Философия общества кратко в философии. Новая философская энциклопедия - российское философское общество

Взгляд философии на общество нельзя отделить от философии человека, хоть и не сводится непосредственно к этой теме. На любой ступени своего развития общество — это сложное, многостороннее образование, имеющее разнообразные, сплетённые между собой связи, в которые входят и человеческие отношения. Жизнь социума не исчерпывается только жизнью людей, входящих в него. Общество созидательно и образует различные духовные, материальные ценности, которые не созданы отдельными людьми. Например, техника, искусство, разного рода учреждения, наука и языки, право, мораль и политика, философия наконец… Именно это сложное и противоречивое сплетение человеческих действий, результатов и отношений является составной частью общества как целостного организма.

Философское определение

Интересно то, что общество в философии — это понятие абстрактное. Оно чисто теоретическое. В реальности существуют вполне конкретные виды общества с различными историческими корнями и формами: древние племена, феодалы, азиатские монархии и т. п. Если речь идёт о конкретной организации людей, то обязательно должно быть указание на формальные признаки этой группы. Всем известно такое понятие, как «семья - элементарная ячейка общества». Существуют также разнообразные социальные, возрастные, этнические объединения людей. Кроме того, понятие "общество" в философии - это отождествление с государством. Ещё его сопоставляют с глобальным понятием «мирового сообщества».

Философия и обыденное сознание

Пока человек не задумывается о том, что такое общество, ему кажется, что это понятие для него хорошо известно. В обыденном сознании людей общество — это все окружающие люди, с которыми мы общаемся и те, которые далеки от нас, но также являются членами единого социума. От того, в каком обществе мы живём, зависит качество нашей жизни. Современное общество в философии — это понятие, которое сформировалось приблизительно в XVII—XVIII веках благодаря развитию европейской культуры. А этимологическое значение социума в большинстве языков - это слово, характеризующее не изолированного человека, а некую объединённую совокупность индивидов.

Типы социума

Современное общество прошло два этапа формирования: индустриальное и постиндустриальное. Уже в конце XVIII века появилось понятие гражданского об-щества, которое включало в себя нравы, обычаи всего народа. Считалось, не направлялось государством, а отличалось самодеятельностью, самоуправлением населения, участием в политической жизни простых людей .

Интересно то, что тогда простолюдинов не считали членами общества. Следовательно, по определению того времени, общество в философии — это аристократия, в руках которой были сосредоточены власть и богатство. Сегодня эта меньшая часть общества называется высшим светом, элитой.

Традиции

Ещё Платон и Аристотель выделяли общество как часть государства, включающего в себя только свободных граждан. Рабы не могли считаться его членами. Но и тогда, в античности, общество было в меньшинстве. После Великой французской революции политический облик Европы изменился, и понятие «общество» употребляется в широком смысле. Теперь оно стало отра-жать общее самосознание людей, их тягу к уча-стию в политике и жизни простого народа, большинства населения.

Какова роль философии в обществе и системе знаний

Как наука, философия всегда направлена на научное познание мира, но одновременно она максимально выражает интересы определённых классов и субъектов общества. Эта наука, как целостная система идей о мире, включает в себя идеологию и политику классовых обществ. Как следствие усилилась конфронтация между отдельными направлениями философии. Поскольку роль философии в обществе влияет на его идеологию, то она является важной частью изучения в системе знаний политических наук.

Значительную часть философских знаний составляет эстетика. Создавая философскую картину мира, её творцы должны быть наделены чувством красоты и гармонии. Философская наука родственна искусству, о чём свидетельствуют работы Камю, Рериха, Чюрлениса, Тагора, Гёте и других авторов.

Процесс распространения понятия «общество»

Довольно долгий и противоречивый путь формирования прошло человечество, прежде чем оформиться в современное общество. Философия всегда была направлена на изучение законов бытия и выявление механизмов регулирования отношений в социуме. Процесс формирования понятия «общество» был долгим, противоречивым и сложным. До сих пор существуют некоторые страны, где женщины не имеют право голоса. Также есть государства, где за рамки социума выведены целые слои населения.

Как было сказано выше, именно XVIII век считается рубежом, изменившим экономическую сторону Европы. Это произошло благодаря промышленной революции, когда на смену семейным мастерским пришла крупная промышленность с наёмными работниками. Урбанизация и индустриализация ворвались в современное общество. Философия как наука тоже не стояла на месте и стала стремительно развиваться.

Свобода граждан, их образованность стремительно стали расти. Экономика дала возможность многим обрести самостоятельность. Это привело к распространению понятия "личность" и на простых граждан, которых ещё недавно не считали за полноправных членов общества. Стала развиваться новая форма социума — демократия, основанная на равенстве каждого человека перед законом . Флагманом индустриализации в Европе выступила Англия, давшая ростки для развития промышленности, свободного предпринимательства и нового законодательства.

Условия жизни, природа и общество

Философия как социальная наука занимается изучением человека и окружающей его среды, куда относится и природа. Поэтому одним из главных пунктов анализа социума является его отношение к природе и её многообразию типов. Материалистическая философия выделила такие аспекты :

  • генетическая связь;
  • эволюция;
  • антропогенез и социогенез;
  • онтологическую связь.

Понятие «природа» - основа человеческого бытия, источник необходимых веществ, продуктов и предметов. Гносеологическую, духовная связь, которую имеют природа и общество, философия определяет как обязательное условие познавательной активности людей и условие их эмоционально-психологической стабильности.

«Природа» в философии — это синоним слов «мир», «материя», «Вселенная», «бытие». Оно также означает сущность многих явлений (природу электричества, болезни и т. д.); относительно противостоящая социуму естественная среда (все, что не является результатом человеческого труда).

В целом можно сказать, что понятие «природа» играет большую роль. Человека обществе философия определяет как часть совокупности.

Дисгармония

Практика потребителя по отношению к природным ресурсам привела к нарушению гармонии в окружающей среде. Начиная с XX века стало понятно, что возникла угроза существования человечества в целом как биологического вида, выраженная экологическим кризисом. Мы констатируем загрязнение воды, воздуха, почвы, нехватку ресурсов, исчезновение определённых видов растений и животных, уничтожение лесных массивов, глобальное потепление, озоновые дыры и т. п. Как следствие, здоровье населения всей планеты сильно ухудшилось. Заметна стала деградация генофонда.

Как наука, философия в жизни человека и общества стала играть ещё более важное значение. Изучая её, человек начинает задумываться о вечном, смысле бытия и роли человека на Земле. Необходимо менять сознание людей, оно слишком материализовалось и "прилепилось" к плоти. Сознание современных людей стало слишком потребительским. Понятно, вся природа, растения, животные созданы как блага для человечества, но если не относиться к ним бережно, с чувством благодарности, то очень скоро мы окажемся не только в кризисном состоянии, но и будем обречены на вымирание.

Массовое сознание

Сегодня озабоченность экологией стала главной чертой, формирующей сознание социума целых государств. Поэтому современная философия общества, кратко говоря, направлена на развитие самосознания и ответственности людей перед всей планетой, всеми творениями на этой Земле и даже во Вселенной, осознание ключевой роли в развитии эволюции и её деградации также. Если ещё недавно в состоянии экологии человечество видело лишь угрозу самой природе, её красоте, то уже сегодня мы понимаем - это прямой урон нашему здоровью, благосостоянию и существованию.

Современная философия в жизни общества тоже направлена на отношения с природой. Вся планета - это единый организм, поэтому человечество должно объединиться в решении экологического кризиса. Ведь чужой природы не существует. Она едина, и планета на грани катастрофы. Общество стало на пороге нового этапа взаимодействия, в наше сознание входит понятие, характеризующее сферу разума.

Ноосфера

Это понятие выражает высшую ступень интеграции существующих форм материи, как результата человеческой деятельности, которая перестраивает интересы человечества в соответствии с потребностями биосферы, делая его ответственным за её эволюцию. Современное развитие общества философия рассматривает как отношения человека и природы не в ракурсе его власти над ней, а как переплетение, параллельное развитие и взаимодействие. Концепция ноосферы воплощает идею необходимой разумной организации общества и его взаимодействия с природой, а не стихийное и хищническое отношение к ней.

Необходимо понять, что социум существует только благодаря живому окружению. Современное общество, как система, философия которого не будет развиваться в сторону понятий ноосферы, будет обречено на вымирание. Нельзя безответственно относиться к окружающему миру. Человек, как индивид, часть целого огромного мира, и он обязан считаться с законами, направленными на созидание, а не на разрушение. Иначе вряд ли он может претендовать на само звание человека разумного.

Социальная философия рассматривает социальные институты как совокупность учреждений, что соответствует социальной структуре общества; совокупность социальных условий и культурных образцов, которые определяют устойчивые формы социального поведения и деятельности.

Общество - чрезвычайно сложный, разнообразный и противоречивый предмет познания. Оно постоянно находится в изменении, приобретая других форм. Существуют различные классификации типов и форм общества, одна из них: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Термин "общество" имеет много различных значений. Первым значением является отдельное конкретное общество, является самостоятельной единицей исторического развития. Такое общество не просто совокупностью людей, а единственным целостным социальным организмом. Второе значение: та или иная совокупность социальных организмов. Третьих, совокупность всех организмов, существовавших и существующих на земном шаре, то есть все человечество. Итак, общество - самая система связей и отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности; специфическая форма социальной организации, которая сложилась в процессе исторического развития данной страны.

В древних цивилизациях история общества, как и деятельность отдельного человека, рассматривалась в системе общего мирового порядка - космоса, является источником и первоосновой всего сущего. Социум во взглядах древних мыслителей отождествлялся с государством. Общественная жизнь не мыслилось иначе, чем государственное. По мнению Платона, общество объединением людей для удовлетворения своих потребностей. В работе «Государство» Платон, как и большинство философов античности, не проводит различия между государством и обществом. Как и другие мыслители того времени, он рассматривал человека как существо политическое. Философ, рассматривая все существующие формы государства, то есть общество, считал их несовершенными и противопоставлял им свою модель устройства, так называемую идеальную государство, которое, по его мнению, способна реализовать главный принцип жизни - справедливость и благо, избавить общество от противоречий между индивидом и государством, личной добродетелью и общественной справедливостью. Государство, по Платону, возникает из необходимости обеспечить естественные потребности людей, предоставить гражданам возможности реализовать их материальные и духовные идеалы.

Вершиной осмысления общества как государства античными мыслителями является творческое наследие Аристотеля. Его трактат "Политика" начинается с определения государства как своеобразного объединения ради какого-то блага: "... всякое государство есть определенное объединение, а любое объединение создается для определенного счастья. Ведь все действуют ради того, что считается достойной жизнью, поэтому очевидно все объединения следующих (в своей деятельности) до определенного счастья. Наибольшему и высокого из всех благ, собственно, идет то объединения, является главным и охватывает остальные объединений. Именно оно называется государством или политическим объединением ".

Эпоха Средних веков не оставила такого глубокого и яркого следа в научном познании общества, как античная. Проблемы общества, социальные явления "отцы церкви" рассматривали в контексте христианской философии, где человек мыслилась продуктом творения Божьего. Религиозная философия считала его проявлением божьего творения. В основу учения Августина о развитии общества положено религиозное понимание истории, так называемый провиденциализм, рассматривавшего историю как проявление воли Божией, согласно которой осуществляется заранее предусмотрена божественная программа спасения человека и мира.

Новый этап в философском осмыслении общества был основан мыслителями эпохи Возрождения. В этот период началось формирование философско-исторического рассмотрения общества, который сочетал анализ социальных фактов с философскими размышлениями и обобщениями. В конце Возрождения и в эпоху Нового времени возникли утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы и других мыслителей, пропагандировали идеи социального равенства, братства и взаимопомощи, возможных, по их мнению, на основе общественной собственности, в частности Гоббс, Дж. Локк, Ж Руссо связывали общественный прогресс с концепциями общественного договора, то есть договора между людьми.

Итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668 - 1744) считал, что любое общество проходит три этапа развития: божественный, героический, человеческий. Каждый из этих этапов, по его мнению, соответствует периодам жизни человека - детстве, юношеству и зрелости. Новое общество возникает на развалинах старого как историческая необходимость. Вико сформулировал идею общественного прогресса, основанного на концепции исторического круговорота.

Выдающимся представителем социально-философской мысли был немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803), который рассматривал историю общества как закономерное продолжение развития природы. Идеи саморазвития, преемственности культурной истории человечества, ее непрерывность в пространстве и времени, объективный, закономерный характер общественного прогресса - это черты гердеривськои концепции развития общества.

Проблемы общества находились в центре внимания представителей немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX в., В частности Гегеля. Последний попытался понять общество как сложную систему отношений. Основатели марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс, утверждали, что они совершили переворот во взглядах на общество, образовав научную социально-философскую теорию общества, основанная на диалектико-материалистическом толковании бытия, которая однако не лишена, как известно, существенных недостатков.

Значительное влияние на развитие современной социальной философии имели теоретические изыскания Шопенгауэра, С.Дильтея. Они рассматривали историю общества, как иррациональный поток, который не имеет никаких закономерностей и которого нельзя понять - только "переживать". Исторический процесс рассматривался ими как ряд замкнутых систем (Дильтей), уникальных, неповторимых "культурных организмов" (Шопенгауэр), что, мол, оно позволяет отождествлять человеческое общество с логикой развития живых организмов.

По мнению представителей Баденской школы неокантианцев, в частности Генриха Риккерта (1863 - 1936) и Вильгельма Виндельбанда (1848 - 1915), в истории мы имеем дело с индивидуальными, исключительными явлениями; здесь не законов, поэтому задача исследователя - описывать и систематизировать общественные факты и давать им оценку с точки зрения таких понятий, как добро, зло, справедливость. Главную роль в обществе, по мнению неокантианцев, выполняют мораль, нравственные отношения между людьми. На этой основе была создана концепция "этического социализма". Социализм рассматривался как нравственный идеал, к которому должно двигаться человечество. Основным содержанием этой концепции стала идея утверждения классового сотрудничества и отрицание необходимости революции, которую отстаивал марксизм.

Рассматривая социально-философские школы XIX в., Их влияние на основные философские и социологические течения и представления современности, нельзя не вспомнить О. Конта, который вошел в историю философии не только как основатель позитивизма, но и как основатель социологии. Общество О. Конт считал функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы и государство. Вследствие общественного разделения труда, по Конту, происходит внутренняя дифференциация общества на различные профессиональные группы и классы, а в это же время способствует процессу кооперации людей, их взаимодействия между собой, образует предпосылки для существования общества как организованной системы отношений между ее элементами. В основу социального прогресса О. Конт положил принцип интеллектуального развития человечества.

Представители позитивизма, а позже нео во взглядах на общественные явления придерживались позиций эмпирической социологии. Так, философы-неопозитивисты считают социальные явления подчинены тем же законам, что и природные, а в их познании можно использовать точные методы социальных исследований. В таком ракурсе социальная философия как наука, должна быть отделена от идеологии и мировоззренческих вопросов.

Двадцатый век, характерно острыми противоречиями, кризисными ситуациями, возникновением глобальных проблем, породило гамму разнообразных взглядов на суть общества и его развитие, систем в пределах традиционных философских направлений (нео, экзистенциализм, феноменология, неотомизм). Современная социально-философская мысль находится в состоянии непрерывного поиска; для нее характерно, как и для других дисциплин, плюрализм идей и теоретических концепций.

Относительно векторов общественного развития, то в современной философии можно выделить две концепции: циклическую и прогрессистскую.

Сторонники циклической теории развития общества - О. Шпенглер, Тойнби, П. Сорокин - при всем разнообразии взглядов и подходов развивают традицию, идущую еще от Дж.Вико. Они рассматривают общество, культуру, как уникальный самобытный организм, который развивается в рамках собственных стадий (зарождение, рост, надлома, разложения упадка). По их мнению, каждое общество имеет свой возраст существования и проходит определенные стадии подъема и расцвета, определенные стадии надлома и упадка. Так, Шпенглер утверждал, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, следует изучать отдельные, совсем не похожи друг на друга индивидуальные общества. Итак, отрицалась возможность общественного прогресса в пределах исторического развития человечества, - только прогресс допускался в пределах определенных стадий отдельных цивилизаций.

Сторонники прогрессистская теории развития общества в прошлом - И.Г.Гердер, Гегель, К. Маркс, современные - М. Вебер, Д. Белл и другие считают, что общество движется к прогрессу, то есть проходит этапы от низших форм общественной организации к высших. Критерии общественного прогресса они выделяли разнообразны. Например, Гегель основным критерием считал развитие духа (субъективный, объективный, абсолютный), К.Маркс - материальное производство, Белл - уровень знаний и техники. Известный представитель экзистенциализма К. Ясперс допускал прогресс только в знаниях, технике, в создании предпосылок для новых человеческих возможностей, но отрицал возможность такого прогресса в изменении субстанциональной природы человека.

Современные ученые склоняются к мысли, что объективным критерием общественного развития является гуманитарное измерение, который показывает, насколько тот или иной вид общества обеспечивает свободное и всестороннее развитие человека. Среди современных западных философских направлений, известная франкфуртская философско-социологическая школа. В нее входят представители различных философских течений: неомарксистов, неофрейдистов, экзистенциалистов. Поэтому ее социально-философская концепция характеризуется эклектичным сочетанием некоторых положений марксизма (толкований в неогегельянському духе) фрейдизма, сюрреализма и других взглядов с антропологическим ориентиром. Среди главных представителей школы - Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, которые разработали так называемую критическую теорию общества. Эта теория основывается на отрицании современной западной социологии и непризнании за ней статуса науки. "Критическая теория" осудила и теоретически отвергла отдельные явления, характеризующие современное духовная жизнь общества, в том числе практику социализма. Вместо этого они выдвигают идеи поиска, например в Фромма, идеальной социальной структуры гуманистического общества.

Отметим, что в кризисные периоды развития общества, когда падает доверие по отношению к духовно-идеологических и мировоззренческих систем, особое значение приобретает проблема понимания, а в этом плане - герменевтики. Здесь, подчеркнем, проблема понимания, которую разрабатывают философы-герменевтики, особенно актуальна в плане осмысления последствий материальной, культурной, духовной деятельности людей разных эпох. Сейчас чаще возникает глобальность проблемы понимания между людьми и государствами, а также осознание будущего пути развития единой человеческой цивилизации.

С позиции современной социальной философии общество одновременно выступает и объектом, и субъектом. Как объект, оно является частью универсума и приобретает вид естественно-исторического процесса жизнедеятельности человечества, которой соответствует единство общества с природой. Однако как субъект, общество является результатом деятельности людей, их материальной и духовной материи и поэтому его можно понять как процесс становления человеческой сущности выражающий отличие общества от природы. Объективное и субъективное в человеческой деятельности неразрывно сочетании и предусматривают друг друга.

Отношение общества и природы также является сложной и многоаспектной проблемой. Ведь и общество, и природа являются объектами исследования многих наук. Рассмотрим философский аспект соотношения единства и различия общества и природы, анализ системы "общество - природа", основные этапы развития взаимодействия общества и природы, современную экологическую ситуацию, пути и методы решения социально-экологических проблем. Понятие "природа" в научной литературе употребляется в двух значениях. В широком смысле слово природа охватывает и общество, и окружающий мир во всем многообразии своих проявлений, то есть синонимом Вселенной. В узком смысле природа - это часть мира, которая, условно говоря, противостоит обществу и взаимодействует с ним, это естественная среда, в которой живет общество. Именно под таким углом зрения в данной теме рассматривается проблема взаимодействия общества и природы. Понятие "общество" многогранное: это совокупность форм совместной деятельности людей, исторически сложившаяся, а также система, которая охватывает всю совокупность условий социальной жизнедеятельности людей и их отношения друг с другом и с природой.

Природа является необходимым условием материальной жизни общества, в том числе физической и духовной жизни человека, источником ресурсов, используемых в производстве, одновременно она является и средой существования общества. Единство общества и природы обусловливается процессом материального производства.

История развития общества является продолжением истории развития природы. Единство истории природы и общества является "вертикальным" срезом единства природы и общества. История природы обнаруживает внутреннюю противоречивость и раздваивается на историю неолюдненои, к общественно природы и на историю природы, вошла в сферу деятельности человека, то есть на историю очеловеченной природы. Вместе с тем и история общества не ограничивается только собственной общественной историей, то есть историей существующего общества, она охватывает также и путь становления, формирования общества.

Находясь в тесной взаимосвязи, природа и общество образуют систему "общество - природа", которая функционирует тех пор, как появился человек с присущим ей практическим способом отношения к природе. Система "общество - природа" предполагает познание человеком природы, ее использование и преобразования. Свою целостность эта система могла сохранить при одновременном целенаправленном развитии обоих элементов - природы и общества.

В мире все взаимосвязано. Это видно, если внимательно присмотреться к такому элемента этой системы как природа. В течение тысячелетий эта сложная динамическая система развивается по своим законам, включая круговорот различных процессов. Выделим такие сферы общественной жизни:

а) материальная - охватывает процессы материального производства, распределения, обмена, потребления, а также производительные силы и производственные отношения, научно-технический прогресс и технологическую революцию;

б) социально-политическая - включает социальные и политические отношения людей в обществе - национальные, групповые, межгосударственные и др. Именно эта сфера охватывает такие явления и процессы, как революция, реформа, эволюция, война. В этой сфере работают такие социальные институты, как партия, государство, общественные организации;

в) духовная - это широкий комплекс идей, взглядов, представлений, то есть весь спектр производства сознания (как индивидуальной, так и общественной), трансформации ее от одной инстанции к другой (средства массовой информации), преобразование в индивидуальный духовный мир человека;

г) культурно-бытовая - охватывает производство культурных ценностей, передачу их от одного поколения к другому, жизнь семьи, бытовые проблемы (организация отдыха, свободного времени), образование, воспитание.

Теоретическое представление о социуме как систему непосредственно связанную с анализом главных подразделений и сфер общественной жизни, гармоничное взаимодействие которых ведет к целостности общества, а дисгармония - к конфликтам. Все сферы общественной жизни тесно связаны между собой, поэтому их надо рассматривать только в единстве. В центре каждой сферы должен стоять человек.

Итак, общество охватывает различные процессы, отношения между людьми и состоит из социальных институтов. В обществе реализуются различные виды материальной и духовной деятельности людей.

Мы рассмотрели основные периоды становления и развития социально-философских взглядов на проблему общества. Как видим, в них есть нечто общее, но немало и различий. Ведь общество - синтез огромного количества элементов и подсистем, которые находятся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество - не просто совокупность этих элементов и подсистем, а такая система, в которой различные ее элементы постоянно обновляются и находятся в сложных меняющихся взаимоотношениях. Поэтому человеческое общество сложнее объектом философского познания. Развитие философской мысли и общественная практика показала, что проблема общества - одна из тех "вечных" проблем, над решением которых всегда работал и работает интеллектуальный потенциал человечества.

Рассматривая первый вопрос "Общество как система. Концепции общества: натуралистическая, идеалистическая, диалектико-материалистическая" необходимо заметить, что предметом социальной философии является общество, взятое как целостная система, а также законы функционирования и развития общества.

Общество возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы и может рассматриваться как под- система объективной реальности, обладающей определенной спецификой.

Понятие "общество" является одной из центральных проблем социальной философии. Наиболее распространенным в современной науке является следующее определение.

Общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Это система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой

Общество - это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Латинский глагол "социо" означает "соединить, объединить, затевать совместный труд". Отсюда понятия "социальный" и "общественный"; "общество" и "социум" равнозначны.

Исторически помимо общества существуют и другие общности людей. Таковы, к примеру, семья, народ - большая группа людей, связанных общим языком и культурой, нация - объединение людей на основе экономической, национально-языковой, культурной и политико-территориальной близости, государство - форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и власти.

В истории философии складывались разные подходы в понимании общества (см. схема 80).

В античной философии возникновение общества объясняюсь естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступали понятия "общежитие", "община", рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь понятиями "государство", "страна", "народ". Представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличного от существования природы и человека, Сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия: этические, политические, экономические и др.

Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (ХVII-ХVIII вв.). С этого времени история стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривал общество (гражданское общество) как сферу "всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех". Еще более конкретно об обществе как самостоятельном объекте изучения было заявлено в позитивной философии О. Коша, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки - науки об обществе, социологии.

Большинство философов признает, что общество - это объективно существующая система которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.).

Основными элементами общества рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы.

Основными сферами жизни общества являются:

  • экономическая (создание материальных благ);
  • социальная (налаживание связей между людьми);
  • политическая (управление обществом);
  • духовная (создания и сохранение духовных ценностей); Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ.

Экономическая сфера включает в себя такие важнейшие компоненты, как материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей.

Социальная система состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей, социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры.

Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом.

Главными элементами политической системы общества выступают: политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

Основным элементом политической системы общества является государство.

Духовная сфера - это область создания и освоения духовных ценностей.

Главным элементом духовной сферы являются духовные ценности, существующие в виде идей и получающие свое материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т. д.

Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика эстетика, религиоведение).

Общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и которые оказывают друг на друга то или иное воздействие. Достаточно условно общественные отношения можно изобразить такой схемой (см. схема 81).

Взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество постоянно изменяется. "Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего" - вот вечные темы размышлений философов об обществе и его истории.

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т. е. изучает его как процесс. Процесс - это последовательное изменение состояния объекта. Общественно-исторический процесс - это последовательное изменение состояний общества.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Социальная философия использует понятия процесса и регресса для характеристики направленности развития.

Прогресс - это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

Регресс - это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Среди философов не существует единого мнения о том, какой из видов развития общества является основным.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией - резкие переходы от одного состояния к другому.

В современной философии, социологии и культурологии понятие "общество" нередко употребляют наряду с понятиями "культура" и "цивилизация". С нашей точки зрения, эти понятия не являются одинаковыми. Общество как живой развивающийся организм можно представить в качестве совокупности различных общественных отношений. Культура - совершенно другое.

Универсального определения понятия "культура" нет. Понятие "культура" (от латинского cultura возделывание, обрабатывание) изначально связано с "хорошо сделанным". Исходная форма культуры это человеческий труд вместе с его результатами.

Культура это совокупность различных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает сущностные силы человека.

Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы (см. схема 82).

Материальная культура показатель уровня практического освоения человеком природы.

Духовная культура - это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа и разума.

Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удастся сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиск> общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.

В рамках этого диалога взаимодействуют противоположные идеи, свойственные культуре Запада (индивидуализм, рационализм, актив-кость), с одной стороны, и идеи, характерные для культуры Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное "недеяние"), с другой. Обратимся к схеме (см. схема 83).

Изучая вопрос "Глобальные проблемы современности и пути их решения", следует обратить внимание на то, что указанные проблемы являются проблемами общечеловеческого масштаба.

В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; уменьшение природных рес>рсов; предельное обострение выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.

Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Решить их силами одного государства или даже группы государств нельзя. Здесь необходимо мировое сотрудничество на основе полного равноправия, уважения, суверенитета каждого участника, выполнения принятых обязательств, норм международного права.

Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к природным ценностям.

Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального (всеобщего) уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства.

Перечислим и коротко сформулируем самые важные из глобальных проблем.

  • 1. Проблема урбанизации. Рост городов и населенных пунктов привел к существенным изменениям Земли, сокращению числа одних видов, росту численности - других, в том числе вредных для человека и народного хозяйства. Каким способом можно скомпенсировать эти нарушения?
  • 2. Проблема демографического кризиса. Сущность проблемы состоит в следующем, приведет ли дальнейший рост населения к необратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы?
  • 3. Проблема сырьевого кризиса. Здесь суть проблемы - приведет ли рост использования сырья (как органического так и минерального) к его исчерпанию?
  • 4. Проблема энергетического кризиса - не будут ли исчерпаны в результате научно-технического прогресса и экстенсивного развития производства все доступные для человечества источники энергии?
  • 5. Проблема экологического кризиса - может ли рост человечества и научно-технической прогресс необратимо разрушить биосферу Земли?

Существует ряд других глобальных проблем, являющихся составными частями перечисленных - проблема глобального потепления, разрушения озонового слоя, распространение особо опасных заболеваний и т.д. Классификация глобальных проблем:

  • 1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.
  • 2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы- Они связаны с ограниченной возможностью окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера, ira такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.
  • 3. Третью irrynny глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы (см. схема 84).

Основные глобальные проблемы.

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО (РФО) – добровольная общественная научная организация, объединяющая граждан России, ведущих научную, педагогическую и просветительскую работу в области философии. Общество открыто для всех интересующихся философией, а также для лиц, не имеющих российского гражданства независимо от места их проживания. РФО конституировано в 1992 в качестве правопреемника Философского общества СССР, созданного в 1971 при Академии наук СССР. РФО имеет разветвленную сеть первичных организаций и отделений в 46 субъектах РФ, включает в себя в качестве ассоциированных членов 4 философских общества (Московское, Уральское, Якутское, Ярославское) и Санкт-Петербургскую философскую ассоциацию. Насчитывает (по состоянию на 15 ноября 1999) 1947 индивидуальных членов – тех, кто персонально уплатил ежегодный членский взнос (за 1999).

Высшим руководящим органом РФО является общее собрание его членов, которое проводится не реже 1 раза в 5 лет и избирает на очередной срок (до следующего общего собрания) Президента, вице-президентов, Президиум и Ревизионную комиссию Общества. Последнее такое собрание состоялось в рамках Второго Российского философского конгресса (7–11 июня 1999, в Екатеринбурге), где был избран новый состав Президиума РФО (26 чел.), куда вошли известные академики и члены-корреспонденты РАН, деканы ведущих философских факультетов страны, а также наиболее авторитетные философы России.

Основные направления работы РФО включают в себя организацию и проведение научных мероприятий, издательскую деятельность, установление и развитие научных контактов как внутри России, так и за рубежом. Ежегодно по инициативе Общества или при непосредственном его участии в целом по стране проводится до 100 конференций, семинаров, круглых столов, творческих встреч и т.п. Важнейшей формой творческого общения философов являются Российские философские конгрессы (РФК), которые проводятся под эгидой Российского философского общества раз в два-три года в различных регионах России. Первый такой конгресс «Человек – Философия – Гуманизм» состоялся в июне 1997 в Санкт-Петербурге. Его материалы, включающие основные доклады и более 1800 тезисов, были опубликованы в 9 томах. Не менее масштабным и содержательным стал и Второй РФК «XXI век: будущее России в философском измерении» (7–11 июня 1999, Екатеринбург), на который поступило около 2300 тезисов, в т.ч. из ближнего и дальнего зарубежья. Они были опубликованы к началу конгресса в 10 томах.

Президиум РФО ежеквартально издает «Вестник Российского философского общества», в котором дается обширная информация о философской жизни в различных регионах России, содержатся сведения о новейшей литературе и защищенных в стране диссертациях по философии, освещаются результаты философских конгрессов и наиболее интересных конференций, рецензируется философская и учебная литература, публикуются дискуссионные материалы и т.п.; издательскую деятельность ведут также многие отделения и организации РФО. Так, ряд отделений Общества имеет свои периодические издания, напр. Оренбургское – журнал «Credo», Костромское – «Отражения», Ивановское – «Философский альманах», Красноярское – альманах «Сибириум», Белгородское – альманах «Дух и время», Краснодарское – «Философский альманах», Санкт-Петербургская философская ассоциация – журнал «Вече» и ежегодник «Мысль».

РФО является полноправным членом Международной федерации философских обществ, а его члены неизменно участвуют во Всемирных философских конгрессах (ВФК). Так, на последнем, XX, ВФК «Пайдея. Философия в воспитании человечества» (1998, Бостон, США) из 60 российских философов 42 были членами РФО.

А.Н. Чумаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 466.

Философия общества

1. Философия общества

1.2 Диалектика общественной жизни

1.3 Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества

1.4 Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Список использованных источников


1. Философия общества

Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа, общество представляет собой целостную систему, многообразные элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Общество постоянно и непрерывно развивается.

1.1 Определение общества. Общество как система

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения добровольных объединений людей по интересам, например, общество «Рыболов-спортсмен» и т.п. В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В философской и исторической литературе можно насчитать по крайней мере пять основных значений. Во-первых, отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, японское и др. общества). Во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.). В-третьих, все человечество в целом. В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное). В-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Пятое значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия.

Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества. Его содержание раскрывается элементным составом. Более конкретно сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры.

В широком значении общество как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Понятие «социум» в научный оборот ввел К.Х. Момджян. По его мнению, социум - это организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем. Общество вообще, или социум как подсистема мира, форма совместной жизнедеятельности людей является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей мира как целостной системы, а с другой - специфических социальных отношений и форм. Общество как носитель своих специфических социальных связей конкретизируется по различным основаниям и признакам. Если понятие «общество» в широком плане фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.

Общество также - это коллектив людей, совокупность индивидов. Данное утверждение верно, но оно содержит лишь ту очевидную истину, чтo о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность людей. Общество как раз является результатом, продуктом человеческой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.

Линией отсчета осмысления феномена общества является античная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, нравственность, искусство: Если же связь с государством некоторых общественных явлений не просматривалась, они не принимались в расчет или объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в государстве как одном из своих определений и выражений. Такое поглощение общества государством объясняется определяющей ролью политических институтов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступенях. Позиция отождествления общества и государства (хотя и неполного) просматривалась до Нового времени. Лишь в XVII в. Т. Гоббс, не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. классик английской экономической теории А. Смит увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является единственным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Известный немецкий мыслитель Г. Гегель разграничивал уже государство и гражданское общество. Последнее определял как систему зависимостей людей с целью их материального обеспечения. Иначе, гражданское общество - это система экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт, разработав основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой, социальным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функционирования и динамики социальной системы.

Приведенные примеры взглядов на общество показывают, что с XVIII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном развитии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт, но и К. Маркс.

К. Маркс, сформулировав принципы материалистического понимания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Иными словами, общество - это система общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и другие объединения).

Английский историк А. Тойнби, считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представляет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей». Общественные отношения между людьми, рассуждал А. Тойнби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них общество не могло бы существовать. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента общества: люди, живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения - главные, хотя и не единственные, его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация – этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования людей в мире.

Исторический процесс не существует вне и помимо деятельности. Она выступает главным способом существования и развития исторической действительности. «История, - подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс - не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается» ни в каких битвах! Не «история», а именно человек, действительный живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется... История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека».

Термин «деятельность» широко используется в обыденном языке (вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др.). В науке деятельность рассматривается прежде всего как понятие. Деятельность - это любое проявление социальной активности субъекта, его упорядоченные, организованные, осознанные поступки по созданию, производству чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща биологической системе. В этом значении она состоит в. поддержании равновесия биологической системы через приспособление к внешней среде и продолжении рода. В ней отсутствует социальное, то есть общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека, обретает свойство адаптивно-адаптирующей системы, то есть приспособительно-приспосабливающей целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании внутренних необходимых условий и мотивов общественной жизни, в превращении внешней природы во «вторую природу», в практическом преобразовании внешнего мира с целью сохранения динамического равновесия системы общества.

Социальная деятельность, представляя собой тождество субъекта и объекта, раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание заключается в превращении способностей субъекта в свойства объекта. Способности человека через деятельность переходят вжоздаваемый им предмет, закрепляются в нем. Предмет становится необходимым для человека. Распредмечивание представляет процесс превращения свойств объекта в мысленные образы и действующие способности субъекта. Это процесс «раскодирования» предмета посредством формирования мысленных образов, благодаря которым предмет интериоризируется человеком и используется для собственного совершенствования. Распредмечивание - это процесс познания и саморазвития человека, опредмечивание - процесс созидания, «вкладывание» знаний в производство конкретного предмета. Опредмечивание и распредмечивание - необходимый социокультурный процесс, в ходе которого осуществляется социальное наследование.

Деятельность - это единство живой (текущей, наличествующей) опредмеченной (уже осуществленной) деятельности. Две стороны деятельности характеризуют моменты соответственно движения и покоя. Живая деятельность заключается в процессе расходования интеллектуальных и физических способностей субъекта, в воплощении чувственных, эмоциональных, нравственных, художественных, политических и других ценностей в производимый им предмет или процесс материального иди духовного характера. Опредмеченная деятельность выступает в виде конкретных произведенных продуктов, предметов, а также самого человека. Так, опредмеченная финансовая деятельность выступает в виде денег; хозяйственная - в виде заводов и фабрик, орудия труда, техники; художественная - в виде скульптур, картин, нот; научная - в виде научных текстов, исследовательских приборов и т.п. Живая и опредмеченная деятельность существуют в единстве, каждая - через свое иное.

Деятельность, будучи сложной многоплановой системой, дифференцируется по разным основаниям. В качестве первого всеобъемлющего основания выделяется характер отношения человека к окружающему миру. На основе этого критерия деятельность подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности, а духовная разворачивается в сфере сознания и мировоззрения. Практическая деятельность выражается в воспроизводстве человека как индивида, в материальном производстве и процессах функционирования общественных отношений (социальная революция и эволюция, реформа, проведение выборов, референдумов; принятие законов; экологические мероприятия и т.п.). Духовная деятельность осуществляется в воспроизводстве сознания и мировоззрения субъектов общества, в художественном творчестве, развитии научных знаний, нравственной и религиозной активности, в процессах воспитания, образования и т.д.

В научной литературе существуют и другие основания классификации деятельности, в зависимости от субъектов деятельности ее подразделяют на индивидуальную, этническую, государственную, классовую, партийную и т.п.; в зависимости от объектов - на экономическую, экологическую, политическую и др.; в зависимости от социальной направленности - прогрессивную и регрессивную. Деятельность может быть позитивной и негативной, творческой (продуктивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктивной) и разрушающей (деструктивной) и т.д.

Деятельность всегда осуществляется в форме общественных отношений. Общественные отношения представляют собой особый класс социальных связей. Социальные связи возникают, во-первых, между субъектами - субъект-субъектные; во-вторых, между человеком и предметом -субъект-объектные; в-третьих, между социальными предметами - объект-объектные. Общественные отношения - это всегда связи между субъектами по поводу объектов. В качестве объектов могут выступать и сами субъекты. Атрибутивными признаками субъекта являются: познание, целенаправленность, целесообразность, творчество, планирование, управление, социальная (осознанная) активность и другие. Воплощая признаки, социальный субъект осуществляет отношения общения (межличностные, личность - группа), отношения поведения и отношения собственно деятельности. В качестве субъектов деятельности и всех других форм отношений выступают социальные общности, группы, слои и прослойки, отдельный человек.

Совокупность общественных отношений подразделяется на материальные и идеологические. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества - материальную жизнь.

Производство материальных благ составляет основу существования и развития общества. Поэтому материальные производственные отношения, будучи естественно первичными, обладают способностью существовать вне и независимо от сознания людей. Духовно-идеологические отношения являются вторичными в соотношении с материально-производственными. Но они играют определяющую роль в формировании социальности и собственно духовности субъектов, выступают формой внеэкономической деятельности людей. Духовные отношения имеют идеологический характер вне зависимости от идеологии как сферы общественного сознания, соотносящейся с общественной психологией. Идеологический характер духовных отношений связан прежде всего с тем, что в основе их лежит идея - способность человека осознавать и выражать существенные связи и закономерности общественной жизни, осознанно управлять социальными процессами. Они составляют второй уровень жизни общества - духовную жизнь. Содержание духовно-идеологических отношений составляют связи, направленные на развитие сознания и духовного мира субъектов, а также нравственные, эстетические, информационные отношения, отношения свободы совести и др.

Социальные связи как общественные отношения имеют ту особенность, что их невозможно зафиксировать эмпирически, они невидимы, неосязаемы, как бы идеальны. Но эти связи даны для изучения человеку косвенно: в материальных и духовных благах, в поступках людей, в языке, в способах организации и социальных институтах, без которых люди не могут жить.

Анализ общества, как обособившейся части бытия с точки зрения деятельности, общественных отношений и субъектов предполагает его рассмотрение как целостной, саморазвивающейся системы. Деятельность и в целом общественные отношения выступают системообразующими факторами. В общем плане система, как известно, - это упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов. Общество обладает признаками системы: целостностью, структурностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциальностью, субстратностыо, функциональностью, самодостаточностью, динамизмом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая, многоуровневая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом. Структурный аспект исследования общества связан с установлением элементного состава и субстратности, с выделением относительно самостоятельных автономных образований, каковыми в социальной системе являются, например, сферы жизни общества, уровни жизни. Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целостность социального организма, создаваемую взаимодействием подсистем общества. Динамический аспект раскрывает источники и постоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной организации. Структурный анализ исследует подсистемы в отдельности как самостоятельные единицы; функциональный - изучает взаимодействие элементов; динамический - исследует способы разрешения противоречий в обществе.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляются в процессе реализации законов народонаселения и общественного производства. Общественное производство, то есть производство общества в целом, включает: воспроизводство материальных условий жизни; производство идей и духовных ценностей, символов и знаков; производство социальных связей и отношений; производство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают, прежде всего, два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей. Первым необходимым элементом функционирования социальной системы являются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементом выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные предметы делятся на два класса, различающиеся социальными функциями и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. С помощью вещей реализуется особый адаптивный характер деятельности человека, а именно - приспособление к среде путем ее вещественно-энергетической переработки, целенаправленного изменения. С помощью вещей люди оказывают непосредственное воздействие, во-первых, на природу. Эти вещи или средства производства включают предметы труда, орудия труда, инфраструктуру хозяйства, кибернетические средства, хранящие, перерабатывающие и передающие технологическую и иную информацию. Во-вторых, с помощью вещей человек изменяет социальную среду: «техносферу» и «антропосферу». Например, пища, медицинские инструменты, спортивные снаряды, военное оружие - все это принадлежит миру вещей, физически изменяющих внешнюю реальность (в том числе биологическую организацию человека). В-третьих, к вещам относятся особые предметы, необходимые для физического воздействия на реальность в сфере духовного производства: например, ручка, карандаш, бумага, художественная кисть, краски, холст и т.п., которыми пользуются художники для воплощения своих идей.

Второй класс социальных предметов, воспроизводимых общественным производством, называют символами или знаками. Символы несут в себе определенным образом закодированную информацию, служат средством ее накопления, хранения и передачи. Назначение символов -согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремления и желания людей. Символы воздействуют на внутренний мир человека, изменяя (или формируя) его представления о бытии. Идеи, образы, теории, чувства могут повлиять на поведение и сознание людей, лишь воплотившись в материальные предметы: печатный текст, дорожные знаки, картины и т.п. Эти предметы-знаки являются своего рода проводниками информации и культуры.

Разница между вещами (орудиями) и символами состоит только в их назначении, функциональности, но не связана с материалом, из которых они изготовлены. Если вещи (орудия) являются средством адаптации человека к природе, то символы - средством адаптации людей к культуре.

Общественное производство воспроизводит, кроме людей, вещей, явлений и процессов, совокупность связей, существующих между этими элементами. Социальные связи как признак и элемент системности общества существуют в форме соотношения, связей взаимообусловленности и взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия, связей субординации и координации, во многих других формах.

Таким образом, общество как объект философского анализа изучается с точки зрения определения понятия «общество», его признаков, содержания, структуры, особенностей. Важной философской проблемой выступает системность общества, характер взаимосвязи его элементов и подсистем в историческом процессе, в динамике изменения содержания, направленности и перспектив конкретных обществ.


Действовать, когда возникают определенные объективные условия, и сходят с исторической арены, когда эти условия исчезают. С другой стороны, социальные законы действуют не автоматически. Условие их возникновения, функционирования и исчезновения создаются людьми. И специфика общественных законов состоит в том, что это законы деятельности людей, а точнее – больших масс людей. Поскольку же действуют...

И фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанном в марксистской философии. Общественно-экономическая формация - это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития. Формационный подход дает возможность обнаружить...

Исторического процесса - наличия в событийном пласте общественной жизни объективных, неслучайных связей, позволяющих историку считать себя ученым, объясняющим исторические события, а не только «понимающим» их мотивацию и т.д. Тем не менее задачи философии истории не сводятся лишь к методологическому обеспечению историографии. Они предполагают решение целого ряда содержательных задач, которые не...

Школ придерживаются разных взглядов на цели философского анализа общества, на саму возможность такого анализа, соответствующего универсальным канонам научности. Однако, признавая неслучайным многообразие взглядов на предмет социальной философии, мы все же не можем принять его как должное, мегитимизировать его. Все дело в том, что, признав социальную философию наукой, мы вынуждаем себя искать...