Количества государственных институтов которые обладают властными полномочиями. Институты государственной власти

В Российской Федерации

Природа власти

Подходы к осмыслению сущности ел/ости Источники, ресурсы власти Власть политическая и власть государственная: соотношение понятий Эволюция публичной власти Принципы организации государственной власти в современном демократическом обществе

Когда в стране все благополучно, мы мало задумываемся над тем, в какой мере это связано с властью. Но в периоды невзгод общество охватывает тревога. Одни убеждены, что все беды от власти как таковой и пусть ее будет поменьше, другие нормой считают сильную авторитарную власть.

Вместо крайних взаимоисключающих суждений необходимо вдумчиво разобраться в том, что такое власть вообще, а политическая, государственная - в особенности, в чем объективная роль в обществе государственной власти и кто ее осуществляет в России.

Что такое власть вообще, какова ее природа, сущность феномена - вопросы эти, очевидно, до конца не выяснены. Суть власти можно представить формулой: А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б. Но почему А имеет власть над Б - вот вопрос.

Попытки изучить феномен власти предпринимались на протяжении всей истории человеческой цивилизации. В ряду выдающихся умов человечества, занимавшихся проблемами власти - Платон, Аристотель, Т. Гоббс и Дж. Локк, Н. Макиавелли и Ш. Монтескье и многие другие ученые. Только в Библии термин «власть» употребляется более 160 раз. От древности до современности главной проблемой для ученых и политиков был вопрос: кто должен управлять обществом, ибо власть и есть основа управляющего воздействия. Ответ Платона был прост и наивен: править должны «лучшие». В Средние века ответ на этот вопрос был таков: правит Бог через своих законных представителей на Земле. Реформация и Английская революция провозгласили божественное право народа на правление. Ирония истории заключалась в том, что уже в ходе самой революции это «право народа» было использовано для установления диктатуры Оливера Кромвеля. В рамках марксистского подхода был предложен «классовый» ответ: тот класс, кто производит основные материальные блага, должен организовать свою власть и распределение благ. Абсолютизация классового подхода привела к абсурду, типа: каждая кухарка может научиться управлять страной. Крушение советской государственности сопровождалось дискредитацией власти вообще. Теперь пришло время, говоря языком Библии, собирать (а не разбрасывать только) камни, т.е. спокойно рассуждать, анализировать сущность власти, властеосуществления.



При анализе многочисленных трактовок можно отметить два методологических подхода. Первый - попытка представить власть как самостоятельную сущность, данную человеку (или целому народу) Богом, природой - она либо есть, либо ее нет, и в зависимости от этого человек с детства ведет себя соответствующим образом (в равной степени и целые народы характеризуются как воинствующие или миролюбивые). На основе этого подхода возникли теории бихевиоризма, социального дарвинизма.

Другой подход - попытка объяснить природу власти через дихотомию: «субъект - объект», т.е. как систему социальных отношений, асимметричную по своей природе, где один из участников - носитель власти имеет возможности влиять на другого - объект власти (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Подходы к осмыслению природы власти

Независимо от того, какой из двух подходов разделяет читатель, необходимо, осмысливая природу публичной власти, видеть две взаимоувязанные стороны вопроса:

а) источник власти, точнее первоисток, начало - понять, откуда и почему она исходит;

б) ресурсы власти как процесса - объяснить то, что составляет опорные части, на которых строится, держится и реализуется властвование. Стать властью и быть ею - не одно и то же. Источники власти могут превращаться в ее ресурсы, как родник - в озеро; а могут иссякать - и тогда власть убывает, сокращается, подобно «шагреневой коже».

Выделим группы наиболее признанных источников и ресурсов власти.

Источники власти. Традиции, мифы, освящающие носителя власти (царь - наместник Бога на земле, государь-батюшка). Традиции общественного сознания и бытия могут долгое время питать и поддерживать верховную власть (как, скажем, династию Романовых в России более 300 лет), но современные мифы, особенно «запущенные» сверху (скажем - о незаменимости конкретного лидера, президента), оказываются, как правило, ненадежным ресурсом. «Можно обмануть народ, но на короткое время, можно долго обманывать часть народа, но весь народ долгое время обманывать невозможно» (А. Линкольн).

Авторитет, престиж, харизма (греч. charisma - божественный дар, благодать), т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера. Этот источник также ненадежен, ибо преходящ. Может произойти отделение авторитета от государственной власти и без всякого изменения в государственном строе, при полном сохранении формальной государственной власти. Такое положение, когда носитель верховной власти имеет право приказывать и издавать указы, но его приказания и указы силы не имеют, может возникнуть в любом государстве, независимо от типа, характера государства и режима (право без силы).

Нередко источники и ресурсы власти трактуют через категорию силы, т.е. физического, экономического, военного могущества. Реальная жизнь, впрочем, подсказывает, что между властью и силой не всегда прямая связь. Сила не гарантирует процесс властвования, ибо пока объект сопротивляется, не повинуется, он - не подвластная, а противоборствующая сторона, и власти нет, а есть - борьба за власть. Сегодня нет смысла тиражировать идею господства (авторитета силы) как источника и резерва государственной власти.

Природу власти нередко определяют и через категорию воли, т.е. через действенное сознание субъектов (носителей политической воли), стремящихся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие, активно формировать жизнедеятельность общества. Волевая трактовка является по существу дополнительной к пониманию власти как проявления силы (власть как сила воли).

Волевая трактовка объединила многие, казалось бы, непримиримые концепции, которые различаются лишь в том, что по-разному обозначают субъект. В одном случае - это воля правителя, государства как такового (позитивистская теория); в другом - воля господствующего этнического меньшинства (теория социального дарвинизма Л. Гумпловича), в третьем - воля экономически господствующего класса (теория научного коммунизма К. Маркса), в четвертом - воля революционного класса (учение о диктатуре пролетариата В. Ленина), в пятом - воля народа (теория народного суверенитета Ж.Ж. Руссо) и др.

Понятие «воля народа», широко употребляемое в современной политико-правовой сфере, по сути подразумевает мнение большинства, выявленное путем голосования. Большинство классифицируют как: абсолютное (50% + 1 голос от числа проголосовавших), относительное (больше «за», чем «против») и квалифицированное, т.е. установленное (правовым актом, скажем, 2/3 иди 3/4 голосов).

Итак, корректируя волевую трактовку, признаем источником и важнейшим ресурсом публичной власти волю необходимого большинства граждан, сделавших свой рациональный, легальный (законный) выбор. Механизмом выявления воли большинства являются референдумы по важнейшим государственным проблемам, демократические выборы представительной ветви власти, государственных политических должностных лиц.

Рациональный выбор большинства, соответственно представляющий объединенную силу и волю, - это тот источник власти, который дает ей право стать и быть в наиболее концентрированной, реально выраженной государственной форме.

Источники происхождения позволяют различать власть как традиционную, харизматическую и рационально-легальную.

Ресурсы власти. Для осмысления природы власти важным является вопрос о ресурсах власти. Ресурсы - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть. По определению современного американского политолога М. Роджера, ресурс - это «атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов»1. В арсенале ресурсов власти могут быть: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и другие методы и средства воздействия; ресурсы экономические, финансовые, людские, информационные, идеологические; ресурсы природные и благоприобретенные - все объективно существующие и субъективные факторы, определяющие возможность и способность властвовать, оказывать управляющее воздействие на общество, общественные процессы и отношения.

В арсенале важнейших ресурсов публичной власти - право, дающее возможность нормативно-регулирующего управляющего воздействия; знания, компетентность, определяющие способность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями; такие методы и средства воздействия, как поощрение и наказание, стимулирование и принуждение, страх и убеждение и т.д.

Следует только подчеркнуть, что демократическое правовое государство несовместимо с использованием принуждения, насилия как ключевых ресурсов политической власти. Более того, можно и нужно говорить о том, что политическая власть реально кончается там, где начинается насилие.

Во власти политической и власти государственной существует следующее соотношение понятий (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Элементы власти

В литературе порой отождествляются эти понятия и вопрос требует уточнения.

Конечно, указанные понятия очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть общественно необходимы, общественно значимы, обе суть публичная власть. Однако понятия - не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций. Да и государственная власть проявляется не только как политическая, но и административно-распорядительная, судебная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.

Признаки, отличающие государственную власть, следующие:

Официальный характер, регламентируемый Конституцией, законами;

Структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;

Общеобязательный характер ее решений;

Наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб;

Возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;

Обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего зарождения (предыстории) она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регламентируя поведение человека. Позже приняла форму персонифицированной (индивидуализированной, личной) власти вождей, старейшин, царей, императоров, и наконец - институализированной, с опорой на институты власти.

Институт власти как понятие означает образование, учреждение:

Не естественно-природным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;

Для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов;

На основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов;

Имеющее возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы. Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в сети специально учреждаемых государственных органов.

Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти - не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (не владеют) определенной суммой власти, пуская ее в обращение.

Итак, государственная власть - это:

1) право, возможность и способность государства (через государственные органы и должностных лиц) оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;

2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

3) лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

Для понимания места и роли государственной власти в современном обществе целесообразно выделить ее сущностные черты.

1. Государственная власть - это объективная необходимость, она есть продукт внутреннего развития общества, когда в ответ на потребность людей решать общезначимые дела появились специальные институты, органы и слой профессиональных управленцев. Да, субъекты государственной власти на определенном этапе монополизировали право на установление общеобязательных правил, норм поведения, легальное применение насилия и стали определять, что есть общая воля и общее благо, формировать для всех основные «правила игры», следить за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможность воздействия на процессы, происходящие в обществе. Осознавая конструктивную и негативную роль государственной власти в обществе, поиски нужно вести не в плане уничтожения, а в плане рационализации и оптимизации органов власти, повышения эффективности управления деятельности государственных органов и должностных лиц.

2. Государственная власть - это не просто необходимая реальность, но ценность, естественно-историческое достижение человеческого сообщества. В отношении практической реализации - это рациональное разрешение, регулирование противоречий или несовпадений между народом (всеобщим), его отдельными частями (корпоративным, групповым) и конкретным человеком (индивидуальным). Общество может больше потерять от безвластия, безгосударственности, нежели от государства, госаппарата. Конечно, на этом основании нельзя оправдать антинародные акции власти, нужно признать право народа на изменение государственной политики, властных структур. Но когда народ начинает реализовывать это право, уместно говорить о кризисе государственной власти, ее обесценении.

3. Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:

а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых госвластью;

б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории России, высшую юридическую силу Конституции РФ и федеральных законов в любой точке страны и для всех граждан, юридических лиц; единое экономическое пространство с одинаковой возможностью для всех граждан экономической активности, предпринимательства, единой государственной денежной системой; единое информационное пространство: единые стандарты, сеть, общедоступный язык и т.д.;

в) она должна поддерживать местную власть, органы самоуправления, ибо и государственная, и муниципальная власть - обе имеют единый социальный фундамент - народ, и будут существовать столько и в такой степени, сколько будут поддерживаемы народом.

4. Государственная власть обладает легитимным правом на применение мер принуждения. От эксцессов нарушения законов и правопорядка не застраховано ни одно общество. Поэтому государство через свои органы и должностные лица вправе использовать юридические и силовые средства для обеспечения действенности прав и обязанностей участников общественных отношений,

Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

Государственная власть в институциональном выражении - это система структур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.

Государственная власть в процессуальном выражении - это целенаправленная управленческая деятельность (управляющее воздействие) всех органов государства по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.

Государственная власть в социологическом выражении - это система целенаправленного взаимодействия госаппарата с общественными силами, гражданами по реализации функций государства.

Принципы (основы) организации власти в демократическом правовом государстве сводятся к следующему.

1. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей.

Хотелось бы сразу предупредить об опасности упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

Смысл идеи разделения властей - предупредить злоупотребление властью, ее монополизацию, концентрацию. Содержание принципа разделения властей в разные эпохи и разными мыслителями толковалось неоднозначно.

В работах Аристотеля, посвященных государственному устройству, мы находим многие из принципов политической организации современного конституционного государства, в том числе и принцип сдерживания властей. Говоря о государственных задачах, Аристотель разделяет их на «консультационные», «административные» и «правовые». Он размышляет о «смешанном государственном устройстве», что предполагает сочетание элементов различных государственных форм с целью привлечения к решению общих вопросов по возможности всех социально значимых групп общества.

Идею «смешанного государственного устройства» разделяли и западноевропейские политические теоретики XVIII в. Монтескье в своем знаменитом «О Духе законов» (1743 г.), описывая английское государственное устройство, противопоставлял деспотическим правлениям абсолютизма концепцию государственного устройства, базирующуюся на идее человеческого достоинства и свободы, где свобода прежде всего предполагает «ограниченное правление».

Проект ограниченного правления Монтескье предполагал не систему строгого разделения ветвей власти, а то, как они скрещиваются и взаимодействуют друг с другом. Но больший акцент он делал на необходимом участии в государственной власти всех основных социальных групп.

Дж. Локк также не пропагандировал разделение государственной власти на три ветви, а вел поиск уравновешивания власти между королем, знатью и народом, полагал законодательную власть сосредоточить у буржуазии, парламента, исполнительную - у судов и армии, а верховную -- оставить монархам, которые, однако, могут участвовать и в законодательной власти, иметь дополнительные полномочия в области внешней политики.

Творцы американской конституции стояли перед той же проблемой: как через дифференцированную систему сдержек и противовесов смягчить противоречия между большинством и меньшинством, привлечь по возможности все социальные группы населения к участию в государственных делах. Американские законодатели построили свою концепцию, основанную не на отделении властей друг от друга, наоборот, по американской конституции ни один орган не выполняет исключительно только ту функцию, которая ему отведена, но все органы участвуют в выполнении разных функций: президент участвует в законотворческой деятельности с применением права вето, конгресс участвует в судопроизводстве и т.д. Контроль и ограничение власти заключается в общем участии, в совокупности власти. Кроме того, американские законодатели разработали федералистскую идею вертикального разделения властей.

Таким образом, классики теории разделения властей даже если разделяли ветви власти по их функциям и связывали это разделение с организационными и структурными признаками, то их цель состояла не в том, чтобы наметить четкие линии Разграничения властей, а скорее в том, чтобы уравновесить и сдерживать власти, обеспечить социальный контроль за ними. Как невозможно однозначно разделить государственные задачи на законодательные, исполнительные и судебные, так и сами эти задачи не могут решаться только соответствующими органами. Сам принцип разделения властей является общей схемой и может по-разному реализовываться в различных странах в зависимости от формы государства (правления, политико-территориального устройства, режима).

Принцип разделения властей в Российской Федерации, как и большинстве современных государств, закреплен в действующей Конституции РФ (ст. 10). Задача - в необходимости обеспечить его реализацию созданием на законодательном уровне равнодействующей в системе сдержек и противовесов, чтобы никакая ветвь власти не имела абсолютного перевеса, эффективного механизма общественного контроля над всеми властными структурами, дабы избегать злоупотреблений, сверхконцентрации власти.

Итак, современное содержание разделения властей, принцип организации и функционирования государственной власти включает:

Четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами.

Независимость и самостоятельность в оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции.

Обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля, сдерживания.

Гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации.

Социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

2. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти - ее подчиненность праву, регулируемость законами, правоотношением.

Правоотношения обеспечивают организованность, точность во властеотношениях на основе четкого определения прав и обязанностей, компетенции и объема полномочий, правил поведения и т.д. Лишь таким образом может претвориться в жизнь декларируемое десятилетиями моральное и юридическое равенство всех членов общества, а власть и право займут нормальное соотношение, где право - цель, власть - средство.

Правотворчество и правоприменение как важнейшие составные части государственного воздействия на общество должны стать практикой понятной, признанной, доступной широкому крyгy населения. А для этого необходимы определенные условия:

Устранение противоречий в законодательстве;

Важно, чтобы законодатели и правоприменители работали заодно, исповедуя единую концепцию общественного развития, основополагающие принципы демократии и правового государства;

Осмысленное уважительное отношение к юридическим требованиям всех членов общества.

Правопорядок в конечном счете есть результат действия всего механизма обеспечения законности силами государственной власти и гражданского общества, однако определяющую роль играет власть. Циничной представляется известная формула: общество имеет такое правительство, какое заслуживает. Во власть люди идут добровольно, более того, стремятся, борются за нее, власть-предержащие становятся политической элитой и потому обязаны представлять собой образцы правомерного поведения, действия.

3. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип - ее безличность. Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике - своего рода традиционализм политической культуры.

В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, наделенные, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лирами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в конституции, законах и кодексах. Власть для власть-предержащих является не столько их субъективным правом, сколько их правовой обязанностью и эту обязанность они должны нести как общественное служение.

Форма милиционера, черная мантия судьи заставляют человека повиноваться. Люди, облаченные в это платье, как бы объективируются, соединяются с государственной должностью, а не с именем, лицом.

Эта безличность и абстрактность власти и есть характерная черта современных правовых государств, она отражается в официальной терминологии: «во имя закона», «во имя народа», «на службе у закона», «на службе у государства», используемой в международных соглашениях, внутригосударственных политических декларациях, актах.

4. Среди основополагающих начал правового демократического государства существует и такой принцип организации государственной власти как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание масштабов государственных задач и функций, количества государственно-властных структур и госаппарата.

Конкретная реализация этого принципа зависит от государственной формы и ее коррекции, бытующих в обществе представлений о роли государства и гражданского общества, зрелости последнего. Мировая госуправленческая практика выявила тот круг задач, функций, которые непрерывно и внутренне присущи, другими словами, перманентно и имманентно составляют ядро бытия государства, деятельности его служащих.

Вопрос о количестве организационно-структурных единиц государственной власти, масштабе госаппарата, его соотношении с количественными параметрами социума относится к числу малопроработанных в теории и практике госуправления и, несомненно, ждет внимания отечественных исследователей.

5. Целостность России, ее частей, единство внутренней и внешней стратегии невозможны без концептуальной и структурной целостности самой государственной власти - это еще одно принципиальное начало организации и функционирования всей конструкции государственной власти. Управленческая пирамида у нас пока не обоснована, не просчитана и после очередной кампании по сокращению госаппарата возрождается традиционными способами: сначала создаются структурные подразделения, в них появляются чиновники, которые сами себе определяют функции, затем ими же обществу навязываются цели и задачи или же последние вовсе не оглашаются. В результате осуществляемый сегодня властью политический курс и вытекающая из него политика (экономическая, социальная, региональная, военная, внешняя и др.) лишены долговременных перспектив, в них слабо увязаны долгосрочные и текущие действия, слабо скоординированы программы развития по различным функциональным областям.

Функциональная общность федеральных органов государственной власти и их разновидностей обусловливается тем, что они в совокупности участвуют в осуществлении функций государства. Конечно, с учетом специфики органов законодательной, исполнительной и судебной власти каждый из них участвует в выполнении функций государства в определенном объеме и присущих ему формах. Но именно такое соучастие государственных органов в осуществлении задач и функций государства является системообразующим фактором, соединяющим, сплачивающим в единое целое совокупность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Системообразующим фактором являются организационно-правовые принципы деятельности государственных органов. Только совместное взаимодействие и взаимосвязь обеспечивают системность государственной власти, нормальное и эффективное государственно-управляющее воздействие. Безусловно, признание совокупности государственных органов в качестве системы не означает тождества характера, конкретных функций и полномочий организационной структуры органов, входящих в основные составные части системы государственной власти и управления.

6. Принципом, характеризующим государственную власть в демократическом правовом государстве, является ее опора в практической деятельности на универсальные, выработанные человечеством современные социальные технологии.

Социальные технологии, включаясь во власть, выступают как такой интеллектуальный ресурс, использование которого позволит прогнозировать социальный результат, предсказывать социальные перемены, своевременно выявлять назревающие социальные конфликты и способствовать их разрешению.

Базой технологического совершенствования государственной власти является наука, ее продукты - программы, проекты, технологические проработки, экспертные оценки и т.п. Включенность науки в механизм функционирования власти, независимая экспертиза - необходимая составляющая процесса обеспечения концептуальности и целесообразности мер в отношении регионов, национально-территориальных и муниципальных самоуправляющихся образований, информационно-аналитического изучения ситуации в обществе. Как никогда раньше, власти в России, всем органам необходимы общая осмысленность своих действий, научная поддержка и правильное использование инновационного потенциала. Спонтанные мероприятия власти - бесперспективны, вызывают отторжение в обществе, приводят к дестабилизации системы управления в стране в целом.

7. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который неправомерно отождествлять лишь с законностью (legos) происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе права. Слов нет - это очень существенная составляющая легитимности. Однако для современного человека правовое происхождение власти не может служить постоянно действующим аргументом в ее пользу. Власть должна себя оправдывать, быть необходимой, авторитетной. Два аспекта определяют реальную значимость в обществе и состояние государственной власти: первый заключается в том, насколько власть воплощает в себе общие потребности, интересы граждан, второй - как она практически управляет общественными процессами, обеспечивает развитие и качество жизни общества, достойный образ жизни гражданина. Поэтому обращенность к потребностям, интересам, ожиданиям людей, желание, возможность и способность удовлетворить определенные запросы человека, семьи, этноса, группы людей, населения являются сущностным признаком, ресурсной основой легитимности власти.

Следовательно, легитимность в ее современном понимании реализуется при наличии трех условий:

1) народ формирует из своих рядов государственную власть;

2) народ признает власть и добровольно следует ее установлениям;

3) народ проявляет готовность при необходимости защитить свою власть.

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Охарактеризуйте сущность, природу власти как социального явления.

2. Что дает начало власти? Систематизируйте источники власти.

3. Что позволяет существовать власти во времени и пространстве? Назовите ресурсы власти.

4. Каково соотношение понятий: власть политическая и власть государственная?

5. Охарактеризуйте сущностные черты государственной власти и признаки, отличающие ее от политической власти.

6. На каких принципах должна быть организована власть в демократическом правовом государстве?

Институт президента

Конституционный статус главы государства в республиках с различной формой правления Институт президента в России

В Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Характеризуя каждый из указанных институтов власти, необходимо осмыслить их конституционно установленные:

Статус (лат. status - положение), т.е. общественно-значимое место, роль в обществе, юридически оформленное и определяющее в установляющем правовом акте компетенцию, функции и полномочия данного института власти (должностного лица);

Компетенцию (лат. competentia - принадлежность по праву, соразмерность) - круг вопросов, предметов ведения, которые данный институт власти (орган, должностное лицо) имеет право и способен решать, совокупность юридически установленных функций и полномочий;

Функции (лат. functio - отправление, деятельность), т.е. виды наполненной конкретным содержанием деятельности, которые данный институт власти (орган, должностное лицо) призван осуществить в рамках своей компетенции (содержательная деятельность в процессе, во времени и пространстве);

Полномочия (имею право и могу), т.е. совокупность прав и обязанностей, реализуемых в рамках установленной компетенции, при осуществлении заданных функций; мера Должного поведения, радиус возможных действий.

Институт президента как форма государственной власти функционирует длительный исторический период - более 200 лет. Процесс избрания президента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки президентства и другие черты - не идентичны в различных странах, зависят от политических традиций, соотношения сил между президентом и другими ветвями власти, между противоборствующими политическими и классовыми группировками, другими факторами.

История президентства, взятая в мировом масштабе, отнюдь не свидетельствует о том, что это критерий демократичности. Много примеров, когда под сенью президентской формы правления скрывались откровенно диктаторские, тоталитарные режимы. И тем не менее, президентская форма власти, как правило, связывается с демократическими институтами государственного управления. Появление в нашем государстве этого института определяет рост повышенного интереса к данной форме государственного устройства.

Родиной института президента стали США. Первый президент - Джордж Вашингтон (1788-1797), с его именем связано становление независимой республики. Известно, что Вашингтон отверг предложение стать монархом. Свою позицию аргументировал тем, что все антиамериканские акции Лондона были от имени короля, что английский король царствует, но не правит, а президент должен управлять страной.

Институт президента за свою историю явно эволюционировал в направлении усиления его роли в жизни страны, но не плавным процессом, а со взлетами и падениями, рывками и застоем, испытывая зависимость от реального соотношения сил в стране, экономической конъюнктуры, международного положения, немаловажного личностного фактора.

Президент - глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами либо парламентом (или избирательной коллегией с участием парламента) на установленный в конституции срок (обычно от 4 до 7 лет).

Глава государства избирается гражданами путем прямых или косвенных выборов в президентских и смешанных формах правления.

В соответствии с характером функций и полномочий институты государственной власти в странах с демократическими политическими режимами делятся на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную власть .

6.1. Законодательная власть: сущность, структура, полномочия

Высшим органом законодательной власти, представляющим народ как суверенный ее источник, является парламент.

Слово «парламент» и соответствующий ему орган власти впервые появились в Англии в 1265 г. Английское слово parliament происходит от латинского parlare – говорить.

Тем не менее, претендует на право называться родиной первого представительного и законодательного органа власти Исландия, где еще с IX в. представители викингов для обсуждения и решения своих вопросов собирались в особом месте – Альтинге. Такое название исландский парламент носит и поныне.

Высший законодательный и представительный орган власти имеет различные названия в разных государствах: в Великобритании и Италии – парламент, в США – конгресс, в Израиле – кнессет, в Беларуси и многих других странах – Национальное собрание, в России – Федеральное собрание, в Германии – Бундестаг и т. д. Слово «парламент» принято употреблять для обозначения высшего представительного и законодательного органа власти любого современного демократического государства.

Все парламенты выполняют четыре основные функции:

Рис. 7. Функции парламента

Законодательная функция парламента реализуется в законодательном процессе, который включает четыре стадии:

    законодательную инициативу;

    обсуждение законопроекта;

    принятие законопроекта;

    промульгацию (утверждение) законопроекта.

Правом законодательной инициативы, то есть выдвижения на рассмотрение парламента, имеющего юридическую форму проекта закона, обладают все депутаты парламента, глава государства, правительство, большие (в несколько десятков или сотен тысяч) группы граждан путем сбора подписей. В соответствии со статьей 97 действующей Конституции Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию и о толковании Конституции по инициативе не менее 150 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом.

Обсуждение законопроекта происходит в ходе чтений. На первом чтении он выносится на рассмотрение и отдается в парламентские комиссии. Их замечания, предложения и дополнения рассматриваются на заседании парламента во втором чтении. После внесения изменений происходит постатейное обсуждение законопроекта в третьем чтении.

Промульгация (от англ. promulgation – обнародование, опубликование) – это вступление закона в силу после подписания его главой государства и официального опубликования. В президентских и смешанных республиках глава государства имеет право вернуть проект закона после его принятия депутатами в парламент для дополнительной переработки.

Парламентам в демократических государствах принадлежит исключительное право в осуществлении важнейших экономических функций государства: утверждению доходов и расходов средств государственного бюджета, принятию законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, установлению видов и размеров общегосударственных налогов и сборов, ратификации межгосударственных экономических договоров и соглашений.

Поскольку законодательными актами и конституциями государств по-разному определяются место, роль и структура парламентов, их принято классифицировать по структуре и устройству высшей государственной власти.

По структуре парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные, включающие верхнюю и нижнюю палаты.

Нижние палаты формируются, как правило, путем всенародного избрания депутатов избирателями, проживающими в определенном округе. Верхние палаты образуются по-разному: палата лордов в Великобритании – по принципу наследования, в Канаде – по принципу назначения главой государства, в США, Италии, Индии – по принципу всенародного избрания.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит из нижней палаты - Палаты представителей и верхней – Совета Республики. Депутаты Палаты представителей избираются всеобщим, прямым, тайным голосованием. В нижнюю палату входят 110 депутатов, в верхнюю – 64 члена Совета Республики. Верхняя палата – Совет Республики – формируется по принципу территориального представительства (по 8 членов от каждой области и г.Минска избирают депутаты местных советов базового уровня каждой области и Минского городского совета, 8 членов назначает Президент).

Необходимость верхней палаты диктуется тем, чтобы более эффективно представлять интересы субъектов федерации (в федеративных государствах), а также служить противовесом и сдерживающим фактором в случаях принятия не совсем продуманных решений нижней палатой, как в федеративных, так и в унитарных государствах.

По устройству высшей государственной власти и степени властных полномочий парламенты делятся на четыре группы.

1. Парламенты ответственного правления , характерные для парламентских республик и монархий, в которых парламенты имеют право утверждать состав правительств и отправлять их в отставку (Великобритания, Испания, Италия и др.).

2. Парламенты президентского правления , не имеющие права распускать правительства (США, Мексика и др.).

3. Парламенты смешанного правления , имеющие право отправлять в отставку правительства, но и президент имеет право роспуска парламента (Франция, Финляндия, Россия и др.). Согласно статье 97 Конституции Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания может выразить вотум недоверия Правительству Республики Беларусь.

4. Консультативные (или совещательные) парламенты , не обладающие реальными властными полномочиями, которые иногда созываются с целью выяснения общественного мнения в ряде исламских стран (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). В таких странах, как КНДР, Куба, КНР, Вьетнам, парламенты избираются народом, но созываются на 2–3 дня в году для формального утверждения подготовленных партийно-государственным аппаратом законов и решений. Подобный фактический статус имел Верховный Совет СССР до 1989 г.

В целях упорядочения и повышения эффективности работы парламентов им придается внутренняя структура.

Руководство парламента представлено председателем (спикером, от англ. to speak – говорить) и его заместителями (вице-спикерами), которые обычно избираются депутатами на весь срок полномочий парламента. Председатель парламента представляет его во взаимоотношениях с другими органами государственной власти и на международной арене, определяет очередность рассмотрения вопросов, ведет заседания парламента, распоряжается парламентским бюджетом, принимает на работу служащих и технический персонал и руководит ими.

В каждой из палат из состава депутатов создаются парламентские комиссии (комитеты) во главе с председателями. Постоянные комиссии отвечают за определенные направления деятельности парламента и занимаются разработкой законопроектов или анализом и доработкой поступивших законодательных инициатив. В числе таких комиссий – комиссии по бюджету, по международным делам, по науке, образованию и культуре и т. д. Временные парламентские комиссии создаются для выполнения какой-либо конкретной задачи, например, по расследованию серьезных инцидентов.

Постоянные парламентские комиссии играют существенную роль в предварительном обсуждении законопроектов, во многих странах без положительного заключения комиссии законопроекты даже не выносятся на голосование в парламенте.

Из состава депутатов парламента формируются фракции (от лат. fractus – разбитый), которые объединяют депутатов, принадлежащих к определенной политической партии и движению, либо сходных во взглядах на решение комплекса каких-либо проблем. Фракции получают официальный статус в парламенте, имеют право на представительство в руководящих органах парламента (руководители фракций могут быть вице-спикерами, т.е заместителями председателя парламента), с ними консультируется председатель парламента по вопросам его деятельности. В некоторых странах депутатские фракции называются депутатскими группами или клубами.

На деятельность парламентов многих стран мира активно воздействуют так называемые лобби (от англ. lobby – вестибюль, кулуары, прогулочная комната, примыкающая к помещениям, где заседают органы законодательной власти) – отдельные люди или группы, которые на основе тайных соглашений определенных сил с депутатами вне парламента добиваются принятия (как правило, небескорыстно для себя и законодателей) выгодных политических решений, законопроектов. Влиянию лоббистов подвергаются также чиновники, относящиеся и к другим ветвям и уровням государственной власти. Хотя в строгом смысле лобби существуют вне органов государственной власти, тем не менее их нередко отождествляют с конкретными группами депутатов и чиновников, проводящих определенные интересы.

Причины лоббизма коренятся в наличии персональных, этнических, родственных, конфессиональных и иных связей между законодателями и определенными деятелями и силами, возможности и соблазне для законодателей и чиновников использовать свою близость к властным полномочиям для личной выгоды материального и иного характера. Лоббизм в зависимости от характера его субъектов предстает в различных формах:

Региональный лоббизм – проведение интересов определенных территорий (например, севера и юга Киргизии, запада и востока Украины, южных штатов США и т.д.);

Социальный лоббизм – поддержка законопроектов, выгодных конкретным социальным группам и общностям (предпринимателям, рабочим, крестьянам, женщинам и т.п.);

Религиозный лоббизм – отстаивание интересов религиозных конфессий;

Этнический лоббизм - поддержка принятия политических решений, выгодных отдельным народностям, этническим общностям;

Экономический лоббизм – создание благоприятной правовой среды для определенных предприятий, отраслей, корпораций, монополий;

Иностранный лоббизм – проталкивание решений, отражающих интересы иностранных государств на территории и во внешнеполитической деятельности страны, гражданами которой являются завербованные лобби депутаты и чиновники;

Семейно-клановый лоббизм – законодательная и властная поддержка определенных семейств и кланов. Этот вид лоббизма в наибольшей степени характерен для стран с устойчивыми традициями родоплеменных отношений, но встречается и в развитых странах (в США существовали лобби кланов Рузвельтов, Кеннеди, Бушей и т.д.).

Лоббизм как явление политической жизни может быть оценен двояко. С одной стороны, он позволяет лучше выявить и воплотить в работе ветвей власти все многообразие интересов в обществе. С другой, во многих случаях он сопровождается подкупом, шантажом, стремлением во что бы то ни стало добиться принятия выгодных отдельным лицам и силам решений незаконно и в ущерб другим.

Депутаты парламентов большинства стран имеют парламентские привилегии. К ним относятся следующие:

    иммунитет (от лат. immunitas – освобождение от общественных повинностей, льгота), – депутатская неприкосновенность, которая предполагает, что депутат не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности без санкции парламента;

    индемнитет (от англ. indemnity – компенсация, возмещение) – освобождение депутата от ответственности за содержание своих выступлений в парламенте и за результаты тех мероприятий, которые он поддерживал голосованием.

В РФ госуд. власть осуществляют:

1. Президент РФ - Роль през-та в парламентских республиках сводится к согласованию действий трех ветвей власти- он выполняет ф-ции главы гос-ва. (Италия: формально у през-та большие полномочия, но на деле в соотв. с конституцией никакой акт през-та республики не действителен, если он не контр-ассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт отвестсвенны. Акты имеющие силу закона контр-ассигнуются также представителем совета министров. Контр-ассигнатура- подпись министра).

В президенсткой республике президент не только глава гос-ва, но и глава исполн. власти (США: през-т США в своей деят-ти не подотчетен никаким органам, кабинет состоит из министров, которых назначает през-т, они ему подотчетны).

В России институт през-нта введен в марте 1991г.. Правовой статус през-та РФ- глава гос-ва. През-т РФ не входит непосредственно не в одну из ветвей власти, его роль опред. след.:

Гарант конс-ции РФ;

Гарант прав и свобод человека и гражданина;

Гарант госуд. целостности, незав-ти и суверенитета РФ;

Координатор деят-ти властных структур гос-ва;

Представитель РФ внутри страны и в междунар. отношениях.

2. Федер. собрание- парламент РФ - Федер. собрание- представит. и законодат. орган РФ. Федер. собрание- двухпалатный орган. Считается, что двухпал-ная структура отраж. федерат. устройство РФ. В состав совета федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта (1- исполн. власть, 1- представит. власть). Максим. Кол-во сенаторов: кол-во субъектов *2.

Осн. ф-ция Федер. собрания: ф-ция законод-ва, здесь основную роль играет госуд. дума. В нее вносится проект закона, проходит чтения, его приним. госуд. дума, затем совет федерации.

3. Правительство РФ - Предст-т исполнительную власть, явл-ся коллегиальным органом. В сост. прав-в входят рук-ли министерств и центр-х ведомств. В разл. странах прав-во называется: совет министров, кабинет мин-ров, федер. правит-во... Статус и роль прав-ва зависит от формы правления. Так же от формы правл-ия зависит и порядок формир-ия правит-ва: парламентский и внепарламентский. Парлам. способ исп-ся в странах с парлам-ой формой правления. В эт. случае правит-во формирует та полит. партия, кот. имеет больш-во мест в парламенте. Традиц-ый способ формиров-ия прав-ва закл-ся в: 1.Глава гос. назначает главу правит-ва (президент, королева...), 2.Глава правит-ва формир-т состав правит-ва и предл-ет его парламенту на утвержд-ие.

4. Суды РФ - Судебная власть – это право, возможность и способность спец. создаваемых гос. учреждений – судов оказывать воздействие на повед-ие людей и соц. процессы конкретно опред-ми юрид. мерами, установл. законами. 1.Только суды могут реал-ть суд-ую власть. 2. У этих гос. учрежд. существ-т присущ. только им способ возд-ия, а именно суд-ое разбирательство при принятии общеобязательного суд. решения. 3.Суды применяют конкретно определённые, зафикс-ые в законе средства возд-ия. Ф-ии суд. власти: 1.Правосудие, 2.Ограничение и контроль за деятельностью гос. органов по исполнению законов (сдерж-ие, уравновеш-ие 2х других ветвей власти), 3.Толкование правовых норм. Формой толкования права явл-ся реш. конституционного суда, руководящее разъяснение верховного суда, как правило имеют форму постановления, носят обязательный характер. 4.Официальное удостовер-ие фактов, имеющих юридическое значение (только суд мож. признать умершим чел-ка, кот. длит-ое время отсутствовал).

Институты государственной власти.

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.

Функции парламента:

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента.

· Принятие законов.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные . Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики , в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов :

1. партийные депутатские фракции – организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса .

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Лекция 7

Институты государственной власти.
1. Парламент - высший законодательный и представительный ор-ган власти.
2. Правительство - высший исполнительный орган.
3. Глава государтсва и его роль в структуре интитутов власти.
4. Судебная власть, как вид государственной власти.

1.
Государство располагает разветвленой системой органов власти, клю-чевую роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной власти. Эти органы осуществляют разделение властей, осуществляют реальное управление страной. Они должны быть независимы и уравновешены друг другу. Среди институтов власти важ-ное место занимает парламент - высший законодательный и представи-тельный орган. Представительный - в нем заседают избараемые или час-тично назначаемые представители народа - депутаты. Депутат - это чело-век, представляющий народ, от имени народа принимает государственное решение.
Законодательный - его задача принимать закон.
Парламент - слово впервые появилось в Англии. История представи-тельных органов уходит в глубь веков. Они существовали в Древней Гре-ции, Риме. Там оно существует в виде народного собрания, которое изби-рало и изгоняло должностных лиц, принимало или отвергало законы.
Первый парламент возник в 1265 г. в Англии. Однако он не был в бук-вальном смысле слова органом народного представительства. Первый парламент представляел высшие сословия.
Народными представительными органами парламенты стали после буржуазной революции, введение всеобщего избирательного права.
Парламенты в разных странах назывались по разному. Парламент - Великобритания, Франция; Конгресс - США, Латинская Америка; сейм - Польша, Финляндия; кнесет - Израиль, Федеральное собрание - Россия, Народное собрание - Беларусь.
Парламенты бывают 1-2 палатным, 1-палатный в небольших унитар-ных странах - Дания, Швеция, Греция. 2-х палатная - в федеративных и более крупных государствах (Германия, Россия, Беларусь). Парламент Великобритании состоит из нижней палаты (палата общин) и верхней па-латы (палата лордов). Во Франции - из национального собрания (нижняя палата), сенат (верхняя палата). В США - верхняя (сенат), нижняя (палата представителей). В России - нижняя - Дума - верхняя - Совет Федерации. В РБ - нижняя - палата представителей, верхняя - Совет Республики.
Наличие палат имеют положительные и отрицательные черты:
Положительные:
1. Увеличивается народное представительство.
2. Позволяет представляеть народ - регионы, области, местную власть.
3. Позволяет учитывать ее влияние.
4. Способствовать разделению властей.

Отрицательные:
1. Усложнение бюрократии, принятие законов.

Верхняя и нижние палаты имеют отличия:
1. Нижняя палата практически всегда выбирается народом, а верхняя - или выбирает народ (Польша, США); назначается главой государст-ва (Канада), частично избирается или назначается (Беласусь), на-следование (Великобритания - 1360 лордов).
2. Верхняя палата имеет более долгий срок полномочий. В США - верхняя палата - 6 лет, нижняя палата - 2 года. Франция - верхняя палата - 6 лет, нижняя - 5 лет. В РБ - на 4 года.
3. В верхнюю палату выбираются более опытные (сталые люди), а в нижнюю - с 21 года. В РБ верхняя палата - с 30 лет, нижняя - с 21 года.
4. Верхняя палата по количеству меньше нижней.

Верхняя палата избирается по 8 членов из областей; 8 -из Минска, и 8 назначаются президентом. Членом верхней палаты может быть человек, который проживает на данной территории последние 5 лет. Обе палаты в РБ выбираются на 4 года.
Парламент - это проффесиональный постояннодействующий орган. Она работает круглый год. В РБ парламент собирается на 2 сессии в год.
В Западных странах члены парламента не может быть госслужащие, представители духовенства, силовых структур, т.к. они должны выпол-нять законы принятые парламентом.
Депутаты парламента обладают депутатским иммунитетом (депутат-ская неприкосновенность). Депутат не может быть задержан, лишен не-прикосновенности без согласия парламента, кроме измены, тяжелого пре-ступления, задержаны на месте. Уголовные дела рассматривает верхов-ный суд.
Депутаты парламента имеют полномочия:
1. Право законодательной инициативы.
2. Право голоса при принятии закона или решения.
3. Право запроса в устной форме или письменном виде.
4. Имеют право избирать руководящие органы парламента.

В больших странах члены парламента имеют право создавать партии, парламентские блокт. Руководит парламентом - председатель спикер).
Полномочия парламента зависят от формы правления. В президент-ской республике, монархии - роль парламента меньше. В парламентских - большая. В парламентской республике, парлаент формируеет внешнюю и внутреннюю политику, выбирает президента.

Основные полномочия парламента РБ:
1. Рассматривают проекты законов.
2. Выборы президента.
3. Назначение премьер-министра.
4. Заслушивает премьер-министра.
5. Назначение членов суда.

Принимаемые законы рассматриваются нижней, а затем верхней пала-той. Все законопроекты проходят 4 чтения. 1) то, что принимают за осно-ву; 2) дополнения; 3) согласование и уточнение; 4) устранение шерохова-тостей.
Закон принятый парламентом поступает президенту на подпись. Пре-зидент может отклонить, внести изменения. Этот законопроект может быть повторно, если за него проголосовало 75% депутатов. Если в тече-ние 10 дней президент не вернул законопроект, он все равно утвержден.
Парламент может быть распущен досрочно. В РБ может быть распу-щен, если откажет в доверии правительству, откажется принять на пост премьер-министра. Параламент может быть распущен, если будет грубое нарушение закона.
Не допускается роспуск парламента:
- в течение одного года работы;
- в последние 6 месяцев работы президента;
- при отсрочке президента от власти (импичмент);
- в условиях чрезвычайного военного положения.

2.
Среди органов большую роль играет правительство. Оно является цен-тральным институтом управления государством. Ни одно не может суще-ствовать без правительства.
Правительство - центральный коллегиальный орган, т.к. сюда входят министры. Оно осуществляет исполнительную и распорядительную функции. В большинстве стран правительство называют кабинетом ми-нистров, или советом министров. В Швейцарии - федеральный совет. Глава правительсва - премьер-министр (председатель совета министров). В Австрии и Германии - канцлер. В РБ - премьер-министр (Г. Новицкий).
Правительсво формируется по-разному. В парламентских республиках оно формируется парламентом, в президентских - президентом. Но в за-падных странах при обеих формах правления - правительсво формируется из членов, которые победили на выборах или набрало большинство. В Беларуси - только 5 членов правительсва формируются с согласия членов парламента, а остальные называются президентом.
В паралментской республике правительство ответственно перед пар-ламентом, в президентской - перед резидентом.
В РБ подочетно президенту, ответственно перед парламентом.
Правительство в своей структуре включает министерство, государст-венный комитет, общереспубликанские учреждения.
В США входит в состав правительства 12 департаментов.
В РБ в состав входит 24 министерства, 12 государтсвенных комитета, 9 общереспубликанских объединения. Всего в органах государственного управления занято 110000 человек.

Функции правительсва:
1. Осуществляет общее руководство и управление внутриреспубли-канскими и внешними делами.
2. Координирует и согласовывает деятельность министерства.
3. Разрабатывает проект бюджета и после исполняет.
4. Через министерство руководит экономикой, образованием.
5. Обладает законодательной инициативой.
6. Представляет страну на международной арене.

Подобные полномочия выполняет и правительсво РБ, но еще:
1. Разрабатывает направления внешеней и внутренней политики.
2. Издает постановления.

Руководит правительсвом - премье-министр, проводит заседания, под-писывает решения правительсва, информирует президента о своей дея-тельности.
Правительственная деятельность опирается на бюрократический аппа-рат.
В соответствии со ст. №106 РБ првительство может быть отправлено в отставку, если ему откажет в доверии парламент, или сам президент его отстранит в отставку.

3.
Правительсво - распорядительный орган. Важное место занимает глава правительства. Это определено тем, что самое демократическое государ-ство нуждается в управлении. Далжен быть человек олицетворяющий го-сударство, является символом - глава государства. Это может быть:
1. Племенной вождь (Западная Самоа).
2. Наследный принц (Бельгия, Нидерланды).
3. Назначенный монарх (Саудовская Аравия).
4. Имперал-губернатор (Австрия).
5. Глава хунты (Чили, Парагвай).
6. Президент.

В СССР - был председатель президиума.
В РБ - главой был председатель верховного совета.
В 102 странах - глава государтсва - президент.
Если монарх по наследству пожизненно, то президенты избираются на срок и народом. Президент Заира и Малавиии - пожизненный глава госу-дарства.
В современном понимании первый президент - Дж. Вашингтон. В Ри-ме - были цезарь - Юлий и др. Президент ключевая фигура между законо-дательной и исполнительной властью. Он связывает, соединяет законода-тельную, исполнительную и судебную власти - зависит от формы правле-ния.

Формы правления: президентская, парламентская, смешанная.
При президентской и смешанной форме получаются полномочия в ре-зультате выборов. Во Франции, России - президент выбирается народом. В США - голосуют 500 ывборщиков, которые избирались народом.
При параламентской - президент избирается парламентом (Латвия, Греция, Израиль, Чехия). В ФРГ - выбирается собрание уполномоченных земель и параламент. В Швейцарии - федеральный совет.
В большинстве стан президент избирается на 5 лет (Россия, Франция, РБ). В США и Латинской Америке - 4 года. В Швейцарии - 1 год. Не мо-жет быть больше двух сроков подряд.
Ограничения:
1. Возраст.
В РБ:
- президент не моложе 35 лет
- нет судимостей
- проживает в РБ более 5 лет
- гражданин РБ

Полномочия президента.
В президентских и смешанных государствах широкие полномочия. Обладает возможностью воздействия на законодательный процесс, ре-альной исполнительной властью, силами правопорядка, является главно-командующим.
В США - президент - глава государства и правительства. Формируется парламентом и может распустить его.
Здесь существует жесткое разделение властей. Парламент не может распустить правительство, а президент разогнать парламент.
В смешанных государтсвах - двойная ответственность правительства.
Конгрисингатура - дикреты приобретают силу, если их подписывает глава правительства.
В параламентских республиках: президент - символ государства, под-писывает законы парламента, всей деятельностью руководит премьер-министр.
В РБ - президент занимает особое место, его полномочия прямо или косвенно перекрывают все ветви власти. Он - верховный главнокоман-дующий, гарант конституции, олицетворяет единство народа, представля-ет республику на мировой арене.
Он не только глава государства и руководит и формирует правитель-ство. Может назаначать и смещать губернаторов, судей. Может объявля-еть о чрезвычайных событиях. Он может распустить парламент, если пар-ламент вынесет квотум недоверия президенту,если параламент не утвер-ждает премьер-министра дважды.
Президент имеет свою администрацию. Главная задача администрации - обеспечивать взаимодействия президента с органами власти.
В случае смещения президента, исполнителняет обязанности премьер-министр (или вице-президент).

4.
Законодаетльные органы издаеют законы, исполнительные - предо-пределяют в жизнь, суд - наказыет за нарушение законов и их несоблю-дение.
Судебная власть - система независимых государствееных ораганов, судов, признанных от имени государства осуществлять правосудие. Су-дебная власть осуществляется только судом. Судебная власть основыва-ется на авторитетности, уважении, традиции. Решение судебных органов - закон обязательного выполнения.
Судебная власть осущестляется системой судов: конституционный, верховный, высший хозяйственный, областные, муниципальные и другие суды.
Существенное место занимает прокуратура.
Прокуратура:
- Осуществляет надзор за точным исполнением законов, декретов, общественных организаций.
- Надзор за исполнением по гражданско-административными нару-шениеми, поддерживает испонительные суда.
Суд возник вместе с государством (князьями, вождями)

Функции суда:
1. Наказания - за нарушение государственных предназначений.
2. Разрешение споров между государством и гражданином.
3. Разрешение конфликтов между государством и предприятием.
4. Восстановление и реабилитация правосудия.

В демократических государствах:
1. Независимость суда.
2. Выборы суда (США - пожизненен).
3. Коллегиальное рассмотрение больших дел.
4. Право на обжалование решений.
5. Гласность.
6. Состязаетльство судей (прокурор и судья упражняются в красноре-чии).
7. Равенство субъектов перед законом.
8. Никто не виноват, пока суд не вынес этого решения.

Класификая судов:
1. Суды универсальные
- военные.
- Дисциплинарные.
Состема суда строится по принципу территориальной. Суд подчинен закону и никому больше.
Контроль за конституцией. Осуществляется конституционным судом РБ. 6 судей и председатель конституционногго суда - назначается прези-дентом. 6 - назначается высшей палатой. Срок - 11 лет, предельный воз-раст - 70 лет.
Конституционный суд дает заключение о соответствии законов, декре-тов и др. конституции. Это главный орбитр в правомощности, легитивно-сти.
Конституционный суд - гарантирует свободу, право собственности, международные права. Граждане РБ, и проживающие за пределами, неза-висимо от проживания может купить жилье в республике.