатов сформировал Верховный Совет СССР . Его председателем был избран М.С. Горбачев.

На протяжении 1989 г . конфликт между М.С. Горбачевым и радикалами углублялся. Радикалы выступали против сохранения СССР , против социализма , против партийной монополии .

На II Съезде народных депутатов СССР , состоявшемся в декабре 1989 г. , они выступали за отмену шестой статьи Конституции (о руководящей роли КПСС). После внезапной кончины академика Сахарова 14 декабря 1989 г., лидерство в радикальном движении перешло к Б.Н. Ельцину.

Первый секретарь МГК КПСС Б.Н.Ельцин принимает Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ

К этому времени ощутимых успехов добились радикалы из Прибалтики. Народные фронты Прибалтики объявили незаконным пакт Молотова — Риббентропа, а, следовательно, незаконным вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР.

В начале 1990 г. российские радикалы разработали новую стратегию в связи с приближающимися выборами на Съезд народных депутатов России. Они исходили из того, что Съезд народных депутатов СССР настроен консервативно, значит, надо добиваться суверенитета России и проводить реформы именно в ней.

III Съезд народных депутатов СССР , состоявшийся в марте 1990 г. , отменил 6 статью Конституции . На III Съезде М.С. Горбачев был избран Президентом СССР , но проголосовало за него менее 60 % депутатов. Это явственно свидетельствовало о падении его популярности.

В июне 1990 г. радикалы одержали победу на выборах на I Съезде народных депутатов РСФСР, и председателем Верховного Совета Российской Федерации был избран Б.Н. Ельцин. Г. Попов и А. Собчак возглавили органы государственной власти соответственно в Москве и Ленинграде. На этом же съезде была принята Декларация о государственном суверенитете России

В июле 1990 г . состоялся XXVIII съезд КПСС, на котором начался массовый выход радикалов из рядов КПСС. Образовывались новые партии, выступавшие за чистый либерализм — Демократическая партия России, Конституционно-демократическая, Республиканская и др. Происходит решительный переход радикалов на антикоммунистические позиции . В то же время на противоположном полюсе концентрируются консерваторы . Создаются Российская коммунистическая партия во главе с И. Полозковым (впоследствии его на этом посту сменил Г. Зюганов), фракция “Союз ”, которая обвинила М.С. Горбачева в развале СССР. Как заявляли представители этой фракции, Горбачеву удалось то, что не удалось иностранным интервентам от Наполеона до Гитлера, — превратить великую державу во второстепенное государство.

Митинг

Таким образом, в 1989 — 1990 гг. М.С. Горбачев оказался вынужден лавировать между оппозицией слева и справа, он пытался удержаться на центристской позиции. Во многом это удавалось благодаря поддержке Запада, продолжавшего делать ставку на него, а не на Б. Ельцина как лидера демократических реформ в России.

К середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Если на первом этапе перестройки предпринимались попытки усовершенствования социалистической состемы, то с признанием экономического плюрализма начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность получила программа под названием "500 дней", нацеленная на быстрый и решительный переход к рынку, созданная под руководством Г. Явлинского. Президент отдал предпочтение более умеренной по своему характеру программе правительства.

В стране появился и стал легализовываться слой предпринимателей. В то же время все быстрее шло падение жизненного уровня населения. Полки магазинов пустели, цены в частной торговле были недоступны для большинства людей, живущих на зарплату. В стране возникло забастовочное движение, особенной активностью отличались шахтеры. Неудачи в экономике все более подрывали позиции реформаторов во главе с М.С. Горбачевым.

Ослабление центральной власти привело к обострению межнациональных конфликтов и росту сепаратизма.

На IV съезде народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) остро встал вопрос о дальнейшем существовании Союза. Съезд высказался за сохранение СССР. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участвовавших в референдуме. Однако движение за выход из состава СССР усиливалось. В 1988 — 1990 гг. Декларации о государственном суверенитете уже были приняты Литвой, Латвией, Эстонией, Азербайджаном и Молдавией.

Б.Н.Ельцин

Съезд народных депутатов Российской Федерации

Парламентская система:

Съезд народных депутатов

Государство:

Российская Федерация (РСФСР)

Депутатов:

Год основания:

Предыдущий парламент:

Полномочия осуществлялись Верховным Советом

Последующий парламент:

Федеральное Собрание

Год упразднения:

Последние выборы:

Адрес зала заседаний:

Дом Советов I съезд прошёл в Большом Кремлёвском дворце

Съезд народных депутатов РСФСР / Российской Федерации - высший орган государственной власти России с 16 мая 1990 по 21 сентября 1993. Деятельность съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал. Избран 4 марта 1990 года на пятилетний срок. В 1993 году деятельность Съезда прекратилась после указа президента Ельцина о поэтапной конституционной реформе от 21 сентября 1993 года и штурма Дома Советов. Разгон Верховного Совета и Съезда привел к вооруженным столкновениям в центре Москвы 3-4 октября 1993 года.

Избирал Верховный Совет Российской Федерации - постоянно действующий двухпалатный парламент, и Председателя Верховного Совета - высшее должностное лицо РСФСР до введения поста Президента.

Утверждал Председателя Совета Министров, Генерального прокурора, избирал судей Конституционного Суда. Вносил поправки в Конституцию.

Состав Съезда народных депутатов

Состав: по штату - 1068 народных депутатов РСФСР

  • 900 - по территориальным округам: пропорционально численности населения;
  • 168 - по национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 от 5 автономных областей (10), по 1 от 10 автономных округов (10), 84 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

Съезды народных депутатов

Съезд народных депутатов созывался 2-3 раза в год (всего было 10 съездов, Десятый - после указа о роспуске).

  • I Съезд - 16 мая - 22 июня 1990 года. Избрание Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета, принятие Декларации о государственном суверенитете. Утверждение на должности Председателя Совета Министров И.С.Силаева.

Народный депутат, член Госдумы РФ первого созыва, Тарасов Артем Михайлович в своей книге "Миллионер" так описывал происходящее на съезде:

  • II Съезд - 27 ноября - 15 декабря 1990 года. Приняты поправки к Конституции: придание конституционного статуса Декларации о государственном суверенитете, введение частной собственности на республиканском (РСФСР) уровне, учреждение Конституционного суда (избран в 1991 году).
  • III Съезд - (внеочередной) 12 марта - 15 марта 1991 года. Поправки к Конституции РСФСР, учреждение поста Президента РСФСР, согласно итогам референдума.
  • IV Съезд - 17 - 27 декабря 1990 года.
  • V Съезд - 10 - 17 июля, 28 октября - 2 ноября 1991. Принятие присяги Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, избрание нового Председателя Р. И. Хасбулатова.
  • VI Съезд - 6 - 21 апреля 1992 года. Неудовлетворительная оценка работы правительства Гайдара, предоставление дополнительных полномочий Президенту.
  • VII Съезд - 1 - 14 декабря 1992. Критика правительства Гайдара, резкое выступление Президента Б. Н. Ельцина, утверждение на должности Председателя Совета Министров В. С. Черномырдина. Приняты поправки в Конституцию, ограничивающие полномочия Президента (Закон РФ от 9 декабря 1992 г. N 4061-I)
  • VIII Съезд - март 1993 года. Поправки в Конституцию, ограничивающие полномочия Правительства и Президента введены в полном объеме.
  • IX (Внеочередной) Съезд - март 1993 года. Созван в связи с телеобращением Президента Б. Н. Ельцина, в котором он объявил о введении «особого порядка управления» страной. Конституционный суд признал действия Ельцина, связанные с телеобращением, неконституционными, однако, как выяснилось позже, неконституционный указ, о котором объявил Президент, так и не был подписан. Съезд предпринял попытку отрешения Б. Н. Ельцина от должности Президента. Одновременно состоялось голосование об отставке председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова. Ни то, ни другое предложение не прошло. На 25 апреля был назначен всенародный референдум о досрочных перевыборах Президента и Съезда, и о доверии социально-экономической политике Президента.
  • X (Чрезвычайный) Съезд, 23 сентября - 4 октября 1993. Присутствовало 689 депутатов (при кворуме в 628). Утвердил решения Верховного Совета о прекращении президентских полномочий Б. Н. Ельцина, и переходе их к вице-президенту. Объявил действия Ельцина государственным переворотом. Был разогнан 4 октября с применением оружия и бронетехники. После этого система Советов, верховным органом которой являлся Съезд, была полностью ликвидирована, Россия стала президентской республикой.

Фракции и Блоки

Состав и численность фракций и блоков постоянно менялись. Но постоянно, на каждом съезде, регистрировались 10-12 фракций.

Коалиция реформ

Демократический центр

  • Согласие ради прогресса
  • Левый центр-сотрудничество
  • Свободная Россия (Коммунисты за демократию)
  • Суверенитет и равенство
  • Беспартийные депутаты

Вне блоков

  • Родина (фракция СНД)

Созидательные силы

  • Промышленный союз
  • Рабочий союз-Реформы без шока
  • Смена-Новая политика

Российское единство

  • Коммунисты России
  • Аграрный союз
  • Россия
  • Отчизна
  • Российский союз
  • Гражданское общество

Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Съезд народных депутатов СССР.

Съезд народных депутатов СССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относится:

1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

2) принятие решений по вопросам национально - государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;

3) определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;

4) определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

5) утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР;

7) утверждение Председателя Совета Министров СССР;

8) утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР;

9) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР;

10) отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;

11) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд народных депутатов СССР принимает законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Статья 109. Съезд народных депутатов СССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем порядке:

750 депутатов - от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;

750 депутатов - от национально - территориальных избирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа;

750 депутатов - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.

Статья 110. Съезд народных депутатов СССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.

По представлению избираемой им мандатной комиссии Съезд народных депутатов СССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Съезд народных депутатов СССР созывается Верховным Советом СССР.

Очередные заседания Съезда народных депутатов СССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти.

Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Верховного Совета СССР.

Статья 111. Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов СССР от национально - территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам: 11 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

Съезд народных депутатов СССР ежегодно обновляет до одной пятой части состава Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

Статья 112. Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая.

Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР.

Сессия Верховного Совета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.

По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов СССР Верховный Совет СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов СССР нового состава Верховного Совета СССР.

Статья 113. Верховный Совет СССР:

1) назначает выборы народных депутатов СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР;

2) назначает по представлению Президента СССР Председателя Совета Министров СССР;

3) утверждает по представлению Председателя Совета Министров СССР состав Совета Министров СССР и вносимые в него изменения; по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР;

4) избирает Комитет народного контроля СССР, Верховный Суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР и коллегию Государственного арбитража СССР;

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц;

6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально - культурным строительством, бюджетно - финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;

8) дает толкование законов СССР;

9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций;

10) представляет на утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

16) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР;

17) издает общесоюзные акты об амнистии;

18) имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

19) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

20) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР.

Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов СССР.

Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Совету Министров СССР, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Комитету народного контроля СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному государственному арбитру СССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР.

Статья 115. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.

Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство членов палаты.

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР, принятым по его инициативе или по предложению союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

Статья 116. Каждая палата Верховного Совета СССР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежат вопросы социально - экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулирующего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.

Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета СССР.

Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании.

Статья 118. Для организации работы Верховного Совета СССР создается Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.

Президиум Верховного Совета СССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР.

Статья 119. Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.

Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.

Председатель Верховного Совета СССР издает постановления о созыве сессий Верховного Совета СССР, по другим вопросам - распоряжения.

Статья 120. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета СССР, других народных депутатов СССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений, принятых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

В этих же целях палаты Верховного Совета СССР могут создавать на паритетных началах комитеты Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета СССР ежегодно обновляются до одной пятой части их состава.

Статья 121. Законы и другие решения Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета СССР.

Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, а также коллегий Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий палат или комитетов Верховного Совета СССР.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета СССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.

Статья 122. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок.

Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 124. Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики.

Срок полномочий лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР, - десять лет.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР.

Комитет конституционного надзора СССР:

1) по поручению Съезда народных депутатов СССР представляет ему заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда;

2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Съездом.

По поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР Конституции СССР и законам СССР;

3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик - также и законам СССР;

4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, а постановлений и распоряжений Совета Министров СССР - также и законам СССР, принятым Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;

5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.

Комитет конституционного надзора СССР вправе также по собственной инициативе представлять заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР.

При выявлении несоответствия акта или его отдельных положений Конституции СССР или законам СССР Комитет конституционного надзора СССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного несоответствия. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает действие не соответствующего Конституции СССР или закону СССР акта или его отдельных положений, за исключением законов СССР, принятых Съездом народных депутатов СССР, конституций союзных республик. Акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения.

Орган, издавший акт, приводит его в соответствие с Конституцией СССР или законом СССР. Если несоответствие не будет устранено, Комитет конституционного надзора СССР входит с представлением соответственно на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР или Совет Министров СССР об отмене не соответствующих Конституции СССР или закону СССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.

Заключение Комитета может быть отклонено лишь решением Съезда народных депутатов СССР, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора СССР определяются Законом о конституционном надзоре в СССР.

Статья 125. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за всеми подотчетными им государственными органами.

Верховный Совет СССР и Президент СССР направляют деятельность Комитета народного контроля СССР.

Организация и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом о народном контроле в СССР.

Статья 126. Порядок деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов определяется Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР.

Впервые заседания высшего органа власти транслировались по радио и телевидению. Миллионы людей не отрывались от репродукторов и экранов.

Газеты с материалами съезда шли нарасхват.

«Это были великие недели в истории страны, - писал А.Н. Яковлев. - Волнующее событие, положившее практическое начало парламентаризму в СССР и в России. Я думаю, полного понимания значимости этого факта нет и до сих пор» .

Характеризуя те перспективы, которые открывались в связи с этим перед нашей страной, М.С. Горбачёв пишет: «Уже не помню, кто первым об этом сказал, но все поддержали: отныне съезды народных депутатов, а не съезды КПСС становятся главными политическими форумами, определяющими жизнь страны». И далее: «Это был крутой поворот, настоящая смена вех, за которой должна последовать постепенная замена старых институтов власти, да и её символики» .

То есть герба, знамени и гимна.

110 статья Конституции СССР гласила: «Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведёт председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем Председатель Верховного Совета СССР или его заместитель» . Однако, видимо, опасаясь неожиданностей, едва только был избран президиум съезда, как М.С. Горбачёв взял председательствование в свои руки . В связи с этим вся последующая работа съезда по сути дела приобрела незаконный характер.

После доклада мандатной комиссии народные депутаты избрали председателя Верховного Совета, которым стал М.С. Горбачёв , затем - сам Верховный Совет .

При избрании членов Верховного Совета все кандидатуры, предложенные оппозицией, были провалены, среди них оказался и Б.Н. Ельцин . Тогда на следующий день депутат от Омска А. Казанник сложил свои полномочия. Освободившееся место занял Борис Николаевич .

Я хорошо помню, как упомянутый эпизод демонстрировался по телевидению и как трогательно он выглядел. Лишь позднее стало известно, что вся эта история была разыграна по заранее составленному сценарию .

Оказывается, после того, как при выборах членов Верховного Совета съезд отклонил кандидатуру Б.Н. Ельцина, Г.Х. Попов встретился с М.С. Горбачёвым и поставил перед ним вопрос о необходимости исправить случившееся. «Горбачёв понимал, - отмечает Гавриил Харитонович, - что если Верховный Совет, куда не избрали ни Сахарова, ни Афанасьева, ни меня, вообще окажется без оппозиционных депутатов, то сделать его рычагом давления на ЦК, как мыслилось Михаилу Сергеевичу, никак не удастся». Но выхода из сложившегося положения он не видел .


«А если мы сами найдём выход, - спросил я, - вы нас поддержите?» «Да», - ответил он. И сдержал своё слово. Дальнейшее хорошо известно. Сибирский депутат Алексей Казанник после моего разговора с ним принял решение отказаться работать в Верховном Совете. Следующим за ним по числу набранных голосов шёл Ельцин. Так он и попал в Верховный Совет. Но тут «агрессивно - послушное большинство», раскусив нашу уловку, возмутилось и стало требовать новых выборов. Горбачёв ответил: мол, всё по регламенту. Если кто - то отказывается, то проходит следующий за ним» .

По свидетельству бывшего помощника Б.Н. Ельцина Л. Суханова, М.С. Горбачёв не только проявил заинтересованность в том, чтобы Борис Николаевич попал в Верховный Совет СССР, но и добился, чтобы специально для него в Верховном Совете был создан Комитет по делам архитектуры и строительства .

Это наводит на мысль, что Б.Н. Ельцину отводилась роль лидера оппозиции в первом советском парламенте, и Михаил Сергеевич всячески способствовал этому.

Наиболее горячие прения на съезде развернулись вокруг доклада «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», с которым выступил М.С. Горбачёв . После бурной полемики съезд принял решение «перейти к новой модели экономики», которая характеризовалась бы полным отказом теперь уже не партии, как говорилось до этого, а государства «от функций непосредственного вмешательства в оперативное управление хозяйственными единицами» . В переводе на обычный язык это означало переход к рыночной экономике.

Тогда же произошло оформление парламентской оппозиции. Г.Х. Попов так излагает обстоятельства её появления: «Согласно регламенту, на съезде разрешалось создавать только территориальные группы, а ими руководили секретари обкомов, которые жёстко контролировали свою делегацию, подавляя любое инакомыслие» .

В результате, утверждает Гавриил Харитонович, в самом начале работы съезда «наша московская группа - в неё входили Ельцин, Сахаров, Афанасьев, Адамович, я, другие депутаты оппозиции - всякий раз оказывалась в меньшинстве». «Сахаров и я переговорили с Горбачёвым. Он сказал, что постарается, чтобы нам не мешали работать» .

«Но депутатское большинство по - прежнему давило нас. Вот тогда я и предложил создать межрегиональную группу. Мол, если предусмотрены территориальные депутатские сообщества, то следует узаконить и межрегиональное. Это был, кажется, единственный способ, не выходя за рамки съездовского регламента, объединить депутатов оппозиции. Что мы и сделали» .

Есть основания поставить эту версию под сомнение. Дело в том, что Съезд открылся 25 мая, а уже через день, 27 - го, Гавриил Харитонович вышел на трибуну и сделал следующее заявление: «Группа региональных московских депутатов от научных организаций, от творческих союзов считает необходимым выйти из общемосковской делегации. Мы предлагаем подумать о сформировании межрегиональной независимой депутатской группы и приглашаем всех товарищей депутатов, чтобы они к этой группе присоединились» .

Это даёт основание предполагать, что создание «независимой депутатской группы» началось ещё до открытия съезда.

По свидетельству Г.Х. Попова, сначала в Межрегиональной депутатской группе «было 60 человек, потом 70, потом 100», к концу съезда «150 депутатов» . Если верить Д. Мэтлоку, «к лету» произошла консолидация «более трёхсот депутатов» . Вскоре их число приблизилось к 400 . А союз с прибалтами позволил довести число членов оппозиции до 1/4 - право требовать созыва съезда .

Оппозиция открыто подняла своё знамя, когда было предоставлено слово академику А.Д. Сахарову. Он предложил принять декрет о власти, который провозглашал бы отмену 6 - й статьи о руководящей роли партии и передачу реальной власти в стране Советам всех уровней . И хотя именно на это была направлена политическая реформа , М.С. Горбачёв отказался поставить внесённое предложение на голосование .

Причина этого, по всей видимости, заключалась в том, что, по его замыслу, завершением политической реформы должны были стать выборы в местные Советы, которые сначала были намечены на осень 1989 г., потом перенесены на март 1990 г. Поэтому М.С. Горбачёв отверг предложение А.Д. Сахарова не по существу, а по тактическим соображениям.

Вряд ли Андрей Дмитриевич и его единомышленники рассчитывали тогда получить необходимую поддержку, но они надеялись таким образом не только сплотить оппозицию на самом съезде, но и использовать требование отмены 6 - й статьи для объединения оппозиции по всей стране.

Важную роль в объединении оппозиции сыграли ещё три вопроса: а) о тбилисских событиях 1989 г. , б) о секретном протоколе 1939 г. и в) о деле Т.Х. Гдляна и Н.И. Иванова . По всем этим вопросам были созданы специальные парламентские комиссии . Первую возглавил А.А. Собчак , вторую - А.Н. Яковлев , третью - Р.А. Медведев .

Особое значение для судьбы страны имел второй вопрос, от решения которого во многом зависела судьба не только Прибалтики, но и всего Советского Союза.

11 мая вопрос о Прибалтике специально был вынесен на заседание Политбюро . «Позавчера, - читаем мы в дневнике А.С. Черняева, - ПБ рассматривало положение в Прибалтике. Шесть членов ПБ после всяких комиссий и экспедиций представили записку - погромную, паническую: «всё рушится», «власть уходит к народным фронтам». В этом духе шла проработка трёх первых секретарей: Вайно (имеется в виду Вайно Вяляс - А.О.), Бразаускаса, Варгиса. Но они не дали себя съесть. Держались с достоинством» .

Более того, как явствует из дневника В.И. Воротникова, А. Бразаузкас сообщил, что коммунисты Литвы «требуют независимости и полного хозяйственного расчёта» .

Как в этой ситуации вёл себя М.С. Горбачёв? «Доверяем первым секретарям, - заявил он. - Иначе и быть не может. Нельзя «народные фронты, за которыми идёт 90 процентов народа республик, отожествлять с экстремистами... Если объявить референдум, ни одна [республика], даже Литва, «не уйдёт». Вовлекать лидеров «народных фронтов» в государственную, правительственную деятельность, ставить на посты... думать, как преобразовать на деле федерацию... идти навстречу максимально» .

В своём выступлении М.С. Горбачёв сформулировал и тот максимум, на который в данном случае он готов был идти. «Интересы Союза, Центра, - подчеркнул он, - не очень уж велики: армия, госаппарат, наука. Остальное - дело республик» .

Остальное - это собственность на землю, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внутренняя и внешняя торговля, таможни, финансы, денежная эмиссия, милиция, государственная безопасность, внутренняя и внешняя политика, т.е. практически всё, в том числе и армия, и госаппарат, и наука, так как законы о них и деньги должны были стать прерогативой республик.

Тем самым М.С. Горбачёв продемонстрировал, что, говоря о реформировании Советского Союза как федерации, он имел в виду превращение его в конфедерацию, если не в содружество.

И никого из членов Политбюро это не встревожило. Никто из них не отреагировал на подобное откровение генсека.

Стоит ли после этого удивляться, что 18 мая Верховный Совет Литвы «принял поправки к Конституции, согласно которым законы СССР действуют после их утверждения Верховным Советом республики. Были приняты также декларация о государственном суверенитете, закон об основах экономической самостоятельности» . Несколько позднее, 28 июля декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Латвии .

1 июня 1989 г. депутат от Эстонии академик Э.Т. Липпмаа предложил создать Комиссию по политической и правовой оценке советско - германского договора о ненападении 1939 г. . Это предложение было одобрено съездом. Причём по предложению М.С. Горбачёва в комиссию был включён А.Н. Яковлев, ставший её председателем .

Здесь, вероятно, следует отметить, что возглавляемая им Международная комиссия ЦК КПСС по вопросам международной политики обсуждала вопрос о развязывании Второй мировой войны, в том числе о секретном протоколе 23 августа 1939 г., ещё 28 марта 1989 г., т.е. через день после того, как прошли выборы народных депутатов. Однако добиться принятия решения, осуждавшего этот протокол, тогда не удалось .

Зато 18 мая Верховный Совет Литовской ССР принял Декларацию «О государственном суверенитете Литвы», которая осудила факт включения республики в 1940 г. в состав СССР и обратилась «к Съезду народных депутатов и правительству СССР с требованием осудить тайные сделки между Советским Союзом и гитлеровской Германией 1939–1941 годов, объявить их незаконными, не имеющими силы с момента их подписания» . В тот же день 18 мая подобное постановление в отношении «пакта Молотов - Риббентроп» принял Верховный Совет Эстонии . Позднее к ним присоединилась Латвия .

Следовательно, упомянутый эстонский депутат действовал в полном соответствии с установкой А.Н. Яковлева и решениями Верховных Советов прибалтийских республик. Неслучайно именно Александр Николаевич был избран председателем съездовской комиссии по этому вопросу.

В комиссии вошли Ч. Айтматов, Алексий II, Г. Арбатов, Л. Арутюнян, Ю. Афанасьев, И. Друцэ, А. Казанник, В. Коротич, В. Шинкарук. «Рабочим координатором» стал В.М. Фалин .

6 августа 1989 г. «Советская Россия» опубликовала статью «Август 39 - го - до и после», в которой ставились вопросы: для чего поднят вопрос о секретном протоколе и что будет означать признание его незаконности, и давала на них следующий ответ: «Если рассматривать изменения в советской западной Государственной границе после 23 августа 1939 года как следствие незаконного договора, то автоматически результатом отказа от договора 1939 года должно быть восстановление советской западной границы на момент 23 августа 1939 года. Это будет означать утрату советского суверенитета над тремя прибалтийскими республиками, западными областями Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Молдавии, северной части Ленинградской области (Карельский перешеек и северный берег Ладожского озера) и части Карельской АССР» .

Выступая на Первом съезде народных депутатов СССР председатель Верховного Совета Латвийской ССР А.В. Горбунов предложил внести в Конституцию СССР существенные изменения: а) дополнить её Союзным договором, который могли бы подписать союзные республики, б) передать союзным республикам всю полноту власти на их территории, в) закрепить за союзными республиками всю находящуюся на их территории собственность .

По существу А.В. Горбунов от имени латвийской делегации поставил вопрос о превращении СССР в конфедерацию. И хотя его предложение не было поставлено на голосование, оно не вызвало возражений со стороны руководства КПСС и СССР.

Как вспоминал профессор М.Л. Бронштейн, «на первом Съезде народных депутатов» А.Д. Сахаров выступил «с предложением реформирования Советского Союза по модели Европейского Союза», т.е. по сути дела с идеей разрушения СССР . «В числе сторонников поэтапного... реформирования СССР по модели, близкой к европейскому Союзу», был и М.Л. Бронштейн .

Многие рассматривают действия А.Д. Сахарова на съезде как действия энтузиаста - одиночки. Однако по утверждению М.Л. Бронштейна, во время работы съезда А.Д. Сахаров поддерживал отношения с М.С. Горбачёвым, а в качестве челнока между ними выступал один из основателей Народного фронта Эстонии Виктор Пальм .

Таким образом, Первый съезд народных депутатов можно рассматривать, как поворотное событие в истории нашей страны, ставшее важной вехой на пути отстранения КПСС от власти, перехода Советского Союза к рыночной экономики и подготовки к разрушению СССР.

В полном соответствии с этим находилось следующее решение Первого съезда народных депутатов СССР: «Опираясь на международные нормы и принципы, в том числе содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, хельсинкском соглашении и договорённостях на венских встречах, приводя внутреннее законодательство в соответствие с ним, СССР будет способствовать созданию мирового содружества правовых государств» .

Примечания:

Медведев В.А. У перестройки был свой шанс // Прорыв к свободе. О перестройке двадцать лет спустя. Критический анализ. М, 2005. С. 67.

Горбачёв М.С. Из выступления на заседании Политбюро ЦК КПСС 11 марта 1985 г. // Собр. соч. Т. 2. М., 2008. С. 157.

Волкогонов Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. Кн. 2. Леонид Брежнев. Юрий Андропов. Константин Черненко. Михаил Горбачёв. С. 1997. С. 304–305.

Добрынин А. Совершенно доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962–1986) М., 1996. С. 607.

XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза. 23 февраля - 3 марта 1981 г. Стенографический отчёт. Т. 1. М., 1981. С. 40.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. С. 7.

Бжезинский 3. Большая шахматная доска. М., 1998. С. 13–20.

Добрынин А. Совершенно доверительно. С. 607.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 207.

Гайдар Е.Т. Гибель империи. С. 131–205; Островский А.В. Кто поставил Горбачёва? С. 30–32, 37–41.

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачёвым. С. 41.

Добрынин А. Совершенно доверительно. С. 607.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. С. 311.

Там же. С. 312.

«Нам было не до Европы». Александр Яковлев о хаосе во внешней политике СССР середины 80 - х // Коммерсант - власть. 2005. №8. С. 45.

Кристианс Ф.В. Дороги в Россию. Сквозь бури времени. М., 1990. С. 129.

Международные банки и страховые компании в мире капитала. Экономико - статистический справочник. М., 1988. С. 98–101.

Кристианс Ф.В. 1) Дороги в Россию. Сквозь бури времени. С. 129; 2) Вы недооцениваете фактор времени. Беседу вёл В. Запевалов // Литературная газета. 1990. 13 июня.

Кристианс Ф.В. Дороги в Россию. Сквозь бури времени. С. 129.

Из беседы с председателем Правления «Дойче банк» В. Кристиансом. 18 апреля 1985 г. // АГФ. Ф. 2. Oп. 1. Д. 4506. 2 л.

Кристианс Ф.В. Вы недооцениваете фактор времени. Беседу вёл В. Запевалов // Литературная газета. 1990. 13 июня.

Медведев В.Т. Человек за спиной. М., 1994. С. 290–291.

Грачёв А.С. Горбачёв. С. 165.

Горбачёв М.С. Размышления о прошлом и будущем. 2 изд. М., 2002. С. 228.

Выступление перед членами парламента Великобритании 18 декабря 1984 г. // Горбачёв М.С. Собр. соч. Т. 2. С. 130.

Яковлев А.Н. Сумерки. С. 413.

Лигачёв Е.К. Предостережение. С. 117–118.

Там же. С. 122.

Шахназаров Г.Х. - Горбачёву М.С. Сентябрь 1988 г. // АГФ. Ф. 5. 0п. 1. Д. 18165. Л. 1.

Архивы Кремля и Старой площади. С. 199. 2 февраля подобную же информацию по РСФСР представил в ЦК КПСС В.И. Воротников // Там же. С. 200.

Юбилей Леонида Баткина // Радио Свобода. 29 июня 2007 г. // http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/400037.html# ixzz2KsXxAw00.

Стенограмма беседы с Ю.А. Прокофьевым в РЦХИДНИ 30 октября 1996 г. // РГАСПИ. Ф. 660. Оп. 6. Д. 15. Л. 216.

Там же. С. 100.

Шейнис В.Л. Взлёт и падение парламента. Т. 1. С. 120.

«Интеллигенция создала политический клуб...». О создании дискуссионного клуба «Московская трибуна» // Русская мысль. Париж, 1988. 21 октября.

Шейнис В.Л. Взлёт и падение парламента. Т. 1. С. 119.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 374; Колёсников А. Состояние генерального секретаря стабильное // Коммерсант. 2001. 17 августа.

Три дня. Беседа Александра Проханова с Валерием Болдиным // Завтра. 1999. №33. 17 августа 1999.

Суханов Л. Три года с Ельциным. Записки первого секретаря. Рига, 1992. С. 49.

Суханов Л. Три года с Ельциным. С. 27.

Павлов B.C. Август изнутри. С. 22, 25.

Яковлев А.Н. Сумерки. С. 406.

За год после отставки Б.Н. Ельцин дал интервью Би - Би - Си, СиБи - Эс и Эй - Би - Си (Ельцин Б.Н. Встреча в Высшей комсомольской школе. 12 ноября 1988 г. // РГАНИ. Ф. 89. Оп. 8. Д. 29. Л. 22).

Как «делалась» политика перестройки. С. 46.

Суханов Л. Три года с Ельциным. С. 59.

Прибыловский В. Ельцин Борис Николаевич // Антикомпромат. Публичная интернет - библиотека В. Прибыловского; XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня - 1 июля 1988 г. Т. 2. С. 243.

Там же. С. 55–62.

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М.: Огонёк, 1990. С. 87–93.

Мэтлок Д. Смерть империи. С. 105.

Ольбик А.С. Что за поворотом? Или 30 часов в компании интересных собеседников. Рига. 1990. С. 116–135.

Социальная справедливость - компас перестройки // Советская молодёжь. Рига. 1988. 4 августа (интервью Б.Н. Ельциным, беседу вёл А. Ольбик).

Социальная справедливость - компас перестройки // Юрмала. 1988. 4 августа, (интервью Б.Н. Ельцина, беседу вёл А. Ольбик).

Ольбик А.С. Ностальгические хроники. М., 2006. section - 4/ section - 4–12/6409 - Nostalgicheskie_hroniki_ sbornik_intervyu - 01bik_ Aleksandr. html).

Брейтвейт P. За Москвой рекой. Перевёрнутый мир. Пер. с англ. М., 2004. С. 145.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 414.

За мир и прогресс (интервью Г. Жаворонкова с А.Д. Сахаровым) // Московские новости. №6. 5 февраля. С. 8–9; См. также: Сахаров А.Д. О мире, перестройке и прогрессе // Собеседник. 1989. №8. С. 5.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1991. С. 259.

За мир и прогресс (интервью Г. Жаворонкова с А.Д. Сахаровым) // Московские новости. №6. 5 февраля. С. 8–9.

Островский А.В. Кто поставил Горбачёва. С. 238–239.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. С. 259.

Ефремов Г. Мы люди друг другу. С. 169.

Петерс Я. Сердце Латвии ещё живо // Балтийский путь к свободе. С. 98.

Мэтлок Д. Смерть империи. С. 192.

Григорян Р. Неизвестные страницы «Поющей революции» // Анатомия независимости. С. 177.

Серков А.И. Русское масонство. 1731–2000. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 547, 1154–1156, 1165–1167, 1177–1178, 1205–1207.

Земцов И.Г. Люди и маски. Кн. 1. С. 64.

Островский А.В. Солженицын: прощание с мифом. С. 551–552.

Сорос о Соросе. Опережая перемены. Джордж Сорос с Байроном Виеном и Кристиной Коэнен. Пер. с англ. М., 1996. С. 133.

Колёсников А. Неизвестный Чубайс. С. 68–69.

Там же. С. 69.

По свидетельству Р.Б. Евдокимова, криминальное подполье начало искать связи с оппозиционным движением и оказывать ему материальную поддержку уже в 1987 г. (Запись беседы с Р.Б. Евдокимовым. С. - Петербург. 19 февраля 2007 г. // Архив автора). А в 1990 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС П. Лучинский заявил: «Теневая экономика обслуживает всю оппозицию. Мешками даёт ей деньги. Открыто дают ей средства печати, бумагу и т. д.» (Заседание Политбюро ЦК КПСС. 13 сентября 1990 г. // РГАНИ. Ф. 89. Оп. 42, д. 29. Л. 23).

В Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР // Известия. 1989. 5 апреля.

Сообщение Центральной избирательной комиссии об итогах выборов народных депутатов СССР в 1989 году. 4 апреля 1989 г. // Известия. 1989. 5 апреля.

Там же. См. также: Весна 89. География и анатомия парламентских выборов. М. 1990.

Список народных депутатов СССР, избранных от территориальных, национально - территориальных округов и от общественных организаций // Известия. 1989. 5 апреля. С. 2–12.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 426–430. В Политбюро ЦК КПСС. С. 460–466.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 426.

Сенин В.Т. Признание в соучастии. С. 205.

«Я прошёл конституционный путь до конца»: Михаил Горбачёв о событиях пятилетней давности и о том, что последовало за ними // Независимая газета. 1996. 25 декабря.

Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. С. 331.

В Политбюро ЦК КПСС... С. 464.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 429.

См.: Собчак А.А. Тбилисский излом, или Кровавое воскресенье 1989 года. М., 1993. Фроянов И.Я. Погружение в бездну. СПб., 1996. С. 251–278; Тбилиси, апрель 1989 - го. Публикация СВ. Попова, Ю.В. Васильева, А.Д. Черняева // Исторический архив. 1993. №3. С 95–122.

Собчак А.А. Тбилисский излом. С. 101 (доклад И.Н. Родионова).

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. С. 517–518 (выступление Т. В. Гамкрелидзе).

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. С. 524–526 (выступление И.Н. Родионова); Собчак А. А. Тбилисский излом. С. 102 (доклад И.Н. Родионова).

Сообщение Центрального комитета Коммунистической партии Грузии, Президиума Верховного Совета и Совета министров республики // Заря Востока. 1989. 11 апреля; Собчак А.А. Тбилисский излом. С. 102 (доклад И.Н. Родионова).

Там же. С. 103.

Там же. С. 97.

Там же. С. 106.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. С. 540–545 (выступление Д.И. Патиашивли).

Собчак А.А. Тбилисский излом. С. 102 (доклад И.Н. Родионова).

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. С. 526 (выступление И.Н. Родинова).

Бобков Ф.Д. КГБ и власть. С. 372.

Лигачёв Е.К. Предостережение. С. 320–331.

Бешлос М., Тэлботт С. На самом высоком уровне. С. 62.

Горбачёв М.С. Размышления о прошлом и будущем. 2 изд. СПб., 2002. С. 115.

Бобков Ф.Д. КГБ и власть. С. 369–370.

Заявление бывшего Первого секретаря ЦК Компартии Грузии Джумбера Патиашвили. Кровавый апрель Тбилиси. Хочу рассказать всё. Интервью журналистов К. Абрамян и Т. Бойкова. 28 февраля 1992 г. // Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992 года). Очерки. Документы. Автор - составитель Г.П. Лежава / под ред. М.Н. Губогло. М., 1998. С. 154.

Заявление бывшего Первого секретаря ЦК Компартии Грузии Джумбера Патиашвили. Кровавый апрель Тбилиси. Хочу рассказать всё. Интервью журналистов К. Абрамян и Т. Бойкова. 28 февраля 1992 г. // Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992 года). С. 155.

Заключение Комиссии Съезда народных депутатов СССР по расследованию событий, имевших место в г. Тбилиси 9 апреля 1989 г. // Исторический архив. 1993. №3. С. 111. (Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992 г.). С. 124).

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. С. 518 (выступление Т. В. Гамкрелидзе).

Рост Ю. Трагическая ночь в Тбилиси. Репортаж обозревателя «Литературной газеты», ставшего очевидцем событий в ночь с 8 на 9 апреля // Молодёжь Грузии. Тбилиси, 1989. 13 апреля.

Жаворонков Г., Микеладзе А., Имедашвили Д. Неправда нам всегда в убыток // Московские новости. 1989. №21. 21 мая. С. 13.

Там же. 146–147.

Там же. С. 147.

Там же. С. 150.

Там же. С. 147.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. С. 517–518 (выступление Т.В. Гамкрелидзе).

Информационное письмо Генерального прокурора СССР Трубина Н.С. «О результатах расследованиях тбилисских событий 9 апреля 1989 г.» // Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992). С. 150.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. С. 526 (выступление И.Н. Родионова).

Информационное письмо Генерального прокурора СССР Трубина Н.С. «О результатах расследованиях тбилисских событий 9 апреля 1989 г.» // Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992). С. 146.

Съезд народных депутатов СССР. Т. 1. С. 527 (выступление И.Н. Родионова).

Информационное письмо Генерального прокурора СССР Трубина Н.С. «О результатах расследованиях тбилисских событий 9 апреля 1989 г.» // Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992). С. 145, 150.

Там же. С. 150.

Романов В., Угланов А. Сорок дней спустя // Аргументы и факты. 1989. №21. 27 мая - 2 июня. С. 7.

Харт Г. Россия потрясает мир. С. 240; Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917–1911. 2 изд. С. 497.

Бобков Ф.Д. КГБ и власть. С. 373.

Информационное письмо Генерального прокурора СССР Трубина Н.С. «О результатах расследованиях тбилисских событий 9 апреля 1989 г. // Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992). С. 148.

Там же. С. 149.

Там же. С. 148.

Заключение Комиссии Съезда народных депутатов СССР по расследованию событий, имевших место в г. Тбилиси 9 апреля 1989 г. // Исторический архив. 1993. №3. С. 116.

Информационное письмо Генерального прокурора СССР Трубина Н.С. «О результатах расследованиях тбилисских событий 9 апреля 1989 г.» // Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992). С. 148.

Там же. С. 149.

Из заключения Комиссии Президиума Верховного Совета СССР «О событиях в г. Тбилиси 9 апреля 1989 г.». 21 мая 1989 г. // Собчак А.А. Тбилисский излом... С. 201.

Заявление бывшего первого секретаря ЦК Компартии Грузии Джумбера Патиашвили. Кровавый апрель Тбилиси. Хочу рассказать всё. Интервью журналистов К. Абрамян и Т. Бойкова. 28 февраля 1992 г. // Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 - начало 1992 года). С. 154.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О созыве Съезда народных депутатов СССР» // Известия. 1989. 16 апреля.

Это обращение подписали А. Музыкантский, Л. Суханов и Л. Шемаев. Запись беседы с А.Н. Мурашёвым. Москва. 1 июля 2008 г. // Архив автора.

Там же. С. 160.

Мурашёв А. Межрегиональная депутатская группа // Огонёк. 1990. №32. С. 6.

Карякин Ю.Ф. Перемена убеждений. От ослепления к прозрению. М., 2007. С. 214.

Там же. С. 65.

Попов Г.Х. Снова в оппозиции. С. 60.

Из интервью М.Н. Полторанина // Андриянов В., Черняк А. Одинокий царь в Кремле. Кн. 1. М., 1999. С. 249–250.

Мурашёв А. Межрегиональная депутатская группа // Огонёк. 1990. №32. С. 6.

Попов Г.Х. Снова в оппозиции. С. 33.

Краев В. 5 - я колонна 5 - го управления // Дуэль. 2001. №11. С. 5.

Попов Г.Х. О революции 1989–1991 гг. С. 167.

Кто против? // Огонёк. 1989. №18. С. 4–6 (беседа В. Выжутовича с Г.Х. Поповым). Номер был сдан в печать 11 апреля (там же. С. 2).

Черняев А.С. Совместный исход. С. 791.

В Политбюро ЦК КПСС. С. 460–466.

Там же. С. 470.

Черняев А.С. Совместный исход. С. 787–788; Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. С. 426.

В Политбюро ЦК КПСС. С. 467–470.

Брейтвейт Р. За Москвой рекой. Перевёрнутый мир. С. 138.

Черняев А.С. Совместный исход. С. 790.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 432. В Политбюро ЦК КПСС. С. 470.

Там же; Горбачёв М.С. Жизнь и Реформы. Кн. 1. С. 431–432.

Черняев А.С. Совместный исход. С. 789.

Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС 25 апреля 1989 года // Правда. 1989. 26 апреля.

В Центральный комитет Коммунистической партии Советского союза и Центральную ревизионную комиссию КПСС. Б. д. // Правда. 26 апреля 1989.

Воротников В.И. А было это так. С. 256–257.

Из интервью М.Н. Полторанина // Андриянов В., Черняк А. Одинокий царь в Кремле. Кн. 1. С. 60.

Там же. С. 61.

Лигачёв Е.К. Предостережение. С. 245–246.

Там же. С. 248–249.

Романов Г.В. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Генеральная прокуратура СССР. 18 мая 1989 г. // РГАНИ. Ф. 89. Оп. 24. Д. 23. Л. 3.

Лигачёв Е.К. Предостережение. С. 248–249.

Информационное сообщение о пленуме ЦК КПСС // Правда. 1989. 23 мая; Воротников В.И. А было это так. С. 269. С Пленума ЦК КПСС, 22 мая 1989 г. // В Политбюро ЦК КПСС. С. 483–491.

Майский пленум ЦК КПСС (22 мая 1989 г.). Стенографический отчёт // РГАНИ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 266. Л. 19.

Собчак А.А. Хождение во власть. 2 изд. М., 1991. С. 31, 128–129.

Соловьёв В.. Клепикова Е. Борис Ельцин. Политические метаморфозы. М., 1992. С. 137.

Там же. С. 92.

Даллес А. ЦРУ против КГБ. Искусство шпионажа. М., 2000. С. 303.

Суханов Л. Три года с Ельциным. С. 180.

Мэтлок Д. Смерть империи. С. 166.

Там же. С. 163.

Там же. С. 201.

Суханов Л. Три года с Ельциным. С. 180–184.

Мэтлок Д. Смерть империи. С. 183.

Черняев А.С. Совместный исход. С. 795.

Докладная записка Р. Богданова о политике США в отношении СССР 5 мая 1989 г. // АГФ. Ф. 2. Oп. 1. Д. 7950. Л. 2.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. С. 3; Т. 3. С. 206–232.

Яковлев А.Н. Сумерки. С. 414.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 434.

Закон Союза Советских Социалистических Республик «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР». 1 декабря 1988 г. // Правда. 1988. 3 декабря.

Там же. С. 56–109.

Там же. С. 111–196, 201–222.

Там же. С. 424–434.

Попов Г.Х. О революции 1989–1991 гг. С. 179–180.

Суханов Л. Три года с Ельциным. С. 49.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 1. М, 1990. С. 435–471.

Там же. Т. 3. С. 408–429.

Выжутович В. Первый советский парламент стал могильщиком коммунистического всевластия (интервью Г.Х. Попова) // Сайт А.А. Собчака (http://sobchak.org/rus/main.php3? fp=f02000000_ А000409).

Попов Г.Х. Снова в оппозиции. С. 67.

Мэтлок Д. Смерть империи. С. 182.

Лосев И. Что за словом «демократия»? Полемические размышления после конференции демократических движений и организаций // Ленинградская правда. 1989. 26 октября.

Попов Г.Х. Снова в оппозиции. С. 67.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 3. С. 325–328.

«По замыслу Съезд должен был сделать Советы реальной властью» (Черняев А.С. Логика «перестройки») // Свободная мысль. 2005. №4. С. 116.

Там же. Т. 1. С. 517–549. Т. 2. С. 241–247.

Там же. С. 190–201.

Там же. Т. 1. С. 550–566.

Там же. Т. 2. С. 112–120 (Тбилисские события), 250–266 (дело Гдляна - Иванова), 375–377 (пакт 1939 г.).

Собчак А.А. Тбилисский излом. С. 24–26.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т 2. С. 375–377. Яковлев А.Н. Омут памяти. С. 280.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 2. С. 250–266.

В Политбюро ЦК КПСС... С. 480–482.

Черняев А.С. Совместный исход. С. 794.

В Политбюро ЦК КПСС. С. 481.

Там же. С. 200–201, 375–377.

С заседания Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики 28 марта 1989 г. Вглядываясь в прошлое // Известия ЦК КПСС. 1989. №7. С. 28–38.

Декларация Верховного Совета Литовской ССР «О государственном суверенитете Литвы» // Советская Литва. 1989. 19 мая.

Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 516.

Информационное постановление об одиннадцатой сессии Верховного Совета ЭССР одиннадцатого созыва // Советская Эстония. 1989. 19 мая.

Яковлев А.Н. Сумерки. С. 416.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 2. С. 23–28.

Бронштейн М. На рубеже эпох. С. 53

Там же. С. 25.

Там же. С. 90–91.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня. Стенографический отчёт. Т. 3, М., 1989. С. 421.