Как идеология и политическая психология влияют. Политическое сознание

И государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание- это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

  • индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
  • групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Политические установки и выводы

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок , сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов , полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы , т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт , как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

  • регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
  • оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
  • интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
  • познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
  • прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
  • мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Типологию политического сознания проводят по разным критериям. В научной практике чаще других используется ставшая классической следующая типология:

Все эти типы политического сознания сложились в основном к моменту развития капитализма в Европе. В разных странах они имеют свои разновидности и обусловленные национальной спецификой особенности. Тем не менее, можно выделить некоторые общие, «наднациональные» черты, присущие каждому из этих типов в качестве исходных, базисных, т.е. наиболее «репрезентативных».

Различные течения консерватизма объединяет одна общая функция — идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отображают особенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. На Западе известны следующие типы консервативного сознания: традиционалистское, либертаристское (от фр. liberte — свобода), неоконсервативное . В России правомерно выделить консервативно-элитарный и неоконсервативный виды.

Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни. Носители этого сознания выступали за свободное предпринимательство, свободный рынок, буржуазную демократию и гражданские права. Из традиционного либерализма со временем развилось несколько современных направлений, которые придают особое значение свободе индивидуальности, конституционной деятельности правительства, верховенству закона, равенству людей, понимаемому как равенство возможностей, прав, а не как равенство статусов и результатов, терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям и т.д. Одна из наиболее существенных отличительных черт либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление, а не на разрушение.


Радикализм как тип политического сознания характеризуется смысловой неопределенностью, правым и левым пределом политического спектра конкретного общества. Радикализм определяется как социальный критицизм, при этом критика существующей политической системы предполагает ее изменение . Позитивной чертой радикализма является его способность к формированию новых отношений и политических институтов. Левый радикализм на Западе характеризуется ярко выраженной антикапиталистической ориентацией. Из разновидностей левого радикализма можно выделить: социал-демократическое, социалистическое, коммунистическое и анархическое сознание. Все элементы этих типов леворадикального сознания присутствуют и в современной России.

Если обратиться к истории, то следует признать, что ни одно леворадикальное движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая способствовала важным переменам в капиталистическом обществе, не привела к преодолению его базовых структур. Вместе с тем, популярность идей леворадикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.

Правый радикализм обычно сравнивают с реакционным бунтарством. Он формируется путем эволюции консерватизма вправо из-за неэффективности слишком «умеренных» консервативных интересов. Однако правый радикализм формируется также за счет эволюции социального протеста масс. Поводом к этому служит систематическая практика ущемления интересов различных групп общества, вызывающая в их сознании ощущение несправедливости господствующих порядков и желание их изменить.

К разновидностям правого радикализма обычно относят расизм, фашизм, псевдолевый экстремизм.

Говоря о двух разновидностях радикализма, следует обратить внимание на существование следующей закономерности, а именно: при определенных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и даже действий правых и левых радикалов.

Структура политического сознания

Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.

Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества. Это система взглядов, представлений, знаний, установок, чувств о реальной и воображаемой политике; внутренняя «реакция» индивида или социальной общности на политическую жизнь.

Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и мотивационно-поведенческий.

Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Один из важнейших элементов политической психологии — политические установки . Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом, направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установки формируются под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваиваются индивидом и т. д.

Другим важным элементом политической психологии являются стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10-15 лет российское государство не раз обкрадываю своих граждан (павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г.). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.

Кроме того, политическая психология включает политические предпочтения , в основе которых лежит рациональный выбор, и политические ориентации , представляющие собой обоснование того или иного выбора.

Все элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально-осознанные компоненты политических отношений. От их соотношения в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.

В отличие от политической психологии, которая, как правило, «не утруждает» себя серьезными теоретическими обоснованиями тех или иных представлений о политике, политическая идеология требует теоретического, научного подхода к объяснению политических процессов и явлений.

Научность идеологии носит относительный (условный) характер. Если признать одну идеологию «истинно» научной, то из этого следует, что все другие будут ненаучными и их необходимо отвергнуть. Между тем монополизм на истину ведет к монополизму в политике. Кроме того, необходимо иметь в виду, что идеология не столько занимается поиском истины (как научная теория), сколько стремится обосновать приоритетность интересов и ценностей определенной социальной общности или политической элиты.

Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы и предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.

Мотивационно-поведенческий уровень представляет собой установку на определенного рода действия. Поведенческий уровень вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, на их основе формируются убеждения и мировоззрение, мотивы поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе способствует формированию политического сознания.

Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.

По уровню осознания политической сферы политическое сознание подразделяют на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное; по субъектам — на индивидуальное, групповое, массовое, общественное; по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. П Л А Н 1. Общественное сознание и его структура. 2. Политическое сознание: уровни, функции, формы З. Политическая идеология и политическая психология как уровни политического сознания. 4. Основные идейно политические течения современности.

Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых разнообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное производство обретает относительную самостоятельность.

Познавательный (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ) аспект общественного сознания основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального отражения объективного мира, общественного бытия. Все уровни, виды обще ственного сознания здесь интегрируются, дифференцируются по тому, отражают они объективную истину или нет, а если отражают, то с какой глубиной, в каких формах.

Гносеологический аспект позволяет вы делить общественном сознании два в своеобразных полюса: науку и религию, различающиеся принципи ально противоположным отношением к объективной истине, теоретическое и эмпирическое сознание, раз личающиеся по уровням отражения действительности.

Социологический аспект общественного сознания предполагает оценку общественного сознания и его элементов с позиций их роли и значения для деятель ности общественного субъекта. Основным здесь является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта, роль в обосновании, развертывании его деятельности.

Выделение социологического аспекта общественного сознания позволило предло жить более глубокую интерпретацию идеологии как способа духовной деятельности человека, объяснить жизнестойкость всякого рода фетишистских форм об щественного сознания, разграничить целеполагание, мотивацию человеческой деятельности на теоретическом и обыденно практическом уровнях, решить ряд других проблем.

Раскрытие многокачествеыности обществен ного сознания ориентирует и на многоплановое выяв ление места и роли каждого его фрагмента, прежде всего таких, как обыденное сознание, общественная психология и идеология.

Обыденное сознание - повседневное, практическое сознание; оно представляет собой функцию непосред ственной практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не сущност ных го связей. е Обыденное сознание претерпевает из менения в процессе развития человеческого общества и испытывает воздействие таких уровней отражения, как наука, идеология; ассимилируя определенные их достижения, оно в то же время само активно влияет на них.

Высказываются предположения, что в перспективе обыденное сознание исчезнет за счет подъема его до уровня более сложных форм отражения. Но повсе дневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на уровне науки. Например, акты купли продажи могут совершаться без обращения к экономическим категориям, а исполь зование электричества, техники, компьютеров в бы ту- без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.

Мир повседневных явлений, отражаемый обыденным сознанием, неразрывно связан с сущностью общественной жизни, поэтому и на уровне обыденного сознания в принципе возможно познание объективной истины. Что же касается вопроса о том, на каком уровне - обыденном или теоретическом - полнее от ражается истина, то здесь все зависит от конкретных условий. Бывает, что обыденное сознание ближе стоит к истине, чем теоретическое.

Например, в годы застоя обыденное сознание гораздо точнее оценивало небла гополучие в обществе, чем официальные деологиче ские и документы. Бывает и наоборот, когда в обыден ном сознании содержатся ошибочные оценки, как, например, активное неприятие форм индивидуальной трудовой деятельности некоторыми слоями нашего общества.

Общественная психология так же как и обыденное сознание, относится к числу генетически первичных форм отражения действительности. Она представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, на строений, переживаний, волеизъявлений и т. д.

Общественная психология складывается в резуль тате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. С одной стороны, общественная психология прямо зависит от реального положения дел в обществе. С другой стороны сущест венно зависит от теоретического сознания, идеологи ческого воздействия.

Общественная психология может как ускорять, так и замедлять ход общественных преобразований. Так, не в недалеком прошлом нам нехватило чувства стыда, по выражению К. Маркса, гнева, обращенного вовнутрь, за то состояние, в котором оказалось обще ство. ыло бы оно - Б может быть, раньше начались бы преобразования

И сегодня нам очень мешают и социальная апатия, и нетерпеливое желание немедлен но насладиться успехами, и склонность к разочарова ниям при первых трудностях и неудачах. Все это сов ременные реалии общественной психологии.

Идеология Это теоретически систематизи рованное сознание, выражающеее интересы опреде ленного класса, социальной группы, общности вообще. Пока у группы, общности, человечества есть какие то интере сы, есть необходимость их реализации-а это есть всегда, - до тех пор будет существовать идеология.

Идеология может су ществовать и на обыденном, социально психологиче ском уровне. Например, классовый инстинкт, психоло гические установки, определяющие отношение одной национально этнической общности к другой, не менее идеологичны, чем программы политических партий, ибо они выражают природу социального интереса и служат его реализации.

Основным водоразделом, позволяю щим выявить качественную специфику идеологии, является ее соотношение с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отражение объ ективных законов, объективной истины при определен ном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реа лизация являются главными.

Абсолютизиро вать это различие, лишать идеологию познавательного момента, а познание - момента идеологического было бы неправильно, но все же природа идеологии как феномена общественного сознания определена обла стью общественного интереса.

Роль идеологии в общественной жизни Она очень велика. В настоящий момент в нашем обществе очень важно идеологически обеспечить реформирование общественных отношений. Для этого необходимо осознать и выра зить оренные к интересы народа, правильно сформули ровать основные цели, пути их достижения, выявить движущие силы преобразований и возможные силы торможения, сделать это знание достоянием всего об щества. От успеха идеологической работы в значи тельной степени зависит успех реформ.

Формы общественного сознания Общественное со знание отражает богатство общественной жизни, об щественного бытия в различных формах. К формам общественного сознания относятся: по литическое, правовое, нравственное, эстетическое, ре лигиозное, философское и научное сознание.

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как приро да, так и общество, то политическое сознание - отно шения между классами, нациями, социальными слоя ми и отношение каждого из этих образований к госу дарственной власти.

Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, тео ретического уровня освоения действительности. Неко торые формы выполняют сходные общественные функ ции, у других они принципиально различны. Филосо фии и религии, например, присуща мировоззренческая функция.

Важной отличительной чертой форм общественно го ознания является способ с отражения действитель ности. Для науки - это теоретико понятийные систе мы, для политики - политические программы и декла рации, ля морали - д нравственные принципы, для эстетического сознания - художественные образы и т. д.

В наши дни происходит дальнейшая дифференциа ция общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения эко номической формы общественного сознания, связан ной с экономическими отношениями людей.

2. Политическое функции, сознание: уровни, формы Одной из важнейших форм общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание - это осознание сферы полити ки социальными субъектами (индивидами, группами, общ ностями и др.). Политическое созна ние относится к числу наиболее общих понятий, характери зующих субъективную сторону

Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, норматив ных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе форми руются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т. д.

Для того чтобы ориентироваться в политических событиях и отношениях, необходимо понимать, что происходит в обществе. Достичь своих целей в политике можно только при наличии соответствующей структуры вла сти, наличия адекватной политической формы.

Сознание вообще представляет собой спе цифическую способность человека и человечества так ориентироваться в окружающей среде, чтобы можно было существовать или адаптироваться твор ческим образом взаимодействуя со средой преоб разующим способом.

Политика занимается делами людей, а не приро ды. Поэтому политическое сознание направляет свое внимание на общество в целом, а его непосредствен ной задачей является осознание того, как можно ор ганизовать сообщество с максимальным учетом по требностей людей и минимальным уровнем насилия.

Политическое сознание всегда является ситуа тивным, оно осознает общество, исходя из его реаль ного одержания здесь и с сейчас. Это сознание всегда носит партийный характер, поскольку нет людей во обще, а существуют конкретные люди, выражающие в сознании не только предметы но и свою индивиду альную жизнь среди них. Это обстоятельство делает политическое сознание идеологией.

Политическое сознание носит всегда открытый характер, поскольку у всех людей по поводу политики не может быть единого мнения, это всегда борьба, диалог, компромисс, консенсус на любой вкус.

Реальное политическое сознание ищет ответы на вопросы: что такое политика, каковы интересы основных групп населения, какова общественно политическая по требность, как организовать эти группы населения, чтобы они выполняли свои функции, каково содержа ние законов, как обеспечить их исполнение, как со вместить статус человека и необходимость в его по литическом ограничении, как заставить население подчиниться всей политической организации и полю бить своих правителей, как избавиться от конкурен тов и претендентов на власть, как взаимодействовать с другими странами, с кем воевать и как побеждать, как обойтись без шпионов и т. д.

Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются люди, пытаясь реализовать свои ин тересы. В пределах политического сознания создают ся нормы, которые определяют условия социополитического взаимодействия людей.

Политическое сознание распределено среди всех людей, живущих в обществе. Такое сознание есть мас совое политическое сознание. Существуют также элитарные формы политического сознания, которые возникают в головах великих мыслителей и профес сионалов, занимающихся политикой и идеологией.

Уровни политического сознания 1. государственный, на котором осуществляются выра ботка и обоснование официальной политики. «Государствен ное» сознание регулирует политические отношения различ ными законопроектами, программами, конституцией и т. д. На данном уровне политического сознания наиболее последо вательно защищаются существующие политические поряд ки и принципы управления;

2. Теоретический - представлен различного рода кон цепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические цели и зада чи как фундаментальные (стратегические), так - и текущие, (тактические); определять средства и методы их достижения; определять направления и пути организацион но политического обеспечения решения назревших про блем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и це левых программ; корректировать политику с учетом данных практическо го опыта;

3. Эмпирический - базируется на непосредственной практике, участии а политическом процессе различных со циальных общностей. Данный уровень отражает политичес кую действительность в форме ощущений, иллюзий, пере живаний, представлений;

4. Обыденный - характеризует совокупность возникаю щих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы лю дей. Данному уровню присущи ярко выраженные социаль но психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Формы политического сознания Специализированное ПС - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социаль ной руппы г и др. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредо ванно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весь ма динамично. Оно испытывает на себе воздействие мно жества факторов: различные социальные потрясения, со держание конкретной исторической ситуации и многое дру гое.

Функции политического сознания: 1. Когнитивная - по требность познании в человеком различных сторон мира по литики; 2. идеологическая -необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении за воеванных властных позиций; 3. коммуникативная - обес печение взаимодействия субъектов политики с институтами власти;

4 оценочная способствует ориентации в политической жизни, оценке политических событий; 5 регулятивная политического участия; дает ориентиры относительно 6 интегрирующая способствует объединению социальных групп обще ства на базе общих ценностей, идей, установок; 7 прогностическая создает основу для предвидения содержания и ха рактера политического процесса; 8 нормативная создает общепринятый образ будущего.

Политическая идеология. Термин "идеология" был введен в научный обо рот в VIII веке французским ученым X Антуаном Дестютом де Траси. Марксисты термин "идеология" использовали в трех значениях: 1 сознание определенного класса в целом; 2 теоретическое сознание; 3 ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

Д. Истон, М. Дюверже определяли идеологию как систе му енностей и ц предпочтений. Благодаря ценностям осу ществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззрен ческие и религиозные образования, к области веры, отри цая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научно сти. Современные политологи Э. Шилдс и У. Матц расценивают политическое мировоззрение как веру.

Большинство политологов определяют идеологию как си стематизированную овокупность с идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и пр.

Любая идеология носит политический характер, но поня тие политическая идеология употребляется в специфичес ком смысле - как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ 1 легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции; 2 артикуляция интересов групп и слоев общества; 3 мобилизация и интеграция граждан, стимулирование целенаправленных действий с их стороны; 4 компенсация социальной неудовлетворенности надеж дой на благополучное изменение социального бытия.

5 прогностическая - способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке на правлений развития политических процессов; 6 воспита тельная - возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами.

Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные за дачи. Превалирование идеологических ценностей над практическо политическими и тем более социально экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и стра нах Восточной Европы.

Идеологизация международных отношений в XX v особенно в период между 1945 и 1985 годами, означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идео логическим мотивам. Мирное сосуществование социалис тических и капиталистических государств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз под водил человечество к грани мировой войны.

Уровни политической идео логии: 1 теоретико концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства; 2 программно политический. Здесь социально фило софские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования;

3 актуализированный. Он характеризует степень усво ения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического учас тия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоз зренческих ориентиров.

Инструментом распространения идеологического влия ния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целе направленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия.

Таким образом, существование социально структуриро ванного общества порождает потребность в идеологии как систематизированном, теоретически оформленном спосо бе социально группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти.

Политическая психология это неотъемлемая часть политического со знания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и ин тересы в общественно психологической форме и способствующая вы работке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Политическая психология это низший уровень политического сознания.

Она складывается на основе стихийного (теоретически несистематизированного и неосмысленного) отражения интересов и потребностей клас сов и проявляется в виде симпатий и антипатий, чувств ненависти и до верия, дружбы и вражды, настроений энтузиазма, подъема, активности и пассивности. В нее также входят иллюзии, предрассудки, предубеждения, по рожденные субъективными искажениями в оценках действительного классов в обществе.

Непосредственным источником формирования полити ческой психологии является обыденно практическое сознание, которое само вырастает из практической деятельности людей как отражение их эмпирических условий существования, труда и борьбы.

Оно представляет со четание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов и проявляется в умонастроениях людей.

Все вышеназванное характерно и для политической психологии. Она выражает политические настроения, в которые включены представители данного класса или группы практику их контактов с представителями других классов и групп, общественно политических организаций, с государственной властью, социально психологическую реакцию на важнейшие политические события, государственные установ ления.

Политическая психология и есть необходимое условие направления мощных, потоков энергии масс, стимулирования их политической активности. Оно во многом формирует общественное мнение, оценки данного класса, социальной группы тех или иных по литических действий, политической линии в целом.

Особенности политической психологии 1. Формируются в процессе непосредственной активности граждан на основе их практического взаимодействия между собой и институтами власти; 2. Отражение политических событий и процессов носит поверхностный характер; 3. Доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания; 4. Отражают преимущественно не перспективные, а насущные интересы людей, их повседневные нужды; 5. Испытывает влияние различных идеологий и складывается в процессе их противоборства; 6. Способна быстро изменяться и чутко реагировать на изменяющиеся политические условия.

Элементы политической психологии: 1. чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их полити ческой деятельности; 2. индивидуально психические свойства (воля, память); 3. физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами че ловека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты.

Во втором вопросе темы мы рассматриваем два основных уровня политического сознания с точки глубины познания политических явлений, политического бытия как приближение к пониманию тенденций и закономерностей функционирования политической сферы в целом.

Обыденное политическое сознание или политическая психология является недифференцированная, несистематизированная совокупность чувств, настроений, намерений, мотивов, установок, оценок, отношений, которые образуются в результате непосредственного отображения субъектами (массами) текущей политической жизни общества.

Политическое сознание психологического уровня стала специальным объектом исследования относительно недавно - только в 1968 году было создано отделение политической психологии в структуре Американской ассоциации политических наук, а через 10 лет образовалось Международное общество политической психологии, среди учредителей которого были известные психологи Э. Фромм, Г. Айзенк, М. Мид и другие известные социальные психологи. В изданном в этом же году "Руководстве по политической психологии" утверждалось, что предметом политической психологии является "психологические компоненты политического поведения человека", это позволит применять "психологические знания к объяснению политики".

Обращение к политической психологии является важным потому, что политическая сфера вызывает невиданный всплеск эмоций, психологического возбуждения или наоборот угнетения и даже депрессии, особенно во время войн и вооруженных конфликтов. Лев Троцкий вспоминал в первые дни первой мировой войны, улицы австрийской Вены были переполнены простым людом, который был захвачен сценами будущих вооруженных соревнований.

Для политической психологии характерны:

Доминирование эмоционально-оценочного отношения людей, групп, масс к политическим явлениям и процессам без глубокого проникновения в их сущность. Так, проведенный опрос граждан Украины накануне Дня знаний в Украине в 2006 году показало, что уровень их доверия к отечественным политикам крайне низкий (менее 2% опрошенных граждан им доверяют), однако обнародованы в еженедельнике цифры вряд ли можно считать показательными, поскольку настроения людей легко меняются и часто определяются переменными факторами. В то же время высокая степень доверия граждан к священнослужителям, к военнослужащим, который повторяется на протяжении сотен опросов за все годы независимости Украины, может считаться валидным (заслуживающим доверия), стабильным и обнадеживающим результатом для общественной характеристики деятельности этих групп населения.

Не четкая выразительность НЕ истинное осмысление своих коренных интересов массами, потому будничная политическая психология трудно дифференцируется на виды и уровни. Это синкретическое образование, где сложно различить именно политические взгляды от других социальных - экономических, правовых, моральных. Здесь важно общее настроение масс, настрой на поддержку или сопротивление существующему правящему режиму.

Политически-психологическая составляющая сознания приближена к интуитивного постижения политических процессов, не следует недооценивать, потому народные массы часто интуитивно и одновременно адекватно, точно оценивают деятельность политических лидеров, партий, вождей, их оценки приближаются к афористической формы высказываний народа на политическую тему. "Николай кровавый» - такое имя давал народ последнем российскому императору, "Барыня" характеризовали солдатские и рабочие депутаты Г. Плеханова, "Нашим" называли в то время В. Ленина и т.п. Политическая идеология хотя и связана с политической психологией в структурно-функциональной схеме сознания, однако она имеет значительные отличия от первой. Это та часть политического сознания, в которой систематизируется и теоретически обосновывается роль определенной социальной силы (социальной группы, класса, слоя) в руководстве обществом. Она разрабатывается специально подготовленными людьми, теоретиками политики, а теперь и политическими технологами. Как когда-то довольно метко примитив Ленин, идеология разрабатывается "тонким слоем политиков интеллектуалов". Это было характерно для начала XX века, но в новом веке на первый план выходят не отдельные интеллектуалы, а так называемые "мозговые центры" (официальное название - Public Policy Research Organizations; неофициальная - "Think tanks"), в США такими центрами являются Бруклинский институт, Като (CATO) институт, Центр Стратегических и Международных исследований и другие.

Термин "идеология" первым начал употреблять в конце XVIII века французский философ Дестюст где трасса, который обозначал этим понятием "науку об идеях" и и должна была бы, по его мнению, отделять всякого рода суеверия и предвзятые взгляды на идеи в политике от действительно научного отношения к совокупности взаимосвязанных политических идей, касающихся проблемных сторон жизни. Он надеялся, что идеология станет такой же общепризнанной наукой как зоология и биология.

Учредители марксистской парадигмы и политического мышления К.Маркс и Ф. Энгельса негативно относились к идеологии, считая ту иллюзорным, ложным, перевернутым с ног на голову отражением политических явлений и процессов. Ведь для защиты своих узко корыстных целей идеологи господствующего класса подают свои собственные интересы как всеобщие, будто моральные интересы, а отсюда следовало, что теоретическая критика любой политической идеологии бессильна. Принципиальным недостатком марксистского понимания политической идеологии было убеждение, что ее можно заменить научно обоснованным, будто не идеологическим, сознательным для масс теоретическим пониманием политики - историческим материализмом. По иронии судьбы эта, вроде бы научная марксистско-ленинская идеология, стала, пожалуй что, наиболее политизированной, а не научной.

В письме Сталину Ф. Разкольников писал по этому поводу: "Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы мысли, без которой становится невозможной творческая работа исследователя".

Либеральная и консервативная традиция в политике по-другому трактовала смысл идеологии. Карл Поппер и Ханна Аренд рассматривали ее как инструмент социального контроля, как вариант "закрытой" системы мышления, претендующих на монополию истины в социально-политической сфере. Консерватор Майк Оукшотт отказывал идеологии в научной ценности, поскольку "в политике мы плывем по бездонном и бескрайнем море". А идеология как абстрактная схема только искажает действительность, поэтому консерватизм отрицает наличие в них идеологии, а признает лишь "умонастроение" или "позицию" гражданина.

Исследование актуальных проблем политической идеологии нашего века только начинается и находится на этапе осмысления, благодаря доработку западных ученых-Апеля, Хабермаса и других философов политики.

Современная политическая наука рассматривает политическую идеологию на следующих методологических принципах.

Во-первых, отмечается противоречие между массовой психологией и идеологией. Еще одна проблема возникает вследствие несовпадения идеологических схем с реалиями политической жизни, потому что адекватном отражению политических процессов мешают распространены среди массового субъекта властных отношений предубеждения, стереотипы, политические мифы. В конечном итоге "удобные" политические стереотипы приводят к тому, что вместо объяснения глубинных политических процессов люди привыкают опираться на упрощенные схемы, например: "НАТО - агрессивный милиарный блок", "Народ и партия едины".

Не менее категоричным и схематичным, на наш взгляд, стало противоположное высказывание известного политического журналиста, автора телепрограммы "Свобода слова" Савика Шустера на лекции во Львове: "НАТО - это сугубо оборонительный союз, он защищает суверенитет и не более того". Действительно, массы часто не воспринимают глубокие, противоречивые, сложные для осмысления идеологические схемы, теоретические конструируют, но, как метко примитив в свое время М. Горбачев, нам следует учитывать, что "в современной политике нет простых решений".

Во-вторых, важной методологической проблемой политической идеологии является обычная политика манипулирования сознанием, которая проявляется в замалчивании негативных явлений общественно-политической жизни, как это было с голодомором в Украине в 30-х годах XX века, в игнорировании существования других взглядов на политические процессы, в "просеивании" важной и необходимой для принятия политических решений информации.

Наконец, политическая идеология находится в противоречивом связи с политическими мифами и "политической религией» - как восприятии на веру специально созданных идеологом. С одной стороны, идеология вроде отрицает полуфантастическая отношение к политике, а с другой стороны, способствует распространению удобных политических мифов, которые удалены от действительности. На наш взгляд, такое положение вещей был введен в фашистской Германии согласно доктрины ее идеолога А. Розенберга, который указывал, что право немецкого народа на превосходство следует из "глубокого понимания древних мифов, этой" религии крови ", которым принадлежит будущее всего человечества ".

В последнее время казалось, что ушел в небытие такой идеологический феномен как "холодная война", который обозначал непримиримую борьбу двух противоположных идеологий - коммунистической и буржуазно-демократической, однако восстановление идеологических и пропагандистских выпадов России и США вокруг насущных военно-политических проблем в Ираке, Иране в Восточной Европе показал, что это не так. Имеется в виду, что война идей (холодная) не прекращается никогда, тем более в мирное время.

Заметим, что новый фронт "холодной войны" проходит через политическое пространство Украины в вышеупомянутых вопросах, преимущества политических ценностей западноевропейского или русского штаба, выборы языка и культуры, отношение к коллективным оборонных структур НАТО или Ташкентского соглашения и через другие проблемные стороны социально-политической жизни.

После выхода в свет "Идеологии и утопии" Манхейма тема идеологии в социальных и политических науках долгие годы не разрабатывалась. По мнению видного израильского политолога, профессора Еврейского университета в Иерусалиме Мартина Селигера, подобное положение было обусловлено тем, что в научной среде утвердилось узкое понимание идеологии как формы ложного сознания, которое впервые встречается у Маркса. Отказ от научного исследования идеологии серьезно обеднил теоретический и практический потенциал политической науки, привел к образованию значительных пробелов в знаниях о движущих мотивах политической деятельности. Восполнить эти пробелы и возродить интерес к данной проблеме Селигер попытался в вышедшей в 1972 г. книге "Идеология и политика".

К этому времени автор уже приобрел достаточную известность на Западе как специалист по истории политических учений. Помимо работ на иврите им были опубликованы в США и Англии монографии "Либеральная политика Джона Локка" и "Марксова концепция идеологии". В качестве преподавателя политической науки Селигера приглашали на работу в Манчестерский университет и Лондонскую школу экономики.

Взаимосвязь идеологии, политической культуры и практической политики – центральная проблема работ Селигера. Понимая под идеологией любую систему политических убеждений, ученый указывает, что носитель идеологии нуждается в политических средствах для ее реализации, в то время как практическому политику для получения общественного признания своей деятельности необходимо апеллировать к моральным ценностям, составляющим стержень идеологических воззрений.

Политическая окраска идеологии может быть выявлена через ее соотнесение с преобладающей в обществе культурой. Консервативная идеология требует сохранения существующей политической культуры, умеренная – выступает за отдельные преобразования, а радикальная – требует создания принципиально новой политической культуры. Таким образом, подчеркивает Селигер, одна и та же идеологическая система в разных социально-культурных контекстах может выступать и как радикальная, и как консервативная.

Идеология представляет собой комплекс представлений, включающий элементы научного знания, этические и религиозные ценности, оценки, обязательства добиваться в практической деятельности определенных целей, прибегать к определенным средствам для их достижения. "Сверхзадачей" любой идеологической системы является организация совместных действий больших групп людей, нацеленных на сохранение, изменение или уничтожение существующих форм социально-экономического и политического устройства.

М. Селигер проводит четкое разграничение между идеологией и политической философией, что некоторые исследователи считают несущественным. По мнению ученого, в рамках политической психологии могут получить развитие те принципы, которые служат основанием идеологической системы. В этом смысле идеология превращает философскую доктрину в средство мобилизации массы и элиты для совместного социального действия. Однако с гносеологической точки зрения одни и те же принципы в рамках идеологии и политической философии ожидает разная судьба. Философ обязан постоянно доказывать достоверность этих принципов, сопоставляя их с реальностью и требованиями логики. Идеолог же оперирует ими как святынями, не подлежащими сомнению.

Структура идеологии, как считает Селигер, определяется характером содержащихся в ней суждений: описательных, аналитических, моральных и "технических" предписаний, заявлений о средствах претворения идеологии в жизнь, отрицаний. По мнению исследователя, преобладание в идеологической системе того или иного вида суждений характеризует культурно-психологические особенности ее сторонников.

При практическом применении в идеологическом комплексе выделяются две части, далеко не всегда находящиеся в соответствии друг с другом: "фундаментальная идеология" и "оперативная идеология". Центром первой являются моральные предписания, охватывающие принятое в данном культурном контексте почитание добра и зла. Стержнем "оперативной идеологии" становятся предписания технические, указывающие средства ведения конкретной политики.

Выделяя три типа идеологии – коммунистический, либеральный и фашистский – Селигер утверждал, что наибольший разрыв между фундаментальными принципами и оперативной идеологией был характерен для коммунистического режима, а наименьший – для фашистского. Так, террор, по его мнению, был свойствен обоим режимам, но если террористические методы органически вытекали из фашистской морали, общегуманистическая идеология находилась с ними в противоречии.

М. Селигер считал, что в условиях западной демократии сходство "оперативных идеологий" часто становится основой для коалиции политических сил, придерживающихся фундаментальных ценностей. История двух мировых войн дала немало примеров того, как существовавшие на уровне "оперативной идеологии" элементы национализма сплачивали в единый блок враждовавшие партии. В мирных условиях наличие общих для всей страны проблем также заставляет политиков забывать о своих фундаментальных принципах, примером чего мог служить предложенный в свое время Итальянской компартией "исторический компромисс".

Сближение "оперативных идеологий" и создание на этой основе системы "консоциативной демократии", как подчеркивает Селигер, не являются результатом стабильности и надежности западной политической системы. Напротив, ее надежность и стабильность в значительной степени обусловлена действием вышеуказанных факторов. В связи с этим Селигер полагает, что лидеры развивающихся стран должны обратить первоочередное внимание на эту черту западного общества при моделировании собственного политического развития.

Политическая идеология – специфическая форма политического сознания, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения(социальные, экономические, национальные и т.д.) привели к возникновению различных по целям и содержанию видов П.и.(либеральной, консервативной, радикальной и т.п.) и представлению о противоположности, борьбе идеологий. П.и. стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-л. групп на власть, ее использование. Реальный «вес» П.и. зависит от степени ее влияния на общественное сознание. П.и. выполняет следующие функций 1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; 2) мобилизационную, смысл которой заключается в том, что, предлагаемая идея более совершенного общества, П.и. выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3) интегративную, состоящую в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, П.и. задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес; П.и. противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; 4) амортизационную, способствующую ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям по их реализации; 5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, иными словами, П.и. могут возникать на основе интересов какой-л. социальной группы и призваны противопоставить их интересам др. групп; идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках; для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. Выделяются несколько уровней П.и.: 1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека); 2) программно-политический (на этом уровне происходит адаптация, перевод с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов требований элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; требования этого уровня - быть максимально доступными для возможно большего количества людей, ориентировать их на политические действия; 3) актуализированный, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение; именно этот уровень позволяет элите через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности П.и., которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества. Политическая психология - наука, изучающая психологические аспекты политической жизни. Объектами политике-психологических исследований являются - политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки, мотивы, влияющие на политическое поведение, политическая социализация, массовое сознание и т.д. Методы исследований заимствовались П.п. из социальной, клинической, когнитивной и др. направлений психологии. К наиболее часто используемым методам исследований относят наблюдение, тестирование, социологические опросы, моделирование ситуаций в лабораторных условиях, психосемантический анализ, экспертную оценку личности, создание психологических портретов, анализ биографий политическихлидеров, схематическое картирование и др. Политическая психология – составная часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно – политической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Политическая идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.
Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы. Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят: целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня; появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается); изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов; обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.); апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов; склонность к некоторой лакировке действительности. К числу ведущих функций идеологии относятся: целеобразующая формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть; программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная - сплочение, формирование единства со-циальной группы; мотивирующая - побуждение людей к политической активности; коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков». К основным функциям идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандист- скую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологии в современном мире. К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру. Другим уровнем политического сознания, парным идеологи-ческому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.п. Сфера политической психологии включает в себя такие явления: социально-политические основания психологической активности (потребности, мотивы, интересы, стремления), психологические механизмы взаимодействия с политиче-ской средой (установки, стереотипы, предрассудки), психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции); устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки); психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др. В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности: спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования; преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания; взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов; известная противоречивость и рассогласованность личных элементов; выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций; подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д. В отличие от идеологии политическая психология хуже поддается теоретическому анализу ввиду наличия в ней множества иррациональных элементов. Но и они, как показало развитие науки психологии в XX в., могут стать объектом теоретического рассмотрения и практических рекомендаций.